Научная статья на тему 'Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства'

Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ РОСТ / МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SMALL BUSINESS / INNOVATIVE GROWTH / THE MECHANISM OF INNOVATIVE GROWTH / THE INTELLECTUAL CAPITAL / THE INNOVATIVE MECHANISM / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева Татьяна Николаевна

Исследуется сущность понятия «инновационный рост», рассматриваются методологические подходы к исследованию феномена зарождения идеи. Исследованы понятия интеллектуального капитала и инновационного механизма, а также элементы инновационного механизма, в том числе и инновационная инфраструктура. Рассматривается сущность процесса управления и предлагается выделение четырех групп иерархических подсистем управленческого воздействия. Представлена своя классификация этапов инновационного роста малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE MECHANISM INNOVATIVE GROWTH SMALL BUSINESS

In the article the essence of concept «innovative growth» is investigated, methodological approaches to research of a phenomenon of origin of idea are considered. Concepts of the intellectual capital and the innovative mechanism are considered. Elements of the innovative mechanism, including an innovative infrastructure are investigated. The author considers essence of managerial process and suggests allocating four groups of hierarchical subsystems of administrative effect. The author offers the classification of stages of innovative growth of small business.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства»

УДК 330.95

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕХАНИЗМУ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE MECHANISM INNOVATIVE GROWTH

SMALL BUSINESS

Т.Н. Кошелева ^N. Kosheleva

Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Исследуется сущность понятия «инновационный рост», рассматриваются методологические подходы к исследованию феномена зарождения идеи. Исследованы понятия интеллектуального капитала и инновационного механизма, а также элементы инновационного механизма, в том числе и инновационная инфраструктура. Рассматривается сущность процесса управления и предлагается выделение четырех групп иерархических подсистем управленческого воздействия. Представлена своя классификация этапов инновационного роста малого предпринимательства.

In the article the essence of concept «innovative growth» is investigated, methodological approaches to research of a phenomenon of origin of idea are considered. Concepts of the intellectual capital and the innovative mechanism are considered. Elements of the innovative mechanism, including an innovative infrastructure are investigated. The author considers essence of managerial process and suggests allocating four groups of hierarchical subsystems of administrative effect. The author offers the classification of stages of innovative growth of small business.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационный рост, механизм инновационного роста, интеллектуальный капитал, инновационный механизм, инновационная инфраструктура.

Key words: small business, innovative growth, the mechanism of innovative growth, the intellectual capital, the innovative mechanism, innovative infrastructure.

Основная методологическая проблема в процессе исследования понятия «инновационный рост» заключается в том что, нет единого понимания, что такое инновация и, соответственно, не выработано более-менее единого, даже в рамках отдельно взятого государства, критерия инновационности, в зависимости от изменения которого и можно было бы определить наличие и уровень инновационного роста.

Но для того чтобы понять сущность инновации, необходимо исследовать сам процесс зарождения нового знания. Познание механизма зарождения идеи и новой реальности востребовано в настоящий момент с целью определения сущности и механизма инновационного роста, а также выявления механизма факторов инновационного роста малого предпринимательства.

Мыслительные способности субъекта предпринимательской деятельности как свойства человеческого ума позволяют ему не только познавать универсальную реальность, но и самостоятельно создавать новый вид реальности на основе накопленных знаний и создания

нового знания, т. е. символическую реальность. Но сам субъект предпринимательской деятельности свободен в выборе направления создания новой реальности, а путь познания должен проходить через познание сути самого субъекта, который выступает в качестве материально-духовного существа [1, с. 129]. Принадлежность к двум мирам - материальному и духовному - определяет направление познавательной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которой он постигает и совершенствует реальность, т. е. субъект предпринимательской деятельности, используя накопленные знания, пропускает их через свое сознание и создает новую реальность как продукт своего разума и результат мыслительного процесса. Мышление любого субъекта предпринимательской деятельности - это достаточно высокий уровень сознания реальности, в процессе реализации которого зарождается идея как определенное умозаключение [1, с. 131].

