Научная статья на тему 'Методологические проблемы оценки эффективности управления системой образования'

Методологические проблемы оценки эффективности управления системой образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СФЕРА УСЛУГ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коняхина Н. М.

В статье рассматривается модернизация системы образования, эффективного использования ресурсов данной сферы, количественной и качественной оценки всех показателей эффективности функционирования образовательных учреждений в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы оценки эффективности управления системой образования»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.М.КОНЯХИНА

Кисловодский институт экономики права,

аспирант

357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Р. Люксембург, 42

В статье рассматривается модернизация системы образования, эффективного использования ресурсов данной сферы, количественной и качественной оценки всех показателей эффективности функционирования образовательных учреждений в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: рыночная экономика; социальная сфера; сфера услуг; система образования; эффективность и качество образовательных услуг.

Коды классификатора ^ЕЬ: 121, 122, 128.

В последние гг. проблемы образования не только вышли «на передовые позиции» реформирования, но и стали предметом активного обсуждения. Связано это с тем, что проблемы образования так или иначе касаются практически всего населения страны.

Выступая на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» (8 февраля 2008 г.), Президент РФ В.В. Путин так определил основную задачу системы образования в нашей стране: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Развитие национальных систем образования становится поэтому ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Образовательная система должна вобрать самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие гг. необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики» [3].

XXI век является временем создания условий для устойчивого социального развития и формирования среды, благоприятной для реализации творческого потенциала личности. Поэтому на современном этапе развития общественных систем национальные цели государственной политики должны быть ориентированы на достижение социального и духовного благополучия населения, обеспечение прав человека, защиту его достоинства и безопасности, укрепление нравственности, развитие здравоохранения, культуры, науки, образования.

В документах Организации Объединенных Наций подчеркивается, что сегодня единственно значимыми ресурсами являются лишь знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля. Становится ясным, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод. Решающую роль в развитии этих качеств играет образование. Именно образование в условиях становления информационного общества является фактором эффективного функционирования общественной и государственной системы. В этой связи управление системой образования приобретает особую значимость.

Вместе с тем существующее управление российской системой образования нельзя считать эффективным, что подтверждает наличие многочисленных проблем в образовании и ошибки государственной образовательной политики, которая является отражением той социально-экономической и политической ситуации, которая уже не существует. Рынок образовательных услуг не соответствует современным потребностям рынка труда. Администрации субъектов РФ не имеют возможности реально влиять на обеспечение функционирования федеральных образовательных учреждений, расположенных на их территории. Неравномерно распределены высшие учебные заведения и их кадровый потенциал. До сих пор является предметом серьезных дискуссий роль государства в финансировании и предоставлении образовательных услуг. В условиях стихийного и во многом теневого развития рыночных отношений в системе образования сложилась система социального неравенства, когда доступ к качественному образованию получают преимущественно дети обеспеченных слоев населения.

Реформа образования стала предметом многочисленных дискуссий ее сторонников и противников. Однако научно обоснованные предложения разработаны лишь по немногим вопросам. В этой связи актуальность исследования управления системой ВПО в современных условиях весьма велика. Четвертый г. в нашей стране реализуется федеральная программа по развитию образования, рассчитанная на 2006-2010 г. Среди основных приоритетов — модернизация материальной инфраструктуры образования, закупка оборудования, апробация новых методик обучения, активное вовлечение субъектов РФ в развитие регионального образования. Обсуждая на заседании коллегии Рособразования в ноябре 2008 г. вопрос, что же мешает более продуктивному выполнению этой программы, эксперты и руководство Рособразования сосредоточились в основном на решении текущих проблем (отставание от графика освоения бюджетных средств, низкий уровень подготовки конкурсной документации, процедура проведения конкурсов в рамках ФЦПРО, направления ФЦПРО по капвложениям и др.), оставив системные задачи вообще без внимания.

И только некоторые участники коллегии стремились выйти за пределы текущей ситуации и оценить ее стратегически: каков в целом эффект от реализации программы; на какие проблемы развития системы образования повлияло выполнение ФЦПРО; через два г. завершается действие программы, с какими результатами придем; государство выделяет огромные средства — и возникает вопрос не только об их эффективном использовании,

© Коняхина Н. М., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

300

Н.М. КОНЯХИНА

но и о системном влиянии на развитие и модернизацию системы образования. На сегодняшний день эти вопросы остаются пока без ответа, как остаются пока непроработанными и такие проблемные направления, как:

❖ доступность качественного образования;

❖ оценка качества образования;

❖ эффективность использования ресурсов системой образования.

