Научная статья на тему 'Методология и методика классификации трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи'

Методология и методика классификации трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4683
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ДЕТИ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СЕМЬЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / SOCIAL WORK / CHILDREN / DIFFICULT LIFE SITUATION / FAMILY / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тугаров А. Б., Дудкин А. С.

В статье обосновываются методологические подходы и предлагаются методические правила составления классификатора трудных жизненных ситуаций, требующих социально-профилактического вмешательства, срочного социально-терапевтического вмешательства или социального патронажа детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology and methods of classifying difficult life situations requiringg social involvement into the life of a child and his or her family

The article considers methodological approaches and methodical rules for compiling the classifier of difficult life situations which need social and prophylactic involvement, urgent social and medical involvement or social visiting of children in need.

Текст научной работы на тему «Методология и методика классификации трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 101.1: 02.41.41

МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДИКА КЛАССИФИКАЦИИ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ, ТРЕБУЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ

© А. Б. ТУГАРОВ, А. С. ДУДКИН Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра социологии и теории социальной работы e-mail: fssr@bk.ru

Тугаров А. Б., Дудкин А. С. - Методология и методика классификации трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 136-150. - В статье обосновываются методологические подходы и предлагаются методические правила составления классификатора трудных жизненных ситуаций, требующих социально-профилактического вмешательства, срочного социально-терапевтического вмешательства или социального патронажа детей. Ключевые слова: социальная работа, дети, трудная жизненная ситуация, семья, классификация.

Tugarov A. B., Dudkin A. S. - Methodology and methods of classifying difficult life situations requiringg social involvement into the life of a child and his or her family // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 136-150. - The article considers methodological approaches and methodical rules for compiling the classifier of difficult life situations which need social and prophylactic involvement, urgent social and medical involvement or social visiting of children in need.

Key words: social work, children, difficult life situation, family, classification.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Создавая классификатор трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи, мы следовали общенаучным представлениям о классификации. Прежде всего, мы исходили из того, что классификация представляет собой систему не только соподчиненных понятий, но и классов, объектов, явлений в той или иной отрасли знания или сфере деятельности человека.

Далее, необходимо принять во внимание, что классификация составляется на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, позволяет исследователю ориентироваться в многообразии объектов и является источником научных знаний о них. Таким образом, классификация предстает и как научно-исследовательский процесс отнесения изучаемых объектов и явлений к определенным, часто взаимоисключающим, классам, и как результат такого процесса [1].

Исследование трудных жизненных ситуации детей мы основывали на том, что классификация яв-

ляется научным методом и заключается в разделении всего множества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Нам необходимо было выделить признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступили бы критерием отнесения отдельной трудной жизненной ситуации детей к той или иной группе. Такой признак является основанием классификации.

Задачей исследования становилось создание типологии трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи, как такого вида классификации, в основе которого лежит существенный признак классификации объектов. наличие существенного признака в качестве основания классификации позволяет в этом случае создать естественную классификацию трудных жизненных ситуаций детей и не выбирать в исследовательских целях в качестве основания классификации признаки удобные для систематизации таких ситуаций, но при этом несущественные для самих объектов, т.е. не создавать искусственную классификацию.

Вместе с тем, формируя методологию классификации трудных жизненных ситуаций детей, мы принимали за основу представления общей логики о методах научного мышления, в частности, о методах

классификации объектов исследования. Так, правила классифицирования как правила деления объема понятия определили в нашем исследовании то, что в классификации трудных жизненных ситуаций детей необходимо применять одно основание, объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса, а подразделение на подклассы должно быть непрерывным [2].

нам представляется принципиальным мнение

о том, что классификация представляет собой весьма важный логический прием, которым пользуются при изучении исследуемого объекта и который основан на логическом делении понятий. В нашем случае классификация есть не что иное, как деление понятия «трудная жизненная ситуация» на его составные элементы. Такое деление предполагает раскрытие объема данного понятия, которое происходит путем перечисления всех меньших по объему понятий, входящих в состав делимого понятия.

Как отмечал русский философ Э. Л. Радлов (1854-1928), «правильная классификация явлений -несомненно, дело большой важности, ибо она сокращает описание... и указывает на сродство явлений, так что в известном отношении является эвристическим принципом; напротив того, путанная классификация, сближая разнородное и разъединяя однородное, служит препятствием для исследователя» [3].

Таким образом, научно-теоретическими основами классификации трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи, стали суждения о том, что когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он должен их расположить в определенном порядке, удобном для исследования (систематизировать); он должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только внешне сходны с ними, но при этом своим внутренним содержанием отличны от них; он должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень их общности и взаимозависимости выражались бы в самом расположении (типологизировать).

Важным в методологическом значении нам представляется мнение о том, что классификация в научном исследовании позволяет вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами. Оно позволяет проследить то, как в классификации отчетливо проявляется диалектический характер развития научного знания. С. В. Мейен и Ю. А. Шрейдер считают, что «процесс получения нового знания в определенной мере детерминируется уже имеющимся знанием и вместе с тем новое знание оказывается несводимым к старому как более глубокое, более организованное, более упорядоченное» [4, 67].

Создание классификации трудных жизненных ситуаций детей требует принять во внимание методологический подход, основанный на противопоставлении разновидностей классификаций. Прежде всего, в научном познании противопоставляются «дескриптивные» классификации, позволяющие просто привести к удобному виду накопленные результаты, и

«структурные» классификации, позволяющие увидеть сущность классифицируемых объектов.

Считается, что в большинстве социальногуманитарных наук исследователь имеет дело только с «дескриптивным» делением объектов изучения, необходимым для дальнейшего их исследования. Но даже при таком подходе необходимо рассматривать весь спектр возможных классификаций на шкале «экстенсиональность - интенсиональность». В этом случае на одном полюсе находятся классификации экстенсиональные, дескриптивные, использующие внешние характеристики объектов, а на другом полюсе - классификации интенсиональные, сущностные [4, 68-69].

Нашу исследовательскую задачу мы видели не только в противопоставлении экстенсионального и интенсионального в содержании классификатора, но и в попытке перейти при создании классификации трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи, от чисто экстенсиональных научных описаний к интенсиональным характеристикам объекта.

Мы исходили из того, что, согласно рассуждениям Р. Карнапа (1891-1970), экстенсиональное описание классификации ограничивается выделением таксонов классификационного поля и установлением между ними отношений определенного вида [5]. В свою очередь, интенсиональный подход предполагает расширение классификационного поля до границ, включающих не только наличные, но и все мыслимые объекты, и вместо структуры таксонов рассмотрение структуры классификационных признаков.

Если представить классификацию как идеальную, т.е. интенсиональную, сущностную, то такая классификация будет раскрывать структуру первоначального, исходного содержания объекта исследования через раскрытие сущности соответствующих понятий. Но при реальном классифицировании объектов исследователь обычно использует целый ряд сопутствующих (диагностических, уточняющих по своей функциональной направленности) признаков, которые не содержатся непосредственно в исходном, «архетипическом», содержании объекта, но на практике коррелированны с ним.

