Научная статья на тему 'Методология социологического анализа социального партнерства как социального института'

Методология социологического анализа социального партнерства как социального института Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
669
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / ПРАВОВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипов Егор Михайлович

В статье показано, что социальное партнерство в широком его понимании является условием и целью общественного развития. Обосновано, что этот феномен имеет существенные характеристики, позволяющие идентифицировать его как социальный институт, главным предназначением которого в обществе является согласование разнообразных интересов социальных субъектов в совместном действии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология социологического анализа социального партнерства как социального института»

УДК 316.42:35 О-741

Осипов Егор Михайлович

доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

egosipov@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Аннотация:

В статье показано, что социальное партнерство в широком его понимании является условием и целью общественного развития. Обосновано, что этот феномен имеет существенные характеристики, позволяющие идентифицировать его как социальный институт, главным предназначением которого в обществе является согласование разнообразных интересов социальных субъектов в совместном действии.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальный институт, социально-политическая, идеологическая и ценностная структура общества, материальные условия и средства функционирования социальных институтов, правовая институционализация социального партнерства.

Смена парадигмы общественного развития в России способствовала коренному изменению социальных отношений на всех уровнях российского социума. Несмотря на внешнюю стабильность социального порядка, в обществе идут процессы, в том числе и латентные, которые прямо или косвенно способствуют нарастанию социальной напряженности в различных сферах. Помимо традиционного для рыночной экономики противоречия между трудом и капиталом, углубляется социальное неравенство, нарастают проблемы в социальной сфере, усиливается социально-экономическая дифференциация регионов и отраслей народного хозяйства, происходит депопуляция населения и т.д. Названные и другие процессы в перспективе могут вызвать социальные конфликты и дезинтеграцию российского общества. Очевидно, что назрела общественная потребность в более глубоком теоретическом осмыслении одного их самых эффективных механизмов социальной интеграции общества - института социального партнерства.

Социальное партнерство является условием и целью общественного развития. Условием, так как позволяет реализовывать наиболее рациональные и эффективные социальные взаимодействия в обществе, преодолеть конфликты и отчуждение, способствуя тем самым стабильности социальных отношений. Целью, так как его институционализация выступает критерием социальной солидарности и интеграции общества, его способности к самоорганизации и саморазвитию.

Социальное партнерство является не только условием стабилизации социальных отношений, но и фактором развития общества, так как выступает механизмом согласования разнообразных интересов социальных субъектов в совместном действии для достижения их собственных целей, которые в том числе могут быть ориентированы на инновации и модернизацию.

Без преувеличения можно утверждать, что именно институт социального партнерства призван безболезненно совместить социальный порядок и социальный прогресс, то есть решить одну из важнейших проблем, входящих в предметное поле социологии с самых ее истоков.

В современной науке можно выделить два основных подхода к трактовке социального партнерства. В широком смысле оно понимается как специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. В узком смысле слова - как вид социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом.

В отечественной науке и практике преобладает узкий подход к социальному партнерству, которое рассматривается преимущественно как технология регулирования социально-трудовых отношений в организациях.

Вместе с тем в последние годы все более стал проявляться научный интерес к социальному партнерству как условию и цели развития различных сфер общественной жизни, как к фактору социальной интеграции общества в целом.

На наш взгляд, социальное партнерство - это особый тип социальных отношений между субъектами власти, бизнеса, профессиональными, социальными группами, общественными организациями и населением, ориентированный на согласование разнообразных интересов и целей этих социальных субъектов в совместном действии, а также на создание условий для воспроизводства человеческого капитала, решению социально значимых вопросов в социумах различного уровня и консолидации общества.

Уже со времен Г. Спенсера, считающегося основоположником концепции социальных институтов в социологии, главным предназначением институтов в обществе считается организация совместной жизни людей и приспособление несоциального по своей сути человека к жизни в обществе. При таком подходе, социальное партнерство правомерно рассматривать как один из основных институтов в обществе, главной функцией которого является согласование разнообразных индивидуальных и групповых интересов, а в конечном счете - организация совместной жизнедеятельности людей.

В качестве методологической основы социологического анализа социального партнерства как социального института правомерно, на наш взгляд, использовать подход российских ученых М.С. Комарова и А.М. Яковлева, которые выделяют три необходимые стороны деятельности социального института:

- набор специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

- интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить социально-правовую основу его деятельности;

- наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля [1, с. 157-158].

