Научная статья на тему 'Методологические аспекты анализа и оценки среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов населением РФ'

Методологические аспекты анализа и оценки среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов населением РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
778
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС (РХК) / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (ВБР) / СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / МЕТОДИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕДОПУСТИМЫЙ УЛОВ (ОДУ) / КВОТА / FISHING INDUSTRY / AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES / PER CAPITA CONSUMPTION / EXPORT / IMPORT / METHODOLOGY / FOOD SECURITY / TOTAL ALLOWABLE CATCH / QUOTA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селин Владимир Михайлович

Глобализация экономики и обострение конкуренции обусловливают необходимость активизации Правительством РФ выполнения функций по обеспечению продовольственной безопасности страны и, соответственно, консолидации механизмов государственного регулирования агроэкономики и продовольственных рынков. Возрастает значимость решения задач информационного обеспечения, достижения высокой степени достоверности информации, представляемой правительству соответствующими статистическими органами. Актуальность получения качественной статистической информации для принятия руководством страны своевременных и компетентных решений по управлению народным хозяйством существенно возросла в период политического и экономического противостояния РФ и стран Запада, в условиях санкций и контр-санкций. В настоящем исследовании на примере отрасли рыболовства и ее продукта водных биологических ресурсов проведен структурный анализ методики составления баланса рыбы и рыбопродуктов для определения среднедушевого уровня их потребления; описаны различные подходы к оценке уровня потребления водных биологических ресурсов; структурированы показатели экспорта водных биологических ресурсов, полученные из различных официальных источников, на основании которых выявлены значительные расхождения в оценке ситуации. Тема статистического учета, как проблема, была озвучена на состоявшемся 19 октября 2015 года заседании президиума Государственного совета по развитию рыбохозяйственного комплекса РФ и отражена отдельным пунктом в Поручениях Президента по итогам заседания. Введенная Приказом Росстата от 21.10.2013 №419 новая методика определения среднедушевого уровня потребления рыбы и рыбопродуктов, основанная на составлении баланса водных биологических ресурсов и разработанная с учетом требований Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), с практической точки зрения имеет потенциал для совершенствования. Автор обосновывает необходимость изменения действующей методики статистического учета и анализа с целью повышения ее достоверности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Aspects of Analyzing and Assessing the Per Capita Consumption of Fish and Seafood in the Russian Federation

Globalization of the economy and increased competition leads to the need to strengthen the functions of the Russian government to ensure food security of the country and, accordingly, the consolidation of mechanisms of state regulation of agricultural economy and food markets. The importance of solving the problems of information security, a high degree of reliability of the information provided by the Government of the relevant statistical authorities is growing. The relevance of obtaining high-quality statistical information for the adoption of timely and informed decisions by the government on the management of the national economy has increased significantly during the period of political and economic confrontation between Russia and the West in terms of sanctions and counter-sanctions. Taking fishing industry and its product the water biological resources as an example, the author of the present study carried out a structural analysis of the methodology for composing the balance of fish and fish products to determine the per capita level of consumption, described the different approaches to assessing the level of consumption of water biological resources, structured export indicators of water biological resources gathered from various official sources, on the basis of which the author revealed significant differences in the assessment of the situation. The subject of statistics as the problem was raised at the Presidium of the State Council from October 19, 2015 devoted to the development of the fishing industry of the Russian Federation and was reflected as a separate item in the Order of the President following the results of the State Council. Established by the Order of the Federal State Statistics Service dated October 21, 2013 No. 419, the new method of determining the level of per capita consumption of fish and fish products, based on the compilation of the balance of water biological resources, and composed after the requirements of the UN Food and Agriculture Organization (FAO), has the potential for improvement from a practical point of view. The author proves the necessity of changing the existing method of statistical reporting and analysis in order to improve its reliability.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты анализа и оценки среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов населением РФ»

Б01: 10.15838^с/2015.6.42.8 УДК 338.242, ББК 65.050.1

© Селин В.М.

Методологические аспекты анализа и оценки среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов

населением РФ

Владимир Михайлович СЕЛИН

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом АРТ-РЫБА»

