Научная статья на тему 'Методологические подходы к организации занятий по дисциплине «Основы первой помощи» в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России'

Методологические подходы к организации занятий по дисциплине «Основы первой помощи» в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / BASIC CONCEPTS OF THE FIRST AID / METHODOLOGICAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коннова Л.А., Балабанов В.А.

Изложены методологические основы проведения занятий по дисциплине «Основы первой помощи» в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России. Согласно зарубежному и отечественному опыту методология обучения медицинских работников (медсестер и фельдшеров) не подходит для обучения пожарных и спасателей (не медиков), поскольку за короткий промежуток времени сформировать медицинское мышление невозможно. Подготовка по данной дисциплине в непрофильном (немедицинском) вузе должна быть основана на иных принципах, какими являются алгоритмизация, стандартизация и отработка практических навыков до автоматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коннова Л.А., Балабанов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF STUDIES IN THE DISCIPLINE «BASIC CONCEPTS OF THE FIRST AID» IN THE SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

The methodological basis of carrying of the studies in the discipline «Basic concepts of the first aid» in the Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia is described in this article. According to foreign and domestic experience, the methodology of training of health workers (nurses and paramedics) is not suitable for training of firefighters and rescuers (non-medical stuff), because in a short period of time it is impossible to form the medical thinking. Training in this discipline in non-major (non-medical) universities should be based on other principles: algorithm presentation, standardization and drill of the practical skills to automaticity.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к организации занятий по дисциплине «Основы первой помощи» в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Л.А. Коннова, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; В.А. Балабанов, кандидат медицинских наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Изложены методологические основы проведения занятий по дисциплине «Основы первой помощи» в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России. Согласно зарубежному и отечественному опыту методология обучения медицинских работников (медсестер и фельдшеров) не подходит для обучения пожарных и спасателей (не медиков), поскольку за короткий промежуток времени сформировать медицинское мышление невозможно. Подготовка по данной дисциплине в непрофильном (немедицинском) вузе должна быть основана на иных принципах, какими являются алгоритмизация, стандартизация и отработка практических навыков до автоматизма.

Ключевые слова: основы первой помощи, методологические основы

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF STUDIES IN THE DISCIPLINE «BASIC CONCEPTS OF THE FIRST AID» IN THE SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

L.A. Konnova; V.A. Balabanov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The methodological basis of carrying of the studies in the discipline «Basic concepts of the first aid» in the Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia is described in this article. According to foreign and domestic experience, the methodology of training of health workers (nurses and paramedics) is not suitable for training of firefighters and rescuers (non-medical stuff), because in a short period of time it is impossible to form the medical thinking. Training in this discipline in non-major (non-medical) universities should be based on other principles: algorithm presentation, standardization and drill of the practical skills to automaticity.

Keywords: basic concepts of the first aid, methodological basis

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (ТП и АСР) поиск и спасение людей является первостепенной задачей пожарно-спасательных подразделений. В соответствии с порядком ТП и технологией проведения АСР, а также в зависимости от состояния пострадавших, организуется либо самостоятельный выход спасаемых, либо вывод или вынос их из опасной зоны - за границы зоны ТП и АСР. При деблокировке пострадавших из труднодоступных мест, в том числе и при дорожно-транспортных происшествиях, спасаемые нуждаются в проведении первоочередных мероприятий, направленных на сохранение их жизни и здоровья непосредственно на месте происшествия (оказание первой помощи). При этом в случае отсутствия медицинских работников первую помощь (1111) оказывают пожарные и спасатели, а эффективность 1111 зависит как от умения ее оказывать, так и от временного фактора, то есть большее число спасенных будет в том случае, если помощь оказана в течение 30 мин после получения травмы. С увеличением срока начала её оказания значительно возрастает частота различных, в том числе смертельных, осложнений у пострадавших. В связи с этим и появилось так называемое правило «Золотого часа».

В связи с вышесказанным понятно, что проблема обучения и совершенствования медицинской подготовки в рамках первой помощи остается постоянно актуальной для Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России. В то же время в педагогической научной литературе практически не обсуждаются вопросы совершенствования подготовки оказания ПП в вузах ГПС МЧС России.

