Научная статья на тему 'Методология исследования современного образования как фактора социокультурного воспроизводства'

Методология исследования современного образования как фактора социокультурного воспроизводства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУС / SOCIO-CULTURAL REPRODUCTION / RESEARCH METHODOLOGY / POST-NON-CLASSICAL SCIENCE / PEDAGOGICAL CULTUROLOGY / PEDAGOGICAL MODE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Елена Дмитриевна

Основные социокультурные функции образования связаны с решением задачи социализации и инкультурации личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специального социального опыта. Уровни социокультурного воспроизводства напрямую связаны с содержанием уровней образования в культуре. Принятие тезиса, что образование есть фактор социокультурного воспроизводства, диктует принятие того, что для анализа происходящих в современном образовании событий необходимо сначала представить изменения самой культуры. Сегодня образование выполняет своеобразную роль детерминанта изменений в обществе. Однако педагогическая мысль, во многом остающаяся на позициях теории и методологии середины ХХ в., не спешит принимать исследовательские новшества. Педагогическая культурология ставит цели изменения сущностных сторон и функционирования системы образования в целом с опорой на изучение социодинамических программ развития последней в социально-культурном пространстве. Одним из концептуальных подходов педагогической культурологии видится теория социодинамики культуры П. А. Сорокина, позволяющая провести анализ развития системы образования как составляющей социально-культурного воспроизводства. Сочетание педагогической культурологии и теории социодинамики культуры как многомерного исследовательского инструмента обеспечивает возможность задействовать большее количество «пространственных координат» культуры. Однако в структуре такового исследования необходимо выделить специфический структурообразующий узел педагогический модус. На основе модели социокультурного воспроизводства и вытекающего из нее определения педагогического модуса можно провести теоретический анализ эволюции механизмов социокультурного воспроизводства. С помощью данного анализа выделяются основные парадигмальные координаты современного образования. Введение в понятийный аппарат педагогической науки термина «педагогический модус» и его всестороннее исследование открывает широкие творческие возможности развития и образовательной теории, и ее практической реализации. Анализируя модель педагогического модуса, уже сегодня можно сделать первые выводы по трансформации педагогических модусов в ближайщем будущем и, соответственно, предложить наиболее предпочтительные направления их регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF RESEARCH OF MODERN EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIO-CULTURAL REPRODUCTION

The main socio-cultural functions of education are related to the solution of the problem of socialization and inculturation of the trainee's personality through introduction of fragments of general and special social experience. The levels of sociocultural reproduction are directly related to the content of educational levels in culture. Accepting the thesis that education is a factor of socio-cultural reproduction dictates admition of the fact that for the analysis of events occurring in modern education it is necessary, first, to imagine the changes in culture itself. Today, education plays a unique role as a determinant of changes in the society. However, the pedagogical thought, which in many respects remains on the positions of the theory and methodology of the middle of the twentieth century, is in no hurry to accept research innovations. Pedagogical culturology sets the goal of changing the essential aspects of the existence and functioning of the education system as a whole, based on the study of socio-dynamic development programs of the latter in the socio-cultural space. One of the conceptual approaches of pedagogical culturology is the theory of sociodynamics of culture by P.A. Sorokin, which allows an analysis of the development of the education system as a component of socio-cultural reproduction. The combination of pedagogical culturology and the theory of sociodynamics of culture as a multidimensional research tool provides an opportunity to involve more "spatial coordinates" of culture. However, in the structure of such research it is necessary to single out a specific structure-forming unit the pedagogical mode. On the basis of the model of socio-cultural reproduction and the definition of the pedagogical mode resulting from it, one can conduct a theoretical analysis of the evolution of the mechanisms of socio-cultural reproduction. With the help of this analysis, the main paradigmatic coordinates of modern education are distinguished. Introduction to the conceptual apparatus of pedagogical science of the concept of "pedagogical modus" and its comprehensive research opens up wide creative possibilities for development and educational theory, and its practice.