Предполагается, что исследователю заранее даны и предметная область, и архетип объектов познания. На самом же деле составителю классификации, имеющему отношение к той или иной стороне социальной практики, все это не дано в окончательном виде, не представлено в полном объеме содержания. и, как результат, в ходе классифицирования обычно меняется набор используемых признаков.

иными словами, составляя классификатор трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи, мы придерживались того мнения, что сама «классификационная работа» ведет к изменению как объема, так и содержания исходных понятий предметной области. [4, 71-72] Именно поэтому любая классификация в любой отрасли научного знания, в нашем случае такой отраслью является «наука о социальной работе», выступает как цель, так и инструмент научного познания.

МЕТОДОЛОГИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДЕТЕЙ: ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КАТЕГОРИАЛЬНОГО, КАЧЕСТВЕННОГО И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ

Среди причин не в полной мере эффективного выполнения системами учреждений образования и социальной защиты населения возложенных на них функций социальной адаптации детей выделяется недостаточная изученность вопросов, относящихся к субкультуре семейного неблагополучия и закономерностям развития социально уязвимого детства.

Данное обстоятельство означает, что определение системообразующих элементов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации является весьма актуальной научно-теоретической и практической задачей современной социальной работы в России. Одним из таких элементов выступает сама ситуация, детерминированная социокультурными факторами и представляющая собой совокупность существенных условий и обстоятельств жизни ребенка.

Ученые исследовательской группы факультета социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского предприняли попытку создания классификации актуально-типичных трудных жизненных ситуаций, в которых оказываются дети и их семьи.

Методология исследования состоит в том, что на каждой ступени классификации деление трудных жизненных ситуаций осуществляется по наиболее социально значимым классификационным признакам, отражающим потребность в социальной, психологической или педагогической реабилитации детей.

Опыт свидетельствует о том, что центры социальной помощи семье и детям, равно как и иные учреждения социального обслуживания в России, ориентированы, прежде всего, на работу с семьями, в которых пренебрегают нуждами ребенка, в которых ребенок рискует заболеть, серьезно отстать в развитии, пристраститься к алкоголю, совершить преступление и т. п.

Практика социальной работы показывает, что, наряду с малообеспеченностью, бедностью, неблагополучным фоном семьи группы риска могут быть самые разные социальные обстоятельства. И хотя категориальный подход, при котором семья (ребенок в семье) относится к одной традиционно неблагополучной группе, технологически необходим, тем не менее, он методологически противоречит индивидуальному подходу, вытекающему из особенностей случая, ситуации.

Принципиальное отличие индивидуального подхода от категориального заключается в учете обстоятельств жизненной ситуации, социальная диагностика которой позволяет составить план социальной адаптации и реабилитации данного, конкретного ребенка.

В своем исследовании мы исходим из того, что «social casework» является принципом и технологией социальной помощи детям и семьям, максимальная

эффективность которой была обоснована еще в начале XX века в научных работах М. Ричмонд, Дж. Аддамс и других пионеров социальной работы [6].

С точки зрения данного методологического подхода исходным пунктом социальной диагностики и последующей психосоциальной коррекции и реабилитации ребенка является не просто его пребывание в семье, отнесенной к определенной «категории социального неблагополучия», а информация, поступающая от учреждений социальной защиты, образования или здравоохранения, общественных организаций или частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни [7].

Таким образом, методология исследования предполагает то, что наиболее социально значимые классификационные признаки, отражающие социальную, психологическую или педагогическую реабилитацию детей, применяются не столько количественно (чем больше детей оказывается в конкретной трудной жизненной ситуации, тем эта ситуация важнее с точки зрения её типизации), сколько качественно (существенным при типизации является то, насколько значимой и неоднозначной, нерешенной и комплексной является проблема детей, заключенная в ситуации).

Созданный с помощью такой методологии классификатор трудных жизненных ситуаций учитывает логику развития проблем детей от их возникновения до разрешения и включает:

1 - ситуации, требующие социальнопрофилактического вмешательства (С-1);

2 - ситуации, требующие срочного социальнотерапевтического вмешательства (С-2);

3 - ситуации, требующие социального патронажа (С-3).

Каждая ситуация может носить завершенный или незавершенный характер в зависимости от того, насколько решены проблемы детей, т.е. насколько исчерпана жизненная ситуация, в которой они оказались, и нуждаются ли дети в дальнейшем социальном сопровождении.

При конкретно-научном исследовании процессов социальной адаптации детей в трудных жизненных ситуациях требуется постоянно сопоставлять количественные и качественные показатели, потребности и возможности ребенка и его семьи, объективные и субъективные факторы социализации.

Поскольку однозначное отнесение полученных в ходе такого сопоставления данных к одной из установленных классификатором категорий не всегда возможно, нами в процессе исследования было применено понятие «пресуппозиция социальной адаптации». Данным понятием обозначается предварительное допущение исследования, смысл которого состоит в том, что конкретное условие или фактор социальной адаптации следует считать самим собой разумеющимся для того, чтобы социальная адаптация детей выступала целесообразным процессом.

Мы исходим из того, что количество и содержание обстоятельств, на которые следует в первую очередь реагировать для рационального решения пробле-

мы ребенка, и вариативность каждого обстоятельства в контексте сложившихся условий обусловливают сложность трудной жизненной ситуации в целом и факторов на нее влияющих, в частности.

С одной стороны, мобильность жизненной ситуации и определяющих ее факторов измеряется скоростью, с которой происходят изменения в социализации в целом, социальной адаптации и реабилитации детей под влиянием конкретного фактора. Мобильность (подвижность) характеризует изменчивость и быстроту трансформаций в положении и состоянии ребенка как результат социальной, психологической и педагогической работы, направленной на его адаптацию в обществе.

С другой стороны, определенность ситуации, в которой оказываются дети, характеризует социокультурные факторы по количеству информации, находящейся в распоряжении учреждения социального обслуживания (образования, здравоохранения или культуры) в отношении ребенка и его семьи, а также достоверность этой информации.

Таким образом, все жизненные ситуации детей, отмеченные в классификаторе, характеризуются сложностью, подвижностью, определенностью и пресуппозицией социальной адаптации.

Созданный в ходе исследования классификатор демонстрирует то, что процессы социальной адаптации могут протекать как хаотично, так и целенаправленно. Содержание процессов социальной адаптации детей детерминируется взаимодействием следующих факторов: завершенностью или незавершенностью жизненной ситуации, наличием или отсутствием реакции родителей и должностных лиц на ситуацию, межведомственным взаимодействием, социокультурным контекстом обстоятельств трудной жизненной ситуации, формированием представлений детей и родителей о социально значимых действиях в данной ситуации.

Типы ситуаций, включенных в классификатор, сформированы на основе данных, собранных в учреждениях социальной помощи семье и детям, и проанализированных с помощью критерия социальной актуальности и перманентности обнаружения конкретной жизненной ситуации детей.

