Научная статья на тему 'Методология формирования творческих способностей личности в отечественной педагогике'

Методология формирования творческих способностей личности в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
970
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / CREATIVE ABILITIES / DEVELOPMENT OF THE PERSON / METHODOLOGY OF STUDYING OF SPECIAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брякова И. Е.

В статье рассмотрены основные направления изучения творческих способностей личности в отечественной методике на современном этапе её развития, обозначены актуальные проблемы методики средней и высшей школы, связанные с развитием креативности личности, даны определения специальных литературно-творческих способностей. В качестве перспективной проблемы методики рассматривается соотношение уровня проявления креативности с уровнем развития литературно-творческих способностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брякова И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF FORMING CREATIVE ACTIVITIES OF A PERSONALITY IN DOMESTIC PEDAGOGICS

In this article the author speaks about the main trends of studying personal creative abilities in the domestic technique of teaching science at the modern stage of its development; current scientific problems of the secondary and higher schools, connected with the development of personal creativity; definitions of special literature-creative abilities. The correlation between the level of creativity and the level of literature-creative abilities of the personality are considered as the perspective problem of the science.

Текст научной работы на тему «Методология формирования творческих способностей личности в отечественной педагогике»

УДК 378

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

© 2009 И.Е.Брякова

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 08.09.2008

В статье рассмотрены основные направления изучения творческих способностей личности в отечественной методике на современном этапе её развития, обозначены актуальные проблемы методики средней и высшей школы, связанные с развитием креативности личности, даны определения специальных литературно-творческих способностей. В качестве перспективной проблемы методики рассматривается соотношение уровня проявления креативности с уровнем развития литературно-творческих способностей личности.

Ключевые слова: творческие способности, развитие личности, методология изучения специальных способностей.

Проблема развития творческих способностей личности интересовала учёных всегда, о чём свидетельствуют научные изыскания психологов, педагогов, методистов XIX - XX столетия. Во второй половине XX века изучение проблемы формирования творческих способностей личности обретает ещё большую значимость и актуальность в связи с требованием времени, поэтому обращение методистов к этому вопросу носит системный, многоаспектный характер и ведётся в нескольких направлениях.

Во-первых, обращение к творческим способностям связывается с педагогическим творчеством. В последние десятилетия активно обсуждаются многоаспектные проблемы педагогического творчества: соотношение практической и научной деятельности учителя (В.И.Загвязинский, М.М.Поташник, В.П.Ушачёв и др.), педагогическое творчество и педагогическое мастерство (Т.Г.Браже, В.И.Загвязинский, М.М.Поташник, В.А.Сла-стёнин и др.), творческая индивидуальность педагога (В.И.Андреев, Т.Г.Браже, Т.К.Гра-дусова, В.А.Кан-Калик, М.Е.Кудрявцева, Л.М.Лузина, Н.Д.Никандров, В.Г.Рындак, и др.), типология творческой личности (С.А.Гильманов, В.А.Кан-Калик, В.Г.Максимов, В.А.Сластёнин), различные аспекты проблемы развития творческого потенциала педагога (В.И.Андреев, Т.Г.Браже, В.И.За-гвязинский, М.М.Поташник, В.Г.Рындак и др.), развитие специальных литературно-

° Брякова Ирина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской классической литературы и методики преподавания. E-mail: ibryakova@yandex.ru

творческих способностей (В.Г.Маранцман, Н.М.Свирина, Е.Р.Ядровская и др.). Учёными намечается постановка таких вопросов, как созидательность творческого самовыражения педагога, «жизнетворчество его личности».

Большое внимание проблеме педагогического творчества уже состоявшегося учителя уделяют учёные: Т.Г.Браже, Ю.А.Лобейко, Н.Д.Никандров, М.М.Поташник, В.Г.Рын-дак, В.А.Сластёнин и др. Так, с точки зрения Т.Г.Браже, целесообразно формировать у учителей опыт решения творческих профессиональных задач, поскольку это более всего соответствует характеру их профессиональной деятельности. Важным является вывод учёного о том, что постановка творческих задач будет способствовать развитию творческих способностей учителя так же, как и вариативность их решений. Т.Г.Браже предлагает конкретные методические рекомендации для использования таких задач в работе с учителями-сло-весниками.

Актуальным в педагогике и методике остаётся вопрос о соотнесении понятий «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество». Иногда между понятиями «педагогическое творчество» и «педагогическое мастерство» ставят знак равенства. Этой позиции противостоит точка зрения Т.Г.Браже, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова, М.М.По-ташника, В.А.Сластёнина и др., которой придерживаемся и мы: педагогическое творчество не тождественно педагогическому мастерству. Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и реко-

мендациях. В отличие от мастерства, педагогическое творчество, как отмечают Т.Г.Браже, А.К.Маркова, - это всегда поиск и нахождение нового либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

«Педагогическое творчество» не зависит напрямую от возраста и стажа работы специалиста, а «педагогическое мастерство» может совершенствоваться с опытом работы (Т.Г.Браже, В.А.Сластёнин, И.Ф.Харламов, И.А.Зязюн; это же подтверждает и наше исследование, проведённое в 1990 - 1997годах). Т.Г.Браже в ряде работ, в частности «Развитие творческого потенциала и изучение

профессионального мастерства учителя ли-1

тературы» , доказывает, что творчество нередко возникает в условиях дефицита у учителя известных уже другим решений, при недостаточном мастерстве.

