Научная статья на тему 'Методологические основы проектирования формата эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе'

Методологические основы проектирования формата эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин Константин Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия властных и предпринимательских структур в региональной институциональной среде. Раскрываются особенности организации системы взаимодействия бизнеса и власти в современных условиях российской деловой среды, которая в значительной мере формируется под воздействием неформальных норм и правил, обуславливающих возникновение в регионе специфических «правил игры» (в том числе условий ведения предпринимательской деятельности). Делается вывод о доминирующей роли властных структур в установлении и поддержании «правил игры» в регионе, в рамках которых органы власти выстраивают стратегии взаимодействия с деловым сообществом, адаптируясь под которые предприниматели выстраивают свои траектории развития бизнеса. Обосновывается необходимость проектного подхода к формированию эффективной системы взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе. Предлагается концептуальная модель проектирования эффективной системы взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришин Константин Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы проектирования формата эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФОРМАТА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РЕГИОНЕ

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OFDESIGNSIZEEFFICIENCY OF INTERACTIONOF IMPERIOUS AND ENTERPRISESTRUCTURES IN

REGIONS

Гришин Константин Евгеньевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия властных и предпринимательских структур в региональной институциональной среде. Раскрываются особенности организации системы взаимодействия бизнеса и власти в современных условиях российской деловой среды, которая в значительной мере формируется под воздействием неформальных норм и правил, обуславливающих возникновение в регионе специфических «правил игры» (в том числе условий ведения предпринимательской деятельности). Делается вывод о доминирующей роли властных структур в установлении и поддержании «правил игры» в регионе, в рамках которых органы власти выстраивают стратегии взаимодействия с деловым сообществом, адаптируясь под которые предприниматели выстраивают свои траектории развития бизнеса. Обосновывается необходимость проектного подхода к формированию эффективной системы взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе. Предлагается концептуальная модель проектирования эффективной системы взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе.

Abstract

The article deals with the organization of interaction of imperious and enterprise structures in the regional institutional environment. The peculiarities of the organization of interaction between business and government in modern conditions of the Russian business environment, which is largely shaped by informal norms and rules that lead to the emergence of the region-specific "rules of the game" (including the business environment). It is concluded that the dominant role of the authorities in establishing and maintaining the "rules of the game" in the region, in which the authorities are building strategy of interaction with the business community, adapting to entrepreneurs who are building their business development trajectory. The necessity of the project approach to the formation of an effective system of interaction between government and business organizations in the region.Proposes a conceptual model of designing an effective system of interaction between government and business organizations in the region.

Значение эффективного развития деловой среды обусловлено возрастающей ролью предпринимательства в российской экономике. Особая роль в этой связи принадлежит институциональному обеспечению развития

среды взаимодействия субъектов предпринимательства с институтами, организациями и инфраструктурой делового окружения бизнеса. Значимую роль в таком взаимодействии играют взаимоотношения бизнеса с институтами государственной власти. Вызвано это не в последнюю очередь все возрастающим вмешательством государственных органов в регулирование экономических процессов. Вследствие того, что властные структуры всех уровней государственного устройства при взаимодействии с другими рыночными институтами в настоящее времяпродолжают играть доминирующую роль, экономические агенты стремятся оптимизировать свои отношения с властью, адаптируя их к новым условиям институциональной среды. Современная российская институциональная среда взаимодействия властных и предпринимательских структур характеризуется высокой ролью неформальных норм и правил поведения в системе деловых отношений, (рис. 1). Неформальная компонента (неформальные соглашения, обязательства, интересы и т.д. представителей властных структур и делового сообщества) в системе отношений властных и предпринимательских структур оказывает серьезное воздействие на характер применения формальных норм и процедур, регламентирующих условия функционирования основных акторов в деловой среде. В свою очередь это приводит к возникновению в локальных административно-территориальных образованиях специфических «правил игры» ( представляющих собой симбиоз формальных и неформальных условий осуществления экономической деятельности) в значительной мере определяемых властными структурами и которых вынуждены придерживаться предприниматели желающие продолжать свою деятельность на этих территориях.

