Научная статья на тему 'Методы и инструменты регулирования доверительного управления на рынке ценных бумаг в зарубежных странах в рамках разных моделей регулирования'

Методы и инструменты регулирования доверительного управления на рынке ценных бумаг в зарубежных странах в рамках разных моделей регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1646
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ / FIDUCIARY MANAGEMENT / SECURITY MARKET / REGULATORY MODEL OF FINANCIAL MARKET / REGULATION OF FIDUCIARY MANAGEMENT / FOREIGN SECURITY MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Люц Екатерина Викторовна

Представлен анализ методов и инструментов доверительного управления на рынке ценных бумаг в зарубежных странах. Объекты исследования подобраны таким образом, чтобы показать функционирование различных моделей регулирования финансового рынка. В США и Китае закрепилась «распыленная модель». В этих странах широкое применение получили нормативно-правовой и контрактный методы регулирования доверительного управления. В качестве инструментов регулирования также выступают обязательный аудит, требования по созданию системы внутреннего контроля. В качестве примера модели мегарегулирования были рассмотрены финансовые рынки Сингапура и Германии. Среди инструментов, применяемых в этих странах, интерес представляют институт советников в Сингапуре и метод стресс-тестирования управляющих в Германии. Также в законодательстве Сингапура подробно прописаны штрафные санкции за нарушения законодательства в сфере рынка доверительного управления, а в Германии деятельность по доверительному управлению регламентируется отдельным кодексом. В Великобритании и Бельгии регулирование финансового рынка осуществляется на основе модели «Твин Пикс», при которой надзорные функции поделены между двумя ведомствами. В Бельгии отсутствуют специальные инструменты регулирования доверительного управления, на управляющих распространяются такие общие требования, как проведение аудита и организация системы внутреннего контроля. Особенность регулирования доверительного управления в Великобритании состоит в обширном перечне инструментов по информированию инвесторов в части добросовестной контрактации, мер по информированию о мошеннических действиях управляющего и порядка обращения за компенсациями в случае банкротства управляющего. Некоторые аспекты зарубежной практики могут быть полезны на данном этапе построения системы регулирования российского рынка ценных бумаг, в том числе доверительного управления, будут способствовать повышению емкости, стабильности и прозрачности рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Люц Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper contains the analysis of methods and instruments of fiduciary management on security markets in foreign countries. The countries chosen in the paper have different regulatory models. The "diffuse model" was entrenched in the United States and China. The legislation and contractory methods of regulation are broadly used in these countries. The obligatory audit and requirements to create the inner control are additional instruments of regulations. Singapore and German financial markets follow the megaregulatory model. The notable instruments in these countries are "financial advisors" institute in Singapore and the method of stress-testing of asset managers in Germany. Also, the Singapore legislation contains a well-defined penalties for violations of fiduciary management laws, and in Germany the fiduciary management is regulated by a separate code of laws. The "Twin Peaks" model is applied in the United Kingdom and Belgium, where the supervisory functions are split among two authorities. In Belgium, there are no special instruments to regulate the fiduciary management, the common requirements as regular audits and inner control are applied to managers. The hallmark of the fiduciary management in the United Kingdom is the broad list of instruments to inform the investors on bona fide contractions, the unlawful actions of managers and how to address for the compensations in case of bankruptcy of the manager. Some aspects of foreign practice can be useful at the current stage of building the Russian regulatory of the securities market, including the fiduciary management. That will help to increase the volume, stability and transparency of the market.

Текст научной работы на тему «Методы и инструменты регулирования доверительного управления на рынке ценных бумаг в зарубежных странах в рамках разных моделей регулирования»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 28-36.

УДК 338.242.2

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В РАМКАХ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ1

METHODS AND TOOLS OF FIDUCIARY MANAGEMENT REGULATION IN FOREIGN COUNTRIES IN THE FRAME OF DIFFERENT REGULATION MODELS

Е.В. Люц E.V. Lyuts

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky

Статья поступила в редакцию 9 декабря 2014 г.

Представлен анализ методов и инструментов доверительного управления на рынке ценных бумаг в зарубежных странах. Объекты исследования подобраны таким образом, чтобы показать функционирование различных моделей регулирования финансового рынка. В США и Китае закрепилась «распыленная модель». В этих странах широкое применение получили нормативно-правовой и контрактный методы регулирования доверительного управления. В качестве инструментов регулирования также выступают обязательный аудит, требования по созданию системы внутреннего контроля. В качестве примера модели мегарегулирования были рассмотрены финансовые рынки Сингапура и Германии. Среди инструментов, применяемых в этих странах, интерес представляют институт советников в Сингапуре и метод стресс-тестирования управляющих в Германии. Также в законодательстве Сингапура подробно прописаны штрафные санкции за нарушения законодательства в сфере рынка доверительного управления, а в Германии - деятельность по доверительному управлению регламентируется отдельным кодексом. В Великобритании и Бельгии регулирование финансового рынка осуществляется на основе модели «Твин Пикс», при которой надзорные функции поделены между двумя ведомствами. В Бельгии отсутствуют специальные инструменты регулирования доверительного управления, на управляющих распространяются такие общие требования, как проведение аудита и организация системы внутреннего контроля. Особенность регулирования доверительного управления в Великобритании состоит в обширном перечне инструментов по информированию инвесторов в части добросовестной контрактации, мер по информированию о мошеннических действиях управляющего и порядка обращения за компенсациями в случае банкротства управляющего. Некоторые аспекты зарубежной практики могут быть полезны на данном этапе построения системы регулирования российского рынка ценных бумаг, в том числе доверительного управления, будут способствовать повышению емкости, стабильности и прозрачности рынка.

