Научная статья на тему 'Методологические аспекты развития толерантного сознания личности'

Методологические аспекты развития толерантного сознания личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты развития толерантного сознания личности»

Д.М. Абдуразакова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В документах крупнейших международных организаций - таких, как ООН, Совет Европы, ЮНЕСКО, задача подготовки молодёжи к жизни в многокультурном мире названа в числе приоритетных. Так, в докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчёркивается, что одной из важнейших функций школы является воспитание у людей способности жить вместе, стремиться к осознанному преобразованию существующей взаимозависимости государств и этносов в сознательную солидарность.

Образование способствует тому, чтобы личность, помня о своих корнях, могла определить место, которое она занимает в мире, не теряя уважения к другим культурам. В связи с этим первостепенное значение приобретает идея гуманистического воспитания личности, способной раскрыть свои лучшие стороны, развивая их, осуществлять продуктивное общение с другими людьми на основе взаимного уважения.

Высшим уровнем психологического развития личности является сознание. «Сознание человека - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов» (5, с. 180).

В контексте гуманистического воспитания одним из важнейших направлений развития личности является формирование толерантного сознания, представляющего собой совокупность ряда компонентов, которые относятся к перцептивной, эмоциональной, когнитивной и коммуникационной сферам жизнедеятельности личности. Это:

- позитивное отношение к другим людям, независимо от их национальности, вероисповедания, возраста, взглядов, образования;

- способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, способность и стремление к объективизации оценки особенностей и специфических проявлений людей, принадлежащих к другим нациям и культурам;

- открытость к получению новой информации, постоянное развитие и обогащение культурного опыта в процессе погружения

в пространство образования, искусства, а также в процессе экологически обоснованного взаимоотношения с миром природы;

- направленность на доверительное паритетное общение с представителями различных этносов и культур, основанное на признании безусловной ценности каждой человеческой жизни.

Проблемам гуманизма, роли образования в жизни общества и национально-этнической проблематике теоретики, исследователи и историки традиционно уделяют большое внимание. Идея гуманизма имеет глубокие корни и восходит ко временам Античности. Само это слово (итал. «humanista», «umanista») впервые зафиксировано в документах конца XV века, причем итальянские гуманисты слово «humanitas» (человечность) заимствовали у Цицерона (I века до н. э.), который подчеркивал, что формулировка и глубокое осознание понятия «человечность» является важнейшим результатом греческой культуры. Аристотелева studia humanitatis в итальянской университетской среде XV века обозначала круг дисциплин, ныне именуемых гуманитарными.

Необходимо также отметить, что существует и другой вариант происхождения слова «гуманизм» - от латинского слова «humus». Очевидно, что оба эти слова -«humus» (почва) и «humanus» (человеческий) имеют один и тот же корень. Многие антропогенетические мифы повествуют о том, что человек был сотворен из земли и уже затем божество или творец завершает этот процесс, одушевляя свое создание.

В связи с этим можно утверждать, что осознание человеком своей человечности происходит в процессе обретения им духовных ценностей (одушевления), в процессе социализации и индивидуализации, где усилия самого человека играют ведущую роль.

В широком смысле гуманизм обозначает общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни. В этом качестве он прослеживается в духовной истории практически всех народов мира, и это свидетельствует о его универсальности. Понятие «гуманизация» отражает процессуальность данного явления, обозначая обретение человеком самого себя и «очеловечивание» им окружающего мира.

Традиционно гуманизм является существенной частью системы совершенствования человека, которая действует, в основном, в пространстве образования и воспитания, отделяя его от сугубо «почвенных», инстинктивных, утилитарных форм существования.

С точки зрения философии, и особенно в творчестве философов-экзистенциалистов (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), гуманизм проявляется в процессе переосмысления человеком основополагающих жизненных ценностей и прежде всего его места и роли в обществе.

В русле исследуемых проблем особое значение приобретают гуманистические идеи, зародившиеся и получившие оформление во времена итальянского Возрождения, на основе которых в последующие века возникали наиболее прогрессивные направления философии и педагогики.

«По количеству художественно образованных и восприимчивых людей ХХ век, вероятно, превосходит ту эпоху (эпоху Возрождения). Но в те времена искусство стояло ближе ко всем людям. Искусство не вышло за рамки повседневного быта, оно еще составляло органичную часть его. Горожанам Флоренции не было безразлично, как выглядит тот храм, в который они ежедневно ходили молиться. Искусство было для них не принадлежностью музея, который посещают в редкие часы досуга. Оно составляло неотделимую часть всей жизни, и подчас не только как предмет созерцания или слуха, но, что особенно важно, как труд и творчество, в котором рядовые люди сами участвовали в некоторой степени... Красота была общей духовной потребностью, и эта потребность удовлетворялась в значительной степени именно общественным путем» (1, с. 10).

