Научная статья на тему 'Методологические аспекты инженерной деятельности'

Методологические аспекты инженерной деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
981
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / METHODOLOGICAL CULTURE / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENGINEERING PRACTICE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ЛИЧНОСТЬ ИНЖЕНЕРА / PERSONALITY OF ENGINEER / ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / DIALECTICAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ташлинская Елена Шамильевна

Рассматриваются некоторые аспекты методологической культуры как важнейшей составляющей профессиональной деятельности инженерного сообщества, показаны место и роль системного подхода и диалектического мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metodological aspects of engineering practice

Debated a some aspects of methodological culture as chief compound in professional practice engineering community, demonstrated the site and the party of system approach and dialectical mentality

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты инженерной деятельности»

УДК 101.8+167.7

Е. Ш. ТАШЛИНСКАЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются некоторые аспекты методологической культуры как важнейшей составляющей профессиональной деятельности инженерного сообщества, показаны место и роль системного подхода и диалектического мышления.

Ключевые слова: методологическая культура, инженерная деятельность, системный подход, личность инженера, диалектическое мышление.

Традиционно под методологией понимают раздел философии, предметом которого является разработка общих методов и принципов познавательной деятельности, а также понятийных структур, категориального аппарата. Она подразделяется на методологию научного познания и деятельности. В реализации своих функций методология деятельности выходит на решение технологических задач. В широком смысле технологию связывают со средствами, инструментами, путями, методами и правилами, руководствуясь которыми, специалист способен решать профессиональные задачи (т. е. «технэ» как искусство ведения ремесла, «путь, каким я иду к достижению цели»). В узком смысле под ней понимают науку, обобщающую знания о различных способах достижения целей в зависимости от специфики, структуры, содержания и направленности той или иной конкретной деятельности.

Структурно в рамках методологического подхода к рассмотрению инженерной деятельности отдельные авторы [9], относят следующие аспекты: особенности инженерной деятельности; квалификационные требования к инженерной подготовке; взаимосвязь инженерной деятельности и инженерного творчества; проектирование (обобщённая модель проектирования, проектные процедуры и операции, стадии и этапы проектирования, концептуальное проектирование, проектирование и маркетинг, автоматизированное проектирование); соотношение производства и оборудования (виды производства машин и оборудования, технологическая подготовка производства и её автоматизация, автоматизированные гибкие производственные системы; испытания (виды испытаний машин и оборудования, планирование испытаний, измерения, автоматизированная обработка результатов испытаний); эксплуатация машин и обору-

© Ташлинская Е. Ш., 2015

дования (управление технологическими процессами, техническая диагностика машин и оборудования, поиск дефектов и неисправностей, техническое обслуживание и ремонт машин и оборудования); вопросы сертификации машин, оборудования и технологий; управление деятельностью (понятие проектного менеджмента, субъекты проекта, организация управления проектами, планирование проекта, менеджмент персонала).

По названиям рубрик видно, что технологичность понимается в узком, вполне чётко определяемом смысле, задаваемом спецификой и направленностью труда. Но даже здесь обращает на себя внимание тот факт, что методология задаёт и сама в основах своих определяется системным подходом, понимание и разработка которого в философии начинается с Аристотеля.

Обращаясь к наследию диалектики как теории развития, осознаем её практическую ценность для научного познания и общественной практики, эвристичность её основных положений, гуманистический характер, что позволяет проблематизировать общественное бытие, уточнить постановку вопросов относительно кризисных противоречий техногенной цивилизации и дать целостный анализ критического состояния коэволюционной системы «человек-техника-социум-космос» в современном мире. Задача реализации философией своей миссии быть «эпохой, схваченной мыслью», предполагает актуализацию философско-методологического наследия и необходимость чЁткого формулирования стратегических, программных проективных задач и поиска подходов к их достижению.

