Научная статья на тему 'Методологические основания изучения Общества-Сети'

Методологические основания изучения Общества-Сети Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
645
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО-СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / SOCIETY-NETWORK / INTERNET COMMUNICATION / DIGITAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Носова Снежана Сергеевна

Статья посвящена обзору философских оснований возникновения и развития сетевых отношений в Интернете в Информационную эпоху. Автор рассматривает концепции Никласа Лумана, Рэндалла Коллинза, Мануэля Кастельса и Элвина Тоффлера с точки зрения их потенциала для объяснения появления и функционирования Общества-Сети. Актуальность темы объясняется стремительным развитием и распространением самой сети Интернет и растущей включенностью в сетевые отношения представителей всех социальных групп. Эти процессы на сегодняшний день мало изучены и требуют, прежде всего, философского осмысления. Автором вводится категория «Общество-Сеть» и объясняется её отличие от традиционно используемого понятия «сетевое общество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological background for studying Society-Network

Internet is a new socio-cultural reality which provides us with new opportunities not just for scientific research but for philosophizing as well. At the present the Internet is still understudied. The same is true for the Society-Network for which the Internet is the modification and the very 'substance'. The objective of the article is to analyze concepts by N. Luhmann, R. Collins, M. Castells, and A. Toffler as methodological bases for studying the Society-Network, which is the object of communication studies and social philosophy. Today Information Technologies of the last century have been developing so fast that almost all the people who actively participate in social interaction are Internet users. Many problems related to human existence in digital space moral and ethical issues of Internet communication, influence of the Network on immaterial activity of the society, methodological grounds for developing Internet-communication, and so on, make the Internet itself an object for scientific socio-humane and philosophical knowledge. The original term 'Society-Network' is represented in the article. It differs from the commonly used term 'network society', which describes the society that fundamentally has network organization in different areas of social activity (scientific, educational, market, etc.). 'Society-Network' depicts the existence of digital information technologies as the major means of transferring information and connecting people. The terms 'society', 'communication', 'network', 'network structure' are common for all the represented concepts. But each concept has several particular terms and statements which help to understand the processes on the Internet as 'substances' of the 'Society-Network'. They also allow understanding basic characteristics of the society. N. Luhmann described such characteristic of a network structure as 'autopoiesis' which suggests that a system is a self-reproducing phenomenon. R. Collins emphasized the structure of the intellectual networks and specified such parts of them as 'hubs' and 'invisible colleges' connected by horizontal and vertical connections. M. Castells described the structure of the 'informational' society as he is contemporary with the Society-Network. A. Toffler is a social futurologist, so he characterized the basic principles of the digital network long before its existence. In general all the concepts are not controversial. Moreover, they complement each other and help to understand the phenomenon of the 'SocietyNetwork' as the object of communication studies and social philosophy.

Текст научной работы на тему «Методологические основания изучения Общества-Сети»

С. С. Носова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА-СЕТИ

Статья посвящена обзору философских оснований возникновения и развития сетевых отношений в Интернете в Информационную эпоху. Автор рассматривает концепции Никласа Лумана, Рэндалла Коллинза, Мануэля Кастельса и Элвина Тоффлера с точки зрения их потенциала для объяснения появления и функционирования Общества-Сети. Актуальность темы объясняется стремительным развитием и распространением самой сети Интернет и растущей включенностью в сетевые отношения представителей всех социальных групп. Эти процессы на сегодняшний день мало изучены и требуют, прежде всего, философского осмысления. Автором вводится категория «Общество-Сеть» и объясняется её отличие от традиционно используемого понятия «сетевое общество».

Ключевые слова: Общество-Сеть; Интернет-коммуникации; электронное общество; философские концепции.

Возникновение Общества-Сети на стыке XX и XХI вв. обусловлено, в первую очередь, появлением новых информационных технологий и Интернета, ставшего неким виртуальным воплощением информационно-коммуникативного пространства. Информационные технологии последнего десятилетия развивались настолько быстро, что сегодня пользователями Интернета являются почти все люди, вовлеченные в активные социальные взаимодействия. Многочисленные проблемы, связанные с существованием человека в электронном пространстве, морально-этическими вопросами интернет-коммуникаций, влиянием Сети на духовную деятельность общества, методологическими основаниями развития интернет-коммуникаций и др., делают Интернет объектом научного социально-гуманитарного и философского познания.

