Научная статья на тему 'Методологические основы создания условий позитивной социализации учащихся: постановка проблемы'

Методологические основы создания условий позитивной социализации учащихся: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / POSITIVE SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ / SOCIO-PEDAGOGICAL VICTIMOLOGY / ЖЕРТВА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / VICTIM OF UN-FAVORABLE CONDITIONS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудрик А.В., Патутина Н.А.

В тексте статьи содержится постановка проблемы формирования методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся. Разноплановые трансформации современного общества обусловили существенные изменения в социализации больших групп детей, подростков, юношей и девушек. В связи с этим необходимо исследовать изменения количественных и качественных параметров детей с традиционными и новыми группами проблем, разрабатывать научно обоснованные пути и способы работы с различными категориями детей жертв неблагоприятных условий социализации по профилактике, минимизации, коррекции и таких отклонений, и порождающих их виктимогенных факторов. В статье охарактеризована социальная, теоретическая и практическая актуальность проблемы. В связи с этим на первый план выходит научная новизна проблемы исследования и теоретическая значимость, т. к. исследование направлено на разработку концепции, в которой будут представлены характеристики виктимизированных индивидов и групп и породивших их факторов. Автор предлагает характеристику существующих подходов к решению заявленной проблемы в междисциплинарном ракурсе; особое внимание уделено предшественникам социально-педагогической виктимологии и аспектам ее развития в русле создания условий позитивной социализации детей, подростков, юношей, девушек. Исследование методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся базируется на общеметодологическом принципе дополнительности, применение которого позволяет интегрировать данные человековедческих и обществоведческих отраслей знаний, рассмотреть и охарактеризовать человека и малую группу не только как объектов и субъектов, но и как жертв неблагоприятных условий социализации, системно изучить объективные и субъективные факторы становления индивидуального или группового субъекта жертвой неблагоприятных условий социализации, разработать пути профилактики и нейтрализации виктимогенных потенций факторов социализации. В статье характеризуются новизна, теоретическая и практическая значимость поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Bases of Creation of Conditions Positive Socialization of Students: The Problem

The text of the article contains a statement of the problem of formation of methodological foundations of social and pedagogical conditions of positive socialization of students. Diverse transformations of modern society have led to significant changes in the socialization of large groups of children, adolescents, boys and girls. In this regard, it is necessary to investigate changes in the quantitative and qualitative parameters of children with traditional and new groups of problems, to develop scientifically based ways and means of working with various categories of children victims of adverse socialization conditions for the prevention, minimization, correction and such deviations, and the factors that cause them. The article describes the social, theoretical and practical relevance of the problem. In this regard, the scientific novelty of the research problem and the theoretical significance are at the forefront, as the research is aimed at developing a concept that will present the characteristics of the victimized individuals and groups and the factors that gave rise to them. The author offers a description of existing approaches to solving the problem in an interdisciplinary perspective; special attention is paid to the predecessors of socio-pedagogical victimology and aspects of its development in the creation of conditions for positive socialization of children, adolescents, boys and girls. The study of the methodological foundations of the creation of socio-pedagogical conditions of positive socialization of students is based on the General methodological principle of complementarity, the use of which allows to integrate the data of human and social Sciences branches of knowledge, to consider and characterize a person and a small group not only as objects and subjects, but also as victims of adverse conditions of socialization, to systematically study the objective and subjective factors of the formation of an individual or a group of a victim of adverse conditions of socialization, to develop ways of prevention and neutralization of victimogenic potential factors of socialization. The article describes the novelty, theoretical and practical significance of the problem.

