Научная статья на тему 'Методологические подходы финансирования сферы природопользования в условиях устойчивого развития региона'

Методологические подходы финансирования сферы природопользования в условиях устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / РЕГИОН / REGION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / FINASIROVANIYE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савон Диана Юрьевна

Рассмотрены актуальные проблемы методологии финансирования инвестиций в решении проблем устойчивого развития региона. Предложена региональная система финансового обеспечения экологической и социальной ответственности бизнеса в инвестиционных проектах государственно-частного партнерства при устойчивом развитии. Раскрыта необходимость правового закрепления принципов инвестиционного управления источниками финансирования субъектов ГЧП посредством привлечения заемных средств, включаемых в состав государственного (муниципального) долга и предоставляемых предпринимательским структурам на возвратной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савон Диана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES OF FINANCING OF THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

In article actual problems of methodology of financing of investments in the solution of problems of a sustainable development of the region are considered. The main task of each region is interaction of social, economic, nature-resource and other relations; providing on this basis of the stable and coordinated development of all elements of a social complex of the regional government corresponding to needs of the person, society and the nature. The author offered regional system of financial security of ecological and social responsibility of business in investment projects of state-private partnership at a sustainable development. Results of nature protection actions and financing of investment projects are expressed not only in increase in profit on primary activity, reduction of expenses for production, but also in rationalization of use of natural resources, in decrease in pollution of surrounding environment. The main condition at calculation of efficiency of investments is the assessment not only economic, but also social, and ecological consequences of implementation of the investment project on environmental protection and ecological safety. As shows the analysis of world practice, in the conditions of transition to an innovative way of development a creative and regulating role of the state, urged to provide technological progress of society, increases. The state becomes the key factor responsible for elaboration of national strategy of development and creation of mechanisms of its realization and financial security, formation of new schemes of innovative progress with use of financial institutions of development and a private initiative in the GChP projects. In article need of legal fixing of the principles of investment management of sources of financing of subjects of GChP by means of attraction of the borrowed funds included in structure of the public (municipal) debt and provided to enterprise structures on a returnable basis reveals. As recommendations securities will be able to become a full and full-fledged source of financing of the GChP projects, including implementation of long-term and capital-intensive investment projects of partnership of the state and enterprise structures. According to the author, it is necessary to intensify loans at the population which is potentially interested in opportunity to enclose the savings in objects of partnership of the state and enterprise structures with the subsequent receiving the guaranteed, stable profit. Development of state-private partnership in the sphere of financing of environmental management creates necessary institutional preconditions, economic incentives, enters different ethical and moral standards which allow to harmonize interests of society, business and environment preservation.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы финансирования сферы природопользования в условиях устойчивого развития региона»

© Д.Ю. Савон, 2014

УДК 332.87+338.121 Д.Ю. Савон

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Рассмотрены актуальные проблемы методологии финансирования инвестиций в решении проблем устойчивого развития региона. Предложена региональная система финансового обеспечения экологической и социальной ответственности бизнеса в инвестиционных проектах государственно-частного партнерства при устойчивом развитии. Раскрыта необходимость правового закрепления принципов инвестиционного управления источниками финансирования субъектов ГЧП посредством привлечения заемных средств, включаемых в состав государственного (муниципального) долга и предоставляемых предпринимательским структурам на возвратной основе.

Ключевые слова: методология, финансирование, инвестиции, устойчивое развитие, регион, государственно-частное партнерство.

Региональный аспект концепции устойчивого развития предполагает в контексте глобальных вопросов учет целого ряда специфических особенностей того или иного региона страны: природных, этнических, социально-экономических, культурных и т.д. Необходимо ориентировать экономику не на потребление природных ресурсов, а на создание добавленной стоимости посредством эффективного использования факторов труда и капитала. Увеличению эффективности этих факторов способствует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса. Поэтому методологическая база анализа и обеспечения устойчивости экономики региона должна стать основой формирования эффективной региональной политики, что актуально в настоящее время.