Такое положение дел позволяет органам власти помимо формализованного административного регулирования предпринимательской деятельности достаточно навязывать предпринимателю разнообразные схемы неформализованноговзаимодействия. Таким образом,

законопослушному предпринимателю помимо легального

административного бремени, в некоторых случаях приходится сталкиваться с непредусмотренным законом бременем накладываемым представителями органов власти по своему усмотрению, или «по просьбе» аффилированных бизнес-структур. Наличие значительного неформального сегмента отношений заставляет отечественный бизнес выстраивать траекторию своей деятельности с учетом данного фактора, который в целом ограничивает свободное рыночное развитие предпринимательства , что в свою очередь негативно отражается на качестве социально-экономического развития территории.

Рис. 1. Институциональная среда взаимодействия властных и предпринимательских структур

В этой связи можно констатировать, что бизнес-сообщество успешно

взаимодействует с органами государственной власти при наличии определенных факторов в совокупности обеспечивающих формирование эффективной (взаимовыгодной) институциональной модели оптимального

поведения экономических агентов и властных структур. Условием дальнейшего успешного развития бизнес-процессов, по нашему мнению, является формирование эффективной институциональной среды мотивирующей властные и предпринимательские структуры к взаимовыгодным отношениям. Особую актуальность данная задача имеет для регионального и местного уровня, так как именно здесь определяется практика применения формальных институтов, устанавливаемых на федеральном уровне, и формируются неформальные правила и методы взаимодействия.

О некоторых проблемных аспектах организации эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в российской деловой среде

Современные условия развития системы взаимодействия экономических акторов, характеризующиеся непрекращающейся настройкой нормативно-правового пространства под запросы государства, бизнеса и общества, порождают неустойчивую деловую среду, с высокой вероятностью перемены «правил игры», что в значительной мере снижает результативность мероприятий, направленных на выстраивание конструктивного диалога между властью бизнесом и обществом. При этом до настоящего времени формализованная платформа отношений властных и предпринимательских структур остается крайне неустойчивой, практически ежегодно вводятся в оборот новые нормативно-правовые акты (прежде всего на федеральном уровне), которые в некоторых случаях вносят серьезные изменения в региональные правила ведения бизнеса, заставляя субъекты предпринимательства пересматривать стратегии своего функционирования. Одним из самых ярких примеров негативного отражения на деятельности бизнеса новых норм правового регулирования стало повышение с 1 января 2013 года страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, обернувшееся ликвидацией более 600 тысяч ИП.Более того «подвижность»

формализованной платформы ведения бизнеса в значительной мере дополняется подвижностью региональных и муниципальных неформализованных правил осуществления предпринимательской деятельности. В свою очередь степень распространённости и применения, неформализованных правил ведения бизнеса устанавливаемых и регулируемых властью по своему усмотрению в значительной мере повышает административные риски инвесторов - предпринимателей, несмотря на то, что в отдельных случаях неформальные отношения могут являться более эффективными. Все это приводит к тому, что при осуществлении предпринимательского (инвестиционного)

проектасуществует вероятность того, что в процессе его реализации стороны могут отклоняться от формализованных правил ведения бизнеса и соответственно утрачивается уверенность в выполнении взаимных обязательств в соответствии с договоренностями.

> Низкий уровень мотивации власти и бизнеса к взаимодействию в рамкахформализованных правил Практическое отсутствие взаимной ответственности власти и бизнеса

ч>

Разрастание неформального сегмента взаимодействия властных и предпринимательских структур

Снижение уровня взаимного доверия властных и предпринимательских структур

Нарушение механизмов сопряжения интересов властных и предпринимательских структур

1

Возникновение проблем взаимной лояльности властных и предпринимательских структур

- Формирование неэффективного формата взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе

Рис. 2. Схема формирования неэффективного формата взаимодействия властных и

предпринимательских структур в регионе

Другими словами неустойчивость формализованных правил ведения бизнеса при широком распространении неформальных схем осуществления предпринимательской деятельности в регионах снижает уровень взаимного доверия (ведет к разрастанию кризиса доверия) между субъектами предпринимательства и органами власти, которое является основой формирования партнерских взаимовыгодных отношений.Кризис взаимного доверия в свою очередь провоцирует взаимный оппортунизм бизнеса и власти, ведет к возникновению ситуаций, при которых взаимодействующие стороны в своей деятельности, выходят за рамки институционально-правовых норм, что не позволяет им выстраивать взаимоотношения в формате взаимной лояльности.

