Научная статья на тему 'Методологические подходы к освоению природно-ресурсного потенциала Чукотского автономного округа'

Методологические подходы к освоению природно-ресурсного потенциала Чукотского автономного округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУКОТКА / АРКТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМ / ТЭЗ / СО-МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Часовской В.П.

В статье рассмотрены составляющие устойчивого социально-экономического развития Чукотского автономного округа с учетом особенностей социальных, природно-экономических условий. Определены возможности взаимодействия разных подходов к природопользованию. Предложены модель, механизмы и инструменты устойчивого развития региона на основе рационального природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к освоению природно-ресурсного потенциала Чукотского автономного округа»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В. П. ЧАСОВСКОЙ, кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела Московский гуманитарно-экономический институт

В статье рассмотрены составляющие устойчивого социально-экономического развития Чукотского автономного округа с учетом особенностей социальных, природно-экономическихусловий. Определены возможности взаимодействия разных подходов к природопользованию. Предложены модель, механизмы и инструменты устойчивого развития региона на основе рационального природопользования.

Ключевые слова: Чукотка, Арктика, устойчивый, развитие, модель, механизм, ТЭЗ, со-менеджмент.

Устойчивое развитие — это такое развитие, которое способствует удовлетворению настоящего времени, но не ставит при этом под угрозу интересы и потребности будущих поколений. Такое определение было дано в 1992 г. в Бразилии на Всемирной конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития.

В последнее время проблема «устойчивого развития» все больше привлекает внимание ученых, и это естественно потому, что человечество вплотную подошло к такому этапу развития, когда проблемы безопасности все больше определяются условиями природопользования. В результате антропогенного воздействия на природу теряются ее способности к самовосстановлению, происходят необратимые явления. Биосфера все больше замещается техносферой. Экстенсивный экономический рост разрушает природную среду, приводит к экологической деградации, а это в свою очередь подрывает ресурсную базу и процесс экономического роста. Особое значение проблема устойчивого развития имеет для коренных народов Арктики вследствие обострения экологических и социально-экономических условий, угрожающих их существованию.

Концепция устойчивого развития может быть представлена как сбалансированное состояние развития трех открытых систем: экономической, социальной и экологической. Каждая из них постоянно меняется и преследует разные противоречащие друг другу цели:

• экономическая — максимальный экономический эффект;

• социальная — возможно более полное сохранение исторически сложившегося этнокультурного многообразия, обеспечение преемственности, сохранности и развития национальных культур и укладов жизни, обеспечение высокого уровня благосостояния населения;

• экологическая — наибольшая сохранность природных экосистем [4].

Устранение противоречий, установление баланса между этими составляющими является задачей огромной сложности. Очевидно, что устойчивое развитие невозможно без вовлечения в процесс управления развитием адекватных методов, инструментов, механизмов взаимодействия и конкретных мероприятий, способных обеспечить решение проблем устойчивого развития.

Природно-климатические и географические условия усугубляют сложности формирования условий устойчивого развития Чукотки. Наиболее значимые специфические черты, отличающие ее от других северных районов, следующие:

• исключительно тяжелые, малопригодные для жизни человека природно-климатические условия (низкие в течение всего года температуры, продолжительные полярные ночь и день, частые магнитные бури, утончающийся озоновый слой, сильные ветры и метели, плотные туманы,

многолетняя мерзлота) оказывают отрицательное воздействие на здоровье людей;

• сильная зависимость условий жизнеобеспечения и хозяйственной деятельности от поставок продовольствия, топлива, технических товаров по сложным транспортным схемам из центральных районов страны;

• уязвимость природной среды, легко нарушаемая в результате антропогенного воздействия и практически не восстанавливающаяся экосистема;

• повышенные затраты на осуществление хозяйственной деятельности и жизнеобеспечение населения;

• низкая экономическая эффективность традиционных отраслей хозяйствования и других, связанных с этими формами хозяйствования отраслей и групп населения;

• сложность адаптации коренного населения к рыночным условиям;

• сокращение ресурсной базы традиционных отраслей хозяйствования и трансформация рынков сбыта продукции;

• отсутствие благоприятных условий и экономических предпосылок для саморазвития;

• обострение проблем (экономических, экологических и других), связанных с проведением государственных реформ, и проблем, представляющих угрозу национальной безопасности Российской Федерации [1; 5]. Экономическая составляющая. С позиций

концепции устойчивого развития рациональное природопользование должно основываться на оптимальном использовании ограниченных ресурсов, использовании экологичных: природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, создании экологически приемлемой продукции; минимизации, переработке и уничтожении отходов [4].

