Научная статья на тему 'Методологические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов - будущих врачей'

Методологические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов - будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ-МЕДИК / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВРАЧ / ОБУЧЕНИЕ ВРАЧА / МЕДИЦИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Д.В.

Физическая активность всегда считалась основой здорового тела и здорового духа, а физическая подготовка врача показатель не просто его здоровья, но и профессионализма. В рамках подготовки студентов будущих врачей физической подготовке уделяется особое внимание, ведь в рамках будущей специальности хорошее физическое воспитание и подготовка координирует деятельность, быстроту реакции, выносливость и пр., что, в конце концов, может спасти чью-то жизнь. Автор акцентирует внимание на необходимости активного внедрения и реализации физического воспитания, физической подготовки студентов-медиков, а проведенный им анализ и сделанные выводы доказывают целесообразность данного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеренко Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов - будущих врачей»

УДК 796.01 (073)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

Нестеренко Д.В., 2017 Северо-Кавказский Федеральный университет, аспирант, Ставрополь

Аннотация: физическая активность всегда считалась основой здорового тела и здорового духа, а физическая подготовка врача - показатель не просто его здоровья, но и профессионализма. В рамках подготовки студентов - будущих врачей физической подготовке уделяется особое внимание, ведь в рамках будущей специальности хорошее физическое воспитание и подготовка координирует деятельность, быстроту реакции, выносливость и пр., что, в конце концов, может спасти чью-то жизнь. Автор акцентирует внимание на необходимости активного внедрения и реализации физического воспитания, физической подготовки студентов-медиков, а проведенный им анализ и сделанные выводы доказывают целесообразность данного мнения.

Ключевые слова: студент-медик, физическая подготовка, врач, физическая подготовка, обучение врача, медицинские образовательные организации, профессионально-прикладная физическая подготовка.

METHODOLOGICAL BASES OF PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING OF

STUDENTS OF FUTURE DOCTORS Nesterenko D.V., 2017 North-Caucasian Federal University, post-graduate student, Stavropol

Abstract: physical activity has always been considered the basis of a healthy body and healthy spirit, and physical training of a doctor is an indicator not only of his health, but also of professionalism. As part of the training of future physicists, physical training is given special attention, because in the future specialty, good physical education and training coordinates activities, reaction speed, endurance, etc., which, in the end, can save someone's life. The author focuses attention on the need for active implementation and implementation of physical education, physical training of medical students, and the analysis and conclusions drawn by him prove the usefulness of this opinion.

Key words: medical student, physical training, physician, physical training, doctor training, medical educational organizations, professionally-applied physical training.

Теория и практика профессиональной подготовки специалистов в высших медицинских образовательных организациях - медико-педагогическая проблема, тесно связана с социально-экономическим развитием общества, находится сейчас в центре внимания многих ученых и педагогов-практиков. Обучение врача ХХ1 века должно сводиться к способности человека не только определять причинно-следственные связи и на этой основе через симптомы и синдромы устанавливать диагноз, соблюдать в лечении установленной концепции [1], но и учитывать многофакторность развития процессов, происходящих в природе [2]. Для этого нужны другие критерии оценки фактов и событий, другой путь формирования профессионального медицинского мышления, другой стиль жизни [3].

Таким осознанием путей решения проблем профессиональной подготовки будущих врачей обусловлено большое значение прикладных аспектов физического воспитания, формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями, подбор необходимых и полезных средств и методов с учетом физического развития, состояния здоровья, карьерных ожиданий студенческой молодежи [4]. Этот подход поддерживают другие известные ученые, что приводит внимание к профилактическим и здоровьесберегающим социально обусловленным качествам профессионального становления будущих специалистов медицинской отрасли в контексте их подготовки к будущей деятельности. Указанное касается не только содержания профессионального компонента образования, но и требует комплексного педагогического воздействия на личность будущего врача с целью всестороннего и гармоничного развития. Как отмечают Волченко Н.Н. и Славнова Е.Н. объектами изучения в медицине стали не только организм человека как целостная система, но и физико-

химические процессы и психологические факторы, влияющие на здоровье, объясняют физиологические основы нормального функционирования организма и его патологии [5]. Это обстоятельство, по мнению ученых, в процессе подготовки врачей формирует системность в обосновании качества медицинского образования, изучении и решении проблемы гуманитарного уровня «человек и его здоровье», которая актуализирует социальные, психолого-педагогические и духовно-нравственные аспекты подготовки будущих врачей [6]. Весомое мнение Боташевой Т. Л. и других ученых о том, что именно здесь «возникает ниша для педагогики в медицине, которая играет важную роль в подготовке врача завтрашнего дня [7].

