Научная статья на тему 'Методологический базис механизма комплексного использования лесных ресурсов региона'

Методологический базис механизма комплексного использования лесных ресурсов региона Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
392
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ / FOREST RESOURCES / COMPLEX FOREST USE / FOREST USE MECHANISM

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Пыткин Александр Николаевич, Незнакина Ксения Валерьевна

По мере формирования постиндустриального общества изменяются приоритеты в лесопользовании. Новый подход подразумевает многофункциональность леса и устойчивость развития лесного хозяйства. Использование лесных ресурсов в современных реалиях возможно на основе механизма комплексного использования лесных ресурсов региона, предложенного авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of the complex use mechanism of a region’s forest resources

Priorities in the forest exploitation change as a post-industrial society is formed. The new approach involves forest multifunctionality and a forestry sustainable development. Forest exploitation in today’s realities is possible on the basis of the proposed mechanism of the complex use of a region’s forest resources.

Текст научной работы на тему «Методологический базис механизма комплексного использования лесных ресурсов региона»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 332.1:630

А.Н. Пыткин, К.В. Незнакина

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС МЕХАНИЗМА КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

По мере формирования постиндустриального общества изменяются приоритеты в лесопользовании. Новый подход подразумевает многофункциональность леса и устойчивость развития лесного хозяйства. Использование лесных ресурсов в современных реалиях возможно на основе механизма комплексного использования лесных ресурсов региона, предложенного авторами.

Ключевые слова: лесные ресурсы, комплексное лесопользование, механизм лесопользования.

Высокие темпы прироста населения, разнообразие технологий переработки древесины делают лес одним из важнейших видов природных богатств. Однако лесные ресурсы, несмотря на возможности естественного воспроизводства, - исчерпаемы. Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с последствиями уничтожения лесов в промышленных масштабах. Сегодня леса практически по всему миру стоят перед угрозой вырождения в результате возрастающего влияния человека. Поэтому в XXI в. специалисты-экологи предлагают иной подход к использованию леса. В научной сфере появился термин «постиндустриальный лес», воплощающий особенности постпродуктивного лесоводства и лесоуправления, в котором акцент делается в основном не на производство древесины, а на проблемы охраны окружающей среды [1].

Новая парадигма предлагает опираться на новый подход к ведению лесного хозяйства, получивший название «устойчивое лесоуправление». Термин «устойчивое управление лесами» подразумевает такое ведение лесного хозяйства и такой характер использования лесных ресурсов, которые позволяют сохранить не только продуктивность лесов, но и их экологические функции, эстетическую и рекреационную ценность, биологическое и ландшафтное разнообразие. Данный подход был выработан на международных форумах, таких как Конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г., 2012 г.), в Йоханнесбурге (2002 г.), региональных конференциях на правительственных уровнях (Хельсинкский процесс, Монреальский процесс), а также на форумах неправительственных организаций.

По мере формирования постиндустриального общества использование невесомых полезностей леса становится одним из важнейших направлений многоцелевого развития лесного хозяйства. Предполагается, что лесные ресурсы должны удовлетворять социальные, экономические и экологические потребности человека.

Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России - один из важнейших возобновляемых природных ресурсов - составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции, а также играют значительную роль в социально-экономическом развитии многих регионов страны.

Рассмотрим основные документы Российской Федерации, которые формируют ориентирование лесного хозяйства на комплексное использование ресурсов в трендах мирового сообщества.

«Государственная стратегия РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» определяет основные направления деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития как «...неистощительное использование возобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [2].

В рамках «Концепции устойчивого управления лесами РФ» к стратегическим целям управления лесным хозяйством России относится установление обязательных приоритетов и действий органов управления лесным хозяйством всех уровней в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Набор приоритетов с учетом конкретных условий должен обеспечивать [3]:

2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- постоянное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей лесные отношения, эффективное государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- государственный контроль за соблюдением лесного законодательства;

- учет, охрану, защиту и воспроизводство лесов;

- сохранение биологического разнообразия;

- научно обоснованное рациональное, неистощительное и многоцелевое лесопользование;

- повышение экологического и ресурсного потенциала лесов;

- удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах;

- повышение доходности лесов;

- совершенствование кадровой политики;

- развитие отраслевой науки, лесного образования и просвещения;

- участие общественности в принятии экологически значимых решений.

Лесной кодекс РФ указывает на следующие аспекты комплексного подхода при освоении лесов [4]:

1) организация использования лесов;

2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В «Концепции развития лесного хозяйства РФ на 2003-2010 годы» целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами обозначены «создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и не-истощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия» [5].