Формирование содержания классификатора базировалось на следующих методологических принципах и критериях:

1. выявление у специалистов и клиентов учреждений социальной помощи семье и детям общности мнений и отношения к проблемам социальной защиты детей;

2. определение в индивидуальных и экспертных оценках трудных жизненных ситуаций социокультурных детерминаций процессов и явлений социальной адаптации детей;

3. ориентированность выводов исследования на практику развития социальной профилактики и предоставления социальных услуг детям;

4. возможность объяснения процессов и явлений социальной адаптации детей с помощью теории

социального обмена, теории конфликта, теории социальной работы, теории систем;

5. достижение максимальной определенности параметров социальной адаптации детей, как в процессе преодоления трудных жизненных ситуаций, так и после их преодоления;

6. определение типа развития трудной жизненной ситуации (завершенная, незавершенная);

7. определение технологий социальной работы, применимых к определенному типу ситуаций.

При использовании классификатора в научноисследовательских или практических целях необходимо учитывать ряд моментов концептуального характера:

1. Формально социокультурные факторы трудной жизненной ситуации детей первоначально отнесены в классификаторе к базовой (исходной), актуальнотипичной трудной жизненной ситуации в рамках конкретной проблемы детей;

2. Фактически социокультурные факторы трудной жизненной ситуации детей представлены в классификаторе через свои количественные и качественные характеристики, названные как «определенность, подвижность, сложность» и обозначенные в классификаторе как «конкретно-определенные характеристики», а также через свою качественную характеристику, выражающую соединение должного и сущего в конкретной проблеме детей, названную как «пресуппозиция социальной адаптации» и обозначенную в классификаторе как «абстрактно-условная характеристика»;

3. одновременно определенность, подвижность, сложность, а также пресуппозиция социальной адаптации являются характеристиками каждой отдельно взятой ситуации, возникшей в процессе развития и разрешения конкретной проблемы детей в рамках базовой (исходной) ситуации и принимающей одну из форм социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи;

4. Каждая из последовательно сменяющих друг друга форм социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи - профилактическая, терапевтическая, патронажная - имеет свои социальнодиагностические показатели, выявление которых в дальнейшем станет для нас предметом отдельного исследования.

КЛАССИФИКАТОР ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА

СОСТАВЛЕНИЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ

При составлении классификатора в рамках проблемы «инвалидность детей» были выделены 3 актуально-типичные трудные жизненные ситуации; в рамках проблемы «беспризорность и безнадзорность детей, оставление детей без попечения родителей» - 6 ситуаций; в рамках проблемы «алкоголизм, наркомания, токсикомания среди детей» - 2 ситуации; в рамках проблемы «бедность, другие экономические проблемы детей» - 1 ситуация; в рамках проблемы «ранние половые связи, вовлечение детей в проституцию»

- 2 ситуации; в рамках проблемы «неблагоприятные

отношения в семье» - 3 ситуации; в рамках проблемы «неблагоприятные отношения детей с окружающими»

- 2 ситуации; в рамках проблемы «делинквентное поведение детей» - 2 ситуации; в рамках проблемы «несовершеннолетнее материнство» - 1 ситуация; в рамках проблемы «сиротство» - 1 ситуация. Всего были выделены 23 трудные жизненные ситуации детей в социокультурном контексте.

В ходе исследования каждая ситуация была интерпретирована с точки зрения условий, требующих социально-профилактического, срочного социальнотерапевтического вмешательства или социального патронажа. В результате, с учетом развертывания конкретной проблемы во времени и осуществления социальной поддержки на каждой из трех стадий, объектом анализа стали уже не 23, а 69 устойчивых ситуаций, требующих социальной интервенции той или иной формы.

Нами предложена методика рассмотрения в классификаторе трудных жизненных ситуаций детей, требующих профилактической, срочной и патронажной социальной интервенции, отдельно взятой базовой (исходной), актуально-типичной трудной жизненной ситуации, относящейся к конкретной проблеме ребенка.

Рассмотрение начинается с определения социокультурного фактора конкретной базовой (исходной) трудной жизненной ситуации детей. Затем содержание данного фактора конкретизируется через его характеристики: конкретно-определенные и абстрактноусловную. Завершается рассмотрение базовой (исходной) ситуации формулированием ситуаций, возникающих в процессе развития и разрешения конкретной проблемы детей: первой формулируется ситуация, требующая социально-профилактического вмешательства, второй - срочного социально-терапевтического вмешательства, третьей - социального патронажа (формулирование возникших устойчивых ситуаций, требующих социальной интервенции).

Каждой из названных 69 устойчивых трудных жизненных ситуаций детей, требующих определенной формы социальной интервенции, в классификаторе присваивается порядковый номер.

Проблема в классификаторе: Инвалидность

детей.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей: 1. Ограничение доступа к образованию.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Психосоциальная дискриминация, детерминированная физическим состоянием ребенка, которая обнаруживается в традиционном мнении, что дети-инвалиды должны быть отделены от здоровых детей. Действует установка на сегрегацию, резервацию детей-инвалидов.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: определенность фактора включает информацию о ресурсах образования, коммуникациях, педагогическом коллективе учреждения, заболевании и особых потребностях ребенка.

Подобные ситуации носят преимущественно незавершенный характер, требуют продолжительной по времени подготовительной социальной, профориентационной работы и социального патронажа. Специалисты подчеркивают важность преодоления стереотипов традиционной, «медицинской модели инвалидности»; отмечают, что специальные услуги по социальному сопровождению детей-инвалидов в образовательных учреждениях оказываются эпизодически. Знания основ инклюзивного образования обрывочны, сводятся к прямым требованиям удовлетворить интересы конкретного ребенка.

Большинство родителей чувствуют на себе различные проявления установки на сегрегацию и резервацию их детей, но при этом отмечают происходящие перемены, особенно в дистанционном образовании. общим для родителей и специалистов становится мнение о том, что зачисление и поступление в образовательное учреждение требует индивидуального подхода, учета специфики конкретного отклонения в состоянии здоровья.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Специальное образование и подготовка родителей детей-инвалидов, педагогических работников и иных смежных специалистов, а также позитивные установки в подаче материала средствами массовой информации детерминируют преодоление негативных тенденций данного фактора.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции 1.1. подготовка к поступлению в учебное учреждение (С-1);

1.2. нарушение законных прав и интересов детей-инвалидов в получении образования (С-2);

1.3. высокая степень социального риска появления трудностей адаптации ребенка, связанных с ограничением доступа к образованию; надомное обучение ребенка-инвалида (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей: 2. Невыполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка специалистами учреждений.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Проблемы межведомственного взаимодействия органов и учреждений социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры. Недостаточная правовая культура родителей при защите законных прав и интересов детей-инвалидов.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: определенность фактора включает информацию о ресурсах образования, коммуникациях, педагогическом коллективе учреждения, заболевании ребенка. Минимальная подвижность фактора может составлять недели, максимальная - месяцы и годы.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: В соответствии с законодательством, реализация мероприятий ИПР для инвалида носит рекомендательный характер. Вместе с тем, когда дело касается

детей-инвалидов, рекомендательность должна дополняться обязательными элементами:

1. специальной подготовкой (профессиональным консультированием) родителей (технология раннего вмешательства);

2. специальной поддержкой в виде социальнопедагогических и психологических услуг в ходе реализации ИПР;