Таким образом, формируется следующая схема возникновения неэффективного формата взаимодействия властных и предпринимательских структур (Рис 2.), снижающая полезность их отношений для общества.

По нашему мнению, такое положение дел продиктовано, в том числе, несовершенством российских институтов деловой среды, которые продолжают характеризоваться своей неэффективностью. Исходя из этого можно предположить, что существование большого разнообразия деструктивных форм и методов взаимодействия экономических акторов в деловой среды российского предпринимательства не затрагивает основные интересы региональных (местных) элит и, следовательно, они не мотивированы продуктивно участвовать в преодолении этих негативных тенденций. Таким образом, можно констатировать, что институциональная среда функционирования бизнеса в регионах будетэффективно меняться только в том случае, когда в этих изменениях (хотя бы частично) будут заинтересованы региональные (а также местные) политические и бизнес-элиты, оказывающие решающее влияние на формирование и поддержание «правил игры» в региональной деловой практике.

Факторы формирования стратегий взаимодействия властных и предпринимательских структур

В условиях, когда органы государственной власти (местного самоуправления) по определению занимают более сильные позиции, чем деловые круги, стратегия бизнеса направлена на максимизацию своей полезности во взаимоотношениях с властью, в том числе и в рамках неформальных контактов.По мнению В. Баумоля «деятельность предпринимателя может быть иногда непроизводительной или даже разрушительной, и какое направление он предпочтет, зависит от структуры платежей1 (payoffs) в экономике - от правил игры»[11]. То есть, иными словами, в регионе будет доминировать та модель функционирования субъектов предпринимательства, которая обеспечит соблюдение ими «правил игры» установленных и поддерживаемых органами власти. При этом «правила игры» для предпринимателей в регионе определяются целым набором как внешних (например, федеральное законодательство) так и внутренних (институциональная конфигурация региональной деловой среды) факторов оказывающих влияние на формирование доминирующей стратегии органов власти по отношению к развитию бизнеса на территории. Согласно нашему подходу выделяются следующие базовые стратегии взаимоотношений органов власти с предпринимательскими структурами: производительная, непроизводительная (перераспределительной),

деструктивная, комбинированная. При этом к производительной (лояльной) политике органов власти мы относим модель содействия развитию именно производительного (инновационного) предпринимательства.

Непроизводительная политика органов власти, по нашему мнению, это набор стратегий и тактик, получивших обобщающее название «захват бизнеса», обеспечивающих «серый» (формально легальный) и теневой (внелегальный) контроль над бизнес-структурами с целью извлечения административной

*В теории игр "выплатами" (или "платежами") игроков называют показатели выгодности различных вариантов их поведения в анализируемой ситуации

ренты. Деструктивная политика органов региональной власти характеризуется поддержкой и использованием откровенно незаконных моделей воздействия на предпринимательское сообщество (коррупция, «откаты», поддержка и обеспечение «черных» рейдерских захватов). Соответственно в зависимости от стратегии используемой органами региональной власти, предприниматели в своей деятельности могут также придерживаться производительной, непроизводительной, деструктивной и комбинированной стратегии, характеристики которых приведены в табл. 1.

