Научная статья на тему 'Методологические проблемы и методы изучения Великой российской революции 1917 года в школьном курсе истории России: из опыта работы учителей истории МБОУ школа №124 Г. О. Самара'

Методологические проблемы и методы изучения Великой российской революции 1917 года в школьном курсе истории России: из опыта работы учителей истории МБОУ школа №124 Г. О. Самара Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ВОСТРЕБОВАННЫЙ ПЕДАГОГ / СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЙ / БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / DEMANDED TEACHER / A COMBINATION OF TECHNOLOGY ELEMENTS / BASIC LEVEL OF STUDYING HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьминова Татьяна Владимировна, Полякова Елена Николаевна, Антонова Валентина Викторовна

В статье с позиции педагогического опыта авторов осмыслены инновации в области преподавания истории. На этой основе сделан вывод: ни одна из рассмотренных технологий (метод проектов, компьютерные технологии, кейс-технология и др.) в отдельности не является универсальной. Даже в работе с мотивированными учащимися 11-х классов (базовый уровень) эффективность обучения достигается соединением на одном уроке элементов различных технологий. Для иллюстрации данного положения в статье представлено описание использования различных технологий на уроке истории «Политические партии о настоящем и будущем России весной летом 1917 г.», проведенном в 11 классе (базовый уровень). Способность учителя к ситуативному изменению технологий преподавания, к разумному соединению новых и традиционных форм обучения, на взгляд авторов, определяет востребованность учителя в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьминова Татьяна Владимировна, Полякова Елена Николаевна, Антонова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological problems of studying the Great Russian Revolution of 1917 in the school course of history of Russia: from the experience of history teachers in school № 124, Samara

In the article, from the standpoint of the pedagogical experience of the authors, innovations in the field of history teaching were interpreted. On this basis, the conclusion is made: none of the technologies considered (project method, computer technologies, case technology, etc.) individually is not universal. Even in working with motivated students of the 11th grade (basic level), the effectiveness of teaching is achieved by combining elements of different technologies at one lesson. To illustrate this point, article describes the use of various technologies at the history lesson “Political parties about the present and future of Russia in the spring summer of 1917”, held in grade 11 (basic level). The teacher's ability to change the technology of teaching, to combine innovative and traditional forms predetermines the teacher's relevance in the modern information society.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы и методы изучения Великой российской революции 1917 года в школьном курсе истории России: из опыта работы учителей истории МБОУ школа №124 Г. О. Самара»

Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания школьников

УДК 371.2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ МБОУ ШКОЛА №124 г.о. САМАРА

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF STUDYING THE GREAT RUSSIAN REVOLUTION OF 1917 IN THE SCHOOL COURSE OF HISTORY OF RUSSIA: FROM THE EXPERIENCE OF HISTORY TEACHERS IN SCHOOL № 124, SAMARA

© 2018

Т.В. Кузьминова, Е.Н. Полякова, В.В. Антонова T.V. Kuzminova, E.N. Polyakova, V.V. Antonova

В статье с позиции педагогического опыта авторов осмыслены инновации в области преподавания истории. На этой основе сделан вывод: ни одна из рассмотренных технологий (метод проектов, компьютерные технологии, кейс-технология и др.) в отдельности не является универсальной. Даже в работе с мотивированными учащимися 11-х классов (базовый уровень) эффективность обучения достигается соединением на одном уроке элементов различных технологий. Для иллюстрации данного положения в статье представлено описание использования различных технологий на уроке истории «Политические партии о настоящем и будущем России весной - летом 1917 г.», проведенном в 11 классе (базовый уровень). Способность учителя к ситуативному изменению технологий преподавания, к разумному соединению новых и традиционных форм обучения, на взгляд авторов, определяет востребованность учителя в современном информационном обществе.

Ключевые слова: педагогические технологии; педагогические инновации; востребованный педагог; соединение элементов технологий; базовый уровень изучения истории.

In the article, from the standpoint of the pedagogical experience of the authors, innovations in the field of history teaching were interpreted. On this basis, the conclusion is made: none of the technologies considered (project method, computer technologies, case technology, etc.) individually is not universal. Even in working with motivated students of the 11th grade (basic level), the effectiveness of teaching is achieved by combining elements of different technologies at one lesson. To illustrate this point, article describes the use of various technologies at the history lesson "Political parties about the present and future of Russia in the spring - summer of 1917", held in grade 11 (basic level). The teacher's ability to change the technology of teaching, to combine innovative and traditional forms predetermines the teacher's relevance in the modern information society.