Устойчивое развитие социально ориентировано, предполагает достижение и сохранение в долгосрочной перспективе баланса между экономическими интересами субъектов производственной среды городских агло-

мераций и экологическими потребностями населения. Потенциал развития составляют человеческие, биосферные, организационные, финансовые, информационные, образовательные ресурсы. Эффективность их использования во многом обуславливает экологические последствия функционирования инженерных инфраструктур индустриального типа и городских коммунальных систем [1].

В российской системе управления природоохранной деятельностью экономическим методам отводится крайне незначительная роль, т.е. они фактически не являются стимулом выполнения работ по охране окружающей среды. К методам экономического регулирования законом отнесено предоставление льгот по внедрению наилучших технологий и иных эффективных мер по охране окружающей среды. Величина платы должна учитывать относительную опасность загрязняющих веществ и устанавливается с учетом временно разрешенных лимитов на выбросы и сбросы, а также размещение отходов.

При нарушении природоохранных нормативов и лимитов в зависимости от величины нанесенного ущерба окружающей среде предусматривается ответственность в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством.

Одной из причин низкой природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов является слабый экономический механизм, действующий в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В настоящее время главным элементом такого механизма являются платежи за загрязнение природной среды и пользование природными ресурсами. Однако размеры их остаются низкими. С другой стороны, в существующих экономических условиях платежи не могут быть существенно увеличены, поскольку необходимо учитывать реальную платежеспособность потребителя. Поэтому действующая в сфере охраны окружающей среды и природопользования система платежей практически не способна стимулировать природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов.

Экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов также незначительно сказывается на конечных показателях хозяйственной деятельности предприятий. Рыночные механизмы пока еще не играют существенной роли в повышении эффективности природопользования. Развитие ресурсосберегающих и экологически ориентированных технологий практически не стимулируется налоговой, кредитной и таможенной политикой.

Таким образом, прогнозирование охраны окружающей среды и природопользования позволяет на основе выявленных тенденций определить региональную политику в этой сфере, наметить приоритетные направления

для учета их при разработке и финансировании программ, внепрограммных мероприятий, совершенствовании нормативной правовой базы.

Важно обеспечить адекватное финансирование охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства и установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду, что можно осуществить на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) [2]. Партнерство рассматривается в качестве основы местного экономического развития. ГЧП является эффективным способом концентрации ресурсов на приоритетных направлениях экономического развития страны. Однако оно требует высокого уровня доверия между государством и бизнесом.

Партнерство представляет собой объединяющее начало для трех секторов общества - частного, некоммерческого и государственного. Оно становится двигателем социальных перемен и экономического развития. Партнерство дает дополнительные преимущества, такие как обретение новых знаний и доступ к ним или возможность обнаружения дополнительных ресурсов, которые ранее были скрыты. Говоря о партнерстве на местном уровне, необходимо отметить, что экономическое благополучие складывается на основе взаимодействия основных субъектов - правительства, коммерческого и некоммерческого секторов. Деятельность коммерческих организаций стала намного шире и перестала сводиться к простому стремлению получить прибыль. Бизнес способен стать также проводником государственной, региональной и местной политики. Предприниматели заинтересованы в формиро-

вании среды, в которой они могли бы свободно функционировать. Поэтому взаимодействие бизнеса и власти на основе партнерства является основой развития устойчивой экономики. С точки зрения развития принципов государственно-частного партнерства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, со стороны государства важное значение имеет обеспечение природопользователей информацией о ресурсосберегающих, экологически чистых технологиях, наилучших доступных технологиях, экологических стандартах, состоянии окружающей среды; поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; а также поддержка деятельности организаций системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование. Нечеткое представление о финансовых источниках, потенциальных рисках и ожидаемой эффективности от реализации проектов в ряде случаев приводят к неэффективному использованию государственных ресурсов и потере бизнесом заинтересованности в участии в ГЧП.