Методологические подходы к исследованию феномена зарождения идеи можно охарак-

© Т.Н. Кошелева, 2012

теризовать с помощью теории человека, в соответствии с которой процесс мышления осуществляется на основе использования субъектом предпринимательской деятельности информационных возможностей, так называемого единого информационного поля, которое проявляется через результат мыслительной деятельности под влиянием внешних «фермионных частиц» и законы которого определяют само развитие человека [1, с. 132]. Мыслительный процесс человека (субъекта предпринимательской деятельности) определяется взаимодействием сознания (объективного мышления, способного к логическому мышлению) и подсознания (субъективного разума, своеобразной системы организации памяти). Субъект предпринимательской деятельности, создавая новую реальность, использует свое сознание, которое осуществляет логические умозаключения, и подсознание, которое способно найти решение любой проблемы и выход из любой ситуации. Превращение знания, полученного путем мыслительных процессов субъектов малого предпринимательства и обработки внешней информации и собственного, уже полученного знания, в новую реальность становится одним из неотъемлемых ресурсов будущего материального производства [1, с. 123].

Одним из основных методологических принципов в процессе исследования понятия «инновации» можно выделить принцип детерминизма, являющийся одновременно и основополагающим философским принципом. Сам термин «детерминация» происходит от латинского «determine» (определяю) и предполагает возможность обязательной определяемости всех явлений в мире другими явлениями и, используя понятие «детерминизма» для создания структуры новой области знаний, имеется в виду детерминизм постклассический, диалектический [2]. В основе необходимости разработки инновационных решений лежит рассмотрение их через призму таких философских категорий, как «противоречие» и «количество» и «качество», а также «возможность» и «действительность» [3, с. 82-85]. Существует определенное противоречие между необходимостью устойчивого функционирования субъекта малого предпринимательства и необходимостью его инновационной перестройки, которая изменяясь в одних своих базовых элементах, сохраняется как достаточно устойчивая организационная, технологическая и т. п. структура в других.

Количественные изменения и их переход в качественные в процессе создания иннова-

ций, обеспечивают выход устойчивой производственной (организационной, технологической и т. д.) структуры на новый качественный уровень, и в своем течении раскрывают условия и критерии, существо и механизм инновационного процесса, который можно охарактеризовать как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старых потребительских свойств изделия к новым свойствам. Этот процесс может протекать и представлять собой непрерывный и прерывистый процесс. На определенной стадии своего инновационного развития, при определенных условиях, продукт (технологический или управленческий процесс) приобретает какие-то новые свойства и одновременно теряет некоторые прежние качества и в результате становится новшеством.

Возможность - это объективно существующая потенциальная тенденция развития конкретного процесса [4], т. е. вероятность появления и существования какого-либо процесса и становления впоследствии реальностью, которая возникает на основе той или иной закономерности развития и отражает эту закономерность. Действительность можно определить как объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений, т. е. то, что уже существует в материальном мире, так называемая реализация инновационных идей в реальных инновациях. Таким образом, все, что в результате превращается в готовое новшество и становится действительным, выступает сначала как возможное, и в этом выражается их взаимосвязь.

Необходимо напомнить и о таких взаимосвязанных закономерностях в процессе исследования понятия «инновации», как «необходимость» и «случайность», «причина» и «следствие», которые также помогают раскрыть сущность не только инновации как конечного продукта, но и самого инновационного процесса. Необходимость постоянного изменения и случайность выбора направления инновационной идеи составляют основу инновационного процесса в целом и каждого отдельного инновационного скачка, в частности. Отличия необходимости изменения от случайности выбора характеризуются тем, что необходимость определяет единственную возможность, превращения конкретный объект в качестве способа превращения возможности в действительность, в то время как случайность определяет наличие в определенных условиях нескольких возможностей, которые все могут произойти, но реализуется только одна.

Таким образом, накопление и переход количественных изменений в качественные или накопление качественных изменений и переход из одного качественного состояния в другое автор предлагает определять инновационными изменениями, которые также можно отнести к одним из элементов механизма инновационного роста. Под механизмом инновационного роста можно понимать систему инновационного изменения действительности, основанную на наличии элементов механизма инновационного роста, которые взаимообусловлены потребностью в усилении конкурентных преимуществ субъектами рыночных отношений и необходимостью экономического роста в целом. К основным составным элементам механизма инновационного роста автор предлагает относить: наличие благоприятной среды для зарождения новых идей, их существования и адаптации к потребностям развития, инновационные изменения объекта исследования под воздействием новой идеи; наличие возможностей для реализации инновационных изменений (наличие всех видов необходимых ресурсов - сырья и оборудования, квалифицированных кадров и т. д.), наличие спроса на эти инновационные изменения, а также наличие инновационной инфраструктуры.

