Научная статья на тему 'Методология проектирования цепей поставок на принципах трансграничности'

Методология проектирования цепей поставок на принципах трансграничности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / CROSS-BORDER SUPPLY CHAIN / CUSTOMS BORDER / CUSTOMS TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Елена Александровна

В статье исследуется методология проектирования цепей поставок на принципах трансграничности. Исследуется понятие трансграничности, как означающее наличие интересов по разные стороны границы, действие, связанное с пересечением границ. В настоящее время сложилось достаточно противоречивое отношение к практике использования понятия трансграничности. В статье автором дается определение трансграничных цепей поставок в широком и узком смысле: как технологически или организационно-экономически обусловленная последовательность поставщиков и потребителей, перемещающих трансграничные потоки товаров с таможенной территории одной страны на таможенную территорию другой страны; как технологически или организационно-экономически обусловленная последовательность поставщиков и потребителей, перемещающих трансграничные потоки товаров в пределах единой таможенной территории на небольшое расстояние одним видом транспорта. Учитывая важность соединения отдельных регионов и стран в условиях торгово-экономической интеграции, автором рассмотрены методологические аспекты проектирования цепей поставок на принципах трансграничности. В статье формулируются стратегические, тактические и оперативные цели трансграничных цепей поставок, рассмотрены территориально-географических особенностей, присущих трансграничным цепям поставок, а также ряд особенностей, влияющих на проектирование и управление трансграничными цепями поставок. Среди таких отличий наиболее важными, являются следующие особенности: статус международных цепей поставок; риски и неопределенность; сниженная продолжительность функционального цикла. Благодаря снижению дальности и продолжительности грузоперевозок, а также упрощению таможенного администрирования в пределах трансграничных регионов, снижается и продолжительность функционального цикла в трансграничных цепях поставок. Автором были рассмотрены причины сокращения функционального цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF THE SUPPLY CHAIN DEVELOPMENT USING THE CROSS-BORDER PRINCIPLES

The article concentrates on the methodology of supply chain design using cross-border principles. The cross-border concept as the presence of interests on different sides of the border, the action associated with border crossings is examined. At present, there is quite a contradictory attitude to the practice of using the cross-border concept. The author gives the definition of cross-border supply chains in the broad and narrow sense: as technologically or organizationally-cost-determined sequence of suppliers and consumers, moving cross-border flows of goods from the customs territory of one country into the customs territory of another country; as technologically or organizationally-cost-determined sequence of suppliers and consumers, moving the cross-border flows of goods within one customs territory for a short distance and using one kind of transport. Taking into account the importance of connection of individual regions and countries in terms of trade and economic integration, the author considers the methodological aspects of the supply chains development with the help of cross-border principles. The article formulates strategic, tactical and operational objectives of cross-border supply chains. Territorial and geographical features inherent in cross-border supply chains, as well as a number of features affecting the development and management of cross-border supply chains are analyzed. Among these differences, the most important are the following features: the status of international supply chains; risks and uncertainty; reduced functional cycle. By reducing the range and duration of transportation, as well as the simplification of customs administration within cross-border regions, the duration of a functional cycle in cross-border supply chains is decreased. The causes of the reduction of the functional cycle were examined.

Текст научной работы на тему «Методология проектирования цепей поставок на принципах трансграничности»

УДК 339.5 ББК 65.2/4

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК НА ПРИНЦИПАХ ТРАНСГРАНИЧНОСТИ

