Научная статья на тему 'Методы государственного регулирования гостиничного хозяйства в РФ'

Методы государственного регулирования гостиничного хозяйства в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1286
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / TOURISM / ECONOMIC REGULATION / GOVERNMENT REGULATION / CERTIFICATION SERVICES / PRIVATE PROPERTY / HOTELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеенко Диана Евгеньевна

В статье рассматриваются методы государственного регулирования гостиничного хозяйства РФ. Анализируются методы прямого и косвенного экономического регулирования в управлении гостиничным хозяйством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of state regulation of hotel industry in Russia

This article discusses methods of State management of the hotel industry in Russia. The author analyzes the methods of direct and indirect economic regulation, in the management of hotels

Текст научной работы на тему «Методы государственного регулирования гостиничного хозяйства в РФ»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Диана Евгеньевна Агеенко — аспирантка кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.

В 2009 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика туризма.

Д.Е. АГЕЕНКО

^ ^ ^

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В РФ*

В условиях современной рыночной экономики роль государства проявляется в его функциях: регулирующей, перераспределительной, социальной и контрольной. Применительно к туристской индустрии рассмотрению подлежит, прежде всего, регулирующая функция государства.

В современной экономической литературе к инструментарию государственного регулирования принято относить:

1. Административное регулирование.

2. Правовое регулирование.

3. Прямое экономическое регулирование.

4. Косвенное экономическое регулирование.

Административное регулирование осуществляется путем лицензирования и квотирования, контроля над ценами и доходами, валютными курсами, учетными процентами и т. д.

Правовое регулирование проводится в рамках гражданского (хозяйственного) законодательства через систему норм и правил.

Данные методы государственного регулирования имеют силу приказа и, как правило, не опираются на экономические интересы и стимулы [2].

Сфера гостиничного хозяйства находится под определенным воздействием административных, правовых и экономических методов государственного регулирования.

В сфере гостиничного хозяйства широко применяются правовое и административное государственное регулирование. Одним из важнейших направлений деятельности государства по регулированию гостиничного хозяйства является разработка нормативно-законодательной базы его функционирования и обеспечение условий реализации законодательства. Административные методы регулирования гостиничного хозяйства используются при осуществлении лицензирования и классификации гостиничных предприятий на конкретную категорию [1].

Проблемы сертификации услуг размещения во многом влияют как на качество предлагаемого сервиса, так и на динамику развития гостиничного хозяйства в целом. Новый этап в нормативно-правовом обеспечении гостиничного хозяйства исчисляется со вступлением в действие Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения в 2003 г. Согласно этому документу вместо ранее существовавших систем в России действует единая государственная система классификации гостиниц и других средств размещения.

Процедура, проводимая в рамках этой системы, осуществляется на добровольной основе, включает оценку соответствия средств размещения установленным требованиям и аттестацию на категорию звезд. Функции разделены и закреплены по оценке соответствия за специальным органом по классификации средств размещения, а аттестации на категорию — за федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма. Кроме того, предусмотрен инспекционный контроль классифицированных средств размещения. Классификации подлежат сред-

ГРНТИ 06.71.57 © Д.Е. Агеенко, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

ства размещения в виде предприятий различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, занимающиеся временным размещением туристов и имеющие не менее 5 номеров [3].

Экспертная оценка в рамках государственной системы имеет важное преимущество, поскольку в ходе нее проверяются здания, прилегающая к ним территория, все номера на соответствие минимальным требованиям, проводится их балльная оценка по категориям и одновременно оцениваются по категориям все номера гостиницы. Окончательная оценка проводится по худшему номеру, которому и присваивается соответствующая категория. При этом стандартные номера должны соответствовать присваиваемому количеству звезд. Ожидается, что такой подход будет стимулировать рост качества гостиничного сервиса, обеспечивая при этом единство критериев по всей Российской Федерации. Все системы классификации могут быть условно разделены на две группы.

Первая имеет в своей основе подробные требования к гостиницам, включая строительные, санитарные, требования безопасности и т. д. Эта группа характеризует попытки общественных или государственных структур максимально формализовать требования с целью их применения к возможно большей части существующего и будущего гостиничного фонда.

Ко второй группе можно отнести менее формализованные системы классификации, которые внедряются в основном крупными туристическими агентствами и гостиничными управляющими компаниями. Общемировая тенденция к поглощению крупными гостиничными объединениями мелких отчетливо прослеживается и будет иметь следствием все большую применимость классификации этих корпоративных систем, после чего может начаться тенденция к интеграции систем классификации [4].

Новая государственная система классификации гостиниц и других средств размещения внесет вклад в упорядочение стандартизации услуг размещения и сыграет прогрессивную роль в создании современного гостиничного хозяйства. Вместе с тем для развития въездного туризма потребуется большая согласованность в стандартизации средств размещения с учетом сложившейся практики транснациональных гостиничных цепей и консорциумов.

В управлении гостиничным хозяйством используются методы прямого и косвенного экономического регулирования.