Рассмотрим каждую из сторон применительно к социальному партнерству.

Социальные нормы и предписания, регулирующие партнерские типы поведения.

Социальные нормы отражают гласно или негласно признаваемые большинством членов общества поведенческие стандарты. В свою очередь социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова, которые определяют социальное поведение человека в социуме, его отношение к другим членам общества или группы. Нормы и предписания формулируются таким образом, чтобы были соблюдены общественные или групповой интересы. Для того чтобы обеспечить соблюдение данных норм, общество или группа принимает определенные меры, начиная с воспитания и заканчивая санкциями различной степени строгости, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ.

Социальные нормы и предписания могут формулироваться в виде принципов, то есть требуемых правил поведения. В социальном партнерстве такими принципами являются:

- равноправие, полномочность, уважение и учет интересов всех субъектов социального партнерства;

- заинтересованность субъектов социального партнерства в участии в договорных отношениях;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

- добровольность, реальность и обязательность принятия обязательств;

- контроль над выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность субъектов социального партнерства и их представителей за невыполнение обязательств, договоров и соглашений;

- содействие государства в управлении и развитии социального партнерства на демократической основе.

Несоблюдение названных принципов приводит к дисфункции института социального партнерства.

Интеграция социального партнерства в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества.

Социальное партнерство в социально-политической структуре общества в идеале должно быть, с одной стороны, механизмом бесконфликтной реализации политических интересов индивидов, социальных групп, классов, слоев и общностей, и способствовать переходу от политического противостояния к политическому консенсусу. С другой стороны - выступать в качестве приоритета и стратегической цели государственного управления.

Приоритетность социального партнерства в государственной политике и управлении способствует:

- устранению почвы для реализации корыстного интереса статусных групп;

- партнерскому взаимодействию политических субъектов в решении социальных проблем и задач;

- формированию и реализации естественного государственного интереса, выражающегося в сохранении и приумножении материальных, социальных и духовных благ общества;

- конструктивному диалогу власти и других субъектов политики в вопросах общественного и государственного развития.

Как стратегическая цель развития политической структуры социальное партнерство должно быть провозглашено как ориентир и результат государственной политики. Государство социального партнерства в отличие от социального государства, которое само создает условия для достойной жизни развития личности, - это государство, способное консолидировать всех социальных субъектов, включая население, для создания этих условий. Для этого трансформация социально-политической структуры общества должна быть сопряжена с развитием институтов гражданского общества, которые традиционно занимают доминирующее положение в демократическом обществе.

В основе политики государства социального партнерства должна быть соответствующая идеология как система идей, теорий, представлений, в которых социальная действительность объясняется через призму установленных принципов, а также содержатся цели, директивы, программы практической социальной деятельности.

Идеология социального партнерства является альтернативой как либеральной идеологии, основанной на признании господства интересов собственника, предпринимателя, работодателя, так и идеологии классовой борьбы, базирующейся на противопоставлении интересов наемных работников и собственников средств производства.

Основу идеологии социального партнерства должно составлять положение о том, что главным его предназначением в обществе является обеспечение баланса реализации интересов основных социальных групп и слоев, политической и социальной стабильности в обществе. Поэтому в социальном партнерстве не могут доминировать интересы каких бы то ни было определенных классов, групп, личности и т.д. В случае партнерских отношений в какой-либо сфере общества или виде деятельности социальное партнерство обеспечивает баланс интересов всех социальных групп, вовлеченных в совместную деятельность, независимо от социального статуса, имущественного положения, ресурсов и т.д.

Как показывает опыт развитых стран, идеология и политика социального партнерства позволяют решать спорные вопросы не методами забастовок, локаутов, вооруженных выступлений и т.д., а путем переговоров, нахождения компромиссов и взаимного согласия, поиска консенсуса интересов разных социальных групп. То есть этот институт способствует экономической и политической устойчивости социальных отношений.

Ценностная система личности, группы общества является побудительной силой, которая способствует совместным действиям и коллективной социальной жизни людей. Как справедливо отмечает П. Сорокин, когда единство, усвоение и гармония ценностей ослабевают, увеличиваются шансы международной или гражданской войны.

