УДК 316.42:35 О-741
Осипов Егор Михайлович
доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
egosipov@yandex.ru
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Аннотация:
В статье показано, что социальное партнерство в широком его понимании является условием и целью общественного развития. Обосновано, что этот феномен имеет существенные характеристики, позволяющие идентифицировать его как социальный институт, главным предназначением которого в обществе является согласование разнообразных интересов социальных субъектов в совместном действии.
Ключевые слова: социальное партнерство, социальный институт, социально-политическая, идеологическая и ценностная структура общества, материальные условия и средства функционирования социальных институтов, правовая институционализация социального партнерства.
Смена парадигмы общественного развития в России способствовала коренному изменению социальных отношений на всех уровнях российского социума. Несмотря на внешнюю стабильность социального порядка, в обществе идут процессы, в том числе и латентные, которые прямо или косвенно способствуют нарастанию социальной напряженности в различных сферах. Помимо традиционного для рыночной экономики противоречия между трудом и капиталом, углубляется социальное неравенство, нарастают проблемы в социальной сфере, усиливается социально-экономическая дифференциация регионов и отраслей народного хозяйства, происходит депопуляция населения и т.д. Названные и другие процессы в перспективе могут вызвать социальные конфликты и дезинтеграцию российского общества. Очевидно, что назрела общественная потребность в более глубоком теоретическом осмыслении одного их самых эффективных механизмов социальной интеграции общества - института социального партнерства.
Социальное партнерство является условием и целью общественного развития. Условием, так как позволяет реализовывать наиболее рациональные и эффективные социальные взаимодействия в обществе, преодолеть конфликты и отчуждение, способствуя тем самым стабильности социальных отношений. Целью, так как его институционализация выступает критерием социальной солидарности и интеграции общества, его способности к самоорганизации и саморазвитию.
Социальное партнерство является не только условием стабилизации социальных отношений, но и фактором развития общества, так как выступает механизмом согласования разнообразных интересов социальных субъектов в совместном действии для достижения их собственных целей, которые в том числе могут быть ориентированы на инновации и модернизацию.
Без преувеличения можно утверждать, что именно институт социального партнерства призван безболезненно совместить социальный порядок и социальный прогресс, то есть решить одну из важнейших проблем, входящих в предметное поле социологии с самых ее истоков.
В современной науке можно выделить два основных подхода к трактовке социального партнерства. В широком смысле оно понимается как специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. В узком смысле слова - как вид социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом.
В отечественной науке и практике преобладает узкий подход к социальному партнерству, которое рассматривается преимущественно как технология регулирования социально-трудовых отношений в организациях.
Вместе с тем в последние годы все более стал проявляться научный интерес к социальному партнерству как условию и цели развития различных сфер общественной жизни, как к фактору социальной интеграции общества в целом.
На наш взгляд, социальное партнерство - это особый тип социальных отношений между субъектами власти, бизнеса, профессиональными, социальными группами, общественными организациями и населением, ориентированный на согласование разнообразных интересов и целей этих социальных субъектов в совместном действии, а также на создание условий для воспроизводства человеческого капитала, решению социально значимых вопросов в социумах различного уровня и консолидации общества.
Уже со времен Г. Спенсера, считающегося основоположником концепции социальных институтов в социологии, главным предназначением институтов в обществе считается организация совместной жизни людей и приспособление несоциального по своей сути человека к жизни в обществе. При таком подходе, социальное партнерство правомерно рассматривать как один из основных институтов в обществе, главной функцией которого является согласование разнообразных индивидуальных и групповых интересов, а в конечном счете - организация совместной жизнедеятельности людей.
В качестве методологической основы социологического анализа социального партнерства как социального института правомерно, на наш взгляд, использовать подход российских ученых М.С. Комарова и А.М. Яковлева, которые выделяют три необходимые стороны деятельности социального института:
- набор специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
- интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить социально-правовую основу его деятельности;
- наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля [1, с. 157-158].
Рассмотрим каждую из сторон применительно к социальному партнерству.
Социальные нормы и предписания, регулирующие партнерские типы поведения.
