Научная статья на тему 'Методология и практика налогового регулирования трансфертного ценообразования'

Методология и практика налогового регулирования трансфертного ценообразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1313
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / СОПОСТАВИМОСТЬ КОМПАНИЙ / НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА / TRANSFER PRICING / TAX ADMINISTRATION / TAX CONTROL / MULTINATIONAL CORPORATION / COMPANIES COMPARABILITY / TAX BENEFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Наталия Георгиевна, Петухова Римма Алексеевна

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам налогового регулирования трансфертного ценообразования. Новации налогового законодательства Российской Федерации в области трансфертного ценообразования призваны повысить эффективность налогового администрирования и увеличить поступления в бюджетную систему. Однако сложности практической реализации новых налоговых норм требуют изучения международного опыта и проведения научных исследований по данной теме. В рамках статьи описаны основные подходы, применяемые в международной практике контроля за соответствием цен по сделкам между взаимозависимыми лицами рыночным ценам; на основе анализа имеющихся в науке подходов сформулировано понятие трансфертной цены; приведены ключевые особенности осуществления данного вида налогового контроля в Российской Федерации, а также основные направления развития этой новой формы налогового контроля с учетом передового зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology and practice of transfer pricing tax regulation

The article is devoted to theoretical and practical aspects of transfer pricing tax regulation. Innovations of the Russian Federation tax legislation in transfer pricing are intended to enhance the efficiency of tax administration and increase budget revenues. However, the complexity of new tax rules practical implementation necessitates the international experience examination and conducting research on the issue. The article describes the main approaches applied in international practice of control over prices correspondence to market prices in transactions between related parties. On the basis of the existing approaches analysis the notion of transfer pricing is devised. The key features of such tax control implementation in the Russian Federation, as well as the main development trends of this new form of tax control with consideration of the best international practices are defined.

Текст научной работы на тему «Методология и практика налогового регулирования трансфертного ценообразования»

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 3,pp. 464-470. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 464-470. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

УДК 347.73:336.22

DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(3).464-470

Н. Г. ИВАНОВА

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Р. А. ПЕТУХОВА

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам налогового регулирования трансфертного ценообразования. Новации налогового законодательства Российской Федерации в области трансфертного ценообразования призваны повысить эффективность налогового администрирования и увеличить поступления в бюджетную систему. Однако сложности практической реализации новых налоговых норм требуют изучения международного опыта и проведения научных исследований по данной теме. В рамках статьи описаны основные подходы, применяемые в международной практике контроля за соответствием цен по сделкам между взаимозависимыми лицами рыночным ценам; на основе анализа имеющихся в науке подходов сформулировано понятие трансфертной цены; приведены ключевые особенности осуществления данного вида налогового контроля в Российской Федерации, а также основные направления развития этой новой формы налогового контроля с учетом передового зарубежного опыта.

Ключевые слова. Трансфертное ценообразование; налоговое администрирование; налоговый контроль; многонациональная компания; сопоставимость компаний; налоговая выгода. Информация о статье. Дата поступления 30 апреля 2015 г.; дата принятия к печати 12 мая 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2015 г.

Финансирование. НИР СПб ГЭУ по теме № 405 «Разработка теории и методологии налогового регулирования трансфертного ценообразования».

N. G. IVANOVA

St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russian Federation

R. A. PETUKHOVA

St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russian Federation

METHODOLOGY AND PRACTICE OF TRANSFER PRICING TAX REGULATION

Abstract. The article is devoted to theoretical and practical aspects of transfer pricing tax regulation. Innovations of the Russian Federation tax legislation in transfer pricing are intended to enhance the efficiency of tax administration and increase budget revenues. However, the complexity of new tax rules practical implementation necessitates the international experience examination and conducting research on the issue. The article describes the main approaches applied in international practice of control over prices correspondence to market prices in transactions between related parties. On the basis of the existing approaches analysis the notion of transfer pricing is devised. The key features of such tax control implementation in the Russian Federation, as well as the main development trends of this new form of tax control with consideration of the best international practices are defined.

Keywords. Transfer pricing; tax administration; tax control; multinational corporation; companies comparability; tax benefit.

Article info. Received April 30, 2015; accepted May 12, 2015; available online June 30, 2015. Financing. Research project of St. Petersburg State University of Economics on the topic No. 405 «Development of theory and methodology of transfer pricing tax regulation».

