Научная статья на тему 'Методология исследований гендерных отношений: культурологический аспект'

Методология исследований гендерных отношений: культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1805
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ГЕНДЕРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ВЕРИФИКАЦИЯ / GENDER METHODOLOGY / SCIENTIFIC PRINCIPLES / CONTINUITY / INNOVATION / CULTURE / GENDER RELATIONS / GENDER CULTURE / VERIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николаева Галина Андреевна

Дан анализ методологических подходов исследования гендера: преемственности, инновации, целостности и верификации. Обращено внимание на гносиологический, онтологический, аксиологический и герменевтический принципы научного познания, которые весьма эффективны в исследовании культуры гендерных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Gender Research in Culture Aspect

The analysis of methodological approaches of research of a gender is given: continuity, innovation, integrity and verification. The attention on gnosiological, ontological, axiological and germenatic principles of scientific knowledge which are rather effective in research of gender's cultural relations is paid to

Текст научной работы на тему «Методология исследований гендерных отношений: культурологический аспект»

Культурология

УДК 008

Николаева 1алина Андреевна Galina Nikolaeva

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

METHODOLOGY OF GENDER RESEARCH IN CULTURE ASPECT

Дан анализ методологических подходов исследования гендера: преемственности, инновации, целостности и верификации. Обращено внимание на гно-сиологический, онтологический, аксиологический и герменевтический принципы научного познания, которые весьма эффективны в исследовании культуры гендерных отношений

Елючевые слова: культура гендерных отношений, гендерная культура, гендерная методология, научные принципы, преемственность, инновации, верификация

The analysis of methodological approaches of research of a gender is given: continuity, innovation, integrity and verification. The attention on gnosiological, ontological, axiological and germenatic principles of scientific knowledge which are rather effective in research of gender’s cultural relations is paid to

Key words: gender methodology, scientific principles, continuity, innovation, culture, gender relations, gender culture, verification

В современной гуманитарной и социальной областях знаний сложилось устойчивое представление о методологии как о системе принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, о совокупности познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке. Кроме того, данная область знания изучает средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Несмотря на то, что культуре гендерных отношений уделено достаточно много внимания [1; 2], в методологическом плане проблема до настоящего времени практически не рассматривалась.

Исходя из традиционных канонов и требований к культур-философскому и культурологическому знанию, а также принимая во внимание специфику объекта и предмета статьи, под методологией гендерных исследований следует понимать систе-

му принципов, методов и базовых понятий, в основе которых рассматривается культура гендерных отношений.

По мнению автора, методологическая триада «принципы — методы — понятия» представляется необходимой и вполне достаточной для раскрытия сущности, структуры и содержания понятия «гендер» и культуры гендерных отношений как общественного явления и одной из форм бытия человека. В данной статье мы проанализируем принципы и методы исследования феномена культуры гендерных отношений.

В основе организации достоверного исследования находятся научные принципы. Немецкий философ И. Кант утверждал, что наука есть не что иное, как «система познания, упорядочения сообразно принципам» [3; С. 56]. По мнению представителя немецкой классической философии Г. Гегеля, «собрание разрозненных знаний не может образовать науку, наука есть только там,

где налицо объединяющая знания идея» [4; С. 35]. В связи с этим профессор В.Л. Кургузов в своей фундаментальной монографии «Гуманитарная культура» отмечает: «Нет ни одного познавательного акта, который так пли иначе не опирался бы на тот или иной принцип. Без базовых принципов невозможно оформление никакой науки» [5; С. 136].

Культурология как наука использует различные методологические принципы. В то же время проблема принципов в культурологической науке, по мнению В.Л. Кур-гузова, разработана недостаточно. Он отмечает, что «...пока еще нет даже четкого понимания — что есть принцип. Понятие «принцип» во многих работах отождествляется с такими представлениями, как «закон», «закономерность», «категория», «постулат», «аксиома» и пр. В культурологических исследованиях часто лишь называют те или иные принципы, но не формулируют их». Наиболее адекватным представляется понимание принципа, сформулированное В.Л. Кургузовым: «Под принципами мы понимаем любое установочное знание, утвердившееся на данном этапе в качестве научной истины и выступающее как основание познавательнойдеятельности» [5; С. 135].