3. участием в реабилитации межведомственной команды специалистов с регулярной социальной диагностикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

2.4. процесс формирования рекомендаций ИПР

(С-1);

2.5. нарушение законных прав и интересов детей-инвалидов в выполнении мероприятий ИПР (С-2);

2.6. выполнение комплексных долгосрочных мероприятий ИПР (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

3. Физические барьеры для передвижения и удовлетворения специальных потребностей детей.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Недостаточный уровень информированности граждан, включая специалистов, о нормах и правилах безбарьерной среды. Пассивность родителей в решении правовых вопросов защиты прав детей-инвалидов на безбарьерную среду, в том числе, в судебном порядке. обозначенность проблемы безба-рьерной среды в средствах массовой информации.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: определенность фактора включает информацию о технических средствах реабилитации, современных стандартах безбарьерной среды, нормативно-правовом регулировании данного аспекта жизнедеятельности детей-инвалидов. Минимальная подвижность фактора может исчисляться днями, максимальная - неделями. Сложность содержания фактора связана со специальными потребностями ребенка, условиями его проживания и особенностями местонахождения учреждения образования или социальной защиты.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Данного рода ситуации в целом отличаются завершенностью, поскольку устранение физических барьеров для передвижения и удовлетворения специальных потребностей детей-инвалидов (в т.ч. потребности в образовании), по сути, является мерой единовременного характера.

Необходимость планомерной работы со СМИ и представителями органов власти на уровне региона и муниципалитета для того, чтобы процедуры устранения физических барьеров были осуществлены. Конечная оценка качества социальной адаптации ребенка-инвалида предполагает наличие в ее основе субъективных критериев, прежде всего, оценки его родителями

полезности того или иного приспособления для преодоления физических барьеров.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

3.7. при наличии потенциально значительного количества детей-инвалидов - приспособление физической (архитектурной) среды, установка в учреждениях образования, культуры, здравоохранения специальных устройств и приспособлений (С-1) ;

3.8. ребенок не может получить образовательные, социальные и иные услуги из-за барьеров для передвижения и удовлетворения своих специальных потребностей (С-2);

3.9. бездействие или отказ органов и/или учреждений устранять физические барьеры для передвижения и удовлетворения специальных потребностей детей вопреки законным требованиям родителей детей-инвалидов (С-3).

Проблема в классификаторе: Беспризорность и безнадзорность детей. Оставление детей без попечения родителей. Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

4. Бродяжничество.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Педагогическая запущенность и искажение ценностных ориентаций. общее семейное неблагополучие.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о местах пребывания несовершеннолетних, способах получения средств к существованию, субкультурных особенностях бродяжничества (при их наличии).

Сложность содержания фактора связана с отклонениями в состоянии здоровья ребенка, делинквентностью поведения (криминальным опытом), наркотическими практиками. Подвижность фактора зависит от характера семейного неблагополучия (насилие, алкоголизм, бедность и др.).

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Бродяжничество детей в большинстве случаев выступает следствием безнадзорности и элементом беспризорности, поэтому целесообразно рассматривать сам факт бродяжничества как диагностический критерий. Уличная (аутрич) работа с беспризорниками проводится в соответствии с командными социальными технологиями, опирающимися на установление, в первую очередь, доверительных отношений с детьми.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

4.10. выговоры и предупреждения, а также другие поводы постановки на профилактический учет и/ или исключения из учреждения образования; случаи ухода из дома (С-1);

4.11. выявление ребенка, занимающегося бродяжничеством (С-2);

4.12. нахождение семья ребенка, занимающегося бродяжничеством, в социально опасном положении (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

5. Уход из дома.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Злоупотребление родителей алкоголем, насилие в семье. Общее семейное неблагополучие. Семьи с повторными браками и сводными детьми. Недостаточный уровень социализации в школе.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о мотивах ухода ребенка из дома; условиях жизни в семье; влиянии родителей на развитие детского самоуважения.

Большинство ситуаций носят завершенный характер и, как правило, связаны с игнорированием родителями научных педагогических знаний и ошибочными представлениями о воспитании детей.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Педагогическая подготовка родителей является одной из актуальных проблем современной социальной работы и социальной педагогики. Проведение обучающих тренингов для родителей, опекунов и попечителей, организация семинаров с участием специалистов. Компетентность родителей повышает проведение психолого-педагогических тренингов на темы: «Как хорошо я знаю своего ребенка?», «Как распознать, понять и принять эмоции?», «Ошибки воспитания: как их исправить или избежать?» и т.п.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

5.13. случаи семейных конфликтов с проявлением насилия (С-1);

5.14. уход из дома (С-2);

5.15. повторный уход из дома (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей: 6. Уход из учреждения системы образования, социальной защиты.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Некомпетентность, низкий профессионализм сотрудников учреждений.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Определенность фактора связана с наличием информации о предполагаемом передвижении ребенка, мотивах ухода учреждения, социальных умениях и навыках самостоятельной жизни.

Сложность содержания фактора обусловлена характером межведомственного взаимодействия с органами внутренних дел, другими учреждениями и организациями. Подвижность фактора определяется временем выявления факта ухода ребенка из учреждения системы образования или социальной защиты.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие движущих сил, побуждающих ребенка оставлять учреждения. Разнообразие причин ухода ребенка из учреждения (от баловства до угрозы насилия). Обычно ситуации подобного рода носят завершенный характер и успешно превенцируются.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

6.16. выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/ или исключения из учреждения системы образования (С-1);

6.17. уход из учреждения системы образования, социальной защиты (С-2);

6.18. повторный уход из учреждения системы образования, социальной защиты (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

7. Попрошайничество.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Недостаточный уровень социализации в школе. Общее семейное неблагополучие.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о стаже и способах попрошайничества; участии в попрошайничестве взрослых; причинах безнадзорности или беспризорности.

Сложность содержания фактора обусловлена возможными осознанными установками ребенка на попрошайничество, поддержкой их в этом занятии со стороны родителей. Подвижность фактора определяется изменениями в содержании проблем, сопутствующих попрошайничеству: заболевания детей, уличное и семейное насилие и др.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Попрошайничеством занимаются в основном дети, которые не посещают учреждения образования. Социализация ребенка в школе, нахождение ребенка в учебном классе должны сочетаться с индивидуальной социальной работой с малоимущими родителями или родителями, уклоняющимися от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

7.19. ребенок воспитывается в малоимущей семье, находящейся в социально опасном положении (С-1);

7.20. выявление ребенка-попрошайки (С-2);

7.21. рецидивы попрошайничества у ребенка

(С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

8. Безнадзорность.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Неисполнение родителями (опекунами, попечителями) своих обязанностей по содержанию ребенка и его воспитанию. Общее семейное неблагополучие.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о типе и объеме обязанностей, которые не исполняют родители по отношению к детям; о других родственниках ребенка как ресурсе помощи; о состоянии успеваемости ребенка в школе.

Сложность содержания фактора обусловлена необходимостью диагностического обследования жизни ребенка в семье при законном праве родителей на отказ от любых социальных услуг.

