Научная статья на тему 'Методологические и методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий как фактора интеграции художественно-образовательного пространства'

Методологические и методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий как фактора интеграции художественно-образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазырина Елена Юрьевна

В статье дается методологическое обоснование информационных и коммуникационных технологий как фактора интеграции художественно-образовательного пространства. Приведены примеры из современного методического опыта специалистов по практической реализации рассматриваемых технологий в области музыкально-художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазырина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические и методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий как фактора интеграции художественно-образовательного пространства»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Е. Ю. Глазырина

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОРА ИНТЕГРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

В статье дается методологическое обоснование информационных и коммуникационных технологий как фактора интеграции художественно-образовательного пространства. Приведены примеры из современного методического опыта специалистов по практической реализации рассматриваемых технологий в области музыкально-художественного образования.

The article discloses the methodological basis for information and communications technology as a factor of artistic and educational space. The author substantiates her point of view illustrating it by examples from modern methodological experience of numerous who implement it into their everyday work.

Современный этап развития общества характеризуется как информационный. Внедрение и стремительное распространение информационных и коммуникационных технологий ознаменовало собой революционные изменения во всех сферах человеческого сообщества.

В искусстве как одной из форм общественного сознания традиционно ценились и культивировались самобытность, индивидуальность, субъективность. Названные качества востребованы во всех формах приобщения к искусству: творческом созидании, восприятии, воспроизведении, интерпретации.

Эти ценности служили верным ориентиром в процессе художественного образования и воспитания подрастающего поколения. Приобщение к таинствам искусства, постижение его языка, овладение способами самовыражения в процессе художественного творчества всегда основывались на живом слове, интонации, звуке, краске, жесте. Изустный способ передачи художественного опыта от мастера к ученику, воспитание личным примером служения высокому искусству позволяли взращивать молодые таланты.

Информатизация современного художественного образования - процесс закономерный, но не бесспорный. Опасения специалистов вызывает вопрос о том, какую роль будут играть информационные и коммуникационные технологии в художественно-творческой деятельности обучающихся и обучающих - доминирующую или подчиненную.

Исторически система художественного образования в России была нацелена на развитие у подрастающей и взрослеющей личности душевной чуткости, эмоциональной отзывчивости, нравственно-ценностных ориентиров. Достижение этого возможно при условии формирования у молодежи потребности в непрестанном труде души, эмоциональном постижении феноменов и явлений культуры, освоении (через переживание) интуитивно прочувствованной и осознанной целостности и уникальности окружающего мира.

Сейчас перед человеком встает ряд актуальных вопросов. Не утратят ли искусство, культура, художественное образование своего исконного предназначения с началом эпохи активного внедрения информационных и коммуникационных технологий? Не отступит ли духовно-творческое начало перед богатством их возможностей? Будут ли обозначенные технологии лишь средством реализации уникальных творческих замыслов и проектов или станут их «ограничителями»? Не окажутся ли они способом ухода от действительности и создания виртуальной реальности, «условной, легко обратимой и не взывающей к чувству ответственности» (А. А. Мелик-Пашаев)?

Мы считаем, что информатизация художественного образования должна встраиваться в логику методологии гуманитарного познания, сущность которой четко сформулирована М. М. Бахтиным: не точность познания, а глубина проникновения. Для дальнейшего развития системы художественного образования основополагающими становятся следующие идеи этого ученого: о привнесении в содержание обучающего и воспитательного процессов нового ценностного отношения личности (ее самостоятельной позиции) к вновь познаваемому в науке и «узнаваемому, вспоминаемому в искусстве»; о диалогичности культур, исходящей из диалогической природы самой жизни; об определении в качестве высшего критерия художественного освоения личностью бытия не точности познания, а глубины индивидуально-личностного проникновения в текст и интерпретацию произведений искусства.

Очевидная перспективность гуманитарного познания, освоения пространственно-временного поля человеческой культуры, постижения языка различных видов искусства подтверждается выводами виднейших философов о том, что сейчас «на первый план выходят такие формы понимания мира и людей, которые аналогичны формам художественного освоения бытия» (В. С. Библер).

Следуя заданной М. М. Бахтиным стратегии развития методологии гуманитарного познания, можно утверждать, что средства информатизации и коммуникации художественно-образовательной среды должны служить для обучающихся способами постижения художественного образа, создания плана интерпретации, воплощения личностного креатива в художественной композиции.