Е.А. Смирнова

В статье исследуется методология проектирования цепей поставок на принципах трансгранично-сти. Исследуется понятие трансграничности, как означающее наличие интересов по разные стороны границы, действие, связанное с пересечением границ. В настоящее время сложилось достаточно противоречивое отношение к практике использования понятия трансграничности. В статье автором дается определение трансграничных цепей поставок в широком и узком смысле: как технологически или организационно-экономически обусловленная последовательность поставщиков и потребителей, перемещающих трансграничные потоки товаров с таможенной территории одной страны на таможенную территорию другой страны; как технологически или организационно-экономически обусловленная последовательность поставщиков и потребителей, перемещающих трансграничные потоки товаров в пределах единой таможенной территории на небольшое расстояние одним видом транспорта. Учитывая важность соединения отдельных регионов и стран в условиях торгово-экономической интеграции, автором рассмотрены методологические аспекты проектирования цепей поставок на принципах транс-граничности. В статье формулируются стратегические, тактические и оперативные цели трансграничных цепей поставок, рассмотрены территориально-географических особенностей, присущих трансграничным цепям поставок, а также ряд особенностей, влияющих на проектирование и управление трансграничными цепями поставок. Среди таких отличий наиболее важными, являются следующие особенности: статус международных цепей поставок; риски и неопределенность; сниженная продолжительность функционального цикла. Благодаря снижению дальности и продолжительности грузоперевозок, а также упрощению таможенного администрирования в пределах трансграничных регионов, снижается и продолжительность функционального цикла в трансграничных цепях поставок. Автором были рассмотрены причины сокращения функционального цикла.

Ключевые слова: трансграничные цепи поставок, таможенная граница, таможенная территория.

Эффективное управление экспортными и импортными товарными потоками в цепях поставок неразрывно связано с понятием трансграничности.

В настоящий момент понятие трансграничности широко применяется в самых различных сферах деятельности. Так, например, Федеральный закон от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» содержит определение трансграничного перевода денежных средств, под которым подразумевается перевод денежных средств, если плательщик или получатель находится за пределами государства или обслуживание осуществляется через иностранный банк.

Федеральный закон от 27.07.2006 года № 161-ФЗ «О персональных данных» содержит понятие о трансграничной передаче данных, под которой понимается передача персональных данных на территорию иностранного государства.

В Федеральном законе от 27.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дается определение трансграничного перемещения отходов как перемещения отходов с территории одного государства на территорию другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что это перемещение затрагивает интересы не менее чем двух государств.

Эти и другие определения, связанные с понятием трансграничности, приведены в таблице.

Обобщая приведенные выше термины, можно дать следующее определение понятия «трансграничности».

Трансграничность (от англ. trans border - пересечение границы) - это термин, означающий наличие интересов по разные стороны границы, действие, связанное с пересечением границ.

Следует отметить, что в настоящее время сложилось достаточно противоречивое отношение к практике использования понятия трансграничности. Это можно проиллюстрировать на примере термина «трансграничная торговля». Согласно определению англо-русского экономического словаря трансграничная торговля - это форма торговли, при которой товары перемещаются с таможенной территории одной страны на таможенную территорию другой страны [9, с. 1]. При этом не дается никаких разъяснений по поводу, того, на какое расстояние и каким способом перемещаются товары. В то же время, следует согласиться с точкой зрения Всемирного банка, который под трансграничной торговлей понимает поток товаров и услуг через международные сухопутные границы на небольшое расстояние до 30 километров [10, с. 1].

По определению в ст. 2 «Модельного закона о пограничной безопасности» № 35-10 от 28.10.2010 года «трансграничный поток - значимое количество (объем, масса) пересекающих государственную границу физических лиц и (или) перемещаемых

Трактование понятия трансграничности в некоторых нормативно-правовых источниках и научной литературе

Термин Определение Источник

Трансграничное перемещение отходов Перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее чем двух государств [1, с. 1] Федеральный закон от 27.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Трансграничная передача данных Передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу [2, с. 1] Федеральный закон от 27.07.2006 года № 161-ФЗ «О персональных данных»

Трансграничный рынок Институционально оформленное пространство, структуру которого составляют транснациональные организации и трансмигранты, их устойчивые связи, а также используемые ими ресурсы и организационное поле которого формируется формальными и неформальными институтами (правилами и игры, и контроля), применяемыми этими организациями и мигрантами [3, с. 243] Региональное измерение трансграничной миграции в Россию / Науч. ред. С.В. Голунов. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 351 с.

