Научная статья на тему 'Методология немецкого классического идеализма как основание психологии активности личности'

Методология немецкого классического идеализма как основание психологии активности личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
379
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / PERSON / SUBJECT / INTERACTION / ABILITY TO LIVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белан Елена Альбертовна

В статье исследуются идеи немецкого классического идеализма в качестве основания для методологии психологии активности личности. Показано, что активность есть самопричинная интенция субъекта, для существования которой не требуется дополнительных условий. Активность рассматривается как базовый объяснительный принцип жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideas of German classical idealism as the basis for methodology of psychology of activity of the person are researched in the article. It is shown that activity is self-causal intention of the subject for whichs existence additional conditions are not required. Activity is considered as a basic explanatory principle of ability to live.

Текст научной работы на тему «Методология немецкого классического идеализма как основание психологии активности личности»

УДК 159923 Белан Елена Альбертовна,

кандидат психологических наук, доцент Кубанский государственный университет, Краснодар,

[email protected]

МЕТОДОЛОГИЯ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА КАК ОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье исследуются идеи немецкого классического идеализма в качестве основания для методологии психологии активности личности. Показано, что активность есть самопричинная интенция субъекта, для существования которой не требуется дополнительных условий. Активность рассматривается как базовый объяснительный принцип жизнедеятельности.

Ключевые слова: активность, личность, субъект, взаимодействие, жизнедеятельность.

Психология активности личности немыслима без полагания субъектного начала как основания возможности её становления и развития. Процессуальный характер существования личности предполагает не только собственно динамические моменты её проявлений, но и причину, «движущую силу» этой динамики. Решение вопроса о локализации первопричинности личностного самоосу-ществления с логической необходимостью приводит к выводу о преобладании внутренней причинности над внешней, следовательно, о самопри-чинности личности. Так, по мнению В. А. Петровского, быть личностью - значит быть субъектом себя самого, своего существования в мире, носителем идеи Я как причины себя [11]. Тем самым В. А. Петровский указывает на логическое совпадение понятия причинности личности и её субъектности. Таким образом, получается, что субъект, понимаемый как сущность, внутренняя интенция личности, и есть причина её самоосу-ществления в мире.

Понимание субъектности в качестве причинности лежит в основе психологии активности личности. При этом субъект выступает как минимум в двух аспектах: 1) как неделимая единая целостность, основание личности и 2) как многомерная целостность, имеющие свои закономерности функционирования.

Психология активности личности нуждается в методологическом основании, которое способствовало бы обоснованию не только субъектной организации личности, но и комплексной организации её активности.

Таким основанием может выступать философия немецкого классического идеализма, который, по определению К. С. Бакрадзе, есть философия свободного и бесконечного субъекта [1]. Немецкий классический идеализм представляет собой единое философское направле-

ние, однако представляется важным рассмотреть значение для моделирования объяснительной системы психологии активности личности концепций отдельных философов, а именно И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. В данной статье будет представлен краткий анализ учений обозначенных авторов (более подробный анализ см.: [2]).

В философии И. Канта категория активности приобретает новый статус - принципа организации бытия и жизнедеятельности, что связано прежде всего с качественным переосмыслением роли субъекта в отношении к окружающему миру. Субъект И. Канта получает трансцендентальные основания, мыслится как субстанция [9, с. 313]. Субъект представляется как мыслящее существо, и именно поэтому он субъект [9, с. 313-314].

Мыслящий субъект полагается как активный субъект, который не только познает и изменяет окружающий мир, но и способен создавать действительность, «предмет, который познается индивидуальным субъектом» [1]. Идея актив но-сти субъекта, по словам А. В. Гулыги, выступает «главным философским достижением И. Канта» [6, с. 12], поскольку активность субъекта охватывает все сферы жизни. Деятельность субъекта выражается в его мысли, посредством чего объект получает основания в субъекте и «порядок и регулярность природных объектов имеет источником мыслящий субъект» [12, с. 642]. Согласно К. А. Сергееву и Я. А. Слини-ну, трансцендентальный субъект Канта «наделяется активной способностью оформлять эмпирический хаос в мир объектов, т.е. в сферу феноменов, доступных научному познанию» [14].