Феномен искусства является неотъемлемой формой существования человека, которая формирует личность, обогащает ее духовное пространство, развивает чуткость анализаторов и чувств как органов восприятия мира. Целостность всех проявлений воспринимается субъектом в органичности зрительных образов, звуков, цветовой гаммы, пространственной перспективы, движения объектов. Общение с искусством, участие в различных видах художественной деятельности развивает природные задатки, склонности и способности, повышает восприимчивость к выразительным нюансам, чувствительность к тонкостям дифференциации художественных средств и элементов. Поэтому предназначением технологий информатизации и коммуникации должна стать интеграция выразительных возможностей различных видов искусств.

Рассматриваемые технологии позволяют отразить картину окружающего мира в его многомерности: цвете, движении, изображении, звуке, объеме, колорите и т. д. Зрение оказывается объемным, стереоскопическим. Звук, создаваемый и формируемый средствами информационных технологий, обретает богатство новых обертонов, черты пространственности. Изображение, «картинка» становятся выпуклыми, многомерными, «живыми».

Не случайно эра информационности, цифровых технологий, начавшаяся с конца ХХ в., ознаменована появлением нового типа художественно-чувственного ощущения эпохи: акустического, пространственно-акустического, пространственно-временного. Это ощущение нашло свое выражение (или, наоборот, предвосхитило) в появлении новых структур звуковысотных композиций, отличных от классических канонов сочинения, записи и исполнения музыки. Каждое из средств музыкальной выразительности рассматривается и в пространственно-временных координатах: пространство и время длительности звука, его тембра и динамики, регистрового и звуковысотного диапазона - это пространство приближающейся или удаляющейся перспективы.

Возросло внимание к пространственно-временным характеристикам каждого отдельного звука, его качественной структуре. Звук строится и создается как нечто неделимое, как уникальная целостность. Вот как описывает процесс создания музыки Э. Артемьев: «Как передать ностальгию? Я решил, что это должен быть какой-то летящий в вышине звук. Взял мелодическую

попевку, близкую русской песенности, свел ее до минимума, упростил до пяти нот. А потом акустически развил, “раздвинул” ее просторы, создал ощущение беспредельного пространства. Мне кажется, что это и дало нужную эмоциональную краску - чувство улетающего, бесповоротно ускользающего времени».

Использование информационных и коммуникационных технологий открывает перспективы экспериментирования с выразительными элементами различных видов искусств не только в профессиональной деятельности, но и в условиях учебных заведений различных уровней и типов. С помощью этих технологий становится возможным моделирование обучающего процесса в виртуальных лабораториях, студиях. Синтезирование звука и тембров, красок и форм, проектирование изображения в многомерном пространстве - теперь со всем этим единолично справляется автор проекта, реализующий с помощью современного программного обеспечения свои творческие замыслы.

Задачи художественного образования решаются средствами различных видов искусства на соответствующих занятиях (по изобразительному творчеству, музыке, литературе, мировой художественной культуре и др.). Использование информационных и коммуникационных новшеств позволяет осуществить комплексный подход к их решению.

К достоинствам применения информационных и коммуникационных технологий мы, безусловно, относим открывшуюся перспективу развития таких видов художественного образования и воспитания, как музыкальнокомпьютерное творчество, медиаобразование, изучение экранных искусств, анимация, основы телевизионной журналистики, создание роликов, сайтов, видеоклипов, слайд-фильмов, электронных презентаций и т. д.

До недавнего прошлого эти формы не получали должного развития в силу отсутствия материально-технической базы, соответствующего технологического сопровождения и неподготовленности педагогических кадров. Сейчас ситуация быстро меняется. В предназначенных для широкой педагогической общественности научно-методических, общественно-педагогических, культурно-просветительских и даже рекламных изданиях («Искусство в школе», «Музыка в школе», «Искусство и образование», «Музыка и электроника» и др.) регулярно описывается опыт использования мультимедийного сопровождения на занятиях по изобразительному искусству, мировой художественной культуре, музыке, литературе, истории и др. Технологии мультимедиа вовлекают обучающегося в различные виртуальные пространства - природы, музея, спектакля, литературного произведения, исторического периода и т. д. Адекватность и полноценность восприятия этих пространств являются, с одной стороны, условием, а с другой - задачей полихудожественного развития обучаемых. Поэтому умелое владение информационными и коммуникацион-

ными технологиями - это новая ступень в интеграции видов, содержания, форм и методов художественного образования.