Особенностью проблемы, которая изучается, является ее междисциплинарный характер, обусловленный многоаспектностью охваченных явлений и процессов. Считаем, что методологический аспект исследуемой проблемы содержит такие составляющие:

1) профессиональная подготовка (1111) студентов медицинского профиля как научно-педагогическая проблема [8];

2) содержание и задачи физической подготовки (ФП) будущих врачей прикладного характера

[9];

3) организационно-педагогические особенности методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов высших медицинских учебных заведений (ВМУЗ) в современных условиях реформирования высшего образования [10].

Для детального изучения проблемы подготовки молодежи к будущей трудовой деятельности в медицинской сфере, формирование у студентов ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью подопечных средствами физической культуры и спорта необходимо осуществить анализ и обобщение, объективную интерпретацию данных, полученных из разных научных отраслей (педагогика, теория и методика физического воспитания, гигиена, физиология, психология и т.п.), на основе научных подходов, используемых современными учеными и практическими работниками.

На наш взгляд, изучение проблемы физической подготовки студентов медицинских образовательных организаций высшего образования должно основываться на определенных в педагогической науке общих принципах научного поиска: объективности, развития, историзма, всеобщей связи и взаимодействия, терминологизма, познавательной функции, целостного изучения педагогического явления или процесса. Принцип объективности означает, что исследование должно быть абсолютно отстраненным, на позицию автора не должны влиять общие впечатления о природе исследуемого, симпатии или наоборот - антипатии, собственное настроение или состояние. Принципы развития и историзма обеспечивают изучение явления с точки зрения того, как оно когда-то возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, чем стало в это время и каким будет в будущем. Согласно историзму социальные явления характеризуются закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессивной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом выбранном этапе. Принцип всеобщей связи и взаимодействия позволяет познавать предмет одной науки во взаимосвязях и взаимодействии с предметами других наук, и одновременно есть возможность отделить его от смежных предметов, исследовать определенной степени обособленно и конкретно. Терминологический принцип предусматривает изучение сроков и обозначаемых ими понятий, разработку или уточнение содержания и объема понятий, установление взаимосвязи и субординации понятий, их места в понятийном аппарате теории, на базе которой основывается исследования. Решить эту задачу помогают методы терминологического анализа и операционализации понятий.

Познавательный, или когнитивный, принцип предполагает, что для анализа формирования знания необходимо изучение практической и теоретической деятельности человека в соотношении с ее социальным аспектом. Принцип целостного изучения явления или процесса содержит максимальное использование системного подхода в исследовании; установление связи изучаемого феномена с сущностными силами личности, т.е. главным в ее духовном мире (направленность, принципиальность, возрастные и половые особенности, уровень общего развития, основные убеждения), показ многообразия внешних воздействий, которые сказываются на формировании качеств личности в ходе педагогического процесса, и изложение методики руководства этими воздействиями со стороны субъектов учебно-воспитательного процесса; раскрытие механизма изучаемого явления (движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составляющие

элементы и взаимосвязь, этапы развития, условия и факторы, от которых это развитие зависит) четкое определение места исследуемого педагогического явления в целостном учебно-воспитательном процессе (его специфика, общие и частные функции, в первую очередь).

Познание научной проблемы начинаем, прежде всего, с поиска и выяснения ключевых терминов и понятий, выявление взаимосвязей между ними с целью объективного и всестороннего анализа исследуемого феномена. В этой связи важными конструктами терминологического поля выступают понятия «профессиональная подготовка», «физическая подготовка», «профессионально-прикладная физическая подготовка». Выясним их сущность в контексте современных требований к профессиональной деятельности будущих врачей.