Развитие методологической культуры как важнейшей составляющей профессиональной культуры современного инженера выступает как насущная задача, стоящая перед научным сообществом. Сегодня становится очевидным, что передовые страны - это те, чьи научно-технические и управленческие кадры, на практике реализующие системный подход, обогащаемый ценностно-гуманистическим «планированием»,

жизнеосуществлением, достигают наилучших результатов в настоящем и определяют точки роста, дальнейшую перспективу.

Так, Джеффри Лайкер в книге «Дао Toyota» [3], описывая этот путь, перечисляет такие качества, как воспитание ответственности, бережливости, принципа «точно вовремя» и автономиза-ции (канбан), уважения, самостоятельности, лидерства; непрерывное обучение, бездефектность, совершенствование, самоанализ, самодисциплинированность, совместная работа в команде, обсуждение проблем в консенсусе, выражение сомнения, стандартизация, подбор кадров, постановка трудных задач и т. д. В основе своей они исходят из единства с 14 принципами Дао и в итоге обеспечивают успех, качество, надёжность и долгосрочность проектов предприятия. Речь не просто об эффективном менеджменте, но о привитии основ философско-этической культуры, что позволяет достичь потрясающих результатов. Инновационный характер науки и техники тесным образом коррелирует с такими современными областями, по существу междисциплинарными сферами, как системное проектирование, моделирование, социопроектирова-ние, где использование данных принципов является необходимым условием и базисом.

Мировоззренческая культура и методологическая культура существуют в неразрывной взаимосвязи между собой. Если эти связи отсутствуют или неявно выражены - это ведёт не к синтезу, а к эклектицизму и поверхностно-описательному характеру, разрыву традиций и новаций, историческому забвению и трансформациям в сознании, постулированию релятивизма, нивелированию и вымыванию нормативно-ценностных основ. Профессиональная культура инженера выступает как единство культуры мышления и поведения, культуры чувств и речи. Личность инженера представляет собой органический сплав таких качественных характеристик, которые особенным способом конституируют и моделируют его образ мышления и поведения: интеллектуальные, психологические, нравственные, эстетические, коммуникативные качества. Развитые в высшей степени, они позволяют достичь творческих высот в профессии. Овладение методологией в этом ракурсе не только позволяет занять собственную «нишу» в среде (обрести социальный статус), но и понять место и роль инженера в системе общественных отношений.

Размышление над этими вопросами естественно для ведущих специалистов в конкретных отраслях. Их лейтмотив сводится к следующему положению: «инженер - специалист, обладающий системным мышлением». Овладевая в полной мере диалектическим мышлением, инженер в то же время формирует представление о стату-

се своей социально-профессиональной деятельности в обществе. Ориентацию на эти аспекты находим в лифлете для абитуриентов радиотехнического факультета УлГТУ (автор-сост. проф., д. т. н. А. Г. Ташлинский): «...на кафедре вас научат не только искусству проектирования любых радиоэлектронных и телекоммуникационных систем, но и системному мышлению. Знание принципов работы любой сложной системы даёт возможность выпускникам легко адаптироваться в любых областях жизнедеятельности».

Принцип системного мышления (как целостного и иерархичного, с использованием дедукции и индукции) у будущих инженеров развивают не только в рамках изучения конкретно-научных дисциплин, связанных с компьютерной техникой, программированием, физико-математическим моделированием, но и с помощью философских категорий. Безусловно, специфика инженерно-технической деятельности накладывает отпечаток на особенности мышления. Например, в радиотехнике инженер, овладевая своей деятельностью, должен иметь чёткое представление об общей структуре технической системы, о функциональных особенностях данной системы (построение схемы) и конкретном устройстве (механизма, узла, агрегата или цепи). В диалектике этим уровням соответствует триада категорий: единичное - особенное - общее.