Медицинская подготовка курсантов и студентов в рамках ПП была выделена в самостоятельную дисциплину в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России в 1992 г. Необходимость и актуальность такой дисциплины обоснована в целом ряде публикаций [1-4]. В настоящее время в университете подготовка обучающихся по оказанию ПП проводится в рамках дисциплин «Первая помощь», «Основы первой помощи», «Безопасность жизнедеятельности» в зависимости от специальности или направления обучения. Цель настоящего исследования заключается в обобщении опыта обучения, анализе методологии и организации проведения занятий по основам первой помощи.

В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики. Согласно зарубежному и отечественному опыту методология обучения медицинских работников (медсестер и фельдшеров) не подходит для обучения непрофессионалов (не медиков), поскольку за короткий промежуток времени сформировать медицинское мышление невозможно. Подготовка по данной дисциплине в непрофильном (немедицинском) вузе должна быть основана на иных принципах, какими являются алгоритмизация, стандартизация и отработка практических навыков до автоматизма [5-7]. К настоящему времени общепризнанными наиболее эффективными методами обучения в области подготовки по ПП являются тренинговые методы обучения - симуляционный и имитационный методы [8-10].

В этой связи одним из наиболее приоритетных вопросов, требующих решения, является проблема создания современного учебно-методического комплекса, разработка которого должна вестись с учетом профессиональной подготовки. Учебно-методический комплекс дисциплины - это совокупность учебно-методических материалов по дисциплине, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения для наиболее полной реализации задач, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Учебно-методический комплекс должен разрабатываться для студентов и курсантов с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала.

Цель создания учебно-методического комплекса - сформировать качественное методическое обеспечение учебного процесса.

В качестве одного из основных направлений деятельности преподавателя высшего учебного заведения необходимо отметить его методическую деятельность: разработку методической документации, целью которой является комплексное научно-методическое обеспечение образовательных программ преподаваемых учебных дисциплин. Результатом такой деятельности будет выступать учебно-методический комплекс, выполненный в соответствии с нормативно-правовым содержанием и соблюдением всех государственных образовательных стандартов. Актуальным остается вопрос создания единой системы учебно-методических комплексов (в том числе по дисциплине «Основы первой помощи») в высших учебных заведениях МЧС России, унификация документационных процессов, применение новых и устранение устаревших методов создания и приемов управления документами.

С этой целью в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России разрабатываются документы, закрепляющие состав учебно-методического комплекса: требования к формам документов, используемых в вузе; единые правила и процедуры подготовки и оформления документов; технологические процессы организации работы с документами и способы, обеспечивающие эффективное и рациональное хранение документов, в том числе и с применением информационных технологий. Разработаны учебные пособия и учебник «Основы первой помощи» с грифом учебно-методического объединения по университетскому политехническому образованию «Рекомендовано» [11].

Практические занятия проходят в специально оборудованном медицинском классе с использованием мультимедийной техники, симулятов - фантомов для отработки практических навыков, действия на которых контролируются компьютером.

В связи с постоянным развитием как медицинских, так и педагогических технологий, совершенствованием правил и приемов помощи и внедрением новых технических средств для оказания ПП необходима постоянная корреляция программ обучения с внесением в теоретическую и практическую часть дисциплины инновационных достижений. В течение последнего десятилетия, например, претерпели значительные изменения алгоритмы оказания сердечно-легочной реанимации, которые являются ключевой темой обучения оказанию 1111 [12]. Европейский совет по реанимации (European Resuscitation Council - ERC) периодически публикует новые рекомендации (1992, 1998, 2000 и 2005 гг.).

Особенностью обучения оказанию 11 при несчастных случаях являются два аспекта подготовки. С одной стороны, следует научить оказывать помощь подручными средствами, принимая во внимания неожиданные ситуации. С другой стороны, выпускники вуза, пополняющие начальствующий состав, должны знать, к чему стремиться в будущей деятельности, и быть готовы оснащать пожарно-спасательные подразделения новейшими средствами оказания 11 , применение которых сокращает время спасения и минимизирует людские потери. Примером является оснащение одноразовыми автоматическими дефибрилляторами, широко и повсеместно используемыми в зарубежных странах не только спасателями, но и населением, поскольку они размещены в местах скопления людей -на стадионах, в школах и т.д. Это стало особенно важным в связи с возрастающей угрозой террористических актов.

