Научная статья на тему 'Методологические подходы к оценке привлекательности международных рынков региональных производителей металлопродукции'

Методологические подходы к оценке привлекательности международных рынков региональных производителей металлопродукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниленко Д.Н.

Интересы развития бизнеса и получения дополнительной прибыли заставляют владельцев металлургических компаний искать новые рынки сбыта продукции, новые площадки для производства своих товаров в разных частях земного шара. Кроме того, многие страны для развития своего рынка с помощью преференций (налоговых льгот, особых экономических зон) приглашают ведущие мировые металлургические компании организовать производство в их стране (по такому пути уже пошли Турция, Индия, Китай и др.). Немалую роль в этом процессе играет и то, что создание новых заводов на территории других государств и континентов позволяет многим крупным компаниям (особенно из развитых стран) снижать издержки и при этом продолжать производить конкурентоспособную продукцию. С начала 1990-х гг. с процессом приватизации российских государственных металлургических предприятий по всему миру начали образовываться международные транснациональные компании. Постепенно, внедряя на новых предприятиях корпоративные технологии управления и вкладывая средства в модернизацию производства (с ориентацией на перечисленные причины), они расширяли свои мощности и стали претендовать на ведущие места в мировом производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к оценке привлекательности международных рынков региональных производителей металлопродукции»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКОВ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ

Д.Н. ДАИИЛЕИКО,

старший менеджер по проектам развития ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

Интересы развития бизнеса и получения дополнительной прибыли заставляют владельцев металлургических компаний искать новые рынки сбыта продукции, новые площадки для производства своих товаров в разных частях земного шара. Кроме того, многие страны для развития своего рынка с помощью преференций (налоговых льгот, особых экономических зон) приглашают ведущие мировые металлургические компании организовать производство в их стране (по такому пути уже пошли Турция, Индия, Китай и др.). Немалую роль в этом процессе играет и то, что создание новых заводов на территории других государств и континентов позволяет многим крупным компаниям (особенно из развитых стран) снижать издержки и при этом продолжать производить конкурентоспособную продукцию.

С начала 1990-х гг. с процессом приватизации российских государственных металлургических предприятий по всему миру начали образовываться международные транснациональные компании. Постепенно, внедряя на новых предприятиях корпоративные технологии управления и вкладывая средства в модернизацию производства (с ориентацией на перечисленные причины), они расширяли свои мощности и стали претендовать на ведущие места в мировом производстве. Именно таким образом создал свою металлургическую империю «Агсе1ог М^а1» с объемом производства более 110 млн т индийский миллиардер Лакшми Миттал. Однако даже с учетом появления таких гигантов мировая металлургическая отрасль относится к слабо концентрированным (даже «Агсе1ог М^а1» занимает лишь около 10 % рынка) [1].

Ведущие аналитики [2, 6] выделяют три основных пути расширения бизнеса компании:

• постоянная модернизация и расширение основной производственной площадки (площадок) и существующих мощностей по выплавке металла;

• строительство новых металлургических заводов (проекты «Greenfield») в тех точках мира, где для этого существуют необходимые ресурсы и достаточный спрос;

• участие в процессах «слияний и поглощений» (M&A) с другими мировыми металлургическими компаниями.

В настоящее время именно ведущие транснациональные компании являются самыми влиятельными и определяют уровень цен на большинстве региональных рынков металлопродукции. Исходя из этой и других тенденций развития бизнеса, неизбежность и необходимость глобализации осознает уже абсолютное большинство аналитиков и самих металлургических компаний. Кроме того, необходимость роста вызвана также угрозой поглощения со стороны других, более крупных, транснациональных компаний.

Приход таких компаний на российский рынок путем покупки крупного металлургического предприятия в настоящее время представляется пока маловероятным. Это связано с тем, что государство по политическим мотивам ограничивает экспансию зарубежных компаний в ключевые отрасли промышленности, признавая ее сферой стратегических интересов России.

Российские металлургические компании, понимая необходимость участия в глобальных процессах, активно ищут возможности своего развития, тем более что российский металлургический рынок давно поделен и почти не содержит привлекательных активов. Необходимость

сохранения завоеванных экспортных рынков (при всевозрастающей конкуренции со стороны Китая) заставляет компании внимательно изучать зарубежные предприятия и рынок в целом. В связи с этим «Северсталь», НЛМК, «Евраз» и «Мечел» уже приобрели ряд зарубежных активов в странах Европы и Северной Америки.