Необходимо всегда помнить о том, что научные принципы применяются не только при исследовании окружающей действительности, но и при анализе уже имеющегося знания, обеспечивая корректировку, упорядочение пли синтез объективного знания. В другой монографии «Наука в амплитуде колебаний» (вопросытеории, истории, методологии и дидактики) В.Л. Кургузов подчеркивает: «Принцип — это действенное знание, направляющее научный поиск на познание объективных закономерностей. Знание, заключенное в принципе, остается мертвым, пока не будет включено в реальный процесс познания. И можно даже говорить о том, что любой элемент научного познания оказывается принципом, если он выступает в качестве основания для различных видов познавательной либо практической деятельности. Вне этого говорить о каком-либо элементе знания как о принци-

пе неправомерно» [6; С. 249]. Подобное утверждение в полной мере можно отнести и к основополагающим принципам при гендерных исследованиях.

Для системного изучения феномена культуры гендерных отношений приемлемо использование устоявшихся принципов общественных и гуманитарных наук. Однако при гендерных исследованиях можно выделить базисные или доминирующие принципы, без которых исследование проблемы представляется немыслимым. Ядром гендерной методологии, по мнению автора, выступают четыре принципа: преемственность, инновация, целостность и верификация.

Преемственность в научном исследовании вообще и в культурологическом исследовании гендерных отношений, в частности, предполагает глубокое и всестороннее изучение основных идей, взглядов, подходов, концепций, теорий, выдвинутых в прошлом и настоящем. Ничто из культурного наследия не следует оценивать с формально логической точки зрения: как верное либо неверное. «Руководствуясь диалектическим учением о всеобщей связи и развитии природных, социальных и мыслительных процессов и явлений, — справедливо отмечает профессор Э.А. Понуждаев, «.. .нужно тщательно проанализировать то, что исторические деятели «дали нового сравнительно со своими предшественниками», а не то, чего они «не дали сравнительно с современными требованиями». Разумеется, — заключает он, — и вторая часть известного тезиса должна быть воспринята диалектично. Ведь научная объективность предусматривает анализ уязвимых сторон любой системы знания, ошибочных умозаключений, ложной аргументации» [7; С. 46].

Для решения новых теоретических и прикладных задач, в том числе и в области культуры гендерных отношений, большое значение имеет принцип инновации. Результаты подлинно научной деятельности не могут быть эклектичны. Авторское видение проблемы априорно содержит элементы уникальности, неповторимости. Что

вполне закономерно, ведь даже близнецы, по мнению психологов, воспринимают мир неодинаково. Иными словами, оригинальная научная концепция не столько объединяет специально отобранные и цитируемые «чужие мысли», сколько органично впитывает и перерабатывает их, выделяя узловые противоречия и предлагая новые варианты (способы, приемы, средства) решения проблемы. В этом смысле творчество исследователя, — как остроумно подметил

Э.А. Понуждаев, — «вполне сопоставимо с трудом отдельной пчелы, собирающей нектар с тысячи цветков и вырабатывающей небольшое количество меда. Плоды же совместной деятельности многих особей превращают улей в весьма солидное «предприятие» [7; С. 47]. Поэтому принцип инновации в культуре гендерных отношений, который подразумевает выявление новых тенденций, является одним из основополагающих методологических принципов ген-дерологии.

Принцип целостности в применении к гендерному знанию включает три аспекта — объективность, субъективность, предметность.

Объективность подразумевает применение различных подходов. Гендер и культура гендерных отношений должны быть поняты как результат комплексного взаимодействия «внешних» — материальных (экономического, демографического, гео-этнического, экологического) и духовных (политического, правового, научного, морального, эстетического и религиозного) факторов.

Субъективность проявляется как актуальная, но пока еще недостаточно разработанная культур-философская и культурологическая интерпретация гендера и культуры гендерных отношений. Субъективное рассмотрение предполагает анализ субъектов как цельных природно-культурных (биосоциальных) сущностей, мужчин и женщин, «вписывающихся» в социум и его культуру посредством, как минимум, профессиональной, семейно-бытовой и досуговой самореализации.