Трансграничный поток Значимое количество (объем, масса) пересекающих государственную границу физических лиц и (или) перемещаемых через нее транспортных средств, товаров, услуг и информации» [4, с. 1] Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 28.10.2010 года № 35-10 «Модельный закон о пограничной безопасности»

Трансграничный перевод денежных средств Перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами РФ и(или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя денежных средств обслуживает иностранный центральных (национальный) банк или иностранный банк [5, с. 1] Федеральный закон от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Трансграничные объекты инфраструктуры Пересекающие границу железные дороги, автомобильные дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередачи, кабели, мосты, плотины, шлюзы и иные сооружения [6, с. 1] Соглашение между Правительством РФ и правительством КНР о режиме российско-китайской государственной границы (проект)

Трансграничный регион Сопредельные пограничные территории государств, характеризующиеся определенным природным, экономическим, социокультурным, этническим единством [7, с. 142] Дергачев В.А. Геоэкономический словарь-справочник. - Одесса, ИПРЭЭИ НАНУ, 2004. - 177 с.

Трансграничный регион Создается в ходе сотрудничества административнотерриториальных и муниципальных образований соседних государств или, в случае социально-культурных регионов, включают близкие по важным параметрам регионы стран-соседей [8, с. 34] Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Трансграничные регионы в иерархической системе регионов: системный подход // Балтийский регион. 2010. № 2. С. 32-42.

Трансграничная торговля (Cross border trade) - форма торговли, при которой товары перемещаются с таможенной территории одной страны на таможенную территорию другой страны [9, с. 1] Англо-русский экономический словарь / http://economy_en_ru. academic.ru/

Трансграничная торговля Поток товаров и услуг через международные сухопутные границы на небольшое расстояние до 30 километров [10, с. 1] Трансграничная торговля и базары без границ в Центральной Азии / Всемирный банк. - Вухань 2012 г. // http:// www.carecprogram.org

через нее транспортных средств, товаров, услуг и информации».

Обобщая вышеприведенные термины, дадим определение трансграничной цепи поставок.

Трансграничная цепь поставок (в широком смысле) - это технологически или организационно-экономически обусловленная последовательность поставщиков и потребителей, перемещающих трансграничные потоки товаров с таможенной территории одной страны на таможенную территорию другой страны.

Трансграничная цепь поставок (в узком смысле) - это технологически или организационно-

экономически обусловленная последовательность поставщиков и потребителей, перемещающих трансграничные потоки товаров, в пределах единой таможенной территории, на небольшое расстояние одним видом транспорта.

Здесь необходимо дать пояснение таким терминам, как «таможенная территория», «таможенная граница» и «государственная граница». Под государственной границей понимаются пределы территории суверенного государства, а под таможенной границей - пределы таможенной территории. В свою очередь, таможенная территория может полностью совпадать с территорией суверенного госу-

дарства, а, следовательно, и таможенная граница будет соответствовать государственной границе. Но в условиях международной экономической интеграции таможенная территория может охватывать не одну, а две и более страны, в этом случае таможенная граница не будет совпадать с государственной границей одного государства. Это возможно в том случае, если несколько стран на основе международных соглашений объединились с целью упрощения перемещения товарных потоков, образовав, таким образом, международный экономический регион (например, Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией).

Если территории сопредельных государств относятся к разным таможенным территориям, то это означает, что каждое из государств осуществляет самостоятельную таможенно-тарифную политику. В этом случае при пересечении таможенной границы трансграничным товарным потоком будут соблюдаться все предусмотренные законодательствами сопредельных государств меры таможенно-тарифных запретов и ограничений с обязательной уплатой всех необходимых таможенных пошлин и налогов.