The paper contains the analysis of methods and instruments of fiduciary management on security markets in foreign countries. The countries chosen in the paper have different regulatory models. The "diffuse model" was entrenched in the United States and China. The legislation and contractory methods of regulation are broadly used in these countries. The obligatory audit and requirements to create the inner control are additional instruments of regulations. Singapore and German financial markets follow the megaregulatory model. The notable instruments in these countries are "financial advisors" institute in Singapore and the method of stress-testing of asset managers in Germany. Also, the Singapore legislation contains a well-defined penalties for violations of fiduciary management laws, and in Germany the fiduciary management is regulated by a separate code of laws. The "Twin Peaks" model is applied in the United Kingdom and Belgium, where the supervisory functions are split among two authorities. In Belgium, there are no special instruments to regulate the fiduciary management, the common requirements as regular audits and inner control are applied to managers. The hallmark of the fiduciary management in the United Kingdom is the broad list of instruments to inform the investors on bona fide contractions, the unlawful actions of managers and how to address for the compensations in case of bankruptcy of the manager. Some aspects of foreign practice can be useful at the current stage of building the Russian regulatory of the securities market, including the fiduciary management. That will help to increase the volume, stability and transparency of the market.

Ключевые слова: доверительное управление, рынок ценных бумаг, модель регулирования финансового рынка, регулирование доверительного управления, зарубежные рынки ценных бумаг.

Key words: fiduciary management, security market, regulatory model of financial market, regulation of fiduciary management, foreign security markets.

Введение. Исторически становление и раз- обращении ценных бумаг (Securities Exchange витие государственного регулирования рынка Act of 1934), а также Закон об инвестиционных ценных бумаг ассоциируется с США. В период компаниях (Investment Company Act of 1940) и президентства Франклина Рузвельта были при- Закон об инвестиционных консультантах (In-няты основные нормативные акты: Закон о цен- vestment Advisers Act of 1940), послужившие ных бумагах (Securities Act of 1933) и Закон об основой такого регулирования [1, с. 56].

1 При поддержке гранта «Молодые ученые ОмГУ» № МУ-1/2014.

© Е.В. Люц, 2015

Методы и инструменты регулирования доверительного управления на рынке ценных бумаг...

29

В общем смысле регулирование рынка ценных бумаг - это «упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов» [2, с. 1]. Исходя из этого определения, регулирование доверительного управления можно представить как упорядочение деятельности всех сторон доверительного управления (доверительных управляющих, учредителей управления и выгодоприобретателей) и операций между ними со стороны уполномоченных органов.

В настоящее время выделяют следующие модели государственного регулирования рынка ценных бумаг:

1. «Распыленная модель», когда регулированием фондового рынка занимается отдельный государственный орган (комиссия, агентство и т. д.).

2. Модель мегарегулирования, когда регулирование фондового рынка осуществляет единый регулятор финансового рынка.

3. Модель «Твин Пикс», когда происходит разделение функций по регулированию финансового рынка между двумя ведомствами.

В данном исследовании рассмотрены методы и инструменты государственного регулирования рынка ценных бумаг и доверительного управления в контексте трех вышепредставлен-ных моделей. В работе будет изучена практика в сфере регулирования доверительного управления в Китае и США - как в странах с «распыленной моделью», Сингапуре и Германии -как в странах, использующих модель мегарегулятора, и Великобритании и Бельгии - как в странах с моделью «Твин Пикс».

Обзор литературы. Общие вопросы регулирования рынка ценных бумаг, оценка сильных и слабых сторон той или иной модели представлены в работах А.В. Блажко, М.А. Эскин-дарова, А.Н. Костюкова, Е.А. Ахмедовой и Х.А. Горчхановой [3-6]. Особенности регулирования зарубежных рынков ценных бумаг, в том числе и рынка доверительного управления, описаны такими экономистами, как Е.Р. Дем-би, Р. Плейза, Д. Голди, А. Меньшикова, Д. Бирюков, Е. Жук [7-12]. Характеристики и содержание доверительного управления на рынке ценных бумаг нашли свое отражение в работах Л.В. Гудаковой, И.В. Рындиной, С.В. Ротко, Б.В. Сребника, Т.Б. Вилковой, М.В. Ясуса [13-16]. Основной массив анализируемой информации приходится на официальные интернет-сайты регулирующих органов иностранных государств.