Структура ценностной системы общества - это относительно устойчивая упорядоченная совокупность связей ценностей в системе, которые отражают восприятие людьми реальности. В системе ценностей всегда есть ядро доминирующих базовых ценностей. На их платформе образуется иерархия ценностей, формируются ценностные ориентации как относительно устойчивое, социально-обусловленное отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которых возникает стремление к достижению определенных целей, и которые определяют специфику поведения индивидов и групп, задают цели индивидуальных и социальных действий, определяют характер социальных взаимодействий и отношений.

Социальное партнерство как ценность имеет интегративную природу, так как в ее основе лежит широкий круг разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп и общества. Интеграция социального партнерства в ценностную структуру общества требует, по образному выражению М. Вебера, «рационализации» поведения его субъектов, то есть должна произойти «...замена внутреннего следования привычным обычаям планомерной адаптацией к констелляции интересов (курсив наш. - Е.О.)» [2, с. 635]. В ином случае, например, на личностном уровне «.индивид, не ориентирующийся в своем поведении на интересы других - не «считающийся» с ними - вызывает их противодействие или приходит к не желаемому и не предполагаемому им результату, вследствие чего может быть нанесен урон его собственным интересам» [2, с. 636].

То есть социальное партнерство как ценность - это цели, помогающие личности осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в роли социального партнера, считающегося с интересами других участников этого типа социальных отношений.

В качестве социальной ценности социальное партнерство выполняет функцию определенного эталона эффективных социальных взаимодействий и отношений во всех сферах об-

щественной жизни, интегрированного в ценностную структуру общества и имеющего свою область интернализации в ценностные ориентации личности.

Интеграция социального партнерства в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества позволяет узаконить его социально-правовые основы.

Правовая институционализация социального партнерства - это процесс формирования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения социального партнерства в обществе и в различных его сферах, и включающей конституционные нормы, нормативные правовые документы различного уровня (кодексы, законы, указы, распоряжения и т.д.), а также общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащиеся в соответствующих международных правовых документах.

Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний, и осуществление социального контроля являются третьей стороной деятельности любого социального института. Следует отметить тот факт, что этот аспект, за небольшим исключением, традиционно не интересует западную социологию, и акцент делается на внутреннюю, содержательную сторону.

В отечественной науке любой социальный институт рассматривается не только как совокупность ролей, норм, образцов поведения, то есть с точки зрения внутреннего содержания, но и как совокупность лиц, учреждений, имеющих определенные материальные условия и обладающих определенными материальными средствами. Институт социального партнерства состоит из совокупности социальных субъектов - органов власти, бизнес-структур, общественных организаций и объединений, социально-профессиональных групп, агентств, фондов и т.д., которые располагают необходимыми для их деятельности материальными ценностями (зданиями, финансами и т.д.). Партнерские отношения материализуются также в договорах, соглашениях, протоколах о намерениях, декларациях и т.д., которые позволяют осуществлять социальный контроль в этой сфере общественных отношений.

На эмпирическом уровне социальное партнерство может быть охарактеризовано как социальный институт в том случае, если, во-первых, декларируемые нормы, предписания и принципы соблюдаются субъектами социального партнерства, а также применяются реальные санкции за их несоблюдение.

Во-вторых, социальное партнерство можно считать интегрированным в социальнополитическую, идеологическую и ценностную структуру общества, если оно:

1) обладает механизмами перехода от политического противостояния к политическому консенсусу, а также выступает приоритетом и целью в государственном управлении;

2) обеспечивает действительный баланс реализации интересов основных групп и слоев общества, не допуская при этом доминирования интересов отдельных социальных субъектов;

3) является эталоном, образцом эффективных социальных взаимодействий и отношений во всех сферах общественной жизни, на которые ориентируются индивиды и группы в своем поведении.

В-третьих, имеет развитую организационную структуру и достаточные материальные средства и условия для осуществления своих функций.

Институционализация социального партнерства является длительным процессом. Очевидно, что в условиях, когда социальные конфликты еще не потеряли своей остроты, а социальное неравенство в современных обществах устойчиво воспроизводится (хотя апологеты западных моделей социального партнерства и утверждают обратное), институционализация социального партнерства является актуальной теоретической и практической задачей.

Ссылки:

1. Российский энциклопедический словарь / под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М., 2005.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.