Таким образом, под инновацией следует понимать инновационные изменения объекта исследования под воздействием новой идеи, которая в процессе реализации механизма инновационного роста трансформируются в готовую новую реальность.

В свою очередь, трансформация знания субъекта малого предпринимательства в новую реальность является одним из этапов формирования интеллектуального капитала, наличие которого выступает одним из необходимых базовых условий для реализации инновационных изменений в процессе осуществления механизма инновационного роста. Интеллектуальный капитал некоторые исследователи характеризуют как запас и поток профессиональных знаний, творческие способности, которые обеспечивают дополнительные доходы за счет реализации конкурентных преимуществ [5]. Автор придерживается несколько иного мнения относительно сущности и содержания данного понятия. Под интеллектуальным капиталом автор предлагает понимать не только систему имеющихся на определенный момент профессиональных знаний сотрудников, получаемый синергетический эффект от применения в деятельности малого предприятия этих знаний, созданные сотрудниками на

малом предприятии объекты интеллектуальной собственности, но и способность индивидуумов (сотрудников) накапливать новые знания и, что, наверное, самое главное, их способность к постоянному повышению своего образовательного и профессионального уровня.

Интеллектуальный капитал, в свою очередь, выступает составным элементом, наряду с новым знанием, в процессе создания в настоящее время инновационной экономики, которая должна быть ориентирована на создание интеллектуальной и материальной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, формируемой интеллектуальным вкладом человеческого капитала - носителя генетического, культурного и технологического наследия. Составным элементом в процессе создания инновационной экономики выступают и инвестиции в человеческий капитал в форме качественной перестройки образовательных услуг. В связи с этим, наряду с постановкой одной из основных задач формирующейся инновационной экономики - повышения эффективности производства на основе опережающего развития высокотехнологичных отраслей, необходимо решить важнейшую основополагающую задачу - обеспечение требуемого интеллектуального уровня человеческого капитала через предоставление образовательных услуг, которые выступают основным из базовых условий формирования интеллектуального капитала, который определяет особую роль интеллектуального фактора в конечных результатах наукоемкого направления развития и его влияния на долгосрочную перспективу.

Но сущность инновационного роста субъекта малого предпринимательства невозможно рассматривать в отрыве от рыночной среды, в которой этот субъект существует и развивается, а также в отрыве от инновационного механизма малого предпринимательства в целом, составным элементом которого является инновационного рост каждого отдельного субъекта. Исследование сущности инновационного механизма малого предпринимательства необходимо начать с анализа существующих трактовок данного понятия. В.А. Колоколов в своей статье «Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур» предложил инновационный механизм определять как организационно-экономическую форму реализации инновационной деятельности и обеспечения ее проведения [6]. Но, по мнению автора данной статьи, данное определение не дает всеобъемлющей характеристики сущности инновационного механизма, так как не вклю-

чает в себя социальную составляющую. П. Ше-ко в своей статье «Инновационный хозяйственный механизм» ограничивает сущность инновационного механизма взаимодействием инновационно-образующих факторов, направленных на устойчивый экономический рост [7]. Автор данной статьи позволит себе не согласиться с П. Шеко в отношении обеспечения устойчивого экономического роста, так как любой экономический рост, тем более связанный с инновациями, происходит скорее скачкообразно, и его сложно охарактеризовать термином «устойчивый». Г.Д. Ковалев в своей работе «Инновационные коммуникации» [8] рассматривает такие составные элементы инновационного механизма, как инновационная коммуникация, логистические инновационные функции, логистические инновационные операции и другие. Кроме факторов, определяющих инновационный рост, по мнению автора, инновационный механизм включает также и элементы инновационной инфраструктуры. Автор данной статьи позволит себе уточнить представление об инновационном механизме и предлагает следующее определение инновационного механизма - это организационно-экономическая форма реализации инновационной деятельности, обеспечения ее проведения, конечной целью которой выступает повышение конкурентоспособности субъектов на основе экономического, социального и экологического развития. В свою очередь под инновационным механизмом малого предпринимательства автор предлагает понимать механизм взаимодействия и установления тесных взаимосвязей и взаимозависимостей между его составными элементами, а именно между малым предпринимательством (в форме малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) с выполнением всех его функций, в том числе и инновационной, формами поддержки, в том числе государственной поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства, инновационной инфраструктуры, системы образования и науки.