Одной из задач стратегического планирования металлургического предприятия является проведение анализа привлекательности международных рынков, построение точных прогнозов их дальнейшего развития, оценка потенциала металлопотребления и обеспеченность сырьевыми ресурсами, необходимыми для металлургического производства. Для этих целей разработана настоящая методика.

При исследовании стратегической привлекательности рынка различных регионов и стран мира первоначально анализируют и составляют балансы рынка металлопродукции (балансы РМП). За основу выбирают вид баланса, который регулярно публикует одна из крупнейших информационно-аналитических компаний в металлургической отрасли World Steel Dynamics (WSD) [3]. Эта компания анализирует действительные данные из открытых источников и предоставляет их своим подписчикам по всему миру. Общий вид баланса WSD на примере Австралии представлен в табл. 1.

В балансе WSD наиболее приемлемым и наглядным способом представлены объемы производства и потребления по отдельным видам металлопродукции в данном регионе. Возникающая разница между производством и потреблением по видам продукции и пути ее замещения показаны через соотношение экспорта-импорта. Сложившийся баланс (производство — экспорт + импорт = потребление) позволяет проследить особенности и тенденции развития данного рынка.

На основе данных из балансов РМП возможна подготовка прогнозов показателей производства и потребления металлопродукции на краткосрочный и долгосрочный периоды. Для этого рассматривают динамику показателей производства и потребления за последние годы, которая дает возможность оценить, какие группы и виды металлопродукции имеют тенденцию (тренд) к увеличению (сокращению), а на какие спрос уже стабилизировался, и нет предпосылок к его изменению. Исходя из этого можно сделать выводы, по каким именно группам будет наблюдаться изменение в случае увеличения производства, которое обычно связано с вводом в строй новых мощностей.

Поскольку именно показатели производства и потребления металлопродукции в стране являются видимыми (объективными), прогнозирование структуры экспорта-импорта выполняют на основе получившегося соотношения производства и потребления. При этом приоритетным в прогнозе выбирают экспорт, так как его важность для любого предприятия и в целом страны (региона) является приоритетной, присутствие на экспортных рынках необходимо сохранять. Кроме того, рынок металлургических предприятий-экспортеров менее конкурентный, поэтому он меньше реагирует на текущие колебания конъюнктуры и прогнозировать структуру экспорта можно с большей точностью. Импорт, в свою очередь, более чутко реагирует на потребности и заполняет дефицит на данном рынке недостающих видов металлопродукции в требуемом объеме.

Методика прогнозирования производства и потребления заключается в следующем:

1) определяют среднегодовой темп роста за последние 10 лет (например, 1996 — 2006гг.):

T=

02006 Q1

-1996

Q1

100%,

(1)

1996

где Т — среднегодовой темп роста производства (потребления) за 10 лет;

б1996, Q2oo6 — общий объем производства (потребления) в 1996 и 2006 гг.;

2) определяют прогнозируемый объем производства (потребления) в 2007 г.:

02007 = Q2006 Т ; (2)

3) разбивают получившийся прогнозируемый объем по отдельным видам продукции пропорционально доле данного вида продукции в общей структуре предыдущего года:

Д;2007 _ Q2C

Д

i 2006

Q2

(3)

2006 J

где Q1996, Q2006 — общий объем производства (потребления) в 1996г. и 2006 г.;

Д( 2006, Д( 2007 - доля определенного вида продукции в общем объеме в 2006, 2007 гг.

В дальнейшем для каждого последующего года повторяются те же зависимости с использованием соответствующих значениий по годам. Подобную методику можно применить и при прогнозировании структуры экспорта металлопродукции для данного рынка.

