Научная статья на тему 'Методологические основы психологии безопасности'

Методологические основы психологии безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
415
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КСЕНОФОБИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / МИГРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиева Эвелина Факировна, Скрипкина Татьяна Петровна

Представлен социальный проект по формированию толерантности в обществе. Рассказывается о научно-практических мероприятиях (конференциях, круглых столах и т. п.) по данной проблематике, предшествовавших ему и проведенных в ходе его реализации. Показаны основные результаты теоретико-аналитической работы, осуществляемой в рамках проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алиева Эвелина Факировна, Скрипкина Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы психологии безопасности»

ИДЕОЛОГИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

• От парадигмы конфликта

к парадигме солидарности

• Методологические основы психологии безопасности

• Толерантность и ее границы

• Психология «своего и чужого»

• Формирование толерантного поведения

УДК 316.647.5; 316.614.5; 159.9.072; 172.4

Реализация проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии»1

Э. Ф. Алиева, Т. П. Скрипкина

В марте 2011 года Правительство Российской Федерации поддержало проект по формированию толерантности в современном обществе. Надо отметить, что идея создания проекта появилась как реакция на происходящие в обществе открытые акты противостояния и насилия на национальной почве. Возникла необходимость в осознании причин такой социальной напряженности и выработке конкретных механизмов по ее преодолению.

25 мая 2011 года в Российской академии образования прошел семинар «Молодежная субкультура — зона потенциальных рисков пропаганды: ксенофобии, фанатизма и экстремизма», организованный директором Института социологии образования РАО В.С. Соб-киным. На нем с программной речью по реализации проекта «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» выступил его руководитель — декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ю.П. Зинченко.

Анализируя сложившуюся в современном мире политическую ситуацию, Юрий Петрович, в частности, отметил, что в современном глобализированном мире наблюдаются нару-

шения политической стабильности, рост напряженности в социальных, этнических и межконфессиональных отношениях, которые становятся скорее правилом, чем исключением. В какой-то мере это является следствием глобализации.

Возросшая свобода перемещения капитала, товаров и рабочей силы имела и имеет определенные позитивные эффекты. Она позволяет оптимизировать размещение производительных сил в мировом масштабе, создает шансы для ранее слабо- и среднеразвитых стран получить доступ к передовым технологиям и притокам инвестиций. В то же время, происходящие перемены привели к тому, что из развитых стран многие центры производства были переведены в политически стабильные государства с более дешевой рабочей силой. Повсеместно увеличилось социальное неравенство — доходы транснационализированной бизнес-элиты росли намного более высокими темпами, чем основной массы населения большинства государств. Экономически и демографически оправданные миграции рабочей силы (как легальные, так и нелегальные) из развивающихся стран в развитые при-

1 Грант РГНФ №11-36-05007А.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КСЕНОФОБИИ

вели к возникновению в последних инокультурных общин, отвергающих ценности принимающих их стран.

Цивилизационный конфликт дает о себе знать беспорядками и вандализмом на расовой почве, ростом этнического национализма в государствах, ранее декларировавших толерантность в отношении инокультурных меньшинств (Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Финляндии и др.). Этот конфликт был усугублен интернационализацией систем информационного взаимодействия, особенно через Интернет. Итогом стала универсализация «вестернизированных» ценностей и образа жизни в глобализированном информационно-культурном пространстве. Ответной реакцией стали защитные действия со стороны приверженцев национальных культур и региональных субкультур, наиболее жесткую форму они приобрели со стороны исламского мира.

Возникли новые очаги нестабильности. Вполне закономерно, что центром их появления стали светские авторитарные режимы исламских стран, сложившиеся в период противостояния «двух систем» и пытавшиеся манипулировать их разногласиями. Они подвергались эрозии с двух сторон. Их ненавидели приверженцы создания «всемирного исламского эмирата». Одновременно с ними вели борьбу приверженцы демократической модели развития. Их число и влияние увеличивалось из года в год благодаря росту числа людей, получивших высшее образование, в том числе и в странах Запада.