Элементы инновационного механизма малого предпринимательства можно классифицировать на основные движущие силы данного механизма (малые предприятия и индивидуальные предприниматели, образование и наука) и силы, обеспечивающие деятельность движущих сил (формы поддержки малого предпринимательства и инновационная инфраструктура).

Среди элементов инновационного механизма малого предпринимательства, обеспечивающих деятельность его движущих сил, мож-

но выделить так называемую институциональную инфраструктуру инновационного развития [9], которую можно определить как совокупность инновационных институтов и их взаимосвязей, обеспечивающих инновационное воспроизводство и технологический трансферт. Н.В. Каленская предлагает выделять в отдельный элемент инновационного механизма инфраструктуру рынка интеллектуального капитала [9], выступающего составной частью общей инфраструктуры инновационного развития. Автор данной статьи позволит себе усомниться в необходимости такого выделения, так как для того чтобы выделять инфраструктуру рынка интеллектуального капитала в отдельный элемент, необходимо как минимум иметь саму инфраструктуру инновационного развития, которая на сегодняшний момент не окончательно сформирована, а также возможность структурировать саму инфраструктуру и выстроить все ее взаимосвязи, что на сегодняшний день пока исследователями не реализовано.

Структуру инновационной инфраструктуры автор данной статьи предлагает строить на основе классификации по видам составных элементов: организационных, информационных, финансовых, материально-имущественных, образовательных и научных.

Существующая институциональная инфраструктура инновационного развития не может обеспечить сбалансированного использования ресурсов малого предпринимательства в процессе создания инновационной экономики, что может служить обоснованием формирования новых инновационных элементов институциональной инфраструктуры. А формирование новых инновационных элементов институциональной инфраструктуры, в свою очередь, должно выступить катализатором повышения эффективности использования ресурсов субъектов малого предпринимательства на инновационной основе, т. е. стать катализатором инновационного роста. Таким образом, можно сказать, что инновационный механизм определяет и обеспечивает инновационный рост субъектов малого предпринимательства в отдельности и малого предпринимательства в целом.

Если рассматривать процесс формирования инновационной экономики, в основе становления которой лежит механизм инновационного роста, как полностью регулируемый внешними структурами, процесс формирования составных элементов инновационной экономики можно будет планировать, устанавливать приоритетные задачи, ожидать решения этих задач в поставленные сроки. Но постоян-

ное вмешательство внешних регуляторов может привести к торможению естественных механизмов, и система в определенный момент может перестать работать эффективно: поставленные планы окажутся невыполнимыми, возникшие задачи - нерешаемыми, необходимые сроки - невыполнимыми. Отсюда следует вывод, что для формирования инновационной экономики необходимо разумное сбалансированное сочетание внешнего направляющего воздействия и внутренних механизмов и регуляторов, таких как механизм инновационного роста и его составных элементов, в том числе и наличие элементов процесса формирования интеллектуального капитала (наличие высококвалифицированных специалистов, возможности для создания и разработки инновационных продуктов, а также наличие желания заниматься инновационной деятельностью и т. д.). Кроме внутренних механизмов и регуляторов, формирование инновационной экономики должно происходить и под влиянием рыночных механизмов, таких как новые инновационные элементы институциональной инфраструктуры, спрос на инновации, механизмы коммерциализации результатов исследований и разработок, благоприятный инвестиционный климат, необходим также неограниченный поток информации и обмен информацией на определенных информационных площадках и т. д.

В настоящее время критериями инновационности выступают количество запатентованных изобретений, объем затраченных средств или на все этапы создания инновации или на отдельные этапы этого процесса, количество созданных инновационных структур и т. д. [10]. Но такие критерии не дают возможности охарактеризовать процесс инновационного роста и определить его темпы, они позволяют лишь количественно оценить отдельные конечные результаты без учета их полезности и востребованности на рынке с целью поступательного экономического развития.

