Научная статья на тему 'Методология анализа финансовых результатов торговой организации'

Методология анализа финансовых результатов торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3064
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ПЕРЕМЕННЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Е. А.

В статье на примере магазина молодёжной моды рассматривается методика факторного анализа чистой прибыли торговой организации, Определены особенности использования маржинального анализа при планировании и определении порога рентабельности торговых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология анализа финансовых результатов торговой организации»

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.А. СОЛОВЬЕВА

В статье на примере магазина молодёжной моды рассматривается методика факторного анализа чистой прибыли торговой организации, Определены особенности использования маржинального анализа при планировании и определении порога рентабельности торговых организаций.

Ключевые слова: финансовый результат, факторный анализ, переменные и постоянные расходы

В условиях рыночных отношений цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможность самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия; на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Прибыль является финансовым результатом работы предприятия. Торговая организация может наращивать объёмы товарооборота, однако если затраты на закупку товаров и издержки обращения не обеспечат получение прибыли предпри-

ятие окажется в тяжёлом финансовом положении. Следовательно одна из важнейших задач менеджеров предприятия - постоянный мониторинг и анализ формирования прибыли.

Рассмотрим методологию анализа финансовых результатов торговой организации на примере магазина «Молодёжная мода». Магазин работает в г. Омске с 2004г., специализируется на продаже модной молодёжной одеж-ды(джинсы, куртки, рубашки, футболки). О формировании финансовых результатов работы магазина дают представление данные таблицы 1.

Таблица 1. - Динамика основных экономических показателей магазина «Молодёжная мода» в 2007-2009г.г.

Показатель 2008 г. Темп измене ния, % 2008/ 2009 г. Темп изменения, %

2009/ 2008 2009/ 2007

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб. 2529515 97,89 3610945 142,75 139,74

Себестоимость проданных товаров, услуг, руб. 996544 105,67 1288208 129,27 136,59

Валовая прибыль, руб. 1532971 93,42 2322737 151,52 141,54.

Коммерческие расходы, руб. 1303644 98,84 2094814 160,69 158,83

Прибыль (убыток) от продаж, руб. 229327 71,25 227923 99,39 70,77

Прочие доходы (расходы), руб. 0 - 0 - 0,00

Прибыль (убыток) до налогообложения, руб. 229327 71,56 227923 99,39 70,77

Налог на прибыль и другие аналогичные обязательные платежи, руб. 55038 71,56 54701 99,39 71,12

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, руб. 174289 71,56 173222 99,39 71,12

Рентабельность продаж, % 9,97 6,74 - -

На предприятиях материального производства коммерческие расходы в соответствии с принятой учётной политикой чаще всего включают в себестоимость продукции. Для торговой организации они непременно выделяются отдельно и

являются важнейшим элементом влияющим на прибыль. Полную характеристику факторов, влияющих на прибыль, можно получить с помощью метода цепных подстановок (таблица 2)

Таблица 2. - Факторный анализ чистой прибыли (убытка ) магазина за 2008-2009 г.г. (руб.)

Выручка от продаж Себестоимость Коммерческие расходы Текущий налог на прибыль Чистая прибыль Отклонение чистой прибыли

1 2 529 515 996 544 1303644 55038 174289 -

2 3 610 945 996 544 1303644 55038 1255719 1081430

3 3 610 945 1 288 208 1303644 55038 964055 -291664

4 3 610 945 1 288 208 2094814 55038 172885 -791170

5 3 610 945 1 288 208 2094814 54701 173222 337

Баланс отклонений -1067

Как видно за счёт роста выручки прибыль минимума выручки, при котором торговое пред-

возросла на 1081430 руб.за счёт роста себе- приятие будет иметь положительный финансо-

стоимости снизилась на 291664 руб., увеличение вый результат Общая формула определения

коммерческих расходов снизило прибыль этого минимума (порога рентабельно-

на791170 руб. и т. д. сти).остаётся общепринятой:

Имеет некоторые особенности и определение

УПР

V min =-------- (руб.) (1)

1 - d

где Vmin - минимальный объем реализа- УПР - условно- постоянные расх°ды;

ции, ниже которого производство будет убыточ- d - удельный вес переменных расходов в вы-

ным (порог рентабельности) в стоимостном вы- ручке. ражении;

У1тт=

где V1шт - порог рентабельности (критический объем продаж данного продукта) в натуральном измерении (штуках, тоннах и т.п.) ц1 - цена единицы продукции; п1 - переменные расходы на единицу продукции.

Особенность в том, что если на производственных предприятиях в себестоимости выделяют переменные и постоянные расходы, в торговле себестоимость продаваемых товаров следует целиком относить к переменным расходам. Рассмотрим это на примере данных таблицы1 за 2009г.

В составе коммерческих расходов магазина «Молодёжная мода» переменные расходы составляют 30,0 %, то есть их сумма 628,2 тыс. руб., себестоимость реализуемых товаров 1288,2 тыс. руб.,таким образом общая величина переменных расходов 1916,4 тыс. руб.Постоянные расходы составят1466,6 тыс. руб. [ 2094.8 * 0.7 ] Удельный вес переменных расходов в выручке 53,0 % [ 1916,4 / 3610,9*100 ].Порог рентабельности составит по формуле 1 :

Vmin = 1466.6 / ( 1 - 0.53 ) = 3120.4 тыс. руб. Определим запас финансовой прочности (ЗФП ) магазина :

ЗПФ = (3610,9 -3120,4 ) / 3120,9 * 100 = 15,7%

УПР

Ц1-П1 (ед)

Учитывая, что нормальным считается ЗФП не менее 30,0 % данному магазину надо наращивать объём выручки или снижать условнопостоянные расходы, которые составляют значительную долю всех расходов.

РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫРУЧКИ ИПРИБЫЛИ В ООО «ЗАВОД БАТИЗ»

ООО «Завод БАТИЗ»( г.Омск, п Крутая Горка) осуществляет производство теплоизоляционных изделий, в частности, выпускает холсты из базальтового супертонкого волокна, маты прошивные из базальтового холста и шнуры базальтовые теплоизоляционные.

Базальтовый утеплитель - самый распространенный утепляющий материал. Основные свойства, благодаря которым базальтовый утеплитель приобрел такую популярность, широко известны - это негорючесть (супертонкое базальтовое волокно выдерживает температуру до 1000оС и не поддерживает горения), отличные изоляционные свойства при полной биологической и химической инертности

Обратимся к оценке финансового состояния предприятия (таблица 3)

Таблица 3. - Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения в 2009г.

Актив по степени ликвидности На конец предыдущего периода, тыс. руб. На конец отчетного периода, тыс. руб. Прирост за предыдущий период, % Прирост за отчетный период, % Нормальное соотношение Пассив по сроку погашения На конец предыдущего периода, тыс. руб. На конец отчетного периода, тыс. руб. Прирост за предыдущий период, % Прирост за отчетный период, % Излишек/ недостаток платежных средств тыс. руб.

в предыдущем периоде в отчетном периоде

Высоколиквидные активы А1 3807,0 4242,0 +5,3 +11,4 > Наиболее срочные обязательства П1 20595,0 23464,0 +31,6 +13,9 -16788,0 -19222,0

Быстрореализуемые активы А2 11404,0 15487,0 -4,9 +35,8 > Среднесрочные обязательства П2 1 605,0 1605,0 -28,3 +9799,0 +13882,0

Медленно реализуемые активы А3 6664,0 5436,0 +34,5 -18,4 > Долгосрочные обязательства П3 0,0 0,0 +6664,0 +5436,0

Труднореализуемые Постоянные

активы А4 2171,0 1769,0 +8,0 -18,5 < пассивы П4 1846,0 1865,0 +3,8 +1,0 +325,0

По основным критериям предприятие находится в неблагоприятном финансовом состоянии Предприятие платёжеспособно,если:

А1+А2 П1+П2 На конец периода Важнейшим фктором улучшения финансового состояния является увеличение выручки и прибыли

ООО «Завод БАТИЗ» начало осуществлять свою деятельность в 2005 году и постоянно увеличивало свою производственную мощность.

На данный момент предприятие может производить 20000,0 м3 супертонкого базальтового волокна в год. На полную мощность предприятие

не работает, так как с учетом имеющегося спроса часть продукции осталась бы нереализованной.

С помощью Интернет технологий сейчас выявлен потенцийльный покупатель продугции предприятия: строительную компанию «Теплый дом», расположенная в Тюменской области готова приобрести 290,0 м3 продукции, в том числе 240 м3 матов прошивных, 10 м3 шнуров и 40 м3 холстов. Определим резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции таблица 3.1.

Таблица 3.1. - Резерв

роста прибыли за счет увеличения объема продукции

Вид продукции Резерв увеличения объема продукции, м3 Фактическая прибыль на единицу продукции, руб. Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб.

Мат прошивной 240,0 87,91 21,1

Шнур 10,0 320,80 3,2

Холст 40,0 6,53 0,3

Итого 290,0 х 24,6

Другое направление роста прибыли - изменение структуры продаж.П роизводство и продажа шнуров из базальтового супертонкого волокна является наиболее выгодным для предприятия. Однако ООО «Завод БАТИЗ» осуществляет свою деятельность на рынке, а значит должно учитывать спрос и потребности потребителей.

В 2009 году структура выглядела следующим образом:

- 66,6 % составляли маты прошивные,

- 1,9% - шнуры,

Таблица 3.2. - Планируемый объем реализации продукции, м3

Вид продукции Фактическая реализации Выявленный резерв, м3 Планируемая реализации

м3 % м3 %

Мат прошивной 11898,0 66,6 240,0 12138,0 66,9

Шнур 356,0 1,9 10,0 356,0 20,0

Холст 5662,0 31,5 40,0 5662,0 31,1

Итого 17866,0 100,0 290,0 18156,0 100,0

- 31,5% - холсты.

Исходя из ситуации, речь о которой шла в пункте 3.1, организация может увеличить производство и реализацию продукции на 290,0 м3, из них 240 м3 матов прошивных, 10 м3 шнуров и 40 м3 холстов.

Это приведет к изменению ассортимента продукции. Структура в при данных обстоятельствах представлена в таблице 3.2.

Рассчитаем, как изменится прибыль от реализации продукции при помощи таблицы 3.3.

Таблица 3.3. - Резерв роста прибыли за счет изменения состава продукции

Вид продукции Цена, руб. Удельный вес Изменение средней цены реализации, руб.

фактический планируемый изменение

Мат прошивной 5000 0,666 0,669 +0,003 + 15,00

Шнур 19026 0,019 0,020 +0,001 + 19,03

Холст 88 0,315 0,311 -0,004 -0,35

Итого х 1,000 1,000 х +33,68

С учетом формулы (1.20) рассчитаем резерв роста прибыли:

Р|Пасс = 33,68*18156,0 = 611494,08 руб. = 611,5 тыс. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.