Главным центром гуманистического движения в Италии стала Флоренция - колыбель итальянского Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы своей жизни великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). Его произведения - «Божественная комедия», философское сочинение «Пир», политический трактат «О монархии» - стали важнейшими источниками основных идей гуманистического мировоззрения.

С большой художественной силой Данте изображает нового человека. Много места в «Комедии» он отводит античным поэтам и философам —Вергилию, Демокриту, Авиценне и др. Но главное, что позволяет назвать это произведение основой гуманистической

мысли, — это глубокий интерес Данте к человеку, ибо «из всех проявлений божественной мудрости человек — величайшее чудо». Причем этот интерес глубоко социален, ибо судьба «благородного человека» должна складываться не на основе его «животной доли», а на основе неустанного стремления «кдоблести и знанию» (Данте А. Божественная комедия. Ад. XXVI, С. 119-120).

У истоков гуманистического движения в Италии стоит также поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). Петрарка — один из величайших лирических поэтов Италии, автор книги стихов, посвященных его возлюбленной Лауре, в которых средневековому аскетическому восприятию жизни противопоставлено чувственное, «земное» восприятие.

На смену возвышенному, но несколько отстраненному и умозрительному чувству поэтов - представителей «нового сладостного стиля» (Гвиттоне д' Ареццо, Гвидо Гви-ницелли, Онесто да Болонья, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери, Чино да Пистойя и др.) в творчестве Петрарки мы находим искреннее, личностно окрашенное чувство, с которым поэт обращается к лирической героине своих произведений, своим друзьям, восхищается красотой и гармонией природы или размышляет о судьбе Италии. «Любовная лирика Петрарки - явление особой духовной культуры, получившей большое развитие в эпоху Возрождения. Сущность ее состояла в культивировании чувств, в поэтическом исследовании духовных возможностей человека» (1, с. 22).

Петрарка был последовательным и глубоким исследователем Античности и положил начало ее систематическому изучению. Гуманизм XIV века еще не создал развернутого учения о личности. В эту эпоху оно только начинает оформляться в процессе отрицания целого ряда понятий, сложившихся в недрах средневековой культуры. Но уже Петрарка писал о том, что ничему не следует так дивиться, как человеческой душе, с которой ничто не может сравниться. Этот неподдельный интерес к глубинам человеческого характера, к тому, что делает человека человеком, послужил катализатором интереса к античной культуре, для которой именно человек был «мерой всех вещей».

Античная культура становится основной опорой итальянского гуманизма, но ее изучение не было самоцелью для прогрессивных мыслителей того времени. В текстах античных писателей, историков, философов гуманисты искали образец для современности,

«идеальный прообраз» складывающегося нового мировоззрения. Гуманистическая образованность, умение апеллировать к античным авторам, знание их текстов приобретают в XIV веке все большее значение. Это в немалой степени способствовало огромному влиянию, которое оказывал Петрарка на современников, так как он сам был образцом мыслителя нового склада - представителя гуманизма.

Большой вклад в развитие гуманистического движения внес крупнейший итальянский писатель XIV века - Джованни Боккаччо (1313—1375). «Любовь - постоянная тема произведений Боккаччо. Показательно, что в них в различной форме проявляется увлечение Боккаччо классической Античностью. Он дает героям греческие имена, вводит в повествование богов и нимф и вообще обнаруживает незаурядное для того времени знание античных легенд и мифов. Поэма "Фьезоланские нимфы" (1346) навеяна пасторалями древности и обнаруживает приближение к мотивам античной поэзии, своеобразно сочетая их с современным духом. Если в ранних произведениях был значителен элемент вымысла, легендарности, то "Фьяметта" (1343) - в подлинном смысле слова реалистический любовный роман, отличающийся непревзойденным психологизмом» (1, с. 23).

В творчестве Боккаччо уже известные, более древние по своему происхождению сюжеты наполняются новым смыслом и новым мироощущением. «Боккаччо создал прозаический эпос земной жизни... В новеллах "Декамерона" перед читателем предстают все сословия тогдашнего общества сверху донизу. Реальная жизнь раскрывается перед нами в массе типичных происшествий и обилии бытовых подробностей, делающих картину совершенно зримой» (1, с. 23).

