Научная статья на тему 'Методологические особенности работы командиров, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих'

Методологические особенности работы командиров, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1605
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / MENTAL HEALTH / HIGHER EDUCATION / THE MILITARY / EDUCATION / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н.

В статье рассматриваются проблемы по выявлению факторов, влияющих на психическое состояние военнослужащих и определение наиболее результативных методов, способствующих укреплению и сохранению их здоровья.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problems to identify factors influencing the mental state of the troops and the determination of the most effective methods of promoting and maintaining their health.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности работы командиров, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих»

участились случаи подростковых самоубийств в крупных городах и мегаполисах.

В настоящий момент необходимо как можно больше внимания уделять воспитанию личности подростка.

Список литературы

1. Акопов Г. В. Методы профилактики суицидального поведения. -Самара-Ульяновск, 2005.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Прогресс-Универс, 2005.

3. Бородин С. В., Михлин А. С. Мотивы и причины самоубийств/Актуальность проблемы суицидологи. - М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии, 2008.

4. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2009.

5. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологи. - СПб.: Медицинская пресса, 2009.

6. Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде // Территория науки. 2015. № 3. С. 42-44.

Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

КОМАНДИРОВ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и

Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: психическое здоровье, высшее образование, военнослужащие, педагогика, психология.

Keywords: mental health, higher education, the military, education, psychology.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы по выявлению факторов, влияющих на психическое состояние военнослужащих и определение наиболее результативных методов, способствующих укреплению и сохранению их здоровья.

Abstract: in the article the problems to identify factors influencing the mental state of the troops and the determination of the most effective methods of promoting and maintaining their health.

Повседневная жизнь военнослужащих связана с деятельностью направленной на поддержание боевой готовности воинских частей и гарнизонов. Эффективности военной службы, соблюдение требований ее безопасности, дисциплины и норм, установленных законами и общевоинскими уставами, можно достигнуть при условии поддержания здорового климата в воинских коллективах и психически уравновешенного, управляемого морально-психологического состояния личного состава. Выявить факторы, влияющие на психическое состояние военнослужащих и на их основании, выделить наиболее результативные методы, способствующие укреплению и сохранению их здоровья, и сплочению воинских коллективов является целью данной статьи.

Только единство и согласованность действий командиров, органов воспитательной работы и работников медицинской службы, способны обеспечить и правильно организовать мероприятия направленные на укрепление и сохранение психофизического здоровья военнослужащих.

Когда забота семьи, уют и теплота дома меняются на сложные нелегкие военные будни, сопровождающиеся психическими и физическими нагрузками, у военнослужащих возникают «неудобства», связанные с бытом, с профессиональными требованиями повседневной военной деятельности; зачастую меняется климат, устанавливается жесткий распорядок дня военнослужащего в соответствии с уставом Вооруженных Сил и др. В связи с этим повышаются требования к военнослужащим и, в первую очередь, к состоянию их физического и психического здоровья.

В целях создания эффективной системы работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих, изменения стиля и методов их деятельности с учетом современных требований Министерством обороны РФ обороной был издан приказ «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

Анализ этого документа дает право сделать вывод о том, что работа по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих является важной составляющей в деле укрепления воинской

дисциплины и правопорядка, предупреждения преступлений, происшествий, гибели и травматизма в войсках, фактором повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации [1].

Главным фактором, влияющим на состояние психического здоровья военнослужащих, является то, что служба в Вооруженных Силах - это ежедневное «ожидание» выполнить слова воинской присяги - встать на защиту своей Родины и исполнить свой воинский долг, в том числе и ценой собственной жизни. Самопожертвование во имя достижение цели - это наиважнейшая особенность воинского коллектива и конкретного военнослужащего по служению обществу, в отличие от любого другого коллектива, деятельность которого напрямую не связана с защитой граждан и государства. Для выполнения этой обязанности общество, посредством государственных институтов наделяет военнослужащего правом на ношение и применение, в рамках действующего законодательства, различного вида оружия. Поэтому сохранить баланс между правами и обязанностями на протяжении всего периода службы - важная задача по работе командира со своими подчиненными. [4]. По сути своей - на протяжении всей своей службы военнослужащий находится в постоянной стрессовой ситуации.

Стрессу подвергается каждый человек, но существует предел сопротивляемости, у каждого он индивидуальный. Срыв может наступить, в зависимости от степени эмоционального напряжения, переутомления и различных нарушений функций организма. И здесь, для каждой конкретной личности, важное место занимает субъективная часть отдельно взятого события и их совокупность. Это объясняется тем, что у каждого индивида свой склад характера. У одних он развивается гармонично вкупе с высоким уровнем здоровья, тогда психическое и личностное расстройство может иметь место лишь при значительном или долговременном неблагоприятном внешнем воздействии. У других же, имеющих неустойчивую нервную систему и обладающих неуравновешенным складом характера даже незначительная стрессовая ситуация приводит к истощению его функциональных систем, что лишает его возможности находить конструктивный способ еe преодоления.

Для того чтобы выделить главные факторы, влияющие на психическое здоровье военнослужащих, необходимо рассмотреть и понять предпосылки, способные сформировать у них психическую патологию. В свою очередь она способствует подрыву здоровой атмосферы в воинских коллективах и их деморализует.

