Научная статья на тему 'Методы и инструменты оценки конкурентоспособности банковской системы России'

Методы и инструменты оценки конкурентоспособности банковской системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1670
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вороханова Юлия Михайловна, Щипакина Наталия Константиновна

На основе обзора и оценки исследование в области конкурентоспособности банковской системы России в статье раскрыты понятия "банковская конкуренция" и "конкурентоспособность банковской системы", представлены показатели, позволяющие оценить уровень концентрации банковского сектора, и приведены методики оценки конкурентоспособности банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и инструменты оценки конкурентоспособности банковской системы России»

SCIENCE TIME

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Вороханова Юлия Михайловна, Волжский Гуманитарный институт (филиал) Волгоградского Государственного Университета, г. Волжский

E-mail: homenig2001@yahoo.com

Щипакина Наталия Константиновна, Волжский Гуманитарный институт (филиал) Волгоградского Государственного Университета, г. Волжский

E-mail: natalya9b@mail.ru

Аннотация. На основе обзора и оценки исследование в области конкурентоспособности банковской системы России в статье раскрыты понятия «банковская конкуренция и «конкурентоспособность банковской системы», представлены показатели, позволяющие оценить уровень концентрации банковского сектора, и приведены методики оценки конкурентоспособности банка.

Ключевые слова: банковская система, банковская конкуренция, конкурентоспособность банковской системы, показатели концентрации банковского сектора, методики оценки конкурентоспособности банка

Одной из главных проблем, возникающих перед экономической наукой под воздействием глобальных финансово-экономических процессов в мире и России, является обеспечение конкурентоспособности национальной банковской системы. От эффективного функционирования последней, как кровеносной системы организма, зависит развитие и процветание страны. Разработка теоретико-методических основ повышения конкурентоспособности отечественной банковской системы будет способствовать экономическому и социальному прогрессу страны.

Термин «конкурентоспособность» является производным от более широкого понятия «конкуренция». Существуют различные подходы в

Ы I

Н K.^^'i1 '

SCIENCE TIME

отечественной и зарубежной научной литературе к определению «конкуренции» и «конкурентоспособности». Так, в ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 04.06.2014) дается следующее определение конкуренции: «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность другого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Банковскую конкуренцию в большинстве случаев определяют как динамический процесс соперничества между банками за лучшее положение на рынке. Специфику банковской конкуренции можно представить по следующим ключевым понятиям (табл.1).

Таблица 1

Ключевые понятия банковской конкуренции [1, с.124]

Понятие Характеристика

Область Сфера финансовых услуг, включающая виды банковских продуктов и (или) услуг; рынки, на которых осуществляется деятельность и соперничество субъектов.

Объект Клиент - потребитель банковских продуктов и (или) услуг, кото -рый имеет возможность выбора.

Предмет Банковский продукт и (или) услуга, посредством которой кредитные организации стремятся завоевать признание и деньги клиентов.

Субъект Конкурент - кредитная организация, предоставляющая на рынок банковских продуктов и (или) услуг, расцениваемые потребителем как заменители продуктов и (или) услуг аналогов.

Конкурентоспособность многие авторы определяют, как возможность элемента системы создать востребованные на рынке продукты или услуги. Так, например, М. Портер под конкурентоспособностью понимает «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [7, с.17].

Понятие конкурентоспособности банковской системы целесообразно раскрыть по трем основным уровням многообразия возникающих в банковском секторе конкурентных отношений (табл.2).

Таблица 2

Предмет конкурентоспособности по уровням банковской системы

Уровень Предмет Факторы, определяющие конкурентоспособность

Микроуровень Банковский продукт и (или) услуга Качество и цена банковского продукта и (или) услуги

Банк в целом Надежность и стабильность банка

Мезоуро-вень Объединения банков (ассоциации, холдинги, группы) Устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов

Макроуровень Национальная банковская система в целом Общее состояние банковской системы, ее сбалансированность, инвестиционный климат, кредитная политика и т.п.

При этом на микроуровне банковской системы конкурентоспособность можно рассматривать по трем направлениям:

а) функциональная - разные банковские продукты и (или) услуги удовлетворяют одну и ту же потребность;

б) видовая - банковский продукт и (или) услуга с определенными потребительскими качествами удовлетворяет потребность;

в) межбанковская - преимущество на рынке имеет тот банк, который своими продуктами и (или) услугами привлек внимание потенциальных потребителей.

Видовая конкурентоспособность на микроуровне банковской системы проявляется в соотношении цены и качества (технических и экономических параметров) конкретных банковских продуктов и (или) услуг, производимых отдельными банками. В этом аспекте конкурентоспособность можно рассматривать как свойство банковского продукта и (или) услуги, которое позволяет охарактеризовать степень удовлетворения клиентом конкретной потребности по сравнению с аналогичными продуктами и (или) услугами, представленными на рынке.