Тем самым процесс познания окружающего мира становится принципиально новым: субъект не воспринимает воздействие объектов,

© Белан Е. А., 2011

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

199

а сам организует объекты в соответствии со своими законами. Субъект теперь мыслится не пассивно принимающим внешнюю информацию, а активно выстраивающим закономерности организации мира. Не субъект перестраивается соответственно требованиям внешних воздействий, а сам объект, «приспосабливаясь, становится познаваемым по законам субъекта» [12, с. 636]. Примечательно, что И. Кант специально уточняет первичность субъекта по отношению к объекту в процессе познания [9, с. 126-127]. Таким образом, принципом познания становится не реактивность, а собственно активность субъекта.

Субъект И. Канта не только активен по отношению к познанию внешнего, он неизменно обладает самосознанием [9]. Активность субъекта выражается также и в потребности действия, причём это действие должно осуществляться по определённым законам разума. Поскольку для согласования действий с законами необходим разум, то И. Кант полагает наличие у разумного существа воли [10, с. 76].

Таким образом, активность субъекта может быть определена преимущественно в трёх отношениях: 1) внешнего мира, в том числе и мира природы; 2) познания окружающего мира и самопознания; 3) самореализации (волении) в практическом действии.

В учении И. Г. Фихте категория активности занимает центральное положение. Фихте детализировал содержание исследуемой категории как основополагающего свойства субъекта.

У Фихте абсолютный субъект, обладающий характеристиками самодостаточности и способностью к самопорождению, выступает изначальной инстанцией [8, с. 415]. Я непосредственно и безусловно полагает самого себя и поэтому, согласно рассуждениям Фихте, выступает «источником всяческой реальности» [18]. Суть чистой деятельности абсолютного Я состоит в том, что деятельность имеет условным объектом самого субъекта, замыкается на саму себя, и именно поэтому приобретает характеристики абсолютности - в ней нет ничего, что было бы для неё вторичным. Я абсолютно, абсолютна и бесконечна чистая деятельность.

Состоящая в безграничном самополагании деятельность Я встречает противодействие [18, с. 207]. Посредством этого противодействия в Я полагаются противоположности: чистой дея-

тельности противополагается страдательное состояние, т.е. такое, через которое Я воспринимает воздействие [18, с. 122]. При этом воздействие не есть нечто, внеположенное Я - оно встроено в Я как необходимый элемент активности [18, с. 87]. Поскольку Я есть бесконечное стремление, а стремление, по Фихте, должно осуществляться через преодоление, то по сути, не-Я выступает в качестве ограничения Я, которое следует преодолеть. Преодоление противоречия сообщает деятельности необходимую динамику Чтобы обосновать постоянный характер самодвижения деятельности, Фихте вводит ещё один логический конструкт, а именно: делимость Я и не-Я [18]. Деятельность в таком понимании становится синтетическим единством [18, с. 198]. Синтетическое единство такого рода может быть определено через категорию взаимодействия, которая и используется Фихте для раскрытия диалектики противоположностей Я и не-Я [8, с. 417].

Абсолютная активность становится практическим принципом, воссоздавая себя как мир индивидов. В эмпирическом индивиде воспроизводится принцип абсолютного самосознания [17, с. 727]. Человечество как мир индивидуальных субъектов есть возможность возвращения абсолютного Я к самому себе, возможность самодвижения деятельности, поскольку через осуществление всех возможных индивидов становятся действительными всевозможные точки зрения сознания [16]. Индивидуальный эмпирический субъект обладает активностью имманентно, как частное проявление абсолютной активности.

В философии И. Г. Фихте активность приобрела абсолютный субстанциональный характер, выступив в качестве первоосновы как духовного мира, так и мира индивидов. Через категорию активности раскрываются сущностные характеристики всех конструктов учения Фихте.