Keywords: pedagogical technologies; pedagogical innovations; demanded teacher; a combination of technology elements; basic level of studying history.

Сегодня очевидно, что время движется стремительно, что новые технологии и новая техника быстро входят в нашу жизнь, и в том числе в сферу образования. Чтобы оставаться востребованным, педагог должен постоянно овладевать новейшими достижениями методики преподавания, соединяя их с устоявшимися, хорошо зарекомендовавшими себя традиционными формами преподавания.

Цель данной работы - осмыслить, каким образом, выстраивая работу по определенной учебной теме с учетом предполагаемого программой уровня подготовленности детей, учитель должен сочетать новейшие и традиционные формы обучения. В задачи статьи входит следующее: с позиции собственного педагогического опыта осмыслить методические инновации и осуществить их критический отбор для работы в

11-х классах базового уровня изучения истории, где доминирует мотивация к изучению только предметов ЕГЭ; как пример сочетания технологий, представить разработку фрагментов урока «Политические партии о настоящем и будущем России весной - летом 1917 г.».

Покажем, как на уроке по названной теме мы сочетаем несколько новейших технологий.

Проектная технология

Перед проведением урока обучающиеся разбиваются на группы, каждая из которых получает опережающее задание:

- театральная группа (исполнители ролей лидеров политических партий) получает кейсы со списком источников и заданием составить текст политической речи для пресс-конференции в апреле 1917 г.;

- группа декораторов готовит элементы костюмов политических лидеров и плакаты;

- группа социологов готовит и проводит опрос по теме «Ваше отношение к событиям февраля 1917 г.»;

- группа архивистов подбирает историко-литературный материал об отношении современников к событиям февраля 1917 г.;

- группа журналистов получает кейсы со списком источников и заданием сформулировать 4 вопроса - по одному для каждого из четырех политических лидеров, - которые будут заданы им во время пресс-конференции.

Театральная технология и технология проблемного обучения

Перед уроком класс оформляется приготовленными плакатами, доска - эпиграфом из стихотворения Б. Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Звучит фрагмент мелодии «Интернационала».

На этапе подготовки к восприятию нового материала учитель показывает видео (https://www.youtube.com/watch?v=YX_hoeds NZU) и кратко описывает политическую

ситуацию, сложившуюся накануне революционных событий февраля 1917 г., и ставит проблемный вопрос: «Что необходимо было сделать политическим силам для разрешения сложной политической ситуации?»

Мы предлагаем обучающимся отвечать на этот вопрос, представив себя современниками тех событий. Каждому обучающемуся отводится роль в инсценировке пресс-конференции. На ранее подготовленные доклады дается по 2 минуты.

После пресс-конференции (в конце которой группа социологов знакомит класс с результатами опроса по теме «Ваше отношение к событиям февраля 1917 г.») учитель обращает внимание учеников на то, что эпицентром революционных событий был Петроград, но революционный процесс 1917 г. охватывал всю Россию.

Технология музейной педагогики

Учитель сообщает ученикам, что о событиях, происходивших в изучаемое время в Самаре, они могут узнать в уникальном мультимедийном историческом парке «Россия - моя история», открывшемся 7 ноября 2017 г. по адресу: ул. Красноармейская, д. 131, ТЦ «ГУДОК». Экспозиция называется «XX век. От великих потрясений к Великой Победе».

Работа в знаковых системах

Обучающимся предлагается раздаточный материал- сравнительные таблицы, содержащие сведения о программах: 1) партии большевиков; 2) партии эсеров; 3) партии кадетов; 4) партии меньшевиков. На индивидуальную работу с ними отводится 3 минуты.

Обучающиеся делают выводы: 1) ни одна из партий не предлагала программы, которую могло поддержать все население страны; 2) вариант развития общества зависел от исхода социально-политической борьбы.

Задача следующего урока формулируется как поиск ответов на оставшимися пока открытыми вопросы «Куда и почему склонилась «историческая» чаша весов», «Чем был определен выбор исторического пути развития России».