Подвижность фактора определяется быстротой, с которой родители, ненадлежащим образом исполняющие свои родительские обязанности, устраняют пробелы в обеспечении, воспитании и обучении своих детей. Практика показывает, что в большинстве случаев подвижность данных процессов крайне регидна.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Большинство ситуаций данного рода носят незавершенный характер, требуют социального патронажа семьи и социального сопровождения ребенка в учреждениях систем образования и здравоохранения. Поскольку именно безнадзорность является источником многих трудных жизненных ситуаций ребенка, то базовой технологией социальной адаптации должна выступать социальная профилактика.

Одно из возможных решений в случаях, когда профилактический момент упущен, связано с переходом на «патронажные социальные контракты», то есть с заключением долгосрочных договоров на осуществление социального патронажа над ребенком (семьей) в течение продолжительного времени (измеряемого годами). Такая система позволяет повысить персональную ответственность специалистов социальных служб за своих клиентов, углубить индивидуальный подход к удовлетворению потребностей и нужд детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

8.22. выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/или исключения из учреждения образования (С-1);

8.23. безнадзорность как состояние, угрожающее жизни, здоровью и нормальному развитию ребенка (С-2);

8.24. безнадзорность как следствие систематического неисполнения родителями своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка;

изъятие ребенка из семьи и лишение (ограничение) родительских прав (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

9. Беспризорность.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Неисполнение родителями (опекунами, попечителями) своих обязанностей по содержанию ребенка, его обучению и воспитанию. Общее семейное неблагополучие.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о типе и объеме обязанностей, которые не исполняют родители по отношению к детям, о других родственниках ребенка как ресурсе помощи, о состоянии здоровья ребенка, стаже беспризорности и уличной референтной группе.

Сложность содержания фактора обусловлена необходимостью прекращения его бездомности, жизнеустройства ребенка в семью или специализированное учреждение при условии, что в конкретной ситуации ребенка может устраивать уличная жизнь.

Подвижность фактора сводится ко времени, в течение которого дети отказываются от уличной жизни, а родители, ненадлежащим образом исполняющие свои родительские обязанности, устраняют пробелы в содержании, воспитании и обучении своих детей.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Беспризорность, являясь зачастую следствием безнадзорности, требует комплексного подхода в социальной диагностике и профилактике. Общее семейное неблагополучие как социокультурный фактор включает различные критерии объективного и субъективного, экономического и социального характера.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

9.25. выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/или исключения из учреждения образования; сиротство; безнадзорность ребенка (С-1);

9.26. бездомность ребенка, контроль за поведением и воспитанием которого со стороны родителей отсутствует (С-2);

9.27. беспризорность как следствие систематического неисполнения родителями своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка;

9.28. изъятие ребенка из семьи и лишение (ограничение) родительских прав (С-3).

Проблема в классификаторе: Алкоголизм, наркомания, токсикомания среди детей.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

10. Алкогольное (наркотическое) пристрастие ребенка.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Низкий культурный уровень родителей, общее семейное неблагополучие. Местные традиции употребления алкоголя. Непонимание опасности употребления наркотических веществ.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о степени выраженности пристрастия, частоте употребления, источниках средств на покупку, субкультурных особенностях употребления алкоголя (наркотика).

Сложность содержания фактора обусловлена включенностью в неформальную группу несовершеннолетних лиц с явно выраженным отклоняющимся поведением, открыто занятых поиском «нетрадиционных развлечений». Подвижность фактора определяется доступностью детям готового наркотика или наркотического сырья; знакомствами детей с лицами, употребляющими алкоголь (наркотики), знающими способы их изготовления и приёма.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации

детей: Отсутствие контроля со стороны родителей на фоне ограниченных возможностей для детей интересно и полезно проводить свободное время. Как следствие, достаточное количество свободного времени и однообразное его провождение. Формирование у детей соответствующих представлений о наркотиках как необходимый, но не ключевой элемент социальной профилактики.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

10.28. выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/или исключения из учреждения образования; поступление ребенка в образовательное учреждение (школу); воспитание ребенка в семье, где родители злоупотребляют алкоголем (наркотиками) (С-1);

10.29. выявленный факт употребления ребенком алкоголя (наркотиков) (С-2);

10.30. алкогольное (наркотическое) пристрастие ребенка (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

11. Алкогольное (наркотическое) пристрастие родителей (опекунов, попечителей).

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Низкий культурный уровень родителей; общее семейное неблагополучие; субкультурные особенности употребления алкоголя.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о степени алкогольной (наркотической) зависимости взрослых, материальном положении семьи, состоянии здоровья членов семьи, фактах агрессивного поведения и насилия.

Сложность содержания фактора обусловлена, как правило, низким культурным и педагогическим уровнем родителей, которые могут относиться индифферентно к усилиям специалистов по социальной адаптации ребенка или, в целом, препятствовать ей. Подвижность фактора определяется временем, которое необходимо взрослым для осознанного преодоления пристрастия к алкоголю, наркотикам (и / или излечения от наркомании, алкоголизма).

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Ситуации данного рода на каждой из стадий развития требуют регулярного социального патронажа. Социальное сопровождение и патронаж являются основными технологиями оказания помощи ребенку.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.31. ребенок воспитывается в семье, где родители употребляют алкоголь (наркотики) (С-1);

11.32. ребенок воспитывается в семье, где родители употребляют алкоголь (наркотики); ребенок подвергается насилию (жестокому обращению) со стороны родителей (близких родственников, опекунов, попечителей), употребляющих алкоголь (наркотики) (С-2);

11.33. ребенок воспитывается в семье, где родители злоупотребляют алкоголем (наркотиками) и постоянно подвергают его насилию (жестокому обращению) (С-3).

Проблема в классификаторе: бедность, другие экономические проблемы детей.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

12. Доход семьи ниже прожиточного минимума, что негативно детерминирует социализацию и продуктивную социальную адаптацию.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Безработица; незнание способов реализации трудового потенциала семьи; региональные, национальные традиции; общее семейное неблагополучие.

Конкретно-определенные характеристики соци -окультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации об уровне и источниках доходов членов семьи, общем бюджете затрат, бюджетной доле затрат на ребенка; мотивации членов семьи на решение проблемы бедности.

Сложность содержания фактора обусловлена полной зависимостью ситуации ребенка от экономической активности взрослых и объективных обстоятельств рынка труда (безработица). Подвижность фактора определяется экономической активностью родителей, которая измеряется динамически в течение определенного периода времени.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Ситуации данного рода носят в принципе завершенный характер, поскольку само по себе трудоустройство родителей, получение ими новой специальности, повышение уровня дохода полностью устраняет ситуацию. Однако практика показывает, что именно эти ситуации остаются незавершенными на протяжении достаточно длительного периода времени. В результате, специалистам приходится патронировать данные семьи на регулярной основе.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

12.34. доход семьи ниже или около прожиточного минимума, но это не оказывает решающего негативного влияния на нормальное течение социализации в целом и продуктивной социальной адаптации ребенка (С-1);

12.35. доход семьи в данный момент ниже или около прожиточного минимума, что оказывает решающее негативное влияние на нормальное течение социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (С-2);

12.36. в течение длительного периода времени доход семьи ниже или около прожиточного минимума, что оказывает решающее негативное влияние на нормальное течение социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (С-3).