Во-вторых, обращение к творческим способностям связано с проблемами общих и специальных (литературно-творческих) способностей, с руководством развития этих способностей у учащихся. Исследования психологов С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева доказывают, что специальные способности обретают созидательные свойства лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. В.Л.Дранков в работе «Психология художественного творчества» отмечает, что «интенсивное одновременное развитие и взаимопроникновение общих и специальных способностей человека предопределяет его творческий потенциал»2. Таким образом, способности, развитые в процессе литературного творчества, будут перенесены на любой вид творчества и дадут толчок к развитию общего творческого потенциала личности.

В методике и психологии активно обсуждался вопрос о компонентах специальных литературных способностей. Так, В.П.Ягун-

3

кова относит к главным компонентам литературных способностей поэтическое видение мира (восприятие его), наблюдательность, эмоциональную впечатлительность, образ-

1 Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы: Метод. рекоменд. - Л.: 1986.

2 Дранков ВЛ. Психология художественного творчества. - Л.: ЛГИК, 1991. - С.38.

3 Ягункова В.П. В мире прекрасного //Способности

ваших детей. - М.: 1969. - С.54 - 61.

ную память, образное мышление, творческое воображение, точность и выразительность языка.

В.И.Лейбсон принятию и созданию

4

нового , не разделяя эту точку зрения, считает, что в данном определении специфика литературных способностей недостаточно проявляется, так как перечисленные выше свойства необходимы и писателю, и художнику, и композитору. Специфическое качество литературно-творческих способностей, отмечает он, - это умение перерабатывать впечатления от реальной действительности в литературные образы. В.И.Лейбсон определяет два обязательных компонента структуры специальных способностей: 1) чувство материала, которым оперирует данное искусство; 2) умение воплощать жизненный опыт в специфические для данного искусства образы. Применительно к литературе - это чувство слова и литературное воображение. Данное определение видится более точным, привязанным к определённому виду искусства.

В.Г.Маранцман5 к собственно литературным способностям относит четыре показателя: 1) Потребность выразить в слове чувство, мысль и добиться адекватного их соотношения. 2) Потребность в образной конкретизации слова. 3) Эмоциональная чуткость к слову, интонациям и стилям речи. 4) Целостное отношение к литературному произведению: улавливание связи между частями текста, концептуальное восприятие композиции.

Принимая во внимание все точки зрения на проблему, определим литературно-творческие способности как «умение воплощать в слове впечатления от окружающей действительности» при развитом творческом воображении и фантазии.

Формированию литературно-творческих способностей через сотворчество с писателем посвящают свои работы Л.С.Айзерман, И.И.Аркин В.Я.Коровина, Е.А.Корсунский, В.Г.Маранцман, Г.С.Меркин, Г.В.Пранцова, Е.Р.Ядровская, и др.; развитию читательских способностей -Т.Г.Браже, Р.Ф.Брандесов, С.А.Гуревич, Е.В.Карсалова, Г.Н.Кудина, Н.Д.Молдавская, Д.Н.Мурин, Т.Д.Полозова и др.

В-третьих, развитие литературно-творческих способностей учащихся рассматрива-

4 Лейбсон В.И. Руководство литературно-творческим развитием школьников на уроках // Изучение творчества писателей в старших классах. - М.: НИИ АПН, 1981. - С.109 - 141.

5 Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 1994.

ется через их собственное литературное творчество. Этому вопросу уделяют внимание в своих исследованиях Н.Р.Бершадская, В.Я.Коровина, М.Г.Качурин, Е.В.Карсалова, Н.В.Колокольцев Е.А.Корсунский, В.И.Ка-пинос, Н.Л.Карнаух, А.М.Левидов, В.И.Лей-бсон, В.Г.Маранцман, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Т.Д.Полозова, Л.Н.Рон-жина, В.З.Халимова.

В-четвёртых, развитие литературно-творческих способностей личности соотносится с проблемой взаимосвязи восприятия и анализа художественного текста. (О.Ю.Богданова, Н.А.Бодрова, Н.В.Беляева, О.М.Бу-ранок, С.А.Зинин, Н.И.Кудряшёв, М.Г.Качурин, Н.О.Корст, Л.И.Коновалова, В.Г.Маранцман, О.И.Никифорова, В.Н.Пименова, И.В.Рогожина, Н.М.Свирина, О.М.Хренова). В решении вопроса взаимосвязи первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа ещё много нерешённого, спорного: как развить у учащихся способность наслаждаться искусством, развить эмоции, творческое воображение, желание читать художественные произведения, сформировать умение точно и образно выражать свои мысли и при этом не нарушить целостного восприятия художественного текста.

