Научная статья на тему 'Методология реформирования муниципального управления на основании использования институтов гражданского общества'

Методология реформирования муниципального управления на основании использования институтов гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
183
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОС / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Серватинский Вячеслав Вячеславович

В представленной статье автором показаны пути развития и поисков инновационных методов управления муниципальным образованием на основе использования органов территориального общественного самоуправления как наиболее возможной структуры гражданского общества, которая позволит обеспечить управление качеством жизни населения в муниципальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология реформирования муниципального управления на основании использования институтов гражданского общества»

Методология реформирования муниципального управления на основании использования институтов гражданского общества.

The methodology of reforming municipal government on the basis of civil society institutions.

Серватинский Вячеслав Вячеславович, к.э.н., доцент кафедры менеджмента и экономики Сибирского Государственного Технологического университета. Россия, г. Красноярск, ул. Мира, д.82.

vvs@yandex.ru

Servatinskiy V. V.,

candidate of economic sciences, associate professor of management and economic chair of Siberian Federal Technological University, Russia, Krasnoyarsk, Mira str,.82 vvs@yandex.ru

Аннотация: В представленной статье автором показаны пути развития и поисков инновационных методов управления муниципальным образованием на основе использования органов территориального общественного самоуправления как наиболее возможной структуры гражданского общества, которая позволит обеспечить управление качеством жизни населения в муниципальном образовании.

Ключевые слова: Муниципальное образование; трриториальное

общественное самоуправление; эффективность ТОС; представительная власть в муниципальном образовании; институты гражданского общества.

Abstract: In this article the author shows the development and exploration of innovative

methods of managing municipal entity through the use of territorial public self-government as the most possible structures of civil society, which will provide quality control of the population in the municipality.

Keywords: Municipal; trritorialnoe social self, the effectiveness of CBT, the legislature in the municipality, civil society institutions.

Реформирование российской системы местного самоуправления с 90-х годов XX века привело к значительным изменениям в системе управления этой сферой. Смена парадигмы о содержании, роли и целях местного самоуправления в современной России привело к созданию объективных предпосылок по ее реструктуризации.

Экономические правила определенные современным рыночным положением дел изменили те системные отношения между органами публичной власти и гражданами, которые существовали ранее. Успешность управленческих решений органов власти в частности и легитимность их деятельности вообще не может быть определена успешностью только организационной схемы самого органа власти, но и обусловлено достаточно большим набором экономико-общественных показателей.

Актуальность данного процесса неоднократно подчеркивалось Президентом РФ, поскольку процесс модернизации местного самоуправления выступает сегодня важнейшей составляющей социально-экономического развития всего государства. Это условие определяет системообразующие принципы новой организационноэкономической модели местного самоуправления: сокращение государственного присутствия, формирование гражданского общества.

Указанная проблема, тем более актуальна, потому что организация муниципального управления с точки зрения повышения его эффективности -ключевой вопрос для развития любого государства в принципе. Именно оно оказывает регулирующее воздействие на общественные процессы и отношения, происходящие внутри страны. Именно упорядочивая совместное существование людей, и государственное и местное управление всегда напрямую связано и должно быть, подчинено запросам и нуждам всего общества. Характер воздействия

государства, его эффективность, безусловно определяется и самими людьми, прежде всего теми, кто становиться государственными или муниципальными служащими. И совершенно ясно, что без изучения ими основополагающих теоретических знаний ни оптимальная организация государственного (муниципального) управления, ни его эффективное осуществление невозможны.

Современные условия деятельности государственного управления в России основываются на демократических принципах организации общества и государства как никогда остро ставят вопрос о выборе наиболее успешных для нашей страны форм самоорганизации и самоуправления жителей на местах. От эффективности выбора этих форм, без преувеличения, зависит успешное развитие будущего страны, так как именно в недрах местного самоуправления, которое непосредственно опирается на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни нашего общества, а также придать ему дополнительные стимулы для развития.

Особенно важным фактором успеха развития муниципальной территории становиться понимание особенности (уникальности) каждой отдельно взятой территории, а так же готовность муниципальных служащих к инновационному подходу регулирования рыночных отношений, с одной стороны и учитывание активного участия граждан проживающих на этой территории и участвующих в изменении реальных условий проживания в конкретном муниципальном образовании, с другой. Успешным инструментом реализации интересов власти и населения для достижения максимального положительного результата, на наш взгляд, как раз и является развитие струкут гражданского общества, а вчастности одной из его форм - территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление занимает своего рода промежуточное положение между формами непосредственной и представительной демократии на местном уровне и представляет собой самостоятельную организацию населения по месту их проживания на части

территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения.