Социальные нормы отражают гласно или негласно признаваемые большинством членов общества поведенческие стандарты. В свою очередь социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова, которые определяют социальное поведение человека в социуме, его отношение к другим членам общества или группы. Нормы и предписания формулируются таким образом, чтобы были соблюдены общественные или групповой интересы. Для того чтобы обеспечить соблюдение данных норм, общество или группа принимает определенные меры, начиная с воспитания и заканчивая санкциями различной степени строгости, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ.
Социальные нормы и предписания могут формулироваться в виде принципов, то есть требуемых правил поведения. В социальном партнерстве такими принципами являются:
- равноправие, полномочность, уважение и учет интересов всех субъектов социального партнерства;
- заинтересованность субъектов социального партнерства в участии в договорных отношениях;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
- добровольность, реальность и обязательность принятия обязательств;
- контроль над выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность субъектов социального партнерства и их представителей за невыполнение обязательств, договоров и соглашений;
- содействие государства в управлении и развитии социального партнерства на демократической основе.
Несоблюдение названных принципов приводит к дисфункции института социального партнерства.
Интеграция социального партнерства в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества.
Социальное партнерство в социально-политической структуре общества в идеале должно быть, с одной стороны, механизмом бесконфликтной реализации политических интересов индивидов, социальных групп, классов, слоев и общностей, и способствовать переходу от политического противостояния к политическому консенсусу. С другой стороны - выступать в качестве приоритета и стратегической цели государственного управления.
Приоритетность социального партнерства в государственной политике и управлении способствует:
- устранению почвы для реализации корыстного интереса статусных групп;
- партнерскому взаимодействию политических субъектов в решении социальных проблем и задач;
- формированию и реализации естественного государственного интереса, выражающегося в сохранении и приумножении материальных, социальных и духовных благ общества;
- конструктивному диалогу власти и других субъектов политики в вопросах общественного и государственного развития.
Как стратегическая цель развития политической структуры социальное партнерство должно быть провозглашено как ориентир и результат государственной политики. Государство социального партнерства в отличие от социального государства, которое само создает условия для достойной жизни развития личности, - это государство, способное консолидировать всех социальных субъектов, включая население, для создания этих условий. Для этого трансформация социально-политической структуры общества должна быть сопряжена с развитием институтов гражданского общества, которые традиционно занимают доминирующее положение в демократическом обществе.
В основе политики государства социального партнерства должна быть соответствующая идеология как система идей, теорий, представлений, в которых социальная действительность объясняется через призму установленных принципов, а также содержатся цели, директивы, программы практической социальной деятельности.
Идеология социального партнерства является альтернативой как либеральной идеологии, основанной на признании господства интересов собственника, предпринимателя, работодателя, так и идеологии классовой борьбы, базирующейся на противопоставлении интересов наемных работников и собственников средств производства.
Основу идеологии социального партнерства должно составлять положение о том, что главным его предназначением в обществе является обеспечение баланса реализации интересов основных социальных групп и слоев, политической и социальной стабильности в обществе. Поэтому в социальном партнерстве не могут доминировать интересы каких бы то ни было определенных классов, групп, личности и т.д. В случае партнерских отношений в какой-либо сфере общества или виде деятельности социальное партнерство обеспечивает баланс интересов всех социальных групп, вовлеченных в совместную деятельность, независимо от социального статуса, имущественного положения, ресурсов и т.д.
Как показывает опыт развитых стран, идеология и политика социального партнерства позволяют решать спорные вопросы не методами забастовок, локаутов, вооруженных выступлений и т.д., а путем переговоров, нахождения компромиссов и взаимного согласия, поиска консенсуса интересов разных социальных групп. То есть этот институт способствует экономической и политической устойчивости социальных отношений.
Ценностная система личности, группы общества является побудительной силой, которая способствует совместным действиям и коллективной социальной жизни людей. Как справедливо отмечает П. Сорокин, когда единство, усвоение и гармония ценностей ослабевают, увеличиваются шансы международной или гражданской войны.