Текст научной работы на тему «Методологические основы создания условий позитивной социализации учащихся: постановка проблемы»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 316.7+371

Мудрик Анатолий Викторович

Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, ORCID 0000-0003-0410-9487, Москва

Патутина Наталия Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правоведения, Московский городской педагогический университет, patutinaw@yandex.ru, ORCID 0000-0003-2286-7361,Москва

методологические основы создания условий позитивной социализации учащихся: постановка проблемы1

Аннотация. В тексте статьи содержится постановка проблемы формирования методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся. Разноплановые трансформации современного общества обусловили существенные изменения в социализации больших групп детей, подростков, юношей и девушек. В связи с этим необходимо исследовать изменения количественных и качественных параметров детей с традиционными и новыми группами проблем, разрабатывать научно обоснованные пути и способы работы с различными категориями детей - жертв неблагоприятных условий социализации по профилактике, минимизации, коррекции и таких отклонений, и порождающих их виктимогенных факторов. В статье охарактеризована социальная, теоретическая и практическая актуальность проблемы. В связи с этим на первый план выходит научная новизна проблемы исследования и теоретическая значимость, т. к. исследование направлено на разработку концепции, в которой будут представлены характеристики вик-тимизированных индивидов и групп и породивших их факторов. Автор предлагает характеристику существующих подходов к решению заявленной проблемы в междисциплинарном ракурсе; особое внимание уделено предшественникам социально-педагогической виктимо-логии и аспектам ее развития в русле создания условий позитивной социализации детей, подростков, юношей, девушек. Исследование методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся базируется на общеметодологическом принципе дополнительности, применение которого позволяет интегрировать данные человековедческих и обществоведческих отраслей знаний, рассмотреть и охарактеризовать человека и малую группу не только как объектов и субъектов, но и как жертв неблагоприятных условий социализации, системно изучить объективные и субъективные факторы становления индивидуального или группового субъекта жертвой неблагоприятных условий социализации, разработать пути профилактики и нейтрализации виктимоген-ных потенций факторов социализации. В статье характеризуются новизна, теоретическая и практическая значимость поставленной проблемы.

Ключевые слова: методология, позитивная социализация, социально-педагогическая виктимология, жертва неблагоприятных условий социализации.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №№ 17-06-00796-ОНГ «Методологические основы создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся»

Постановка проблемы. Произошедшие за последние четверть века социально-экономические, социально-политические, социально-культурные и социально-педагогические процессы, а также ряд популя-ционных изменений привели к тому, что социализация больших групп детей, подростков, юношей и девушек претерпела довольно существенные изменения - институциональные, ценностные, процессуальные и др.

Одним из следствий этих изменений стала настоятельная необходимость исследования:

- изменений количественных и качественных параметров детей с традиционными и новыми физическими, психологическими и социальными проблемами, их типизации и локализации по различным показателям;

- путей и способов, общих и специфических принципов, целей, содержания, форм и методов работы с различными категориями детей - жертв неблагоприятных условий социализации по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции как этих отклонений, так и порождающих их виктимогенных факторов. Цель статьи обусловлена актуальностью исследования, которая имеет социальный аспект (наличие в социуме различных типов жертв неблагоприятных условий социализации), а также теоретико-методологический, т. к. проводимые фрагментарные исследования соответствующих групп учащихся не имеют парадиг-мальной основы. Это резко снижает их научность и эвристичность, а также сдерживает междисциплинарные исследования и разработку прикладных вопросов причин виктимизации, возможностей профилактики и девиктимизации определенных типов индивидов и групп. В характеристике актуальности явно просматривается научная новизна проблемы исследования и теоретическая значимость, т. к. будет предпринята попытка разработать кон-

цепцию, в которой будут представлены инвариантные и вариативные, традиционные и инновационные характеристики виктимизированных индивидов и групп, а также породивших их факторов. В связи с этим исследование станет фактически методологически оформленным разделом современного социально-педагогического знания (социально-педагогической викти-мологии).

Основными аспектами исследования станут выявление видов и типов жертв неблагоприятных условий социализации, виктимогенных факторов социализации, разработка способов подготовки педагогов к работе с виктимными детьми.

Теоретическая проработанность проблемы (научная экспозиция). Проблема разработки методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся затрагивается в работах ряда отечественных и зарубежных педагогов, с одной стороны, фрагментарно и в других логиках, с другой - относительно общепризнанного решения этой проблемы обнаружить в имеющейся литературе не удалось.

