Научная статья на тему 'Методология изучения вопросов взаимодействия православного населения с коренными жителями Алтайского края'

Методология изучения вопросов взаимодействия православного населения с коренными жителями Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
144
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / МИССИОНЕР / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / METHOD / MISSIONARY / ALTAI REGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голубцов Сергей Владимирович

В статье рассматриваются методы, применяемые при изучении взаимодействия православного населения и миссионеров с коренными жителями Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for studying issues of cooperation with Orthodox population of indigenous people of Altai region

The article discusses the methods used in the study of the interaction of the Orthodox population and missionaries with the indigenous people of the Altai region.

Текст научной работы на тему «Методология изучения вопросов взаимодействия православного населения с коренными жителями Алтайского края»

УДК 281.93(571.150)

С. В. ГОЛУБЦОВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОСЛАВНОГО НАСЕЛЕНИЯ С КОРЕННЫМИ ЖИТЕЛЯМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В статье рассматриваются методы, применяемые при изучении взаимодействия православного населения и миссионеров с коренными жителями Алтайского края. Ключевые слова: метод, миссионер, Алтайский край.

Сведения о взаимодействии православного населения с коренными жителями Алтайского края встречаются как в дореволюционной периодической печати, журналы Странник духовный, Церковные ведомости, Миссионерское обозрение, Православное обозрение, Христианские чтения, Душеполезные чтения, Томские епархиальные ведомости, так и в монографиях, посвящённых истории РПЦ. К ним относится составленная в 1891 г. протоиереем Михаилом Путинцевым книга «Алтай. Его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Воспоминания о почивших миссионерах». Книга А. Макаровой-Мир-ской «Апостолы Алтая», изданная в Харькове в 1914 г., книга М. Ф. Розен «Очерки об исследователях и исследованиях Алтая», вышедшая в Барнауле 1996 году, изданная в Москве в 2005 году работа С. В. Нестерова «Словом и житием наставляя», работа священника Г. Крейдуна «Алтайская духовная миссия в 1830—1919 годы», изданная в Москве в 2008 году, труд священника Сергия Широкова «Прп. Макарий (Глухарев) — Апостол Алтая» изданный в Москве в 2008 году, и целом ряде других работ, вышедших как до революции, так и в послереволюционный период. Хотя тема освоения Алтая не нова, но всё множество выполненных работ содержат описание природы Алтая, сведения о миссионерах, описывают встречи, соприкосновение православных с жителями Алтая, описывают быт и обычаи алтайцев. В этих работах нет анализа, что влияло на изменение жизни и религии коренных жителей, какие формы и методы привели к христианизации коренных жителей Алтая? Эти вопросы обусловливают выбор методов, методологию изучения взаимодействия православного населения с коренными жителями Алтайского края.

Результатом взаимодействия представителей православной религии (миссионеров, переселенцев) стало изменение частью коренного населения образа религиозного восприятия мира и формы ведения хозяйства. Каким образом это стало возможным и как произошло? Возможны различные способы решения этой задачи, в нашем случае требуются универсальные принципы познания и методы, связанные с переосмыслением основ познания, повышения уровня осознанности картины мира, то есть философское осознание.

Разработкой метода философия поддерживает в частных науках живой критический дух. Попытка найти единый метод, который был бы применим всюду, так называемый методологический монизм [1], показала, что общего универсального метода не существует, более того, каждый предмет и каждая проблема требует своего метода. Философская методология предполагает определённую систему требований к субъекту познания. Она зависит от уровня развития научного познания, от опыта исследователя, общества, следовательно, её понимание важно соотнести с исторической эпохой, проведя анализ научного и житейского знания субъекта. Философская методология предполагает также, помимо наличия системы методов, выбор определённой цели и характера подхода к её достижению, для повышения эффективности. В связи с этим возникают определённые задачи — типологизировать основные философские подходы к исследованию, моделированию действительности, проанализировать их продуктивные следствия и определить основные принципы, которые входят в систему философской методологии. Следствием решения обозначенных задач будет сознательный выбор наиболее эффективного средства для достижения цели.

Методологию принято рассматривать в двух средах. Первая, теоретическая, сформированная разделом философского знания гносеология, вторая — практическая. Она ориентирована на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания с предшествующим описанием условий; практическая являет собой набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что считаем истинным знанием. По сути, это программа алгоритм. Эффективность, успешность, качество метода проверяется практикой, решением поставленных научно-практических задач, то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

В методологии принято выделять следующую структуру: а) основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика; б) характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности; в) логическая

структура деятельности: субъект, объект, предмет, форма, средство, методы, результат деятельности, решение задач; в) временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы; г) технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приёмы.