© Н. Г. Иванова, Р. А. Петухова, 2015

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3,pp. 464-470. ISSN 1993-3541

N. G. IVANOVA, R. A. PETUKHOVA

Общемировой тенденцией является распространение различного рода схем минимизации налогообложения посредством использования трансфертного ценообразования [1, с. 130-139; 2, с. 470-485; 5; 6, с. 270-278 и др.]. При этом наблюдается зависимость потерь бюджета от уровня налогообложения: в налоговых юрисдик-циях с низким уровнем налогообложения уровень налоговых потерь существенно выше. По данным исследований компании «Global Financial Integrity», незаконный денежный отток из развивающихся стран за период 2002-2008 гг. ежегодно составлял 1 трлн дол. При этом средние потери налоговых доходов всех развивающихся стран ежегодно составляли 98-106 млрд дол. или 4,4 % совокупного дохода бюджетов развивающихся стран [11]. В этой связи возникает необходимость совершенствования национального налогового законодательства в области регулирования цен сделок с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов.

Введенные с 1 января 2012 г. в России новые правила налогового регулирования трансфертного ценообразования, которые основаны на руководстве Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию, принципиально изменившие порядок определения цен для целей налогообложения, вызывают на сегодняшний день интерес большого круга лиц. Это обусловлено сложностью их практического применения, что требует изучения опыта зарубежных стран, дополнительных разъяснений и специально разработанного налогово-правового механизма, многие инструменты которого в российской практике появились впервые.

Большая часть работ по налоговому регулированию трансфертного ценообразования как теоретической, так и практической направленности, относится к зарубежным исследованиям (Харрис, Крибел и Равив, 1982 г. [9]; Йенсен, 1986 г. [12]; Гальпирин и Сринидхи, 1987 г. [8]; Груберт и Мутти, 1989 г. [7]; Харрис, 1993 г. [10], Кроппен и Егельсховен, 1998 г. [13] и др.). В России тема трансфертного ценообразования недостаточно освещена в публикациях, что обусловлено недавним принятием законодательных норм, регулирующих порядок применения цен для целей налогообложения, и ограниченной правоприменительной практикой. Среди российских исследований в этой сфере следует выделить работу К. А. Непесо-ва [3], в которой проведен сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран в области налоговых аспектов трансфертного ценообразования.

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 3. С. 464-470. ISSN 1993-3541

За весь период развития трансфертного ценообразования сложилось значительное количество определений понятия «трансфертная цена». На каждом этапе развитие системы трансфертного ценообразования осуществлялось под воздействием внешних (экономические условия) и внутренних факторов (системы управления организациями). В этой связи трансфертным ценам отводилась разная роль: от элемента учета и контроля, до инструмента обоснования и принятия управленческих решений. Изначально данный термин использовался для описания цен внутри компании, так как все подразделения организаций состоят из структурных бизнес-единиц, каждая из которых реализует товары, работы, услуги другой по определенной цене; эта цена и получила название «трансфертной».

В практической сфере международной торговли трансфертная цена определяется как «устанавливаемая цена при торговле товарами и услугами во внутрифирменных отношениях, т. е. при торговле между структурными подразделениями единого предприятия и его аффилированными лицами, находящимися в различных странах» [14].

В Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и администраций под трансфертной ценой понимается «цена, устанавливаемая между ассоциированными организациями, по которой одна организация реализует (transfer) товары, нематериальные активы (intangible property) и оказывает услуги другой ассоциированной орга-низации»1.

В свободной энциклопедии под трансфертным ценообразованием (англ. Funds Transfer Pricing, FTP) понимается «реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам2. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего цель минимизировать уплачиваемые налоги. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства».

1 OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2010, OECD Publishing, Paris. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/tpg-2010-en.

2 Свободная энциклопедия Википедия. URL : https:// m.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E0%ED%F1%F4%E5%F0% F2%ED%EE%E5_%F6%E5%ED%EE%EE%E1%F0%E0%E7%EE %E2%E0%ED%E8%E5.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3,pp. 464-470. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

По мнению ряда российских авторов, наиболее полным определением трансфертного ценообразования является следующее: «трансфертное ценообразование состоит в манипулировании расходами, доходами и затратами в сделках между «связанными» (related) лицами способом, отличным от тех, которые были бы использованы в операциях, совершенных на нормальных рыночных условиях, с целью получения налоговой выгоды (tax benefit)» [3].

Из приведенных определений трансфертной цены можно выделить несколько ее признаков:

- отличие от рыночной цены;

- установление по сделкам в сфере международной торговли;

- установление по сделкам между «связанными» лицами (аффилированными, ассоциированными и т. д.).