Гипотезы и методы исследования. Приступая к исследованию, мы делаем предположение, что на зарубежных рынках ценных бумаг сформировались определенные инструменты и методы регулирования доверительного управления. При этом для каждой модели регулирования рынка ценных бумаг характерен свой набор методов и инструментов регулирования доверительного управления. В данной работе будут использоваться следующие общенаучные методы: индукция и дедукция, метод научной абстракции, анализ и синтез, компаративный метод.

Результаты исследования. Регулирование финансового рынка Китайской Народной Республики осуществляется тремя государственными органами: Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг (China Securities Regulatory Commission), Комиссией по регулированию банковской деятельности (China Banking Regulatory Commission), Комиссией по регулированию страхования (China Insurance Regulatory Commission). Можно выделить следующие доступные Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг методы и инструменты:

1. Разработка политики и стратегии развития рынка ценных бумаг, законов в сфере фондового рынка, их модернизация и изменение.

2. Надзор и контроль за инвестиционными компаниями, управляющими компаниями инвестиционных фондов, разработка и проверка квалификации руководства этих организаций, разработка руководства по аттестации специалистов рынка ценных бумаг для Китайской ассоциации участников рынка ценных бумаг и Китайской ассоциации участников фьючерсного рынка, аттестующих прочих специалистов на рынке ценных бумаг и фьючерсном рынке.

3. Осуществление надзора за коммуникациями на рынке ценных бумаг и ответственность за управление информацией о рынке ценных бумаг.

4. Участие в разработке и утверждении стандартов деятельности бухгалтерских и оценочных компаний на рынке ценных бумаг.

5. Расследование и наказание за правонарушения на рынке ценных бумаг [17].

Регулирование доверительного управления на китайском рынке ценных бумаг осуществляется согласно двух документов: государственного закона «Об инвестиционных фондах», охватывающего рынок коллективных инвестиций [18], и правил, разработанных Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг, «Ме-

30

Е.В. Люц

ры по регулированию деятельности компаний, осуществляющих доверительное управление на рынке ценных бумаг» [19], затрагивающих рынок индивидуального доверительного управления. Так, управляющие должны придерживаться принципов справедливости и беспристрастности, соблюдать законные права и интересы клиентов, быть честными и заслуживающими доверия, прилежными и исполняющими свой долг, избегать конфликта интересов [19].

Инструменты регулирования доверительного управления на китайском рынке ценных бумаг:

1. Контрактное регулирование отношений между управляющим и учредителем управления. Договор доверительного управления должен содержать условия о категории, количестве и структуре активов, сфере вложения, инвестиционных ограничениях, сроках договора, порядке его расторжения, определения расходов и вознаграждения управляющего, правах и обязанности сторон, раскрытие информации, в том числе о рисках инвестирования, порядок разрешения споров и обязательств в случае нарушения договора.

2. Необходимость создания систем внутреннего контроля и риск-менеджмента, организации обособления средств учредителей управления, принятие мер по защите конфиденциальной информации и противодействию инсайдерской торговли.

3. Требование к существованию инвестиционного спонсора (своего рода гаранта деятельности управляющего) и критерии его отбора: опыт в области рынка ценных бумаг (практический или научный) более трех лет, высокий уровень профессиональной этики, регистрация в Китайской ассоциации участников рынка ценных бумаг.

4. Наличие возможности комиссии по ценным бумагам приостанавливать деятельность управляющих.

5. Система отчетности на ежеквартальной основе, которая предоставляется в региональные отделения Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг и в Китайскую ассоциацию участников рынка ценных бумаг.

6. Требование к раскрытию в доступной форме информации об инвестиционном плане, договоре доверительного управления.

7. Ежегодный аудит деятельности управляющих.

8. Осуществление плановых и внеплановых проверок деятельности управляющих Комиссией. Контроль за деятельностью руководства управляющего, в том числе привлечение его

к административной ответственности, определение как лиц, не подходящих занимаемой должности.

9. Административные санкции за несоблюдение отдельных положений «Мер по регулированию деятельности компаний, осуществляющих доверительное управление на рынке ценных бумаг» [19].

Контроль за деятельностью инвестиционных консультантов (именно их деятельность соответствует индивидуальному доверительному управлению) в США осуществляют Комиссия по ценным бумагам и биржам (The U.S. Securities and Exchange Commission), саморегулируемые организации либо органы по ценным бумагам в штатах. Непосредственно за деятельностью управляющих надзирает Департамент инвестиционного менеджмента (The Division of Investment Management), основная обязанность которого состоит в содействии Комиссии по ценным бумагам и биржам в защите интересов инвесторов [20]. В качестве одного из методов регулирования доверительного управления выступает процедура регистрации инвестиционных консультантов. Другим методом выступает нормативно-правовое регулирование, основным документом является Закон об инвестиционных консультантах [21].