160014, Россия, г. Вологда, ул. Гиляровского, 54

art-fish.svm@mail.ru

Аннотация. Глобализация экономики и обострение конкуренции обусловливают необходимость активизации Правительством РФ выполнения функций по обеспечению продовольственной безопасности страны и, соответственно, консолидации механизмов государственного регулирования агроэкономики и продовольственных рынков. Возрастает значимость решения задач информационного обеспечения, достижения высокой степени достоверности информации, представляемой правительству соответствующими статистическими органами. Актуальность получения качественной статистической информации для принятия руководством страны своевременных и компетентных решений по управлению народным хозяйством существенно возросла в период политического и экономического противостояния РФ и стран Запада, в условиях санкций и контрсанкций. В настоящем исследовании на примере отрасли рыболовства и ее продукта — водных биологических ресурсов — проведен структурный анализ методики составления баланса рыбы и рыбопродуктов для определения среднедушевого уровня их потребления; описаны различные подходы к оценке уровня потребления водных биологических ресурсов; структурированы показатели экспорта водных биологических ресурсов, полученные из различных официальных источников, на основании которых выявлены значительные расхождения в оценке ситуации. Тема статистического учета, как проблема, была озвучена на состоявшемся 19 октября 2015 года заседании президиума Государственного совета по развитию рыбохозяйственного комплекса РФ и отражена отдельным пунктом в Поручениях Президента по итогам заседания. Введенная Приказом Росстата от 21.10.2013 №419 новая методика определения среднедушевого уровня потребления рыбы и рыбопродуктов, основанная на составлении баланса водных биологических ресурсов и

разработанная с учетом требований Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), с практической точки зрения имеет потенциал для совершенствования. Автор обосновывает необходимость изменения действующей методики статистического учета и анализа с целью повышения ее достоверности.

Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс (РХК), водные биологические ресурсы (ВБР), среднедушевое потребление, экспорт, импорт, методика, продовольственная безопасность, общедопустимый улов (ОДУ), квота.

Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе, фактором сохранения государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики и необходимым условием реализации такого стратегического национального приоритета, как повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Указом Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» от 10.01.2010 №120 была обозначена стратегическая цель продовольственной безопасности — обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения служит стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Целью настоящего исследования является теоретическое обобщение существующих методологических подходов к анализу и оценке среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов в России. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенных методических приемов статистического учета для определения среднедушевого уровня потребления рыбы и морепродуктов.

Продовольственная безопасность Российской Федерации отражает состояние её экономики, при котором обеспечиваются тот или иной уровень продовольственной независимости, гарантии физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям российского законодательства о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Рациональные нормы потребления пищевых продуктов обозначают рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения [14].

Отдельного внимания заслуживает указанная в Доктрине значимость продуктов, изготовленных из водных биологических ресурсов в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.

Рыба является источником легкоусвояемого и полноценного белка, биологическая ценность которого равна белку, содержащемуся в мясе. В белке рыбы содержится ряд аминокислот, которые организм не синтезирует. Изготовленный из рыбы ценный продукт — рыбий жир — содержит олеиновую кислоту, которой в нём бо-

лее 70%, пальмитиновую кислоту (почти 25%), полиненасыщенные жирные кислоты омега-6 (около 5%) и омега-3 [12]. Исключительная ценность рыб семейства лососевых заключается в наличии в составе этого продукта омега-3 жирных кислот, оказывающих антиоксидантное действие на организм человека, способствующих замедлению процесса старения организма и улучшающих память. Жирные виды рыб (лососевые, сельдь, скумбрия, палтус и др.) богаты витаминами А, Б и Е. Среди витаминов группы В следует выделить витамин В12, присутствующий только в продуктах животного происхождения. В рыбе содержатся и минеральные вещества: калий, магний, кальций, фосфор, железо. Из микроэлементов выделим селен, цинк и йод, который во многих регионах РФ является дефицитным в структуре питания. Мясо лосося — эффективное средство для профилактики атеросклероза и сердечнососудистых заболеваний, снижает риск онкологии, нормализует сахар в крови.

Из известных полезных свойств морепродуктов выделим следующие: это нормализация функций свертываемости крови; снижение холестерина в крови; улучшение зрения; нормализация работы нервной системы, улучшение памяти, сна, снижение раздражительности; улучшение состояния кожи, волос, ногтей, костей и зубов; нормализация обмена веществ.

Государство постоянно уделяет существенное внимание проблемам развития рыбопромышленного комплекса (РХК). В 2007 году в Астрахани прошло заседание президиума Государственного совета по вопросам повышения эффективности управления РХК России. Одним из основополагающих принципов развития РХК был озвучен принцип продовольственной без-

опасности и обеспечения населения широким ассортиментом рыбы высокого качества по доступной цене.

По итогам заседания Госсовета отрасль рыболовства получила такие преференции, как:

— возможность широкого использования льготной формы налогообложения — введен единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), что дало почти двукратную экономию на налогах;

— льготная ставка по уплате сбора за вылов водных биологических ресурсов (ВБР) в размере 15% от номинальной — экономия предприятий составила более 5 млрд. рублей ежегодно;

— закрепление «исторического» принципа наделения рыбодобывающих предприятий квотами общего допустимого улова (ОДУ) на 10 лет — возможность планирования инвестиций на достаточно продолжительный срок.

Вводя данные преференции, Правительство РФ рассчитывало на приток инвестиций, рост производительности труда, увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Однако вступление страны в ВТО создало дополнительные риски, особенно для северных и арктических территорий [3].