С точки зрения предметности, и это

особо важно подчеркнуть, гендерная культурная составляющая бытия многомерна и поливариантна. Самое распространенное социально-философское исследование гендера, по нашим представлениям, не является исчерпывающим. Оно является лишь частью общей картины, складывающейся в результате параллельных гуманитарных исследований: исторических, антропологических, этнографических, философских, социологических, экономических и других.

В ряду этих наук, культурологическая часть, на наш взгляд, могла бы претендовать на лидирующую роль из-за наличия специфического потенциала для осмысления разрозненных научных парадигм и инициации междисциплинарного обмена. Культурология интегративна, поэтому располагает самыми мощными средствами коммуникации, и в свете системного постижения (не познания, а именно постижения) гендера, сама культурология занимается и постижением, и анализом сложнейшей системы, каковой является культура.

В познании гендерных отношений, как формы постижения человеческого бытия, культура является таким же основополагающим фактором как философия, религия и искусство, взаимно дополняющие друг друга. В этом смысле вызывает интересная точка зрения специалиста в области социальной философии и гносеологии, профессора С.А. Хмелевской, которая в своей монографии «Система форм постижения бытия» выделила следующие формы изучения жизни:

а) имагинативность (мифология, религия, искусство);

б) амбивалентность (оккультизм, магия, философия, гуманитарное знание); реалистичность (наука).

Для нас интересен научный подход, как «особая, достаточно автономная форма... — занимающаяся своеобразной деятельностью и... получающая специальные результаты» [8; С. 76, 87].

Принцип верификации требует установления истинности научных утверждений по результатам их эмпирической проверки. Вполне понятно, что не всегда и далеко не

каждая теоретическая идея или концепция подтверждается экспериментально. Осмысливая проблему верификативности, не стоит забывать о консервативности общественного сознания, корпоративных интересах, человеческом эгоизме и зависти. Необходимо помнить и о том, что немало передовых идей и достижений игнорировались научными сообществами, а гениальные ученые, писатели, художники, музыканты далеко не всегда становились пророками в своем отечестве. Принцип верификации проявляется в том, что значительная часть современных гендерных исследований опирается на обширные социологические и статистические данные. Это позволяет наладить и поддерживать устойчивую связь между научными теориями и практикой.

Необходимо подчеркнуть, что наличие теоретических разработок и эмпирических данных, касающихся различных сторон гендерных отношений, является основой для построения новых методологических подходов в теории культуры гендерных отношений. Методологические принципы используются в социальной практике в качестве теоретических концепций и рекомендаций для их внедрения в социокультурную сферу бытия. Кроме того, при исследовании культуры гендерных отношений можно руководствоваться и другими принципами.

Важная роль отводится гносеологическому принципу, позволяющему исследовать функциональные особенности и динамику культуры гендерных отношений, осуществлять анализ субъективных факторов, детерминирующих изучаемое явление, производить разработку понятийно-категориального аппарата, отражать рассмотрение проблемы в различных дисциплинарных аспектах.

Онтологический принцип дает возможность разработать основные методологические позиции, выявить основные тенденции и закономерности изучения проблемы, отражающие специфику объекта исследования, новые факты и обобщения. Кроме того, онтологический принцип помогает выявить системообразующие признаки культуры гендерных отношений, т.е. опре-

делить ее базовые категории, проанализировать их структуру, построить теоретическую модель изучаемого феномена.

Аксиологический принцип признаёт феномен культуры гендерных отношений в качестве ценности, которая имеет исключительно важное значение для бытия мужчины, женщины, семьи, этноса, нации, человечества.

Герменевтический принцип в культурологи — это прежде всего метод интерпретации культурно-исторических явлений, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственного восприятия жизненных ценностей. Задача герменевтической интерпретации состоит в раскрытии бытия сосуществования женщины и мужчины, основанного на их индивидуальном опыте. Герменевтика декларирует целостный подход при анализе культуры гендерных отношений, ориентируясь на выявление исторического содержания, преемственности культурных традиций и предшествующего опыта в формировании образцов гендерных отношений.