Глобальный финансово-экономический кризис во многом усугубил и так неблагоприятную ситуацию, существующую во многих странах мира. Обострилась конкуренция на рынке труда, появились признаки прямого противостояния работников, принадлежащих к различным этническим и этноконфессиональным группам. Обострились социальные трения. Необходимость экономии в социальной сфере (после того как бюджетные средства и государственные резервы были направлены на спасение ведущих корпораций и банков) уже вызвала массовые протесты в Греции, Португалии, Испании, Италии, ряде других стран. И хотя ставить вопрос о «революционной ситуации» явно преждевременно,

но риски возникновения весьма сложных, выходящих из-под контроля ситуаций, прихода к власти в некоторых государствах ранее маргинальных, ультранационалистических сил становятся вполне очевидными.

В «зону риска» попадает и Российская Федерация, при этом уровень опасности здесь, в силу ряда причин, можно оценить как достаточно высокий, что позволяет рассматривать ее как «общество риска», для которого формирование толерантной культуры доверия и кооперации выступает приоритетом.

В своем выступлении Ю.П. Зинченко остановился на ключевых проблемах понимания толерантности. Толерантность, по мнению докладчика, можно рассматривать в русле культурно-деятельностной психологии и, прежде всего, историко-эволюционного подхода, восходящего к идеям Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В контексте историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем толерантность не сводится и не редуцируется к обыденному пониманию ее как терпимости. Толерантность выступает как норма культуры или цивилизационная норма, реализующая различные функции. Первая и ключевая функция толерантности, в том числе полиэтничности и поликультурности,

— поддержка разнообразия сложных систем. Кроме того, толерантность обеспечивает поддержку права каждого человека быть иным. Это ключевое, проходящее через многие семантические анализы ее понимание. Толерантность также способна обеспечивать устойчивое развитие систем с различиями в экономике, культуре и политике, то есть толерантность как норма обеспечивает баланс противоборствующих сторон. И, наконец, толерантность понимается как норма, обеспечивающая возможность диалога и накопление согласия различных мировоззрений, религий и культур.

Ксенофобия — это то, что в историко-эволюционном анализе отражает тенденцию к уменьшению разнообразия разных систем. В том числе именно ксенофобия приводит к тому, что появляются авторитарные, тоталитарные мировоззренческие системы, реализующие идеологические установки фундаментализма и фанатизма. Здесь исследования опираются, прежде всего, на работы Т. Адорно и его

Алиева Эвелина Факировна

кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ Федерального института развития образования, исполнительный директор «Института социального конструирования».

Скрипкина Татьяна Петровна

доктор психологических наук, профессор, декан психологического факультета Университета Российской академии образования, Заслуженный деятель науки республики Ингушетия.

группы, а также Ханны Арендт, которая разрабатывала подобные подходы к тоталитарным закрытым системам. Доминирование ксенофобии приводит к росту изоляционизма и фанатизма. Поэтому обсуждаемый на семинаре подход к ксенофобии как тенденции к созданию закрытых систем четко показывает, что ее возникновение связано не только с психологической и социокультурной ситуацией в стране, но и с ее политической обстановкой.

В заключительной части своего выступления Ю.П. Зинченко кратко остановился на том, что проблема толерантности не является абсолютно новой для российской науки и российской действительности, но в новых экономических и политических условиях, порожденных всемирным экономическим кризисом, формирование толерантности приобрело новое звучание и новый импульс.

Докладчик напомнил, что с 2001 по 2005 годы в России была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Эта программа приобрела сегодня новый смысл. В декабре 2010 года по инициативе премьер-министра Российской Федерации среди грантов Российского гуманитарного научного фонда были выделены так называемые стратегические гранты с особыми целевыми установками и объемами финансирования. Среди них В.В. Путин поддержал грант «Толерантность как фактор противостояния ксенофобии в российском обществе». Особое отношение главы Правительства к данной проблеме можно считать в высшей степени важным и целесообразным. Суть проекта можно определить двумя направлениями. Первое — управление рисками ксенофобии в российском обществе. И второе — движение от парадигмы конфликта к парадигме толерантности как зоны, связанной с развитием сплоченности нашего общества посредством поли-культурного образования и поликуль-турной жизни.

«Сложность задачи определяется междисциплинарностью проблемы, поэтому для обсуждения этой темы и нахождения путей преодоления социальной напряженности и ксенофобии была сформирована команда специалистов из разных областей знания: со-

циологии, психологии, экономики, антропологии, этнологии, политологии, журналистики, а также коммуни-кативистики и РЯ», — резюмировал Ю.П. Зинченко.