Если территории сопредельных государств входят в состав единой таможенной территории, то это означает отмену таможенно-тарифных ограничений (в том числе уплату таможенных пошлин и налогов) в торговле между этими странами. Очевидно, что беспошлинная торговля способствует развитию трансграничного региона.

Учитывая важность соединения отдельных регионов и стран в условиях торгово-экономической интеграции, необходимо рассмотреть методологические аспекты проектирования цепей поставок на принципах трансграничности.

Данный подход предполагает решение задач трех уровней:

1. Задачи стратегического уровня.

2. Задачи тактического уровня.

3. Задачи оперативного уровня.

Задачи стратегического уровня состоят в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля трансграничных потоков, обеспечивающей снижение временных и финансовых затрат, вызванных отсутствием или значительным упрощением таможенно-тарифного и нетарифного регулирования вплоть до беспошлинного перемещения товаров через границы.

Задачи тактического уровня заключаются в достижении с наименьшими затратами максимальной приспособленности к изменяющимся условиям перемещения трансграничных потоков через таможенные границы сопредельных государств.

Текущие задачи решаются и реализуются на оперативном уровне управления трансграничными потоками и состоят в следующем:

- выборе и обосновании места пересечения таможенной границы с учетом разработки оптимальных маршрутов доставки товаров;

- выявлении ресурсов для выполнения таможенных операций, связанных с декларированием товаров, их хранением и перемещением под таможенным контролем;

- определении необходимости взаимодействия с таможенными посредниками при выполнении таможенных операций;

- выборе способа таможенного декларирования товаров путем подачи таможенной декларации на электронном носителе, заранее (предварительное информирование) или в процессе, удаленно или непосредственно на таможенном посту;

- выборе и обосновании таможенной процедуры, в соответствии с которой определяются требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории;

- управлении процессом временного хранения товаров под таможенным контролем, выбор места и условий временного хранения;

- управлении процессом транспортировки товаров под таможенным контролем, выбор перевозчика и транспортного средства международной перевозки;

- расчете и выборе способа уплаты таможенных платежей.

В процессе проектирования и последующего управления трансграничными цепями поставок также происходит планирование, регулирование и контроль выполнения традиционных логистических операций в полном объеме.

Эти операции подробно описаны во многих фундаментальных и прикладных отечественных и зарубежных исследованиях (например, [11-16]). При этом задачам, связанным с выполнением таможенных операций уделяется значительно меньше внимания. Как правило, в работах по логистике обозначается их наличие, но не раскрывается механизм их выполнения. Напротив, в работах, посвященных внешнеторговому и таможенному регулированию, досконально изучены все аспекты выполнения таможенных операций, но не показана их интеграция в цепь поставок, а, следовательно, не применен логистический инструментарий при их управлении. В то же время достижение совокупного интеграционного эффекта возможно только за счет оптимизации всех звеньев вместе. В связи с этим возникает необходимость в выполнении всех поставленных задач и применении концептуального подхода к проектированию и управлению трансграничными цепями поставок в условиях экономической интеграции.

При этом первостепенные проблемы, возникающие при проектировании трансграничных цепей поставок, будут состоять в определении оптимального состава участников с учетом того, что «эффективность цепей поставок во многом зависит от качества взаимотношений в них, т. е. от степени межорганизационного сотрудничества» [14, с. 269].

Процесс выполнения таможенных операций и взаимодействие с таможенными органами требует

принятия важного решения: «make or buy» («делать самому или покупать»), т. е. решения по выполнению таможенных операций внешними источниками (таможенными посредниками) или собственными силами. При принятии решения об аутсорсинге в цепь поставок включают таможенных посредников - фирмы, специализирующиеся на оказании таких специфических видов услуг, как например, транспортировка и временное хранение товаров под таможенным контролем, таможенное декларирование, выбор таможенной процедуры, уплата таможенных пошлин и т. д. В результате выстраивается оптимальная по своей структуре цепь поставок, и создаются условия для эффективного выполнения бизнес-процессов, протекающих в цепи поставок.