Анализ медицинской и педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что сегодня не существует единого взгляда на понимание сущности профессиональной подготовки студентов медиков. В педагогической энциклопедии профессиональная подготовка трактуется как совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств личности, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по профессии; процесс уведомления соответствующих знаний и умений. Нам импонирует трактовка понятия «профессиональная медицинская подготовка» как системы организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности знаний, умений, навыков и профессиональной готовности к медицинской деятельности, приведенное Рухлядой Н.Н. [11].

Системообразующим в нашем исследовании является гуманистическая парадигма (А. Алексеев, И. Бех, Е. Бондаревская, В. Моляко, В. Сериков, В. Сластенин, В. Слободчиков, В. Сухомлинский и другие) профессиональной подготовки будущего врача, поскольку организация учебно-воспитательного процесса невозможна без обращения к личности - ее возрастным и индивидуальным особенностям, качествам и способностям, ценностным ориентациям, образовательным и духовно-культурным потребностям, субъектному опыту. Поэтому исследование проблемы ФП будущих врачей предопределяет использование идей личностного научного подхода, поскольку функционирование образовательно-воспитательных систем должно направляться на педагогическую поддержку становления и развития медика как автора и создателя своей судьбы, как личности со многими значимыми для общества и самого человека характеристиками [12].

Итак, в рамках гуманистической образовательной парадигмы именно личностный подход обеспечивает рост индивидуальности студента, его жизненное самоопределение в учебно-воспитательном процессе с учетом четких целей и конкретного содержания подготовки к профессиональной деятельности. Основываясь на определенном подходе, ФП будущего врача рассматриваем как целенаправленный, специально организованный процесс профессионального развития и становления личности каждого выпускника высшего медицинского учебного заведения

[13].

Учитывая вышесказанное, в формулировке теоретических научных положений важным для нашего исследования является учет положений деятельностного подхода (Л. Выготский, П. Гальперин, С. Рубинштейн и др.). Анализ произведений ученых из очерченного вопроса показал, что понятие «деятельность» в психолого-педагогической литературе обычно связывают с проявлениями активности личности, по которой устанавливаются связи между человеком и окружающим миром. По мнению современных же ученых, главным результатом профессиональной подготовки считают профессиональную готовность специалиста, такое качество будущих врачей характеризуется интегративным состоянием личности, которая сочетает оптимальную систему потребностей, мотивов, способностей, знаний, умений, навыков, в совокупности отражают профессиональные качества современного медика [14-15]. Итак, с одной стороны, психологическую структуру деятельности специалиста характеризует система его последовательных взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленных целей в результате выполнения профессиональных функций, с другой - профессиональная направленность при обучении в высших учебных заведениях (ВУЗ) формируется в деятельности, которая по содержанию и условиям своей реализации приближается к деятельности будущего специалиста.

Исследователи справедливо относят условия труда медицинских работников к наиболее сложным и напряженным видам человеческой деятельности, характеризующиеся значительными умственными и физическими нагрузками, а значит, - требуют устойчивости внимания, быстрой реакции, координации движений, выносливости, высокой работоспособности и тому подобное [1617]. Поэтому физическая подготовка является важной составляющей профессионального становления будущих врачей, поскольку она направлена на обязательное формирование у студентов-медиков профессиональных двигательных действий и прикладных навыков [18-19].

Учитывая вышесказанное, считаем, что совершенствование будущих врачей в процессе ФП не только будет способствовать эффективному освоению конкретной профессии, но и обеспечит оптимизацию физического и психофизиологического состояния, сохранения и укрепления здоровья, формирования всесторонней и развитой личности специалиста.

В нашей стране термин «физическая подготовка» закреплено на законодательном уровне. Так, в Законе о физической культуре и спорте эта дефиниция толкуется как «...процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик».

Таким образом, прикладное (т. е. практическое) значение физической подготовки человека для успешной учебы и труда считать неотъемлемым компонентом и сущностной свойством физического воспитания личности как педагогического процесса, связанного с постепенным включением человека в сферу будущего высокопроизводительного труда.