Урок завершается демонстрацией фрагментов документальных фильмов. На кадрах Ленин, штурм Зимнего, «Аврора». Показ сопровождается песней «Вихри враждебные веют над нами» («Варшавянка»).

При выполнении домашнего задания продолжается работа в знаковых системах: ученики заполняют сравнительную таблицу «Кризисы Временного правительства».

Модульная технология

Организационные формы изучения заявленного материала могут быть разными. В нашей школе уроки истории во всех параллелях классах объединены в пары, что позволяет многие темы изучать на основе лекционно-семинарско-зачетной системы, обеспечивая непрерывность в изучении темы (не разделенной на два урока) и в известной мере сближая школьную методику с классическими формами вузовского обучения. Исходя из того, что на изучение темы «Революция 1917 года» в школьной программе отводится максимум 6 часов, оптимальным вариантом реализации лекционно-семинарской системы в старших классах является следующее модульное изучение материала: лекция 2 часа - семинар 2 часа -зачет 2 часа. Использование данной технологии при преподавании истории и обще-ствознания описано методистами А.Т. Сте-панищевым [1] и Н.И. Шевченко [2].

Школьная лекция развивающего типа имеет ряд особенностей. Она «должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать углубленной самостоятельной работе» [2, с. 71].

Школьную лекцию мы строим таким образом, чтобы она была доступна для понимания, логична, структурирована, эмоциональна. В ходе лекции стараемся раскрыть причинно-следственные связи, обобщить фактический материал, расставить смысловые акценты. Лекции сопровождаем иллюстративным материалом: презентациями, картами, видеороликами и др.

Вместе с лекцией мы планируем семинарское занятие, вопросы к которому заранее (за 14 дней) размещаем на доске объявлений в кабинете истории. Там же указываем дату проведения, рекомендуем дополнительную литературу.

Школьный семинар тоже имеет ряд отличий от вузовского. Мы не рассматриваем семинар как способ проверки и оценки знаний обучающихся. Для нас это специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности. При этом, как и семинар в вузе, школьный семинар предполагает предварительное самостоятельное изучение учащимися программного материала. Подготовка к семинару дает обучающимся возможность более глубоко погрузиться в изучаемую тему, проанализировать и обобщить большой объем дополнительного материала, сгруппировать информацию, развивает у них навыки самоорганизации. Во время выступления на семинаре старшеклассники учатся аргументировать свою позицию, используя домашние заготовки. Особую ценность семинара как формы учебной деятельности мы видим в том, что во время коллективного обсуждения проблем могут рождаться новые идеи, переоцениваться суждения и выводы, выдвигаться проблемы и гипотезы. Обращаем внимание на недопустимость превращения семинара в заслушивание череды заранее подготовленных «отчетных» докладов, поскольку это даёт фрагментарное восприятие информации, культивирует пассивность аудитории, снижает мотивацию к учению.

Семинары мы стараемся разнообразить по форме. Это может быть диспут, «круглый стол», практикум или лабораторная работа с различными типами источников, коллоквиум.

Приведем примеры вопросов, по которым происходила подготовка учащихся к семинарским занятиям.

Вопросы к семинару по теме «Великая российская революция 1917 года» 1. Какие альтернативы общественного развития России существовали в 1917 г.?

2. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде - революция или переворот?

3. Почему большевики приурочили штурм Зимнего дворца к началу работы II Всероссийского съезда Советов?

4. Какими вы видите исторических деятелей на фоне революции 1917 г.?

Вариант задания для семинара-практикума

Изучите приведенные ниже мнения современников и историков и ответьте на вопрос: «Захват большевиками власти в октябре 1917 г. - революция или государственный переворот?»

А.И. Деникин: «Власть падала из слабых рук Временного правительства, во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 г. был произнесен приговор стране, народу и революции» [3, с. 88].

Д. Рид: «Что бы ни думали иные о большевизме, неоспоримо, что русская революция есть одно из величайших событий в истории человечества, а возвышение большевиков - явление мирового значения. Точно так же, как историки разыскивают малейшие подробности о Парижской Коммуне, так они захотят знать все, что происходило в Петрограде в ноябре 1917 г., каким духом был в это время охвачен народ, каковы были, что говорили и что делали его вожди» [4, с. 13].

