Научная статья на тему 'Методологические принципы, уровни и задачи исследования'

Методологические принципы, уровни и задачи исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8118
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы, уровни и задачи исследования»

Горшенина Е.В.

Региональные экономические исследования: теория и практика. Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 203 с.

Редакция журнала «Экономические исследования»

продолжает публикацию материалов вышедшей в свет монографии Е.В. Горшениной «Региональные экономические исследования:

теория и практика». В данном номере вниманию читателей предлагается параграф 1.2 из монографии. Продолжение публикации материалов монографии в следующих номерах журнала.

1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ,

УРОВНИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В пункте 1.1 рассмотрен регион как объект экономического исследования. Для этого определены характерные для России региональные структуры, а из них выделен и охарактеризован регион-субъект РФ. Изложенные в данном пункте методологические принципы, уровни и задачи исследования касаются именно региона-субъекта РФ, экономический анализ которого требует новых подходов.

Проблемы региональной диагностики экономического развития

Вопросы региональной диагностики всегда занимали должное место в системе экономических исследований [6; 8; 9; 10; 12; 13; 14; 16; 18]. Однако в настоящее время наработанные подходы к анализу не совсем пригодны, т.к. ориентированы на экономику зарубежных стран, социалистическую экономику либо имеют постановочный характер без должной детализации.

Об изменившейся ситуации и необходимости корректировать методологию исследования говорят известные учёные-

регионалисты. Так, Р.И. Шнипер и А.С. Новосёлов считают, что настоятельная необходимость в экономической диагностике регионального воспроизводства обусловлена следующими аспектами:

1) переход к экономической самостоятельности и к самоуправлению территориально-административных образований требует проведения исчерпывающего анализа кризисного состояние финансово-экономических, социальных и экологических процессов, без чего невозможно выработать дифференцированную региональную политику;

2) для выхода из экономического кризиса каждая региональная система должна проинвентаризировать возможности своего социально-экономического потенциала;

3) для прогнозирования направлений социальноэкономического развития региона необходимы данные о ресурсном, демографическом, производственно-технологическом и научно-образовательном потенциалах [25, с. 346].

Л.А. Козлов выделяет следующие направления эволюции методологии региональных исследований:

• расширение круга учитываемых факторов (финансовокредитные отношения, развитие региональных рынков);

• смещение центра тяжести от общих территориальных проблем на региональный уровень;

• более полный учёт региональных особенностей и интересов населения;

• многокритериальный подход к оценке рациональности развития экономики регионов и размещения производительных сил [17, с. 12].

По мнению автора, исследование экономического развития региона-субъекта РФ является крупной комплексной проблемой, для изучения которой ещё не выработана методология. Поэтому в настоящей работе предлагается один из вариантов, предполагающий построение многоуровневой системы исследования.

Обоснование методологических принципов исследования экономического развития региона-субъекта РФ

Различают четыре уровня методологии анализа [3, с. 77]. Высокий уровень - философская методология, её содержание: общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Затем следует уровень общенаучных принципов и форм исследования, куда входят содержательные общенаучные концепции. Третий уровень - это конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной дисциплине. Четвёртый уровень представлен методикой и техникой исследования, т.е. набором процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Методология исследования экономического развития региона-субъекта РФ, несомненно, опирается на методологию высокого уровня, но должна пониматься в узком смысле - как логика, последовательность и способы, применяемые в конкретном исследовании и разработанные специально для изучения экономики региона-субъекта РФ с его специфическими особенностями. Необходимо сформулировать такой методологический подход к исследованию, который позволил бы раскрыть механизмы и комплексно охватить связи региональной социально-экономической системы. По мнению автора, методология анализа экономического развития региона-субъекта РФ имеет чётко обозначенную практическую направленность и поэтому должна строиться на основе следующих методологических принципов.

1. Принцип системного подхода к исследованию экономического развития региона опирается на «диалектический закон взаимосвязи и взаимообусловленности в мире и обществе, требуя рассматривать изучаемые явления и объекты не только как самостоятельную систему, но и как подсистему некоторой большей системы, по отношению к которой нельзя рассматривать данную систему как замкнутую» [26, с. 356].

Системный подход к исследованию экономического развития региона означает выполнение некоторых условий, а именно:

• целостности объекта,

• исследования внутренних и внешних связей объекта,

• выявления типов связей и структурных характеристик объекта и др.

Центральными являются следующие понятия: регион как социально-экономическая система, структура экономики региона, элемент экономики региона, внутри- и межрегиональные связи, управление экономикой региона.