Объектом налогового регулирования трансфертного ценообразования выступает процесс налогового контроля за ценами, применяемыми для целей налогообложения, проводимый для выявления и предотвращения занижения налоговой базы; предметом — применяемые налогоплательщиками трансфертные (внутрифирменные) цены, отличные от рыночных. Поэтому при определении трансфертной цены для целей налогообложения первый признак, являющийся обязательным, требует уточнения. Трансфертные цены отличны от рыночных цен и применяются налогоплательщиками с целью получения необоснованной налоговой выгоды путем занижения налоговой базы. Другие, приведенные в определениях признаки, не всегда присущи трансфертным ценам, поскольку, во-первых, они могут устанавливаться между различными зависимыми компаниями, не являющимися при этом единым холдингом, во-вторых, в одной стране, но в рамках разных налоговых юрисдикций.

В российском налоговом законодательстве не содержится упоминания термина «трансфертная цена». В этой связи следует уточнить понятие трансфертной цены для целей налогообложения, под которой в рамках данного исследования понимается отличная от рыночной цена, применяемая по сделкам между взаимозависимыми лицами в пределах различных налоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования является одним из элементов налогового механизма и представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение правильности определения

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 3. С. 464-470. ISSN 1993-3541

и применения цен при расчете налоговых обязательств с целью предотвращения занижения налоговой базы и увеличения налоговых доходов бюджетной системы.

В настоящее время основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является «Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и администраций»1 (далее — Руководство ОЭСР), разработанное на основе положений Кодекса внутренних доходов США. Основным положением Руководства ОЭСР, которым должны руководствоваться государства в целях организации эффективного механизма контроля и регулирования процесса установления цен между аффилированными лицами, является «принцип вытянутой руки» — «arm's length basis». Данный принцип означает, что в налоговых целях условия внутрифирменной сделки определяются на базе аналогичных операций в аналогичных условиях. С точки зрения экономического смысла, обоснование применения данного принципа заключается в том, что он обеспечивает равенство правил взимания налогов для международных групп и, в широком смысле, независимых предприятий. Поскольку принцип «вытянутой руки» ставит связанные и независимые предприятия на равные в налоговых целях основания, удается избегать создания налоговых преимуществ или препятствий, которые иначе исказили бы относительные конкурентные позиции одного из этих типов юридических лиц. Таким образом, принцип «вытянутой руки» стимулирует рост международной торговли и инвестиций» [4]. В концепции руководства раскрываются не только особенности применения принципа «вытянутой руки», но и, например, приводится аргументация о недопустимости применения «формального распределения» дохода между взаимозависимыми лицами (global formularly apportionment approach).

Законодательство о регулировании трансфертного ценообразования на сегодняшний день принято более чем в 60 странах и имеет свои специфические черты в зависимости от национальных особенностей. В состав стран, ведущих жесткую политику в области регулирования трансфертного ценообразования, входят Япония, Индия, Китай, Канада, США, Франция,

1 OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2010, OECD Publishing, Paris. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/tpg-2010-en.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3,pp. 464-470. ISSN 1993-3541

N. G. IVANOVA, R. A. PETUKHOVA

Германия, Австралия, Корея, Великобритания. В настоящее время расширяется география действия международных принципов трансфертного ценообразования. Рекомендации имплемен-тируется в законодательство стран ежегодно.

Правила применения цен для целей налогообложения в современной российской практике налогообложения претерпели серьезные изменения с 2012 г. Нормы и принципы российского законодательства соответствуют Руководству ОЭСР, однако следует отметить ряд особенностей:

- внешнеторговые сделки, заключенные между лицами, не являющимися взаимозависимыми, относятся к контролируемым;

- для целей налогообложения по каждому виду сделки предусмотрена сумма доходов, при превышении которой сделка признается контролируемой;

- установлен приоритет применения метода сопоставимых рыночных цен;

- определена иерархия использования источников информации;

- введен штраф за непредставление в налоговые органы информации о совершении контролируемой сделки.

В России с 2012 г. сократился перечень сделок, контролируемых налоговыми органами на предмет правильности цен, применяемых для целей налогообложения. Новые правила трансфертного ценообразования, по сути, применяются к международным сделкам между взаимозависимыми лицами. На внутреннем рынке они применяются только в том случае, если общая сумма сделок превышает предусмотренные законодательством пороговые значения. При этом положения ст. 105.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) существенно расширяют перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми. В ряде случаев (признание лиц взаимозависимыми — п. 6, ст. 105.1 НК РФ, установление доли участия одной организации или физического лица в другой организации — п. 4, ст. 105.2 НК РФ, решение вопроса о соответствии цены сделки рыночной цене — п. 9, ст. 105.7 НК РФ) принятие решения отнесено к компетенции судебных органов. Учитывая, что в России в настоящее время практически отсутствует прецедентное право, это может привести к неоднозначным решениям разных судебных органов по одним и тем же вопросам.