В прогнозах общий объем импорта и объемы каждого вида продукции в отдельности определяют как

Q =Q -Q -Q

-Ъ^имп -^потр -^пр -^эк

где Qnp — объем производства; Q — объем потребления;

^потр г

(4)

Таблица 1

Баланс товарной металлопродукции в Австралии, тыс. т/год

PRODUCTION 1996 2000 2001 2002 2003 2004 2005

TOTAL long products 2 892 2 105 1 795 1 853 2 047 1 957 2 047

Plate 401 275 316 312 344 369 386

HRCoil 150 1 073 1 331 1 208 1 397 1 523 1 595

CRCoil 1 635 256 260 255 244 229 240

Tinplate 313 453 343 415 430 430 450

Galvanized & other coating 1 269 1 400 1 380 1404 2010 1 955 2 048

TOTAL flat products 3 768 3 457 3 630 3 594 4 425 4 506 4 719

TOTAL other products 454 106 654 708 614 594 624

Finished products 7 114 5 668 6 079 6 155 7 086 7 057 7 390

APPARENT CONSUMPTION

TOTAL long products 2 686 2 142 1 838 2 065 2 302 2 209 2 343

Plate 390 275 346 375 380 442 469

HRCoil -602 650 1 470 834 1 134 1 003 1 064

CRCoil 1 686 250 363 89 255 314 333

Tinplate 216 356 331 393 410 407 432

Galvanized & other coating 1 115 1 031 1 440 1 511 2 196 2 167 2 299

TOTAL flat products 2 805 2 562 3 950 3 202 4 375 4 333 4 597

TOTAL other products 657 167 786 863 657 1 038 1 100

Finished products 6 148 4 871 6 574 6 130 7 334 7 580 8 040

EXPORT

TOTAL long products 349 181 221 89 110 99 101

TOTAL flat products 1 399 1 495 374 1 135 849 870 894

TOTAL other products 76 75 124 119 221 211 217

Finished products 1 824 1 751 719 1 343 1 180 1 180 1 212

IMPORT

TOTAL long products 144 218 265 301 365 351 380

TOTAL flat products 436 600 693 743 799 697 753

TOTAL other products 279 135 256 274 264 655 707

Finished products 858 953 1 214 1 318 1 428 1 703 1 840

Net Balance 0 -1 0 0 0 0 0

Domestic balance of long products 205 -37 -44 -212 -255 -252 -279

Domestic balance of flat products 963 895 -319 392 50 173 141

Domestic balance of pipes and tubes -203 -60 -132 -155 -43 -444 -490

Q — объем экспорта;

Q — объем импорта.

^имп г

В конечном итоге баланс обязательно сводится к нулю, и соотношение производство — экспорт + импорт = потребление соблюдается. Результаты расчетов приведены в табл. 2.

Аналогичные балансы составляют по другим регионам мира, итоговые данные сводят в общую таблицу, которая может быть представлена в форме табл. 3.

Получившиеся прогнозы часто нуждаются в перепроверке и корректировании, которое осуществляют исходя из планов производства. Прогнозные данные по производству на конкретном рынке являются доступными и формируются на основе производственных планов предприятий отрасли, а также планируемых ими инвестиционных проектов.

При описании стратегической привлекатель-

ности любого государства или региона мира большое внимание следует уделить не только основным аспектам экономики и промышленности на данной территории. Не менее важно учесть и политические (в т. ч. законодательные), культурные, религиозные, географические и даже климатические особенности. В свою очередь, эти факторы и особенности позволяют заранее оценивать и предвидеть возможные сложности и риски, с которыми можно столкнуться при ведении бизнеса в данной стране (регионе). Кроме того, эти данные могут понадобиться при расчете отдельных параметров стратегических планов.

В перечень общей информации о стране (регионе) входят:

• площадь территории;

• численность населения;

• административное деление по штатам (провинциям);

• национальная валюта;

Таблица 2

Баланс (прогноз) товарной металлопродукции в Австралии, тыс. т/год

Производство 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2010 2015

Длинномерная продукция 1 795 1 853 2 047 1 957 2 047 2 055 2 088 2 134

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Плоская продукция 3 630 3 594 4 425 4 506 4 719 4 737 4 814 4 919