Эта проблема имеет междисциплинарный характер. Философы рассматривают в качестве методологических основ социальной педагогики в целом и создания условий позитивной социализации человека, учащихся, в частности, применение в педагогической теории идей различных философских и/или философско-психоло-гических систем - прагматизма, экзистенциализма, необихевиоризма и др. Такие идеи, с точки зрения адептов этого подхода, используются в качестве методологических предпосылок для определения моральных принципов, установок, моральных и социальных качеств, которые нужно воспитывать у людей (В. И. Бакштановский, О. Н. Крутова, Е. П. Потапова, Ю. В. Сого-монов, К. А. Шварцман и др.) [1; 10].

Схожие идеи высказывают некоторые зарубежные исследователи (например,

М. Петерсон и его последователи), которые, помимо всего прочего, выделяют в качестве специфической проблему человека - жертвы социализации. Социологи разработали ряд методологических подходов, исходящих из различных вариантов систематизации проблем, ими исследуемых. Однако большую их часть характеризует сходство в определении исследовательских задач: анализ воспитания как социального института, выявление и характеристика факторов социализации на различных возрастных этапах, определение детерминант позитивной и негативной социализации, т. е. условий появления жертв неблагоприятных условий социализации, причин их виктимизации и возможностей девиктимизации. Это делает социологию одной из дисциплин, в рамках которых рассматриваются не только вопросы позитивной и негативной социализации и создания социально-педагогических условий для позитивного варианта, но и макро- и мезопроблемы социально-педагогической виктимологии (Л. Б. Боярская, Э. С. Панасенко, Ю. В. Константиновский, Н. Смелзер и др.) [9; 11].

В педагогике в целом и в социальной педагогике в частности методологические проблемы выделяются и трактуются различными исследователями по-разному. Можно выделить наиболее известные и проработанные методологические подходы, авторами которых являются В. Г. Бочарова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, В. А. Сластенин [7].

Однако разработанные ими подходы не претендуют на целостную методологию (кроме спорных идей И. А. Липского) социальной педагогики, они имеют продуктивный, но фрагментарный характер. Это не случайно, поскольку целостное описание объекта социальной педагогики - социального воспитания в контексте социализации - требует значительной эмпирической основы. Сегодня фактологическая база социальной педагогики включа-

ет в себя такие ее разделы, например, как теория, методика, психология социального воспитания и социально-педагогическая виктимология и имеет фрагментарный характер [5; 6].

Кроме того, не менее проблематично выявление взаимосвязей и взаимозависимостей, присущих социализации и социальному воспитанию как ее части. Это связано с тем, что в социальной педагогике почти отсутствует необходимая для разработки методологических основ создания условий позитивной социализации учащихся теоретическая основа в виде развитой системы первичных допущений, постулатов и т. п. [2]. Заполнение этой лакуны возможно при использовании элементов концепций и эмпирических материалов социологии, криминологии, социальной, возрастной и организационной психологии, которые позволят решить задачи, стоящие перед теорией и методикой создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся, а серьезная разработка относительно нового раздела - социально-педагогической виктимологии - решить проблемы, связанные с наличием различных типов жертв неблагоприятных условий социализации.

Социально-педагогическая виктимоло-гия - одна из разновидностей более старого и широкого научного направления - викти-мологии (науки о жертвах преступлений), которая первоначально развивалась как отрасль криминологии [4].

Истоки виктимологической науки восходят к трудам криминолога Г. фон Генти-га (1887-1974) и юриста Б. Мендельсона (1900-1998). Сами авторы считали, что исследования в данной области не должны ограничиваться уголовной хроникой, поскольку виктимологию следует развивать в направлении учения о жертве вообще. Впоследствии такой подход действительно заявил о себе, получив название общей или генеральной виктимологии. Одновременно с этим внутри западной криминальной

виктимологии выделились три академических школы, по-разному интерпретирующие феномен человеческой виктимности.

Позитивистская (традиционная) вик-тимология, представители которой постулируют необходимость рассматривать жертву в качестве субъекта, ответственного за процесс собственной виктимизации. Позитивистская виктимология напрямую восходит к трудам Г. Гентига и Б. Мендельсона и считается прямым продолжением их наследия.