Деятельность выдающегося гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404—1472) стала ярчайшим примером универсальных стремлений гуманистов, которые пытались постичь человека во всей его сложности. Альберти — архитектор, живописец, поэт, музыкант был не только практиком, но и теоретиком искусства, автором трактатов «Десять книг о зодчестве» (1452), «Три книги о живописи» (1435-1436), «О статуе» (1435), в которых он обобщил опыт искусства своего времени, обогатив его достижениями науки. Его перу принадлежат также комедия «Любитель славы» (1426), сатира в мифологически аллегорической форме «Мом» (между 1443 и 1450). Большой интерес вызывает сочинение Альберти

«О семье» (1437-1441), в котором он рисует образцовую семью и выдвигает идеал гармоничного человека.

В последней трети XIV века во Флоренции складывается уже целая школа, во главе с флорентийским гуманистом Колуччо Салутати (1331—1406). Её представители последовательно развивали так называемый «гражданский гуманизм» XV века. В дальнейшем, в пору расцвета гуманистического мировоззрения ЭразмРоттердамский в своем сочинении «Воспитание христианского государя» (1516) раскрывает идею правового государства, в котором государь выступает как гарант законности, базирующейся на уважении прав всякого человека. Идея государства, объединяющего людей с разными и даже не совпадающими интересами, привлекаетк себе многих мыслителей этого времени. «Политическая теория гуманизма, этого прогрессивного течения общественной мысли и философии эпохи Возрождения, могла отдавать предпочтение тем или иным формам власти и социального устройства, но не самоопределялась в большинстве случаев в качестве идеологии одного из сословий современного общества. Она стремилась к тому, чтобы защищать интересы человека вообще» (1, с. 13).

Ценность человека уже во времена Данте и Петрарки определялась не его происхождением и сословным положением, а его личными достоинствами и деяниями, о чем в своих сочинениях писали практически все мыслители Возрождения (Джаноццо Ма-нетти «О достоинстве и превосходстве человека» (1451-1452), Джованни Пико дел-ла Мирандола «О достоинствах человека» (1486) и др.).

Определяя изменения в области культуры, которые отчетливо просматриваются в эпоху Возрождения, можно констатировать, что для этого времени несомненна значительная универсализация культуры, так как она постепенно приобретает общенациональный, а в некоторых отношениях общеевропейский характер.

Новое отношение к личности побуждает гуманистов воскресить античный жанр жизнеописаний; Петрарке принадлежит трактат «О знаменитых мужах», Боккаччо — трактаты «О судьбах знаменитых мужей» и «О прославленных женщинах», куда наряду с биографиями великих людей древности он включает и жизнеописания современников.

В XIV веке была четко сформулирована и ренессансная идея, что цель искусства — подражать природе. Боккаччо пишет

в комментарии к «Божественной комедии» Данте: «Подобает нам, насколько достает наших способностей, стремиться к тому, чтобы во всем, в чем нам подает пример природа, создавать ее подобие...».

Под влиянием социально-экономических и экологических процессов в последующие века происходят сложные мировоззренческие сдвиги. Эпоха Просвещения стала своеобразным рубежом уходящей эпохи - эпохи классического гуманизма. Такие понятия и явления, как либерализм, права человека, культ знаний и прогресса, смогли стать двигательной силой общественного развития, воплотившись в социально-политических структурах и в убеждениях людей. Однако существенные противоречия, сохранившиеся и даже усилившиеся в это время, позволяют говорить о кризисе классического гуманизма.

Дальнейшую эволюцию гуманистического мировоззрения можно проследить на примере развития одного из его базовых постулатов - прав человека.

Еще в Средние века такие теологи, как Ф. де Витториа, Ф. Суарес, концентрировали свое внимание на ответственности христианства по отношению к любому человеку как творению Бога, на приоритете человека по отношению к государству.

В последующие века гуманистические идеи получили развитие в работах Т. Гоб-бса, Дж. Локка, Ш. де Монтескье, Т. Пей-на, Ж.-Ж. Руссо и др. Все они проявляли интерес к вопросу о правах человека, о взаимоотношениях человека и государства. Но если Дж. Локк и Т. Пейн считали права и свободы важнее законов, то Т. Гоббс, а затем и Ш. де Монтескье первенство отдавали именно законам и государству как гаранту законности. Близкой точки зрения придерживался и Э. де Ваттель, который считал, что интересы частных лиц являются вторичными по отношению к интересам государства.