С апреля 2011 года началась активная работа по реализации проекта. На базе Вышей школы экономики, Академии труда и социальных отношений и факультета журналистики МГУ прошло несколько международных конференций и семинаров, посвященных проблемам мультикультурализма и толерантности в СМИ.

Цикл мероприятий, прошедших с 18 по 21 апреля 2011 года в стенах Академии труда и социальных отношений, был посвящен социальному проектированию, он позволил еще раз сфокусировать внимание на основных и самых актуальных запросах общества. Социальное проектирование только зарождается в нашей стране, в то время как в развитых странах оно охватывает различные сферы жизни.

Социальный проект — это гражданская инициатива, призванная решать актуальные социальные задачи путем объединения усилий органов власти, бизнеса, а также активной и творческой части общества. Развитие социального проектирования в нашей стране говорит об острой потребности в новых технологиях поддержки социально незащищенных граждан. Оно является своеобразным маркером «болевых точек» проводимой в стране социальной политики. На прошедшем в рамках мероприятий круглом столе обсуждался вопрос о роли человека в социальном проектировании.

Сейчас все чаще приходится слышать об инвестиционной привлекательности России для зарубежных партнеров. Правительство нашей страны предпринимает различные меры для оздоровления российской экономики. Участники круглого стола утверждают, что развитие социальной ответственности в бизнесе, внимание к социальным нуждам позволит

повысить градус доверия зарубежных партнеров. В представленных на заседании докладах поднимались актуальные вопросы, связанные с повышением уровня социальной активности граждан, их воспитанием в духе толерантности, повышением мотивации к занятию спортом, развитием профессиональных союзов и гражданских инициатив.

По замыслу организаторов круглого стола, каждый доклад представлял собой краткий отчет о реализации различных социальных проектов. После представления докладов все участники получили задание разработать концепт социального проекта, решающего различные социальные проблемы. Среди них: методы формирования толерантного сознания в системе образования, проблемы, связанные с распадом браков, насилием в семье, методы, повышающие мотивацию усыновления и попечительства детей-сирот и детей с ограниченными воз-

можностями, профилактика жестокого обращения с животными и др.

Каждая команда, участвовавшая в конкурсе проектов, представила свою идею и варианты работы.

В это же время в Московском институте мировой экономики и международных отношений прошел круглый стол на тему «Россия — общество рисков?», посвященный нахождению путей минимизации социально-экономических факторов риска.

Институт этнологии и антропологии Российской академии наук представил цикл мероприятий, посвященных проблемам толерантности, среди которых был организован круглый стол «Историко-эволюционные факторы механизмов контроля социальной напряженности и оценка их воздействия на общество», семинар «Традиционная культура в современном мире и проблемы толерантности». В рамках IX Конгресса этнографов и антропологов России прошла секция «Этнография школы и вуза. Этнокуль-

Цивилизационный конфликт дает о себе знать беспорядками и вандализмом на расовой почве, ростом этнического национализма в государствах, ранее декларировавших толерантность в отношении инокультурных меньшинств.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КСЕНОФОБИИ

ИДЕОЛОГИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

турное образование: общественно-политический аспект».

В Институте социологии Российской академии наук совместно с Научным советом по проблемам национальной политики Отделения общественных наук Российской академии наук прошел круглый стол «Социально-культурные основания межэтнического согласия», на котором выступила одна из участников проектной группы Л.М. Дробижева.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» провел цикл мероприятий, посвященных проблемам адаптации и интеграции мигрантов. В ходе семинаров и круглых столов рассматривались возможности эффективной адаптации мигрантов, а также ограничения миграции в контексте политики толерантности.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в рамках XVIII Международного форума молодых ученых, аспирантов, студентов «Ломоносов — 2011» провел круглый стол «Противодействие ксенофобии и экстремизму в современном мире» и секцию, посвященную психологии безопасности и противодействию терроризму. С результатами своей деятельности проектная группа выступила и в ходе работы V Международного форума «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении информационной безопасности и противодействии терроризму».

В ходе реализации совместной программы Горбачев-Фонда и Института Кеннана «Вызовы культурного разнообразия в глобальном мире» прошел научно-практический семинар «В поисках новых моделей межкультурного взаимодействия». В рамках семинара были обсуждены проблемы межкуль-турного взаимодействия в поликультур-ном мире. Большое внимание было уделено разработке моделей, направленных на обретение согласия ради выживания человечества в многополярном мире, где в настоящее время наблюдается обострение национальных, этнических и межконфессиональных непримиримых противоречий.