В качестве инструментов регулирования доверительного управления также выступают условия осуществления деятельности инвестиционного консультанта:

1. Доверительный характер отношений между клиентом и управляющим: обязанность действовать в интересах клиентов, недопущение конфликта интересов, прозрачность осуществления деятельности управляющего.

2. Обязательное наличие программ внутреннего контроля деятельности управляющего: в компании разрабатывается политика и применяются процедуры по выявлению, устранению и профилактике нарушений законодательства.

3. Предоставление отчетов и разъяснений регулятору.

4. Раскрытие информации клиентам и потенциальным клиентам по их письменному запросу, а также обязательное предоставление обновленной информации клиентам.

5. Наличие этического кодекса управляющего, включающего меры по противодействию использованию инсайдерской информации.

6. Ведение специального учета всех операций, оказанных консультаций. Обязательное хранение всех финансовых документов, договоров. Документы хранятся, как правило, не меньше пяти лет с даты последней записи в них.

Методы и инструменты регулирования доверительного управления на рынке ценных бумаг...

31

7. Обеспечение лучших условий исполнения сделок клиентов.

8. Включение определенных условий в консультативные контракты.

9. Предоставление полной информации сотрудникам регулирующего органа при проведении проверок.

10. Утверждение политики голосования по акциям клиентов, в отношении которых консультанты осуществляют управление.

11. Требования к рекламе. Она не должна вводить в заблуждение, при раскрытии результатов управления, достигнутых в прошлом, необходимо указание всех существенных фактов, повлиявших на это.

12. Инвестиционные консультанты должны привлекать квалифицированных кастодианов для хранения ценных бумаг или самостоятельно осуществлять их хранение при условии обязательного прохождения аудиторской проверки.

13. Инвестиционные консультанты должны уведомлять своих клиентов о существенном изменении в своем финансовом состоянии, что может повлиять на исполнение ими своих обязательств [22].

Отношения между управляющим и клиентом помимо государственного регулирования подвергаются контрактному регулированию, условия которого прописаны в законодательстве США об инвестиционных консультантах. Условия контрактов должны совпадать с официальной отчетностью инвестиционных консультантов [7].

Таким образом, для сегментированной модели свойственны такие общие методы, как нормативно-правовое регулирование, когда существуют отдельные акты, регламентирующие деятельность доверительных управляющих. Также управляющие в США и Китае должны разрабатывать систему внутреннего контроля, предоставлять отчетность в регулирующий орган. В числе инструментов регулирования присутствуют обязательный аудиторский контроль, контроль за раскрываемой информацией, в том числе в форме рекламы, контрактное регулирование на рынке ценных бумаг. Китайская Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг наделена широкими полномочиями по осуществлению проверок деятельности управляющих, соответствия руководства занимаемой должности.

Если говорить о модели мегарегулирования, то в числе первых к ней в 1984 г. перешел Сингапур. Именно опыт этого государства рассматривался в Российской Федерации при по-

строении современной системы регулирования финансового рынка. Регулирование финансового рынка в Сингапуре возложено на Валютное управление Сингапура (Monetary Authority of Singapore), миссия которого заключается в содействии устойчивому неинфляционному росту, развитии стабильного и прогрессивного финансового центра. К функциям Валютного управления Сингапура относятся, во-первых, выполнение функции центрального банка, в том числе разработка денежно-кредитной политики, эмиссия национальной валюты, надзор за платежными системами, роль банка и финансового агента правительства, во-вторых, проведение комплексного надзора за финансовыми услугами и финансовой стабильностью, в-третьих, управление официальными валютными резервами Сингапура, в-четвертых, развитие Сингапура как международного финансового центра [23].

Доверительное управление в Сингапуре осуществляют трастовые компании, деятельность которых регулируется Законом о трастовых компаниях (Trust Companies Act) [24]. Основной метод регулирования деятельности трастовых компаний - лицензирование. Количественным критерием для получения лицензии является оплаченный капитал в размере не менее 250 000 сингапурских долларов. Так, получение лицензии на осуществление доверительного управления является обязательным, а осуществление такой деятельности без лицензии карается штрафом до 75 000 сингапурских долларов или лишением свободы на срок до 3 лет. В рамках метода лицензирования закреплены жесткие инструменты регулирования:

• условия отзыва лицензии, в том числе за непредоставление информации регулирующему органу в 14-дневный срок;

• условия ликвидации управляющего;

• условия согласования и избрания руководителя и его заместителя [24].

В рамках метода контроля за финансовым состоянием трастовой компании применяется инструмент обязательного уведомления Валютного управления о невозможности выполнять компанией свои обязательства. Также в такую компанию может быть назначен советник или руководитель. Кроме этого, в Законе о трастовых компаниях содержатся положения о ведении внутреннего учета таким образом, чтобы информация в них была достоверной, доступной и удобной, в том числе для регулирующего органа и проведения аудита. Несоответствие информации данному требованию влечет штраф до 50 000 сингапурских долларов.

