Научная статья на тему 'Методологические основания проектирования учебно-методического комплекса по дисциплине Теория и методика обучения биологии'

Методологические основания проектирования учебно-методического комплекса по дисциплине Теория и методика обучения биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арбузова Е.Н.

В период модернизации педагогического образования реконструкции подвержено ресурсное обеспечение психолого-педагогических дисциплин. Приоритетным направлением совершенствования учебно-методического сопровождения дисциплины "Теория и методика обучения биологии является внедрение УМК. Методологическими основаниями разработанного УМК являются: системный, синергетический, компетентностный, мультимедийный подходы и ведущие дидактические требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological grounds for projecting teaching complex for subject: Theory and methodic biology teaching

The teacher training processes are under strong reconstruction now and considering this the psychological and pedagogical subjects are evaluated as a stepping background for modern teacher. I suppose that books on Theory and methods of biological teaching used by university and college do not answer modern requirements. The first step to improve the subject mentioned is to modernize existing teaching methodology. The methodological lessons for such modernization should be: system approach; synergetic approach; competent approach; multi-media approach; basic didactic rules and principles.

Текст научной работы на тему «Методологические основания проектирования учебно-методического комплекса по дисциплине Теория и методика обучения биологии»

передачи звуковой волны в органе слуха и т.д.

Как показывает опыт, выполнение подобных лабораторных работ, вызывает интерес студентов к изучению предмета и способствует пониманию важности и ценности получаемых знаний, что важно при преподавании предпрофильных дисциплин.

Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что формирование методологических знаний по трем вышеуказанным направлениям, способствует повышению качества знаний студентов-биологов по физике, развитию познавательного интереса к предмету, овладению способами логического мышления и методами научного познания, что позволяет рекомендовать включение материала межпредметного в процесс преподавания физики студентам биологических специальностей.

Библиографический список

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] : метод. пособие / А.А. Вербицкий. — М. : Высшая школа, 1991. — 207 с.

2. Лернер, И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?[Текст] / И.Я.Лернер. — М.: Знание, 1978. - 45 с.

3. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. Т.2 [Текст] / Избранные произведения : В 5 т., / В.А. Сухомлинский. — Киев, 1979. - 220 с.

4. Усова, А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе [Текс].— 3-е изд., доп. и перераб. /А.В. Усова. — Челябинск : изд — во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2005. — 21 с.

5. Эссаулова, И.А., Блохина, М.Е. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике [Текст] / И.А. Эссаулова, М.Е. Блохина. — М.: Высшая школа. — 1987. — 288 с.

ГОВОРКОВА Людмила Ивановна, старший преподаватель кафедры теоретической физики, компьютерных методов физики.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.10.2007 г. © Говоркова Л.И.

УДК 371.3: 57 е. Н. АРБУЗОВА

Омский государственный педагогический университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ»

В период модернизации педагогического образования реконструкции подвержено ресурсное обеспечение психолого-педагогических дисциплин. Приоритетным направлением совершенствования учебно-методического сопровождения дисциплины «Теория и методика обучения биологии» является внедрение УМК. Методологическими основаниями разработанного УМК являются: системный, синергетический, компетентностный, мультимедийный подходы и ведущие дидактические требования.

Одна из важнейших тенденций модернизации педагогического образования состоит в усилении значимости блока психолого-педагогических дисциплин в структуре содержания педагогического образования. Психолого-педагогические дисциплины все больше рассматриваются как ведущее, проблемное, но и вместе с тем наиболее значительное звено в содержании подготовки учителя. [2].

Особо важная роль в процессе реализации Программы модернизации педагогического образования была отведена ее научно-методическому сопровождению. С начала 1990-х гг., с утверждением личнос-тно-ориентированной парадигмы в педагогическом образовании, появилось множество новых учебников и учебных пособий по базовым психолого-педагогическим дисциплинам. Однако по вузовской дисциплине «Теория и методика обучения биологии» выпущено

ограниченное количество изданий. Так, за этот период вышло три учебных пособия по методике обучения биологии [ 4, 5,7 ].

По результатам анализа методических пособий начала XXI века можно сделать вывод о том, что в настоящее время, отсутствует современный учебник, недостаточно учебных пособий по методике обучения биологии, которые бы являлись полноценными источниками знаний для студентов-биологов, каковыми в свое время были учебник Верзилина Н.М. и Корсунской В.М. (1983) [1] или первый в России учебник по общей методике естествознания В. В. Половцова (1907) [4].