Занимаясь проектированием, изобретательством, технический специалист остро нуждается в знании основ технического творчества, моделирования. Об актуальности изучения основ материализма и диалектики, обращения к трактовке философией категории «модель» пишут сами технические специалисты [10]. На сайте СГАУ, посвящённом радиотехническому факультету, также подчеркивают значимость этих аспектов: «Современные радиоэлектронные изделия характеризуются функциональной, конструктивной и технологической сложностью. К ним предъявляются повышенные эксплуатационные, конструктивно-технологические, экономические, эстетические и эргономические требования. В связи с этим заметно возросла творческая роль инженера конструктора-технолога радиоэлектронных средств. Технология - это наука, изучающая взаимосвязи физических, химических и биологических процессов с целью получения конкретной продукции. Изготовление же любого изделия связано с реализацией целого комплекса взаимно связанных технологических процессов. Из этого следует, что инженер-технолог должен мыслить системно, постоянно увязывая границы применимости этих процессов в рамках конкретной технологии» [11].

Системный подход используется при исследовании сложноорганизованных систем, в

проектировании, теории организации и управления производством, системотехнике: «системный подход и системный анализ выступают в качестве методологии исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем, моделирования этих систем и их анализа. Именно системный анализ позволяет выявить условия, приводящие к наилучшим результатам функционирования и оптимизации системы. При этом любой объект рассматривается не только как неразделимое, единое целое, но и как система взаимосвязанных составных элементов, их свойств и качеств» [12]. Кроме того, системный подход тесно связан со структурно-функциональным анализом, что также используют в своей практике инженеры. Возрастание в рефлексивной деятельности методологической компоненты привело к тому, что «под влиянием индустриализации научного труда меняются требования к виду научного результата: он должен не только удовлетворять общим логическим и семиотическим требованиям, но и получать „инженерную" форму, т. е. выступать в виде безличной конструкции, технического блока, который стандартными способами включается либо в систему эмпирического базиса науки (если речь идёт об экспериментах или первичных наблюдениях), либо в систему исходных данных, расчётов и т. п. (в прикладных исследованиях и разработках). Иными словами, к принципам, диктуемым общими законами социальной организации знания, в этом направлении развития науки добавляются принципы, вытекающие из многосторонней и непосредственной кооперации большого числа исследователей, занятых решением одной общей проблемы. Понятно, что в такой ситуации рефлексия направляется на „стыковку", „увязывание" массовой по своему характеру деятельности. Это находит выражение как в бурном развитии исследований по различным аспектам организации научной деятельности, так и в создании многообразных методов и методик для собирания, обработки и оценки различных эмпирических данных» [5; 9].

Исследователи отмечают, что «системный или комплексный подход к решению проблем позволяет раскрыть характер системных противоречий, выявить сложную взаимосвязь разных проблем и выработать стратегию решения поставленных задач» [6]. Полагаем, что методологически для специалистов важно различать такие понятия, как «системный подход», «теория систем», «системный анализ», «принцип системности» [13], систематизация, системность, систематичность, а также развести методичность, методологизм и методологичность, поскольку

они широко и неоднозначно употребляются в естественных, математических, технических и социально-гуманитарных науках.

Разработка проблем технического творчества, критериев Нового в технике, изучение творческого становления личности, особенностей творческого мышления, неоднозначности и противоречивости результатов творчества, оценки (как технической, так и экологической, социальной) и социогуманитарной экспертизы тех или иных проектов, детерминации развития техники, социально-исторических этапов её становления, последствий научно-технологической революции и научно-технического прогресса, этических аспектов инженерной деятельности, осознание роли критической рефлексии в формировании новых проективных исследовательских программ - вот лишь небольшая часть вопросов, требующих ответственного подхода в инженерном образовании.

Отчасти эту задачу как раз и призваны решать курсы для магистров и аспирантов по философии науки и техники. Ещё больших усилий требуется для постановки и решения новых проблем в связи с назревающими и постоянно меняющимися условиями общественных форм бытия. Проблема заключается не просто в отрыве и «противостоянии» технической интеллигенции гуманитарной общественности. Парадокс состоит едва ли не в обратной ситуации: технари в большинстве своём испытывают потребность и открыты к диалогу, но готовность к решению этих вопросов в среде научно-педагогических работников, преподающих цикл социально-гуманитарных предметов, не всегда в явном виде присутствует.