Межбанковская конкурентоспособность на микроуровне банковской системы (конкурентоспособность банка) определяется как:

а) способность банка обеспечивать производство продуктов и (или) услуг, лучших по качеству и больших по количеству, чем другие банки в условиях

SCIENCE TIME

эффективного использования конкурентного потенциала, наращивания конкурентных преимуществ, при наименьших затратах на единицу производимых продуктов и (или) оказываемых услуг [5, с.11];

б) комплексный динамичный показатель сравнительного уровня развития критериев его деятельности, в том числе конкурентоспособности предоставляемых им услуг, отражающий, в конечном итоге, эффективность принятия управленческих решений его руководством [4, с.13];

в) потенциальные и реальные способности и возможности кредитной организации создавать и продвигать на рынок конкурентоспособные продукты и услуги, формировать положительный имидж надежного и современного банка, отвечающего всем требованиям клиентов [9, с.78];

г) показатель его преимущества перед банками-конкурентами в определенный временной промежуток на рассматриваемом рынке [10, с.25].

Конкурентоспособность на мезоуровне банковской системы -эффективность работы банковских групп при различных вариантах развития экономики России и мировой финансовой системы.

Конкурентоспособность на макроуровне банковской системы - это эффективность национальной банковской системы России, которая проявляется в ее способности конкурировать с банковскими системами стран с развитой рыночной экономикой, а также способность национальных кредитных организаций конкурировать между собой [3, с.5]. Так, О.Р. Волков выделяет два вида конкурентоспособности на макроуровне банковской системы -национальный и международный. Под национальной конкурентоспособностью он понимает способность банков отдельных стран конкурировать с иностранными банками на национальном рынке. Международная конкурентоспособность, по его мнению, состоит в способности национальных банков конкурировать с иностранными банками на зарубежных рынках [2, с.7].

В диагностике конкурентоспособности субъектов важнейшую роль играет анализ состояния рыночной структуры. Напомним, что по степени ограничения конкуренции, т.е. по степени монополизированности, рынок делят на две разновидности:

а) рынок совершенной (свободной) конкуренции;

б) рынок несовершенной конкуренции:

- монополистический рынок;

- олигополистический рынок;

- рынок монополистической конкуренции;

Для оценки концентрации банковской системы используют, как правило, следующие показатели (табл.3).

Таблица 3

Отдельные показатели, позволяющие оценить уровень концентрации банковской системы [6, с.76; 8]

№ п/п Показатель Формула Характеристика

1 Коэффициент концентрации сяк = > 1=1 - доля продаж данного банка в объеме продаж банковского сектора Как правило, значение индекса исследуется для трех крупных фирм: СЯ3 < 45% - концентрация нормальная; 45% < СЯ3 < 70% - средняя; СЯ3 > 70% - высокая

2 Индекс Херфинда- ля-Хиршмана НН1 = ^ ¡=1 Ук < НН1 < 1 где к - число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше индекс, тем меньше концентрация на рынке.

2.1 Модифицированный индекс Херфинда- ля-Хиршмана к ■ НН1 -1 к -1 л к ■ НН1 -1 , 0 < < 1 п -1 0 - однородный рынок и высокая конкуренция; 1 - неоднородный рынок и высокая концентрация

м Е (г) = -Е Рк1п Рк к=1 0 - неоднородный рынок; 1 - однородный рынок,

3 Коэффициент энтропии г - дискретная случайная величина, принимающая некоторые значения х1, х2, .. .хт с распределением вероятностей [рк, к = 1, 2, . М], Рк = Р (2 = Хк)

продолжение таблицы 3

4 Коэффици -ент вариации рыночных долей v = n^ n - число qi - рыно1 14" -1 ]2 n У n) , банков в отрасли; шая доля банка Чем ниже коэффициент вариации, тем ниже интенсивность конкуренции и наоборот.

5 Ранговый индекс кон -центрации (индекс Ро-зенблюта, индекс Холла-Тайдмана) HT = - , R•q-1 Ri - ранг банка на рынке; qi - доля банка 1 < НТ < 1 /к Чем меньше индекс, тем меньше концентрация на рынке.

6 Индекс максимальной доли j _ dmax - M(d) d max + M (d) , M(d) - средняя арифметическая рыночных долей на данном конкурентном рынке; dmax - максимальная доля на этом рынке 0 - конкурентный рынок; 1 - монопольный рынок. 0,75 < I < 1,00 - рынок монопольный; 0,50 < I < 0,75 - рынок олигопольный; 0,25 < I < 0,50 - рынок монополистической кон - куренции; 0,00 < I < 0,25 - рынок совершенной конкуренции

В процессе анализа конкурентной борьбы на микроуровне банковской системы возникает проблема оценки конкурентоспособности коммерческих банков, направленной на выявление плюсов и минусов в их деятельности и способствующей разработке собственной стратегии поддержания и укрепления конкурентного преимущества (табл.4).