Текст научной работы на тему «Методология исследования современного образования как фактора социокультурного воспроизводства»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

ББК Ч4в Г Р НТИ 1 4 . 0 1 . 07 Код ВАК 1 3 . 00 . 01

Жукова Елена Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра культурологии и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3 а; e-mail: kpnZhukova@yandex.ru.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социокультурное воспроизводство; методология исследований; постнеклас-сическая наука; педагогическая культурология; педагогический модус.

АННОТАЦИЯ. Основные социокультурные функции образования связаны с решением задачи социализации и инкультурации личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специального социального опыта. Уровни социокультурного воспроизводства напрямую связаны с содержанием уровней образования в культуре. Принятие тезиса, что образование есть фактор социокультурного воспроизводства, диктует принятие того, что для анализа происходящих в современном образовании событий необходимо сначала представить изменения самой культуры. Сегодня образование выполняет своеобразную роль детерминанта изменений в обществе. Однако педагогическая мысль, во многом остающаяся на позициях теории и методологии середины ХХ в., не спешит принимать исследовательские новшества. Педагогическая культурология ставит цели изменения сущностных сторон и функционирования системы образования в целом с опорой на изучение социодинамических программ развития последней в социально-культурном пространстве. Одним из концептуальных подходов педагогической культурологии видится теория социодинами-ки культуры П. А. Сорокина, позволяющая провести анализ развития системы образования как составляющей социально-культурного воспроизводства. Сочетание педагогической культурологии и теории социодинамики культуры как многомерного исследовательского инструмента обеспечивает возможность задействовать большее количество «пространственных координат» культуры. Однако в структуре такового исследования необходимо выделить специфический структурообразующий узел - педагогический модус. На основе модели социокультурного воспроизводства и вытекающего из нее определения педагогического модуса можно провести теоретический анализ эволюции механизмов социокультурного воспроизводства. С помощью данного анализа выделяются основные парадигмальные координаты современного образования. Введение в понятийный аппарат педагогической науки термина «педагогический модус» и его всестороннее исследование открывает широкие творческие возможности развития и образовательной теории, и ее практической реализации. Анализируя модель педагогического модуса, уже сегодня можно сделать первые выводы по трансформации педагогических модусов в ближайщем будущем и, соответственно, предложить наиболее предпочтительные направления их регулирования.

Zhukova Elena Dmitrievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Cultural and Social-Economic Sciences Department, Bashkir State Pedagogical University the Name of MAkmully, Ufa, Russia.

METHODOLOGY OF RESEARCH OF MODERN EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIO-CULTURAL REPRODUCTION

KEYWORDS: socio-cultural reproduction; research methodology; post-non-classical science; pedagogical culturology; pedagogical mode.

ABSTRACT. The main socio-cultural functions of education are related to the solution of the problem of socialization and inculturation of the trainee's personality through introduction of fragments of general and special social experience. The levels of sociocultural reproduction are directly related to the content of educational levels in culture. Accepting the thesis that education is a factor of socio-cultural reproduction dictates admition of the fact that for the analysis of events occurring in modern education it is necessary, first, to imagine the changes in culture itself. Today, education plays a unique role as a determinant of changes in the society. However, the pedagogical thought, which in many respects remains on the positions of the theory and methodology of the middle of the twentieth century, is in no hurry to accept research innovations. Pedagogical culturology sets the goal of changing the essential aspects of the existence and functioning of the education system as a whole, based on the study of socio-dynamic development programs of the latter in the socio-cultural space. One of the conceptual approaches of pedagogical culturology is the theory of sociodynamics of culture by P.A. Sorokin, which allows an analysis of the development of the education system as a component of socio-cultural reproduction. The combination of pedagogical culturology and the theory of sociodynamics of culture as a multidimensional research tool provides an opportunity to involve more "spatial coordinates" of culture. However, in the structure of such research it is necessary to single out a specific structure-forming unit - the pedagogical mode. On the basis of the model of socio-cultural reproduction and the definition of the pedagogical mode resulting from it, one can conduct a theo-

retical analysis of the evolution of the mechanisms of socio-cultural reproduction. With the help of this analysis, the main paradigmatic coordinates of modern education are distinguished. Introduction to the conceptual apparatus of pedagogical science of the concept of "pedagogical modus" and its comprehensive research opens up wide creative possibilities for development and educational theory, and its practice.

