Научная статья на тему 'Методологические возможности игры при изучении нового материала на уроке истории'

Методологические возможности игры при изучении нового материала на уроке истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
954
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические возможности игры при изучении нового материала на уроке истории»

Чухрай В.Г.,

Преподаватель, ГБПОУ КК «БАК», ст. Брюховецкая, Российская Федерация

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ ИСТОРИИ

Возникновение интереса к учебной дисциплине история у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Каждый преподаватель должен позаботиться о том, чтобы на уроках каждый студент работал активно и увлеченно, и использовать это необходимо как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажная роль отводится на уроках истории играм -современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения обучающийся получает свободно.

Арсенал форм современного преподавателя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала.

Перечислю наиболее важные методологические возможности игры, которые могут быть использованы на уроках истории: во-первых, игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения; во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление; в-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.

Игра создает особые условия, при которых развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение «я тоже могу», то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение. Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрежку. В игре знания усваива-

ются через практику. Студенты не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Для обучения очень важно то, что игра является классическим способом обучения действием. В ней органично заложена познавательная задача и осуществляется самостоятельный поиск знаний.

Овладение знаниями в игре - новое, уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, таким образом в игре осуществляется и огромная воспитательная работа.

Предлагаемые варианты игр отличает занимательность для обучающихся и простота исполнения для учителя. Я предлагаю использовать их при изучении нового материала на комбинированном уроке истории. Учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной работы.

Игра «Три предложения»

Преподаватель зачитывает короткий рассказ или документ. Обучающимся необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения студенты могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя. Эта игра помогает развивать очень важное умение - выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составлять план, конспект, реферат.

Игра «Найди ошибки»

Эта игра может с успехом использоваться на уроках при изучении нового материала. Она строится на основе работы с текстом, прочитываемым в течение определенного времени (в зависимости от сложности текста и количества времени на уроке). Затем учитель собирает эти и раздает другие листы с похожим текстом. Только в нем будут ошибки, которые необходимо найти. Помимо занимательности, при регулярном использовании данной игры заметно улучшается зрительная память учащихся.

Игра «Зашифрованный текст»

Эта игра формирует одно из важных дидактических умений -умение составлять конспект. Как известно, конспект - это краткое

изложение материала. Во-первых, нужно научиться сокращать слова, выделять главное и опускать второстепенное; во-вторых, необходимо научиться расшифровывать конспект, то есть из краткой записи восстановить полный текст, максимально приближенный к исходному материалу.

Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями без точек и пропусками для общеупотребительных слов. Студентам необходимо восстановить текст.

Вариант игровой задачи: «Представьте себе, что вы военный разведчик и получили очень важную шифровку. Какие-то слова сокращены, некоторые пропущены. Вам нужно из минимального текста сделать максимальный». Игра может проходить по группам или индивидуально.

Игра «Живая картина»

Обучающимся дается задание изобразить какое-нибудь историческое событие: «Куликовская битва», «Восстание декабристов», «Ледовое побоище» и т.д. Учитель по ходу объяснения нового материала может «рисовать живую картину» с помощью студентов, раздавая им соответствующие роли.

Список используемой литературы

1. Алексеева Н.М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. -2006. - № 4.

2. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. - Екатеринбург: Деловая книга, 2004

3. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.