Государственная программа РФ «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы [6], принятая в целях реализации «Стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года» [7], призвана обеспечить устойчивое управление лесами и сохранение их ресурсно-экологического потенциала за счет сбалансированности использования и воспроизводства лесных ресурсов.

Источники Федерального агентства лесного хозяйства обозначают такой актуальный термин, как «эффективное неистощительное непрерывное лесопользование (эффективное лесопользование)», которое подразумевает лесопользование, планируемое и осуществляемое в максимально допустимых объемах постоянно с установленной периодичностью сколь угодно долгое время [8].

В Проекте лесной политики России [9] устойчивое управление лесами обозначается как гарант предотвращения неблагоприятных климатических изменений, возобновляемый сырьевой источник для лесного комплекса страны, объект приложения потенциально высокоэффективного труда и получения конкурентоспособной продукции. Государство обеспечивает устойчивое управление лесами в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства, направленное на обеспечение сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов.

В трудах российских ученых уделено немало внимания проблемам многоцелевого неистощительного лесопользования как основе экономического роста страны.

А.И. Писаренко и В.В. Страхов в работе «О лесной политике России» [10] рассматривают экономическую активность в лесном хозяйстве неразрывно с обеспечением экологически безопасного взаимодействия лесной промышленности и лесных экосистем, на благополучии которых собственно и базируется благополучие всего лесного сектора экономики. Устойчивое управление лесным хозяйством напрямую зависит от продуктивности лесов, - подчеркивают авторы, - а она, в свою очередь, снижается в результате хозяйственной деятельности, в частности от загрязнения окружающей природной среды. Главная цель вырабатываемой лесной политики государства - сбережение и улучшение лесов как социальной, экологической и экономической ценностей национального и глобального значения.

Исследователь в области лесного хозяйства Н.М. Большаков, опираясь на мировые тенденции, в своей монографии выводит понятие «постиндустриальный лес» [1]. По его мнению, новый подход к

Методологический базис механизма комплексного использования... 81

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2013. Вып. 4

лесопользованию воплощает в себе особенности постпродуктивного лесоводства и лесоуправления, в которых акцент делается в основном не на производстве древесины, а на проблемах охраны окружающей среды.

Известный ученый А.Ю. Ярошенко формулирует термин «устойчивое управление лесами». Это «такое ведение лесного хозяйства и такой характер использования лесных ресурсов, которые позволяют сохранить не только продуктивность лесов, но и их экологические функции, эстетическую и рекреационную ценность, биологическое и ландшафтное разнообразие» [11].

Поскольку современные проблемы лесопользования существуют в условиях рыночной экономики, то искать их решения следует на основе экономической эффективности. С.В. Починков в своей работе указывает именно на экономический базис устойчивого управления лесом [12]. Автор также подчеркивает, что устойчивое лесопользование - это долговременное сохранение экологического и ресурсного потенциалов лесных экосистем, основанное на балансе интересов субъектов лесных отношений.

Таким образом, многообразие продуктов и полезностей леса требует комплексного подхода к ведению лесного хозяйства в целях наиболее полного использования и воспроизводства всех его ресурсов. Вместе с тем в зависимости от главного назначения и народнохозяйственной роли лесов в конкретных условиях на первый план могут выдвигаться те или иные задачи, вытекающие из необходимости производства определенных лесных продуктов или сохранения и усиления особых свойств и полезностей леса [13].

Особенность региональной экономики состоит в том, что ее специфический объект исследования - регион как единство территории, населения, производства и использования материальных благ

- является столь сложной динамично развивающейся системой, что для ее анализа используются различные комплексные методы исследования. В рамках нашего исследования, на основе парадигмы «постиндустриального леса» и «устойчивого управления лесами» с применением системного подхода, предлагается определение механизма комплексного использования лесных ресурсов региона.

В экономическом плане многоцелевое назначение используемых лесных ресурсов означает, что любое управленческое решение по освоению, использованию, воспроизводству, охране лесных ресурсов необходимо оценивать по совокупным результатам, образующимся от использования древесных, недревесных и социальных полезностей леса. Ориентация на комплексное использование ресурсов является важным аспектом интенсификации лесопользования и требует кардинального пересмотра научных взглядов на практику экономики и организации производства леса в территориях.

Земли лесного фонда являются собственностью государства, а используют лесные ресурсы физические и юридические лица конкретных территорий. В процессе использования ресурсов участники вступают в административно-правовые отношения, попадают под влияние финансовоэкономических инструментов государства и совершенствуют технологии посредством инвестиционно-инновационных проектов.

Опираясь на правовые документы и исследования ученых, мы предлагаем определение механизма комплексного использования лесных ресурсов региона как совокупности административноправовых, финасово-экономических и инвестиционно-инновационных функциональных элементов воздействия на лесное хозяйство, при которых осуществляется рациональное использование лесов, создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов одновременно для удовлетворения экономических потребностей населения, сохранения экологической функции леса, его эстетической и рекреационной ценности, биологического и ландшафтного разнообразия (см. рис.).