Структура ценностной системы общества - это относительно устойчивая упорядоченная совокупность связей ценностей в системе, которые отражают восприятие людьми реальности. В системе ценностей всегда есть ядро доминирующих базовых ценностей. На их платформе образуется иерархия ценностей, формируются ценностные ориентации как относительно устойчивое, социально-обусловленное отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которых возникает стремление к достижению определенных целей, и которые определяют специфику поведения индивидов и групп, задают цели индивидуальных и социальных действий, определяют характер социальных взаимодействий и отношений.
Социальное партнерство как ценность имеет интегративную природу, так как в ее основе лежит широкий круг разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп и общества. Интеграция социального партнерства в ценностную структуру общества требует, по образному выражению М. Вебера, «рационализации» поведения его субъектов, то есть должна произойти «...замена внутреннего следования привычным обычаям планомерной адаптацией к констелляции интересов (курсив наш. - Е.О.)» [2, с. 635]. В ином случае, например, на личностном уровне «.индивид, не ориентирующийся в своем поведении на интересы других - не «считающийся» с ними - вызывает их противодействие или приходит к не желаемому и не предполагаемому им результату, вследствие чего может быть нанесен урон его собственным интересам» [2, с. 636].
То есть социальное партнерство как ценность - это цели, помогающие личности осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в роли социального партнера, считающегося с интересами других участников этого типа социальных отношений.
В качестве социальной ценности социальное партнерство выполняет функцию определенного эталона эффективных социальных взаимодействий и отношений во всех сферах об-
щественной жизни, интегрированного в ценностную структуру общества и имеющего свою область интернализации в ценностные ориентации личности.
Интеграция социального партнерства в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества позволяет узаконить его социально-правовые основы.
Правовая институционализация социального партнерства - это процесс формирования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения социального партнерства в обществе и в различных его сферах, и включающей конституционные нормы, нормативные правовые документы различного уровня (кодексы, законы, указы, распоряжения и т.д.), а также общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащиеся в соответствующих международных правовых документах.
Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний, и осуществление социального контроля являются третьей стороной деятельности любого социального института. Следует отметить тот факт, что этот аспект, за небольшим исключением, традиционно не интересует западную социологию, и акцент делается на внутреннюю, содержательную сторону.
В отечественной науке любой социальный институт рассматривается не только как совокупность ролей, норм, образцов поведения, то есть с точки зрения внутреннего содержания, но и как совокупность лиц, учреждений, имеющих определенные материальные условия и обладающих определенными материальными средствами. Институт социального партнерства состоит из совокупности социальных субъектов - органов власти, бизнес-структур, общественных организаций и объединений, социально-профессиональных групп, агентств, фондов и т.д., которые располагают необходимыми для их деятельности материальными ценностями (зданиями, финансами и т.д.). Партнерские отношения материализуются также в договорах, соглашениях, протоколах о намерениях, декларациях и т.д., которые позволяют осуществлять социальный контроль в этой сфере общественных отношений.
На эмпирическом уровне социальное партнерство может быть охарактеризовано как социальный институт в том случае, если, во-первых, декларируемые нормы, предписания и принципы соблюдаются субъектами социального партнерства, а также применяются реальные санкции за их несоблюдение.
Во-вторых, социальное партнерство можно считать интегрированным в социальнополитическую, идеологическую и ценностную структуру общества, если оно:
1) обладает механизмами перехода от политического противостояния к политическому консенсусу, а также выступает приоритетом и целью в государственном управлении;
2) обеспечивает действительный баланс реализации интересов основных групп и слоев общества, не допуская при этом доминирования интересов отдельных социальных субъектов;
3) является эталоном, образцом эффективных социальных взаимодействий и отношений во всех сферах общественной жизни, на которые ориентируются индивиды и группы в своем поведении.
В-третьих, имеет развитую организационную структуру и достаточные материальные средства и условия для осуществления своих функций.
Институционализация социального партнерства является длительным процессом. Очевидно, что в условиях, когда социальные конфликты еще не потеряли своей остроты, а социальное неравенство в современных обществах устойчиво воспроизводится (хотя апологеты западных моделей социального партнерства и утверждают обратное), институционализация социального партнерства является актуальной теоретической и практической задачей.
Ссылки:
1. Российский энциклопедический словарь / под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М., 2005.
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.