Реализация многих инвестиционных государственных программ на правительственном и региональном уровнях показала сложность комплексной модернизации некоторых крупных предприятий, отдельных городов (агломераций) и даже ряда субъектов. Необходима общая координация инвестиционных проектов и программ, но это возможно только при диалоге государства и бизнеса [3].

Одним из источников финансирования ГЧП-проектов является Инвестиционный фонд РФ. Конкретная сумма, выделяемая региону из Инвестиционного фонда, будет зависеть от общего объема средств, предусмот-

ренных федеральным законом о бюджете на финансирование региональных инвестпроектов. При этом Министерство региона должно установить квоты для каждого субъекта, в том числе с учетом уровня его бюджетной обеспеченности. Обязательным условием создания регионального инвестфонда является выделение средств из бюджета региона.

При проектном финансировании финансируются именно проекты, а не регион вообще. Регион должен работать над поиском проектов, их отбором. Государство получает от финансирования инвестпроектов - налоги, социальную стабильность.

Новая форма привлечения финансирования особенно эффективная для реализации отдельных проектов протяженных по времени, позволяющая привлекать средства широкого круга инвесторов - закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ). Универсальность ЗПИФа позволяет гибко выстраивать политику финансирования для проектов различного размера и с различными сроками реализации [4].

Еще одним из источников финансирования проектов государственно-частного партнерства является использование потенциала рынка ценных бумаг. По мнению автора, необходимо активизировать заимствования у населения, которое потенциально заинтересованно в возможности вложить свои сбережения в объекты партнерства государства и предпринимательских структур с последующим получением гарантированной, стабильной прибыли.

Основным источником финансирования инноваций в промышленности были и остаются собственные средства предприятий. Использование предприятиями собственных средств происходит не потому, что таких средств достаточно, а потому,

что других источников мало или их сложно найти (получить).

Одним из важных показателей экологически и социально ответственного бизнеса является финансирование природоохранной деятельности. За 2012 год на развитие экономики и социальной сферы Ростовской области от организаций получено и использовано 198 207,9 млн. рублей инвестиций в фактически действовавших ценах. Индекс физического объема составил 113,7 % к соответствующему периоду 2011 года. Определен реестр инвестиционных проектов. По итогам 2012 г. в реестр включено 384 реализуемых инвестиционных проекта на общую сумму 698,2 млрд. руб. Реализация проектов позволит создать в регионе 57,2 тыс. рабочих мест. Также был сформирован перечень «100 губернаторских инвестиционных проектов», который находится под контролем руководства области. По итогам 2012 года перечень включает 63 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвести-

1. Савон Д.Ю., Гассий В.В. Сценарий устойчивого развития Ростовской области. Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 22. № 4-1. С. 159.

2. Савон Д.Ю., Гассий В.В. Деятельность субъектов государственно-частного партнёрства при реализации приоритетных национальных проектов в условиях устойчивого развития // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 2. С. 195-204.

3. Савон Д.Ю., Гассий В.В., Маркер Е.В. Государственно-частное партнерство -эффективный механизм в развитии инновационной деятельности предприятий региона // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 5. С. 126-136.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

ций 382 млрд. рублей. Эти проекты позволят создать в регионе около 41,2 тысячи рабочих мест.

В 2012 году между Правительством Ростовской области и инициаторами инвестиционных проектов заключено 16 меморандумов о сотрудничестве на общую сумму 51,3 млрд. рублей, реализация которых позволит создать более 6 тысяч новых рабочих мест [5].

Необходимо, на наш взгляд, разработать систему долгосрочного кредитования и страхования инвестиционных рисков. В рамках инвестиционно-промышленной политики в области охраны окружающей среды региона следует предусмотреть механизм компенсации инвестиционной составляющей процентных кредитных ставок по кредитам, направленных на реализацию реальных проектов ГЧП, а также юридически закрепить налоговые льготы по налогу на прибыль для тех предприятий и организаций, участвующих в осуществлении реальных инвестиций государственно-частного партнерства.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Савон Д.Ю., Маркер Е.В. Государственно-частное партнерство в региональной системе финансового обеспечения экологической и социальной ответственности бизнеса. Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4. С. 244.