В философии Ф. В. Й. Шеллинга категория активности получает своё дальнейшее развитие. Шеллинг расширяет содержательные характеристики активности, полагая её свойством не только субъекта, но и объекта - природы. Природа, по мысли Шеллинга, обладает собственной творящей силой, способной самостоятельно производить свои феномены. Природа есть не только продукт, но и продуктивность, т. е. природа выступает не только как объект - совершённое, но и как субъект

- становление (см.: [21, с. 193]). Положив в природе раздвоенность объекта и субъекта, Шеллинг

обнаруживает источник самодвижения природы в ней самой [7, с. 190]. Обнаруживая субъектные характеристики, Шеллинг полагает природу как абсолютную деятельность [6, с. 16].

Как видим, в дополнение к категории взаимодействия Шеллинг вносит категорию равновесия, которая является одной из основных характеристик бытия природы. Примечательно, что такое равновесие Шеллинг полагает динамическим, т. е. постоянно поддерживающимся. Это существенное представление позволяет обосновывать бесконечность деятельности, поскольку здесь речь идет фактически о деятельности по восстановлению равновесия или о деятельности по поддержанию равновесия.

Человек отождествляется Шеллингом с вечным началом. Его жизнь во времени определяет деяние, и коль скоро человек определён самопо-лаганием Я, его деятельность также принадлежит вечности [19, с. 131]. В активности самосознания полагается дополнительная функция -желаемое возвращение к изначальному состоянию Абсолюта выступает не как условие осуществления активности (по сравнению с Фихте), а как необходимость прекращения продуцирующей деятельности. В этом факте активность достигает своей противоположности и в единстве Абсолюта становится индифференцией [20]. Возводя категорию активности в абсолют, Шеллинг доводит её до логического отрицания, поскольку в его философии активность становится неотличимой от пассивности.

В философии Г. В. Ф. Гегеля развитие категории активности получает окончательное завершение, выразившееся в уточнении содержания и по-лагании активности как всеобщности мировых процессов. У Гегеля активность достигает подлинной абсолютной формы, в которой, в отличие от философии Шеллинга, принцип активности не теряет, а утверждает свои основания. Вне активности не может быть мыслим ни один момент жизнедеятельности [5]. По Гегелю, многообразие феноменов находится в органическом единстве целого, обладая текучей природой, они сменяют друг друга, составляя вечную жизнь целого [3].

Базируясь на открытом им принципе всеобщего становления как самодвижения определённого бытия, Гегель последовательно выводит ряд основных категорий. При этом активность входит в содержание категорий, выводимых Гегелем в процессе его логических рассуждений.

Основным носителем активности в философии Гегеля полагается дух. Именно саморазвитие духа и возвращение его в себя в качестве тотальной определённости и объясняет самодвижение деятельности [4; 8]. Человек понимается как духовное существо, обладающее высшей натурой. Все формы активности человека, включая как субъективные, так и объективные, есть, по Гегелю, продукция духа [15, с. 434]. В человеке дух воплощен как всеобщее, что выражается в самости человека, в осознании себя как Я [5].

Философия Гегеля есть философия Абсолюта как саморазвивающейся идеи. Развитие мировых процессов получают свое объяснение посредством присущей духу активности. В осуществлении мирового процесса дух достигает своего действительного бытия. В известном выражении Гегеля, что всё разумное действительно, и всё действительное разумно, полагается факт неотделимости идеи от реального и действительного бытия, поскольку бытие есть само развитие идеи [13, с. 67].

Таким образом, всем мировым процессам активность присуща по определению и является не только главной характеристикой, но и основным объяснительным принципом жизнедеятельности духа.