Проблема в классификаторе: ранние половые связи, вовлечение детей в проституцию.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

13. ВИЧ-инфекция, гепатит, туберкулез и другие социально значимые заболевания, требующие длительного комплексного лечения.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Общее семейное неблагополучие; низкая культура здорового образа жизни родителей; вредные привычки, пренебрежение опасностью заражения инфекционными заболеваниями; гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни; этно-региональные особенности семейного воспитания.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о состоянии здоровья, участии родных и близких в лечении и социальной поддержке; о фактах социальной дискриминации ребенка и иных формах социальной дезадаптации.

Сложность содержания фактора обусловлена объективным течением заболевания и социокультурными нормами отношения к здоровью, разделяемыми родителями, и сформированными у ребенка в семье. Подвижность фактора определяется продолжительностью болезни и ходом выздоровления.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Дискриминация ребенка по поводу заболевания. Социальные службы не предоставляют детям никаких услуг.

Общественные некоммерческие организации проявляют активность, продвигая технологии социальной адвокатуры и ранней интервенции.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

13.37. поступление ребенка в образовательное учреждение (школу);

воспитание ребенка в семье, где родители злоупотребляют алкоголем (наркотиками) (С-1);

13.38. социально значимое заболевание, требующее длительного комплексного лечения, оказывает решающее негативное влияние на нормальное течение социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (С-2);

13.39. хроническая форма социально значимого заболевания;

психосоциальное исключение ребенка из образовательной среды (дискриминация) из-за социально значимого заболевания (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

14. Проституция.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Отсутствие ценностных ориентаций; искажение норм морали и нравственности, принятых в обществе; социокультурная и поведенческая установка на зарабатывание денег проституцией.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о семье несовершенно-

летней (го), стаже проституирования, форме добровольности / недобровольности занятия проституцией.

Сложность содержания фактора обусловлена различными барьерами проведения социальной диагностики, возможным дополнением проституции криминальной составляющей и проблемами здоровья. Подвижность фактора определяется быстротой, с которой несовершеннолетний меняет свое отношение к проституции, выражая намерение отказаться от этого занятия.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Необходим переход от "стратегии борьбы" к "стратегии предупреждения", от социальной работы на стадии решения острой социальной проблемы несовершеннолетнего к социальной работе с социальными рисками, от социальной работы «по выявленному факту» к социальной работе «на опережение факта».

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

14.40. ребенок воспитывается в малоимущей семье, находящейся в социально опасном положении; выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/или исключения из учреждения образования (С-1);

14.41. выявленный факт занятия проституцией

(С-2);

14.42. неоднократно выявленные факты занятия проституцией (С-3).

Проблема в классификаторе: Неблагоприятные отношения в семье.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

15. Насилие (жестокое обращение) со стороны родителей (близких родственников, опекунов, попечителей).

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Общее семейное неблагополучие. деструктивные и эмоционально-конфликтные отношения супругов, родителей и детей

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации об обстоятельствах насилия (жестокого обращения), мотивах совершения данных действий, психологическом и физическом ущербе, понесенном ребенком.

Сложность содержания фактора обусловлена задачей определения границ между воспитательными полномочиями родителей (наказанием как средством воспитания) и насильственными действиями, приносящими ребенку психологический и физический вред (наказанием как насилием в отрицательном смысле слова).

Подвижность фактора включает быстроту восстановления ребенка в зависимости от формы жестокого обращения, с которой он столкнулся: пренебрежение потребностями, сексуальное насилие, физическое насилие, эмоциональное насилие.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации

детей: знание родителями, специалистами учреждений образования и социальной защиты вреда, приносимому насилием физическому и психическому здоровью ребенка. Правильное распознавание изменений в поведении ребенка, указывающих на то, что ребенок попал в сложную ситуацию; наличие представления о том, куда и к каким специалистам обратиться в такой ситуации.

Активная позиция органов опеки и попечительства в межведомственном взаимодействии с учреждениями социального обслуживания, поскольку последние непосредственно аккумулируют социально-диагностическую информацию и работают с семьями.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

15.43. ребенок воспитывается в семье, где родители употребляют алкоголь (наркотики) (С-1);

15.44. ребенок подвергается насилию (жестокому обращению) со стороны родителей (близких родственников, опекунов, попечителей) (С-2);

15.45. ребенок подвергается насилию (жестокому обращению) со стороны родителей (близких родственников, опекунов, попечителей); изъятие ребенка из семьи и лишение (ограничение) родительских прав (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

16. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Общее семейное неблагополучие. Народные традиции, сохранившиеся в конкретном регионе.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о типе жилья, его площади, оснащенности канализацией, водой, газом, санитарном состоянии комнат; о наличии и состоянии посуды, гигиенических принадлежностей, состоянии спального места, соблюдении режима освещения и др.

Сложность содержания фактора обусловлена возможными трудностями при обследовании условий, связанных с прямым или косвенным отказом родителей от сотрудничества со специалистами социальных служб. Подвижность фактора определяется быстротой протекания процессов улучшения жилищно-бытовых условий после предписания (рекомендаций) специалистов на их улучшение.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: данный тип ситуаций обычно не предполагает отделения патронажных действий от действий, требующих социальной профилактики. Жилищнобытовые условия являются социокультурными факторами постольку, поскольку воспитательная среда ребенка всегда имеет физическое измерение, предполагающее активную деятельность ребенка по ее благоустройству.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

16.46. доход семьи ниже прожиточного минимума, что оказывает решающее негативное влияние на нормальное течение социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (С-1);

16.47. неудовлетворительные жилищнобытовые условия (С-2);

16.48. доход семьи ниже прожиточного минимума, оказывающий решающее негативное влияние на нормальное течение социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

17. Семейное неблагополучие, связанное с конфликтными отношениями между родителями (включая развод).

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Аморальный и социально паразитический образ жизни родителей. Низкий культурный и общеобразовательный уровень родителей.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о причинах семейного конфликта, отношении каждого из супругов к ребенку в рамках сложившейся ситуации, влиянии родительских отношений на социальную адаптацию ребенка.

Сложность содержания фактора обусловлена закрытостью от специалистов проблем взаимоотношений между родителями. Подвижность фактора определяется степенью открытости родителей для сотрудничества со специалистами учреждений социальной защиты и образования.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Неблагоприятные отношения в семье становятся тревожным симптомом тогда, когда это начинает отражаться на ребенке, что в первую очередь должно диагностироваться специалистами (психологом, социальным педагогом, классным руководителем). Будучи выявленным, данный симптом требует корректной интервенции в пространство частной жизни семьи. Критерии целесообразности вмешательства должны вырабатываться командой специалистов.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

17.49. семейное неблагополучие, связанное с конфликтными отношениями между родителями (включая развод), которое может привести к выраженной социальной дезадаптации ребенка; предразводное состояние семьи (С-1);

17.50. семейное неблагополучие, связанное с конфликтными отношениями между родителями (включая развод), приводящее к выраженной социальной дезадаптации ребенка (С-2);

17.51. состояние семьи после развода (С-3).