Прочая продукция 654 708 614 594 624 626 636 651

Готовая продукция, всего 6 079 6 155 7 086 7 057 7 390 7 419 7 538 7 704

Видимое потребление

Длинномерная продукция 1 838 2 065 2 302 2 209 2 343 2 414 2 716 3 149

Плоская продукция 3 950 3 202 4 375 4 333 4 597 4 735 5 329 6 178

Прочая продукция 786 863 657 1 038 1 100 1 133 1 275 1 478

Готовая продукция, всего 6 574 6 130 7 334 7 580 8 040 8 282 9 320 10 805

Экспорт

Длинномерная продукция 221 89 110 99 101 101 88 72

Плоская продукция 374 1 135 849 870 891 889 777 637

Прочая продукция 124 119 221 211 218 217 190 156

Готовая продукция, всего 719 1 343 1 180 1 180 1 210 1 207 1 055 865

Импорт

Длинномерная продукция 265 301 365 351 397 459 716 1 087

Плоская продукция 693 743 799 697 769 887 1 292 1 896

Прочая продукция 256 274 264 655 694 724 829 984

Готовая продукция, всего 1 214 1 318 1 428 1 703 1 860 2 070 2 837 3 966

ЧИСТЫИ БАЛАНС 0 0 0 0 0 0 0 0

Внутренний баланс по сорту -43 -212 -255 -252 -296 -358 -628 -1 015

Внутренний баланс по листу -320 392 50 173 122 2 -515 -1 259

Внутренний баланс по трубам и -132 -155 -43 -444 -476 -507 -639 -828

прочей продукции

Таблица 3

Внутренний баланс по регионам мира в 2015 г.

Внутренний баланс (Производство — Потребление) КНР Индия Ближний Восток и Африка Латинская Америка СНГ Восточная Европа NAFTA ЕС ЮВА и Океания

Полуфабрикаты (сляб, заготовка) 2 000 170 -7 200 13 000 630 3 400

Длинномерная продукция, всего 1 400 1 400 -4 500 1 950 -12 000 -14 600

В том числе: катанка и проволока 900 900 1 550 - 5 400 - 8 550

сорт(прутки) 120 -1 700 500 -4 700 -3 100

конструкционных сечений 380 -3 700 -100 -1 900 -2 950

Толстый лист, всего -6 200 850 -2 600 -1 050 -3 000 -3 200

Тонкий лист, всего -5 300 15 900 -5 600 -2 400 -15 400 -11000

В том числе: горячекатаный тонкий лист/рулон - 3 200 8 350 - 900 - 1 700 - 1 000 - 10 000

холоднокатаный тонкий лист/рулон -500 1 200 -3 100 -800 -6 650 6 500

жесть белая -1 000 1 150 -1 200 -50 -1 200 -2 300

оцинкованный лист/рулон -1 300 4 900 -300 200 -4 650 -3 300

с прочими покрытиями 700 300 -100 -50 -1 900 -1 900

Всего плоской продукции -11500 16 750 -8 200 -3 450 -18 400 -14 200

Всего прочей продукции -1 400 850 -1 200 600 -4 400 2 400

Готовая продукция -11500 19 000 -13 900 -900 -34 800 -26 400

Итого товарной продукции -9 500 19 170 -22 100 12 100 34 400 14 700 -34 170 8 400 -23 000

• государственный язык (языки);

• географические, климатические особенности и т. д.

К политическим факторам, значительно влияющим на стратегическую привлекательность ведения бизнеса, можно отнести:

• политическую историю государства (региона в целом);

• форму политического устройства;

• органы исполнительной, законодательной и судебной власти и их взаимодействие;

• государственную (финансовую или законодательную) поддержку отдельных отраслей экономики.

Экономические факторы и показатели являются наиболее существенными и дают представление об общем уровне развития экономики страны и тенденциях ее роста. К значимым экономическим факторам относят:

• объем ВВП (валовой внутренний продукт) страны (в том числе ВВП на душу населения) и темпы его роста, а также структура ВВП;

• уровень занятости населения и безработицы (количество трудовых ресурсов в стране);

• текущий платежный баланс государства (превышение доходов над расходами во всех сферах экономики), уровень государственного и внешнего долга, объем золотовалютных резервов;

• величину внешнеторгового оборота и основные параметры экспорта-импорта;

• величину инвестиций в экономику (в процентах от ВВП), налоговый режим, уровень инфляции в стране.

Все перечисленные показатели постоянно актуализируют по состоянию на требуемую дату, источник информации в форме, например: ЦРУ США (CIA World Factbook) [4].