Методология делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

В нашем случае основным методом исследования следует принять диалектический метод, что позволяет раскрыть специфику духовной культуры жителей Алтая через диалектику общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания. При этом подходе, с одной стороны, культуру можно рассматривать автономной от природы и общества, с другой — культура отождествляется в диалектическом единстве с ними. Сама же духовная культура в целом рассматривается как подсистема культуры, безусловно обладающая определённой автономностью и специфическими чертами и находящаяся в опосредованной зависимости от системы. Этот подход позволяет проанализировать культурно-исторический процесс как в «линейном» — диахроническом измерении, так и в «плоскостном» — синхроническом. В этом случае появляется возможность осмыслить факторы динамики духовной культуры, её движущей силы как проявление собственных возможностей духовной культуры, имманентных закономерностей её развития, не могущих перейти в другое качество, на более высшую ступень религиозного сознания. Единый Бог выходит за пределы языческого восприятия действительности, христианство является трансцендентным по отношению к язычеству, выявляется единство и противоречие в системе «традиция —новация», в нашем случае приводящей к смене религии.

Важной составляющей исследования являются принципы, используемые современными исследователями о сущности и природе Российской империи, рассмотрение разных направлений политики (политической, экономической, конфессиональной). В 19 веке Российская империя переживала кризис, что требовало новых методов управления и формы политической организации. Россия должна была выстроить внутри себя национальное государство с сохранением империи и её принципов [2]. Среди методов реализации конфессиональной политики империи можно выделить создание конфессиональной однородности, подчинение религиозных организаций государству, тем самым обеспечивая лояльность подданных. Показателем эффективности такого правительственного курса является отсутствие напряжённости и массовых выступлений представителей разных конфессий, а также бесконфликтная смена, переход из одной конфессии в другую. Отражение этих событий в качестве источников можно найти в периодической печати, а также в специальных исследованиях, посвящённых жизни русских переселенцев на Алтае, жизни коренных жителей Алтая, деятельности Алтайской духовной миссии и миссионеров. Следует также использовать документы, касающиеся этих вопросов, имеющиеся в государственных архивах. Используя с этой целью специальные исторические методы: историко-срав-

нительный, позволяющий в разных эпохах рассматривать одни и те же процессы, историко-генети-ческий, проблемно-хронологический.

На уровне специальных, исторических, методов возможно применение метода «объясняющего понимания» М. Вебера, при нём достигается соединение объекта и субъекта анализа, включение исследователя во всё многообразие и иррациональность жизни.

Перспективен в применении к исследованию метод «Школы Анналов». Основоположники школы М. Блок и Л. Февр призывали историков не переписывать историю, а воссоздавать прошлое, прибегая для этого к помощи смежных дисциплин, подкрепляющих и дополняющих одна другую [3]. М. Блок указывал: «Наука расчленяет действительность лишь для того, чтобы лучше рассмотреть, благодаря перекрёстным огням, лучи которых непрестанно сходятся и пересекаются. Опасность возникает с того момента, когда каждый прожектор начинает претендовать на то, что он видит всё...» [4]. Анналами во главу угла ставились проблемы обобщения и синтеза частных результатов, получаемых науками об обществе и человеке. Стратегия исторического исследования — мыслить масштабными проблемами, но ограничиваться только теми, которые можно проверить только на основе изучения источников. Анналы призывали к широким сравнительным исследованиям, которые должны служить как способом типизации исторических исследований, так и их индивидуализации, а в целом исторического синтеза.

Основой для исторического синтеза является включение изучения источника в исторический контекст (диахронный и синхронный). М. Блок считал, что необходимо особое умение задавать вопросы источнику при этом возможности исторического источника зависят от способности историков вопрошать их по новому, с тех сторон, с которых они ещё не изучались, от умения видеть то, что лежит не на поверхности. Поэтому следует различать «намеренные» и «ненамеренные» свидетельства и отдавать предпочтения вторым. Анналам присущи новые приёмы изучения исторических свидетельств, более разнообразных, сложных и гибких. Классификация источников, по мнению Анналов, должна быть приближена к контурам действительности. Основоположники Анналов ввели понятие «менталитет», как особый склад ума, присущий людям той или иной исторической эпохи, устанавлеваемый на основе изучения языка источников [5]. Метод Анналов раскрывается в попытке создания тотальной истории, он описывает все существующие в обществе связи — экономические, политические, социальные, религиозные, культурные, что позволяет наиболее полно показать контакты православного населения с коренными жителями Алтайского края.