Проблема в классификаторе: Неблагоприятные

отношения детей с окружающими.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

18. Конфликт с несовершеннолетними (одноклассниками, соседями), препятствующий нормальному течению социализации и продуктивной социальной адаптации (в том числе, насилие со стороны других детей).

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Педагогическая запущенность; искажение у детей дихотомии моральных ценностей «эгоизм-альтруизм».

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о возникновении, развитии и кульминации конфликтных отношений, позиции родителей, мотивациях сторон конфликта.

Сложность содержания фактора связана с установлением причин, форм и степени развития конфликта в условиях, когда источник проблемы лежит в детских представлениях, подростковых нормах морали, межличностных отношениях. Подвижность фактора зависит от быстроты действий специалистов, принимающих меры по отношению к конфликтующим воспитанникам.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Социокультурные факторы межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются доминирующими. Проявление в юношеском возрасте эгоистичности, агрессии и нетерпимости, сформированных в детстве, в действиях, связанных, в первую очередь, с субъективной оценкой сверстников как значимых или не значимых: «друзей, пацанов, авторитетов» или «жертв, лохов, ботанов».

Многообразие форм конфликтов между несовершеннолетними измеряется главным критерием: насколько данное, неразрешимое силами ребенка противоречие в отношениях со сверстниками полезно или вредно для развития его личности.

Развитие института посредничества в урегулировании конфликтов, в том числе с помощью специальных социальных технологий (например, школьная служба примирения); необходимость внедрения в юридическую и социальную практику технологий примирения, осуществляемых профессиональными и добровольными (или традиционными для данной культуры) посредниками (медиаторами).

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

18.52. выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/или исключения из учреждения образования (С-1);

18.53. конфликт с несовершеннолетними (одноклассниками, соседями), препятствующий нормальному течению социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (в т.ч. насилие со стороны других детей) (С-2);

18.54. хронический (затяжной) конфликт с несовершеннолетними (одноклассниками, соседями), препятствующий нормальному течению социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (в том числе, насилие со стороны других детей) (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

19. Конфликт с учителем, воспитателем, другими должностными лицами, препятствующий нормальному течению социализации и продуктивной социальной адаптации (в том числе, насилие со стороны взрослых, кроме родителей, опекунов, попечителей).

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Отсутствие достаточного педагогического опыта или недостаточное педагогическое мастерство учителей, воспитателей, других ответственных за воспитание детей лиц. Педагогическая запущенность ребенка, искажение морально-нравственных норм. Отсутствие у ребенка навыков правильного общения.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о развитии и кульминации конфликтных отношений, позиции родителей, мотивациях сторон конфликта.

Сложность содержания фактора связана с определением критериев оценки легитимности и этичности поступков должностных лиц, работающих в учреждениях образования, и их воспитанников. Подвижность фактора зависит от быстроты и оперативности действий руководителей, принимающих меры по отношению к сотруднику учреждения образования и воспитаннику.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Трудные жизненные ситуации, возникшие из-за педагогически неправильного или противоправного поведения взрослых. В случаях, когда администрация учреждения образования необоснованно защищает своего коллегу, специалист социальной службы выступает защитником интересов ребенка.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

19.55. выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/или исключения из учреждения образования (С-1);

19.56. конфликт с учителем, воспитателем, другими должностными лицами, препятствующий нормальному течению социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (в том числе, насилие со стороны взрослых, кроме родителей, опекунов, попечителей) (С-2);

19.57. хронический (затяжной) конфликт с учителем, воспитателем, другими должностными лицами, препятствующий нормальному течению социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (в том числе, насилие со стороны взрослых, кроме родителей, опекунов, попечителей) (С-3).

Проблема в классификаторе: делинквентное поведение детей.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Уголовно наказуемые преступления детей (воровство, мошенничество, грабеж, изнасилование и др.).

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Ценности и стереотипы криминаль-

ной субкультуры. Популяризация через масс-медиа проявлений криминального образа жизни и деструктивных мотивов поведения. Недостаточное проявление в практике социальной работы с детьми созидательной культуры и семейных ценностей. Криминальная активность несовершеннолетних как результат бесцельного времяпрепровождение детей вне дома. Присутствие членов семьи, имеющих судимости и приверженных криминальной субкультуре.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации об отношениях совершившего преступное деяние подростка с родителями; его референтной группе; разделяемых подростком нормах и жизненных ценностях. Достоверность данной информации нуждается в проверках через глубинное интервью и иные методы качественного исследования.

У подростков, совершающих уголовные преступления, обычно ограничен кругозор, представления о мире содержат существенные пробелы. Несформи-рованные в семье положительные интеллектуальные интересы вызывают социальную дезадаптацию, одной из форм которой является противоправное поведение детей.

Сложность содержания фактора связана с ресурсами, которые необходимы для коррекционновоспитательных мер, предпринимаемых взрослыми. Подвижность фактора соизмерима со временем, оставшимся у ребенка до совершеннолетия, зависит от характера совершенного преступления и уровня осознаваемой ребенком криминальной активности.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Полное отсутствие или недостаточное внимание и контроль за детьми со стороны родителей. Низкий уровень информированности подростков об ответственности за совершенные противоправные деяния. Измеряемая количественно и качественно социальная активность подростков. Постепенный переход к ювенальной юстиции как тенденции социальной политики, учитывающей технологии социальной коррекции детей, основанные на педагогической теории и принципах бихевиоризма.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

20.58. ребенок воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении; выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/или исключения из учреждения образования; случаи ухода из дома (С-1);

20.59. ведение в отношении несовершеннолетнего следственных действий в связи с совершенным преступлением (ситуация совершения преступления) (С-2);

20.60. осуждение несовершеннолетнего за совершенное преступление;

освобождение несовершеннолетних из мест лишения свободы (С-3).

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

21. Преступления детей по мотивам и соображениям, связанным с контркультурными движениями.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Националистические, экстремистские, лево- и право-радикальные, деструктивные, террористические группировки или организации, вовлекающие в свою деятельность несовершеннолетних. Пропаганда через масс-медиа антисоциальных идей и действий. Контркультура насилия и псевдо-героизма.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации об идейном содержании субкультурного молодежного движения, его кумирах, стилистике и атрибутах; знание прецедентов антиобщественных действий, продиктованных мотивами конкретного суб-/контр-культурного течения.

Сложность содержания фактора связана с необходимостью профилактики терроризма и экстремизма в подростковой среде, учитывающей то обстоятельство, что контркультуры (так называемый «андер-граунд») изначально зарождаются и развиваются как противопоставление официальной молодежной политике. Подвижность фактора исчисляется несколькими годами, пик активности приходится на подростковый и ранний юношеский возраст.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Включенность специалиста в суб-/контр культуру на правах участника движения (или сочувствующего) с целью качественного исследования позволяет выявить ряд скрытых элементов в характеристике делинквентности конкретного движения. С помощью интернета большинство суб/контр-культур доступны для изучения качественными методами. Включенное наблюдение позволяет найти социально и психологически уязвимые места в подростковых группировках, объединенных данной контркультурой.