На сегодняшний день, когда в нашей стране происходят непростые и полные противоречий процессы, возникают проблемы социально-духовные и демографические, отрицательно влияющие на комплектование Вооруженных Сил России. Мы можем наблюдать, что число военнослужащих срочной службы из неполных семей, имеющих хронические заболевания, нередко, имеющих приводы в полицию, вообще не готовых служить в рядах Вооруженных Сил с каждым годом возрастает. Все это негативно может сказаться на боевой подготовке, тем самым создать проблему по поддержанию дисциплины и правопорядка в войсках.

Повседневно в ходе прохождения службы военнослужащие могут столкнуться с плохими условиями быта, питания и казарменного проживания, также с задержкой денежного и вещевого довольствия. Зачастую в армейскую среду попадают такие негативные явления, как жестокость, бездушие, отсутствие веры, культ насилия, преследование корыстных целей личного характера в ущерб общественным интересам и др. В связи с этим, происходят изменения в состоянии психического здоровья военнослужащих.

На основании вышеизложенного, можно выделить главные факторы, влияющие на психическое здоровье военнослужащих, и понять предпосылки, способные сформировать у них психическую патологию. К ним относятся политические вопросы, определяющие стабильность в стране, экономические вопросы, отвечающие за благосостояние, а также вопросы, касающиеся построения здорового высоконравственного общества. Без грамотного и четкого решения их, невозможно будет контролировать, и поддерживать психическое здоровье наших солдат и офицеров.

Учитывая положительный опыт, копившийся на всем протяжении развития славной истории Вооруженных Сил России, важно понять, что для подготовки психически здорового и добросовестно выполняющего свои обязанности, надежного защитника Отечества, необходимо постоянно внедрять новейшие достижения военной, медицинской, педагогической и психологической науки. Разрабатывать новые методы и четкие идейные ориентиры, которые обеспечат успех на всех этапах работы командиров.

На современном этапе развития и усовершенствования медико-психологических и воспитательных методов изучения и определения состояния психического здоровья военнослужащих, главное учитывать особенности применения методического аппарата, использование которого требует не объединение их в единую сферу проблем, а с учетом плавного перехода от решения одной задачи к другой, к

детальному изучению и решению всех возникающих вопросов по укреплению психологического здоровья военнослужащих.

Таким образом, нужно четко следить за тем, чтобы управление и воспитание наших солдат и офицеров было в руках думающего, понимающего, грамотного командира, способного организовать и активизировать работу по поддержанию и сохранению психического здоровья всего личного состава так, чтобы каждый военнослужащий ощущал бы защищенность, свою нужность, чувствовал внимание, уважение и моральную поддержку.

Командир любого ранга должен знать и всегда помнить, что человек может вынести лишения и самые тяжелые страдания, в том случае если сможет придать им смысл.

Чтобы понимать своих подчиненных, командир доложен иметь в своем распоряжении сведения о, их жизни до службы в армии и на всем ее протяжении, быть в курсе всех проблем, установить доброжелательный контакт, создать атмосферу доверия. Он должен обладать навыками и знаниями психологической работы, для поддержания здорового морально-психологического состояния личного состава, уметь разумно управлять и укреплять воинскую дисциплину и правопорядок.

Командир обязан: формировать и поддерживать у подчиненных высокий уровень морально-психологического состояния, моральную и психологическую готовность к защите Отечества, а также качества, необходимые для выполнения воинского долга [2].

Выделив наиболее результативные методы способствующие укреплению и сохранению здоровья военнослужащих, можно быть уверенными в построении прочного фундамента их психологически здорового образа жизни способного на его основе сформировать высокие моральные, боевые, психологические качества, воспитать верность присяге, воинскому долгу, привить уважение к командирам и проявить готовность защищать Родину.

Список литературы

1. О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ МО РФ от 25.09.1998 № 440 (с изменениями и дополнениями).

2. Руководство по психологической работе в вооруженных силах российской федерации // Приложение к приказу МО РФ 1997 (с изменениями и дополнениями).

3. О порядке обеспечения воинских частей вооруженных сил российской Федерации техническими средствами воспитания, полиграфическим оборудованием и культурно-досуговым имуществом// Приказ МО РФ от 31.01.1996 № 2 (с изменениями и дополнениями).

4. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Влияние межличностных отношений на морально-психологический климат в воинских коллективах в диаде руководитель-подчиненный // Территория науки. 2015. № 3. С. 29-33.

Рябышева Е.Н.

РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: рефлексия, эмпатия, личность, поведение, психология.

Аннотация: в статье представлены результаты анализа отечественных исследователей по проблеме развития рефлексии. Внимание исследователей направлено на объяснение рефлексии с точки зрения психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления, памяти, сознания личности, общения и т. п.

Keywords: reflection, empathy, personality, behavior, psychology.

Abstract: explanatory of the principle for disclosure of the psychological content of the various phenomena and facts obtained in experimental studies of concrete objects of psychological study: thinking, memory, consciousness, personality, communication, etc.

Анализ исследований, направленных на изучение различных аспектов рефлексии, показывает, что формулируемые в них определения рефлексии практически не только довольно мало соприкасаются друг с другом, но порой противоречат друг другу, поскольку исходят из различных методологических ориентации (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Ж. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) Авторы рассматривали рефлексию сначала на теоретическом уровне психологического знания в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы — самосознания. В настоящее время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.