Величину ВВП рассчитывают по методу паритета покупательной способности (ППС) местной валюты как коэффициент, показывающий разницу стоимости определенной корзины товаров и услуг в данной стране и в США (насколько товары/услуги дешевле или дороже в данной стране в сравнении с США). Стоимость ВВП в местной валюте конвертируют по курсу в доллары США (в реальном выражении) и умножают на ППС. Это позволяет оценивать ВВП разных стран по реальной и единой стоимости, очищенной от разниц курсов местной валюты и доллара США.

Особое внимание уделяют анализу основных отраслей экономики страны, среди которых:

• горнодобывающая промышленность. Данная

отрасль специализируется на добыче, обогащении и переработке полезных ископаемых и минеральных сырьевых ресурсов и занимает значительный объем в экономиках некоторых странах мира (в зависимости от размеров природных богатств). К полезным ископаемым относят: природные залежи железной руды, коксующегося и энергетического угля, руды цветных металлов (меди, никеля, цинка, марганца), драгоценных металлов (золота, серебра, алмазов, металлов платиновой группы), алюминия и бокситов и др. Обеспеченность сырьевыми ресурсами имеет ключевое значение для металлургии и сильно влияет на показатели себестоимости продукции и прибыльности предприятия в целом. Поэтому в нашей работе этой отрасли уделяется большое внимание при стратегическом планировании успешности зарубежных проектов;

топливно-энергетический сектор. В эту отрасль входит целый комплекс предприятий по добыче, переработке, транспортировке и использованию топливно-энергетических ресурсов. К ним относят: нефть и продукты ее переработки, природный и сжиженный нефтяной газ (попутный конденсат), мощности по производству электроэнергии из различных видов топлива, а также мощности по транспортировке топливно-энергетических ресурсов (включая сеть трубопроводов). Стоимость топливно-энергетических ресурсов в последнее время постоянно растет, поэтому эта статья расходов в конечной стоимости металлопродукции также увеличивается. Изучение топливно-энергетического комплекса страны дает представление о доступности этого типа ресурсов и служит источником первичных данных для написания стратегических планов; обрабатывающая промышленность. На первом месте в обрабатывающей промышленности по структуре занятости и стоимости продукции стоят машиностроение и металлообработка -производство оборудования для добывающей и пищевой промышленности, средств транспорта, военной техники, сельхозмашин, металлорежущих станков, промышленных роботов, приборов. Эта отрасль является одной из главных металлопотребляющих отраслей, поэтому состояние его развития - один из основных факторов, который необходимо анализировать при изучении стратегической привлекательности рынков;

• строительная отрасль — еще одна крупная металлопотребляющая отрасль (особенно это касается сортового проката). Поэтому темпы ее развития и роста могут служить объективным показателем металлопотребления и перспектив его роста по отдельным видам продукции в данной стране (регионе) мира;

• транспорт — важная составная часть инфраструктуры экономики и промышленности. Автомобильные, железнодорожные, авиационные и морские перевозки позволяют определить уровень развития экономики и служат важным этапом расчета транспортной составляющей;

• сфера услуг. Эта отрасль экономики во многих странах является одной из основных в структуре ВВП (в том числе за счет участия малого бизнеса). Наиболее интересными для металлургических предприятий являются секторы финансовых (банковских), страховых и инженерных услуг.

В перечне общей информации о металлургической отрасли страны приводится обзор основных показателей, среди которых можно выделить:

• производство жидкой стали;

• потребление стали (в пересчете на жидкую сталь);

• потребление стали на душу населения;

• потребление готовой продукции;

• экспорт/импорт товарной продукции;

• производство железной руды (лома);

• потребление железной руды (лома);

• экспорт/импорт железной руды;

• экспорт/импорт лома.

Кроме количественных данных, основные показатели должны отражать долю страны в общемировом (региональном) объеме производства и потребления в сравнении этих данных с другими странами.

Детальный анализ металлургической отрасли невозможен без подробного описания всех действующих в стране металлургических предприятий. Для описания их производственных возможностей и особенностей используются непосредственные данные компаний (с их официальных Интернет-сайтов). Форма описания была выбрана по форме, применяемой в справочнике металлургических компаний мира «Iron & Steel Works of the World». Такой справочник актуализируется и публикуется журналом «Metal Bulletin» [5].