Важнейшей практической задачей является содействие в приобретении подростками навыков определения социальнозначимых жизненных целей.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

21.61. выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/или исключения из учреждения образования (С-1);

21.62. постановка на учет в связи с радикальноэкстремистской деятельностью, разжигающей национальную, расовую, религиозную и иную рознь (С-2);

21.63. рецидивные проявления негативных социальных действий подростка, обусловленных суб-/ контр-культурными движениями (С-3).

Проблема в классификаторе: Несовершеннолетнее материнство.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

22. Несовершеннолетнее материнство.

Социокультурный фактор трудной жизненной

ситуации детей: Социокультурные стереотипы сексу-

ального поведения. Недостаток образования в области планирования семьи в целом и половых отношений в частности.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о состоянии здоровья матери и ребенка, отношениях матери с отцом ребенка и его родителями, материально-бытовых условиях проживания, отклонениях от социальной нормы в поведении матери.

Сложность содержания фактора связана с тесным переплетением объективных и субъективных моментов: условий семейного воспитания, характера неформального дружеского общения подростков, взглядов на сексуальные отношения, сексуальных отклонений, стечений жизненных обстоятельств и уровня полового воспитания детей.

Подвижность фактора связана с отношением родителей к беременности: чем более родители склонны осуждать несовершеннолетнюю за наступление беременности и раннее материнство, тем медленнее происходит социальная адаптация.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Недостаток образования в области планирования семьи в целом, и половых отношений в частности, устраняется системными мерами образовательного характера: специальные учебные дисциплины, тренинги материнства и отцовства, экскурсии и т.п.

Социокультурные стереотипы сексуального поведения и безответственное отношение к половым связям труднопреодолимы, они продолжают формироваться в массовом сознании, несмотря на применяемые меры психолого-педагогического воздействия. Беспорядочные половые связи и отсутствие знаний о контрацепции у молодого поколения преодолеваются адаптацией подростков к современным условиям до наступления материнства и отцовства.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

22.64. ребенок воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении (С-1);

22.65. выявление беременности несовершеннолетней (особенно при последующем уходе из семьи, конфликте беременной с родителями, попытках самоубийства и т.п.) (С-2);

22.66. разнообразные трудности, наступающие после рождения ребенка (С-3).

Проблема в классификаторе: сиротство.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей:

23. сиротство.

Социокультурный фактор трудной жизненной ситуации детей: Отсутствие у ребенка семейной социализации, затрудненное освоение детьми семейных ролей и норм поведения.

Конкретно-определенные характеристики социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Наличие информации о близких и родных ребенка-сироты, его имущественных правах, уровне

социальной и психологической дезадаптации. Сложность содержания фактора связана с полной ответственностью государственной системы социальной защиты за социальную адаптацию детей-сирот в условиях явно выраженного правового нигилизма и при наличии малофункциональных механизмов межведомственного взаимодействия. Подвижность фактора определяется педагогическими условиями, в которых ребенок пребывал и пребывает, а также продолжительностью такого пребывания.

Абстрактно-условная характеристика социокультурного фактора трудной жизненной ситуации детей: Освоение навыков общения, интериоризация норм поведения достигается использованием ряда социально-педагогических технологий (социальнобытовая адаптация, ситуационные тренинги и др.) Проблема заключена в понимании необходимости стандартизации таких технологий и определении обязательности их использования во всех учреждениях образования.

Возникшие устойчивые ситуации, требующие социальной интервенции:

23.67. выговоры и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учет и/или исключения из учреждения образования; социальноадаптационная подготовка сирот к самостоятельной взрослой жизни (С-1);

23.68. попадание сироты в любую из вышеперечисленных ситуаций (С-2);

23.69. жизнеустройство ребенка-сироты в определенной законодательством форме; жизнеустройство сироты-выпускника детского дома (С-3).

ВЫВОДЫ

Составляя классификатор трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи, формируя методологию и методику классифицирования таких ситуаций, мы учитывали то обстоятельство, что полем применения классификационных процедур являются объекты практически всех научных дисциплин.

Предложенная классификация может быть использована для решения широкого круга познавательных задач в теории социальной работы. Связано это с тем, что в социально-гуманитарных науках происходит обмен классификационными приемами между разными областями знаний, все более широко внедряются в практику классификации различные методы логики и математики.

Решая конкретную классификационную задачу, мы, прежде всего, исходили из того, существующие классификации трудных жизненных ситуаций детей нас в полной мере не устраивали. Другими словами, составляя данную классификацию, мы не столкнулись с предметной областью совершенно неисследованной, не затронутой хотя бы какой-то классификацией.

Составленная классификация стала на данном этапе завершающим и наиболее оформленным результатом эмпирического исследования вопросов социокультурной детерминации процесса адаптации детей

в трудной жизненной ситуации, проводимого группой ученых факультета социологии и социальной работы ПГПУ им. В.Г. Белинского.

Совершая классификационные процедуры, нам не приходилось иметь дело с объектами, о которых мы ничего не знали и не имели о них соответствующей информации. Таким образом, в случае с классификацией трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи, нашло подтверждение правило о том, что практика классификации имеет дело с наличными или хотя бы мыслимыми объектами.

Составляя частную классификацию определенного круга объектов, знание о которых относится к специализированной области социально-гуманитарных наук, мы не оставляли без внимания ту идеальную цель, к которой стремится исследователь, формируя научный классификатор объектов. Идеальная цель, по нашему мнению, заключена в стремлении создать максимально возможную естественную классификацию.

Мы исходили из того, что чем больше общих утверждений об объектах дает возможность сделать классификация, тем она естественнее. Иными словами, мы стремились отразить наиболее существенные связи социокультурной детерминации процесса адаптации детей в трудной жизненной ситуации и тем самым сделать классификацию трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи, более естественной.

Мы надеемся, что предложенные методология и методика классификации трудных жизненных ситуа-

ций детей могут при их использовании способствовать развитию теоретических и эмпирических исследований вопросов практической социальной работы в конкретном регионе.

Благодарности: работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г.г. ( ГК № П 436 от 12 мая 2010г.).

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. М., 2009; Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. Ребера А. / Пер. с англ. М., 2002.

2. Кондаков Н. И. Логический словарь. М.,1971; Формальная логика. / Отв. ред. Чупахин И.Я., Бродский И.Н. Л., 1977, гл.5, п.35.

3. Радлов Э. Классификация // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890-1907.

4. Мейен С. В., Шрейдер Ю. А. Методологические аспекты теории классификации // Вопросы философии. 1976. № 12. С. 67-79.

5. Карнап Р. Значение и необходимость: Исследование по семантике и модальной логике. М., 2007.

6. Richmond M. Е. Friendly Visiting among the Poor. A Handbook for Charity Workers. N.Y., 1903. P. 6-8; Richmond M. Е. What is social casework? N.Y., 1922. P. 26-27; Devine Е. T. Social Work. N.Y., 1922. P. 91-92.

7. Егорова М. Социальный педагог в дошкольном учреждении // Дошкольное образование. 2009. № 16. С. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.