И, наконец, принцип национальной природосообразности и культуросообраз-ности, который учитывает условия формирования культуры гендерных отношений, обстоятельства, в которых находятся женщина и мужчина, социальное здоровье их и общества в целом. Этот принцип должен обязательно присутствовать в методологической палитре исследователя культуры гендерных отношений хотя бы потому, что Россия страна многонациональная и, следовательно, поликультурная. Культура гендерных отношений постоянно ощущает на себе влияние национальных традиций, и сама несет на себе национальный колорит.

Рассуждения о способах исследования феномена культуры гендерных отношений уместно начать с цитаты из монографии В.Л. Кургузова «Наука в амплитуде колебаний». Автор пишет: «Жизнь в науке — путешествие в неведомое. Метод — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена и сил как не бывало» [6; С. 245]. В этой краткой цитате сосредоточена созидательная роль метода

любого научного исследования, обладающего нередко могучим потенциалом познания той или иной проблемы. «Да, мы видим мир таким, каким мы его понимаем, — продолжает В.Л. Кургузов, — а вот наше понимание мира зависит от того, как мы с ним действуем. Чем более развита социо-куль-турная практика, чем больше мы располагаем арсеналом средств его познания, тем более полно и точно наше мироощущение и миропонимание. И наоборот, ограниченная практика, скудность методов подхода к ее изучению обуславливают неадекватность познания, являются предельной причиной человеческих заблуждений» [там же].

Метод — путь достижения результатов в познании и практики, это способ практического и теоретического действий человека, направленных на изучение объекта. В естественных, гуманитарных и общественных науках применяются множество всевозможных методов. Однако всё это методологическое многообразие можно систематизировать и сгруппировать таким образом, чтобы дать представление о методах в максимально обобщенном виде.

Следуя этому правилу, всю систему методов культурологического познания культуры гендерных отношений и гендерного бытия, на наш взгляд, можно представить в виде своеобразной триады:

а) всеобщие (илидиалектические) методы;

б) общенаучные;

в) специальные.

Всеобщий (диалектический) метод выступает в качестве философского фундамента гендерологии. Этот метод включает познание общественных процессов и явлений, происходящих в пространстве культуры гендерных отношений, учитывает взаимосвязь с точки зрения единства и борьбы противоположностей, динамику количественно-качественных изменений, диалектическое отрицание и др. Это далеко неполный спектр многомерного бытия человека и общества, раскрывающий всеобщность диалектики.

В группе общенаучных методов теоретического уровня необходимо выделить

исторический и логический методы анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, аналогии и моделирования. К методам эмпирического уровня познания следует отнести анализ документов, наблюдение, сравнение, анкетирование, тестирование, эксперимент и прочее.

Специальные методы, используемые в конкретных науках, чрезвычайно разнообразны, поскольку каждая из них изучает определенную область под собственным углом зрения, имеет свою внутреннюю логику развития и свой инструментарий. Современный арсенал методов гендерных исследований был в свое время заимствован из социальной философии, истории, социологии, психологии, однако со временем обрел свое самостоятельное значение. В числе специальных методов можно выделить способы качественных исследований. Например, глубинное интервью (свободное, нарративное, лейт мотивное, фокусированное), метод кейс-стадии, а также анализ дискурса и телесных репрезентаций, метод социальных генеалогий.

С точки зрения Э.А. Понуждаева, «на роль особого метода, делегируемого в ген-дерологию социальной философией, может претендовать генетико-субъективно-функциональный (ГСФ) метод» [7; С. 49]. Реальная история человечества, многообразие взглядов, концепций и теорий, отражающих существование мужчины и женщины в пространстве культуры гендерных отношений, показывают, что генетической основой любой гендерной проблемы выступает взаимодействие природного (биологического) и культурного (социального) начал человеческого бытия, соотношение тождественного и специфического (мужского и женского) в каждом из них.