Таблица 4

Отдельные методики оценки конкурентоспособности банка

№ п/ п Методика оценки конкурентоспособ-ности Характеристика

1 Система нормативов Банка России Включает расчет обязательных к исполнению банками нормативов: Н1, Н2, Н3, Н4, Н5 и др. Эта система показателей используется во многих российских методиках в качестве базовой при оценке конкуренте -способности.

2 Система финансового анализа CAMEL Американская система финансового анализа, опирающаяся на расчете пяти основополагающих аспектов: «С» - показатель достаточности капитала; «А» - показатель качества активов; «М» - показатель системы менеджмента в банке; «Е» - показатель прибыльности, доходности банка, т.е. его эффективность; «Ь» -показатель ликвидности банка.

3 Рейтингового агентства «Эксперт РА» Собственная оригинальная методика, которая включает финансовый анализ деятельности банков. В частности, определяется текущая платежеспособность банка, производится оценка его рисков, отражающая его общую устойчивость.

4 Рейтингового агентства «Банкир. ру» Представляет собой рейтинг банков по определенному показателю (активы, капитал и т.п.), который, в частности, позволяет выявить основных конкурентов на рынке банковских продуктов и (или) услуг.

5 А. В. Буздалина Основывается на методах многокритериального оценивания. В качестве критериев автор выделяет: общую величину активов и обязательств, общий объем собственных средств банка, объем вкладов физических лиц, размер бюджетных счетов.

6 В. Кромонова Представляет собой расчет генерального коэффициента надежности, коэффициента мгновенной ликвидности, кросс-коэффициента, генерального коэффициента ликвидности и др.

продолжение таблицы 4

Представляет собой многофакторный анализ, сводящийся к единой пятидесятибалльной шкале, по которой определяется степень конкурентоспособности банка путем сопоставления его положения с положением основных конкурентов на изучаемом рынке по следующим критериям: абсолютная и относительная доля рынка, тенденция доли рынка, относительная доходность деятельности, относительное качество и стоимость предоставляемых услуг, относительная капиталоёмкость деятельности банка.

В целом, среди важнейших показателей конкурентоспособности банковской системы можно выделить: показатели, характеризующие уровень насыщения банковскими услугами (количество кредитных организаций, распределение капитала банков по территории страны); показатели, отражающие масштаб банковской системы и их соотношение с важнейшими макроэкономическими показателями (отношение активов и капитала банков к ВВП, отношение выданных кредитов и привлеченных вкладов к ВВП и др.); показатели, характеризующие ликвидность, устойчивость, рентабельность кредитных организаций и банковской системы в целом; показатели, характеризующие доступность банковских услуг для населения; сравнительные показатели, характеризующие объёмы активов и капитала крупнейших российских банков по сравнению с банками развитых стран и т.д.

Таким образом, разработка теоретико-методических основ повышения конкурентоспособности отечественной банковской системы в современных условиях обеспечит повышение устойчивости кредитных организаций, расширение ассортимента и рост качества предоставляемых банковских услуг, и на этой основе будет способствовать экономическому и социальному прогрессу страны.

Литература:

1. Баркан Д.Н. Маркетинг для всех: беседы для начинающих: учеб. пособие. -М.: «Культ-информ-пресс», 2007. - 256 с.

2. Волков О.Р. Конкуренция на российском банковском рынке и оценка конкурентоспособности банков: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10. -М., 2011. - 24 с.

3. Дробышевский С., Пащенко С. Анализ конкуренции в российском банковском секторе. - М.: ИЭПП, 2006. - 130 с.

SCIENCE TIME

4. Зражевский В.В. Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.10. - СПб., 2008. - 38 с.

5. Краюшкин В.С. Управление конкурентоспособностью коммерческого банка: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10. - Ставрополь, 2013. - 26 с.

6. Маммаева Д.С. Банковская конкуренция // Деньги и кредит. - 2010. - № 11. -

7. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

8. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://sergey.svetunkov.ru/ study/marketing/files/9.pdf

9. Хамидуллин А.В. Основные факторы конкурентного преимущества коммерческого банка в экономике региона // Экономика и управление. - 2011. -№ 1 (74). - С. 78.

10. Эзрох Ю.С. Методические основы конкурентоспособности коммерческого банка: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10. - Новосибирск, 2012. - 24 с.

С. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.