Актуальность использования территориального общественного самоуправления определяется еще и тем, что участие граждан в местном самоуправлении и территориальном общественном самоуправлении позволяет развивать и формировать основы гражданского общества не только на территории отдельно взятого муниципалитета, но и в Российской Федерации в целом.

Органы территориального общественного самоуправления обладают правом собственности и на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами или переданное в собственность государством и органами местного самоуправления, либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Несмотря на многочисленность обозначенных выше форм участия населения в решении вопросов местной жизни, этим, тем не менее, далеко не исчерпывается перечень возможных демократических механизмов в данной области.

Территориальное общественное самоуправление представляет собой систему, элементами которой, как правило, являются: собрания (сходы), конференции граждан по месту жительства, органы территориального общественного самоуправления и выборные лица ТОС (старшие по домам и по подъездам, старосты улиц и микрорайонов).

Говоря об эффективности деятельности органов ТОС мы понимаем, что в первую очередь это будет определятся размерами и эффективностью использования бюджетных, собственных и привлеченных средств на нужды жителей территории и другими показателями (рисунок.1).[2]

Рисунок 1 - Эффективность деятельности ТОС Все организационные формы территориального общественного

самоуправления, как элементы единой системы, находятся в тесной

взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В отличие от

существующей системы государственной власти в РФ, территориальное

общественное самоуправление образует единую систему только в рамках

конкретных муниципальных образований, и абсолютно независимую от

аналогичной системы в другом муниципальном образовании.

Если двигаться далее в заявленной логике, то возникает очивидный вопрос — возможно ли использование органа ТОС как самостоятельной формы или модели управления муниципальной территорией. Мы считаем, однозначно, да.

Территориальное общественное самоуправление может по сути стать самостоятельной формой (моделью) управления муниципальным образованием. Органы управления муниципальным образованием в таком случае будут сформированы по принципу «замены» представительного органа местного (совета депутатов) на орган ТОС., т.е. Представительный орган будет формироваться не путем проведения выборов всего населения, когда избирательные технологии и действующее законодательство предоставляет возможность «учесть» мнение только тех граждан которые пришли на выборы, а путем делегирования полномочий и представлять интересы территории не депутатам избираемым «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах»

[ФЗ 131], а гражданам которые являются руководителями ТОСов, либо делегирование представительных полномочий для конкретного кандидата будет формироваться от лица коференции (собрания) конкретного ТОСа в . Поскольку органы ТОС формируются на собраниях граждан или на конференциях (см. Коститутцию РФ), то стало быть они являются органами выборными и направляемыми свою деятельность на решение вопросов местного значения с целью улучшения условий жизнидеятельности населения проживающего на данной территории.

Деятельность ТОСа гораздо более прозрачна и соответственно более жестко привязана к формированию созданию и развитию качества условий жизнедеятельности для населения ТОСа. Очевидно, что деятельность ТОС привлечет гораздо большее колличество жителей которые примут участие в местном самоуправлении. Механизм же формирования Совета ТОС (как представительного органа) путем проведения собраний и конференций, на наш взгляд будет более эффективным чем существующая система проведения процедуры выборов через избирательные участки.

Преимушества ТОС можно определить еще и тем, что в отличии от «простого» представительного органа ТОС в праве заниматься решением вопросов местного значения используя не только ресрсы местного бюджета (которые как правило на являются достаточными), но и используя свои собственные (привлеченные) ресурсы. Этими ресурсами могут стать и средства от собственной деятельности и многие другие формы и виды «зарабатывания» средств. К этому вопросу мы вернемся несколько позднее. Такая постановка вопроса будет очень актуальна и наш взгляд ниболее успешна особенно на уровне сельских поселений, поскольку сельское население является гораздо более организованым в вопросах обеспечения условий «совместного» проживания.

Руоводителя же исполнительного органа власти в данной логике, целесообразно принимать на контрактной основе, причем перечень его обязанностей и полномочий будет определятся контрактом, а утверждение

кандидатуры можно проводить используя инструмент референдума (Рис 2). Рисунок 2

Однако высокую эффективность использования модели «ТОСа - как органа представительной власти» можно с успехом использовать и в муниципальных районах и в городских округах. (Рис. 3)

Рисунок 3

Все организационные формы территориального общественного самоуправления, как элементы общей системы, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В отличие от системы государственной власти РФ, территориальное общественное самоуправление образует единую систему только в рамках соответствующих муниципальных образований, независимую от аналогичной системы в другом муниципальном образовании.