Обращаясь к процессу становления концепции прав человека необходимо отметить и различные взгляды на природу данного феномена. В философии существуют два основных направления, в русле которых были сформулированы правовые теории. Это, во-первых, естественно-правовые теории (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо), которые рассматривают права человека как естественные, коренящиеся в неизменной природе самого человека, и, во-вторых, - позитивистское направление в философии (О. Конт, А. Гумбольдт, Э. Мах, Р. Авенариус и др.), представители

которого считают категорию прав человека вторичной, установленной и поддерживаемой самим государством. Естественные права человека, таким образом, государством лишь фиксируются, а с точки зрения позитивизма - заново создаются.

Вместе с тем исследователями подчеркивается, что эти два направления практически не существуют в чистом виде, и в области международного права их традиционно пытаются объединить (6).

Идеи представителей школы естественного права явились основополагающим этапом в становлении принципов защиты прав человека. Важнейшее положение этого направления в философии, согласно которому государственные законы не могут противоречить принципам естественного, прирожденного права, легло в основу таких значительных документов, как Декларация независимости и Билль о правах (США, 1791), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789). Основная мысль этих документов состоит в том, что все люди созданы равными и имеют неотъемлемые права, среди которых важнейшими являются право на жизнь и свободу.

К концу XVIII века идеи о правах и свободах человека способствовали принятию соответствующих нормативных актов целым рядом государств, а принципы свободы и равенства были сформулированы на языке правовых документов.

На рубеже XIX и XX веков был сделан следующий шаг в формировании идей о правах человека. В это время на основе развития представлений о «сверхчеловеке» (Ф. Ницше, Р. Вагнер) и безграничного раскрепощения индивидуальности на первый план выходит образ нового, свободного человека, которому приходится сталкиваться с властью толпы. В результате, идея личной свободы противопоставляется представлениям о воле большинства. В этом контексте принцип всеобщего равенства становится средством, с помощью которого может быть осуществлена власть массы, толпы над личностью.

Двадцатый век ознаменовался не только самыми кровопролитными войнами в истории человечества, но и возникновением режимов, создатели которых сознательно и последовательно отрицали все гуманитарные традиции Европы и стремились к тому, чтобы доминировать не только в Европе, но и в мире (4).

В результате этих тенденций в нескольких европейских странах практически одновременно получили признание антилиберальные

политические концепции, согласно которым только избранные классы, расыи нации становились достойными счастливой, достойной человека жизни. Это явление было непосредственно связано с двумя философскими направлениями предыдущего века, которые возобладали над другими идеями и повлияли на всю картину международных отношений, на судьбы многих народов. Это, во-первых, радикальный марксизм, продолживший позитивистские традиции Гегеля, и, во-вторых, ряд учений ницшеанского толка, пересматривающих ценности традиционного гуманизма. «Парадоксально, но оба этихнаправле-ния мысли, базирующиеся на мировоззрениях, по видимости, противоположных друг другу, предоставили весьма сходный философский инструментарий для создания политических режимов, принципиально и начисто исключающих независимость, достоинство и свободу личности. Возможно, все дело было в том, что и русские марксисты -идейные наследники Гегеля, и итальянские фашисты - последователи Маринетти и Со-реля, и немецкие нацисты - поклонники Ницше и Вагнера, сходились в одном единственном пункте: скептическом, насмешливом или прямо враждебном отношении к буржуазным правам и свободам» (3, с. 231).

Первый российский Уполномоченный по правам человека С.А. Ковалев высказал мысль о том, что трагедии ХХ века, в которых повинны тоталитарные и террористические режимы - это «не только величайшая трагедия в новой истории человечества. Это еще и точка отсчета для новейшей истории человечества, абсолютная система координат всей нашей современной жизни: политики, философии, права, даже искусства» (2, с. 127).

Идеалы современного человечества были зафиксированы в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека, которая явилась свидетельством признания международной, а не только национальной значимости прав человека.

Следовательно, основы гуманистического мировоззрения - это не единожды сформулированная данность, а развивающаяся система прогрессивных взглядов, отражающих стремление человека к жизни, его достойной.

В русле данного исследования особую значимость приобретает сама констатация несомненной взаимосвязи основных принципов гуманистического мировоззрения и природы толерантного сознания, определяемого в данной работе как сущностная характеристика культуры личности.

