Научная статья на тему 'Методологические основы изучения проблем социальной адаптации'

Методологические основы изучения проблем социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11762
1229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карданов Резуан Шафигович

Статья посвящена актуальным вопросам изучения социальной адаптации. Автор ставит цель рассмотреть теоретико-методологические основы изучения социальной адаптации в современном обществе: раскрываются трудности определения понятия «социальная адаптация», рассматриваются ее основные виды и формы, а также представлен ретроспективный анализ господствующих в современной гуманитарной науке зарубежных и отечественных концепций социальной адаптации, определяются перспективные направления изучения социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карданов Резуан Шафигович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы изучения проблем социальной адаптации»

УДК 316.614 ББК 60.524.5 К 21

Р.Ш. Карданов

Методологические основы изучения проблем социальной

адаптации

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена актуальным вопросам изучения социальной адаптации. Автор ставит цель рассмотреть теоретико-методологические основы изучения социальной адаптации в современном обществе: раскрываются трудности определения понятия «социальная адаптация», рассматриваются ее основные виды и формы, а также представлен ретроспективный анализ господствующих в современной гуманитарной науке зарубежных и отечественных концепций социальной адаптации, определяются перспективные направления изучения социальной адаптации.

Ключевые слова: адаптация, деятельность, социализация, социальная адаптация, социальная роль, социальная среда, социология.

Процесс социальной адаптации включает различные стороны жизнедеятельности человека. Различные экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, социальных и духовных отношений в обществе или жизни отдельного индивида, требуют от него психического и физического здоровья для успешной деятельности в новых условиях, то есть знаний и умений использования эффективных механизмов адаптации.

Термин, используемый в современном обществознании, происходит от латинского слова «adaptatio» - приспособлять, прилаживать, устраивать [1. С. 8]. Социальная адаптация лишь один из многих аспектов большой проблемы адаптации, которая может рассматриваться и как процесс, и как достигнутый результат. Выделяют четыре вида адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Эти виды тесно взаимосвязаны, но на различных уровнях реализации адаптационного потенциала личности имеют относительную независимость или приобретают временный приоритет.

Процесс социальной адаптации не тождественен биологическому приспособлению живого организма к среде обитания. П.А. Сорокину принадлежит концепция интегрального типа личности. В соответствии с ней человек является животным организмом, с одной стороны, и сознательным разнопольным мыслителем, с другой. Человек интегрален по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов

космического, биологического, психологического, социокультурного характера [2. С. 67].

Понятие «адаптация» используется во многих областях познания -биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. Изучение этой проблемы также находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека. Вместе с тем остается открытым вопрос относительно общенаучного статуса данного понятия. По мнению многих исследователей, понятие адаптации до сих пор не имеет сколько-нибудь общепризнанного определения в его широком значении. С точки зрения А.Д. Адо, сам термин и понятие «адаптация» не является еще достаточно точно очерченным [3. С. 58].

Существуют различные частные специальные определения адаптации. С общефилософских позиций адаптация рассматривается в качестве особой формы отражения, характеризуемой внутренней активностью живых систем и опережающей реакцией на внешнее воздействие [4. С.15].

На основе общетеоретического подхода социальную адаптацию можно определить как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной макросредой в специфических для данного человека социальных ситуациях.

Возникновение и разработка научного понятия адаптации связано с биологией и непосредственно с именами Ч.Дарвина и И.П.Павлова. Возникнув в рамках биологии, со временем это понятие перестало быть формой только биологического мышления. «Отнесение феномена адаптации к биологическим явлениям искусственно сужает его: человек - носитель не только биологического, но и социального и, следовательно, феномен адаптации должен включать психофизиологический, психологический, социально-психологический и социальные уровни анализа» [5. С.10]..

Широкое распространение этот термин получил в психологии. Первоначально он применялся с содержанием, близким биологическому определению этого понятия. В англо-американской литературе социальная адаптация обозначается специальным термином «adjustment», в отличие от адаптации биологической или физиологической «adaptation». Теоретическим фундаментом «психологии эджастмент» послужила теория К. Халла об обучении как механизме целесообразного адаптивного поведения [6].

Представители бихевиоризма понимают адаптацию как: а) состояние, в котором потребность индивида, с одной стороны, и требование среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается [7]. В теории социального научения А.Бандуры отмечается адаптивный характер модификации поведения через учение, то есть обучение является формой адаптации [8].

В соответствии с интеракционистской концепцией адаптации все ее разновидности обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами [9]. Особенностью интеракционистского понимания адаптации

является различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Общая адаптация (и адаптированность) считается результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты [10. С. 142].

Согласно психоаналитической концепции адаптация личности включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я. Теория адаптации, разработанная представителем этого направления Г. Хартманном, проводит различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса [11].