Итак, существующие печатные издания по общей методике обучения биологии не удовлетворяют современным требованиям подготовки специалиста — учителя биологии средней и профильной школы. Изданные учебные пособия в настоящее время могут

только частично использоваться для изучения отдельных вопросов. Сейчас практически нет пособия, в котором комплексно были бы раскрыты содержание профильного обучения, элективных курсов, информационных и коммуникационных технологий. Методический аппарат изданных пособий не всегда достаточно полно разработан. В этой связи, необходимо отметить учебные пособия под редакцией И.Н. Пономаревой (2003) [5] и В.П. Соломина и др. (2006) [6], в которых хорошо представлен аппарат организации усвоения.

Таким образом, необходимо пересмотреть программно-методическое обеспечение по методике обучения биологии в первом десятилетии XXI века. Необходимо создание учебных пособий нового поколения, соответствующих стандарту третьего поколения, с иллюстрациями, с действенным методическим аппаратом, большим количеством заданий на формирование реконструктивной и творческой учебно-познавательной деятельности студентов, с содержанием всех традиционных структурных элементов и компонентов современной методики биологии. Кроме того, современные дидактические средства должны программировать в себе деятельность обучаемых, способствовать развитию профессионально-методической компетентности студентов-биологов.

Современный курс «Теория и методика обучения биологии» должен базироваться на принципах гуманизации, интеграции, историзма, междисциплинарной интеграции, системности, вариативности, гумманита-ризации. Современный учебник или учебное пособие, по нашему мнению, должны содержать следующие разделы (главы) - структурные компоненты:

1. Становление и развитие школьного биологического образования в России.

2. Основные этапы развития методики обучения биологии в России.

3. Система непрерывного биологического образования в России.

4. Вариативные формы биологического образования.

5. Дифференциация биологического образования. Специфика обучения биологии в разных типах общеобразовательных учреждений.

6. Межпредметные связи в курсе биологии.

7. Современные технологии обучения.

8. Информационные и коммуникационные технологии в процессе обучения биологии.

9. Стандартизация биологического образования.

10. Экологизация биологического образования.

11. Здоровьесберегающие технологии (валеоло-гизация).

12. Интеграция биологического образования.

13. Профессиональная деятельность учителя.

14. Методика обучения биологии как педагогическая наука.

15. Развитие методов и методических приемов.

16. Формы обучения биологии.

17. Материальная база обучения биологии.

18. Аудиовизуальные технологии обучения.

Несомненный интерес и насущную необходимость

вызывает создание учебно-методического комплекса как системы дидактических средств обучения теории и методике обучения биологии, ядром которой является учебная информация учебника и переработка информации с использованием в качестве модулей, разновидности дидактических матриц.

Учебнику должна принадлежать ведущая роль. Однако сейчас необходимо создание по вузовской дисциплине «Теория и методика обучения биологии»

учебных пособий (сборников тестов, упражнений, методических задач, лабораторных практикумов, пособий по проектированию, рабочих тетрадей на печатной основе, учебных словарей и др.), с помощью которых должны решаться задачи осознания, закрепления полученных знаний и развития навыков их применения, умения решать конкретные профессиональные педагогические задачи. Современное вузовское учебное пособие по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» должно представлять сложную полифункциональную дидактическую систему, призванную осуществлять целенаправленное управление познавательной деятельностью студентов, формировать их умения и навыки решения разнообразных учебных и профессиональных проблем. Это должен быть своеобразный инструментарий самостоятельной познавательной деятельности студентов, действенное средство управления ею, который осуществлял бы в соответствии с целями обучения, мотивацию и стимулирование познавательной деятельности студентов, определенную организацию учебного текста, а тем самым и познавательной деятельности студентов, контроль (самоконтроль) усвоения знаний, мыслительных навыков и умений исследовательской деятельности студентов.

Все учебно-методические пособия по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» должны быть взаимосвязаны между собой и, конечно, тесно связаны с учебником. Система дидактических средств, включающая средства на электронных носителях, должна составлять единый и целостный учебно-методический комплекс (УМК).

Проблема создания вариативного, разноуровневого, дифференцированного и полифункционального и полиструктурного учебно-методического комплекса по методике обучения биологии выступает в качестве одного из ведущих направлений в системе методической подготовки в педагогическом вузе студентов-биологов к работе в современной основной и профильной школе. Необходимым является разработка научно-методических основ создания УМК по «Теории и методике обучения биологии» для студентов-биологов педагогических вузов России.

Таким образом, проблема исследования связана с разработкой методологических и теоретических основ учебно-методического обеспечения процесса изучения «Теории и методики обучения биологии» в педагогическом вузе.