С этих позиций методологических основ исследования привлекаем системно-структурный подход, который обеспечивает интеграцию научных знаний и всех элементов профессиональной подготовки. Ведущей особенностью этого подхода является понимание явлений и процессов как комплекса составляющих, которые вступают во взаимодействие и между которыми существуют отношения объектов и их свойств. Поэтому проблему профессионально-прикладной физической подготовки студентов ВМУЗ рассматриваем с позиций целостной педагогической системы, которая имеет цель, содержание, задачи, принципы, формы, методы, средства образовательного и воспитательного воздействия на личность будущего специалиста с целью ее формирования [20].

В теории и методике физического воспитания понятие «физическая подготовка» трактуется как специализированный педагогический процесс, направленный на формирование двигательных умений и навыков, оптимальных физических качеств (силы, выносливости, скорости, координации, гибкости) человека с учетом особенностей профессиональной медицинской деятельности [21]. Соответственно, результатом такой подготовки является физическая подготовленность как показатель оптимального овладения индивидом двигательными навыками, которые необходимы для усвоения конкретного вида деятельности, воплощенный в достигнутом уровне работоспособности, состоянии развития физических качеств и сформированности жизненно важных и прикладных умений.

Отечественные ученые отмечают, что в последнее десятилетие в специальной научной и методической литературе наряду с понятием «физическая подготовленность» все чаще употребляется термин «физическая готовность». Причиной такого состояния, по мнению Гнатюка М.А., является развитие новейших теорий и концепций соответствия, пригодности личности (духовной, общественной, патриотической, нравственной, политической; специально трудовой - теоретической, технологической, технической; психической - умственной, волевой, эмоциональной, двигательной) к определенному виду деятельности. Ученый убежден, что одной из основ всех этих видов готовности готовность физическая, которая характеризуется таким уровнем телесного развития человека, функционального состояния его организма и сформированности двигательных качеств, который обеспечивает успешное выполнение конкретной деятельности [22].

Рассматривая физическую подготовку будущих врачей как педагогический процесс, подчеркнем, что в теории физического воспитания выделяют ее общий и специальный характер. Согласны с мнением Шкарубо А.Н. о том, что общая физическая подготовка (ОФП) способствует успешности профессиональной деятельности и косвенно проявляется в ней главным образом через такие факторы, как состояние здоровья, общая выносливость, концентрация, воля и другие качества [23]. Одновременно специальная физическая подготовка (СФП) преимущественно направлена на совершенствование и развитие двигательных качеств в конкретном виде спорта или видов

деятельности. Наряду с этим, как указывают Герасимова Л.И., Матвеев Р.С., Викторов В.Н. прямая зависимость между уровнем практической подготовленности и производительностью труда прослеживается лишь в том случае, когда занятия физической культурой предусматривают включение физических упражнений и видов спорта, непосредственно направленных на развитие и совершенствование психофизиологических качеств и двигательных навыков, в большей степени необходимых для использования в конкретном виде трудовой деятельности [24].

Таким образом, для успешного овладения профессией человеку важно совершенствовать определенные двигательные умения и навыки, физические качества, обусловленные характером труда. Это определяет специальную, профессионально-прикладную направленность физической подготовки будущего специалиста. Обоснование указанного положения актуализирует необходимость дальнейших исследований профессионально-прикладной физической подготовки студентов будущих врачей на основе компетентностного подхода, которые будут представлены в наших следующих работах.

Список литературы

1. Калинин П.Л., Шарипов О.И., Шкарубо А.Н., Фомичев Д.В., Кутин М.А., Алексеев С.Н., Кадашев Б. А., Яковлев С.Б., Дорохов П.С., Бухарин Е.Ю., Курносов А.Б., Попугаев К. А. Повреждение кавернозного отдела внутренней сонной артерии при транссфеноидальном эндоскопическом удалении аденом гипофиза (4 случая из собственной практики) // Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. 2013. Т. 77. № 6. С. 28-38.