В Конституции России закреплено организационная обособленность

местного самоуправления (ТОС в том числе) от органов государственной и муниципальной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни региона невозможно без налаженного механизма их взаимодействия. Большинство неудач в региональной экономике и социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм либо вообще не разработан, либо нет работает.

Очевидно, что вопросы местного значения неотделимы от регионального управления, не остаются и не могут остаться без влияния региональных органов.

Очевидны и можно выделить все те преимущества от деятельности территориального общественного самоуправления которые «присутствуют» на всех уровнях управления:

Для субъекта федерации:

- Развиваются и укрепляются важнейшие элементы гражданского общества.

- Повышается активность населения.

- Упрощаются и активизируются избирательные и другие процессы.

- Выявляются и используются внутренние резервы территории.

- Для решения местных проблем мобилизуются собственные ресурсы территории и привлекаются дополнительные.

- Повышается управляемость территорией, т.к. выстраивается вертикаль исполнительной власти, доходящая до конкретного жителя.

- Происходит объективный учет общественного мнения по различны вопросам.

Для муниципального образования:

1) Появляется первичный (базовый) элемент местного самоуправления.

2) Местные проблемы решаются самими жителями.

3) Эффективно используются бюджетные средства.

4) Появляется прозрачность в расходовании бюджетных и иных средств.

5) Повышается уровень и качество жизни населения.

6) Появляется активный и квалифицированный резерв кадров муниципальной службы.

7) У муниципальных органов появляется возможность решать значимые (для муниципального образования) вопросы.

8) Происходит контроль за деятельностью среднего звена администрации со стороны главы и со стороны населения.

9) Упрощается связь руководителей муниципального образования с населением.

10) Осуществляется четкий контроль использования ресурсов муниципального образования.

Для населения самоуправляющейся территории:

1.Решаются проблемы каждого конкретного жителя.

2.Улучшаются условия жизни на территории.

3.Привлекаются дополнительные средства для решения существующих проблем.

1. Самореализуется активная часть сообщества.

2. Активнее и полнее учитываются и реализуются права и интересы граждан. Компетенция органа ТОС определяется собственным Уставом, а также

договорными обязательствами и полномочиями, делегированными органами местного самоуправления. К функциям ТОС обычно относятся следующие основные направления деятельности:

1. обеспечение участия жителей территории в решении вопросов местного значения;

2. управление собственностью и финансовыми средствами ТОС;

3. участие в обеспечении охраны общественного порядка;

4. участие в обеспечении комплексного развития собственной территории -защита интересов и прав ТОС;

5. участие в обеспечении удовлетворения потребностей жителей в услугах. Органы ТОС могут организовывать свою деятельность по следующим

дополнительным направлениям:

1. охрана окружающей среды и правопорядка;

2. сохранение и эксплуатация жилого, нежилого фондов и объектов социальной сферы,

3. воспитание детей и молодежи, организация досуга населения;

4. благотворительность и движение милосердия;

5. защита прав потребителей;

6. проведение опросов населения и обсуждение различных вопросов;

7. контроль за деятельностью ЖКХ.

Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления (а соотвественно и органов ТОС в том числе) от органов государственной и муниципальной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни региона невозможно без налаженного механизма их взаимодействия. Большинство неудач в региональной экономике и социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм либо вообще не разработан, либо нет работает.

Формирование и использование органа ТОС позволит децентрализовать управление, а это, в свою очередь, даст возможность для реализации защиты прав граждан и сообщества, и гармоничного сочетания и развития духовного, культурного и экономического потенциалов муниципальной территории .В «развернутом виде» данную схему можно представить следующим образом. (Рис. 4 )[2]

Рис.4 Комитет ТОС — альтернативная замена представительного органа

Очевидно, что вопросы местного значения неотделимы от регионального управления, не остаются и не могут остаться без влияния региональных органов.

В становлении и развитии ТОС главную роль конечно же играют и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Их взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, как составной части местного самоуправления, с одной стороны, определяет эффективность реализации региональной политики — решения экономических, политических и социальных проблем развития территорий, муниципальных образований и субъекта в целом. С другой стороны, оно обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя, через решение вопросов местного значения, реализации государственных и региональных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей населения, реализация мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы в регионе, подготовка кадров для муниципальных органов.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

2. Серватинский В.В. Развитие гражданской активности населения, как фактор совершенствования деятельности органов местного самоуправления [Текст] монография / В,В, Серватинский // Красноярск : Сиб ГТУ, 2009. - 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.