Новым системным качеством методической подготовки будущих учителей биологии является учебно-методическое обеспечение, представляющее собой совокупность средств обучения технологий и методик их использования, которая проектируется преподавателем в целях организации самостоятельной образовательной и учебно-профессиональной деятельности студента. Функциональное назначение учебно-методического обеспечения заключается в том, что оно представляет собой своеобразный инструментарий, пользуясь которым, студент с помощью преподавателя «проходит» путь профессионально-образовательного становления, поэтапно овладевая различными формами учебно-познавательной деятельности и функциями учителя биологии.

Результатом методической подготовки учителя биологии является методическая грамотность и специальная профессионально-педагогическая компетентность. Поэтому необходимы специальные дидактические средства формирования и развития профессионально-педагогической компетентности. Центральным компонентом в учебно-методическом обеспечении

является учебно-методический комплекс.

Учебно-методический комплекс (УМК) — это совокупность средств и разных источников информации, используемых для решения профессионально-педагогических задач.

Методолого-теоретическим основанием для создания УМК нами избрана общенаучная методология интегративных процессов, и в частности системный подход.

Системообразующим элементом УМК служит мотивационно-потребностное ядро личности (способность к саморегуляции активности), при этом все виды и формы учебно-познавательной деятельности, осуществляемые субъектом, выступают как решение его потребностей. С одной стороны, они оказывают определяющую роль в продуктивности профессиональной деятельности, с другой — сами являются продуктом этой деятельности.

Сущностные черты создания учебно-методического комплекса (УМК), с точки зрения системного подхода, заключаются в следующем:

1. УМК представляет собой интегративно-модуль-ную систему учебной информации, структурированную в логике становления методической компетентности будущего учителя биологии.

2. Разнообразие форм предъявления учебной информации в УМК: печатные издания (курс лекций, тетрадь для конспектов, схемы и таблицы, тренировочные тесты, контрольные работы и др.), электронный учебный курс, видеозаписи, Интернет — ориентированы на формирование у студентов ведущих функций учителя биологии.

3. Выделение жесткого инварианта и вариативной оболочки УМК позволяет:

• обеспечить единство методических требований к профессиональному биологическому образованию;

• учесть взаимосвязь общего единичного в освоении методики биологии за счет специфики предметной деятельности будущих учителей;

4. Данная система (УМК) рассматривается состоящей из элементов с определенными связями между ними, а каждый элемент - как новая система, и так до заданного уровня глубины погружения.

5.УМК по профилирующей дисциплине «Теория и методика обучения биологии» помогает учащимся осознать целостную картину изучаемого материала, индивидуализировать обучение, применять знания на практике, совершенствовать контроль и самоконтроль, облегчает запоминание и рефлексию, тем самым повышает результативность учебного процесса.

6.УМК — целостная система. Она состоит из элементов, частей, которые находятся в непрерывной связи между собой, образуя тем самым ее структуру как целое. В структурном отношении характеризуется аспектом состояния и аспектом движения, развития, саморазвития.

7. УМК как целостная система характеризуется своими функциями, через которые она включается в более сложную систему ВПО и находится в тесной взаимосвязи с внешней средой.

8. УМК — система, характеризующаяся целесообразностью. Это один из ее системообразующих факторов.

9. УМК присуща иерархичность строения, которая зависит от степени взаимосвязи ее элементов и частей.

10. Комплексное использование всех разноплановых и разнонаправленных дидактических средств УМК вырабатывает у студентов устойчивый навык решения профессионально-методических задач.

11. Оптимальное сочетание компонентов УМК дает синергетический эффект.

Среди наиболее часто встречающихся сегодня образовательных инноваций идеи синергетики. Си-нергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем, образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми. Синергетика разрушает многие наши привычные представления, подвергая радикальной критике стереотипы линейного мышления. Примером такого подхода является понятие «пробуждающее обучение», задача которого заключается в том, чтобы «управлять, не управляя». Иными словами, проблема в том, чтобы малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных путей развития, обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов называют это «преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а делая творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций» [3].

Синергетический подход к образованию (синергетика образования) может быть охарактеризован аналогичным образом как гештальтобразование. Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, студента и преподавателя — это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания (в результате разрешения проблемных ситуаций) в один самосогласованный темпомир. Последнее означает, что благодаря совместной активности в такого рода ситуации преподаватель и студент начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе. Это ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития. Гештальтобразование - это стимулирующее, или пробуждающее, образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми. Знание не просто накладывается на структуры личности или, тем более, навязывается им. Сине-ргетическое образование действует подспудно. Это образование, стимулирующее на собственные, может быть, еще непроявленные, скрытые линии развития. Преподаватель должен научиться видеть студента, научиться понимать его. В процессе обучения незнающий превращается в знающего, а при этом изменяется и сам. Главная проблема заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Проблема также в том, как преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а делая симпатичным, творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций. Лучшее управление — это самоуправление. Хороший тот преподаватель, который учит, вернее поучает, как можно меньше. Ведь главное — не передача знаний (всего передать невозможно!), но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвленных системах знания, способами самообразования. А в передаче этого умения может помочь преподаватель и разработанный им УМК.

Логика построения методико-биологической подготовки учителя биологии на основе компетентност-

ного подхода предусматривает системные изменения, которые должны быть внесены в процесс профессиональной подготовки, отвечающей требованиям современности.

Цель профессиональной подготовки задается как ожидаемый результат — становление профессиональной компетентности учителя.

Национальный проект «Образование» предполагает, прежде всего, системные изменения в образовании:

■ условия неопределенности современного информационного общества;

■ ориентация профессиональной подготовки не столько на усвоение знаний определенного предмета, сколько междисциплинарного подхода;

■ требуется подготовка к решению постоянно возникающих новых и неожиданных задач;

■ ориентир профессиональной подготовки — конструирование и реализация студентами собственного образовательного маршрута;

■ разнообразие путей представления и освоения знания;

■ формирование проектной культуры, культуры выбора — выбора стратегий и средств обучения.

Системные изменения — это изменения всех компонентов процесса обучения, происходящие на нескольких уровнях:

■ самого процесса обучения,

■ образовательной среды,

■ социокультурной ситуации развития субъектов процесса обучения.

В случае реализации системных изменений современного образования может быть достигнуто новое качество, которое заключается в достижении компетентности субъектами образования.

Компетентность — это интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

При создании УМК избран мультимедийный подход: обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видеоматериалами и электронными учебными курсами (ЭУК).

Психолого-педагогическим ориентиром для конструирования УМК служит как классическое дидактическое требование: 1) доступности содержания материала; 2) «перехода от близкого к далекому», от «известного к неизвестному» (Я.А. Коменский), так и требования современной дидактики, соответствующие представлению и пониманию их, относительно содержания образования — способности учебного материала; 3) вызывать у студентов чувство неудовлетворенности имеющимися знаниями вызывать и, таким образом, 4) провоцировать его на получение новых, более полезных знаний, помогающих решать учебные проблемы.

Таким образом, новым системным ресурсом методической подготовки будущих учителей биологии является учебно-методический комплекс, созданный на основе системного, синергетического, компетен-тностного, мультимедийного подходов и ведущих дидактических требований.

УМК представляет собой систему дидактических средств обучения по предмету, создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и обра-

зовательных задач, сформулированных стандартом и программой, содействующих формированию профессиональных функций и служащих всестороннему развитию личности будущих учителей биологии.

В Омском государственном педагогическом университете, на кафедре методики преподавания биологии, экологии и здоровьесбережения с 2003 года ведется опытно-экспериментальная работа по созданию УМК и апробированию ее компонентов и комплекса в целом, в учебно-воспитательном процессе по дисциплине «Теория и методика обучения биологии». В настоящее время апробированы курс лекций, справочные и дидактические материалы, тесты, рабочие тетради, тетради для конспектов лекций и др. Разработан и внедрен электронный учебный курс, представленный электронным учебным пособием и мультимедийными лекциями по предмету.

Конечно, разрозненные попытки создания собственных УМК по методике биологии предпринимаются и преподавателями других педагогических вузов России, но не все авторы подходят с методологических позиций и ведущих принципов дидактики.

Библиографический список

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. ин-тов по биол. Спец. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1983. — 384 с.

2. Калинникова Н.Г. Непрерывное педагогическое образование в России (1990-е — начало 2000-х гг.): монография. — М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. - 184 с. - ISBN 57042-2043-6.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к обучению // Синергетика и образование. М., 1997. - С.12.

4. Конюшко В.С.,Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: учеб. пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Пав-люченко, С.В. Чубаро. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 256 с. ISBN 985-428-793-9.

5. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии -М.: КолосС, 2007. - 304 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений). - ISBN 978-5-9532-0561-0.

6. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания: Лекции, прочитанные в С.-Петербургском университете и на педагогических курсах при военно-учебных заведениях. -М., 1907.

7. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для педагогических вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н.Пономаревой. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с. - ISBN 5-7695-0948-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Соломин В.П., Марина А.В., Станкевич П.В. Биологическое образование в средней школе: современное состояние и перспективы развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540100 (050100) Естественнонаучное образование; науч. ред. И.Н. Понаморева: АГПИ им. А.И. Гайдара. - Арзамас: АГПИ.2006. - 212с. -ISBN 5-86517-327-8.

АРБУЗОВА Елена Николаевна, доцент кафедры методики преподавания биологии, экологии и здо-ровьесбережения Омского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.12.2007 г. © Арбузова Е.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.