Тем не менее можно отметить, что ни в планировании, ни в прогнозировании развития рыбной отрасли показатели, характеризующие рациональность и эффективность переработки сырья, не используются, что противоречит задаче перехода рыбохо-зяйственного комплекса к 2020 г. от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, предусмотренному Концепцией развития рыбного хозяйства РФ до 2020 г. и другими прогностическими документами [1].

На заседании президиума Государственного совета по развитию рыбохозяйствен-ного комплекса, прошедшего в Москве 19 октября 2015 года, были подведены итоги деятельности отрасли «рыболовство» за период с 2008 года, выявлены существенные проблемы и намечены пути их решения.

По результатам заседания должна быть разработана система государственных приоритетов, механизмов их выполнения, федеральных законов и ведомственных распоряжений [15].

Важным направлением при этом обозначена модернизация системы экономических показателей, с помощью которых можно объективно (достоверно) оценить динамику развития РХК. Отдельным поручением Правительство РФ было обязано представить Президенту РФ в срок до 1 февраля 2016 года предложения по совершенствованию статистического учёта в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации.

Основными показателями развития РХК являются годовой вылов ВБР и потребление рыбы и морепродуктов на душу населения. С точки зрения обеспечения продовольственной безопасности именно второй показатель является основным.

Следует отметить, что существуют различные подходы к оценке уровня потребления водных биологических ресурсов. Статистические органы СССР, а позднее и Российской Федерации брали за основу расчета среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств, которое является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения в соответствии с утвержденной методикой. Потребление продуктов питания исчислялось как сумма общего количества купленных в период обследования

продуктов (за исключением отданных на корм скоту и домашним животным), переработанных для длительного хранения, купленных в запас, подаренных, проданных или отданных в обмен на другие товары, количества израсходованных на личное потребление продуктов, поступивших в домашнее хозяйство без оплаты (в счет оплаты труда, в виде продукции собственного производства или от самозаготовок, в виде подарков, натуральной помощи и т.п.), а также объема потребленных в течение учетного периода продуктов, купленных до начала обследования [5].

Среднедушевое потребление основных продуктов питания определялось путем деления общего объема потребленных продуктов питания на число лиц, фактически присутствующих в домашнем хозяйстве.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» от 02.08.2010 № 593н установлены рациональные нормы потребления рыбы и рыбопродуктов в размере 18—22 кг на человека в год [8]. Согласно данным рисунка, в настоящее время потребление рыбы в РФ ниже рациональных норм потребления.

Приказом Росстата «Об утверждении методики составления баланса рыбы и рыбопродуктов для определения среднедушевого уровня их потребления» от 21.10.2013 № 419 [4] был изменен принцип расчета потребления ВБР, используемый органами государственной статистики.

Введенная приказом Методика разработана с учетом рекомендаций ФАО по составлению балансов продовольственных ресурсов [9], в соответствии с которыми уровень среднедушевого потребления ры-

Потребление рыбы и морепродуктов в Российской Федерации за 1990-2012 гг., кг на душу населения [6]

21

20 ■

19 ■

18 ■

17 ■ \

16 ■ у

15 ■ \ ____г—

14 ■ \ л-—

13 ■ \

12 ■

11 ■ —*

10 ■ ч » . —•—

9 ■ Я ■

о 7 ■

6 ■

э 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

бы и рыбопродуктов определяется на основе баланса ресурсов и использования рыбы и рыбопродуктов, сформированного в живом весе (весе сырца). Расчетное среднедушевое потребление при этом существенно увеличивается.

Баланс ресурсов и использования рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца) представляет собой систему сбалансированных данных по источникам поступления ресурсов рыбы, других водных биоресурсов, продуктов их переработки и направлениям их использования.

Показатели баланса позволяют прогнозировать улов (добычу), выращивание и экспорт рыбы и других водных биоресурсов, а также оценивать ситуацию на рынке, потребности в импорте этой продукции, определять фонд личного потребления и рассчитывать среднедушевой уровень потребления рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца).

Баланс рыбы и рыбопродуктов содержит информацию как по сырью, так и по продуктам их переработки.

Баланс формируется Росстатом с использованием информации Минсельхоза России и Росрыболовства по отдельным статьям баланса за календарный год в натуральном выражении в живом весе (весе сырца) в целом по РФ.

Информационной базой для составления баланса являются данные федерального статистического наблюдения, выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, таможенной статистики, отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса и других источников, характеризующих образование ресурсов рыбы и рыбопродуктов и направления их использования. Кроме того, при определении отдельных статей баланса применяются экспертные оценки и экономические расчеты [4].

Методика Росстата от 21.10.2013 г. определяет следующий порядок расчета: «Данные об улове рыбы и добыче других водных биоресурсов формируются Росрыболов-ством.