Радикальная виктимология. Если представители позитивистского подхода рассматривают процесс виктимизации как результат наличия у человека определенных личностных качеств, определяющих его «жертвопригодность», то сторонники радикального подхода усматривают вик-тимизацию населения как следствие актуального социального устройства. Поэтому проблема прав человека здесь постулируется как одна из важнейших виктимологи-ческих проблем.

Критическая виктимология представляет собой подход, который также исследует процесс виктимизации в широком социальном контексте. Однако если в рамках радикального подхода ученые сосредотачивают внимание на связях между социальными классами, игнорируя расу, пол и возраст жертв, то представители критического подхода придают последним большое значение (Я. I. Mawby, S. Walklate и др.) [12; 13]. Критический подход испытал на себе большое влияние феминистского движения, и, вероятно, поэтому в рамках этой школы в качестве ведущих вопросов рассматриваются проблемы сексуальных домогательств, домашнего насилия, жестокого обращения с детьми, явление патриархата и дискриминации женщин.

Особняком стоит в американской науке так называемая генетическая виктимоло-гия - учение, согласно которому код жертвы передается человеку по наследству, а его виктимное поведение возникает при

наложении определенных жизненных обстоятельств на личностные особенности человека (Ч. К. Тойч, Дж. М. Тойч).

Отечественная виктимологическая мысль взяла свой старт в конце 1960-х гг. У истоков ее развития стояли криминологи Л. В. Франк (1920-1978) и Д. В. Ривман (1929-2007). Хотя зарубежная виктимо-логия к тому моменту успела приобрести междисциплинарный характер, российские ученые предпочли работать исключительно в ее криминологическом аспекте. Л. Франк и Д. Ривман породили целую плеяду российских виктимологов (Т. В. Вар-чук, К. В. Вишневецкий, А. Л. Репецкая В. Я. Рыбальская, В. С. Устинов, Г. И. Чечель).

С 1980-х гг. и по настоящее время в рамках виктимологического знания начинают выделяться относительно самостоятельные дисциплины со своими специфическими целями и методами исследования: криминальная политическая виктимоло-гия (П. А. Кабанов и др.); этническая виктимология (А. А. Налчаджян); психологическая виктимология (И. Г. Малкина-Пых, В. Е. Христенко и др.).

Во второй половине 1980-х гг. идеи вик-тимологии получили свое развитие в педагогике. К 1989 г. были осознаны и обоснованы необходимость и целесообразность разработки новой отрасли знания - социально-педагогической виктимологии -предметной областью которой были определены проблемы людей, так или иначе ставших или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации [3].

Сегодня социально-педагогическая вик-тимология представляет собой перспективную отрасль научного знания, которая позволяет глубже проникнуть в понимание феномена социализации через исследование его инверсий на уровне семьи, группы сверстников, микросоциума, традиционных церквей и религиозного андеграунда, города, страны и государства, общества и мира, а также протекающих глобализа-ционных процессов и Интернета.

Описание исследования. Разработка методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся, как мы показали, имея определенные теоретические заделы, необходима для решения современных задач создания условий для позитивной социализации учащихся с использованием как традиционных, так и инновационных знаний (например, социально-педагогической виктимологии, инноватики, социони-ки и др.) [8].

Исследование, содержанием которого является разработка методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся, имеет комплексный характер, ибо в нем охвачены основные аспекты проблемы, без изучения которых разработка методологических основ фактически невозможна: выявление объекта и предмета, их изучение и характеристика; определение концептуального аппарата; разработка системы теоретических допущений и их эмпирическая проверка; охват исследованием различных категорий детей, подростков, юношей и девушек, ставших или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

Исследование методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся базируется на общеметодологическом принципе дополнительности (автор Н. Бор, адаптирован А. В. Мудриком для педагогических исследований), применение которого позволяет:

- интегрировать в исследовании необходимые для решения его конкретных задач элементы традиционных для педагогики принципов аксиологичности, культуросо-образности, системности, историчности и ряда других;

- интегрировать данные человековед-ческих и обществоведческих отраслей знаний, эвристичных для разработки методологических основ создания социально-

педагогических условий позитивной социализации учащихся (например, социологии, инноватики, соционики, виктимологии);

- рассмотреть и охарактеризовать человека и малую группу не только как объектов и субъектов, но и как жертв неблагоприятных условий социализации;

- изучить и системно охарактеризовать объективные и субъективные факторы, могущие повлиять на становление индивидуального или группового субъекта жертвой неблагоприятных условий социализации;

- выявить и разработать пути и способы профилактики, нейтрализации, коррекции негативных (виктимогенных) потенций факторов социализации.