Таблица1

Характеристики взаимных стратегий властных и предпринимательских структур в __регионе__

Доминирующа я стратегия органов власти Характеристика стратегии Адаптивная предпринимательс кая стратегия Характеристика стратегии

Производительн ая стратегия Содействие предпринимателям с целью обеспечения условий для их функционирования в институционально-правовом поле Производительная стратегия Предприниматель осуществляет свою деятельность и извлекает прибыль с соблюдением норм действующего законодательства

Непроизводител ьная стратегия Установление неформального контроля над бизнесом (без формальных нарушений действующего законодательства). Неформальное содействие аффилированному бизнесу Непроизводительная стратегия Предприниматель наряду с законопослушной деятельностью, часть доходов получает с отклонением от норм действующего законодательства

Непроизводител ьная деструктивная стратегия Коррупционное взаимодействие (содействие) с бизнесом Непроизводительная деструктивная стратегия Предприниматель наряду с законопослушной деятельностью, часть доходов получает с отклонением от норм действующего законодательства с применением теневых и криминальных схем (например, фирмы - «однодневки)

Комбинированн ая стратегия Включает в себя элементы и производительной и непроизводительной и деструктивной стратегии в зависимости от сложившейся институциональной конфигурации региональной деловой среды Комбинированная стратегия Включает в себя элементы и производительной и непроизводительной и непроизводительной деструктивной стратегии в зависимости от сложившейся институциональной конфигурации региональной деловой среды

В. Баумоль к признакам непроизводительного предпринимательства относит такие факторы, как уклонения от налогов и рентоискательство[11]. В развитие данного подхода мы полагаем, что предприниматель, который извлекает прибыль (дополнительную прибыль) путем отклонения от действующих норм закона придерживается непроизводительной стратегии (в терминах В. Баумоля занимается непроизводительным предпринимательством).

По нашему мнению, непроизводительная стратегия в чистом виде предпринимателями, как правило, не используется, а чаще бывает вплетена в производительную стратегию, являясь частью общей бизнес-стратегии и в таком случае мы можем говорить о комбинированной стратегии бизнеса, которая предполагает использование схем как производительных, так и непроизводительных стратегий.

Именно от того на какую стратегиювласть сделала ставку в том или ином регионе (муниципальном образовании) во многом и будет определяться эффективность мер направленных на формирование системы

взаимодействия властных и предпринимательских структур, обеспечивающей условия для повышения уровня социально-экономического развития региона.

Методологические основы проектирования формата эффективного взаимодействия власти и бизнеса в регионе.

По нашему мнению, формирование эффективной системы взаимодействия власти и предпринимательства в регионе целесообразно осуществлять на основе проектного подхода.

Данный подход позволяет последовательно и системно, в соответствии с заданными параметрами реализовывать комплекс необходимых мероприятий, а также отслеживать результативность каждого этапа проектирования, выявлять отклонения от плановых показателей и оперативно проводить их корректировку.

Учитывая доминирующую роль государства в российской системе экономических отношений представляется, что динамичное развитиечастного бизнеса во многом определяется подходами региональной власти к административному регулированию предпринимательства. Таким образом, по нашему мнению решающая роль в проектировании формата эффективного взаимодействия государства и бизнеса отводиться органам региональной власти (местного самоуправления).

Рис. 3. Концептуальная модель проектирования формата эффективноговзаимодействия властных и предпринимательских структур в

регионе

Исходя из данного предположения нами предложена концептуальная модель проектирования эффективного формата взаимодействия власти и предпринимательства (Рис.3), предполагающая ведущую роль властных структур (при активной позиции делового сообщества) в реализации предлагаемых мероприятий.

На основе данной модели представляется возможным разработать механизм проектирования и конструирование формата эффективного взаимодействия власти и субъектов предпринимательства в регионе, под которым мы понимаем совокупность способов построения отношений публичной и частной сторон, обеспечивающих, при относительном равенстве полезностей, повышение результативности процессов их взаимоотношений с точки зрения улучшения параметров социально-экономическое развития территории.

В соответствии с предложенной схемой (Рис.4), ключевым этапом проектирования эффективного формата взаимодействия власти и бизнеса является оптимизация системы административного регулирования предпринимательства в регионе. Здесь под оптимизацией региональной системы административного регулирования предпринимательства мы понимаем механизм формирования совокупности условий ведения хозяйственной деятельности субъектами бизнеса, определяемых и поддерживаемых государством, характеризующихся низким уровнем издержек бизнеса на исполнение административных требований, при одновременном действенном содействии бизнес-инициативам, имеющим высокое социально-экономическое значение для региона или муниципального образования.