32

Е.В. Люц

Как метод регулирования доверительного управления в Сингапуре используется аудиторский контроль, причем Валютное управление вправе отозвать аудитора компании и назначить ей нового. Помимо этого, регулятор вправе проводить собственные проверки и расследования. Объектами проверки являются учетные данные трастовой компании. Расследования проводятся для проверки соблюдения законодательства и предписаний, а также в случае наличия подозрений или заявлений в отношении компании.

В рамках метода нормативно-правового регулирования Валютным управлением могут применяться такие инструменты, как кодексы, руководящие принципы, политические заявления, практические пояснения, письма о непринятии мер.

Метод информирования населения в Сингапуре получил свою реализацию в праве регулирующего органа публиковать информацию о трастовых компаниях, предоставлении, приостановлении и отзыве лицензии на ведение трастового бизнеса, раскрывать данные о назначенных и снятых с должности руководителях, а также о расследованиях и нарушениях закона трастовой компанией и/или ее должностными лицами [24].

Другим государством, в котором регулирование финансового рынка осуществляется одним органом, является Германия. Здесь надзор за банками, страховыми организациями и участниками рынка ценных бумаг передан Федеральному управлению финансового надзора (The Federal Financial Supervisory Authority (BaFin)), которое в свою очередь находится под надзором Федерального министерства финансов [25].

Непосредственный надзор за управляющими осуществляет Департамент доверительного управления. Основным документом, регламентирующим деятельность управляющих, является Кодекс доверительного управления (Kapitalanlagegesetzbuch) [26], который ориентирован на защиту интересов инвесторов и включает в себя такие инструменты регулирования доверительного управления, как требования к организации корпоративного управления, структуры комиссионного вознаграждения управляющего, меры по избеганию конфликта интересов. Несоблюдение этих требований влечет за собой штраф и уголовную ответственность [27]. Кодекс дополняется правилами для управляющих компаний, которые регламентируют, к примеру, раскрытие информации об учетной политике, уровне и типе риска, спо-

собах управления ликвидностью и величине используемого левериджа. Важное место в немецкой системе регулирования доверительного управления отведено аудиторскому контролю. Так, аудиторы проверяют соответствие сделок управляющих торговым правилам Европейского Союза, проводят стресс-тесты, дают детальную оценку порядка определения стоимости активов под управлением и системы управления ликвидностью [28].

Кроме нормативного метода регулирования, в число инструментов входят минимальные требования к собственному капиталу (300 000 евро) и к руководителям управляющей компании. Также BaFin, согласно Кодексу доверительного управления, осуществляет контроль за распространением управляющими -как отечественными, так и зарубежными - рекламы [29].

Среди общих инструментов регулирования финансового рынка Федеральным управлением финансового надзора можно выделить следующие: требование к необходимости получения от клиента информации о целях инвестирования и размере принимаемого риска; правила проведения для сотрудников, в том числе касающиеся совершения ими сделок в своих интересах [30].

Регулирование доверительного управления в Сингапуре и Германии базируется на законах, в число общих методов и инструментов регулирования входят аудиторский контроль, требования к минимальной величине собственного капитала управляющего. Примечательно, что регулирование доверительного управления в Сингапуре сильнее регламентировано, подразумевает возможность регулирующего органа назначать аудитора, советника и руководителя в управляющую компанию с целью стабилизировать ее финансовое состояние, также в Законе о трастовых компаниях прописаны санкции (административные и уголовные) за нарушение положений данного закона. Для регулирования немецкого рынка доверительного управления характерно широкое использование инструментов оценки риска, проведение стресс-тестов.

Новацией на финансовом рынке является построение модели «Твин Пикс». Суть ее заключается в разделении контрольных и надзорных полномочий между двумя ведомствами. Так, в Великобритании пруденциальный надзор передан Управлению пруденциального регулирования (Prudential Regulation Authority), а контроль за текущим состоянием дел в отрасли осуществляет Управление финансового поведения (Financial Conduct Authority).

Методы и инструменты регулирования доверительного управления на рынке ценных бумаг...

33

Управление пруденциального регулирования находится в подчинении Банка Англии и призвано обеспечить надежность и устойчивость финансовой системы [31]. Деятельность Управления базируется на следующих подходах:

1. Экспертный подход: суждение используется для определения текущего финансового состояния, возможности фирмы удовлетворять пороговым значениям.

2. Прогнозный подход используется для оценки возможности развития рисков в будущем, чтобы принять необходимые меры на ранней стадии.

3. Сфокусированный подход заключается в том, что Управление уделяет особое внимание надзору за рисками и компаниями, которые могут оказать влияние на стабильность финансовой системы Великобритании [32].