Из научных методов, стоит применять метод индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, системный, логический, структурно-функциональный. Индукция — это движение знания от отдельного, особенного к всеобщему закономерному [6]. Индукцию как метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий знали Сократ и Эпикур [7], сознательно индукция обосновывается и развивается Фрэнсисом Беконом, Джоном Стюартом, Миллем и др. Она состоит в том, что предположение о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или возникшее каким-либо другим путём, систематически устанавливается на фактах и приобретает значение большей или меньшей

достоверности. Индукция из опытов и наблюдений выводит причины и общие положения, а потом снова проводит новые опыты и наблюдения на основе этих причин, общих положений или принципов. Это способ постижения реальности, состоящий в восхождении от частного к общему, от единичных фактов к обобщающему логическому заключению [8]. Дедукция — это выведение частного из общего, это путь мышления, который ведёт от общего к частному, от общего положения к особенному. Общей формой дедукции является при этом силлогизм (состоящий из двух посылок и вывода), посылки которого образуют указанное общее положение, а выводы — соответствующее частное суждение [9, с. 179]. Метод анализа делает возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого на его части, сложного на его компоненты, события на его отдельные ступени, содержание сознания на его элементы, понятие на его признаки [9, с. 19]. Метод синтеза даёт соединение разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия или противоположность сглаживаются или снимаются [9, с. 415]. Результатом синтеза является новое образование, свойства которого — это внешняя сумма свойств компонентов и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Метод аналогии предполагает познание путём сравнения [9, с. 20]. Между сравниваемыми объектами должно иметься подобие и различие. То, что является основой сравнения, должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Различие и подобие объектов исследования должны существовать в единстве (метафизическая аналогия) или, во всяком случае, не должны быть разделяемы (физическая аналогия). В атрибутивной аналогии, то, что является основанием подобия двух объектов, переносится с первого члена аналогии на второй (Пр. по аналогии с человеческим телом поступки, поведение человека рассматриваются как «здоровые»). В пропорциональной аналогии каждый из объектов аналогии содержит нечто, в чём он в одно и то же время подобен и не подобен другому. Системный метод позволит объединение некоторого разнообразия в единое и чётко расчленённое целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. Философская система является соединением принципиальных и основополагающих знаний в некоторую органическую целостность, доктрину [9, с. 415].

Основным методом работы, исследующей вопросы взаимодействия православного населения с коренными жителями Алтайского края, следует считать диалектический метод, позволяющий раскрыть специфику духовной культуры через диалектику общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания.

Из специальных, культурно-исторических методов для исследования перспективны: а) метод «объяс-

няющего понимания» М. Вебера; б) метод школы Анналов.

Перечисленные методы образуют своего рода триаду, применимую к исследованию вопросов взаимодействия православного населения с коренными жителями Алтайского края, деятельности в этой связи Алтайской духовной миссии, а также к исследованию вопросов взаимодействия православных жителей Российской империи с представителями других религий и деятельностью в этой связи соответствующих внешних духовных миссий (Киргизской, Кадьякской и др.).

Образуемая триада помогает решать следующие задачи:

— определить влияние универсальных и специфических демографо-географических, хозяйственных и социально-политических факторов на процесс взаимодействия православного населения с коренными жителями;

— выявить общую и локальную религиозную политику властей Российской империи в отношении неправославных конфессий;

— охарактеризовать становление миссионерства на исследуемых териториях как инструмента христианизации коренного населения;

— реконструировать процесс (формы, методы, характер) взаимодействия православного населения и миссионеров с коренными жителями.

Библиографический список

1. Лешкевич, Т. Г. Философия науки / Т. Г. Лешкевич. — М., 2008. - С. 110.

2. Миллер, А. И. Советское наследие «империи положительного действия» / А. И. Миллер. — М., 2008. — С. 63-64.

3. Фавр, Л. Бои за историю / Л. Фавр. — М., 1991. — С. 63.

4. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / М. Блок. — М., 1986. — С. 227.

5. История и философия отечественной исторической науки. — М., 2009. — С. 293.

6. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. — С. 179.

7. Хрестоматия по философии. — М., 1998. — С. 84.

8. Лебедев, С. А. Философия науки: словарь основных терминов / С. А. Лебедев. — М., 2006. — С. 78.

9. Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост.: Е. Ф. Губ-ский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М., 1994. — 576 с.

ГОЛУБЦОВ Сергей Владимирович, кандидат богословия, соискатель кафедры философии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, иерей, настоятель прихода в честь св. пророка Илии города Омска, докторант докторантуры и аспирантуры им. Кирилла и Мефодия Русской православной церкви Московского патриархата. Адрес для переписки: г. Омск, ул. Интернациональная, 25.

Статья поступила в редакцию 03.09.2014 г. © С. В. Голубцов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.