Каждому виду художественного творчества свойственна определенная художественная деятельность: изобразительная, музыкальная, литературная, хореографическая и т. д. Однако интеграция различных видов искусств (в досуговой, образовательной и других сферах жизни) приводит к интеграции различных видов художественной деятельности. Например, при оформлении музыкальных проектов, спектаклей и шоу-представлений от светотехника требуется не только художественное образование, но и понимание специфики языка музыкального искусства для того, чтобы световое и музыкальное сопровождение проекта органично дополняли друг друга.

Работа современного пользователя программ компьютерной графики также подразумевает интегративный характер: создание модели проекта, чертежей и схем, презентационной рекламной продукции и т. д. Подобные примеры можно продолжать, так как в настоящее время практически ни один из видов художественной деятельности не реализуется изолированно от других.

Характерно, что новые виды художественного образования по своему содержанию и формам изначально носят интегративный характер. Вспомним известное историческое высказывание: «Из всех видов искусств для нас важнейшим является кино». Экранные искусства сравнительно молоды, они появились значительно позднее традиционных (поэзии, литературы, музыки, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, архитектуры и др.).

Экранное искусство, экранная культура, экранная информация - все это связано с прочно вошедшими в современный быт телевидением и видео, электронной рекламой и компьютерными играми. Поэтому современный человек должен уметь грамотно читать аудиовизуальный текст. Аудиовизуальная грамотность, как замечает Л. М. Баженова, в конечном счете сводится к тому, чтобы воспринимающий смог верно «раскодировать» тот художественный или документальный текст, который передает ему автор в определенных знаках -движущемся и озвученном изображении на плоскости экрана [1, с. 2].

Отметим также, что освоение наиболее важных и специфических для какого-либо вида художественной деятельности средств выразительности происходит, в том числе, и посредством их сравнения в других видах творчества. Например: линия - в хореографии и графике, колорит - в музыке и живописи, композиция - в литературе, музыке и живописи и т. д.

Восприятие или создание художественного образа мира - это всегда результат и определенный уровень художественной образованности личности, понимания и грамотного использования выразительных средств.

Таким образом, современные информационные и коммуникационные технологии создают основу для интеграции различных видов художественной деятельности (при доминировании одного из них).

Полифункциональность художественной деятельности - одна из актуальных проблем современности, ставящая на повестку дня вопрос о формировании медиакультуры среди пользователей различных возрастных групп. Теоретические и практические аспекты медиаобразования впервые в нашей стране были разработаны и изложены в авторской программе обучения старшеклассников Ю. Н. Усовым (ИХО РАО) в конце ХХ в. Он создал педагогическую модель эмоционально-интеллектуального развития на основе интеграции экранных (кино), электронных (телевидение, видео) и новых информационных и образовательных технологий (видеосъемка, компьютер, школьная теле-и радиостудии) в художественно-творческой работе [2, с. 56].

Программа Ю. Н. Усова позволяет считать мультимедиатехнологии основой для интеграции интеллектуальной и эмоционально-оценочной деятельности обучающихся, «находящихся в современных условиях избыточного влияния различных медиатекстов» [2, с. 55]. Этот тезис, на наш взгляд, подтверждается высказыванием автора о том, что медиатекст в образовательном процессе рассматривается как «практический результат реализации мысли, выраженной средствами конкретного вида информации; как ассоциативное пространство эмоционально-смысловых взаимосвязей перцептивных единиц; как форма коммуникации, развивающая мышление, восприятие, культуру общения; как посредник в постижении, осмыслении художественной и объективной реальности» [2, с. 57].

Образовательное пространство современного ученика (в самом широком смысле - от школьника до слушателя курсов переподготовки и повышения квалификации) перешагнуло границы учебной аудитории. Всемирная сеть интернет предоставила пользователю неограниченные возможности получения информации, знаний, способов и форм самообразования (от считывания краткой текстовой энциклопедической информации до участия в форумах, интернет-конференциях, мастер-классах, видеоэкскурсиях, просмотра открытых лекций и т. д.). К услугам желающих - мультимедийные энциклопедии и другие интерактивные средства обучения. Эти возможности позволяют всем и каждому пополнять и интегрировать как внут-рипредметные, так и межпредметные знания.