Продолжительная дискуссия антифеминистов, либералов, эгалитаристов, феминистов и их современных последователей высветила факт субъективной неоднородности человека определенного пола. Оказалось, что общество состоит не из абстрактных мужчин и женщин, а из конкретных индивидов и социальных (профессиональных, демографических, этнических,

религиозных и прочих) групп. Степень развития, соотношение природных и культурных сущностных сил у различных категорий людей, интересы и реализуемые ими функции не всегда соответствуют традиционным общественным устоям. И, наконец, глубокий и всесторонний гендерный анализ предполагает исследование функциональной составляющей бытия, получение ответов на вопросы о характере деятельности, реализуемой мужчиной и женщиной, о специфике их сознания и отношений между разнополовыми субъектами.

Являясь инновационным, по сути, и «гендерным» по содержанию, ГСФ-метод не ограничивает исследователя рамками полоролевой проблематики, позволяет анализировать и другие аспекты бытия человека и общества: онтологический, гносеологический, аксиологический и прагматический.

Несмотря на то, что историки и философы, социологи и психологи, антропологи и этнографы, представители других наук, а также политики, литераторы, религиозные деятели исследуют гендерные проблемы уже не один год, последнюю точку здесь ставить рано. И дело, как нам представляется, не только в различии взглядов, подходов и концепций, о чем уже было сказано. Обширные знания о мужской и женской социально-половых общностях, реально существующая, но до сих пор не исследованная культура гендерных отношений народов мира могли бы давно уже претендовать на самостоятельный научный статус. К сожалению, культурология гендерных отношений до сих пор остаётся уделом узкого круга специалистов по причине разрозненности и неупорядоченности знаний, а также чем-то экзотическим для значительной части людей.

Что касается методологического анализа культуры гендерных отношений, то, с точки зрения автора статьи, в ее исследовании используются практически все методы традиционного культурологического дискурса. Тем не менее, имеется ряд предпочтений.

По мнению автора, исследование культуры гендерных отношений должно стро-

иться на междисциплинарном подходе. Этот подход предопределяет достаточную степень толерантности к работам, в которых исследуются проблемы культуры вообще и локальных направлений, в частности, такой подход позволяет использовать гносеологический потенциал, выявлять значимость ценностных ориентаций и норм культуры гендерных отношений, детерминирующих выработку ее лучших образцов и трансляцию их в конкретных социальных условиях.

Следующий полюс междисциплинарности демонстрирует теория и история культуры. Поскольку культурология является интегративной областью знания, то анализ культуры гендерных отношений реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, группирующихся вокруг некого центра «культура и ее аспекты». Такая трактовка позволяет переосмыслить многие представления и понятия, существующие в рамках каждой из составляющих дисциплин.

Своеобразной опорой исследования теоретической части рассматриваемой темы является культурологический подход в рамках общенаучных методов изучения. К ним относится структурно-функциональный анализ, систематическое описание, классификация и объяснение на основе теоретических обобщений и научных доказательств. Культурологический подход в методологии гендерных исследований позволяет в систематической форме представить концепцию культуры гендерных отношений и определить ее место в социокультурном пространстве.

Культурологический подход позволяет также рассматривать культуру гендерных отношений на широком социальном фоне, от государства и общества в целом до малых контактных групп (например, семьи) и до отдельных индивидов (мужчины и женщины). Согласно основным положениям метода структурного функционализма, культуру невозможно понять вне связи ее со структурой общества, так как она является характеристикой социальной системы. Поэтому при выявлении ценностных ориентаций

мужчин и женщин или их объединений целесообразно использовать социологический и статистический методы исследования. Эти методы позволяют перевести количественные показатели в качественные характеристики и на их основе вывести определенные тенденции и закономерности развития социокультурного процесса по формированию и развитию культуры гендерных отношений общества. Кроме того, упомянутые методы объективно инициируют метод компаративистики, обязывающий исследователя уровни культуры гендерных отношений познавать в сравнении.

