Научная статья на тему 'Методологические подходы к построению критериев эффективности функционирования некоммерческих организаций'

Методологические подходы к построению критериев эффективности функционирования некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чвилёва В. В., Симонян А. С.

Эффективность деятельности какой&либо организации, структуры или системы определяется совокупностью системы показателей, характеризующих их полезность. Иначе говоря, пользу от данной деятельности обществу можно обозначить, как эффективность общественного производства. Оценивая эффективность деятельности некоммерческих организаций, необходимо учитывать специфику их функционирования, например то, что данные организации практически не имеют доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к построению критериев эффективности функционирования некоммерческих организаций»

Методологические подходы к построению критериев эффективности функционирования некоммерческих организаций

Эффективность деятельности какой-либо организации, структуры или системы определяется совокупностью системы показателей, характеризующих их полезность. Иначе говоря, пользу от данной деятельности обществу можно обозначить, как эффективность общественного производства. Оценивая эффективность деятельности некоммерческих организаций, необходимо учитывать специфику их функционирования , например то, что данные организации практически не имеют доходов.

Чвилёва В.В.,

к.э.н., доцент

Симонян А.С.

Аспирант кафедры ЭС МТУСИ

Под эффективностью общественного производства, согласно современной экономической теории, понимается "экономическая категория, характеризующая результативность производства, определяемая посредством сопоставления затрат всех видов производственных ресурсов к достигнутому уровню удовлетворения общественных потребностей" [1]. Следовательно, в простейшем понимании, это — есть соотношение доходов к расходам.

В качестве абсолютных показателей, характеризующих достигнутый уровень удовлетворения общественных потребностей, в сложившейся экономической теории и практике используются такие абсолютные показатели, как-то: прибыль, чистая дисконтированная прибыль, чистый дисконтированный доход.

К относительным показателям эффективности системы, как правило, относится уровень рентабельности.

В случае, когда мы имеем дело с коммерческими предприятиями, все понятно, и предложенные абсолютные и относительные показатели дают нам некую общую картину, позволяющую судить об эффективности деятельности данного предприятия. Но что делать, если результатом деятельности предприятия кроме экономической выгоды, является получение выгоды социальной. К примеру, повышение квалификации сотрудников за счет компании. Непосредственной сиюминутной выгоды от такой практики не видно, но очевидно, что экономическая выгода от этого шага впоследствии может оказаться весьма ощутимой. Вопрос лишь в том, как подсчитать эффективность такой практики.

Следует отметить, что рассмотренные выше подходы к оценке результативности деятельности больше подходят для объектов, представляющих полезность, в первую очередь, для собственника и характеризующихся рыночными критериями эффективности функционирования. В то же время различные объекты в экономике выполняют широкий спектр функций, и некоторые из них не могут быть в полном объеме оценены рынком. К объектам, у которых такого рода функции наиболее сильно выражены, относятся учреждения социальной сферы, науки, образования, объекты культуры, системы, связанные с обеспечением безопасности и обороноспособности государства, а также федеральные органы исполнительной власти. Эффективность их функционирования, оцененная с использованием рыночных критериев, может быть очень малой или нулевой. В то же время прекращение деятельности такого рода объектов приведет к

значительным потерям для общества в целом, в том числе и экономическим.

Вследствие того, что указанные учреждения фактически не имеют экономических показателей результативности деятельности, то упомянутые выше подходы к оценке результативности деятельности не могут быть к ним применены. В этом случае представляется полезным разработка частной системы оценки деятельности для таких предприятий, где по-возможности, учитывались бы конкретные особенности деятельности каждого предприятия.

Применительно к деятельности Россвязьнадзора (далее Службы) можно попытаться выделить такие особенности, как: количество объектов надзора и контроля; количество проведенных мероприятий по надзору и контролю; количество выявленных нарушений; расходы бюджетных средств; численность сотрудников и размер заработной платы; количество нарушений, выявленных Службой; размер наложенных штрафных санкций судом, вследствие выявленных нарушений.

Как видно, из всех показателей, обусловленных деятельностью Службы, только размер штрафов можно охарактеризовать, как доходы от деятельности Россвязьнадзора или точнее поступление средств в бюджетные фонды. Но кроме этого показателя эффективности деятельности, присутствуют еще множество других внешних эффектов от деятельности Федеральной службы1 по надзору в сфере связи.

Следовательно, для таких объектов, характеризующихся значительными внешними эффектами функционирования, должны применяться нерыночные критерии оценки эффективности деятельности.

Построение таких критериев теоретически основывается на понятии общественной стоимости как суммы внутренней и внешней стоимостей. Если в качестве базового критерия эффективности деятельности рассматривать изменение общественного благосостояния, то получаемое значение представляет собой общественную стоимость (общественный эффект), отражающий как внутренние, так и внешние эффекты функционирования объекта.