Среди проблем налогового регулирования трансфертного ценообразования первое место занимает проблема определения соответствия

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 3. С. 464-470. ISSN 1993-3541

цен сделки рыночным ценам. Практическое применение принципа «вытянутой руки» основывается на сопоставлении условий контролируемых сделок, объектом которых являются сопоставимые товары (работы, услуги), и неконтролируемых сделок (сделок между независимыми предприятиями). Однако опыт налогового администрирования зарубежных стран показывает сложность применения данного метода. На практике взаимозависимые компании могут заключать такие сделки, которые не заключают независимые компании. В этом случае установить, на каких условиях была бы заключена подобная сделка между независимыми компаниями, не представляется возможным. В российской практике при применении методов определения рыночных цен также возникает проблема в сложности подбора показателей по сопоставимым условиям деятельности других организаций.

В связи с тем, что Россия является участником ряда экономических соглашений, в частности, Евроазиатского экономического сотрудничества, существует проблема гармонизации и унификации законодательства о трансфертном ценообразовании. Для проведения объективного анализа требуется разработка единых методик определения рыночной цены на основе международного опыта налогового контроля с учетом последних тенденций в области трансфертного ценообразования и уточнение порядка их применения, а также разработка механизмов обмена информацией о рыночных ценах на товары (работы, услуги) на примере цен, действующих в странах-членах Евроазиатского экономического сотрудничества.

В 2014 г. активизировалась контрольная деятельность в области трансфертного ценообразования. По итогам отчетной компании 2013 г. в Федеральную налоговую службу России поступило более 4600 уведомлений о контролируемых сделках1. Особое внимание Федеральная налоговая служба России уделяет анализу сделок, совершенных с резидентами офшорных государств и территорий, включенных в перечень Минфина России в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ и других низконалоговых юрисдикций. Эффективность организации процесса налогового администрирования и контроля за трансфертными ценами зависит от того, насколько применяемые национальные правила соответствуют международным нор-

1 Сайт Федеральной налоговой службы. URL: http:// nalog.ru/.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3,pp. 464-470. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

мам и адаптированы к реальным экономическим условиям и действующей налоговой системе.

Несмотря на длительную историю применения и совершенствования норм в области регулирования трансфертного ценообразования, в международной практике некоторые вопросы остаются актуальными и в настоящее время, в том числе устранение двойного налогообложения, внутри-холдинговое финансирование, а также манипулирование ценами в сделках с нематериальными активами. На практике сложно определить не только сопоставимую неконтролируемую цену применительно к таким объектам, но и место оказания соответствующих видов услуг. В этой связи существует большое число судебных споров относительно трансфертного ценообразования, одним из важнейших направлений которых является манипулирование ценами в сделках с нематериальными активами. Наиболее подвержены рискам налогоплательщики в отраслях, которые в значительной степени зависят от запатентованной технологии (СМИ, развлекательные, фармацевтические компании и т. д.).

Ключевые темы современных исследований ОЭСР по трансфертному ценообразованию отражены в Плане действий по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением прибыли (план BEPS или МНВП). Совершенствование правил направлено на увеличение капитализации в высоко интегрированных многонациональных компаниях в целях недопущения использования нематериальных активов, рисков, капитала и других операций с высокой долей риска для выведения прибыли. Учитывая недостатки правил трансфертного ценообразования, современными акцентами по улучшению качества налогового регулирования в этой области являются:

- развитие международного сотрудничества (к конвенции о взаимной административной помощи в налоговой области с 2009 г. присоединились более 80 стран — страны большой двадцатки, БРИКС и почти все страны ОЭСР, протоколом от 19 марта 2014 г. Конвенция расширена для 10 юрисдикций, включая крупные финансовые центры)1 и института налоговой медиации в системе налогового администрирования;

- использование комплекса мер (правила конвенции, развитие многосторонних соглашений и т. д.), направленных на борьбу с уклоне-

1 Jurisdictions participating in the convention on mutual administrative assistance in tax matters. Status -8 April 2015. URL: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/ Status_of_convention.pdf.

