Научная статья на тему 'Методологические принципы процесса формирования физкультурного тезауруса у студентов в вузе'

Методологические принципы процесса формирования физкультурного тезауруса у студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина А. А.

Физкультурный тезаурус рассматривается как информационно-знаниевая, понятийная основа физкультурного образования, физкультурной деятельности, физической культуры личности. Процесс формирования физкультурного тезауруса студента в вузе предполагает выделение необходимых и достаточных для этого педагогических условий. Рассматриваются принципы процесса формирования физкультурного тезауруса у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological principles of the process of forming physical culture thesaurus

Physical culture thesaurus is considered a knowledge and information conceptual basis of physical education, physical activity as well as physical culture of society and personality. The process of forming physical culture thesaurus in university students demands ensuring both essential and sufficient pedagogical conditions. This process is described in the article.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы процесса формирования физкультурного тезауруса у студентов в вузе»

20

УДК 371.31:37.037 796.011

А. А. Никитина

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ТЕЗАУРУСА У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Физкультурный тезаурус рассматривается как информаци-онно-знаниевая, понятийная основа физкультурного образования, физкультурной деятельности, физической культуры личности. Процесс формирования физкультурного тезауруса студента в вузе предполагает выделение необходимых и достаточных для этого педагогических условий. Рассматриваются принципы процесса формирования физкультурного тезауруса у студентов.

Physical culture thesaurus is considered a knowledge and information conceptual basis of physical education, physical activity as well as physical culture of society and personality. The process of forming physical culture thesaurus in university students demands ensuring both essential and sufficient pedagogical conditions. This process is described in the article.

Тезаурус представляет собой сложную информационно-знаниевую систему, обладающую дуализмом свойств в своем становлении и развитии, являющуюся одним из компонентов способа жизнедеятельности и саморазвития любого человека, особого рода «накопителем» информации, где происходит ее переживание и ценностное осмысление в соответствии со своеобразием, составом, характером его эволюции [1]. Переработка поступающей информации, успешность любого вида деятельности во многом зависят от степени сформированности тезауруса личности. Физкультурный тезаурус и его сущность определяются предметной средой — информацией, знаниями, умениями в области физической культуры, сформированными в период обучения в вузе и активно используемыми в разных видах физкультурной деятельности.

Различают несколько значений термина «принцип» (от лат. princip-ium — начало, основа):

1. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации [6];

2. Основные положения, на которые опирается теория обучения при разработке вопросов содержания, методов и организации обучения [4];

3. Инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методологическое отражение познанных законов и закономерностей; это знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики [3];

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 20- 24.

Принцип формирования физкультурного тезауруса у студентов в ВУЗе

4. Логическое начало какой-либо системы деятельности; основные требования, предъявляемые к чему-либо [2].

Принципы являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношения общества к этому процессу, меру взаимодействия преподавателя и студента [7].

Основными посылками для иерархиезации и формулировки принципов процесса формирования физкультурного тезауруса у студентов являются:

— понимание того, что в современных условиях проблема исследования и развития понятийного аппарата науки переходит на уровень методологических проблем;

— рассмотрение тезауруса в целом как сложной, многоуровневой системы, каждый уровень которой соответствует уровням представления и развертывания тезауруса;

— необходимость формирования физкультурного тезауруса как информационно-знаниевой, понятийной основы физкультурного образования, физкультурной деятельности, физической культуры личности студентов;

— закономерности формирования физкультурного тезауруса.

На основании проведенного нами теоретического осмысления и анализа научных источников по проблеме выделены три группы принципов: методологические, педагогические (дидактические), специфические.

К методологическим относятся принципы, отражающие определенную связь между философским и специальным научным знанием, в них отражены основные тенденции и особенности развития современной системы образования.