Помимо проведения семинаров и круглых столов в рамках проекта проводится активная теоретико-аналитическая работа. Коллектив представлен шестью научными институтами. Это: Московский государственный уни-

верситет имени М.В. Ломоносова, Институт антропологии и этнологии Российской академии наук, Институт социологии Российской академии наук, Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, Институт социологии образования Российской академии образования, и, наконец, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». В ходе выполнения проектных работ анализируются историко-эволюционные и социально-экономические аспекты толерантности и ксенофобии, этнокультурные и религиозные аспекты, проблемы терроризма и безопасности, проблемы миграции.

Проект «Толерантность как фактор противостояния ксенофобии в российском обществе» включает девять разделов, которыми руководят известные ученые.

Раздел 1. Методология социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире. Руководитель — Г.У. Солдатова.

Раздел 2. Историко-эволюционные истоки механизмов контроля социальной напряженности и оценка их воздействия на общество. Руководитель — М.Ю. Мартынова.

Раздел 3. Социально-экономическая политика формирования толерантности, доверия и кооперации в обществе риска. Руководитель — Е.Ш. Гон-тмахер.

Раздел 4. Толерантность — ресурс конструктивного межэтнического и межконфессионального диалога. Руководитель — Л.М. Дробижева.

Раздел 5. Миграционная стратегия для России и политика толерантности. Руководитель — А.Г. Вишневский.

Раздел 6. Молодежная субкультура

— зона потенциальных рисков пропаганды ксенофобии, фанатизма и экстремизма. Руководитель — В.С. Собкин.

Раздел 7. Толерантность и мульти-культурализм — ценностные ориентиры СМИ. Руководитель — И.М. Дзя-лошинский.

Раздел 8. Модели и методы повышения информационной безопасности и диагностики рисков ксенофобии в реальном и виртуальном пространстве. Руководитель — Ю.П. Зинченко.

Раздел 9. Социокультурные, коммуникационные, сетевые и психологические технологии конструирова-

ния индивидуального и социального толерантного поведения в российском обществе. Руководитель — О.А. Кара-банова.

К настоящему моменту реализация проекта, связанного с разработкой междисциплинарной методологии социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в российском обществе, близка к завершению. Помимо семинаров и круглых столов участниками проекта проведен анализ различных проблем, разработаны подходы к реализации основного замысла проекта и рекомендации по всем направлениям движения общества от парадигмы конфликта к парадигме толерантности как зоне, связанной с развитием сплоченности, доверия и солидарности в поликультур-ном, полиэтничном и поликонфесси-ональном российском обществе.

Подводя итог проделанной теоретико-аналитической работе, кратко обозначим основные результаты по каждому разделу.

1. Разработана междисциплинарная методология социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире, в основе которой заложена идея перехода от парадигмы конфликта к парадигме толерантности, систематизированы способы факторов роста и механизмов реализации в российском обществе толерантности как цивилизационной нормы социального взаимодействия, альтернативной ксенофобии и насилию.

2. Проанализированы и обобщены эволюционно-этологические механизмы феномена толерантности и этнокультурных особенностей межгруп-пового сосуществования; выявлены фундаментальные механизмы социальной интеграции и способы снижения внутри- и межгрупповой социальной напряженности с позиций эволюционных механизмов адаптации и успешного выживания человеческого вида; выявлены и проанализированы этологические механизмы толерантности, психофизиологические реакции на нарушение социальных связей в ходе конфликта, имеющие место как у жертвы, так и у агрессора; проанализированы условия, способы и методы расширения границ образа «своего» как механизма толерантного поведения; проведен анализ и сделаны обобщения различий в возрастных,

гендерных, этнических моделях агрессивного поведения.

3. Выявлены, обобщены и систематизированы основные социально-экономические факторы риска, порождающие ксенофобию, нетерпимость, конфликтность в межэтнических, межконфессиональных, социальных отношениях в Российской Федерации; разработан и обоснован перечень социально-экономических мер и конкретных действий, позволяющих повысить стабильность общества; предложены конкретные способы и пути социально-экономической поддержки идеологии конструирования толерантности и социального доверия в российском обществе; проанализированы возможные способы политической поддержки, направленные на внедрение разработанных программ, и выработаны меры их легитимизации и реализации.