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 3. С. 464-470. ISSN 1993-3541

нием от налогообложения совместно с правилами трансфертного ценообразования;

- принятие рекомендаций ОЭСР всеми странами и отдельными юрисдикциями и интеграция с действующим национальным законодательством;

- разработка международных стандартов составления документации в соответствии с Руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию, которые позволят развивающимся странам получить информацию, необходимую для оценки злоупотреблений трансфертного ценообразования для целей уклонения от налогообложения;

- совершенствование и разработка новых методов налогового контроля цен;

- разработка глоссария и дополнительных указаний по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран;

- взаимодействие с развивающимися странами и поиск подходов, направленных на устранение ситуации, связанной с отсутствием сопоставимости данных в этих странах;

- разработка и подписание многосторонней конвенции ОЭСР по вопросам устранения двойного налогообложения.

Таким образом, совершенствование налогового законодательства Российской Федерации для достижения сопоставимого уровня с мировыми стандартами в области трансфертного ценообразования является первоочередной задачей. Эффективность налогового контроля за ценами напрямую связана с унификацией правил взаимодействующих стран. Гармонизация налогового законодательства России с требованиями Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является разумной и обоснованной, поскольку на страны-члены ОЭСР приходится приблизительно 65 % внешнеэкономического оборота России и со всеми этими странами имеются договоры об устранении двойного налогообложения.

Основная причина проблем, возникающих в процессе толкования и применения новых правил регулирования трансфертного ценообразования, в значительной степени объясняется трудностями в области терминологии при введении зарубежных правовых конструкций в российское налоговое законодательство. При наличии дискуссионных вопросов законодательная регламентация новых правил трансфертного ценообразования осуществляется в соответствии с международными стандартами в данной области.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 3,pp. 464-470. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 464-470. ISSN 1993-3541

N. G. IVANOVA, R. A. PETUKHOVA

Сложность возникающих экономических вопросов в области налогового регулирования трансфертного ценообразования указывает на необходимость учета мирового опыта. Решение проблем практического применения налогово-правового механизма в данной сфере должно быть направлено не только на увеличе-

ние доходов бюджетной системы Российской Федерации, но и на реализацию принципа экономической обоснованности налогообложения. Как показывает мировая практика, для достижения эффективного применения новых правил регулирования трансфертного ценообразования требуется длительный процесс адаптации.

^исок использованной литературы

1. Налоговая политика. Теория и практика : учебник / И. А. Майбуров, М. Д. Абрамов, Г. А. Агарков [и др.] ; под ред. И. А. Майбурова. — М. : Юнити-Дана, 2010. — 519 с.

2. Налоговые системы. Методология развития : монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2012 — 464 с.

3. Непесов К. А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран / К. А. Непесов. — М. : Волтерс Клувер, 2007. — 304 с.

4. Повышение эффективности налогового контроля неденежных расчетов транснациональных корпораций / Л. А. Величко [и др.] ; под общ. ред. И. А. Максимцева, М. В. Романовского. — СПб. : СПбГУЭФ, 2008. — 227 с.

5. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения : монография / под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2013. — 383 с.

6. Экономика налоговых реформ : монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. — Киев : Алерта, 2013. — 432 с.

7. Grubert H. Taxes, tariffs and transfer pricing in multinational corporation decision making / H. Grubert, J. Mutti // Review of Economics and Statistics. — 1991. — № 33. — P. 285-293.

8. Halpirin R. M. The effect of the US income tax regulations' transfer pricing rules on allocative efficiency / R. M. Halpirin, B. Srinidhi // The Accounting Review. — 1987. — October. — P. 686-706.

9. Harris M. Asymmetric Information, Incentives and Intrafirm Resource Allocation / M. Harris, C. H. Kriebel, A. Raviv // Management Science, INFORMS. — 1982. — Vol. 28 (6). — P. 604-620.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Harris D. G. The impact of US tax law revision on multinational corporations, capital location and income shifting decisions / M. Harris // Journal of Accounting Research. — 1993. — № 31 Supplement. — P. 111-140.

11. Hollingshead A. The implied tax revenue loss from trade mispricing / Ann. Hollingshead // Global Financial Integrity. — 2010. — February. — URL: http://www.gfintegrity.org/storage/gfip/documents/reports/implied%20 tax%20revenue%20loss%20report_final.pdf.

12. Jensen O. W. Transfer Pricing and output decisions: the dynamic interaction / O. W. Jensen // Decision Sciences. — 1986. — Vol. 17. — P. 428-436.