1. Принцип целостного развития личности — системообразующий в содержании обучения. В основе целостного развития личности лежит органическая взаимосвязь физических, интеллектуальных способностей человека. Широта, глубина, высокая профессионализация знаний, умение творчески их использовать в меняющихся условиях жизни и общества находятся в гармоническом сочетании со здоровьем человека, его работоспособностью, уровнем развития физических кондиций. Целостность процесса формирования личности обеспечивается основными компонентами содержания образования, которые взаимодополняют друг друга и в определенной степени, взаимопересекаются. Общекультурная, общепрофессиональная и специальная составляющие как раз выступают такими содержательными компонентами.

2. Принцип культуросообразности обусловливает проектирование реализуемого в рамках образовательной программы содержание образования по дисциплине «Физическая культура» как системе знаний о природе, обществе, самом человеке, через проектирование базисного и вариативного разделов учебной программы с учетом специфики контингента.

21

22

3. Принцип целостности картины мира связан с пониманием тезауруса в информационной парадигме как модели картины мира, выраженной в понятиях и связях между ними, и требует органичного включения тезауруса в представление студентов о единой картине мира. Физкультурный тезаурус, являясь одной из структурных частей информационной картины мира, наиболее актуален в сфере физической культуры [1]. Открытый в информационно-образовательное пространство, он способствует формированию целостной картины мира у студентов.

4. Принцип гуманизации. В основе этого принципа лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию. Процесс формирования физкультурного тезауруса предполагает использование студентами источников информации различной природы, а также создание условий и предпосылок для эффективного поиска необходимой информации с целью удовлетворения познавательных информационно-знаниевых потребностей, способствующих личностному развитию студента.

5. Принцип концептуальности. Осуществление данного принципа предполагает многомерный анализ преподавателем современных концепций, идей, теорий, подходов, парадигм, технологий, на основе которых производится отбор содержания дисциплины, детерминируются методы, средства, формы, этапы формирования физкультурного тезауруса. Реализация принципа способствует овладению и переработке студентом научного тезауруса дисциплины. Данный принцип предполагает доминирование интеллектуального компонента в физкультурной деятельности, нацеленность на превращение объективного тезауруса дисциплины «Физическая культура» в субъективный тезаурус личности.

6. Принцип информационного подхода требует формирования и использования физкультурного тезауруса как инструмента работы с информационными педагогическими моделями в области физической культуры. В соответствии с современными философскими представлениями информация в совокупности со знанием и опытом образует тезаурус личности, интенсификация информационных процессов ускоряет развитие человеческого потенциала, повышает уровень образованности и информированности субъектов учебно-познавательной деятельности. Носителем информации является сообщение, которое включается в контур познания или управления. При этом выявляются содержание, смысл информации, которая приобретает ценность, раскрываются ее семантический и прагматический аспекты. Представленная в информационных педагогических моделях информация базируется на принципе концептуальности. Передача информации опирается на принцип информированности. Представляемая информация должна быть надежной и достоверной; преподаватель адаптирует ее для адресата — студента на основе общедидактических принципов доступности и наглядности; информация, с одной стороны, должна быть ограничена, генерализована, уплотнена, а с другой — избыточна; подача информации должна быть дискретной; формы и методы передачи, сбора, переработки, хранения, преобразования информации должны быть максимально разнообразны [8].

Принцип формирования физкультурного тезауруса у студентов в ВУЗе

7. Принцип дуализма предполагает учет и осознание потенциальных возможностей, заложенных в природе развивающихся понятий. В истории науки и в учебном познании понятия выполняют двойную роль, являясь результатом и инструментом исследования. В учебном познании роль понятий определяет методическую линию их формирования, основанную на приоритете в учебном процессе активной познавательной деятельности студентов по отношению к другим формам обучения. Для интеллектуального развития студентов представляет огромные возможности противоречие между состоянием сформированности понятий и процессом его развития, проявляющееся в двойственной роли понятий [5]. Разрешение этих противоречий в процессе специально организованной деятельности по формированию физкультурного тезауруса способствует развитию мышления студентов, осознанию ими сущности понятий, психологически готовит к ограничению сферы их применения. Овладение понятиями становится творческой, осознанной работой студентов, а не простым заучиванием готовых формулировок, способствует развитию научного стиля мышления.