Приведенные аргументы позволяют сформулировать основные положения психологии активности личности:

- активность носит процессуальный абсолютный динамический характер;

- активность есть самопричинная интенция субъекта, для существования которой не требуется дополнительных условий;

- взаимодействие субъекта с окружающим миром возможно только в случае проявления активности, т.е. активность должна пониматься как базовая категория, описывающая взаимодействие человека с внешним миром;

- по отношению к внешнему миру, с которым осуществляет взаимодействие субъект, активность выступает как первичная;

- взаимодействие субъекта с окружающим миром должно пониматься как абсолютный факт существования самого субъекта, механизмов и закономерностей его развития и организации его активности;

- субъект (Я), выступает в качестве хозяина собственной жизнедеятельности (что согласуется с известным положением С.Л. Рубинштейна),

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

201

может изменять внешнее по отношению к нему в соответствии с собственными потребностями;

- изменения объекта имеют субъективные основания, т. е. являются отражением процессов протекания активности;

- активность субъекта может быть исследована посредством изучения её объективированных форм, т. е. поведения и деятельности;

- становление личности есть становление са-моосознающего себя в деталях субъекта; при этом сохраняется интенциональность субъекта, которая теперь может объясняться и как интен-циональность личности, т. е. интенциональность приобретает качество не только акта активности, но и акта направленной активности, т. е. факта деятельности.

Философия немецкого классического идеализма может выступать в качестве методологического основания психологии активности личности ещё и потому, что одним из главных продуктов теоретической мысли явился определённым образов выработанный диалектический метод [1]. Именно диалектика как метод, дающий обоснование взаимопереходам противоположностей в своё иное, позволяет выстраивать логику взаимодействия личности, понимаемой как субъект собственной жизнедеятельности, и окружающего мира не только как логику противоположностей, но и как логику единства.

Библиографический список

1. Бакрадзе К. С. Проблема диалектики в немецком идеализме // К. С. Бакрадзе. Избранные философские труды. Тбилиси, 1981. - Т. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books. 11.06.2010.

2. Белан Е. А. Категория активности в западноевропейской философской мысли. - Краснодар : Кубанский государственный университет ; М. : Социально-политическая мысль, 2010. - 235 с.

3. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www/psylib.org.ua. 03.07.2010.

4. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет: в 2 т. / пер. Б. А. Драгуна. - М., 1971. - Т. 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylib.org.ua. 03.07.2010.

5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 1: Наука логики. - М. : Мысль, 1975. - 452 с.

6. Гулыга А. В. (вводная статья) // Ф. В. Й. Шеллинг Сочинения : в 2 т. - Т.1. - М. : Мысль, 1987.- С. 3-38.

7. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.koob.ru. 08.05.2010.

8. История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). - М. : Изд-во «Греко-латинский кабинет», 1996. - 557 с.

9. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арза-каняном и М. И. Иткиным. - М. : Изд-во «Эксмо», 2006. - 736 с.

10. Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума / пер. с нем. -СПб. : Наука, 1995. - С. 53-120.

11. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология : учеб. пособие для студ. пси-хол. фак. высш. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2003. - 496 с.

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. - Т. 3: Новое время. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 736 с.

13. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 4: От романтизма до наших дней. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 849 с.

14. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Феноменология духа Гегеля как наука об опыте сознания // Гегель Г В. Ф. Система наук. СПб., 1999. - Ч. 1: Феноменология духа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// filosof.historic.ru. 04.07.2010.

15. Ситковский Е. П. Учение Гегеля о человеке // Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 3: Философия духа. - М., 1977. -С. 411-448.

16. Фихте И. Г. Назначение человека // Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоуче-ние / пер. с нем. - Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. - 784 с.

17. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого // Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / пер. с нем. - Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. - 784 с.

18. Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Фихте И. Г. Сочинения : в 2 т. - Т. 1. - СПб. : Миф-рил, 1993. - С. 65-337.

19. Шеллинг Ф. В. Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Сочинения : в 2 т. / пер. с нем. / сост., ред. А. В. Гулыга; прим. М. И. Левиной и А. Михайлова. - Т. 2. - М. : Мысль, 1989. - С. 86-158.

20. Шеллинг Ф. В. Й. Бруно, или О божественном и природном начале вещей // Сочинения : в 2 т. / пер. с нем. / сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга. -Т. 1. - М. : Мысль, 1987. - С. 490-589.

21. Шеллинг Ф. В. Й. Введение к наброску системы натурфилософии, или О понятии умозрительной физики и о внутренней организации системы этой науки // Сочинения : в 2 т. / пер. с нем. / сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга. - Т. 1. - М. : Мысль, 1987. - С. 183-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.