Трансграничные цепи поставок могут быть спроектированы как на единой таможенной территории двух и более государств (пересечение только государственных границ), так и на разных таможенных территориях разных государств (пересечение и таможенных и государственных границ). Схематично такие цепи поставок могут выглядеть следующим образом (рис. 1 и 2).

На рис. 1 представлен вариант трансграничной цепи поставок, звенья которой находятся на разных таможенных территориях. В данном частном случае товарный поток дважды пересекает государственную и таможенную границы: от поставщиков к фокусной компании и от фокусной компании к потребителям. Каждое пересечение государственной и таможенной границы влечет за собой обязательную уплату таможенных платежей. Сократить издержки, связанные с уплатой таможенных платежей, можно путем размещения звеньев трансграничной цепи поставок на территориях разных стран, объединенных единой тамо-

женной территорией. В условиях торговоэкономической интеграции это возможно, если данные страны заключили между собой таможенный или экономический союз, а также благодаря созданию свободных (особых) экономических зон. Пример такой цепи поставок изображен на рис. 2.

На рис. 2 представлен вариант трансграничной цепи поставок, звенья которой находятся на единой таможенной территории. В этом случае товарный поток дважды пересекает государственную границу (между Белоруссией и Россией и между Россией и Казахстаном) и не пересекает таможенную границу, так как территории Белоруссии, России и Казахстана входят в состав Таможенного союза и объединены единой таможенной территорией. В этом случае уплата таможенных платежей не осуществляется.

Помимо рассмотренных выше территориально-географических особенностей, присущих

трансграничным цепям поставок, существует еще ряд особенностей, влияющих на проектирование и управление трансграничными цепями поставок. Среди таких отличий наиболее важными являются следующие особенности:

1. Статус международных цепей поставок. Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 53662 - 2009 (ИСО 28001:2006) «международная цепь поставок (international supply chain) - это цепь поставок, которая осуществляется с пересечением государственных границ. Все участки такой цепи поставок считаются международными с момента заключения контракта потребителем, который включает в себя проведение таможенного контроля в стране назначения. Если международные договоры или региональные соглашения не содержат требований о таможенной очистке товаров, тогда окончанием цепи поставок является точка ввоза

Рис. 1. Вариант трансграничной цепи поставок, спроектированной на разных таможенных территориях

Рис. 2. Вариант трансграничной цепи поставок, спроектированной на единой таможенной территории

товара в страну назначения» [17, с. 1]. Подобная цепь поставок, как правило, представляет собой сложную многоуровневую систему, в состав которой входит большое количество контрагентов, связанных между собой технологической цепочкой. Проектировать, а затем управлять подобной цепью поставок так, чтобы при этом затраты всей системы были минимальны и сервис оставался на заданном уровне, очень сложно. При этом необходимо учитывать, что параметры международных цепей поставок постоянно меняются. Этому способствуют многочисленные обстоятельства, которые воздействуют на отношения внутри цепи поставок, такие как меняющийся спрос потребителей на национальных рынках и возможности поставщиков обеспечить потребности в производимой продукции.

2. Риски и неопределенность. Неопределенность, присущая трансгра-ничным цепям поставок, может быть значительно выше, чем в пределах одного государства, поэтому трансграничные цепи поставок должны быть спроектированы таким образом, чтобы, с одной стороны, ограничить неопределенность настолько, насколько это возможно, а с другой, - в случае, если эта неопределенность возникает, продолжать эффективно функционировать. На неопределенность существенное влияние оказывает спрос, сроки поставок, уровни товарных запасов и заказов, производственные возможности, специфика таможенного администрирования, время транспортировки, природные и человеческие факторы и т. д. Для того, чтобы избежать этого и обеспечить высокие уровни обслуживания при низких уровнях запасов, необходимо устранить источники нестабильности и неопределенности в трансграничной цепи поставок.