В гуманистической психологии социальная адаптация рассматривались применительно к проблеме самоактуализации личности - основного мотива поведения человека, по мнению К. Роджерса. Причем актуализация связана с увеличением напряжения в процессе преодолении препятствий, развития в направлении большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека» [12. С. 56].

В отечественной психологической науке применяется деятельностный подход к проблеме соотношения индивида и социальной среды. Специфической особенностью деятельности, как особой формы связи живого организма с окружающей средой, является сознательное, активное преобразование окружающего мира. О.А. Власова видит основную функцию социальной адаптации в том, что индивид посредством активной деятельности преобразует окружающую среду в соответствии со своими потребностями, интересами и ценностными ориентациями» [13. С. 9].

В социологию понятие социальной адаптации впервые ввели зарубежные исследователи в 20-х годах XX века. В соответствии с теорией структурно-функционального анализа Т. Парсонса ни одна социальная система или отдельный индивид не могут выжить, если не решены проблемы адаптации к окружающей среде, целеполагание, интеграция, латентность. Наиболее важными для эволюционной перспективы общества выступают процессы, усиливающие адаптивную способность либо внутри общества путем порождения нового типа структуры, либо через культурное проникновение и вовлечение других факторов в комбинации с новым типом структуры, внутри других обществ и, возможно, в более поздние периоды [14. С. 126].

В отечественной социологической литературе термин «адаптация» впервые был использован в середине 60-х годов. А.Б Георгиевский отмечал, что «помимо механизмов биологической адаптации у человека вырабатывается адаптация, основанная не только на изменениях морфофизиологической организации, но, прежде всего, на перестройке социальных отношений между людьми: социально-политических, морально-

психологических, экономических и демографических. Такой исход приспособления можно назвать «социальной адаптацией», ибо в данном

случае мы говорим о приспособлении к социальной среде» [15. С. 232].

Анализ общих закономерностей социальной адаптации требует соотнесения его с родственным понятием социализации. Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, позволяющая «активно включиться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения» [16. С. 9]. Понятие социализации означает способность человека усвоить изменяющееся условие, его адаптационную сущность. Можно говорить об адаптационной функции социализации, которая позволяет людям реализовать свои потребности, возможности, способности [17].

Близким к процессу адаптации по содержанию является процесс реабилитации. Методологически процессы адаптации и реабилитации можно рассматривать как динамическое образование, как процессы, направленные в каждом конкретном случае на определенный конечный результат: либо приспособление к условиям существования, либо возврат к прежнему, исходному здоровому статусу в клиническом, социальном, психологическом плане. Адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, а реабилитация - как восстановление, активизация [18].

Другим аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. По мнению П.Г. Белкина, сущностью социализации и социальной адаптации является вхождение индивида в социальную среду, усвоение и активное воспроизводство социальных связей, «однако по сравнению с социализацией социальная адаптация характеризуется тем, что происходит в первичном коллективе или малой группе и связана с конкретным родом деятельности, объединяющей этот коллектив или малую группу» [19. С. 131].

И.К. Кряжева отмечает, что социальная адаптация личности означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма. В качестве критериев оптимальной социально-психологической адаптации индивида в коллективе выделяются деловая включенность индивида в социальную среду и эмоциональное самочувствие [20. С. 15].

В социальной адаптации как в процессе освоения личностью относительно стабильных условий социальной среды присутствуют объективная и субъективная составляющие. Условия деятельности человека как социального субъекта объективны, в связи с чем и объективен процесс усвоения и приобретения личностью различных социальных свойств, отражающих ее место в системе общественных отношений, так же как и процесс развития самих механизмов адаптации. Однако результаты его деятельности персонифицированы и во многом уникальны, так как непосредственно связаны с личностными особенностями человека. Здесь проявляется субъективная составляющая процесса социальной адаптации -

творческое начало и активизирующая роль человека в изменении или усвоении существующих социальных ценностей.

Процесс формирования механизмов социальной адаптации основан на всех видах преобразовательной деятельности личности и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность.

Деятельность - ведущий механизм в организации адаптации человека осуществляющий полноценную включенность, активное приспособление индивида в социальной среде.

Общение - механизм социальной адаптации человека, направляющий усвоение социальных ценностей при контакте с другими индивидами и социальными группами. Процесс общения - это потребность и самостоятельный вид деятельности отдельного человека.

Самосознание личности - механизм социальной адаптации личности через формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

Указанные механизмы являются основанием для профессиональной деятельности по социальной адаптации, то есть качественного преобразования самой личности, актуализации ее ресурсов, с целью активного приспособления взамен пассивного взаимодействия с существующей социальной средой [21].