На основании анализа направлений развития гуманизма, характерных для европейской культуры и являющихся базой для формирования современного гуманистического мировоззрения, представляется возможным определение его принципов. Мы выделяем основные константы гуманистического мировоззрения, сформулированные и получившие широкое распространение в эпоху Возрождения на основе достижений античной философской мысли и затем в процессе своего развития неизменно остававшиеся в центре гуманистического взгляда на мир до настоящего времени. Очевидно, что постоянное обращение к определенным ценностям, признание этих ценностей непреходящими для человека как индивидуальности и общества в целом, позволяет в результате операции обобщения сформулировать основные принципы, характерные для гуманистического мировоззрения. Среди них:

- осознание человеком своей человечности в процессе обретения им духовных ценностей, в процессе социализации и индивидуализации, где усилиям самого человека принадлежит важная роль;

- признание труда и творчества как неотделимой части жизни, достойной человека;

- развитие и поддержание интереса к глубинам человеческого характера, стремление постичь человека во всей его сложности;

- стремление к воплощению идеи правового государства, объединяющего людей с разными и даже не совпадающими интересами;

- безусловное соблюдение прав человека, непреходящая и неизменная ценность жизни и свободы человека;

- стремление к всесторонней образованности и гармоничному развитию личности;

- опора на реальную жизнь и традиционные семейные ценности;

- стремление к гармоничному экологически обоснованному взаимодействию с природой, изучение ее законов и внутренних связей.

На основе проведенного анализа было выявлено значительное совпадение основных констант гуманистического мировоззрения в том виде, как они были сохранены в процессе исторического развития и компонентов толерантного сознания, которые в своем развитом виде должны обеспечить соблюдение прав человека, реализацию его природного стремления к новым знаниям и гармоничному

взаимодействию с окружающим миром и найти свое реальное воплощение в прогрессивных убеждениях людей и новых социально-политических структурах.

Очевидна антропологическая и социальная укорененность гуманизма в сознании человека. Сейчас, в начале XXI века наступает этап новой его трансформации в постмодернистском пространстве (П. Курц, Э. Фромм и др.). Влияние культурного поля на формирование толерантного сознания человека становится все более значительными область искусства, развиваясь на основе новых технологий и открытий XX века, образует разнообразные среды (музыкальную, экранную, архитектурно-пространственную идр.), обладающие значительной силой воздействия на человека, нередко вне зависимости от его личного желания.

Примечания

В связи с этим необходимо отметить важную роль культуры в процессе становления и развития толерантного сознания. Гуманизм, родившийся в культурном пространстве и получивший развитие силами выдающихся творцов и мыслителей может получить свое дальнейшее развитие только при поддержке его основополагающих принципов силами культуры, так как и сама культура как «вторая (то есть созданная усилиями самого человека) природа» является одновременно и порождением, и основой гуманизма, не существующего вне развитого в той или иной мере толерантного сознания.

Таковы, нанаш взгляд, методологические аспекты толерантного сознания личности.

1. Аникст А.А. Культура и искусство эпохи Возрождения //Искусство Раннего Возрождения. М.: Искусство, 1980.

2. Свобода. Равенство. Права человека. М.: Мемориал, 1997.

3. Умарова М.С. История и философские основания гуманистических идей в международных отношениях /Ломоносовские чтения, т. №1. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

4. Illustrated History of Europe. A Unique Portrait of Europe's Common History. London, 2001.

5. Шербатых Ю.В. Общая психология. Питер, 2008.

6. Козирник Р. Международное гуманитарное право. М.: МККК, 1988; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: Юрид. лит., 1991; Свобода. Равенство. Права человека. М.: Мемориал, 1997; Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М.: Издательская группа НОРМА -

М.В. Лазарева

ДИАГНОСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Состояние теоретического компонента готовности оценивалось по обобщенному критерию «информированность» - количественной и качественной характеристике осведомленности о специфике интегрированных занятий, включающей ряд показателей:

- содержательность и глубина - совокупность всех существенных признаков интегрированных занятий, определяющих их специфику;

- полнота - совокупность, количество верно названных признаков интегрированных занятий;

- адекватность - верное научное понимание специфики интегрированных за-

- осознанность - выявление существенных признаков интегрированных занятий, понимание их значения в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.

Для получения более точных данных о состоянии теоретического компонента готовности педагогов к проведению интегрированных занятий мы не ограничились данными анкетирования, бесед, а организовали проверку знаний педагогов о специфике интегрированных занятий с помощью сконструированных нами диагностических заданий.

Анализрезультатов показал, что реализация показателя содержательность и глубина происходила, в основном, по следующим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.