Прямое экономическое регулирование государством какого-либо хозяйствующего субъекта осуществляется в форме безвозвратного целевого финансирования. В гостиничном хозяйстве это было возможным только во времена СССР, когда все гостиницы принадлежали государству. Сегодня подавляющее большинство гостиниц находятся в частной собственности, в связи с чем прямое экономическое регулирование в гостиничном хозяйстве представляется весьма ограниченным [6].

Следует особо выделить формы и методы косвенного экономического регулирования, достаточно эффективно применяемые в странах Западной Европы и США. Речь идет, в первую очередь, о налоговой политике этих стран, направленной на привлечение в сферу гостиничного хозяйства средств инвесторов.

Налоговые методы регулирования стали широко применяться с начала 80-х годов прошлого столетия и были обусловлены ухудшением состояния бюджетов в некоторых странах и вынужденной переориентацией их государственной политики.

Опыт государственного регулирования деятельности организаций гостиничного хозяйства в европейских странах дает основание полагать, что в цивилизованной стране гостиничное хозяйство не может развиваться без активной регулирующей роли и поддержки государства [5].

Основным результатом государственного регулирования должно являться стимулирование предпринимательской деятельности организаций гостиничного хозяйства. Государственное регулирование должно ставить своей задачей преодоление структурных перекосов в сфере гостиничного хозяйства.

Для реализации этих задач наиболее значимы следующие формы и методы регулирования деятельности сферы гостиничного хозяйства:

— использование косвенного экономического регулятора для стимулирования приоритетных направлений развития гостиничного хозяйства;

— разработка законодательства в сфере гостиничного хозяйства и обеспечение реализации законодательных установок;

— регулирование развития гостиничного хозяйства посредством изменения ставок налогов, пошлин, условий кредитования, а также упрощение визового режима;

— стимулирование инвестиций в сектора гостиничного хозяйства;

— мониторинг и организация статистического учета в сфере гостиничного хозяйства [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова С.В., Игнатьева Т.Л., Ляпина И.Ю. Материально-техническая база и оформление гостиниц и туркомплексов. М.: Academia, 2008.

2. Гостиничный и туристский бизнес / РЭА им. Г.В. Плеханова, Центр кадрового развития. Всемирный технологический университет. М.: Сатурн — С, 2000. 213 с.

3. Денисенко А.В., Сенин В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения. М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Чудновский А.Д., ЖуковаМ.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях. М.: КНОРУС, 2007.

5. URL: http://www.ratanews.ru

6. URL: http://st-petersburg.ru

А.-М. АРИАС

Анна-Мария Ариас — аспирантка кафедры немецкой филологии РГПУ им. А.И. Герцена.

В 1997 г. окончила Ленинградский областной государственный университет им. А.С. Пушкина. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — лингвистика текста. ^ ^ ^

ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ КАК СЕМИОТИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАКОВОЕ ЕДИНСТВО (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОЙ КАРИКАТУРЫ)*

На сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что поликодовость является характеризующим признаком современной коммуникации. Характер поликодовости доказывается тем, что в коммуникативном процессе, наряду со знаками вербального семиотического кода, активно участвуют знаки аудиальной и визуальной семиотической систем, что приводит к появлению в современной коммуникативной практике большого потока семиотически неоднородных или поликодовых текстов (реклама, плакат, карикатура, комикс, фильм и т. д.). Поэтому в актуальном направлении современной лингвистики текст как объект и материал изучения коммуникативного процесса представлен как поликодовый феномен. Оперируя термином «текст», современная лингвистика подразумевает не только когерентную последовательность языковых знаков, которая представляет собой традиционное представление о тексте, а произведение, созданное на основе взаимодействия языковых знаков со знаками других семиотических систем.

В процессе моделирования (создания и интерпретации) поликодового текста в письменной коммуникации взаимодействие вербальных и визуальных знаков реализуется в двух аспектах. Во-первых, в аспекте взаимодействия семантического значения знаков на внутреннем глубинном уровне с целью создания единого смыслового целого. И, во-вторых, в коммуникативно-прагматическом аспекте взаимодействия материальной формы знаков, где эстетическое (т. е. внешнее) становится «носителем» информации о коммуникативной функции текста и маркером его типологической принадлежности.

Релевантность материальной организации текста обозначает Х. Штекль, говоря об «изобразительно-типологизирующей компетенции» (Bildtypologisierungkompetenz), под которой он понимает способность интерпретатора идентифицировать и создавать тексты согласно их типологической принадлежности, узнавать в текстовых экземплярах нарушения оптической текстообразовательной модели [14, с. 360]. В умении обращаться с «конкретными изобразительными представлениями» на первый план выдвигается как раз представление о внешнем оформлении текста, которое в совокупности инвариантных и вариативных признаков становится индикатором принадлежности текста к определенному типу.

ГРНТИ 16.21.33 © А.-М. Ариас, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра филол. наук, проф. В.Е. Чернявской. Понятия поликодовость, поликодовый текст введены в терминологию отечественной лингвистики В.Е. Чернявской [7] и очень точно отражают суть обозначенного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.