Результаты исследования. В результате исследования разработаны методологические основы создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся как составной части социальной педагогики:

- выявлены и обоснованы методологические подходы к конструированию концепции заявленного исследования создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся;

- разработаны теоретические положения, предложены гипотезы и проведена их эмпирическая проверка;

- определены место, роль и функции социально-педагогической виктимоло-гии в системе психолого-педагогического знания;

- дано системное, углубленное раскрытие концептуального аппарата исследования создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся.

Научная значимость результатов исследования состоит в решении актуальной научно-педагогической проблемы - выявлении и обосновании методологических основ специфического раздела социальной педагогики - создание социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся, а именно:

- в выявлении междисциплинарных подходов и концепций создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся (имеются в виду выше названные отрасли знания);

- в теоретическом анализе накопленных данных эмпирических исследований различных категорий детей, подростков, юношей и девушек - реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации;

- в выявлении инвариантных и вариативных характеристик виктимных индивидов и групп, возможностей их определения и влияния на них;

- в определении виктимогенных факторов социализации, возможностей и границ социально-педагогического влияния на них.

Результаты исследования могут быть использованы для решения прикладных задач различного уровня:

- в процессе разработки стратегии и тактики общества и государства, различных социальных институтов и конкретных

организаций по отношению к различным типам детей, подростков, юношей и девушек - жертв неблагоприятных условий социализации;

- для методолого-теоретического обоснования оптимальной системы профилактики, воспитания, реабилитации, адаптации и перевоспитания жертв неблагоприятных условий социализации;

- в ходе изучения виктимогенных факторов и опасностей процесса социализации и определения возможностей общества и государства по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

- для разработки общих и специфических целей, содержания, форм и методов работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации виктимоген-ных факторов, а также коррекции физических, психологических, социальных отклонений реальных или потенциальных жертв социализации.

Библиографический список

1. Бакштановский В. И., Потапова Е. Г., 2014. - № 1. - С. 15-24.

СогомоновЮ. В. Выбор будущего: к новой воспитательной деонтологии. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. - 215 с.

2. Воропаев М. В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии. - Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2002. - 112 с.

3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

4. Мудрик А. В. Социализация и смутное время. - М.: Знание, 1991. - 78 с.

5. Мудрик А. В., Петрина М. Г. Социально-педагогическая виктимология: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 119-126.

6. Никитский М. В., Никитская Е. А. Формы и средства религиозного (православного) воспитания в рамках современной социально-педагогической практики // Вестник ПСТГУ. -

7. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека. - М.: МПГУ: Homo Cyberus, 2011. - 400 с.

8. Ромм Т. А. История социальной педагогики. - М.: Юрайт, 2018. - 260 с.

9. Склярова Т. В. Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 4. - С. 15-18.

10. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

11. Шварцман К. А. Философия и воспитание. - М.: Прогресс, 1985. - 208 с.

12. Mawby R. I. Defensible Space: A Theoretical and Empirical Appraisal // Urban Studies. - 1977. - Vol. 14, iss. 2. - P. 169-179.

13. Mythen G., Walklate S. Criminology and Terrorism. Which Thesis? Risk Society or Governmentality? // British Journal of Criminology. - 2006. - Vol. 46, iss. 3. - P. 379-398.