2. Базылев В.В., Черногривов А.Е. Хирургическое лечение транспозиции магистральных артерий // Детские болезни сердца и сосудов. 2016. Т. 13. № 1. С. 33-41.

3. Багненко С.Ф., Новиков Е.И., Рухляда Н.Н., Аракелян Б.В. Возможность выполнения органосберегающих операций при гнойно-воспалительных заболеваниях придатков матки в экстренной хирургии // Вестник хирургии им. И.И. Грекова. 2002. Т. 161. № 5. С. 86.

4. Медовый В.С., Панов С.А., Кузнецова К.Ю., Асланова М.М., Шихбабаева Ф.М. Технологии цифровой и сканирующей микроскопии для анализов паразитологической экспертизы // Медицина и высокие технологии. 2016. № 1. С. 71-75.

5. Волченко Н.Н., Славнова Е.Н., Гладунова З.Д., Медовый В.С., Савостикова М.В., Климова Н.В. Цитоморфологическая характеристика дисплазии молочной железы // Российский онкологический журнал. 2006. № 1. С. 21-24.

6. Volchenko N.N., Medovyi V.S., Slavnova E.N., Savostikova M.V., Medovyi V.S. A comparative morphometric analysis of cytograms of invasive ductal and invasive lobular breast cancer // Архив патологии. 2002. Т. 64. С. 37.

7. Боташева Т.Л., Линде В.А., Ермолова Н.В., Саргсян О.Д., Рогова Н.А. Особенности системы сосудистоэндотелиальных факторов роста при физиологической беременности в зависимости от пола плода // Медицинский вестник Юга России. 2013. № 4. С. 38-42.

8. Тимошевский А.А., Кушнир Л.А., Путило В.М., Герасимов Д.В. Оценка качества преподавания токсикологии в учебном военном центре при первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова // В сборнике: IV Съезд токсикологов России Сборник трудов. Под редакцией Г.Г.Онищенко и Б.А.Курляндский. 2013. С. 466-467.

9. Шихлярова А.И., Тарнопольская О.В., Шевченко А.Н., Куркина Т.А., Резинькова И.А., Филатова Е.В. Особенности накопления флуорохромов анс, дсм и доксорубицина в клетках саркомы 45 крыс при действии на опухоль in vivo магнитным полем // Клиническая и экспериментальная морфология. 2013. № 3 (7). С. 44-48.

10. Кадомцев Д.В., Пасечникова Е.А. Синдром «эмоционального выгорания», как одна из главных проблем психогигиены сотрудников отделения анестезиологии и реанимации // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 2. С. 25.

11. Рухляда Н. Н. Клинико-морфологическая диагностика и обоснование тактики эндохирургического лечения аденомиоза у женщин репродуктивного возраста // Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. - Санкт-Петербург, 2004. - 269 с.

12. Литвинов И.А., Галлямова А.Ф., Новиков Ю.О. Алгоритм использования различных методик мануальной терапии при лечении цервикокраниалгий // Мануальная терапия. 2004. № 2 (14). С. 36-38.

13. Ermolova N.V. Implication of impaired cell regulatory processes in the development of external genital endometriosis // Российский вестник акушера-гинеколога. 2008. Т. 8. № 3. С. 33-36.

14. Горошинская И.А., Шевченко А.Н., Филатова Е.В., Немашкалова ДА. Изучение белков острой фазы при лечении больных мышечно-неинвазивным раком мочевого пузыря // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016. Т. 11. № 4. С. 521-525.

15. Манжос М.В., Блашенцев К.В., Хабибулина Л.Р., Власова Н.В., Кавеленова JI.M. Результаты пыльцевого мониторинга и особенности течения сезонного аллергического ринита в г. Самаре //Российский аллергологический журнал. 2014. № 2. С. 32-36.

16. Chernogrivov А.Е., Gornostaev A.A., Chernogrivov I.E., Toschev P.N., Suleimanov Sh.F., Talysheva O.N., Vostokova E.V., Bazylev V.V. Anomalous origin of the right coronary artery from the pulmonary artery: surgical re-implantation into the aorta // Multimedia Manual of Cardio-Thoracic Surgery. 2015. T. 10.