Мы полагаем, что появление и распространение информационных и коммуникационных технологий в широкой практике художественного образования началось с подвижнической деятельности педагогов и было обусловлено их стремлением «осовременить» учебно-познавательную и воспитательную деятельность, привести ее в соответствие с требованиями времени, уровнем информатизации общества. Зачастую учителя и ученики менялись роля-

ми: ученики помогали осваивать интернет-технологии, технологии создания сайтов, электронных презентаций, роликов и проч.

Заслуженно широкое признание в настоящее время получили такие формы учебной и внеучебной деятельности, как: создание мультимедийных проектов и презентаций (например, в программе Рс^ег-Рот!:), информационно-реферативное творчество (с компьютерным набором, редактированием и оформлением текстов), использование фонограмм-«минус» и фонограмм-«плюс», иеЬ-дизайн и др.

Появление и широкое распространение информационных и коммуникационных технологий ознаменовало окончательную смену парадигмы ЗУНов на парадигму развивающего обучения, личностно-ориентированные обучающие технологии. Проектная деятельность обучающихся в образовательной области «Искусство» позволяет в рамках конкретной избранной тематики интегрировать художественный, документальный, мемуарный и другие материалы, выстраивать логику драматургического развития действа (презентации, слайд-шоу, ролика, видеоклипа), создавать целостную сюжетную композицию.

В драматургии проекта интегрируются материалы литературного творчества, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, документального, художественного и анимационного кино, музыки, истории, философии, психологии и др. Примеров подобного рода из повседневной образовательной практики можно привести предостаточно, и все они доказывают возможность, необходимость и общедоступность процесса внутрипредметной и межпредметной интеграции на основе информационных и коммуникационных технологий.

Таким образом, на методологическом уровне информационные и коммуникационные технологии в художественно-образовательном пространстве выступают как фактор интеграции:

• выразительных возможностей различных видов искусства;

• видов, содержания, форм и методов художественного образования;

• различных видов художественной деятельности (при доминировании одного из них);

• интеллектуальной и эмоционально-оценочной деятельности обучающихся;

• внутрипредметных и межпредметных знаний, умений, навыков.

Проанализируем методический уровень заявленных методологических

позиций на примере современного музыкального образования.

Интеграция музыки с другими видами творчества опирается на синкретичную природу искусства и успешно реализуется в широкой педагогической практике. Во всех обучающих программах (государственных и экспериментальных, авторских и составительских) музыка рассматривается во взаимосвязи с другими видами искусства, прежде всего изобразительным искусством и литературой.

Благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий открываются новые технологические и художественные возможности для постижения синтеза искусств. Применение электронных средств обучения (ОБ- и БУБ-дисков, интернета и др.) позволяет учителю, опираясь на синкретизм самой природы искусства и детского художественного восприятия, продемонстрировать примеры гармоничного взаимодополнения музыки и живописного полотна, музыки и литературного произведения. И в этом плане трудно переоценить роль мультимедиатехнологий.

Такой способ подачи художественного материала на уроке имеет много преимуществ. Во-первых, учитель получает возможность за короткий отрезок времени (за счет заранее подготовленных электронных ресурсов) показать детям целый ряд высокохудожественных образцов творчества. Во-вторых, он избавляется от суеты, часто сопровождающей смену художественно-иллюстративных (репродукций картин, художественных фотографий и т. п.), музыкальных и литературных материалов. В-третьих, выразительные возможности различных видов искусств демонстрируются на уроке не последовательно, а одновременно, и это в значительной мере усиливает эффект их образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на школьников. И, наконец, в-четвертых, экономятся время и возможности для педагогического общения в художественно-образовательной среде.

Вторая методологическая позиция обосновывает информационные и коммуникационные технологии как фактор интеграции видов, содержания, форм и методов художественного образования.

В обучении музыке использование информационных и коммуникационных технологий способно раздвигать границы образовательного пространства и переносить уроки в театры, концертные залы, на сценические площадки, в выставочные павильоны, музеи, к памятникам архитектуры и т. п. Например, очень уместно и педагогически оправдано использование (на уроках музыки в общеобразовательной школе, занятиях по истории музыкального искусства в музыкальных школах и др.) электронных средств обучения, таких, как видеоварианты лекториев, создаваемых коллективами филармоний, музыкальных театров, музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Третья методологическая позиция - информационные и коммуникационные технологии как фактор интеграции различных видов художественной деятельности (при доминировании одного из них). Инновации в области информатизации и коммуникации сразу же привлекли к себе внимание и интерес молодежи. Зачастую студенты училищ, колледжей, институтов, университетов и даже учащиеся общеобразовательных школ самостоятельно осваивают технологии создания музыкальных композиций, электронных презентаций, роликов, видеоклипов.

Для реализации своей идеи авторам необходимо владение знаниями, умениями и навыками работы в нескольких видах художественной деятельности. Например, при создании видеоролика или видеоклипа помимо музыкальной грамотности как доминанты всего творческого процесса (создание музыкальной композиции, аранжировка, оркестровка и др.) востребовано наличие навыков компьютерной графики, выбора цветовой гаммы, создания единой линии драматургического развития, монтажа кадров в определенной последовательности и многих других.

Четвертая позиция - информационные и коммуникационные технологии являются интегрирующим фактором интеллектуальной и эмоциональнооценочной деятельности обучающихся.

В области музыки данная позиция отражает насущную необходимость развития, формирования у подрастающего поколения способности к музыкальному самообразованию, умения оценивать многообразные явления современной музыкальной культуры и индустрии, выработки личностной позиции и логики ее доказательств по отношению к феноменам искусства современного общества и общепризнанным достижениям культуры, способов креативного решения музыкальных проектов с помощью средств информационных и коммуникационных технологий и др.

Пятая позиция - интеграция внутрипредметных и межпредметных знаний, умений и навыков на основе информационных и коммуникационных технологий.

В музыкальной деятельности рассматриваемые технологии могут использоваться для реализации внутрипредметной интеграции различными способами. К наиболее распространенным из них относятся:

• контрольные и диагностические тесты по отдельным учебным разделам и темам;

• музыкальные викторины по историко-теоретическим дисциплинам (информатизация образования позволяет предоставить каждому обучающемуся индивидуальный вариант задания);

• создание информационной базы энциклопедического или библиографического характера по определенной тематике (например: творческое наследие композитора, фонокаталоги, электронные фонотеки и др.);

• вокальное исполнение в сопровождении фонограммы-«минус»;

• акустическая обработка звука и создание звуковых эффектов в инструментальной исполнительской деятельности;

• формирование навыков настройки инструмента и правильной аппликатуры при обучении исполнительскому мастерству (например, на таких музыкальных инструментах, как фортепиано, скрипка, гитара и др.).

Межпредметной интеграции способствуют такие приемы, как компьютерная оркестровка аккордов, гармонических последовательностей и музыкальных произведений; создание с помощью компьютерной программы музыкальной композиции; компьютерная аранжировка музыкального произведения в заданном музыкальном стиле; подбор аккомпанемента к мелодии; гармонизация мелодии и т. д. Кроме того, на современной стадии развития технологического сопровождения образовательного процесса стали возможны создание, аранжировка, переложение, обработка и запись музыкального материала для различных составов исполнителей (инструменталистов) без их непосредственного участия. Владея компьютерными музыкальными программами (нотографическими, аранжировочными, секвенсорными), пользователь становится одновременно создателем музыкального опуса, аранжировщиком, нотным редактором и даже издателем.

Информационные технологии сегодня - это не только мощный фактор интеграции художественно-образовательного пространства, но и новое средство наглядности в обучении музыке и наиболее характерный признак современной образовательной парадигмы.

Литература

1. Баженова Л. М. Основы экранной культуры (для 1-4 классов) // Основы экранной культуры. Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений. - М.: ИХО РАО, 1999.

2. Савенкова Л. Г., Сухова Т. И., Юсов Б. П. Живой мир искусства: Программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений. - М.: ИХО РАО, 1999.

3. Усов Ю. Н. Медиаобразование: Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы // Основы экранной культуры: Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений. - М., ИХО РАО, 1999.

Т. Н. Ткачук

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье анализируется проблема личностного развития студентов под углом рассмотрения ценностного отношения к иноязычной культуре как базису для формирования ценностно-смысловых ориентиров, аккумулирующих наиболее значимые особенности разных культур, обеспечивающих творческую самореализацию обучающихся в поликультурном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.