Поступила в редакцию 27.04.2018

MudrikAnatoly Viktorovich

Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University, Corresponding member of RAO, amudrik@yandex.ru, ORCID 0000-0003-04109487, Moscow

Patutina Nataliya Anatol'evna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of State and Municipal Administration and Law, Moscow City Pedagogical University, patutinaw@yandex.ru, ORCID 0000-0003-2286-7361, Moscow

methodological bases of creation of conditions positive socialization of students:

the problem1

Abstract. The text of the article contains a statement of the problem of formation of methodological foundations of social and pedagogical conditions of positive socialization of students. Diverse transformations of modern society have led to significant changes in the socialization of large groups of children, adolescents, boys and girls. In this regard, it is necessary to investigate changes in the quantitative and qualitative parameters of children with traditional and new groups of problems, to develop scientifically based ways and means of working with various categories of children - victims of adverse socialization conditions for the prevention, minimization, correction and such deviations, and the factors that cause them. The article describes the social, theoretical and practical relevance of the problem. In this regard, the scientific novelty of the research problem and the theoretical significance are at the forefront, as the research is aimed at developing a concept that will present the characteristics of the victimized individuals and groups and the factors that gave rise to them. The author offers a description of existing approaches to solving the problem in an interdisciplinary perspective; special attention is paid to the predecessors of socio-pedagogical victimology and aspects of its development in the creation of conditions for positive socialization of children, adolescents, boys and girls. The study of the methodological foundations of the creation of socio-pedagogical conditions of positive socialization of students is based on the General methodological principle of complementarity, the use of which allows to integrate the data of human and social Sciences branches of knowledge, to consider and characterize a person and a small group not only as objects and subjects, but also as victims of adverse conditions of socialization, to systematically study the objective and subjective factors of the formation of an individual or a group of a victim of adverse conditions of socialization, to develop ways of prevention and neutralization of victimogenic potential factors of socialization. The article describes the novelty, theoretical and practical significance of the problem.

Keywords: methodology, positive socialization, socio-pedagogical victimology, victim of unfavorable conditions of socialization

References

1. Bakshtanovskij, V. I., Potapov, E. G., Sogo- ogy. Tambov, 112 p. (In Russ.)

monov, Y. V., 1991. Choosing a future: towards a 3. Mudrik, A. V., 1997. Introduction in social new educational ethics. Tomsk: Tomsk University pedagogics. Textbook for students. Moscow: Insti-Publ., 215 p. (In Russ.) tute of practical psychology Publ., 365 p. (In Russ.)

2. Nikolaev, M. V., 2002. The Educational sys- 4. Mudrik, A. V., 1991. Socialization and the tem of educational institutions: the basis for typol- time of troubles. Moscow: Knowledge Publ., 78 p.

1 The publication is prepared in the framework of supported by RFBR scientific project N° 17-06-00796-ONG "Methodological bases of creation of social and pedagogical conditions of positive socialization of students".

(In Russ.)

5. Mudrik, A. V, Petrina, M. G., 2015. Socio-ped-agogical victimology: historical excursus. Siberian pedagogical journal, 5, pp. 119-126. (In Russ.)

6. Nikita, M. V, Nikitskaya, E. A., 2014. Forms and means of religious (Orthodox) education in the framework of modern socio-pedagogical practice. St. Tikhon's University Review, 1, pp. 15-24. (In Russ.)

7. Pleshakov, V. A., 2011. Theory of cyberso-cialization of the person. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ., Homo Cyberus Publ., 400 p. (In Russ.)

8. Romm, T. A., 2010. The History of social pedagogy. Moscow: Urait Publ., 260 p. (In Russ.)

9. Sklyarova, T. V., 2013. Criteria of religiosity in psycho-pedagogical studies. Siberian pedagogical journal, 4, pp. 15-18. (In Russ.)

10. Smelser, N., 1994. Sociology. Moscow: Phoenix Publ., 688 p. (In Russ.)

11. Shvartsman, C. A., 1985. Philosophy and education. Moscow: Progress Publ., 208 p. (In Russ.)

12. Mawby, R. I., 1977. Defensible Space. A Theoretical and Empirical Appraisal. Urban Studies, 14, 2, pp. 169-179.

13. Mythen, G., Walklate, S., 2006. Criminology and Terrorism .Which Thesis? Risk Society or Governmentality? British Journal of Criminology, 46, 3, pp. 379-398.

Submitted 27.04.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.