Региональная социально-экономическая система рассматривается с позиций воспроизводственного подхода, который характеризуется взаимообусловленным единством производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Наличие всех фаз воспроизводственного цикла, их относительная завершённость в пространстве и во времени позволяют рассматривать регион в качестве воспроизводственной системы и одновременно как подсистему более крупной системы - воспроизводственной системы страны [5, с. 60].

Причём из двух возможных методов изучения сложных систем [23, с. 261] - микро- и макроскопического - по нашему мнению, следует использовать второй, который заключается в игнорировании детальной структуры и восприятии региональной социально-экономической системы как целого. Вся деятельность по постановке и решению проблемы должна подчиняться целостному подходу и определяемому им эффекту. Действия по решению комплексной проблемы должны быть сориентированы на единый критерий оценки эффективности, т.е. чтобы всё время имелась в виду система в целом, её конечный эффект.

Отношение к региону-субъекту РФ как социальноэкономической системе обусловливает использование экономикоматематических моделей, поскольку «представление объекта как системы позволяет широко использовать моделирование... Более того, моделирование объекта предполагает его системное представление...» [11, с. 8].

Кроме того, следует учитывать неразрывность единого (целостного) правового и финансово-экономического пространства России.

2. Принцип многообразия форм исследования и комплексных оценок предполагает сочетание всевозможных методов анализа и прогноза, а также многовариантность в расчётах. Остановимся на этом принципе более подробно.

На региональном уровне в рамках социально-экономического анализа рассматриваются практически все сферы жизнедеятельности: экономическая, социальная, экологическая, демографическая, общественно-политическая, природно-ресурсная. Рассмотрение каждой из сфер в отдельности не даст комплексной картины состояния экономики региона. Минимальная система индикаторов развития сфер региона насчитывает десятки показателей [22, с. 27- 28]. Свести оценки, полученные по каждой из сфер, к единому показателю, во-первых, практически невозможно, а во-вторых, методически неверно. На региональном уровне все сферы взаимосвязаны и учесть эти взаимосвязи в едином интегрированном показателе нереально, т.к. множество количественных и качественных показателей практически не подлежат унифицированию и приведению к агрегированному виду [1, с. 118].

Таким образом, выразить единым интегрированным показателем состояние территории - задача исключительно привлекательная и настолько сложная, что становится практически нереа-

V Л V V

лизуемой. С этой задачей не справится и совокупность показателей, ориентированных на оценку экономики в целом. В таких условиях возникает другая задача: обоснование направлений исследования и выбор количественных и качественных параметров по этим направлениям. Другими словами, необходимо выработать совокупность комплексных оценок важнейших региональных ситуаций [1, с. 118]. Таковыми следует считать ситуации, имеющие первоочередное и постоянное значение для региона, а именно: уровень жизни населения, уровень производства, финансовое состояние, рынок труда, природно-экономический потенциал и др.

3. Принцип учёта региональной специфики, в соответствии с которым необходимо исследовать особенности, проблемы и приоритеты развития конкретного региона.

4. Принцип информационной обеспеченности исследования, в соответствии с которым необходимо, опираясь на реально существующую отчётно-статистическую базу, подготовить надёжные массивы информации, адекватно отражающие пространственную и временную дифференциацию изучаемого явления. Следует предусмотреть использование не только количественных, но и качественных характеристик явлений.

5. Принцип практической реализуемости результатов исследования и моделирования предполагает разработку относительно простых и доступных методических приёмов и доведение выводов региональных исследований до уровня конкретных рекомендаций.

Уровни и задачи исследования экономического развития региона-субъекта РФ

В соответствии с вышеприведёнными принципами автором работы предлагается система исследования экономического развития региона-субъекта РФ, состоящая из пяти уровней (рис.1.2.1).

Приоритеты развития региона:

создание условий для повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования эффективной системы регионального воспроизводства

Задачи

первого

уровня

1.Выявление направлений исследования

Социальный аспект Воспроизводственный аспект Рыночный аспект

Задачи

второго

уровня

2. Обоснование методологии и методики исследования

Разработка принципиального подхода к оценке уровня жизни и уровня развития экономики Обоснование системы социальноэкономических индикаторов уровня жизни населения Конкретизация основных пропорций регионального воспроизводства Уточнение методических приёмов исследования природного, производственного, трудового, финансового потенциала, аграрных преобразований, малого предпринимательства

Задачи

третьего

уровня

Задачи

четвёртого

уровня

Задачи пятого уровня

Рис. 1.2.1. Уровни и задачи исследования экономического развития региона-субъекта РФ

3. Реализация методологических и методических приёмов исследования

4. Выявление механизмов рыночных преобразований

Развитие внешнего рынка Развитие внутреннего рынка

5. Моделирование региональной системы воспроизводства

30

Задачи первого уровня связаны с выявлением направлений исследования региона-субъекта РФ. По этим направлениям проводилось обоснование методологии и методики исследования, что является задачами второго уровня.

