Научная статья на тему 'Методологические принципы и методические особенности дидактических типов преподавания педиатрии студентам в медицинском вузе'

Методологические принципы и методические особенности дидактических типов преподавания педиатрии студентам в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / DIDACTIC FEATURES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легонькова Т.И., Степина Т.Г., Войтенкова О.В., Панасенкова Е.В., Кривоносова Г.М.

В статье изложены методологические принципы и методические особенности дидактических типов преподавания педиатрии студентам в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Легонькова Т.И., Степина Т.Г., Войтенкова О.В., Панасенкова Е.В., Кривоносова Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents methodological principles and didactic features of teaching of Pediatrics at higher medical schools.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы и методические особенности дидактических типов преподавания педиатрии студентам в медицинском вузе»

УДК 61(071.1)+616-053.2:378.147

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТИПОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДИАТРИИ СТУДЕНТАМ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Легонькова Т.И., Степана Т.Г., Войтенкова О.В., Панасенкова Е.В., Кривоносова Г.М., Журбий Д.И.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье изложены методологические принципы и методические особенности дидактических типов преподавания педиатрии студентам в медицинском вузе.

Ключевые слова: методологические принципы, дидактические типы преподавания.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES AND DIDACTIC FEATURES OF TEACHING OF PEDIATRICS AT HIGHER MEDICAL SCHOOLS

Legonkova T.I., Stepina T.G., Voitenkova O. V., Panasenkova E.V., Krivonosova G.M., Zhurbiy D.I.

Smolensk State Medical University 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The paper presents methodological principles and didactic features of teaching of Pediatrics at higher medical schools.

Key words: methodological principles, didactic features of teaching.

Издавна в медицинских ВУЗах РФ традиционно сложились два типа преподавания основных клинических дисциплин (хирургия, терапия, педиатрия): факультетский и госпитальный. Они используются в условиях пролонгированного преподавания дисциплины (в течение 2-3 курсов). После многократных реформирований высшего медицинского образования эти дидактические типы преподавания клинических дисциплин сохраняются.

В преподавании дисциплин на кафедрах действует принцип преемственности обучения, заключающийся в предметном взаимодействии дисциплин «по горизонтали и вертикали», приобретение новых знаний на базе уже полученных на других кафедрах с использованием современных методов и методологий.

На клинических кафедрах практические занятия со студентами проводятся с использованием принципов обучения «у постели больного» и «делай, как я», с формированием у будущих врачей клинического мышления, алгоритма последовательных

действий и манипуляций при диагностике и лечении различных заболеваний; акцентируется внимание на формирование практических навыков, деонтологических принципов и врачебной этики.

Обучение педиатрии по факультетскому типу раньше проводилось на 3-м и 4-м курсах, сейчас - на 4-м, а экзамен сдается на 5-м курсе вместе с эндокринологией.

За терминами «факультетская педиатрия» и «госпитальная педиатрия» стоят совершенно различные методологические подходы к преподаванию одной и той же дисциплины «Педиатрия. Детские болезни» студентам разных курсов (4, 5, 6-го) на педиатрическом факультете.

Чем больше различий в типах преподавания, тем больше обеспечивается прирост знаний по данной дисциплине. Отсутствие должной дифференциации по типам преподавания педиатрии может приводить к малоощутимым положительным сдвигам в уровне обучения студентов по педиатрии. В связи с этим возникает необходимость углубленного изучения методологических

принципов, обеспечивающих различные дидактические типы преподавания педиатрии студентам.

Методологическую основу факультетской и госпитальной педиатрии составляют четкая внутридисциплинарная интеграция и дифференциация процессов обучения в

Дидактические типы проведения

медицинском вузе.

Клиническое практическое занятие с разбором случаев болезней детского возраста является основной формой обучения студентов и управления их познавательной деятельностью.

Таблица 1

клинических практических занятий

Факультетская педиатрия Госпитальная педиатрия

Объект изучения -типичный случай заболевания Объект изучения -нетипичный случай болезни

Цель - показать совокупность характерных (типичных) признаков, необходимых для классического варианта изучаемой нозологии Цель - показать особенности данного случая заболевания и его отличия от классического варианта изучаемой патологии

Диагноз не известен студентам, и они должны поставить его в процессе разбора Диагноз объявляется студентам в начале разбора, а студенты должны доказать его

Мыслительная деятельность: дедуктивный тип (дедукция), способ рассуждения от общих положений к частным выводам Мыслительная деятельность: индуктивный тип (индукция), способ рассуждения от частных фактов к общим выводам

Взаимосвязь теории и практики: от центрической позиции (Т) к эксцентрической позиции Б (больной) научить студентов тому, как знания по изучаемой теме применять на практике Взаимосвязь теории и практики: от центрической позиции (больной) к эксцентрической позиции научить студентов тому, как информацию о больном интерпретировать с помощью современных знаний

Принцип диагностического процесса: нозологический синтез Принцип диагностического процесса: анализ через синтез

Диагностический поиск: путь к диагнозу формальный Ход диагностики: неясные стороны диагноза обычно обходят, а подчеркивается только типичность признаков Диагностический поиск: путь к диагнозу - рациональный Ход диагностики: неясные стороны диагноза не скрываются от студентов, а подчеркиваются, создавая проблемную ситуацию

План обследования больного: максимальный по объему, включает все возможные методы обследования больного с данной нозологией План обследования больного: минимальный по объему, но достаточный для диагностики и включает лишь самые необходимые методы обследования

Осмотр больного: неполный (фрагментарный) алгоритм обследования больного с акцентом на пораженные органы и системы по изучаемой тематике Осмотр больного: полный алгоритм обследования больного по органам и системам

Объем дифференцируемых болезней не ограничен и включает всевозможные заболевания пораженного органа или системы Объем дифференцируемых болезней ограничен и включает лишь те болезни, которые действительно могут быть у данного больного

Вопросы лечения обсуждаются в общих принципах, учитывается этиопатогенетиче-ский подход к его назначению Вопросы лечения обсуждаются для конкретного случая заболевания с позиций индивидуализации и коррекции в динамике

Дидактические типы обучения студентов по педиатрии находят соответствующее отражение в организации и методологических принципах клинических практических занятий с разбором случаев болезни (табл. 1).

Проведение дифференциального диагноза относится к наиболее сложной части клинического обучения студентов в медицинском вузе. Причем факультетский и госпитальный курс клинической дисциплины требуют разного подхода к рассмотрению этого вопроса. Отсюда следует, что преподавателю клинических кафедр необходимо

владеть методологическими основами обучения студентов дифференциально-диагностическому поиску.

В то же время эта дидактическая проблема еще недостаточно разработана. В структуру деятельности усвоения дифференциально-диагностического поиска следует включить объект и предмет познания, способ познавательной деятельности, уровень и объем формируемых знаний и их связей, ход и уровни дифференциально-диагностического поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.