Известно, что экономика, как наука, может изучать отношения ведения всего хозяйства в целом или какой-либо его части, называемой сферой или отраслью. Применительно к образованию отраслью можно считать совокупность образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Таким образом, экономика образования может быть определена, как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и/или в частях сферы образования: в отрасли «образование», в части отрасли или сферы, например, только в образовательных учреждениях общего образования.

Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, конституции многих стран относят доступность медицинского обслуживания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека. Применительно к сфере образования это особенно заметно при изучении программных документов, связанных с развитием образования. Обращает на себя внимание постановка качественных целей развития (повысить качество, доступность, эффективность и т. п.) часто без какой-либо их количественной определенности. Поэтому и оценка степени достижения подобных целей остается просто качественной/ценностной.

Сама по себе ценностная оценка мало что дает, поскольку носит скорее характер декларации. Более важна количественная составляющая этой ценностной оценки, например степень доступности того же образования или уровень здоровья нации и т. д. Отсутствие такой оценки является следствием не ее принципиальной невозможности в силу каких-то внутренних особенностей той или иной сферы деятельности, а следствием просто неразработанности инструментальных средств такой оценки. [1]

Второй важной характеристикой социальной сферы в целом и образования, в частности, принято считать отнесение их деятельности к производству общественных благ. Точки зрения на этот вопрос существуют самые разные, но основное их отличие друг от друга сводится к оценке степени «общественности» того или иного блага [5].

Поскольку образование обладает чертами как общественного, так и частного блага, финансирование его, следуя этой логике, должно осуществляться соответственно как из общественных, так и из частных средств. Из этих понятных положений делается вывод о том, что государство должно обеспечивать не все образование, а только его часть, соответствующую величине того общественного блага, которое в образовании создается. К „общественной части образования» большинство относят базовое образование, отдельные специальности, установленный минимум, государственный стандарт и т. д. [2, 4].

Следует отметить, что ни объем государственного финансирования, ни размеры софинансирования прямо не связываются с мерой «общественности» образования как блага. Общепринятым считается остаточный принцип финансирования безотносительно степени его «общественности», а размер доплаты определялся возможностями плательщика, т. е. опять же безотносительно к степени «частности» образования. Отсюда с большой долей уверенности сказать, что образовательная услуга не обладает какими-либо специфическими особенностями по отношению к другим видам услуг. Все рассуждения о ее «общественном» характере можно практически в равной степени отнести к любому из них, более того, и к материальным благам тоже.

Из этого, казалось бы, следует важный вывод о том, что поскольку сфера образования вовлечена в рыночную экономику, то, следовательно, и все положения последней должны распространяться и на эту сферу, рассматривая при этом измерения и оценки всех видов эффективности этой сферы образования: социальной, экономической, бюджетной и коммерческой.

Однако мы считаем, что нельзя при этом забывать и о том, что в соответствии с Конституцией РФ, любой гражданин нашей страны имеет определенные социальные права. Другими словами уже при рождении, за каждым из нас закрепляется право на труд, образование, лечение, жилье, пенсионное обеспечение и т. д. Именно эти права обеспечиваются в настоящее время такими источниками финансирования, как: системы обязательного медицинского страхования, пенсионного страхования, обеспечения занятости трудоспособного населения. Мы считаем, что необходимым и даже обязательным является формирование в нашей стране, ориентированной на развитие социально-рыночной экономики, аналогичных систем, обеспечивающих каждому человеку жилищное и образовательное страхование. Только в этом случае можно будет говорить и количественно оценивать тот социально-экономический эффект, который мы будем иметь от последующих за этим образовательных реформ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вифлеемский А.Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 115-121.

2. Денисевич М.Н. Трансформации в сфере науки и образования и проблемы реализации государственной образовательной политики в регионах // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2009. Т. 4. Вып. 1.

3. Путин В. В. Тезисный план выступления на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года.

4. Шудегов В. Е. Образование в современной России: новые решения : Сб. докладов на V Международной конференции МосГУ «Высшее образование для XXI века», 13-15 ноября 2008 г., г. Москва, с. 16-23.

5. Экономическая теория / под. ред. А.И. Архипова, С.С. Ильина. М.: ТК Велби; Проспект, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.