Однако в ведении Управления не находятся управляющие активами и независимые финансовые консультанты [31]. Эта функция закреплена за Управлением финансового поведения, цель которого состоит в том, чтобы способствовать соблюдению компаниями интересов своих клиентов и обеспечению стабильности рынка [33]. В качестве основного метода регулирования рынка доверительного управления выступает информирование населения. Так, в рамках этого метода разработаны следующие инструменты:

• алгоритм для проверки компаний, предоставляющих финансовые услуги;

• служба поддержки инвесторов (горячая линия) и система передачи информации о фирмах, действующих незаконно;

• меры по распознаванию и информированию о ложной или вводящей в заблуждение рекламе финансовых продуктов;

• опубликование признаков недобросовестных контрактов; также Управление может потребовать от компаний, предлагающих несправедливые условия контракта, их изменить в добровольном порядке или путем обращения в суд;

• перечень мест, куда инвестор может обратиться с жалобой, и порядок такого обращения (в фирму, к финансовому омбудсмену, в суд);

• алгоритм возврата денежных средств в случае банкротства финансовой компании;

• меры по распознаванию инвестиционных мошенников [34-40].

Регулированием деятельности управляющих в составе Управления финансового поведения занимается Подразделение управления клиентскими активами (The Client Asset Unit), задачи которого состоят в следующем:

- улучшить систему идентификации, оценки и минимизации рисков клиентских активов;

- усилить соблюдение компаниями законодательства с помощью сборника материалов по управлению клиентскими активами;

- повысить способность Подразделения оперативно реагировать на банкротство компаний [41].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим методом регулирования деятельности инвестиционных компаний является система допуска (авторизации) на рынок ценных бумаг [42]. После регистрации в Управлении финансового поведения инвестиционные компании обязаны предоставлять отчетность в регулирующий орган, в том числе отчетность, содержащую информацию о размере клиентских активов [43].

Для управляющих в Великобритании, помимо общих регулятивных правил, действуют специальные, к которым относятся:

- стандарты ведения бизнеса, в том числе стандарт распоряжения клиентскими активами (Client Assets (CASS));

- промежуточный свод правил пруденциального надзора за инвестиционным бизнесом (Interim prudential sourcebook for investment businesses) [44].

Еще одним государством, в котором надзор построен в соответствии с моделью «Твин Пикс», является Бельгия. Здесь регулятивные функции разделены между Банком Бельгии (The National Bank of Belgium) и Службой по финансовым услугам и рынкам (The Financial Services and Markets Authority) [45]. Банк Бельгии осуществляет регулирование банковского сектора страны, проводит денежно-кредитную политику, осуществляет сотрудничество в рамках Европейского Союза [46].

В сферу деятельности службы входит контроль за финансовыми рынками, информацией, раскрываемой компаниями, она дает определение категориям финансовых посредников и финансовых услуг, контролирует распространение рекламы посредниками, соблюдение ими законодательства, способствует повышению финансовой грамотности населения [45]. Деятельность службы регламентируется Законом о надзоре за финансовым сектором и финансовыми услугами (Law of 2 August 2002 on the supervision of the financial sector and on financial services). Данный закон содержит сведения об общих полномочиях регулирующего органа, такие методы регулирования, как аудиторский контроль, требования к организации внутреннего контроля [47]. Необходимо отметить, что особые методы и инструменты регулирования

34

Е.В. Люц

доверительного управления в Бельгии отсутствуют.

Таким образом, регулирование в рамках модели «Твин Пикс» в Великобритании отличается тем, что особое внимание уделено информированию населения, повышению финансовой грамотности. В свою очередь, в Бельгии не выделяются отельные инструменты регулирования доверительного управления, а к управляющим компаниям предъявляются общие требования.

Заключение. Подводя итог, можно говорить о формировании широкого перечня инструментов и методов регулирования доверительного управления за рубежом. В странах с «распыленной моделью» и моделью мегарегулирования важным инструментом является нормативно-правовой метод, доверительное управление является отдельным объектом регулирования. Также для этих стран характерно использование методов допуска на рынок посредством регистрации и лицензирования. В рамках всех моделей действует такой метод регулирования, как аудиторский контроль, требования к организации системы внутреннего контроля, контроль за раскрываемой информацией, в том числе за рекламой финансовых услуг. На наш взгляд, весьма интересным является опыт Великобритании, Китая и США, где в качестве инструмента регулирования доверительного управления важная роль отводится контрактному регулированию, описаны требования и минимальные реквизиты контрактов на доверительное управление. В свете кризисных событий, потрясших финансовый рынок в 2008 г., необходимым видится проведение стресс-тестов управляющих компаний, которое практикуется в Германии. Также особого внимания заслуживает опыт Бельгии и Великобритании по построению модели «Твин Пикс». Помимо этого, метод информирования населения о рынке ценных бумаг и доверительном управлении в Великобритании позволяет повысить финансовую грамотность населения, оперативно реагировать на возникновение недобросовестных практик на рынке.