Проблемно-логический метод в исследовании культуры гендерных отношений призван интегрировать перечисленные подходы и применять их в качестве базовых. Использование этого метода в рамках культурологического исследования позволяет соотнести исторические события с определенным смысловым контекстом, осуществить на базе сравнительного анализа их типологизацию, выделение модульных характеристик, закономерных тенденций в динамике. Сочетание проблемно-логического метода с перечисленными способами позволяет выявить общее и специфическое в процессе развития культуры гендерных отношений, провести анализ системы ее детерминации, рассмотрение механизмов взаимодействия с различными сторонами образования и воспитания, с государственными и общественными потребностями, региональными особенностями функционирования и развития.

В заключение статьи необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития гендерологии общество пытается на теоретическом уровне переосмыслить «женско-мужской» (гендерный) вопрос. Эпоха игнорирования и умышленного замалчивания проблем, определяемых половой спецификой женщины и мужчины, себя исчерпала. Человечество все явственнее осознает негативные последствия однобокого патриархатного развития культуры, когда женщина на протяжении тысячелетий была устранена как полноценная личность с исторической арены. Поэтому осно-

вой методологии гендерных исследований является социокультурная оценка и интерпретация биологических, социальных, психологических различий между мужчиной и женщиной. Причём сами различия в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчины и женщины не так важны, как построение властной системы на основе этих различий, анализ доминирующего положения утверждаемых в обществе через культуру гендерных отношений. В начале третьего тысячелетия процесс ломки патриархатного общественного сознания получил новый импульс: обозначилась тенденция к уравновешиванию мужского и женского на качественно новой основе — свободного самоопределения женщины, формирования и развития культуры гендерных отношений. Однако фиксация определенных изменений в сознании человека, даже если речь идет о формировании нового типа общественного сознания, отражающего изменения в полоролевой структуре общества — лишь начало долгого и тернистого пути, который предстоит пройти всем жителям Земли.

Таким образом, перспектива развития методологии гендерных исследований в XXI в. порождена новыми проблемами, связанными с трансформацией культуры гендерных отношений, приводящей к взаимоотношению полов, принимающему иногда уродливую форму. Развитие методологических подходов необходимо для выявления степени влияния позитивного и негативного воздействия новых форм гендерных отношений на развитие современного общества. Следовательно, развитие методологии гендерных исследований с культурологической точки зрения является весьма злободневным.

Методы гендерных исследований, как инструмент изучения социума, не являются застывшими схемами — они динамичны, их необходимо рассматривать в историческом развитии, поскольку появляются новые жизненные стратегии, новые смыслы, новые ориентации, что в свою очередь ведёт к переоценке существующий иерархии ценностей. Уместно предположить, что появятся новые методы исследования культу-

ры гендерных отношений, которые будут тенденций развития современного социума, аккумулировать в себе лучшие подходы, объединённого гендерными отношениями, способствующие адекватному пониманию

Литература

1. Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социологические исследования. — 2000. —№11. — С. 24-35.

2. Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия / Под общей ред. В.И. Успенской. — Тверь, 1999. — С. 53-61.

3. Кант И. Сочинения. —Т.6. — М., 1967. — С. 56.

4. Гегель Г. Сочинения. —Т.9. — Л., 1934. — С. 35.

5. Кургузов В.Л. Гуманитарная культура. — Улан-Удэ, 2001. — С. 136.

6. Кургузов В.Л. Наука в амплитуде колебаний (вопросы теории, истории, методологии и дидактики). - Улан-Удэ, 2010. — С. 249.

7. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии. — М., 2003. — С. 51.

8. Хмелевская С.А. Система форм постижения бытия. — М., 1997. — С. 76, 87.

Коротко об авторе__________________________________________________Briefly about the author

Николаева Г.А., директор Центра эстетического образования, соискатель, Восточно-Сибирский государственный технологический университет (ВСГТУ)

nikolaeva03galya@mail.ru

Научные интересы: актуальные проблемы методологических подходов исследования культуры гендерных отношений

G. Nikolaeva, the director of the aesthetic centre of the East — Siberia state university of technology, merited worker of cultural of RB, honorary worker of higher professional education of RF

Scientific interests: current problems of methodological approaches of cultural research of gender relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.