3. Сниженная продолжительность функционального цикла. Международные цепи поставок, спроектированные на принципах трансгранично-сти, являются более компактными по сравнению с традиционно организованными международными цепями поставок.

Благодаря снижению дальности и продолжительности грузоперевозок, а также упрощению таможенного администрирования в пределах трансграничных регионов, снижается и продолжительность функционального цикла в трансграничных цепях поставок.

Таким образом, можно выделить следующие причины сокращения функционального цикла:

- компактное размещение звеньев трансграничной цепи поставок;

- сокращение времени на транспортировку;

- упрощение процедур таможенного администрирования.

4. Транспортировка и транспортно-экспедиторское обслуживание в трансграничных цепях поставок. В условиях всеобщей глобализации экономики роль и значение транспортной системы постоянно растет. В связи с этим, транспорт представляет собой не только материальную базу и инструмент товарообмена между отдельными регионами или странами, но одновременно выступает и в качестве фактора, интегрирующего мировое экономическое пространство и способствующее дальнейшему развитию территориального разделения труда и реализации сравнительных региональных преимуществ.

Транспортно-экспедиторское обслуживание в трансграничных цепях поставок заключается в выполнении операций, начиная с момента принятия груза к перевозке, его хранению, подготовке к

транспортировке, доставке к станциям железнодорожного и автомобильного транспорта, портами морского и речного транспорта, аэропортам, оформлению товаросопроводительных документов, упаковке и маркировке, и заканчивая операциями по сдаче груза получателю.

Особенность транспортно-экспедиторского

обслуживания в трансграничных цепях поставок заключена не только в самом процессе транспортировки, но также связана с передачей груза с одного вида транспорта на другой (интермодальные и мультимодальные перевозки), которая включает в себя работы по доработке груза, приведению его в случае необходимости в транспортабельное состояние, исполнение таможенных и других формальностей, рассылке транспортных документов и извещений об отгрузке и т. д.

5. Нормативно-правовое регулирование. При управлении трансграничными цепями поставок необходимо учитывать как международные правовые нормы, установленные различными конвенциями, так и особенности национальных законодательств тех стран, в которых расположены звенья цепи поставок.

В настоящее время концептуальные изменения нормативно-правовой базы в таможенной сфере связаны, прежде всего, с вступлением РФ в Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном (ТС) и созданием Единого экономического пространства (ЕЭП). Влияние ТС и ЕЭП на формирование и управление трансграничными цепями поставок проявляется, прежде всего, в создании единой таможенной территории, упразднении таможенных пошлин во взаимной торговле и создание единого таможенного тарифа в торговле с третьими странами. Таким образом, при пересечении товарными потоками границ стран-участниц ТС соблюдение таможенных формальностей, а именно таможенное декларирование грузов и оплата таможенных пошлин и сборов, утрачивает свою необходимость. Это в значительной степени ускоряет и удешевляет процесс перемещения товаров через границы сопредельных государств.

К основным нормативно-правовым документам, регулирующими таможенную деятельность на территории ТС, относятся:

- внутреннее таможенное законодательство государств-членов ТС;

- таможенное законодательство ТС;

- международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов.

Таможенное законодательство ТС состоит из:

1) Таможенного кодекса ТС;

2) международных договоров государств-членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решений Комиссии ТС, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и междуна-

родными договорами государств-членов таможенного союза.

4) Единого таможенного тарифа ТС (ЕТТ), который представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ТС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Создание ЕЭП и ТС привело к унификации таможенного законодательства стран-членов ТС, что благоприятно отражается на осуществлении внешнеторговой деятельности участниками трансграничных цепей поставок.

Таким образом, можно отметить, что методология проектирования трансграничных цепей поставок основывается на акцентированном управлении движением товарных и сопутствующих потоков при их перемещении через границы с учетом специфики таможенного регулирования, применяемой на различных таможенных территориях.