Анализ методов и инструментов, используемых в различных странах для регулирования доверительного управления, позволяет выбрать и обосновать использование тех или иных приемов на российском рынке ценных бумаг. Так, по нашему мнению, для Российской Федерации будет ценен опыт Сингапура, поскольку именно на основе модели регулирования финансового рынка этой страны происходит конструирование отечественной системы регули-

рования. Помимо этого, для выполнения задачи по повышению емкости и прозрачности финансового рынка в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года [48] возможно заимствование опыта Великобритании в части повышения финансовой грамотности и информированности населения. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Лашкуль О. Способы регулирования рынка ценных бумаг в США // Бизнес, менеджмент и право. - 2008. - № 2 (17). - С. 56-61.

2. Афонина А. О. Регулирование фондового рынка в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. -2007. - № 10. - URL : http://e-joumal.spa.msu. ru/uploads/vestnik/2007/vipusk_10._mart_2007_ g./afonina.pdf (дата обращения: 29.09.2014).

3. Блажко А. В. Роль зарубежного опыта в регулировании финансового рынка России // Проблемы современной экономики. - 2013. -№ 13. С. 8-13.

4. Эскиндаров М. А. Переход к «кросс-сек-торному» регулированию финансового рынка: фактор стабильности национальной экономики или новый вид системного риска? // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - № 5. - С. 4-9.

5. Костюков А. Н. Центральный Банк Российской Федерации - регулятор финансовых рынков // Вест. Ом. ун-та. Сер. «Право». - 2013.

- № 4. - С. 38-43.

6. Ахмедова Е. А., Горчханова Х. А. Современная система регулирования рынка ценных бумаг в России и проблемы ее развития // Финансовые исследования. - 2007. - № 17. -С.28-32.

7. Demby E. R. The RIA’s Compliance Solution Book. - N. Y. : Bloomberg Press, 2006. -297 p.

8. Goldie D. C., Murray G. S. The investment answer. - N. Y. : Business Plus, 2011. - 88 p.

9. Regulation of Investment Advisers by the U.S. Securities and Exchange Commission / Securities and Exchange Commission U.S. - 2013.

- URL : http://www.sec.gov/about/offices/oia/ oia_investman/rplaze-042012.pdf (дата обращения: 4.06.2011).

10. Бирюков Д. О некоторых аспектах правового регулирования фондового рынка США // Рынок ценных бумаг. - 2007. - № 3. -С. 65-71.

11. Жук Е. Зарубежная практика регулирования финансовых рынков // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 11. - С. 16-18.

12. Меньшикова А. Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС - возможность использова-

Методы и инструменты регулирования доверительного управления на рынке ценных бумаг...

35

ния подходов // Рынок ценных бумаг. - 2009. -№ 3-4. - С. 42-45; № 5-6. - С. 65-68; № 9-10. - С.33-35.

13. Гудакова Л. В., Рындина И. В. Проблемы российских институтов доверительного управления // Финансы и кредит. - 2010. -№ 42.- С. 37-43.

14. Ротко С. В. Деятельность по управлению ценными бумагами: вопросы правовой регламентации // Банковское право. - 2009. -№ 2. - С. 35-36.

15. Сребник Б. В., Вилкова Т. Б. Деятельность по управлению ценными бумагами // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2009. - № 11. -С. 91-96; № 12. - С. 89-92.

16. Ясус М. В. Добросовестное доверительное управление ценными бумагами в современной России в отсутствие единого федерального закона: миф или реальность // Законодательство и экономика. - 2010. - № 8. - С. 5-11.

17. Introducing the CSRC / China Securities Regulatory Commission. - URL : http://www.csrc. gov.cn/pub/csrc_en/about/intro/200811/t20081130 _67718.html (дата обращения: 26.09.2014).

18. Securities Investment Fund Law of the People's Republic of China / China Securities Regulatory Commission. - URL : http://www.csrc. gov.cn/pub/csrc_en/laws/rfdm/statelaws/201303/ t20130328_222820.html (дата обращения:

26.09.2014).

19. Measures for the Administration of the Customer Asset Management Business of Securities Companies / China Securities Regulatory Commission. - URL : http://www.csrc.gov.cn/pub/csrc _en/laws/rfdm/DepartmentRules/201212/t201212 04_217603.html (дата обращения: 26.09.2014).

20. The Investor's Advocate: How the SEC Protects Investors, Maintains Market Integrity, and Facilitates Capital Formation / Securities and Exchange Commission U.S. - URL : http://www. sec.gov/about/whatwedo.shtml#.VC0AtxMa3cs (дата обращения: 26.09.2014).

21. Investment advisers act of 1940 / Securities and Exchange Commission U.S. - URL : http://www.sec.gov/about/laws/iaa40.pdf (дата обращения: 26.09.2014).

22. Information for Newly-Registered Investment Advisers / Securities and Exchange Commission U.S. - URL : http://www.sec.gov/divisions/ investment/advoverview.htm (дата обращения: 5.06.2012).