Эволюция научно-технических достижений, противоречивость развертывания исторических этапов развития системы «человек-техника» свидетельствуют о повторяемости, закономерностях, объективности разворота событий и ситуаций в современном мире, что отражается в повороте как самой философии и технических специалистов, гуманитарно настроенных, готовых к межкультурному диалогу, так и системы образования к осмыслению этих поистине исторических аспектов в изменении статуса и образа социокультурных феноменов Науки и Техники. Преодоление теории и методологии сциентизма и техницизма возможно лишь на пути гуманизации научно-технического развития. К сожалению, история также демонстрирует, что метафизических «прозрений» никогда не наступает там, где нет детальной проработки понятий, категориальных структур, попытки понять взаимовлияние научной, технической и художественной культуры,

мировоззрения и практики, роли инженерного образования (о чём находим глубокие размышления у Н. А. Бердяева, П. К. Энгельмейера и др.).

В методологическом ракурсе философия науки и техники способствует выработке ценностных регулятивов, сопровождающих поиск в научно-техническом творчестве [7]; формированию профессиональной культуры [8]; решению проблем профессиональной этики [1]. Реализуя методологические принципы своей деятельности, инженерное сообщество (лучшие его представители) способно выполнять функции интеллектуальной элиты [2; 9], вырабатывать основные принципы профессиональной культуры и профессиональной этики [4], реализовать положения этического кодекса инженера, являть на практике ценностно-смысловые характеристики структуры личности инженера (наряду с профес-сионально-компетентностными).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозерцев В. И. Проблемы профессиональной этики // Вестник УлГТУ. - 1998. - №3.

2. Волков М. П. Генезис науки: проблема методологических оснований // Наука и научное познание в контексте развития культуры: сборник научных трудов. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - С. 9.

3. Лайкер Д. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. - М. : Аль-пина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.

4. Научно-исследовательская и проективная культура в современном обществе: сборник научных трудов / под ред. Е. Ш. Ромазановой. -Ульяновск : УлГТУ, 2006. - 92 с.

5. Огурцов А. П., Юдин Б. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. - М. : Наука, 1978.

6. Прангишвили И. П. Системный подход, системное мышление и энтропизация фундаментальных знаний // Проблемы управления. - 2003.

- №1 // Шр://суЬег1ешпка.ги/а111с1е/п/8181етпуу-ро^о^8181етпое-ту8Ыеше->еп1гор12а181уа-fundamentapnyh-znaniy

7. Ромазанова Е. Ш. Идеалы и нормы научного творчества // Этика в науке : сборник научных трудов. - Ульяновск : УлГТУ, 2007. - С. 33.

8. Ташлинская Е. Ш. Профессиональная культура инженера // Техногенная эра в судьбе человека, общества, мира : сборник научных трудов.

- Ульяновск : УлГТУ, 2013. - С. 35-48.

9. Шейнбаум В. С. Методология инженерной деятельности. - М. : РГУ нефти и газа, 2007. -360 с.

10. Ярушкина Н. Г., Барабанова Е. Ю. Философские категории в изучении временных рядов // Интеграция науки и практики как условие экономического роста. VII Международня научно-практическая конференция : сборник трудов. -Ульяновск: УлГТУ, 2014.// venec.u1stu.ru/1ib/ diskZ2014Z76.pdf

11. Сайт СГАУ // http://rtf.ssau.ru/node/17 (дата обращения: 29.12.2014).

12. Системный подход // http://partnerstvo.ru/1ib /to/node/21 (дата обращения: 29.12.2014).

13. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ // http://victor-safronov.narod.ru/systems-ana1ysis/1ectures/surmin/01.htm1 (дата обращения: 29.12.2014).

Ташлинская Елена Шамильевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» УлГТУ. Окончила Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. Имеет монографию, статьи в области социальной философии, философии науки и техники, философии образования.

Поступила 16.01.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.