В-пятых, развитие творческих способностей учащихся связано с обучением их написанию сочинений разных жанров. Этот вопрос разрабатывается в исследованиях методистов: Н.В.Колокольцева, Т.А.Калгановой, Н.Л.Карнаух, В.Я.Коровиной, Т.А.Ладыженской, С.А.Леонова, К.В.Мальцевой, М.И.Мещеряковой, Ю.А.Озерова, Е.Ю.Пол-тавец, З.С.Смелковой, И.В.Щербины.

В-шестых, развитие творческих способностей учащихся тесно связывается с вопросом литературного развития школьников, так как именно литературные способности школьников во многом определяют цели литературного развития и его направленность. Эта проблема исследовалась в работах Н.Д.Молдавской, В.Г.Маранцмана, М.А.Мир-зоян, С.А.Никифоровой, А.Г.Кутузова, Т.В.Рыжковой, Е.Р.Ядровской.

В-седьмых, проблема интерпретации и анализа художественного текста в трудах исследователей во многом соотносится с развитием литературно-творческих способностей перципиента: В.Г.Маранцман, А.И.Кня-жицкий, М.Г.Качурин, Е.О.Галицких, И.Н.Гуйс, А.Г.Прокофьева, Б.А.Ланин, В.Ф.Чертов, И.Л.Шолпо, С.Л.Штильман, И.В.Щербина, А.Я.Эсалнек, Е.Р.Ядровская.

В-восьмых, одним из важных вопросов, разрабатываемых методикой в последние годы, следует назвать критерии оценки развития литературно - творческих способностей личности. Наиболее полно этот вопрос разработан в трудах В.Г.Маранцмана. Так, в «Методике преподавания литературы» под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана6 выделяются важнейшие критерии литературного развития, определяющие задачи школьного курса литературы, среди них - способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся.

В методике средней школы накоплен определённый опыт развития творческих способностей учеников так же, как в методике и педагогике высшей школы, однако основательных, серьёзных работ по развитию творческих способностей учащихся высшей школы или последипломного образования не так много. Т.Г.Браже, считая необходимым и возможным введение в систему последипломного обучения учителя серию творческих профессиональных задач, предлагает конкретные методические рекомендации для использования таких задач в работе с учителями - словесниками. В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман разработали технологию литературного образования в педагогическом вузе, основывающуюся на оценочном и мотивированном отношении к произведению искусства и его научным и художественным истолкованиям, Е.Р.Ядровская разрабатывает технологию восприятия и интерпретации художественного текста студентами, А.Г.Прокофьева - технологию анализа художественного произведения в его пространственно-временных характеристиках на материале регионального компонента в образовании. Педагогическую технологию восприятия художественного произведения как текста культуры разработал В.А.Доманский. Одно из направлений научных интересов Е.О.Галицких - новые образовательные технологии в обучении студентов: технологии мастерских, технологии чтения и письма для развития критического мышления.

Методика развития творческих способностей учащихся хотя и существует, но до конца не обеспечивает это развитие. Несмотря на то, что многое в этом направлении уже сделано методистами, ряд вопросов остаётся по-прежнему недостаточно исследованным, в частности в методике высшей школы. Так, разработка проблемы развития креативности студентов-филологов - будущих учителей видится сегодня перспективной и актуальной. Между тем, даже понятие «креатив-

ность» вызывает различные споры и несогласие среди исследователей.

Обратимся к справочной литературе для пояснения термина «креативность»: Педагогический словарь7 трактует креативность (от англ. creativity) как уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Креативность в профессиональной педагогике и методике рассматривается как способность к творчеству, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей, принятию и созданию нового. Креативность личности определяет её готовность изменяться, отказываясь от стереотипов, находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределённости; это внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе (Н.Ф.Виш-

някова, Д.Н.Кавтарадзе, А.А.Балаев, Л.А.Степанова и др.).

Проблема развития креативности личности достаточно перспективна в научном плане и требует разрешения многих аспектов, например, изучения соотношения уровня проявления креативности (общей способности к творчеству) с уровнем развития специальных литературно-творческих способностей личности.

Таким образом, развитие творческих способностей личности на сегодняшний день является актуальной проблемой в методике преподавания литературы и открывает новые возможности для исследования.

6 Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. - Ч.1. - М.: Просвещение, 1994.

7Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений. - М.: 2000.

METHODOLOGY OF FORMING CREATIVE ACTIVITIES OF A PERSONALITY

IN DOMESTIC PEDAGOGICS

© 2009 I.E.Bryakova"

Orenburg state pedagogical university

In this article the author speaks about the main trends of studying personal creative abilities in the domestic technique of teaching science at the modern stage of its development; current scientific problems of the secondary and higher schools, connected with the development of personal creativity; definitions of special literature-creative abilities. The correlation between the level of creativity and the level of literature-creative abilities of the personality are considered as the perspective problem of the science.

Key words: creative abilities, development of the person, methodology of studying of special abilities.

o

Irina Evgenevna Bryakova Ph.D. pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of Russian classical literature and technique of teaching. E-mail: ibryakova@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.