Автор предлагает к основным критериям инновационности отнести наличие основных элементов механизма инновационного роста, таких как наличие инновационных идей, наличие законченных научных исследований, реализованных в готовую инновацию с помощью эффективных механизмов коммерциализации результатов исследований и разработок, а также наличие спроса на инновации и наличие рынка инновационных идей и готовых инноваций, в том числе и наличие элементов процесса формирования интеллектуального капитала - наличие высококвалифицированных

инноваторов, качественные образовательные и информационные услуги, неограниченный поток информации на определенных информационных площадках. Кстати, критерии инновационности можно использовать в качестве составного элемента в совокупных критериях отбора закупаемой продукции в процессе государственных закупок, что можно сделать в соответствии с недавно принятым законом о государственной поддержке инновационной деятельности в РФ [11]. Но данные критерии могут полностью сформироваться только в условиях качественной трансформации российской экономики, благоприятных для создания предпосылок к формированию инновационной экономики для чего, в свою очередь, необходимо усиление влияния на экономическое развитие основной движущей силы совокупного человеческого капитала, а именно -интеллектуального капитала.

Инновационный рост может определяться экономическими, научно-техническими, технологическими, управленческими и т. д. инновациями, но только экономический подход к инновациям обеспечивает открытие нового рыночного пространства для всех остальных видов инноваций на основе диверсификации производства и увеличения рынка в целом [1, с. 49]. Инновационный рост субъектов малого предпринимательства раскрывает новые возможности в преодолении их ограничений, а сам инновационный рост провоцируется усилением конкуренции на рынке и стремлением малых предприятий постоянно повышать свою конкурентоспособность. Инновационный рост отдельного малого предприятия или отдельной отрасли сам по себе не увеличит темпы инновационного роста в экономике в целом, если инновации, вызвавшие данный рост, будут иметь применение только на данном малом предприятии или в данной отрасли.

Механизм инновационного роста малого предпринимательства обусловлен этапами самого инновационного процесса и определяется управлением этими этапами.

Термин «управление», в том числе и «управление инновационным ростом», разные исследователи характеризуют сильно отличающимися друг от друга понятиями. Используя идеи Т. Парсонса [12], из общей системы управления можно выделить четыре группы иерархических подсистем управленческого воздействия, в первую очередь государственного воздействия на процесс инновационного роста, в зависимости от принадлежности к тому или иному уровню иерархии.

Первая группа - это подсистема управления, связанная с производством определенной продукции, выступающей основой для последующего инновационного роста, также необходимой для других общественных звеньев и для общества в целом. Она составляет «технический», или «первичный», уровень малого предпринимательства, в том числе и самих малых предприятий. Именно на уровне этой подсистемы управления инновационным ростом происходит производство, разработка и опытное внедрение инноваций, в первую очередь продуктовых инноваций.

Вторая группа - это подсистема управления, связанная с организацией нового производства, а также выходом на рынок и освоением новых рынков. На уровне этой подсистемы управления инновационным ростом происходит внедрение организационных и управленческих инноваций на уровне малого предпринимательства, в том числе и малых предприятий, в основном внутри самого малого предприятия.

Третья группа - это подсистема управления инновационным ростом, связанная с институциональным уровнем, который представляет собой координацию внутри структуры самого малого предпринимательства, в том числе между малыми предпринимателями в регионах, а также формирование и управление региональной инновационной инфраструктурой.

Четвертая группа - это подсистема управления, определяющая инновационную политику государства, т. е. управление инновационным ростом на государственном уровне. Она составляет высший уровень управления инновационным ростом, который в конечном счете олицетворяет целостность национальной инновационной системы [13].

Все подсистемы управления инновационным ростом воздействуют взаимосвязано, в том числе и на субъекты малого предпринимательства, переплетаются и всегда присутствуют как во внутренней, так и во внешней предпринимательской среде, в том числе и малого предпринимательства. Но среди представленных Т. Парсонсом [12] подсистем, по мнению автора, отсутствует одна из важнейших подсистем - подсистема проведения исследований и создания инноваций. Автор данной статьи считает, что она должна быть первой и важнейшей подсистемой в иерархии подсистем управления инновационным ростом, но не подчиненной вышестоящим, и именно от нее должны исходить управленческие воздействия ко всем другим подсистемам, дающие необходимые импульсы и обеспечивающие всю сис-

тему управления, в том числе и эту инновационную подсистему, всем необходимым для ее развития.

Управление, на взгляд автора, - это особый вид деятельности, включающий в себя способность самостоятельно принимать решения в условиях неопределенности, при наличии возможности выбора вариантов при принятии решения, которое будет соответствовать интересам управляющего субъекта и приведет управляемый объект в одно из желательных и возможных для него состояний.