Н. Верт: «В условиях организационного вакуума осени 1917 г., когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой <...> Власть перешла от общества к государству, а в государстве - к партии большевиков» [5, с. 110].

П.В. Волобуев, В.П. Булдаков: «Мы будем рассматривать и революции 1917 г., и гражданскую войну 1917-1922 гг. как часть системного кризиса империи <...> Кризис империи назревал весьма долго, незаметно, а проявился чрезвычайно резко <... > На деле решающее значение имели не политические конфликты в "верхах", а социальная борьба низов за выживание <...> Поведение большевиков в этот период пронизано стремлением "слиться с массой" (выражение Ленина), а затем возглавить ее, поощряя наиболее радикальные ее действия» [6, с. 29].

В своих размышлениях опирайтесь на следующие определения:

Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) - коренное, глубокое, качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества, познания.

Государственный переворот - смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (иногда ареста или убийства) его действующих руководителей.

Продолжением самостоятельной работы обучающихся является подготовка к зачету. Практический опыт нашей работы показывает чрезвычайную эффективность зачетов, они позволяют ликвидировать пробелы в знаниях, обобщить, систематизировать знания. Форму проведения зачетов тоже лучше варьировать: их можно проводить в письменном виде (контрольные работы, тесты), письменно-устной или устной форме (повторительно-обобщающие уроки, коллоквиумы), делать компьютерными, недифференцированными или дифференцированными. Всего на зачет стараемся выносить не более 10 вопросов. Дифференцированный зачет по форме сходен с экзаменом: учащиеся выбирают карточку с вопросом. Для проведения такого зачета обычно привлекаем коллег по методическому объединению,

студентов-практикантов, учащихся 11 классов, имеющих высокие рейтинги в изучении истории.

Вопросы для дифференцированного зачета

по теме «Революция 1917 года»

1. Февральская революция 1917 г. Отречение Николая II.

2. Двоевластие. Особенности деятельности Временного правительства и Петроградского Совета.

3. Политические партии после февраля. Апрельские тезисы.

4. Три кризиса власти Временного правительства (апрельский, июньский, июльский).

5. Государственное совещание. Кор-ниловский мятеж.

6. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде.

7. II съезд Советов. Первые декреты советской власти.

8. Формирование советской государственности. Новые органы власти.

9. Судьба Учредительного собрания.

10. Брестский мир.

Вариант вопросов

для зачета в форме коллоквиума

С февраля по октябрь 1917 г. существовало несколько вариантов общественно-политического развития России:

1) буржуазно-демократическое (вариант был преобладающим в феврале-июле 1917 г.);

2) военная диктатура (попытка ее реализации была предпринята генералом Л. Корниловым в августе 1917 г.);

3) однородное социалистическое правительство (этот вариант мог быть реализован с 1 по 14 сентября 1917 г. действиями социалиста А. Керенского);

4) большевистская леворадикальная революция (реализована большевиками в октябре 1917 г.).

Чем определялась «победа» одного из вариантов? Были ли к Октябрю 1917 г. исчерпаны возможности демократического развития страны?

Варианты вопросов для письменного зачета в формате эссе

1. «Октябрьская социалистическая революция» или «большевистский переворот»? Выскажите суждение о споре ученых, политиков, граждан, ведущемся до наших дней.

2. Карл Маркс называл революции локомотивами (двигателями) истории. Согласны ли вы с этим определением? Можно ли это определение применить к опыту Октября? Ответ обоснуйте конкретными примерами.

3. Русский философ К.Н. Леонтьев писал в конце XIX в.: «У нас слишком еще мало своих смелых мыслей; своих оригинальных вкусов; своего творчества; своей, скажем вообще, культуры» [7, с. 377].

Что вас привлекает, а что отталкивает в такой позиции?

4. Известный либеральный историк К.А. Кавелин писал: «Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу» [Цит. по: 8, с. 94]. Как вы понимаете эти слова применительно к истории России?

Формы проведения лекций, семинаров и зачётов можно варьировать в зависимости от особенностей изучаемой темы, технических и дидактических возможностей школьного кабинета истории, индивидуальных возможностей учащихся.