Интернет - это новая социокультурная реальность, которая дает новые возможности не только для научных исследований, но и для философствования. С этой точки зрения Интернет остается пока малоизученным. То же самое можно сказать и об Обществе-Сети, способом существования и самой «субстанцией» которой является Интернет. Сложности философского осмысления этих понятий во многом связаны с неустоявшим-ся категориальным аппаратом. Пример - проблема смешения понятий «сетевое общество» и «общество-Сеть». Большинство исследователей представляют их взаимозаменяемыми. На наш взгляд, такой подход не совсем корректен: организация и функционирование общества (или его подструктур) по «принципу сети» существуют очень давно. В известном смысле определение «сетевой» является основополагающим при описании любого общества, даже первобытного, так как и в нем главным фактором выживания и последующей эволюции являлась передача информации и опыта от предыдущих поколений последующим («межпоколен-ческие сети»). В доиндустриальную эпоху узлами «сети» были сами люди и их группы, осуществлявшие обмен информацией вербально или посредством текстов. При этом скорость такого обмена и охват реципиентов были несоизмеримо меньше, чем в индустриальную эпоху и, тем более, в технологизированном информационно-коммуникативном обществе.

Понятие «Общество-Сеть», в отличие от сетевого общества как социума, реализующего принцип сетевой организации в той или иной сфере социальной деятельности (научной, образовательной, рыночной и т.д.), указывает, прежде всего, на наличие в нем электронных информационных технологий как доминирующих средств передачи информации и объединения людей.

Узлами Общества-Сети являются виртуальные субъекты, условно репрезентирующие индивидов, организации, сообщества и другие социальные группы. Они не только входят в Сеть, составляя её структуру, но и являются ее порождением.

Цель данной статьи - проанализировать концепции Н. Лумана, Р. Коллинза, М. Кастельса и Э. Тоффлера как методологические основания изучения Общества-Сети -объекта коммуникативистики и социальной философии.

Обратимся вначале к системной теории Никласа Лумана. Система в концепции Лумана - это не комплекс взаимосвязанных объектов, а форма различения самой себя от окружающей среды [1, 2]. Она имеет две стороны: саму систему (внутренняя сторона формы) и окружающую среду (как внешнюю сторону формы). Все, что можно наблюдать со стороны, относится либо к системе, либо к окружающей среде. Хотя концепция Н. Лумана изначально не предусматривала прямой связи с технологиями информационной эпохи и электронным Обществом-Сетью, её можно рассматривать как модель, объясняющую такие его основополагающие характеристики, как аутопойетичность и эмер-джентность. Попробуем описать теперь Общество-Сеть через призму концепции Лумана. Общество-Сеть объединена коммуникацией пользователей сети Интернет, имеет четкие границы с окружающей средой и не может оперировать за пределами самой себя, что делает ее оперативно закрытой системой.

В наши дни общество (реальное) четко разделилось на тех, кто пользуется интернет-технологиями, и тех, кто в силу различных причин не является интернет-пользователем. Следует заметить, что популярная сегодня интернет-система Web 2.0 изначально предусматривает, что пользователь, попадая в сеть, становится её частью. Он не может абсолютно анонимно получать информацию, оставаясь как бы над сетью, как это было в эпоху Web 1.0. Единожды вступив во взаимодействие с сетью, пользователь оставляет в ней «электронный» след: его данные - уникальный сетевой адрес компьютера, адрес электронной почты, личная информация - попадают в электронное информационное пространство и автоматически подключают его к группам потенциальных клиентов компаний, делают его сетевой единицей, каждый импульс которой производит изменения внутри Сети. Таким образом, электронная коммуникация Общества-Сети порождает саму себя.

Интересно, что коммуникативная активность самих интернет-пользователей не является основополагающей в Обществе-Сети: новые технологические воз-

можности, по большому счету, исключили людей из системы и обеспечили ее возможностями операций самонаблюдения (отслеживания электронной активности пользователей) и самоописания (выстраивания связей между пользователями на основе полученных данных). Напомним, что Н. Луман исключил людей из общества как системы и представил их частью «окружающей среды». Такая характеристика системы применима к теоретическому объяснению функционирования Общества-Сети, если взять за его элемент не человека, а его «электронный след» в Сети. Это было бы правильно с той точки зрения, что один человек может быть представлен в Интернете, а соответственно, и в Обществе-Сети, как множество элементов. Человек может представлять себя в Сети под разными именами, тиражируя самого себя, ведя коммуникацию от разных лиц, и только электронные технологии могут идентифицировать его как единый элемент Сети. Таким образом, человек, его личность остается за границей системы, частью окружающего мира. С точки зрения функционирования Общества-Сети важен не человек как личность, а его электронный отпечаток, технический элемент.

Очевидно, что в Обществе-Сети действуют «законы Лумана»: она не предусматривает территориальных границ, электронная коммуникация не имеет места в пространстве и не ограничивается им, а определяет его. Коммуникация в Обществе-Сети рекурсивна: начавшись единожды, она продолжается, порождает новые темы, создает системы оповещения об изменениях внутри себя, создает правила для нормирования и совершает другие самореферентные операции. Все перечисленные функции характерны для любой социальной сети, которые, в свою очередь, являются одной из форм объединения элементов внутри Общества-Сети. Структура электронного Общества-Сети может изменяться через собственные операции. Любое действие пользователя автоматически вносит его в новые группы, информация о которых распространяется среди других пользователей. Это могут быть как элементы, представленные в реальном мире людьми, так и те, кто собирает такую информацию как коммерчески значимую для корпоративного использования.

Как утверждал Н. Луман, система не исключает содействия окружающей среды, которая должна быть пригодна для ее функционирования. В случае с Обществом-Сетью в качестве элементов окружающей среды можно представить, в первую очередь, государственные и общественные институты, которые пытаются оказывать воздействие на функционирование Общества-Сети с точки зрения своих законодательных и исполнительных полномочий, моральных и этических установок, цензуры и т. д. В любом случае, для взаимодействия и попыток повлиять на процессы внутри Сети эти институты должны тоже войти в нее, т. е. стать элементом Общества-Сети. Но даже это не позволяет подчинить его контролю, навязать правила коммуникаций, так как эти правила формулируются вовне, т.е. сами по себе являются частью окружающей среды. Именно закрытость и принцип самоорганизации Общества-Сети пока не позволили подвергнуть электронные коммуникации цензуре; сформировали новое общественное яв-

ление - «гражданскую журналистику»; обеспечили возможность распространения контента, который в окружающей среде определен как незаконный и даже уголовно преследуемый.

Концепция постнеклассического коммуникативного видения социальности Рэндалла Коллинза в некотором смысле близка идеям Никласа Лумана и также является одним из теоретических оснований (методов) для понимания феномена Общества-Сети. Основательнее всего она представлена в его исследовании «Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения» [3].

Прежде всего, Р. Коллинз обосновывает свою позицию относительно появления новых идей: идеи порождаются не идеями, а структурами, если эти структуры -интеллектуальные сети: «...кто-либо воспринимает свои собственные идеи, только покуда он(а) находится в режиме общения» [3. С. 46]. Сети состоят из «узлов», представляющих собой интеллектуальные группы или «невидимые колледжи» современников-единомышлен-ников или современников-конкурентов. Также «узлы» могут формировать «межпоколенческие сети», состоящие из учителей и последователей. Внутренняя структура интеллектуальных сетей состоит из вертикальных (сквозь поколения) и горизонтальных (их альянсы и противостояния) паттернов, именно и только внутри такой сети возможны рождение идей и, соответственно, сама интеллектуальная деятельность. Узлы интеллектуальной сети включены в интерпретацию одних и тех же текстов, они формируют, накапливают и передают культурный капитал из поколения в поколение.

Электронные сообщества образовываются на основании либо идей, либо социальных характеристик, порождают новые объединения внутри самих себя и явно представляют собой «невидимые колледжи», в которых всегда есть ядро коммуникации - «узел учителей» и сеть их последователей. Первые обычно более активны, являются лидерами мнений, вносят новые темы для обсуждения. Последователи распространяют идеи «учителей», продолжая их интерпретацию. Заметим, что межпоколенные связи в Интернете отличаются от традиционных, описанных в работах Р. Коллинза: статус «учителя» в Сети может принадлежать, например, пользователю, действующему от лица корпорации с целью её коммерческого продвижения. Статус учителя в традиционном понимании требует высокой интеллектуальной активности, новизны идей, признания и поддержки последователей-единомышленников. В Обществе-Сети важными являются уровень электронной грамотности пользователя, технологическая оснащенность коммуникации и даже возможность выделить время для коммуникации в Сети. Эти характеристики изменили понятия поколенной преемственности и организацию передачи знаний от старшего «учителя» младшему «ученику». В целом авторитет «учителя» часто не зависит от его реального жизненного опыта, ценностных установок и иных заслуг в жизни «оффлайн».

Предложенная Р. Коллинзом идея рассматривать роль индивида в процессе порождения идей в полной мере соответствует роли индивида в коммуникации внутри Общества-Сети: он не может быть «над ней»,

его идеи - результат активности внутри Сети. Электронная коммуникация позволяет индивиду быть частью социума, оставаясь в одиночестве, если этого требует интровертная природа его характера. Внутри формируемого Обществом-Сетью интеллектуального поля существует представленное Р. Коллинзом явление структурного соперничества: в разных секторах Общества-Сети, действительно, появляются и сходные идеи, и одинаковые темы. Глобальность Сети позволяет им существовать параллельно, технологии же обеспечивают доступ, что способствует их дальнейшему развитию и возникновению новых горизонтальных и вертикальных связей в Сети. Интерактивный ритуал в Обществе-Сети может быть представлен активностью группы пользователей вокруг индивида: размещение видео-и фотоматериалов, ссылок на другие электронные ресурсы, комментариев к действиям «друга» - все это является взаимодействием пользователей на микроуровне. Именно на совокупности таких ритуалов держится вся Сеть, они первичны, у Сети нет единого центра руководства на макроуровне.

Анализируя работы Мануэля Кастельса, в первую очередь стоит заметить, что он - один из тех, кто считает, что сетевая форма взаимоотношений была присуща обществу издревле. Однако появление и развитие новых коммуникационных и информационных технологий привели, во-первых, к Информационной Эре, во-вторых - к формированию Общества-Сети как особой формы социальной структуры. Информационная Эра представляет собой исторический этап, следующий за Индустриальной Эрой, и характеризуется активной деятельностью человека в технологической информационно-коммуникационной парадигме и генетической инженерии. Под Сетью М. Кастельс понимает структуру, образуемую комплексом взаимосвязанных узлов. Содержание каждого узла зависит от конкретной структуры, начиная от государственных институтов власти и средств массовой информации, заканчивая преступными синдикатами. М. Кастельс представляет сетевую структуру как базовую при организации генерирования, обработки и передачи информации, процессах, которые стали фундаментальными источниками производительности и власти [4]. Рассмотрим, каким образом Общество-Сеть вовлечена в эти процессы.

Сегодня производитель, подключившись к Обществу-Сети, становится «другом» потребителя, коммуникация имеет более интимный характер, переводит отношения на новый уровень лояльности. У производителя появилась возможность создавать группы сетевых фанатов, своеобразных «электронных клонов», не являющихся реальными людьми, которые транслируют выгодную бизнесу информацию от своего имени, что повышает уровень доверия у остальных пользователей. Общество-Сеть для производителя - неиссякаемый источник маркетинговой информации, получаемой как от самих людей в открытой электронной коммуникации, так и с помощью специальных технологий, доступ к которым открывают создатели и модераторы социальных сетей.

Что касается власти, то её желание тотально контролировать коммуникацию в Обществе-Сети настолько же сильное, насколько несбыточное. Именно Обще-

ство-Сеть сегодня наиболее активно участвует в политической борьбе, так как электронные коммуникации менее всего подчинены цензуре, регламентации со стороны структур вне Сети и позволяют оппозиции заявлять о своей деятельности, привлекать новых сторонников и даже организовывать деятельность вне Сети.

Коммуникация внутри Общества-Сети - идеальный пример описываемой М. Кастельсом массовой само-коммуникации: она производится, получается и воспринимается индивидуально, но, безусловно, является всеобщей. По М. Кастельсу, в Обществе-Сети не должна быть представлена лишь та коммуникация, которая является тайной, секретной, нелегальной и осуществляется внутри маргинальных групп. Однако даже такие группы сегодня объединяются в Сети, пытаясь сделать их «закрытыми». Ведь сама сетевая сущность инфор-мационального общества, сетевая логика, пронизывающая все отношения, идея возможности самоидентификации в Сети делают структуры, не представленные в ней, как бы несуществующими.

Принцип организации Общества-Сети основан на законе сетевых структур, предложенном М. Кастельсом: расстояние между узлами Общества-Сети (отдельными людьми или группами «друзей») ближе, если они принадлежат одной и той же сетевой структуре, например сообществу, социальной сети. При этом внутри Общества-Сети нет географических границ, она глобальна, общение происходит в режиме реального времени.

Таким образом, концепция М. Кастельса о сетевом принципе как доминирующей форме организации ин-формационального общества, созданная еще накануне «эпохи Интернета», полностью подтверждает свою состоятельность и в эпоху Общества-Сети.

Основными работами американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера, в которых мы можем найти теоретические обоснования возникновения Общества-Сети являются «Третья волна» [5] и «Метаморфозы власти» [6]. Можно условно разделить идеи, представленные Э. Тоффлером, на два направления: объединение индивидов в Общество-Сеть и технологические изменения, обеспечивающие возможность такого объединения.

В книге «Третья волна» Э. Тоффлер рассуждает об эпохе, характерной чертой которой является новая инфосфера, где традиционные средства массовой информации (например, почта и телефон) утратили главенствующее место для человека в ситуации получения и распространения информации. Произошла так называемая демассификация СМИ, сопровождающаяся возрастанием роли компьютера. После описания технологических особенностей формирования электронных сетей в бизнес-структурах Тоффлер «подключает» человеческий фактор и описывает шесть ключевых признаков будущей электронной инфраструктуры, каждый из которых проявился спустя десятилетие при формировании Общества-Сети. При этом каждый из шести факторов является важным не только для понимания новых способов коммуникации в социуме, но и для осознания качественных изменений в самоидентификации людей и отношений между обществом и властью. Стоит заметить, что именно Общество-Сеть, а не

Интернет в целом, согласно шести признакам, представленным Тоффлером, можно считать основополагающей информационной инфраструктурой (инфоструктурой), так как Общество-Сеть включает в себя фактор взаимодействия людей друг с другом, а не только хранения и распространения информации.

Общество-Сеть интерактивна по своей сути: у пользователей есть возможность осуществлять коммуникацию с источником информации и друг с другом. Доступ к электронным сетям обеспечен множеством технологических устройств - компьютерами, ноутбуками, мобильными телефонами, коммуникаторами - и это позволяет пользователю быть частью Общества-Сети всегда, оповещать о своем местонахождении, выкладывать в сеть идеи, не хранить в памяти сколько бы то ни было значимые объемы информации. Глобальный характер коммуникаций в Обществе-Сети стал одной из причин унификации технологий и развития сотрудничества между ранее конкурирующими 1Т-компаниями для обеспечения новой инфоструктуры конвертируемыми и совместимыми технологиями.

И, наконец, распространенность и относительная автономность Общества-Сети сделали ее идеальной средой для возникновения протестных настроений и новых способов противодействия власти. Политические события сегодня неизменно сопровождаются активностью Общества-Сети: распространение информации о происходящем, организация групп протеста, анализ происходящего - все эти действия, ранее подвергаемые цензуре и даже преследованиям, теперь перешли в электронное пространство. Можно сказать, что одной из характеристик Общества-Сети сегодня является высокая политическая активность тех членов, которые в реальной жизни таковой не проявляют.

Итак, Общество-Сеть объединила все признаки интеллектуальной «революционной» инфоструктуры, сочетающей в себе социальные и технологические характеристики и требующей последующего осмысления в силу огромной значимости для дальнейшего развития человека и общества в целом.

Проанализировав социально-коммуникативные концепции Н. Лумана, Р. Коллинза, М. Кастельса и Э. Тоффлера как «внутренние» (идейные) предпосылки возникновения Общества-Сети, мы видим, что общими для всех четырех концепций являются понятия «общество», «коммуникация», «сеть», «сетевая структура». Однако в каждой из концепций присутствуют и свои ключевые понятия и утверждения, помогающие понять сущность процессов, происходящих в сети Интернет как «субстанции» Общества-Сети; понять основные характеристики этого общества.

Н. Луман описал такую особенность сетевой структуры как «аутопойетичность», предполагающую само-воспроизводимость системой самой себя. Р. Коллинз сделал акцент на структуре интеллектуальных сетей, обозначив «узлы» и «невидимые колледжи», связанные горизонтальными и вертикальными связями. Являясь современником Общества-Сети как «информациональ-ного» общества, М. Кастельс непосредственно описывал его структуру. Э. Тоффлер, будучи социальным футурологом, охарактеризовал основные принципы электронных сетей задолго до их появления.

При этом в целом все эти концепции не только не противоречат друг другу, но являются, в определенной степени, и взаимодополняющими и способствуют более глубокому осмыслению Общества-Сети как объекта коммуникативистики и социальной философии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Луман Н. Общество Общества. Эволюция / пер. с нем. А. Антоновского. М. : Логос, 2005. 256 с.

2. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М. : Праксис, 2005. 256 с.

3. Коллинз Р. Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения : пер. с англ. Новосибирск : Сибирский хронограф,

2002. 1281 с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. ; под науч. ред. О.И. Шкаратана ; Гос. ун-т. Высш. шк.

экономики. М., 2000. 606 с.

5. Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. М. : ACT, 1999. 784 с.

6. Тоффлер Э. Метаморфозы власти : пер. с англ. М. : ACT, 2003. 669 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 30 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.