1. Введение

В отечественной педагогической науке социокультурные процессы стали интересовать исследователей лишь несколько последних лет, а феномен социокультурного воспроизводства до сих пор недооценен. С нашей точки зрения, философия образования в ситуации современного развития науки нуждается в его осмыслении, поскольку система образования является одним из основных механизмов социокультурного воспроизводства.

В исследовательском поле проблем образования наличествует определенное малоизученное пространство. Исторически богатая традиция его философско-методо-логического анализа к XX в. пополнилась многими западными и отечественными педагогическими, социологическими и культурологическими исследованиями. Однако уровень концептуализации проблем образования нельзя считать достаточно сформированным, что не способствует преодолению разрозненности и бессистемности значительной части его эмпирических исследований, а также затрудняет проектирование развития образовательных систем как на региональном, так и на федеральном уровне.

Применительно к динамике развития образовательных систем можно утверждать, что утрата культурного идеала личности ведет к потере основного ориентира образования, поскольку слово «образование» семантически связано с понятием «образ», то есть некоего идеала. Основные социокультурные функции образования связаны с решением задачи социализации и инкультурации личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специального социального опыта, накопленного как человечеством в целом, так и собственным сообществом; с ознакомлением человека с нормами и правилами социальной адекватности и обучением его специализированным знаниям, умениям и навыкам продуктивной деятельности в рамках осваиваемой им социально-функциональной роли.

2. Результаты исследования

Анализ образования как фактора социокультурного воспроизводства показывает, что его содержание черпается из культуры в ее широком философско-социологическом смысле и выполняет соответствующие функции. В работах современных авторов они классифицированы по разным основаниям: образование способствует передаче

от одного поколения другому культурных ценностей, культурообусловленных образцов поведения и деятельности; образование обеспечивает вхождение человека в культуру благодаря тому, что содержание образования пополняется из культурного наследия разных народов; в период реформ, глубинных социальных изменений образование стабилизирует новые представления и традиционные представления предшествующих поколений; образование представляет собой механизм формирования духовной жизни человека; образование дает возможность транслировать культурно оформленные результаты человеческой деятельности.

Принятие тезиса о том, что образование есть фактор социокультурного воспроизводства, диктует принятие того, что для анализа происходящих в современном образовании событий необходимо сначала хорошо представлять изменения самой культуры. Сегодня образование выполняет своеобразную роль детерминанта изменений в обществе. Отражая существующие в обществе изменения, оно становится важнейшим фактором развития цивилизации в целом. В этом контексте обратимся к методологическим основам его изучения на современном этапе развития педагогической мысли.

Педагогическая мысль, во многом остающаяся на позициях теории и методологии середины ХХ в., не спешит принимать исследовательские новшества, если они не оптимизируют технологии обучения. Традиционный принцип культуросо-образности также ограничен в методологическом пространстве теоретической педагогики. Поэтому проблема изучения образования как фактора социокультурного воспроизводства потребовала расширения методологического поля. В этом качестве могут выступить принципы педагогической культурологии и концепция социо-динамики культуры П. А. Сорокина [6].

Несмотря на то что педагогическая культурология получила признание профессиональное [5], ее теоретико-методологическое содержание и статус находятся в процессе становления. Отстоявшая свои объект и предмет, педагогическая культурология нуждается в разработке строго определенных методологических позиций и категориального аппарата. В связи со сказанным представляется важным обоснование права педагогической культурологии на некоторую методологическую самостоятельность.

© Жукова Е. Д., 2017

Проблемы, которые решает эта новая область гуманитарного знания, верно определены в исследовании И. Е. Видт [2, с .54]. На уровне фундаментальных задач -это обоснование образования как феномена культуры, выявление морфологии образовательной сферы как подсистемы культуры; на уровне антропологических задач - выявление эволюции человеческого сознания во всех культурно-образовательных средах (а не только в системе образования); на уровне прикладных задач -разработка технологии модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа. Педагогическая культурология ставит цели изменения сущностных сторон функционирования системы образования в целом с опорой на изучение социодинамических программ развития последней в социально-культурном пространстве, что соответствует тенденциям развития постнеклассиче-ского гуманитарного знания.