Литература

1. Федеральный закон от 27.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

- www.base.consultant.ru

2. Федеральный закон от 27.07.2006 года

№ 161-ФЗ «О персональных данных». -

www.base.consultant. ги

3. Региональное измерение трансграничной миграции в Россию / науч. ред. С.В. Голунов. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 351 с.

4. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 28.10.2010 года № 35-10 «Модельный закон о пограничной безопасности». - www.base.consultant.ru

5. Федеральный закон от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- www.base.consultant.ru

6. Соглашение между Правительством РФ и правительством КНР о режиме российско-китайской государственной границы (проект). -www.base.consultant. т

7. Дергачев, В.А. Геоэкономический словарь-справочник / В.А. Дергачев. - Одесса, ИПРЭЭИ НАНУ, 2004. - 177 с.

8. Федоров, Г.М. Трансграничные регионы в иерархической системе регионов: системный подход / Г.М. Федоров, В. С. Корнеевец // Балтийский регион. - 2010. - № 2. - С. 32-42.

9. Англо-русский экономический словарь. -www.economy_en_ru.academic.ru/

10. Трансграничная торговля и базары без границ в Центральной Азии / Всемирный банк. -Вухань, 2012. - www.carecprogram.org

11. Бауэрсокс, Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок /Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс. - М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 2010. - 644 с.

12. Корпоративная логистика. 300 ответов

на вопросы профессионалов / под ред. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 976 с.

13. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок: пер. с англ. / М. Кристофер; под общ. ред. В.С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.

14. Основы логистики: учебник для вузов / под ред. В.В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.

15. Сток, Дж.Р. Стратегическое управление

логистикой / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 797 с.

16. Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок: пер. с англ. /Д. Уотерс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с.

17. Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы. ГОСТ Р 53662-2009 (ИСО 28001:2006). - www. cdn.scipeople.com.

Смирнова Елена Александровна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и логистики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург), 8шітоуа-ea@list.ru

Поступила в редакцию 23 мая 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Economics and Management” __________2014, vol. 8, no. 3, pp. 168-175

THE METHODOLOGY OF THE SUPPLY CHAIN DEVELOPMENT USING THE CROSS-BORDER PRINCIPLES

E^. Smirnova, Saint-Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russian Federation

The article concentrates on the methodology of supply chain design using cross-border principles. The cross-border concept as the presence of interests on different sides of the border, the action associated with border crossings is examined. At present, there is quite a contradictory attitude to the practice of using the cross-border concept. The author gives the definition of cross-border supply chains in the broad and narrow sense: as technologically or organizationally-cost-determined sequence of suppliers and consumers, moving cross-border flows of goods from the customs territory of one country into the customs territory of another country; as technologically or organizationally-cost-determined sequence of suppliers and consumers, moving the cross-border flows of goods within one customs territory for a short distance and using one kind of transport. Taking into account the importance of connection of individual regions and countries in terms of trade and economic integration, the author considers the methodological aspects of the supply chains development with the help of cross-border principles. The article formulates strategic, tactical and operational objectives of cross-border supply chains. Territorial and geographical features inherent in cross-border supply chains, as well as a number of features affecting the development and management of cross-border supply chains are analyzed. Among these differences, the most important are the following features: the status of international supply chains; risks and uncertainty; reduced functional cycle. By reducing the range and duration of transportation, as well as the simplification of customs administration within cross-border regions, the duration of a functional cycle in cross-border supply chains is decreased. The causes of the reduction of the functional cycle were examined.

Keywords: cross-border supply chain, customs border, customs territory.

