Научная статья на тему 'Методологическое обоснование подхода к обучению, ориентированного на конкретные цели и финансовые результаты хозяйствующего субъекта в условиях конкурентной среды'

Методологическое обоснование подхода к обучению, ориентированного на конкретные цели и финансовые результаты хозяйствующего субъекта в условиях конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ФИРМА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЕРХНИЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЙ / УЧЕТ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / VIRTUAL ORGANIZATION / FIRM TRAINING / MODELING / EDUCATIONAL PROCESS / THE UPPER ENTERPRISE MANAGEMENT LEVEL / QUANTITATIVE ASSESSMENT OF MANAGEMENT DECISIONS / THE SYSTEM OF INDICATORS FOR ASSESSING SOLUTIONS / CONSIDERATION OF ENVIRONMENTAL FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Валерия Александровна, Николаев Дмитрий Петрович

В статье рассматривается обоснование целесообразности разработки и применения модели предприятия в образовательном процессе, основные требования к инструментам количественной оценки решений, которые могут использоваться на верхних уровнях управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко Валерия Александровна, Николаев Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF METHODOLOGICAL APPROACH TO LEARNING FOCUSED ON SPECIFIC GOALS AND FINANCIAL RESULTS OF THE ENTITY IN A COMPETITIVE ENVIRONMENT

The article discusses the rationale for the development and use of enterprise models in the educational process, the basic requirements for the tools of quantitative evaluation solutions that can be used on the upper levels of management.

Текст научной работы на тему «Методологическое обоснование подхода к обучению, ориентированного на конкретные цели и финансовые результаты хозяйствующего субъекта в условиях конкурентной среды»

УДК 378

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Валерия Александровна Павленко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-04-71, e-mail: lera-pavlenko1@yandex.ru, e-mail: pm-ssga@mail.ru

Дмитрий Петрович Николаев

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента, тел. (383)361-04-71, e-mail: pm-ssga@mail.ru

В статье рассматривается обоснование целесообразности разработки и применения модели предприятия в образовательном процессе, основные требования к инструментам количественной оценки решений, которые могут использоваться на верхних уровнях управления.

Ключевые слова: виртуальная организация, учебная фирма, моделирование, образовательный процесс, верхний уровень управления предприятием, количественная оценка управленческих решений, система показателей оценки решений, учет факторов внешней среды.

JUSTIFICATION OF METHODOLOGICAL APPROACH TO LEARNING FOCUSED ON SPECIFIC GOALS AND FINANCIAL RESULTS OF THE ENTITY IN A COMPETITIVE ENVIRONMENT

Valery A. Pavlenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate Professor in the Department of management and entrepreneur-ship, tel. (383)361-04-71, e-mail: lera-pavlenko1@yandex.ru, e-mail: pm-ssga@mail.ru

Dmitry P. Nikolaev

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate Professor in the Department of management and entrepreneur-ship, tel. (383)361-04-71, e-mail: pm-ssga@mail.ru

The article discusses the rationale for the development and use of enterprise models in the educational process, the basic requirements for the tools of quantitative evaluation solutions that can be used on the upper levels of management.

Key words: virtual organization, firm training, modeling, educational process, the upper enterprise management level, quantitative assessment of management decisions, the system of indicators for assessing solutions, consideration of environmental factors.

Внедрение в современную образовательную модель практического опыта формирования профессиональных компетенций будущих специалистов и обеспечение непрерывности образовательного процесса - сегодня это цель любой

образовательной программы высшего уровня. Новый ФГОС ВО по направлению «Менеджмент» определяет область профессиональной деятельности, объекты профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники современного прикладного бакалавриата. В соответствии с ним выпускник должен быть готов решать профессиональные задачи в организационно-административной деятельности, информационной деятельности, предпринимательской деятельности.

Проект «Виртуальная организация», действующий в СГУГиТ, предполагает внедрение образовательной модели и подход, ориентированный на конкретные цели и финансовые результаты хозяйствующего субъекта в условиях конкурентной среды [1,2]. Проект действует с 2009 года, за это время подтвердил свою эффективность в образовательном процессе. Такая модель обладает динамическими свойствами и матричной структурой, предполагающими взаимодействие с другими подразделениями университета и другими вузами. В частности, отдельно стоит отметить сквозной междисциплинарный практикум «Виртуальная организация» как опыт рабочих проектов подобного направления, осуществляемых разработчиками. С внедрением новых стандартов пришлось отрабатывать и «обкатывать» новые модели учебных элементов [2,3,4]. Главная задача формирования сквозного практикума на современном этапе - создание команды специалистов -преподавателей, которые формирую уровни результатов деятельности «виртуальной организации», их количественное обоснование. Основные вопросы, которые мы задавали при построении практикума: какой критерий мы должны использовать, чтобы предприятие было эффективным, какие управленческие решения могут повлиять на рост/уменьшение прибыли? Соответственно, необходимо, чтобы по каждой дисциплине, наполняющей элементы практикума, были сформулированы ответы на вышеприведенные простые вопросы. Структурно такая модель может содержать графические элементы, отражающие структуру затрат, продаж и т.д.

За основу нами был взят методологический подход А. Маршалла к написанию научных работ. Маршалл был сильным математиком. Однако при изложении своих теорий он отводил математике весьма скромное место, в отличие от своих современников Вальраса и Джевонса, владевших математикой хуже него. В «Принципах экономической науки» все знаменитые диаграммы Маршалла, которые ныне украшают каждый вводный курс микроэкономики, убраны в сноски, а алгебраические уравнения - в математические приложения. Дело было не только в стремлении к простоте и доступности изложения: Маршалл видел опасность того, что чрезмерное увлечение математическими моделями «может отвлечь наше внимание на рассмотрение интеллектуальных игрушек, мнимых проблем, не соответствующих условиям реальной жизни. Оно может исказить перспективу, побуждая нас пренебречь факторами, которые с трудом поддаются математическому аппарату» (из письма А. Маршалла к А. Боули). В качестве методологических рекомендаций к нашему образовательному подходу

и возьмем правила А. Маршалла (из письма А. Маршалла к А. Боули): «В последние годы моей работы у меня росло ощущение, что, связывая хорошую математическую теорему с экономической гипотезой, мы вряд ли получим хорошую экономическую теорию. Поэтому я все больше руководствовался следующими правилами:

1) используй математику как стенографию, а не средство анализа;

2) пользуйся математическими записями до конца исследования;

3) переведи на английский (в смысле - «обычный») язык;

4) проиллюстрируй важными примерами из реальной жизни;

5) сожги математику».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Николаев Д. П. Вопросы применения моделей предприятий в образовательном процессе при подготовке специалистов менеджеров // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Меж-дунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля

2013 г.). - Новосибирск : СГГА, 2013. Т. 1. - С. 222-226.

2. Павленко В. А. Проект «виртуальная организация» в образовательном пространстве академии и в формировании социально-экономической модели г. Новосибирска / В.А. Павленко, Д.П. Николаев, Ю.Ю. Соловьева, А.В. Веселков, О.В. Крутеева, Е.А. Попп, П.В. Петров // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. X Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - С. 139-146.

3. Павленко В. А., Юхименко Ю.М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск : СГГА, 2012. Т. 2. - С. 149-155.

4. Крутеева О. В., Павленко В. А., Соловьева Ю. Ю. Формирование концепции оценочной деятельности в условиях современного рынка // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. X Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля

2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - С. 139-146.

© В. А. Павленко, Д. П. Николаев, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.