Третий уровень исследования предполагает реализацию методологических и методических приёмов, предложенных на втором уровне исследования. Реализация социальноэкономического подхода к региону предполагает исследование уровня жизни и обоснование комплекса показателей для его характеристики. Кроме того, исключительно важно провести типологию регионов России с учётом уровня жизни и уровня развития экономики в регионе, определить место региона среди других субъектов Федерации.

Также на третьем уровне проводится экономический анализ, выявляются особенности и тенденции развития по следующим направлениям: природно-ресурсный, производственный, тру-

довой, финансовый и инвестиционный потенциалы, развитие малого предпринимательства, аграрные преобразования.

Проведённые исследования позволяют выявить механизмы рыночных преобразований в конкретном регионе-субъекте РФ, т.е. перейти к решению задач четвёртого уровня исследования. Основные механизмы рыночных преобразований в конкретном регионе-субъекте РФ (внешний и внутренний рынки) рассмотрены во второй главе.

Задачи пятого уровня исследования связаны с моделированием региональной системы воспроизводства [7; 19; 20; 24]. Предлагаемая автором балансовая модель экономики региона-субъекта РФ является ценнейшим инструментом, позволяющим анализировать, прогнозировать различные варианты экономического развития региона и принимать на этой основе соответствующие управленческие решения. На основе этой модели возможны: расчёты произведённого и использованного ВРП и соответственно оценка уровня развития экономики и уровня жизни населения в регионе; выявление основных диспропорций регионального воспроизводства, анализ структуры и структурных сдвигов, другие аналитические, вариантные и прогнозные расчёты. Вопросам обоснования,

построения и использования предлагаемой модели посвящена глава 3 данной работы.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г., Гранберг А. Г. Экономико-математический анализ межотраслевого баланса СССР. - М.: Мысль, 1968. - 357 с.

2. Адухов А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов // Вопросы экономики. - 1996. - № 6. - С. 113- 118.

3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.

- М.: Наука, 1973. - 270 с.

4. Богданова О.В. Проблемы становления и развития межотраслевых отношений в АПК. - М.: Изд-во РосАКО АПК, 2004. - 318 с.

5. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 659 с.

6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -М.:ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.

7. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004. -368 с.

8. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах.

- М.: Прогресс, 1966. - 659 с.

9. Клименко Е.Д., Мелешенко В.И., Теоретические и методологические вопросы региональных предплановых исследований. - Л.: Наука (Ле-нинг. отд.), 1982. - 186 с.

10. Костяев А. Региональные агроэкономические исследования и разработки: Методология и методы. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2003. - 285 с.

11. Кочергин А.Н. Системный подход и метод моделирования в научном познании / Методологические проблемы научного познания. - Новосибирск: Наука, (Сиб. отд.), 1977. - 180 с.

12. Методологические проблемы региональной экономики. - М.: СОПС при Госплане СССР, 1976. - 335 с.

13. Новосёлов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2002. - 448 с.

14. Планирование экономического и социального развития области / Под ред. Б.М. Штульберга. - М.: Экономика, 1983. - 159 с.

15. Проблемы методологии системного исследования / Под ред. И.В.Блауберг. - М.: Мысль, 1970. - 455 с.

16. Региональная статистика: Учебник. - М.: «Московский издательский дом», 2001. - 380 с.

17. Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. - М.: Наука, 1993. - 127 с.

18. Региональные исследования за рубежом / Отв. ред. Ю.М.Павлов,

Э.Б. Алаев - М.: Наука, 1973. - 303 с.

19. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Б.М. Штульберг и др. - М.: Наука,1993. - 127 с.

20. Рутгайзер В.М. Региональные особенности общественного воспроизводства. - М.: Мысль, 1972. - 191 с.

21. Статистический анализ в экономике / Под. ред. Г.А. Громыко- М.: Изд-во МГУ. - 1992. - 214 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Суспицин С.А. Стратегия регионального развития и приоритеты социально-экономической политики // Регион: экономика и социология. -1995. - № 4. - С. 25- 53.

23. Холл А. Д., Фейджин Р.Е. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем / Отв. ред. В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. -М.: Прогресс, 1969. - 306 с.

24. Чернышев С.Л. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития: Учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. -232 с.

25. Шнипер Р.И., Новосёлов А.С. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. - Новосибирск.: Наука, 1993. - 442 с.

26. Энциклопедия кибернетики. Том 2 / Отв. ред. В.М. Глушков. - Киев: Укр. совет. Энциклопедия, 1974. - 619 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.