23. About MAS - Overview / Monetary Authority of Singapore. - URL : http://www.mas. gov.sg/about-mas/overview.aspx (дата обращения: 28.09.2014).

24. Trust Companies Act (Chapter 336) / Monetary Authority of Singapore. - URL : http:// statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p; page=0;query=DocId%3A82aad75a-62b7-4893-b33c-1ee6fc8359b7%20Depth%3A0%20Status% 3Ainforce;rec=0;whole=yes (дата обращения:

28.09.2014) .

25. About BaFin / The Federal Financial Supervisory Authority (BaFin). - URL : http://www. bafin.de/EN/BaFin/bafin_node.html (дата обращения: 27.09.2014).

26. Kapitalanlagegesetzbuch (KAGB) // Ge-setze im Internet. - URL : http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/kagb/gesamt.pdf (дата обращения: 27.09.2014).

27. The new German Capital Investment Code - a comprehensive regulatory framework for investment funds / DSC Legal Rechtsanwaltsge-sellschaft mbH. - URL : http://dsc-legal.com/de/ 2013/10/legal-update-germany-october-2013/ (дата обращения: 27.09.2014).

28. BaFin - Securities Supervision/Asset Management / The Federal Financial Supervisory Authority (BaFin). - URL : http://www.bafin.de/EN/ BaFin/FunctionsHistory/SecuritiesSupervisionAsset Management/securitiessupervisionassetmanage-ment_node.html (дата обращения: 27.09.2014).

29. Annual Report 2013: Investment Code / The Federal Financial Supervisory Authority (BaFin). - URL : http://www.bafin.de/Shared Docs/Veroeffentlichungen/EN/Jahresbericht/2013 /jb_2013_V_1_1_investment_code.html (дата обращения: 27.09.2014).

30. General rules of conduct / The Federal Financial Supervisory Authority (BaFin). - URL : http://www.bafin.de/SharedDocs/Veroeffentlichun gen/EN/Rundschreiben/rs_0201_rulesofconduct_ en_wa.html?nn=2821306 (дата обращения:

27.09.2014) .

31. Prudential Regulation Authority / Bank of England. - URL : http://www.bankofengland. co.uk/pra/Pages/default.aspx (дата обращения:

27.09.2014) .

32. About the Prudential Regulation Authority / Bank of England. - URL : http://www.bankof-england.co.uk/pra/Pages/about/default. aspx (дата обращения: 27.09.2014).

33. About us / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca.org.uk/about (дата обращения: 27.09.2014).

34. Protect yourself from unauthorised firms / The Financial Conduct Authority. - URL : http:// fca.org.uk/consumers/protect-yourself/unauthori-sed-firms (дата обращения: 27.09.2014).

35. Report an unauthorised firm / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca.org.uk/

36

Е.В. Люц

consumers/protect-yourself/report-an-unauthori-sed-firm (дата обращения: 27.09.2014).

36. Misleading / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca.org.uk/consumers/pro-tect-yourself/misleading-adverts (дата обращения: 27.09.2014).

37. Unfair contracts / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca.org.uk/consumers/ protect-yourself/unfair-contracts (дата обращения: 27.09.2014).

38. How to complain / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca.org.uk/consumers/ complaints-and-compensation/how-to-complain (дата обращения: 27.09.2014).

39. How to claim / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca.org.uk/consumers/ complaints-and-compensation/how-to-claim-com-pensation (дата обращения: 27.09.2014).

40. Investment scams / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca.org.uk/consumers/ scams/investment-scams (дата обращения:

27.09.2014) .

41. Asset management / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca.org.uk/firms/ firm-types/asset-management (дата обращения:

27.09.2014) .

42. Authorising solo-regulated firms / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca. org.uk/firms/about-authorisation/authorising-so-loregulated-firms (дата обращения: 27.09.2014).

43. Client asset reports / The Financial Conduct Authority. - URL : http://fca.org.uk/firms/ systems-reporting/client-asset-reports (дата обращения: 27.09.2014).

44. Financial Conduct Authority Handbook / The Financial Conduct Authority Handbook. -URL : http://fshandbook.info/FS/html/FCA/ (дата обращения: 27.09.2014).

45. About the FSMA / The Financial Services and Markets Authority. - URL : http://www. fsma.be/en/About FSMA.aspx (дата обращения:

28.09.2014).

46. Tasks and activities / The National Bank of Belgium. - URL : http://www.bnb.be/pub/01_ 00_00_00_00/01_01_00_00_00/01_01_01_00_00 .htm?l=en (дата обращения: 28.09.2014).

47. Law of 2 August 2002 on the supervision of the financial sector and on financial services / The Financial Services and Markets Authority. - URL : http://www.fsma.be/~Zmedia/ Files/fsmafiles/wetgeving/wet_loi/en/law_02-08-2002.ashx (дата обращения: 28.09.2014).

48. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. : утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»: Версия Проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.