4. Проведен всесторонний анализ особенностей проявления толерантно-сти/интолерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе; разработаны рекомендации по практической реализации принципов межэтнической и межконфессиональной толерантности, адресованные институтам государственной власти и институтам гражданского общества.

5. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта в сфере адаптации мигрантов в принимающем обществе; осуществлен междисциплинарный анализ различных аспектов (экономического, социокультурного, психологического) адаптации мигрантов в новой социокультурной среде и выявлены факторы и условия успешной адаптации; разработаны рекомендации по конструированию успешных стратегий взаимной адаптации мигрантов и местного населения, преодолению дискриминации и мигрантофобии.

6. Осуществлен анализ проблемы проявлений ксенофобии, экстремизма и толерантности в подростковой и молодежной среде; разработаны дифференцированные программы, направленные на формирование толерантности и профилактику ксенофобии и экстремизма в подростковой и молодежной среде, адресованные руководителям и педагогам образовательных учреждений, работникам сферы культуры, спорта и молодежной политики, работникам СМИ и созда-

телям рекламной продукции, а также на оптимизацию системы семейного воспитания.

7. Обобщен опыт диалогичной организации взаимодействия различных типов СМИ и различных групп аудитории; осуществлен анализ и сформулированы возможности СМИ как института формирования установок толерантности и противодействия ксенофобии через конструирование способов и путей реализации формирования новой профессиональной культуры журналистов, направленной на овладение навыками и умениями организации массового диалога между всеми участниками социальных процессов; выявлены особенности влияния характеристик разных групп аудитории на взаимоотношения с каналами массовой коммуникации; разработаны рекомендации по организации диалога по проблемам толерантности между СМИ и аудиторией, учитывающие разницу в информационных ориентациях различных групп населения.

8. Осуществлен анализ понятий ксенофобии, экстремизма и дискриминации и их взаимосвязи с терроризмом; проанализирован отечественный и зарубежный опыт исследования феномена терроризма, систематизированы материалы по проблеме поиска культурно-исторических основ и социально-психологических корней терроризма; осуществлена содержательная интерпретация двоякой роли информационного пространства и современных информационных технологий как в разжигании ксенофобии, дискриминации, пропаганде межгрупповой вражды, так и в профилактике дискриминации и ксенофобии, формировании толерантности в обществе; разработаны критерии диагностики, направленные на выявление групп, восприимчивых к вовлечению в экстремистские группировки и подверженных влиянию идеологии терроризма, а также групп, наиболее восприимчивых к воздействию информации о действиях экстремистов и террористических актах; разработаны научно-методические рекомендации, посвященные описанию методов воздействия и управления факторами, способствующими вовлечению представителей различных возрастных и социальных групп населения в террористические организации и распространению идеологии экстремизма и терроризма.

9. Разработана методология создания социокультурных, коммуникационных, сетевых и психологических технологий конструирования индивидуального и социального толерантного поведения, включающая систему принципов, задающих и операциона-лизирующих «технологию создания технологий»; обоснована и разработана система критериев дифференциации технологий конструирования толерантного поведения; разработан пакет компьютерной психодиагностики, направленной на выявление групп «риска» среди детей, подростков и молодежи; проведена систематизация технологий конструирования индивидуального и социального толерантного поведения на основе выделенных критериев; проанализированы проблемы трудностей внедрения технологий формирования социального и индивидуального поведения; разработаны стратегии внедрения социокультурных, коммуникационных, сетевых и психологических технологий конструирования индивидуального и социального толерантного поведения в современном российском обществе на основе реализации системного междисциплинарного подхода; обоснованы и выделены критерии и методы оценки эффективности внедрения технологий конструирования индивидуального и социального толерантного поведения; разработана система требований к нормативноправовому, ценностно-этическому, материально-техническому, финансово-экономическому, кадровому, организационно-управленческому обеспечению внедрения технологий конструирования социального и индивидуального толерантного поведения и управления рисками ксенофобии; разработаны и апробированы практические рекомендации по конструированию и внедрению социокультурных, коммуникационных, сетевых и психологических технологий формирования толерантного индивидуального и социального поведения и управления рисками ксенофобии.

Результатом данного проекта станет книга под названием «Управление рисками ксенофобии: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности», состоящая из девяти глав, в которой будет предложена социальная стратегия формирования толерантности в обществе как ресурс профилактики ксенофобии в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.