5. Савон Д.Ю., Гассий В.В, Маркер Е.В. Императивы формирования государственно-частного партнерства в условиях устойчивого развития регионов России. Изд-во «Эверест» , 2012. - 144 с.

6. Савон Д.Ю., Карибжанова Е.Л., Маркер Е.В. Государственно-частное партнерство в решении задач устойчивого развития региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 107-112. ТШ

Савон Диана Юрьевна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики природопользования, di199@yandex.ru, Московский государственный горный университет.

0ÄK 332.87+338.121 "X

METHODOLOGICAL APPROACHES OF FINANCING OF THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

Savon Diana Yurevna, Dr.Econ.Sci., professor of chair of economy of environmental management, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

In article actual problems of methodology of financing of investments in the solution of problems of a sustainable development of the region are considered. The main task of each region is interaction of social, economic, nature-resource and other relations; providing on this basis of the stable and coordinated development of all elements of a social complex of the regional government corresponding to needs of the person, society and the nature. The author offered regional system of financial security of ecological and social responsibility of business in investment projects of state-private partnership at a sustainable development. Results of nature protection actions and financing of investment projects are expressed not only in increase in profit on primary activity, reduction of expenses for production, but also in rationalization of use of natural resources, in decrease in pollution of surrounding environment. The main condition at calculation of efficiency of investments is the assessment not only economic, but also social, and ecological consequences of implementation of the investment project on environmental protection and ecological safety.

As shows the analysis of world practice, in the conditions of transition to an innovative way of development a creative and regulating role of the state, urged to provide technological progress of society, increases. The state becomes the key factor responsible for elaboration of national strategy of development and creation of mechanisms of its realization and financial security, formation of new schemes of innovative progress with use of financial institutions of development and a private initiative in the GChP projects.

In article need of legal fixing of the principles of investment management of sources of financing of subjects of GChP by means of attraction of the borrowed funds included in structure of the public (municipal) debt and provided to enterprise structures on a returnable basis reveals. As recommendations securities will be able to become a full and full-fledged source of financing of the GChP projects, including implementation of long-term and capital-intensive investment projects of partnership of the state and enterprise structures.

According to the author, it is necessary to intensify loans at the population which is potentially interested in opportunity to enclose the savings in objects of partnership of the state and enterprise structures with the subsequent receiving the guaranteed, stable profit.

Development of state-private partnership in the sphere of financing of environmental management creates necessary institutional preconditions, economic incentives, enters different ethical and moral standards which allow to harmonize interests of society, business and environment preservation.

Key words: methodology, finasirovaniye, investments, sustainable development, region, state-private partnership.

REFERENCES

1. Savon D.Y., Gassy V.V. Scenario of a sustainable development of the Rostov region. Engineering messenger of Don. 2012. T. 22 . №. 4-1. Page 159.

2. Savon D.Y., Gassy V.V. Activity of subjects of state-private partnership at implementation of priority national projects in the conditions of a sustainable development //Economic and humanitarian researches of regions. 2012. №. 2. Page 195-204.

3. Savon D.Y., Gassy V.V., Marker E.V. State-private partnership - the effective mechanism in development of innovative activity of the enterprises of the region//Economic and humanitarian researches of regions. 2012. №. 5. Page 126-136.

4. Savon D.Y., Marker E.V. State-private partnership in regional system of financial security of ecological and social responsibility of business.Science of science Internet magazine. 2012. №. 4. Page 244.

5. Savon D.Y., Gassy V.V., Marker E.V. Imperatives of formation of state-private partnership in the conditions of a sustainable development of regions of Russia.Publishing house "Everest", 2012. - 144 pages.

6. Savon D.Y., Karibzhanova E.L., Marker E.V. State-private partnership in the solution of problems of a sustainable development of the region // the Public and municipal administration. Scientific notes of SKAGS. 2013. №. 2. Page 107-112.

A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.