Кроме необходимости постоянного обновления содержательной части программ с внесением информации о новейших средствах и мерах оказания ПП, следует постоянно совершенствовать методологию обучения. Благодаря организационно-педагогическим условиям не только определяется и обосновывается объем теоретических и практических и организационных умений, который необходим выпускникам вуза, но проводится внедрение педагогических инноваций - информационных, обучение через интернет, автоматизация средств контроля и т.д. [13].

Среди инновационных методов следует выделить технологию обучения в команде с элементами интерактивного обучения, что более результативно в плане формирования осознанного выбора решения и принятия адекватных мер помощи в конкретных

экстремальных условиях [14]. Преподаватель делит группу на подгруппы (команды), каждая команда получает ситуационные задачи, которые предполагают определенную ситуацию и несчастный случай. Работа в команде формирует ответственность, а творческие споры и общее обсуждение результатов поощряет мотивацию к обучению. Основным принципом группового решения ситуационных задач является задание, стимулирующее интерес к обучению, способствующее групповому взаимопониманию и самосовершенствованию.

Важной частью педагогической установки являются диагностические процедуры, которые содержат критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. Одна из процедур - проведение текущих письменных программированных опросов (в форме тестов).

Для выявления уровня подготовки обучающихся в университете на предмет их готовности к оказанию ПП в дальнейшей трудовой деятельности в экстремальных условиях использовали такие методы, как анкетирование, проведение бесед и тестирование. Анкетирование направлено на самооценку полученных знаний, беседы уточняют понимание роли своевременного оказания ПП помощи в условиях чрезвычайной ситуации, а тестирование представляется основным методом проверки уровня полученных знаний.

Анализ 23-летнего опыта медицинской подготовки в рамках ПП в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России позволяет отметить постоянное совершенствование обучения, с одной стороны, путем корректирования содержательной части с учетом новейших достижений в области медицины, и с другой стороны - внедрением педагогических инноваций, ориентированных на повышение результативности обучения. Следует учесть при этом, что программа подготовки специалистов в вузах МЧС России должна быть шире программы подготовки к оказанию ПП рядового состава пожарно-спасательных подразделений и включать разделы медико-биологических основ радиационной и токсикологической безопасности. Реализация предложенной концепции требует дополнительных финансовых вложений и времени, однако цель оправдает вложенные средства, поскольку ориентирована на конструктивные действия руководящего состава в чрезвычайных ситуациях и снижение людских потерь как среди населения, так и среди личного состава аварийно-спасательных подразделений

Литература

1. Коннова Л. А., Лоскутов Ю.Н., Анисимов В.Н. Медико-профилактические аспекты эффективности и безопасности работы противопожарной и аварийно-спасательной службы // Военно-медицинский журнал. 1994. № 3. С. 18-20.

2. Коннова Л.А. Основы безопасного ведения первоочередных аварийно-спасательных работ при тушении пожара в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера // Научные идеи, направления, традиции: сб. СПб.: С.-Петерб. ин-т ГПС МЧС России. 1996.

3. Артамонов В.С., Коннова Л.А. Медицинские аспекты полифункциональной деятельности Государственной противопожарной службы // Вестник С.-Петерб. ин-та ГПС МЧС России. 2004. № 4. С. 101-106.

4. Артамонов В.С., Коннова Л.А. Проблема медицинской подготовки пожарных в аспекте расширения функций ГПС МЧС России // Гражданская защита. 2004. № 4.

5. Авдеева В. Г. О системе подготовки и технологиях интенсивного обучения спасателей Государственной противопожарной службы МЧС России оказанию первой помощи по поддержанию жизни пострадавших при чрезвычайных ситуациях // Пожаровзрывабезопасность. 2003. № 2. С. 44-46.

6. Сахно И.И., Жуков А.А., Воропаев А.В. Пути совершенствования подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях // Военно-медицинский журнал. 2003. № 6. С. 49.

7. Бубнов В. А. Очевидец происшествия становится спасателем. Пути повышения эффективности обучения ПМП // Гражданская защита. 2005. № 9. С. 49.

8. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании - переломный момент // Фундаментальные исследования. 2011. № 10-3. С. 534-537.

9. Вульферт В.Я. Имитационные методы активного обучения: учеб. пособие. 2-е изд., испр. Новосибирск, 2011. 96 с.

10. Тимофеева С.С. Тренинговые технологии в обучении студентов направления «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2015. № 3. С. 63-67.

11. Коннова Л. А., Балабанов В. А., Артамонова Г.К. Основы первой помощи: учеб. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России. 2015. 161 с.

12. Коннова Л.А. Социальные и медицинские аспекты проблемы внезапной сердечной смерти // Вестник С.-Петерб. ин-та ГПС МЧС России. 2005. № 1.

13. Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 345-349.

14. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: командно-ориентированное обучение (ТБЬ - Team-Based Learning), элементы интерактивного обучения в разборе отдельных тем: учеб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 272 с.

References

1. Konnova L.A., Loskutov Ju.N., Anisimov V.N. Mediko-profilakticheskie aspekty jeffektivnosti i bezopasnosti raboty protivopozharnoj i avarijno-spasatel'noj sluzhby // Voenno-medicinskij zhurnal. 1994. № 3. S. 18-20.

2. Konnova L.A. Osnovy bezopasnogo vedenija pervoocherednyh avarijno-spasatel'nyh rabot pri tushenii pozhara v uslovijah chrezvychajnyh situacij tehnogennogo haraktera // Nauchnye idei, napravlenija, tradicii: sb. SPb.: S.-Peterb. in-t GPS MChS Rossii. 1996.

3. Artamonov V.S., Konnova L.A. Medicinskie aspekty polifunkcional'noj dejatel'nosti Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby // Vestnik S.-Peterb. in-ta GPS MChS Rossii. 2004. № 4. S. 101-106.

4. Artamonov V.S., Konnova L.A. Problema medicinskoj podgotovki pozharnyh v aspekte rasshirenija funkcij GPS MChS Rossii // Grazhdanskaja zashhita. 2004. № 4.

5. Avdeeva V.G. O sisteme podgotovki i tehnologijah intensivnogo obuchenija spasatelej Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii okazaniju pervoj pomoshhi po podderzhaniju zhizni postradavshih pri chrezvychajnyh situacijah // Pozharovzryvabezopasnost'. 2003. № 2. S. 44-46.

6. Sahno I.I., Zhukov A.A., Voropaev A.V. Puti sovershenstvovanija podgotovki naselenija k okazaniju pervoj medicinskoj pomoshhi v chrezvychajnyh situacijah // Voenno-medicinskij zhurnal. 2003. № 6. S. 49.

7. Bubnov V.A. Ochevidec proisshestvija stanovitsja spasatelem. Puti povyshenija jeffektivnosti obuchenija PMP // Grazhdanskaja zashhita. 2005. № 9. S. 49.

8. Murav'ev K.A., Hodzhajan A.B., Roj S.V. Simuljacionnoe obuchenie v medicinskom obrazovanii - perelomnyj moment // Fundamental'nye issledovanija. 2011. № 10-3. S. 534-537.

9. Vul'fert V.Ja. Imitacionnye metody aktivnogo obuchenija: ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. Novosibirsk, 2011. 96 s.

10. Timofeeva S.S. Treningovye tehnologii v obuchenii studentov napravlenija «Tehnosfernaja bezopasnost'» // Bezopasnost' v tehnosfere. 2015. № 3. S. 63-67.

11. Konnova L.A., Balabanov V.A., Artamonova G.K. Osnovy pervoj pomoshhi: ucheb. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MChS Rossii. 2015. 161 c.

12. Konnova L.A. Social'nye i medicinskie aspekty problemy vnezapnoj serdechnoj smerti // Vestnik S.-Peterb. in-ta GPS MChS Rossii. 2005. № 1.

13. Mitina N.A., Nurzhanova T.T. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly // Molodoj uchenyj. 2013. № 1. S. 345-349.

14. Lopatin P.V., Kartashova O.V. Biojetika: komandno-orientirovannoe obuchenie (TBL -Team-Based Learning), jelementy interaktivnogo obuchenija v razbore otdel'nyh tem: ucheb. M.: GJeOTAR-Media, 2011. 272 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.