Уловом (добычей) являются рыба всех видов, ракообразные (крабы, раки, креветки и пр.), моллюски (кальмары, мидии, устрицы, морские гребешки и др.), водоросли (ламинарии и т.д.), морской зверь и киты, извлеченные из водной среды, но еще не подвергнутые процессу охлаждения и другим способам сохранения и переработки».

В таблице 1 приведены данные Росстата о потреблении рыбы и морепродуктов по методике, утвержденной приказом Росстата от 21.10.2013 №419.

В общий итог улова включается также аквакультура: рыба, ракообразные, моллюски и водоросли, выращенные и выловленные в морях и пресноводных водоемах (прудах, реках, водохранилищах, озерах и др.) с целью реализации в живом виде при соблюдении соответствующих условий сохранения, а также для выработки пищевой и непищевой продукции.

Водные биологические ресурсы и объекты аквакультуры представлены в соответствии с принятой в отечественном рыбном хозяйстве биологической систематизацией, положенной в основу статистической формы №1-П (рыба) и классификаторов ТН ВЭД ТС и ОКПД, в целом сопоставимых со Стандартной статистической классификацией водных животных и растений ФАО.

Улов всех водных биоресурсов учитывается в весе сырого неразделанного (нешке-ренного) сырца (т.е. в живом весе). Поскольку улов является не живой рыбой, а сырцом для дальнейшей переработки (за исключением продукции аквакультуры, реализуемой в живом виде), термин «живой вес» означает вес сырца водных биоресурсов, а не живую рыбу.

При расчете баланса рыбы и рыбопродуктов (табл. 2) из улова исключается добыча млекопитающих и водорослей [4].

Таблица 1. Ресурсы и использование рыбы и рыбопродуктов в Российской Федерации (в живом весе - весе сырца, тысяч тонн) [11]

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2012 г. Структура в % к итогу

2012 г. 2013 г.

Ресурсы

Запасы на начало года 652,2 723,6 846,4 117,0 10,0 11,3

Улов рыбы и добыча других видов водных ресурсов 4 401,7 4 484,5 4 522,0 100,8 62,0 60,4

Импорт 1 889,2 2 020,5 2 120,4 104,9 28,0 28,3

Итого ресурсов 6 943,1 7 228,6 7 488,8 103,6 100 100

Использование

Переработано на непищевые цели 401,7 389,5 423,8 108,8 5,4 5,7

Потери 34,6 35,5 36,0 101,3 0,5 0,5

Экспорт 2 500,6 2 400,5 2 694,3 112,2 33,2 36,0

Личное потребление 3 282,6 3 556,7 3 557,8 100,0 49,2 47,5

Запасы на конец года 723,6 846,4 776,9 91,8 11,7 10,3

Справочно: потребление на душу населения, кг 23,0 24,8 24,8 100,0

Таблица 2. Улов рыбы и добыча других водных биоресурсов в РФ (по данным ФАР), тысяч тонн [13]

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Улов рыбы и добыча других водных биоресурсов, всего 4 275 4 271 4 309 4 235

в том числе рыбы 4 120 4 110 4 135 4 017

Сопоставив данные по вылову ВБР, размещенные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, с данными, опубликованными Федеральным агентством по рыболовству (ФАР), можно увидеть существенную разницу.

Оценим влияние завышения показателей вылова на среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов (табл. 3).

Таким образом, превышение в статистической информации улова на 4,3% за три исследуемых года привело к формальному повышению среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов в РФ на 5,6%.

Далее рассмотрим такие важные составляющие расчета, как импорт и экспорт. Данные по импорту, по всей видимости, соответствуют действительности, тогда как методология расчета экспорта ВБР вызывает вопросы (табл. 4).

Данные о количестве товаров в натуральном выражении (нетто) из рыбы и других водных биоресурсов, поступивших за год на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом «импорт» и вывезенных в соответствии с таможенным режимом «экспорт» в другие страны, агрегируются по отдельным товарным позициям в соответствии с кодами

Таблица 3. Сравнение информации Росстата и ФАР по добыче ВБР и потреблению рыбы и морепродуктов в расчете на 1 человека в 2011-2012 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Данные Росстата (улов ВБР), тыс. т 4402 4485 4522

Данные ФАР (улов ВБР), тыс. т 4275 4272 4309

Разница в улове, тыс. т 127 213 213

Разница в улове, % 3,0 5,0 4,9

Потребление на душу населения с учетом данных ФАР, кг 22,1 23,3 23,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребление на душу населения по данным ФСГС, кг 23,0 24,8 24,8

Источник: данные собраны, структурированы и рассчитаны самостоятельно с привлечением официальных сайтов Федерального агентства по рыболовству fish.gov.ru [13], