Научная статья на тему 'Методология педагогики физической культуры (социально-культурный подход)'

Методология педагогики физической культуры (социально-культурный подход) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / INDIVIDUAL PHYSICAL EDUCATION / EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Юрий Владимирович

Согласно социально-культурному подходу к рассмотрению педагогических дефиниций, обосновано новое педагогическое содержание социально-культурного феномена «физическая культура» и его составляющих компонентов. Уточнены задачи и результат обучения и воспитания физической культуры, а также введена категория «индивидуальная физическая культура». Обоснована необходимость использования нескольких средств в образовании в области физической культуры (двигательной физической активности и решения жизнеутверждающих ситуаций). Предложенные в статье понятия могут послужить основанием для проектирования принципиально новых социально-культурных концепций педагогики физической культуры, а также оказать существенное влияние на содержание образования в области физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Physical Education (Sociocultural Approach)

Based on the sociocultural approach to the study of pedagogical definitions, this paper providesthe new pedagogical meaning of the sociocultural phenomenon of «physical culture» and its constituent components. Physical education objectives and outcomes were specified, as well as the category «individual physical education» was introduced. The necessity of use of several instruments in education in the field of physical culture (physical activity and solution of lifeaffirming situations) was explained. The notion proposed in this article can serve as a basis for a fundamentally new sociocultural concept of Physical Education and also have a significant influence on the content of physical education.

Текст научной работы на тему «Методология педагогики физической культуры (социально-культурный подход)»

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 37.013.46

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (социально-культурный подход)

Ю. В. Науменко

Науменко Юрий Владимирович - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Волгоградская государственная академия физической культуры, Россия E-mail: naymenko.yv@yandex.ru

Согласно социально-культурному подходу к рассмотрению педагогических дефиниций, обосновано новое педагогическое содержание социально-культурного феномена «физическая культура» и его составляющих компонентов. Уточнены задачи и результат обучения и воспитания физической культуры, а также введена категория «индивидуальная физическая культура». Обоснована необходимость использования нескольких средств в образовании в области физической культуры (двигательной физической активности и решения жизнеутверждающих ситуаций). Предложенные в статье понятия могут послужить основанием для проектирования принципиально новых социально-культурных концепций педагогики физической культуры, а также оказать существенное влияние на содержание образования в области физической культуры.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, индивидуальная физическая культура, образование в области физической культуры, обучение физической культуре, воспитание физической культуры.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-361 -366 Введение

В своих предыдущих работах [1] мы исследовали и обосновали педагогическую сущность социально-культурных феноменов «здоровье», «здоровый образ жизни» и «физическая культура». В результате становление здорового образа жизни в педагогическом контексте, по нашему мнению, представляет собой процесс личностного развития человека, интегрирующий поиск индивидуально значимого и приемлемого способа сохранения здоровья и осознанное совершенствование жизнеспособности. Логика становления здорового образа жизни (в педагогическом контексте) заключается во взаимосвязанном переходе от осознания человеком личностной значимости ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни через формирование системных знаний о здоровье как социально-культурном явлении и о здоровом образе жизни как специфическом и жизненно необходимом навыке личностного саморазвития (обогащение и конкретизация внутренней картины здоровья) к выработке индивидуально привлекательной и осознанной стратегии здорового образа жизни (совершенствование жизнеспособности).

Педагогическая сущность активного становления здорового образа жизни

Становление здорового образа жизни может проходить как трансформация пассивного образа жизни человека, управляемого обстоятельствами «извне», и как активный процесс самосовершенствования, направленный на саморазвитие и самоактуализацию человека,

организуемый и управляемый самой личностью, основанный на индивидуальных особенностях организма и подразумевающий адекватный приоритет здоровья над материальными ценностями.

Педагогическая сущность активного становления здорового образа жизни, по нашему мнению, заключается в осознании личностью ценности здоровья и инструментальной значимости навыков здорового образа жизни как средства сбережения и совершенствования своей психофизиологической жизнеспособности, а также в качественном изменении уровня научных и бытовых знаний об организме и окружающей среде, реализации накопленных знаний о здоровом образе жизни на практике с учетом индивидуальных особенностей (антропометрических данных, темперамента, физиологического состояния организма и др.). Другими словами, активное становление здорового образа жизни возможно только при осознанном активном освоении человеком физической культуры - формировании ценностного отношения субъекта к своему психофизиологическому Я. Это ценностное отношение формируется в процессе осмысления определенных социальных идеалов, смыслов, символов, норм и образцов существования социально-культурного тела (уточнение и гармонизация внутренней картины здоровья), предполагающего осознанное активное становление здорового образа жизни (совершенствование жизнеспособности), в результате которого происходит превращение природного тела в социально-культурное.

Феномен «социально-культурное тело»

Предложенная нами формулировка близка по существу к аналогичному определению «физической (телесной) культуры» С. Ю. Баринова, В. И. Столярова, С. А. Фирсина [2], но в нашей трактовке более полно раскрыта социокультурная составляющая феномена «физическая культура» с использованием введенных нами понятий (внутренняя картина здоровья и жизнеспособность) и нового понятия «социально-культурное тело».

С. Ю. Баринов, В. И. Столяров, С. А. Фирсин рассматривают «социальное тело» как результат внешнего воздействия на организм человека, на его «природное тело», т. е. «социальное тело» - результат адаптации «природного тела» к требованиям окружающего социума. Однако кроме реактивного адаптивного ответа на вызовы (требования) окружающего социума возможна целенаправленная осознанная работа индивида над собой (своим внешним обликом, физическими качествами и свойствами организма) в соответствии с сформировавшейся личностной смысловой системой «внутренняя картина здоровья». И этот процесс осмысленного социально-культурного строительства своего психофизиологического Я, в отличие от реактивного адаптивного «ответа» на внешние

вызовы, является бесконечным по времени, как и личностное развитие человека. Поэтому «социально-культурное тело» - продукт культу-росообразного формирования и использования «природного тела» индивидом в соответствии с принятыми им ценностями, когда «природное тело» способно не только выполнять заданное извне социально-функциональное предназначение, но и отражать личностно-смысловое бытие.

С учетом введённых нами понятий может быть дана принципиально новая сущностная характеристика элементов физической культуры (культуры здоровья, культуры движений и культуры телосложения), которые даны в работах И. М. Быховской [3] и С. Ю. Баринова, В. И. Столярова, С. А. Фирсина и др. [2].

Культура здоровья не только является полноправной, социально значимой составляющей общей культуры общества, но и входит в систему жизнеопределяющих компонентов существования культурного человека, обусловливая: а) совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, связанных с представлениями о здоровье и НЕздоровье и выражающих отношение к здоровью как к ценности (или, напротив, Не-ценности);

б) систему регулятивно-ориентирующих установок по формированию, поддержанию и укреплению здоровья (или же его разрушению);

в) систему объективной оценки состояния физического здоровья и опосредованной символической оценки психического здоровья и образа жизни человека в целом.

Таким образом, освоение культуры здоровья - это процесс последовательного уточнения и конкретизации личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», который может быть охарактеризован следующими показателями: 1) грамотностью в вопросах сохранения и совершенствования физического здоровья и информационной готовности к оздоровительной деятельности (информационно-ориентировочный компонент внутренней картины здоровья);

2) мотивационной готовностью к осознанным и целенаправленным длительным усилиям по сохранению и укреплению здоровья (мотивацион-ный компонент внутренней картины здоровья);

3) наличием определенных умений оздоровительной деятельности (операционный компонент внутренней картины здоровья); 4) готовностью к осознанному деятельному непринятию различных аспектов своего поведения и поведения окружающих людей, наносящих вред здоровью (праксиологический компонент внутренней картины здоровья).

Уровень проявления вышеназванных показателей личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» не только служит характеристиками освоения человеком культуры здоровья, но является показателем реального состояния его здоровья как социально-культурного феномена.

Культура движений

Культура движений (двигательная культура) как жизнеопределяющий компонент существования культурного человека включает в себя (с учетом идей И. М. Быховской, С. Ю. Баринова, В. И. Столярова и С. А. Фирсина [2, 3]): а) знания о сущности двигательных способностей человека и средствах, методиках их формирования и совершенствования в соответствии с определенными культурными образцами; б) понимание необходимости формирования и совершенствования двигательных способностей в течение всей жизни человека в соответствии с определенными культурными образцами и нормами; в) осознанное и устойчивое стремление (желание) человека определить уровень развития своих двигательных способностей и добиться его повышения в соответствии с определенными культурными образцами и нормами; г) умения определения уровня развития своих двигательных способностей, проектирования и реализации программы их совершенствования.

Используя сформулированное нами определение жизнеспособности человека [1], мы можем сделать следующий вывод: освоение культуры движения (двигательной культуры) - это процесс последовательного совершенствования жизнеспособности человека (в частности психофизиологической).

Результатом освоения человеком культуры движения (совершенствования психофизиологической жизнеспособности) является уровень его двигательно-пластической подготовки: 1) разнообразие двигательных способностей и связанных с ними физических качеств, а также уровень их развития; 2) технически совершенное выполнение двигательных действий (легкость и непринужденность, точность и законченность), включая чувство музыки и ритма в движениях; 3) уровень «одухотворенности» движения или проявление способности в движениях (жестах, мимике, позах, походке) выражать чувства и переживания, вызванные музыкой, картинами природы, ситуацией, обстановкой и т. д., а также проявление способности в движениях создавать художественные образы.

Культура телосложения как жизнеобеспечивающий компонент существования культурного человека описывает содержание и приемы социокультурной модификации (коррекции) внешних характеристик природного тела в соответствии с социокультурными нормами в эстетических характеристиках «красиво - НЕ-красиво». Другими словами, освоение культуры телосложения - это процесс последовательного совершенствования социально-личностной жизнеспособности человека как принятия своего физического «Я» и его совершенствования в результате социокультурной модификации природного тела в социально-культурное тело.

Таким образом, индивидуальная физическая культура человека - это результат освоения и принятия человеком (интериоризации) социокультурных эталонов, ценностей и норм телесности, которые, во-первых, стали достоянием его внутреннего мира (внутренней картины здоровья), и, во-вторых, их проявление в повседневной жизнедеятельности человека, характеризующее его образ жизни (жизнеспособность).

Предметно-объектное поле педагогики физической культуры

Основными показателями индивидуальной физической культуры личности являются: 1) отношение человека к своему здоровью как к ценности; 2) характер этого отношения (декларативный или практико-ориентированный на совершенствование различных параметров своего физического Я); 3) готовность к реальной заботе о своем здоровье в повседневной жизнедеятельности; 4) уровень знаний и многообразие умений разумного воздействия на свое «природное тело» с целью превращения его в «социально-культурное тело»; 5) умение эффективно применять различные средства поддержания и совершенствования физического здоровья и различных его параметров; 6) результаты деятельности по поддержанию в норме и совершенствованию здоровья (уровень физической подготовленности, соматического здоровья, особенности телосложения, проявления физических качеств и двигательных способностей); 7) стремление оказать помощь и реальное содействие другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.

Таким образом, объектом исследования педагогики физической культуры как отрасли общей педагогики является образование человека в области физической культуры на протяжении всей его жизни, как обязательной составляющей общечеловеческой функции передачи подрастающему поколению социально-культурного наследия и обучение его сохранению и приумножению. Следовательно, предметом исследования педагогики физической культуры может быть только педагогический процесс по организации освоения подрастающим поколением физической культуры. Другими словами, предметом исследования педагогики физической культуры является специально организованное взаимодействие или цепочка взаимодействий субъектов образования (воспитывающих и воспитуемых) с целью освоения воспитуемыми физической культуры, как общественного культурного наследия и формирования у них способности к применению физической культуры в индивидуальной повседневной жизнедеятельности. Поэтому соматическое здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность и физическое совершенство могут быть только опосредованными

результатами образования в области физической культуры.

Личностным результатом освоения физической культуры (физкультурного образования) являются позитивные изменения в индивидуальной личностной смысловой системе « внутренняя картина здоровья», а узко предметным результатом - готовность к поддержанию и совершенствованию индивидуальной психофизиологической жизнеспособности.

Приоритетные задачи образования в области физической культуры

Уточним задачи образования в области физической культуры в соответствии с предложенным нами пониманием педагогической сущности социально-культурного феномена «физическая культура». Задача обучения физической культуре как элементу образования в области физической культуры - это практико-ориентированное освоение воспитуемыми культуры движения (двигательной культуры), как процесса последовательного совершенствования их жизнеспособности: а) формирование систематических знаний о том, что такое двигательные способности человека, о путях, средствах, методике их формирования и совершенствования (у себя и других) в соответствии с определенными культурными образцами этих способностей; б) формирование осознанного понимания необходимости формирования и совершенствования двигательных способностей в течение всей жизни в соответствии с определенными культурными образцами и нормами; в) формирование устойчивого постоянного стремления (желания) повысить уровень развития своих двигательных способностей; г) формирование готовности к реальной деятельности по выявлению уровня развития своих двигательных способностей, а также по проектированию и реализации программы их совершенствования.

Результатом обучения физической культуре (совершенствования психофизиологической жизнеспособности) является индивидуальный уровень двигательно-пластической подготовки воспитанника: 1) индивидуально обусловленное разнообразие двигательных способностей и индивидуально обусловленный достаточный уровень развития соответствующих физических качеств; 2) технически совершенное выполнение двигательных действий, достаточное для двигательной активности и участия в соревнованиях в массовых видах спорта; 3) способность выражать в физических упражнениях под музыку художественные образы для снятия эмоционального напряжения и развития красоты движения.

Задача воспитания физической культуры как элемента образования в области физической культуры - это освоение воспитуемыми культуры здоровья как процесс последовательного

уточнения и конкретизации их личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья»: а) развитие способности ориентироваться в вопросах здоровья и информационная готовность к оздоровительной деятельности; б) формирование мотивационной готовности к длительным осознанным усилиям по сохранению и укреплению индивидуального психосоматического здоровья; в) формирование системы умений и навыков, позволяющих самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей; г) формирование понимания различных аспектов повседневного поведения, наносящих вред здоровью.

Результатом воспитания физической культуры являются содержательные особенности индивидуальной физической культуры личности, которые мы описали выше.

Основные средства образования в области физической культуры

Попробуем теперь ответить на вопрос - что является основным средством образования в области физической культуры? Таких средств должно быть два, так как интегрированным результатом образования в области физической культуры должно стать совершенствование психофизиологической жизнеспособности обучающихся (результат обучения физической культуре) и одновременно последовательное уточнение и конкретизация их личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» (результат воспитания физической культуры).

Большая группа исследователей в качестве основного средства образования в области физической культуры рассматривает занятия физическими упражнениями, другая группа - занятия физкультурой или физкультурной двигательной деятельностью [2-13]. Кроме занятий физкультурой на уроках в школе возможно использование отдельных форм занятий спортом (форм двигательной деятельности, используемых в процессе спортивной тренировки и подготовки человека к спортивному соревнованию) [2, 5, 8, 12, 13]. Однако специальными медико-биологическими исследованиями было установлено, что только умеренная регулярная двигательная активность детей и подростков способствует повышению их физического развития, работоспособности и улучшению самочувствия (уменьшает депрессию и уровень тревожности, повышает стрессоустой-чивость). Чрезмерная двигательная активность, связанная с ранней и интенсивной спортивной деятельностью, приводит к истощению симпато-адреналовой системы, дефициту белка и снижению иммунитета организма (иммунодепрессии). Неадекватные возрасту и возможностям ребенка физические нагрузки могут также привести к развитию различных неврозов и неврозоподобных

состояний, различных видов патологий [10, 14]. Большинство медиков и физиологов советуют двигательную активность для младших школьников и подростков (до 14-15 лет) организовывать в формах, доступных практически для всех групп здоровья, и с выраженной оздоровительно-рекреационной направленностью [10, 11, 14]. Поэтому основным средством обучения физической культуре детей и подростков, приемлемым для всех, могут быть только занятия физкультурой, направленные на решение оздоровительно-рекреационных задач (физкультурно-оздоровительная двигательная деятельность). Занятия физическими упражнениями возможны для детей и подростков с учетом их соматического здоровья и физической подготовленности.

Заключение

Основной качественной оценкой эффективности обучения физической культуре детей и подростков является их отношение к занятиям физкультурой: 1) объем знаний, умений и навыков, необходимых для этих занятий; 2) принятие занятий физкультурой как личностно значимых; 3) готовность обосновать ценность занятий физкультурой; 4) устойчивый систематический интерес к занятиям физкультурой, который сопровождается желанием (потребностью) участвовать в них; 5) качество и систематичность реального участия в занятиях физкультурой для достижения определенных целей; 6) определенные качества и способности, формы поведения и образа жизни, являющиеся результатом этих занятий.

Воспитание в области физической культуры возможно только благодаря последовательному уточнению и конкретизации личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» в специально организованных жизнеутверждающих ситуациях [1]: а) поиска мотивов и целей жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей, анализа и оценки жизненных проблем и обстоятельств с учетом социокультурного содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности (смыслообразо-вание); б) жизненного выбора и принятия решений с учетом социокультурного содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности (смыслоосознание); в) проектирования образа жизни, совершенствования жизнеспособности во взаимосвязи с уточнением

смысловой системы «внутренняя картина здоровья» и принятия ответственности за свой «проект»

(смыслостроительство).

Библиографический список

1. Науменко Ю. В. Здоровьеформирующее образование : идеи и основные понятия // Вестн. МГУ. Сер. 20. Педагогическое образование. 2015. № 3. С. 52-66.

2. Столяров В. И., Фирсин С. А., Баринов С. Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ). Саратов, 2012. 268 с.

3. Быховская И. М. Homo Somatikos : аксиология человеческого тела. М., 2000. 208 с.

4. Барчуков И. С. Физическая культура : методики практического обучения : учебник. СПб., 2014. 528 с.

5. Бальсевич В. К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. С. 13-18.

6. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры : учебник. М., 2013. 126 с.

7. Криличевский В. И., Семенов А. Г., Бекасов С. Н. Педагогика физической культуры : учебник. СПб., 2012. 320 с.

8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высш. специализированных физкульт. учеб. заведений. 4-е изд. СПб., 2004. 543 с.

9. Мельчакова Г. Г., Мельчаков А. В. Педагогика физической культуры и спорта : учеб. пособие. Красноярск, 2012. 220 с.

10. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / под ред. В. И. Стародубова, О. П. Щепина и др. М., 2014. 624 с.

11. Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования (эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования) / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонь-кина. М., 2003. 117 с.

12.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студ. высш. проф. образования. 11-е изд., стер. М., 2013. 480 с.

13.Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта : курс лекций. Екатеринбург, 2014. 244 с.

14.Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей : руководство для мед. и пед. работников образовательных и лечебно-профилакт. учреждений сан.-эпид. службы. М., 2005. 528 с.

Образец для цитирования:

Науменко Ю. В. Методология педагогики физической культуры (социально-культурный подход) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4 (20). С. 361-366. Б01: 10.18500/23049790-2016-5-4-361-366.

Methodology of Physical Education (Sociocultural Approach)

Yuri V. Naumenko

Volgograd State Academy of Physical Education 78, V. I. Lenin ave., Volgograd, 400005, Russia E-mail: naymenko.yv@yandex.ru

Based on the sociocultural approach to the study of pedagogical definitions, this paper provides the new pedagogical meaning of the sociocultural phenomenon of «physical culture» and its constituent components. Physical education objectives and outcomes were specified, as well as the category «individual physical education» was introduced. The necessity of use of several instruments in education in the field of physical culture (physical activity and solution of life-affirming situations) was explained. The notion proposed in this article can serve as a basis for a fundamentally new sociocultural concept of Physical Education and also have a significant influence on the content of physical education.

Key words: health, healthy lifestyle, physical culture, physical education, individual physical education, education in the field of physical culture.

References

1. Naumenko Yu.V. Zdorov'eformiruyushchee obrazovanie: idei i os-novnye ponyatiya (Health forming education: ideas and basic notions). Vestn. MGU. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie (The Moscow University Herald. Ser. 20. Pedagogical education), 2015, no. 3, pp. 52-66 (in Russian).

2. Stolyarov V. I., Firsin S. A., Barinov S. Yu. Soderzhanie i struktura fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya detey i molodezhi (teoreticheskiy analiz). (Content and structure of physical training and sport education of children and youth {theoretical analysis}). Saratov, 2012. 268 p. (in Russian).

3. Bykhovskaya I. M. Homo Somatikos: Aksiologiya chelo-vecheskogo tela (Homo Somatikos: Axiology of human body). Moscow, 2000. 208 p. (in Russian).

4. Barchukov I. S. Fizicheskaya kul 'tura: metodikipraktich-eskogo obucheniya: uchebnik (Physical training: methods of practical training: the textbook). St.-Petersburg, 2014. 528 p. (in Russian).

5. Bal'sevich V. K., Bol'shenkov V. G., Ryabintsev F. P. Kont-septsiya fizicheskogo vospitaniya s ozdorovitel'noy napravlennost'yu uchashchikhsya nachal'nykh klassov obshcheobrazovatel'nykh shkol (Concept of physical education with health-giving trend for pupils of primary general-educational schools). Fizicheskaya kul'tura:

vospitanie, obrazovanie, trenirovka (Physical Culture: upbringing, education, workout), 1996, no. 2, pp. 13-18 (in Russian).

6. Karpushin B. A. Pedagogikafizicheskoykul'tury: uchebnik (Pedagogy of physical training: the textbook). Moscow, 2013. 126 p. (in Russian).

7. Krilichevskiy V. I., Semenov A. G., Bekasov S. N. Pedagogikafizicheskoy kul 'tury: uchebnik (Pedagogy of physical training: the textbook). St.-Petersburg, 2012. 320 p. (in Russian).

8. Matveev L. P. Teoriya i metodikafizicheskoy kul 'tury. Vve-denie v predmet: ucheb. dlya vyssh. spetsializirovannykh fizkul't. ucheb. zavedeniy. 4-e izd. (Theory and methodic of physical training. Introduction: the textbook for high specialized physical training institutes). St.-Petersburg, 2004. 543 p. (in Russian).

9. Mel'chakova G. G., Mel'chakov A. V. Pedagogika fizicheskoy kul'tury i sporta: uchebnoe posobie (Pedagogy of physical training and sport: the study guide). Krasnoyarsk, 2012. 220 p. (in Russian).

10. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. Natsio-nal'noe rukovodstvo (Public health and health service. National guidance). Eds. V. I. Starodubov, O. P. Shchepin and others. Moscow, 2014. 624 pp. (in Russian).

11. Fiziologo-gigienicheskoe i psikhofiziologicheskoe sopro-vozhdenie modernizatsii obrazovaniya (eksperiment po sovershenstvovaniyu struktury i soderzhaniya obshchego obrazovaniya) (Physiological-hygienic and psycho-physiological accompaniment of modernization in education {experiment in perfecting of structure and content of general education}). Eds. M. M. Bezrukikh, V. D. Son'kin. Moscow, 2003. 117 p. (in Russian).

12.Kholodov Zh.K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskoy kul 'tury i sporta: ucheb. dlya stud. vyssh. prof. obrazovaniya (Theory and methodic of rhysical training and sport: the textbook for students of high professional education). Moscow, 2013. 480 p. (in Russian).

13. Yamaletdinova G. A. Pedagogika fizicheskoy kul'tury i sporta: kurs lektsiy (Pedagogy of physical training and sport: lectures course). Ekaterinburg, 2014. 244 p. (in Russian).

14. Kuchma V. R. Mediko-pmfilakticheskie osnovy obucheniya i vospitaniya detey: rukovodstvo dlya med. i ped. rabot-nikov obrazovatel'nykh i lecheb.-profilakt. uchrezhdeniy san.-epid. sluzhby (Medical and preventive foundations of children' training and education: the guidance for medics and teachers of educational and health-prophylactic institutes of sanitary service). Moscow, 2005. 528 p. (in Russian).

Please cite this article in press as:

Naumenko Y. V. Methodology of Physical Education (Sociocultural Approach). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Arneology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 361-366. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-361-366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.