13. Kroppen H. K. Transfer Pricing Planning in Germany. Transfer Pricing Report / H. K. Kroppen, A. Eigelshoven. — 1998. — P. 104-109.

14. McCarten William J. International Transfer Pricing and Taxation. Tax Policy Handbook. Tax Policy Division / William J. McCarten ; FAD IMF. — Washington, D.C., 1995. — 221 p.

References

1. Maiburov I. A., Abramov M. D., Agarkov G. A. et al. Nalogovaya politika. Teoriya i praktika [Tax policy. Theory and practice]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2010. 519 p.

2. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds). Nalogovye sistemy. Metodologiya razvitiya [Tax systems. Development methodologies]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2012. 464 p.

3. Nepesov K. A. Nalogovye aspekty transfertnogo tsenoobrazovaniya: sravnitel'nyi analiz opyta Rossii i zarubezhnykh stran [Tax aspects of transfer pricing: a comparative analysis of Russian and foreign experience]. Moscow, Волтерс Клувер Publ., 2007. 304 p.

4. Velichko L. A. et al., Maksimtsev I. A., Romanovskii M. V. (eds). Povyshenie effektivnosti nalogovogo kontrolya nedenezhnykh raschetov transnatsional'nykh korporatsii [Enhancing the efficiency of multinational companies non-cash settlements tax control]. Saint Petersburg State University of Economics Publ., 2008. 227 p.

5. Maiburov I. A., Kireenko A. P., Ivanov Yu. B. (eds). Uklonenie ot uplaty nalogov. Problemy i resheniya [Tax Evasion. Problems and Solutions]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2013. 383 p.

6. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B., Tarangul L. L. (eds). Ekonomika nalogovykh reform [Economics of Tax Reforms]. Kiev, Alerta Publ., 2013. 432 p.

7. Grubert H., Mutti J. Taxes, tariffs and transfer pricing in multinational corporation decision making. Review of Economics and Statistics, 1991, no. 33, pp. 285-293.

8. Halpirin R. M., Srinidhi B. The effect of the US income tax regulations' transfer pricing rules on allocative efficiency. The Accounting Review, 1987, October, pp. 686-706.

9. Harris M., Kriebel C. H., Raviv A. Asymmetric Information, Incentives and Intrafirm Resource Allocation. Management Science, INFORMS, 1982, vol. 28 (6), pp, 604-620.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 3,pp. 464-470. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 464-470. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

10. Harris D. G. The impact of US tax law revision on multinational corporations, capital location and income shifting decisions. Journal of Accounting Research, 1993, iss. 31 Supplement, pp. 111-140.

11. Hollingshead Ann. The implied tax revenue loss from trade mispricing. Global Financial Integrity, 2010, February. Available at: http://www.gfintegrity.org/storage/gfip/documents/reports/implied%20tax%20revenue%20loss%20re-port_final.pdf.

12. Jensen O. W. Transfer Pricing and output decisions: the dynamic interaction. Decision Sciences, 1986, vol. 17, pp. 428-436.

13. Kroppen H. K., Eigelshoven A. Transfer Pricing Planning in Germany, Transfer Pricing Report. 1998, pp. 104-109.

14. McCarten William J. International Transfer Pricing and Taxation. Tax Policy Handbook. Tax Policy Division. FAD IMF. Washington, D.C., 1995. 221 p.

Информация об авторах Иванова Наталия Георгиевна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственных и муниципальных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21, e-mail: ivanova_ng@mail.ru.

Петухова Римма Алексеевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра государственных и муниципальных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21, e-mail: petuhova_r@mail.ru.

Библиографическое описание статьи Иванова Н. Г. Методология и практика налогового регулирования трансфертного ценообразования / Н. Г. Иванова, Р. А. Петухова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 3. — C. 464-470. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(3).464-470.

Authors

Nataliia G. Ivanova — Doctor habil. (Economics), Professor, Head of the Department of State and Municipal Finance, St. Petersburg State University of Economics, 21 Sa-dovaya St., 191023, St. Petersburg, Russian Federation, e-mail: ivanova_ng@mail.ru.

Rimma A. Petukhova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of State and Municipal Finance, St. Petersburg State University of Economics, 21 Sadova-ya St., 191023, St. Petersburg, Russian Federation, e-mail: petuhova_r@mail.ru.

Reference to article

Ivanova N. G., Petukhova R. A. Methodology and practice of transfer pricing tax regulation. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 464-470. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).464-470. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.