8. Принцип дополнительности и междисциплинарной интеграции требует для воспроизведения целостности явления на определенном этапе его познания применения взаимодополняющих и взаимоограничи-вающих друг друга классов понятий, которые могут использоваться обособленно в зависимости от условий, но только взятые вместе исчерпывают всю поддающуюся определению информацию. Физкультурный тезаурус активно формируется в процессе физкультурного образования и изучения интегративной дисциплины «Физическая культура». Но его роль в дальнейшей профессиональной деятельности студентов может быть осмыслена через рассмотрение целостного процесса подготовки будущего специалиста в условиях современного общества.

Итак, совокупность методологических принципов мы рассматриваем как методологическое обоснование выделения и изучения физкультурного тезауруса, являющегося важным фактором подготовки студентов в области физической культуры к будущей профессиональной деятельности в современных условиях.

Подводя итоги, отметим, что преобразование смысловой сферы студента в процессе формирования физкультурного тезауруса осуществляется через использование педагогических рефлексивных антропных технологий и осмысление совокупности педагогических дидактических моделей работы с понятиями, осознание и личностное присвоение студентами опыта, совместной деятельности, педагогического сотрудничества в физкультурном образовании.

Список литературы

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Безрукова В. С. Педагогика: Учебное пособие. Екатеринбург, 1996.

3. Загвязинский В. И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика. 1978. № 10.

4. Казанский Н. Г. Основы советской дидактики: Принцип обучения. М., 1948.

23

24

5. Пустильник И. Г. Формирование у учащихся научных понятий // Понятийный аппарат педагогики и образования. 1998. Вып. 3.

6. Советская энциклопедия. М., 1986.

7. Философский словарь. М., 1981.

8. Шилова О. Н. Информационно-педагогический тезаурус и его функции в системе профессиональной подготовки специалиста образования: Теоретические основы становления: Монография. СПб., 2001.

Об авторе

А. А. Никитина — канд. пед наук, доц., РГУ им. И Канта, alannik@inbox.ru

УДК 336.7(06)

Л. Г. Абрамова

ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ: ИСТОКИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЛОСОФИИ С. И. ГЕССЕНА

Рассматриваются философские основания педагогики С. И. Тес-сена и некоторые аспекты ее критики.

The philosophical foundation of S. Guessen's pedagogy and some aspects of its criticism are analysed in the article.

Научно-педагогическая школа С. И. Гессена в университете Лодзи (Польша) была связана с процессами вхождения деятелей российской эмиграции в «чужое» научное пространство, иную культуру. Они как бы «имплантировались» в педагогическую среду стран проживания, образовав свою нишу, в результате чего гуманистическое направление, воспринявшее идеи И. Канта и западной реформаторской педагогики, получило в российском зарубежье свое дальнейшее развитие.

Наиболее крупным представителем этого направления был С. И. Гес-сен, достойно вошедший в плеяду русских педагогов ХХ века, представлявших «новую русскую педагогику» — педагогику, ярко отразившую гуманистические традиции на рубеже двух столетий. Его по праву следует считать родоначальником русской философии образования. Да, для русской педагогики (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.) всегда было характерно обращение к ее философским истокам, но только С. И. Гессен поставил философию в центр своей педагогической концепции. Он считал себя соратником Г. Кершенштейнера, Дж. Ломбардо-Радиче, Д. Дьюи, Дж. Джантиле и др. Высоко оценивая идеи социальной педагогики Э. Дюркгейма и следуя за П. Наторпом и Г. Риккертом, в основу понимания природы воспитания С. И. Гессен положил диалектическую триаду: ступени аномии, гетерономии и автономии нравственного образования, названную В. В. Зеньковским методологией «педагогического идеализма». Позднее С. И. Гессен дал новую трактовку связи иерархической структуры личности и воспитания,

Вестник РТУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 24- 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.