Социальная составляющая. Политика строительства социализма, проводившаяся на Чукотке с установлением советской власти, затем активное хозяйственное освоение территории в значительной степени обострили противоречия между традиционным образом жизни коренных народов и социально-экономическим укладом пришлого населения, ставшего доминирующим.

В сложившихся условиях для достижения устойчивого гармоничного развития необходимо создание такой системы управления социальным развитием, которая позволит разрешить накопившиеся социальные проблемы и коренное население сможет реализовать свое право на участие в процес-

сах, формирующих сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение [4].

Экологическая составляющая. С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем, сохранение биосферой параметров своего гомеостаза. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии.

Проблема сбалансированного природопользования может быть решена в результате нахождения компромисса между целями составляющих устойчивого развития.

Исходя из опыта стран Арктического региона, можно выделить три крайних подхода к определению приоритетов в соответствии с целями устойчивого развития [2].

Первый подход основан на принципе минимизации использования биологических ресурсов, в том числе на запрещении для коренных народов форм природопользования, нарушающих экологическую этику (в ее европейском понимании).

В основе второго подхода — экономическая эффективность использования природных ресурсов в интересах государства и регионов. При этом этнокультурные ценности коренных этносов в расчет не принимаются.

Третий подход предполагает приоритетное право коренных народов использовать биологические ресурсы в соответствии со сложившимися традициями природопользования. Навязывание иной культуры природопользования извне исключено.

Определяя подходы к разработке модели устойчивого социально-экономического развития Чукотки, необходимо учитывать отличительные особенности традиционного природопользования (народов Чукотки) и «западного» (привнесенного извне).

Специфика освоения российской Арктики и Севера заключается в следующем:

• это районы традиционного природопользования коренных народов, основанного на эксплуатации возобновляемых ресурсов и сложившегося в течение тысячелетий в результате адаптации к природной среде;

• это районы активного промышленного освоения важнейших возобновляемых и нево-зобновляемых ресурсов, освоение которых осуществляется с помощью «западных» технологий управления пришлым населением,

РЕгиомьнАя экономика: теория и практика

27

которое становится доминирующим в районе освоения [2].

Возникает необходимость формирования стратегий развития, учитывающих эти факторы.

Особенности традиционного природопользования состоят в следующем:

• оно базируется на традиционных ценностях, специальных навыках и комплексном знании местной природной среды;

• компоненты природной среды высокоуязвимы к антропогенному воздействию;

• нарушенные экологические системы, природные ландшафты чрезвычайно медленно восстанавливаются;

• традиционное природопользование имеет комплексный характер и включает в различных сочетаниях: северное оленеводство, охотничий промысел, морской зверобойный промысел, промысловое рыболовство, сбор дикорастущих полезных растений, а также изготовление различных традиционных изделий;

• отсутствует разделение труда, каждый исполнитель участвует во всем производственном цикле, что и дает ему возможность целостного восприятия окружающей среды;

• экономическая эффективность низка, поэтому традиционное природопользование в основе своей ориентировано не на максимальную прибыль, а на личное и семейное потребление;

• распределяется конечная продукция через традиционные системы обмена, т. е. среди обширной группы родственников и друзей [2; 5]. Традиционное природопользование коренного

населения Чукотки складывалось в течение тысячелетий в процессе приспособления к условиям среды обитания. Вследствие этого коренное население органично вписалось в арктическую экосистему. Использование для обеспечения своих минимальных жизненно необходимых потребностей возобновляемых природных ресурсов (биологических ресурсов дикой природы) с минимальным энергопотреблением сформировало устойчивое, экологически сбалансированное природопользование. Философия аборигенов севера заключается в том, чтобы не брать от природы больше, чем необходимо. Они учились выживать, не совершая насилия над природой. Такое природопользование стало экологической основой жизнеобеспечения и устойчивого развития северных народов.

Для обозначения знаний об окружающей среде, проистекающих из опыта традиционного природопользования определенной группы коренного

населения, образ жизни которого и практическая деятельность тесно связаны с использованием ресурсов живой природы, применяется термин традиционные экологические знания — ТЭЗ (эквивалент английского термина «traditional ecological knowledge — TEK»). В ТЭЗ не включают знания коренных жителей, полученные в результате специального образования или путем самообразования (из книг, газет, телепередач и др.) [2]. Выделяют категории ТЭЗ:

• эмпирические наблюдения отдельных людей (охотников, рыбаков, оленеводов и др.) — конкретные факты из жизни природы, для каждого из которых может быть указано место и время;

• обобщения собственных наблюдений, сделанные этими людьми за определенный временной промежуток;

• знания о природопользовании — местах, сроках, способах и количестве используемых ресурсов в настоящее время или в прошлом;

• ценностные ориентации и моральные императивы, регулирующие экологическое поведение коренного населения данного региона;

• космологические представления о природе и месте в ней человека, возникшие на традиционной мифологической основе.