Описание металлургической компании состоит из следующих частей:

• почтовый адрес центрального офиса компании;

• контактные телефоны и факсы;

• официальный адрес компании в сети Интернет (E-mail);

• ведущие топ-менеджеры компании;

• дата основания (пуска в эксплуатацию) предприятия;

• капитализация компании (согласно биржевым данным);

• общее число работников;

• основной акционер (акционеры) компании;

• дочерние и зависимые предприятия;

• производственная мощность предприятия (по жидкой стали).

Эта первоначальная вводная информация недостаточна для полноценного рассмотрения и анализа предприятия. Поэтому необходимо включать максимально подробное (на основе доступной информации) описание производственного процесса. Поскольку описание производственного процесса (в большинстве случаев) является внутренним документом, вывод о нем можно сделать исходя из перечня основного производственного оборудования.

Перечень основного производственного оборудования включает:

• коксохимическое производство (коксовые батареи);

• обогатительное производство (дробильные, обжиговые мощности, линии окомкования);

• производство чугуна (доменные печи), железа прямого восстановления DRI, горячебрикети-рованного железа HBI;

• сталеплавильное производство (мартеновские печи, электропечи, конвертеры), а также печи-ковши, агрегаты АДС и ВОС, вакууматоры;

• мощности по разливке стали (МНЛЗ);

• мощности по производству проката (сортовые станы, станы горячей и холодной прокатки листа, толстолистовые станы, литейно-про-катные модули и др.);

• линии нанесения покрытий (электролитическое лужение, электролитическое и горячее оцинко-вание, полимерные и другие покрытия);

• вспомогательное прокатное оборудование (травильные линии, печи и агрегаты непрерывного отжига, дрессировочные станы, агрегаты резки);

• мощности по производству труб и заготовок для их производства.

После перечня основного технологического оборудования необходимо также перечислить типы выпускаемых предприятием марок стали и

сортамент выпускаемых видов продукции (типы продукции). Если такая информация отсутствует, выводы можно сделать исходя из состава оборудования. Кроме того, обычно указывают адреса зарубежных представительств компании и список иностранных торговых представительств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение обязательно рассматривают планы модернизации производства, объявленные руководством компании. Эти планы дают представление о планируемом увеличении мощностей производства, модернизации технологического оборудования, возможном выпуске новых видов продукции.

Проведенный анализ общей экономической и политической ситуации в стране (регионе), а также отдельных отраслей экономики дает полное представление о тенденциях ее развития и условиях ведения бизнеса. На основе анализа этой информации принимают стратегические решения о возможностях инвестиций в этом регионе, строительстве или покупке металлургических предприятий (участии в акционерном капитале). Эта информация необходима и при переговорах высшего руководства с представителями металлургической отрасли региона об увеличении объемов реализации или совместных программах по продвижению продукции.

Завершающим этапом является подготовка аналитической записки о стратегической привлекательности и степени изученности регионов и стран мира.

Данная методика предназначена для анализа возможных проектов и служит базой для принятия управленческих решений.

Использование предлагаемой нами методики позволит:

• проводить анализ привлекательности международных рынков;

• строить прогнозы их дальнейшего развития;

• оценивать потенциал потребления металла и обеспеченности сырьевыми ресурсами, необходимыми для металлургического производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический обзор «Global Steel Mill Product Matrix», Peter F. Marcus, Karlis M. Kirsis (компания «World Steel Dynamics»), 2006.

2. Официальная статистика Международного института чугуна и стали (IISI), 2006.

3. Официальная статистика Международного аналитического агентства «World Steel Dynamics», 2006.

4. Обзор стран мира «CIA World Factbook», данные сайта www. cia. gov/cia/publications/factbook/ index. html.

5. Справочник металлургических компаний мира «Iron & Steel Works of the World», Metal Bulletin, 2005.

6. Статья «Global Iron & Steel Production to the Year 2008», MEPS (International) Ltd, 2004.

7. Статья «Evaluating Investment Opportunities — Making the Right Decision», David Clarry & Will Berends («Hatch Beddows»), 2002.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.