Данные проблемы по формированию показателей эффективности деятельности органов государственного контроля и надзора уже выявлены Правительством РФ и предпринимаются некоторые шаги по их решению. На данный момент уже существуют несколько методик, разработанных как только в теории, так и применяющихся уже на практике. Они постоянно модифицируются и совершенствуются согласно полученным данным.

Рассмотрим методологические подходы к построению критериев эффективности функционирования на примере надзорных органов в сфере инфокоммуникации.

Результаты деятельности надзорного органа содержат наряду с другими внешними эффектами, также экономические показатели. Для федеральных органов финансового контроля разработаны особые методические подходы к оценке эффективности деятельности.

122

T-Comm, #12-2011

Согласно материалам с официального сайта Счетной Палаты Российской Федерации [2], для определения эффективности финансового контроля предлагается оценивать промежуточную эффективность и макроэффективность.

Промежуточная эффективность (Ээф) определяется как соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний (Эб) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля (З):

Ээф= Эб/3 (1)

Эта эффективность очевидна и чем-то схожа с рыночными критериями эффективности функционирования, потому как экономическая выгода от функционирования данного надзорного органа сопоставляется с затратами на содержание этого органа. Но в тоже время нужно учесть и другие эффекты от деятельности Счетной Палаты. В данном случае согласно материалам с официального сайта Счетной Палаты Российской Федерации предлагается оценивать макроэффективность.

Под макроэффективностью (МЭ) понимается сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля:

• Социальный эффект (Эс) финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. В результате финансового контроля, таким образом, улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные люди.

• Организационный эффект (Эо) заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти, в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается оперативность управления.

• Экономический эффект (Ээ) достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижении себестоимости продукции и т.д.

Для количественной оценки макроэкономической эффективности финансового контроля предлагается использовать показатель, определяемый по формуле:

Ээф = (Эс + Эо + Ээ)/3, (2)

Однако, как следует из формулы, не все показатели можно оценить количественно и в денежной форме, поэтому в практической деятельности наиболее приемлемым признается упрощенный расчет экономической эффективности финансового контроля:

Ээф = (Эб + Эс)/3, (3)

где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля.

Изучение данного методологического подхода формирования критериев эффективности функционирования экономических объектов показывает следующие достоинства и недостатки:

1. Теоретическая обоснованность учета экстерналий при оценке эффективности деятельности объектов, характеризующихся значительным внешним эффектом функционирования, подтверждается практикой.

2. Налицо методологическая сложность определения стоимостной оценки экстерналий вследствие отсутствия типовых методик их исчисления, разработка частных методик оценки внешних эффектов деятельности экономических объектов неизменно вызывает критику в плане их субъективности.

Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [3].

Результатом деятельности Россвязьнадзора можно считать совокупность последствий контроля и надзора в сфере связи: изменений, произошедших в результате контроля в сфере законодательства (поправки и изменения действующих нормативных документов); взаимоотношениях операторов связи между собой и потребителями услуг; пресечение нарушений в сфере связи и т. д.

Сам факт нахождения Федеральной службы по надзору в сфере связи между государством, участниками рынка услуг связи и потребителями услуг связи для соблюдения баланса их интересов обусловливает дифференциацию последствий контроля для данных общественных групп и государства в целом.

Государственный эффект деятельности Службы складывается из прямого эффекта (экономические результаты исполнения предписаний) и размера предотвращенного ущерба.

Эффект у хозяйствующих субъектов определяется исходя из полученных выгод в результате действий контролирующего органа и дополнительных (непроизводственных) затрат, связанных с фактом проведения проверок. Таким образом, эффект у хозяйствующих субъектов в результате действий Службы может быть и отрицательным. Эффект у потребителей услуг связи определяется предотвращением нарушения их законных прав и предотвращенным ущербом от снижения качества предоставляемых услуг.

Таким образом, количественная оценка эффективности деятельности (ЭФ) Федеральной службы по надзору в сфере связи определяется следующим образом:

ЭФ = ХЭ/БЗ (4)

где: ХЭ — суммарный эффект деятельности Службы; БЗ — бюджет затрат Службы.

Приведенный показатель эффективности деятельности Россвязь-надзора одновременно является обобщающим показателем эффективности расходования бюджетных средств.

Уровень эффективности деятельности Россвязьнадзора как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, можно интерпретировать также как оценку достигнутых результатов в увязке с намеченными целями и затраченными в процессе деятельности ресурсами. Следовательно, критерий эффективности деятельности Россвязьнадзора можно рассматривать как отношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели. Количественное определение уровня эффективности деятельности требует количественной интерпретации поставленных целей и достигнутых результатов.

Данный подход к оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти весьма актуален при переходе к бюджетно-целевому финансированию и программно-целевому методу планирования деятельности и требует разработки системы целевых показателей.

Литература

1. Райсберг БА., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Опенышев С.П. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля. — Материалы с официального сайта Счетной Палаты РФ.

3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №318 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи".

Т-Сотт, #12-2011

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.