References

1. Federal’nyy zakon ot 27.06.1998 goda № 89-FZ «Ob otkhodakh proizvodstva i po-trebleniya» [The Federal Law of 27.06.1998 no. 89-®3 “On Production and Consumption Waste”]. Available at: www.base.consultant.ru

2. Federal’nyy zakon ot 27.07.2006 goda № 161-FZ «O personal’nykh dannykh» [The Federal Law of 27.07.2006 no. 161-®3 “On Personal Data”]. Available at: www.base.consultant.ru

3. Golunov S.V. (Ed.) Regional’noe izmerenie transgranichnoy migratsii v Rossiyu [Regional Dimension of Cross-Border Migration in Russia]. Moscow, Aspekt Press, 2008. 351 p.

4. Postanovlenie Mezhparlamentskoy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG ot 28.10.2010 goda № 35-10 «Model’nyy zakon o pogranichnoy bezopasnosti» [The Resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member Nations of 28.10.2010 no. 35-10 “Model Law on Border Security”]. Available at: www.base.consultant.ru

5. Federal’nyy zakon ot 27.06.2011 goda № 161-FZ «O natsional’noy platezhnoy sisteme» [The Federal Law of 27.06.2011, No. 161-03 “On the National Payment System”]. Available at: www.base.consultant.ru

6. Soglashenie mezhdu Pravitel’stvom RF i pravitel’stvom KNR o rezhime rossiy-sko-kitayskoy gosu-darstvennoy granitsy (proekt) [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the PRC on the Regime of the Russian-Chinese Border (draft)]. Available at: www.base.consultant.ru

7. Dergachev V.A. Geoekonomicheskiy slovar’-spravochnik [Geo-economical Reference Dictionary]. Odessa, IPREEI NANU Publ., 2004. 177 p.

8. Fedorov G.M., Korneevets V.S. [Cross-border Regions in the Hierarchical System of Regions: Systematic Approach]. Baltiyskiy region [Baltic Region]. 2010, no. 2, pp. 32-42. (in Russ.)

9. Anglo-russkiy ekonomicheskiy slovar’ [English-Russian Dictionary of Economics]. Available at: www. economy_en_ru.academic.ru/

10. Transgranichnaya torgovlya i bazary bez granits v Tsentral’noy Azii / Vsemirnyy bank [Cross-Border Trade and Markets without Borders in Central Asia / World Bank]. Vukhan', 2012. Available at: www.carecprogram.org

11. Bauersoks D.Dzh., Kloss D.Dzh. Logistika. Integrirovannaya tsep’ postavok [Logistics. Integrated Supply Chain]. Moscow, OLIMP-BIZNES Publ., 2010. 644 p.

12. Sergeev V.I. (Ed.) Korporativnaya logistika. 300 otvetov na voprosy professionalov [Corporate Logistics. 300 answers to Questions of Professionals]. Moscow, INFRA-M, 2004. 976 p.

13. Kristofer M. Logistika i upravlenie tsepochkami postavok [Logistics and Supply Chain Management]. Translated from English. St. Petersburg, Piter, 2004. 316 p.

14. Shcherbakov V.V. Osnovy logistiki: Uchebnik dlya vuzov [Fundamentals of Logistics: Textbook for Universities]. St. Petersburg, Piter, 2009. 432 p.

15. Stok Dzh.R., Lambert D.M. Strategicheskoe upravlenie logistikoy [Strategic Management of Logistics]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005. 797 p.

16. Uoters D. Logistika. Upravlenie tsep’yu postavok [Logistics. Supply Chain Management]. Translated from English. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2003. 503 p.

17. GOST R 53662-2009 (ISO 28001:2006) Sistema menedzhmenta bezopasnosti tsepi postavok. Nailuch-shie metody obespe-cheniya bezopasnosti tsepi postavok. Otsenki i plany [The System of Supply Chain Security Management. Best Practices for Implementing Supply Chain Security. Assessment and Plans. State Standard P 53662-2009 (ISO 28001:2006)]. Available at: www.cdn.scipeople.com

Elena A. Smirnova. Candidate of Science (Economics), associate professor of the Commerce and Logistics Department, Saint-Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, smirnova-ea@list.ru

Received 23 May 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.