В связи с этим важно рассмотреть приоритетные направления в практике социальной адаптации: профессионально - производственная, бытовая (социально-бытовая), средовая (социально-средовая), социальнопсихологическая адаптация.

Профессионально - производственная адаптация формируется в ходе овладения профессиональными навыками и предполагает наличие как определенных личностных предпосылок, так и профессиональных знаний, навыков и умений. Различают два этапа в производственно -профессиональной адаптации: подготовительный (соответствие личностных качеств, мобильность, соответствие способностей человека предполагаемой специальности) и непосредственный (адаптация к производственной среде и режиму труда). Профессионально - производственная адаптация -важнейший фактор социальной адаптации, поскольку участие человека в производстве не только обеспечивает материальную базу, но и является основой для самоактуализации посредством включения в межличностные отношения и реализации социально значимой роли в обществе.

Бытовая адаптация рассматривается как процесс приспособления человека к бытовым и жилищным условиям. Наличие комфортных условий жизнедеятельности и вспомогательных средств является необходимой предпосылкой для социальной адаптации [22. С. 110]. Способности человека к социально-бытовой адаптации достаточно велики в физиологически активном возрасте. Но отсутствие необходимых условий в пожилом возрасте негативно сказывается на адаптационно-приспособительных ресурсах пожилого человека.

Социально-средовая адаптация - это процесс приспособления к окружающей среде посредством использования вспомогательных устройств. Социально-средовая адаптация предполагает организацию социально и психологически оздоровительной среды с использованием доступа к различным спортивным, досуговым, рекреационным сооружениям. Важнейшим адаптирующим объектом социально-средовой адаптации выступает семья, которая создает (или не создает) условия, позволяющие человеку чувствовать себя защищенным от негативного воздействия внешнего окружения. Характер складывающихся межличностных отношений в семье создают предпосылку для социальной адаптации либо дезадаптации человека.

Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, перенесших психологические травмы либо подвергавшихся длительному негативному психогенному воздействию. Успех адаптации зависит от психологического состояния человека, установок, окружения и т.д. Социально-психологическая адаптация - процесс длительный, требующий усилий в социальной переориентации самих лиц, нуждающихся в социально-психологической адаптации, и специалистов с их методами психотерапии, психокоррекции, коррекционнопедагогического воздействия.

Таким образом, социальная адаптация является одним из многих аспектов большой проблемы адаптации, изучение которой находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека. Современное общетеоретическое определение социальной адаптации сводится к представлению о том, что это процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной макросредой в специфических для данного человека социальных ситуациях. Перспективными направлениями анализа социальной адаптации являются: уточнение общенаучного статуса данного понятия, изучение механизмов социальной адаптации в современном обществе, а так же приоритетных направлений в практике социальной адаптации.

Примечания:

1. Налчаджан А.А. Социально-психическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. 263 с.

2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.

3. Адо А.Д. Опосредование биологического социальным в проблеме адаптации человека к экстремальным условиям // Вестник АМН СССР. 1980. № 4. С. 5763.

4. Георгиевский А.Б. Философское содержание и функции теории адаптации: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Л., 1985. 33 с.

5. Староверов В.И., Колесников А.Н., Плотников В.В. Методика социального исследования механизмов адаптации специалистов и руководителей АПК к условиям жизнедеятельности. М., 1986. 119

с.

6. Hull C. Principles of behavior. N. Y.; L., 1943.

7. Encyclopedia of psjchologi / H.J. Ejsenck, W. Arnold and R. Meili. N. Y., 1972. Vol. 1.

8. Bandura A., Walters R. Social Lerning and Personality Development. N. Y., 1964.; Bandura A. Agression: Social Learning Analysis. N. Y., 1973.

9. Philips L. Human adaptation and his failures. N. Y.; L., 1968.

10. Налчаджан А.А. Социально-психическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. 263 с.

11. Hartman H. Ego Psycholody and the Problem of Adaptation. N. Y., 1958.

12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.

13. Власова О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 1994. 21 с.

14. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их

взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 484-526.

15. Философские проблемы теории адаптации / А.Б. Георгиевский, В.П. Петленко, А.В. Сахно, Г.И.. Царегородцев. М., 1975. 277 с.

16. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1974. 19 с.

17. Черняк Е.М. Социализация // Российская энциклопедия социальной работы. Т. 2. М., 1997. С. 258-262.

18. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медикосоциальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М., 1991. 134 с.

19. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальнопсихологическая адаптация молодого специалиста в научном коллективе. М., 1987. 212 с.

20. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1980. 24 с.

21. Кравченко А.И. Социология: учеб. пособие. Екатеринбург, 1998. 384 с.

22. Дементьева Н.Ф. Социальная работа и ее место в медикосоциальной реабилитации инвалидов военной службы // Вопросы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов военной службы. М., 1999. С. 106-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.