В реальности существенные изменения поведения экономических субъектов подразумевают чередование состояний равновесности и неравновесности, стабильности и нестабильности, устойчивости и неустойчивости. Таким образом, изменяя устоявшиеся правила взаимодействия, с помощью управленческого воздействия можно выводить экономическую систему из состояния устойчивости, т. е. придавать экономической системе новые свойства и качества и адаптировать новые идеи к рыночным потребностям и внедрять инновации.

В условиях нестабильности управление инновационным ростом малого предпринимательства представляет собой динамичный процесс создания условий для его постоянного развития. В этих же условиях управляемость выражается в динамическом процессе в виде необходимой и достаточной реакции управленческого воздействия на изменения условий функционирования малого предпринимательства.

Таким образом, управление инновационным ростом малого предпринимательства - это, по мнению автора, формирование таких предпосылок для его развития, которые должны включать, кроме создания соответствующей законодательной базы и инфраструктуры развития, еще и стимулы, способные создать для малого предпринимательства, осуществляющего инновационную деятельность, значительные конкурентные преимущества на рынке, т. е. сформировать предпосылки для формирования экономических факторов его инновационного роста.

Но сами по себе разрозненные по отдельности экономические факторы инновационного роста малого предпринимательства, не связанные воедино и не образующие систему, не смогут оказать достаточно значительного влияния на инновационное развитие предпринимательства в целом и малого предпринимательство, в частности. И только взаимосвязанная система экономических факторов инновационного роста малого предпринимательства, кото-

рая сможет, благодаря синергетическому эффекту, усиливать влияние самих факторов инновационного роста, позволит обеспечить постоянный устойчивый инновационный рост, поступательное развитие и конкурентоспособность малого предпринимательства.

Автор предлагает механизм инновационного роста малого предпринимательства разбить на этапы:

^ этап накопления знаний в качестве базы для зарождения идеи и новой реальности;

^ этап накопления ресурсов;

^ этап создания новой реальности (разработка инновационной идеи или приобретение права на ее разработку у автора);

^ этап коммерциализации новой реальности (адаптация инновации к потребностям рынка, выведение инновации на рынок, определение соответствия между фактическим и желаемым выходом инновации на рынок путем изменения входа, установление взаимосвязей и взаимозависимостей между субъектом малого предпринимательства и рынком, обеспечивающие соответствие между инновацией на рынке и требованиями к ней со стороны потребителя);

^ этап роста конкурентных преимуществ субъекта малого предпринимательства на основе внедрения новой реальности;

^ этап трансферта инновации;

^ этап накопления новых знаний в качестве базы для зарождения идеи и новой реальности.

Достижение определенного этапа инновационного роста должно сопровождаться накоплением определенных факторов инновационного роста, и для перехода на следующий этап инновационного роста необходимо накопить факторы инновационного роста, способствующие накоплению объектом (малым предпринимательством) определенных ресурсов для достижения качественных изменений самого объекта, необходимых для его функционирования на соответствующем этапе инновационного роста.

1. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса и перехода к инновационному развитию : монография / под ред. С. А. Дятлова,

Д. Ю. Миропольского, В. А. Плотникова. -СПб. : Астерион, 2010. - Т. 1.

2. Федоров В. К., Епанешникова И. К. Структура и сущность категорий и средств теории инноваций // Научные труды МАТИ. -2007. - Вып. 12.

3. Федоров В. К., Епанешникова И. К. О некоторых базовых философских категориях и закономерностях в понятийном аппарате теории инноваций // Инновации. - 2008. - № 7

(117).

4. Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. - М., 1986.

5. Интеллектуальный капитал - основа опережающих инноваций / под общ. ред. А. В. Безгодова, В. В. Смирнова. - СПб. : НЦ «Планетарный проект»; Орел : ОрелГТУ, 2007.

- С. 8.

6. Колоколов В. А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 1. - URL : http://www. cfin.ru/press/management.

7. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 2. - URL : http:// vasilievaa.narod.ru.

8. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. - М. : ЮНИТИ, 2000.

9. Каленская Н. В. Институциональные условия инновационного развития промышленного комплекса республики Татарстан // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 1 (25).

10. Баев Л. А. Инновационное развитие: желания и возможности // Атомная стратегия.

- 2007. - 3 окт. - URL : http://www.proatom.ru.

11. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"». - URL : http://www.legis.ru/misc/doc/7614.

12. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. - М., 1965. - С. 26-42.

13. Белоус А. Б. Управляемость как фактор инновационного развития экономики // Экономика и управление. - 2007. - № 6 (32). -С.40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.