Богатый опыт выживания аборигенов в экстремальных условиях Арктики изучался и успешно использовался участниками разных полярных экспедиций. Все это говорит в пользу того, что освоение северных территорий в сочетании с новейшими технологиями представляет собой научный интерес.

Традиционный подход отличается отсутствием бюрократизма, упрощенной иерархией, действенностью неписаных правил, социальных норм и религиозных запретов. Знания накапливаются и обобщаются непосредственно в процессе использования ресурсов, неотделенном от процесса управления.

В конкретных условиях традиционное регулирование природопользования может быть значительно эффективнее государственного.

Идеальной для развития коренных народов могла бы быть модель, сформировавшаяся как совокупность экологически обоснованных приемов эксплуатации природных ресурсов территории и как отражение определенных мировоззренческих представлений, и основанная на неистощающем природопользовании [2].

Но для реализации этой модели необходимо, прежде всего, сохранение природной среды Севера

на территориях в состоянии, адекватном потребностям традиционного хозяйства, т. е. как минимум сохранение биоразнообразия на уровне промысловых видов и используемых типов экосистем.

Неистощающее природопользование возможно при определенной и постоянной плотности (и численности) населения, разумно ограниченном индивидуальном потреблением, а также при наличии достаточных знаний о природе как источнике ресурсов и рисков, а также при регламентированном духовной культурой отношении к ней [1].

За годы советской власти несколько поколений чукчей и эскимосов привыкли занимать пассивную позицию в отношении своей жизни, своей культуры, своего места на земле, все чаще происходит нарушение механизма передачи традиционных знаний, навыков, правил и норм поведения от старшего поколения к младшему.

В качестве компромиссной модели может рассматриваться модель, основанная на зонировании Севера, предполагающая выделение зон:

• приоритетного промышленного освоения и экономического развития;

• приоритетного традиционного природопользования, в которых обеспечены все условия для ведения традиционного хозяйства представителями коренных народов Севера, обеспечивающего приемлемые условия жизни. «Западный» подход базируется на научных

знаниях, законах, формальных правилах, инструкциях.

Индустриальное освоение северных территорий сопровождается вовлечением в производство местных экосистем, формированием общности людей (социума), привлеченных системой льгот и материальными благами, предоставляемыми добывающим предприятием.

Формирование модели устойчивого развития связано с разрешением противоречий между традиционным и «западным» подходами к природопользованию; между сохранением традиционного природопользования и активным экономическим освоением, разными технологическими подходами, разными ценностными ориентирами, взаимоотношениями между социумами, ориентированными на разные подходы.

Важнейшая роль в создании условий для устойчивого, гармоничного развития северных регионов принадлежит государству. Вместе с тем, имеют место несовершенство законодательных актов, отсутствие механизмов их реализации, слабый контроль за исполнением законов.

По признанию президента Д. Медведева, сделанного во время пребывания на Чукотке в сентябре 2008 г.: «Мы пока еще не имеем окончательной версии стратегии развития Дальнего Востока в целом» [3].

Сегодня в разработке находится несколько проектов стратегий развития: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», «Концепция устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации», «Проект стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года», «Проект стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года».

Основу всех проектов устойчивого социально-экономического развития Арктики и Чукотки составляет рациональное и эффективное природопользование.

В качестве наиболее важных принципов устойчивого развития, обозначенных в проектах, выделим следующие:

• устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим;

• приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций природных систем по отношению к прямому использованию их ресурсов;

• приоритет экологической безопасности при принятии политических и экономических решений;

• установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности федеральных, региональных и местных органов власти и природопользователей за состояние окружающей среды и природных ресурсов;

• отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

• участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области развития Арктики [2].

Все изложенное свидетельствует в пользу синтеза двух подходов в управлении ресурсами: традиционного, основанного на ТЭЗ, и «западного», основанного на научном знании и государственном управлении. Механизмом интеграции этих подходов является со-менеджмент.