Фрагментарное включение в учебный процесс уроков-лекций, зачётов в основной школе логично перерастает в модульную систему преподавания в старших классах. Наш опыт показывает, что в условиях модернизации образования, введения профильного обучения, нацеленного на подготовку старшеклассников к продолжению обучения в колледжах и вузах, лекционно-семинарско-зачетная технология максимально соответствует формам обучения на следующей ступени образования. Наши выпускники уверенно чувствуют себя на семинарских занятиях в вузах, умеют самостоятельно работать с информацией, аргументировать свою точку зрения, вступать в дискуссию.

Мы представили свой вариант организации изучения Великой российской революции 1917 г. в современной школе. В ходе работы в этом направлении мы столкнулись с тем, в условиях информационного общества многие вопросы преподавания истории в книгах и электронных изданиях не сопровождаются четкими идеологическими и методическими установками. Мы пришли к выводу, что это связано с трудностями собственно научного переосмысления российской истории, а также с быстрой сменой парадигм в обеих областях знания, однако без помощи специалистов-историков и методистов многие вопросы являются для учителей неразрешимыми, лишая их уверенности, без которой никакие технологические изыски не обеспечат обратной связи с учащимися.

В советской школе большим подспорьем для учителя истории были разнообразные методические пособия, СМИ. Например, в 1987 г. к 70-летию Октября издательство политической литературы выпустило методический сборник «Октябрьская революция. Вопросы и ответы» [9]. События Октября 1917 г. освещались в различных детских и юношеских периодических изданиях (журналах «Костер», «Юность», газетах «Пионерская правда», «Комсомольская правда» и др.). Ежегодно в школах проходили классные часы, пионерские и комсомольские собрания, на которых учащиеся получали информацию по этой теме. Да, преобладало идеологическое однообразие, стандартная оценка событий и т.п., но фактический, событийный, материал, видеоряд революции был детям хорошо знаком до

начала изучения темы на уроках истории в школе. Современные старшеклассники гораздо хуже, чем их сверстники в Советском Союзе, представляют революционные события 1917 г. и слабо мотивированы семьей и интернет-средой на самостоятельное ознакомление с отечественной историей.

Современным школьникам октябрь 1917 г., как и многие другие периоды отечественной истории, представляется «белым пятном». Только на уроках истории они впервые знакомятся с хронологией исторических событий 1917 г., впервые слышат имена многих политических деятелей, не говоря уже о том, что многие фамилии они не могут соотнести с портретами. Формирование исторического мировоззрения школьников почти полностью ложится на плечи учителя.

Свою задачу мы видим в том, чтобы не только познакомить учащихся с событиями далекого прошлого, но и пробудить интерес, мотивировать их к самостоятельному ознакомлению с отечественной историей, помочь школьникам разобраться в различных оценках исторических событий, способствовать формированию собственной оценки событий и умения аргументировать ее не ссылками на «кухонные разговоры» родителей и обрывочные сведения из телепередач, а знаниями исторических источников (документов, мемуаров, фотодокументов, кинохроники и др.). Конечной целью процесса обучения истории должны стать умения и навыки школьника самостоятельно обнаруживать причинно-следственные связи и на все «свое суждение иметь».

* * *

1. Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе : уч. пос. М. : Гардарики, 2001. 557 с.

2. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обще-ствознания : учебно-методические материалы. М. : Русское слово, 2009. 208 с.

3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М. : Мысль, 1991. 208 с.

4. Рид Д. Десять дней, которые потрясли мир. М. : Политиздат, 1957. 361 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Верт Н. История Советского государства. 1990-1991 : пер. с фр. М. : Прогресс ; Академия, 1996. 554 с.

6. Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопр. истории 1996. №5-6. С. 28-38.

7. Леонтьев К.Н. Письма к Владимиру Сергеевичу Соловьеву. О национализме политическом и культурном // Леонтьев К.Н. Избранное. М. : Московский рабочий, 1993. С. 339-397.

8. Ионов И.Н., Клокова Г.В. Поурочные разработки по курсу «Российская цивилизация. IX - начало XX века» : книга для учителя. М. : Просвещение, 2002. 114 с.

9. Октябрьская революция. Вопросы и ответы : методический сборник / сост. Ю.И Кораб-лёв. М. : Политическая литература, 1987. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.