В публикациях исследователей Урала и Сибири с достаточной степенью полноты разработана теория педагогической культурологии, которая представляет собой область гуманитарного знания, выступающую в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающую общие закономерности педагогического процесса, направленную на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта и разрабатывающую варианты практической организации культурно-образовательной практики [1, с. 33].

Одним из концептуальных подходов педагогической культурологии видится теория социодинамики культуры П. А. Сорокина, позволяющая провести анализ развития системы образования как составляющей социально-культурного воспроизводства. Сильной стороной наследия П. А. Сорокина выступает возможность подойти к анализу процессов культуры через ее носителей, анализируя их поступки, продукты духовной и материальной деятельности. Это чрезвычайно ценно для педагогики в целом и педагогической культурологии, являющейся по своей сути человекоцен-тричной в частности. Однако при опоре на логику исследований П. А. Сорокина есть опасность ухода в определенный субъективизм, незримо присутствующий в контексте метода, что не снижает его достоинства, но создает некоторые трудности в работе.

Представления о социодинамике культуры второго адепта этого подхода -А. Моля [4] получили достаточно широкое распространение среди социологов, но

практически неизвестны педагогам. Они ограничены объяснением функционирования культуры в информационном обществе. В них явно преувеличена роль СМИ. С их помощью невозможно описать процесс развития культуры в других типах общества, а тем более процесс развития мировой культуры как целостности. Но касательно современности взгляды А. Моля представляют известный интерес.

Сочетание обоих названных подходов как многомерного исследовательского инструмента обеспечивает возможность задействовать большее количество «пространственных координат» культуры, используя в качестве инструмента познания дидактическую многомерную технологию В. Э. Штейнберга [7]. Однако в структуре модели необходимо выделить специфический структурообразующий узел. Таким узлом выступает педагогический модус. Педагогический модус представляет собой набор установок, которые направляют выбор образовательной траектории основной массы потребителей образовательных услуг (клиентов системы образования) в конкретный момент времени. В каждый конкретный момент выбора очередным поколением своих учебных траекторий, при относительной свободе выбора от семейных, социально групповых и прочих традиций, ведущую роль начинают играть наиболее мощные педагогические бренды и тренды

Педагогический бренд - это обещание, ранее данное учебным заведением или более широкими системами регионального либо отраслевого характера относительно качества предоставляемых образовательных услуг, которое постоянно подтверждается образовательной практикой. Педагогический бренд распространяется на все структуры образовательного учреждения и не ограничивается лишь процессом обучения.

В контексте модусности с понятием бренда непосредственно связана еще одна категория - педагогический тренд. Педагогический тренд - направление преимущественного движения элемента педагогической системы, актуальная тенденция его развития. Комплекс педагогических брендов и трендов формирует педагогический модус, который представляет собой способ существования, вид и характер бытия педагогической системы в контексте социокультурного воспроизводства (см. рис. 1).

Введение в понятийный аппарат педагогической науки термина «педагогический модус» и его всестороннее исследование открывает широкие возможности развития и образовательной теории, и ее практической реализации. На основе модели социокультурного воспроизводства и вытекающего из

нее определения педагогического модуса можно провести теоретический анализ эволюции механизмов социокультурного вос-

производства. С помощью данного анализа выделяются основные парадигмальные координаты современного образования.

Рис. 1. Гносеологическая модель педагогического модуса

Анализируя приведенную модель педагогического модуса, уже сегодня можно сделать первые выводы по трансформации образования в ближайщем будущем и предложить оптимальные направления его регулирования. В частности, одним из ведущих педагогических модусов ближайшего будущего должна стать идея сохранения и поддержки гуманитарного знания. Глобализация отвергла прежние идеи духовно-культурного единства и не предложила нового обоснования «общечеловеческих» ценностей, в основе которых лежало бы не гуманитарное, а естественнонаучное оправдание гуманизма как такового (единство видового выживания), что должно быть осознано обществом как глобальная катастрофа ценностного бытия современного человека. Исправление данной ситуации непосредственно связанно с возрождением интереса к гуманитарному знанию и, соответственно, гуманитарному образованию.