Идея со-менеджмента заключается в создании условий совместного управления природными

ресурсами органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, ресурсодобывающими компаниями и коренными народами Севера в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности этих народов, минимизации негативного воздействия на экологию в результате промышленного развития территорий. Идет поиск приемлемых условий природопользования для всех заинтересованных сторон с целью сохранения традиционных культур коренных народов, эффективной адаптации этих культур

Концепция устойчивого развития как сбалансированное состояние открытых систем: экономической, экологической и социальной.

Сохранность природных систем

Максимальный экономический эффект

Сохранение этнокультурного многообразия, высокий уровень благосостояния населения

Рис. 1. Модель устойчивого развития региона на основе рационального природопользования

в современных условиях. Разрабатываются необходимые административные, экономические, финансовые и социальные механизмы экологического со-менеджмента. Для реализации механизма со-менеджмента необходима организационная структура в виде координационного совета или другой формы.

Безусловно, со-менеджмент не является идеальной моделью управления ресурсами, но он дает возможность формирования новых отношений между носителями традиционных и «академических» знаний; создается площадка для урегулирования противоречий между разными группами природопользо-вателей, появляется достаточно эффективный механизм, который дает возможность коренному населению участвовать в управлении биологическими ресурсами и отстаивать свои интересы в сфере природопользования [2].

Известен положительный опыт применения со-менеджмента на Аляске и на Севере Канады при управлении биоресурсами. Сходные принципы используются в Скандинавских странах.

Нам представляется, что наиболее важные элементы, влияющие на устойчивое социально-экономического развитие, можно объединить в модели управления устойчивым развитием на основе рационального природопользования (рис. 1).

В основе модели два механизма: ограничивающий (в основном связан с традиционным подходом к природопользованию) и сти-

мулирующий (относящийся в большей степени к западному подходу природопользования).

Действие ограничивающего механизма заключается в противодействии всем изменениям внешней среды, сохранении состояния параметров, обеспечивающих целостность биологических и физических природных систем.

Применение этого механизма предполагает:

• консервирование территорий (создание заповедников, заказников, природных парков) и ограничение экологического воздействия на компоненты естественной среды;

• ограничение использования природных ресурсов за счет лицензирования, установления стандартов, лимитов, квот, запрета определенных видов деятельности или их сдерживания путем использования экономических санкций, штрафов;

• ликвидация экономически неэффективного производства (за исключением традиционного);

• ограничение хозяйственной деятельности на экологически неблагополучных территориях. Основные инструменты этого механизма — административные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулирующий механизм направлен на активизацию прогрессивных изменений, способствующих уменьшению деструктивных давлений на природную среду [4].

Прерогативы стимулирующего механизма — в совершенствовании структуры производства в соответствии с потребностями экономики страны и условиями каждого конкретного региона, основанной на оптимальном использовании природных ресурсов, на использовании экологичных энерго-и материалосберегающих технологий, создании экологически приемлемой продукции, безотходных технологий, переработки и утилизации побочных продуктов и отходов.

Инструменты стимулирующего механизма:

• экономические; льготные налогообложение и ценообразование для экологически ориентированной продукции;

• мотивационные: моральные стимулы, общественное мнение, имидж социально ответственной компании;

• административные: правовое стимулирование внедрения инновационных, ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Научная поддержка устойчивого развития подразумевает широкий спектр мероприятий: от научных прогнозов, оценки изменений климата, внедрения инновационных технологий, мониторинга до разработки инструментов и рекомендаций по предотвращению и устранению чрезвычайных экологических ситуаций и распространения экологических знаний.

Экологические аспекты должны внедряться во все экономические мероприятия, которые могут иметь значительное воздействие на окружающую среду и здоровье человека в арктических государствах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации (проект). URL: http://www. sci. aha. ru/econ/A131e. htm.

2. Клоков К. Б., Красовская Т. М., Ямской А. М. Проблемы перехода к устойчивому развитию районов расселения коренных народов российской Арктики. Москва, ИЭА РАН, 2001. URL: http://www. etnograf. ru/node/38.

3. Медведев Д. А. Выступление на совещании по вопросам социально-экономического развития Чукотского автономного округа. // Чукотка, Анадырь, 23 сентября 2008 г. Официальный сайт Президента России. URL: http://www. kremlin. ru.

4. Социально-экономический потенциал устойчивого развития: учебник. / Под ред. Л. Г. Мельника и Л. Хенсена. — Сумы: ИТД «Университетская книга». 2007.

5. Чукотка. Природно-экономический очерк. Монография. // Редакционная коллегия: А.Н. Котов (председатель), Н.П. Отке и др. — М.: Арт-Латэкс. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.