Административно-правовой функциональный элемент опирается на законодательство, регулирующее организационно-экономические и финансовые аспекты деятельности лесного комплекса. Лесные отношения возникают при распоряжении лесным фондом Российской Федерации и регулируются Лесным кодексом РФ. Лесные отношения имеют три уровня на основании распределения полномочий органов государственной власти: уровень федеральных органов государственной власти, уровень субъекта федерации, уровень муниципального образования субъекта федерации.

Финансово-экономический функциональный элемент механизма представляет собой совокупность методов и средств экономического воздействия государства на условия функционирования лесного комплекса региона и бюджетной поддержки отдельных мер по использованию лесных ресурсов.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Рис. Механизм комплексного использования лесных ресурсов в регионе

Инвестиционно-инновационный функциональный элемент - совокупность мер и рычагов прямого и косвенного воздействия на состояние лесного хозяйства посредством инвестиционноинновационной деятельности участников лесного комплекса. Элемент включает в себя политику государства в сфере инвестиционных процессов лесного комплекса, стратегию обновления производственно-технологического аппарата лесного комплекса лесопользователей.

На основе существующего механизма комплексного лесопользования свою деятельность выстраивают предприятия лесозаготовки; предприятия по обработке древесины и производства изделий из дерева (кроме мебели); производители целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона и изделий их них; производители мебели; а также производители лесохимической продукции.

Гармоничное взаимодействие функциональных элементов механизма в процессе использования лесных ресурсов будет закладывать эффективность лесного хозяйства.

Вопрос эффективного управления лесным комплексом на основе постиндустриальных тенденций и на уровне территориальных экономических систем приобретает особую актуальность и предопределяет формирование каждым регионом собственной стратегии лесопользования.

Понятие механизма комплексного использования лесных ресурсов региона, предложенное в нашем исследовании, позволит разработать меры по совершенствованию существующей системы управления лесными ресурсами регионов Российской Федерации. Выявленные уровни и функциональные элементы данного механизма позволят на основе действующего законодательства РФ внести изменения в бизнес-процессы использования лесных ресурсов в регионах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большаков Н.М. Постиндустриальный лес: современное состояние и перспективы / Сыктывкарский лесной институт. Сыктывкар, 2006. 136 с.

2. Государственная стратегия РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утв. указом Президента РФ от 04.02.1994 № 236).

3. Концепция устойчивого управления лесами РФ (утв. постановлением Рослесхоза от 31.07.1998 № 6).

4. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012).

5. Концепция развития лесного хозяйства РФ на 2003-2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 № 69-р; ред. от 28.09.2007).

6. Государственная программа РФ «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2593-р).

7. Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года (утв. приказом Минпромторга РФ и Мин-сельхоза РФ от 31.10.2008 № 248/482).

8. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз). URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/ terminology/ee/35

9. Проект лесной политики России / Федеральное агентство лесного хозяйства. ЦКЬ: http://www.rosleshoz.gov.ru/ аС^^/ро1Шс5Мос5/рго|еС:5/0

Методологический базис механизма комплексного использования.

83

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2013. Вып. 4

10. Писаренко А.И., Страхов В.В. О лесной политике России. М.: Юриспруденция, 2012. 608 с.

11. Ярошенко А.Ю. Европейская тайга на грани тысячелетий. М.: Гринпис России, 1999. 66 с.

12. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования: эффективное усвоение и воспроизводство лесных ресурсов. СПб.: ПрофиКС, 2007. 112 с.

13. Пыткин А.Н. Развитие лесопромышленного комплекса в конкурентной среде. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 287 с.

Поступила в редакцию 15.09.13

A.N. Pytkin, K. V. Neznakina

Methodological basis of the complex use mechanism of a region’s forest resources

Priorities in the forest exploitation change as a post-industrial society is formed. The new approach involves forest multifunctionality and a forestry sustainable development. Forest exploitation in today’s realities is possible on the basis of the proposed mechanism of the complex use of a region’s forest resources.

Keywords: forest resources, complex forest use, forest use mechanism.

Пыткин Александр Николаевич, доктор экономических наук, профессор Незнакина Ксения Валерьевна, аспирант

Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН 614990, Россия, г. Пермь, ул. Ленина, 13А E-mail: pfie@mail.ru

Pytkin A.N.

doctor of economics, professor Neznakina K.V., postgraduate student

Perm Branch of the Institute of Economics Ural Division of Russian Academy of Sciences 614990, Russia, Perm, Lenina st., 13A E-mail: pfie@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.