17. Роживанов P.В., Парфенова H.C., Курбатов Д.Г. Лечение олигоспермии у мужчин с бесплодием//Проблемы эндокринологии. 2010. Т. 56. № 1. С. 31-34.

18. Иванов А.Ю., Комков Д.Ю., Олюшин В.Е., Гуляев Д.А., Себелев К.И. Дополнительные пути коллатерального венозного оттока при окклюзии верхнего сагиттального синуса // Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. 2010. № 4. С. 10-15.

19. Ermolova N.V. Pathogenetic role of endothelial factors and sex hormones in the development of external genital endometriosis //Российский вестник акушера-гинеколога. 2008. Т. 8. № 3. С. 29-32.

20. Копытенкова О.И., Леванчук А.В., Курепин Д.Е. Оценка акустического воздействия на основе анализа риска здоровью населения при строительстве и эксплуатации железных дорог // В сборнике: Актуальные вопросы развития инновационной деятельности в новом тысячелетии XIV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 29-33.

21. Кузнецова К.Ю., Асланова М.М., Шихбабаева Ф.М. Система цифровой микроскопии -информационный источник мониторинга за биогельминтозами на территории Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 5 (278). С. 51-53.

22. Гнатюк М.А. Российская молодежь в условиях глобализации: особенности социализации и формирования трудовых ценностей // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 17. № 1. С. 219-228.

23. Шкарубо А.Н. Хирургия опухолей основания черепа с использованием трансназального и трансорального доступов с эндоскопическим контролем (аденомы гипофиза, краниофарингиомы, хордомы) // Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. - Москва, 2007.

24. Герасимова Л.И., Матвеев Р.С., Викторов В.Н. Анализ результативности амбулаторно-поликлинической службы // Общественное здоровье и здравоохранение. 2013. № 1. С. 52-55.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Воропаева Марина Леонидовна, Крылова Татьяна Леонидовна, 2017, учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы.

МАОУ «ОК «Лицей №3 , город Старый Оскол

Аннотация: в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

Ключевые слова: методическая разработка, интеллектуальная игра, педагогические технологии.

Авторами статьи разработаны и апробированы на практике:

- система уроков исследовательского характера по учебным предметам (УМК «Начальная школа XXI века», разработанной авторским коллективом под руководством Н.Ф. Виноградовой);

- цикл сетевых интеллектуальных игр для младших школьников;

- цикл внеурочных занятий по освоению приёмов исследовательской и проектной деятельности.

Младшие школьники ежегодно представляют свои исследовательские работы и проекты на муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах: «Я - исследователь», «Первые шаги в науке», фестивалях и научно-исследовательских конференциях Ассоциированных школ ЮНЕСКО: «Дети исследуют мир», «Школьник в современном мире», становясь лауреатами, призерами, победителями.

На основе опыта работы учителями создана методическая разработка - проект «Сетевые интеллектуальные игры для младших школьников», представляющая собой серию занятий в форме интеллектуальных игр по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению в свете реализации ФГОС НОО. Материалы проекта были распространены при организации и проведении сетевых интеллектуальных игр и мероприятий для младших школьников в рамках работы Ресурсного центра образовательного округа № 1 в Старом Осколе. Сам проект прошел апробацию в 2014-2017 годах через сеансы видеоконференцсвязи в рамках участия МАОУ «ОК «Лицей №3» во Всероссийской национальной образовательной программе «Гимназический союз России». Учителями было разработано и проведено 9 сетевых интеллектуальных игр в режиме ВКС, в которых приняли участие 43 команды младших школьников из разных округов России: Центрального Федерального (Белгородская область, Тверская область, Рязанская область), Северо-Западного Федерального (Ненецкий АО, Вологодская область), Южного Федерального (Элиста, Волгоград), Крымского Федерального (Севастополь).

Структура методической разработки «Сетевые интеллектуальные игры для младших школьников».

- Титульный лист.

- Аннотация.

- Содержание.

- Вводная часть.

- Основная часть.

В данный раздел входит описание игр по предметам, методические рекомендации по проведению игр, описание структура игры.

- Оборудование.

- Заключение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.