Идея педагогического модуса показывает, что в новом информационном поле образование приобретает новые содержательные составляющие. Уже сегодня заметно, что в процессе формирования личности можно выделить по меньшей мере три такие составляющие: формальную, получаемую в специальном образовательном учре-

ждении; неформальную, складывающуюся, как правило, за счет ресурсов дополнительного образования и потребности личности в самообразовании; и спонтанную, формируемую благодаря расширению интересов личности в информационном пространстве, общению со своей профессиональной средой, столкновению с другими культурными пространствами и феноменами в поездках, посещениях институтов культуры и т.п. Мы полагаем, что в будущем для педагогической практики будет важно разработать диагностический инструментарий педагогического модуса и футурологический потенциал применения теории педагогического модуса в образовании.

3. Заключение

Проведенное исследование показало, что решение проблемы разработки теоретических основ и методологии изучения современного образования как фактора социокультурного воспроизводства отвечает актуальным и перспективным потребностям развития образования, общества и каждого человека. Но означенный нами подход не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. В соответствии с потребностями науки и образовательной практики следует продолжать работу по таким акту-

альным для отечественного образования направлениям, как выявление специфики применения педагогической культурологии в образовании; выявление теоретико-методологических и организационно-практических основ использования педагогических модусов; теоретическая и практи-ко-ориентированная разработка экспериментальных программ управления социо-

культурным заказом образованию с использованием педагогического модуса; разработка технологий формирования социального и культурного содержания педагогического модуса; разработка сопроводительного диагностического инструментария педагогического модуса и футу-рологического потенциала теории педагогического модуса в образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенин В. Л. Педагогическая культурология. - 2-е испр. изд. - М. : ФЛИНТА, 2016. - 379 с.

2. Видт И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном пространстве : дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2003. - 381 с.

3. Игнатова В. А. Социокультурная динамика и образование в контексте постнеклассической науки // Образование и наука. - 2012. - № 6. - С. 107-121.

4. Моль А. Социодинамика культуры. - М. : Прогресс, 1973. - 406 с.

5. Научная школа «Педагогическая культурология» // Серия : БГПУ им. М. Акмуллы 50 лет: Научные школы университета. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2017. - 185 с.

6. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в большинстве систем искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб. : РХГИ, 2000. - 1056 с.

7. Штейнберг В. Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. - М. : Народное образование, 2015. - 350 с.

REFERENCES

1. Benin V. L. Pedagogicheskaya kul'turologiya. - 2-e ispr. izd. - M. : FLINTA, 2016. - 379 s.

2. Vidt I.E. Obrazovanie kak fenomen kul'tury: evolyutsiya obrazovatel'nykh modeley v istoriko-kul'turnom prostranstve : dis. ... d-ra ped. nauk. - Tyumen', 2003. - 381 s.

3. Ignatova V. A. Sotsiokul'turnaya dinamika i obrazovanie v kontekste postneklassicheskoy nauki // Obrazovanie i nauka. - 2012. - № 6. - S. 107-121.

4. Mol' A. Sotsiodinamika kul'tury. - M. : Progress, 1973. - 406 s.

5. Nauchnaya shkola «Pedagogicheskaya kul'turologiya» / / Seriya : BGPU im. M. Akmully 50 let: Nauchnye shkoly universiteta. - Ufa : Izd-vo BGPU, 2017. - 185 s.

6. Sorokin P. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika: issledovanie izmeneniy v bol'shinstve sistem iskusstva, is-tiny, etiki, prava i obshchestvennykh otnosheniy. - SPb. : RKhGI, 2000. - 1056 c.

7. Shteynberg V. E. Teoriya i praktika didakticheskoy mnogomernoy tekhnologii. - M. : Narodnoe obrazovanie, 2015. - 350 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.