Рис.4. Схема проектирования формата эффективного взаимодействия властных и

предпринимательских структур в регионе

В терминах институционального проектирования модель оптимизации системы административного регулирования предпринимательства (формирование безбарьерной (низкобарьерной) деловой среды предпринимательства) представлена в виде:

- экономическая оценка выгод региональных органов власти от

формирования j - компоненты оптимальной деловой среды для

предпринимательства на своей территории (под j - компонентой здесь мы понимаем одно из направлений или целый пул направлений совершенствования административного регулирования: например внедрение процедуры экспертизы всех нормативно-правовых актов, регулирующих и регламентирующих предпринимательскую деятельность, или повышение качества административных регламентов и их исполнения) ;

- текущие издержки на функционирование, сопровождение и поддержание j - компоненты оптимальной деловой среды для субъектов предпринимательства на своей территории;

Q]. - первичные , установочные издержки по разработке и внедрению j - компоненты оптимальной деловой среды для малого и среднего предпринимательства на своей территории;

R - ставка дисконта (обычно на уровне ставки рефинансирования Центробанка).

Тогда чистая текущая (дисконтированная) стоимость инвестиций в создании/' - компоненты оптимальной административной среды для предпринимательства на своей территории для регионов, создающих безбарьернуюделовую среду выглядит как:

^ = а,«' - ^. (^-1?=, е/

Очевидно, что для региональной администрации эффективным будет признан такой организационно-экономический проект по обоснованию и внедрению безбарьерной (низкобарьерной) деловой среды для бизнеса который обеспечивает положительное значение МРУ^ > 0, что будет

способствовать устойчивому росту социальных эффектов от деятельности субъектов предпринимательства. В свою очередь, величина (-NPVfv) будет отражать оценку потерь региональных бюджетов.

Таким образом, используя предложенный подход, появляется возможность просчитать эффективность вложения государственных средств в проектирование оптимальной модели системы административного регулирования предпринимательской деятельности.

Библиографический список

1.ДегтяревА., Маликов Р.,Гришин К. Институциональная конфигурация региональной деловой среды: параметры проектирования // Вопросы экономики, Москва. - 2014. - № 11.- С. 83-94.

2.Дегтярев А., Маликов Р.,Гришин К. Сопряженность интересов бизнеса и власти как условие развития предпринимательского сообщества // Общество и экономика: Научно-практический журнал. М. - 2014. - № 2-3. -С. 156-173.

3.Гришин К.,Арапов В. Инструментарий выявления «точек роста» предпринимательства в регионе // Экономика региона, Екатеринбург, 2013. -№ 4, С. 150-156.

4.Маликов Р.,Гришин К. Влияние неформальной компоненты взаимодействия власти и бизнеса на эффективность региональной инвестиционной политики // Экономика и управление: Научно-практический журнал. Уфа, 2012. - № 3. - С.17-22.

5.Дегтярев А., Маликов Р.,Гришин К. Инвестиционный потенциал муниципальных образований: неформальное взаимодействие власти и бизнеса// Общество и экономика: Научно-практический журнал. М. - 2011. -№ 2. - С. 141-155.

6.Полищук Л. Аутсорсинг институтов /Л.Полищук // Вопросы экономики.- 2013, № 9. С. 40-65

7.Полтерович В. Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории// Экономика и математические методы.- 2006, т. 42, №. 1. С. 3-18

8.Полтерович В. Региональные институты модернизации// Экономическая наука современной России.- 2011, №4 (55). С.17-29.

9.Сатаров Г., Пархоменко С. Разнообразие стран и разнообразие коррупции (Анализ сравнительных исследований) // Аналитический доклад. М.: Фонд ИНДЕМ, 2001.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.anticorr.ru/ an_study. shtm

10.Тамбовцев В.Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. - 1999, № 4. С. 44-50.

11 .Чепуренко А.. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков)//Журнал Новой экономической ассоциации № 2 (14), C. 102-124.

12.Baumol W. J.Enterpreneurship: Productive, Unproductive and Destructive // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98. № 5.Pt. 1. P. 893-920

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.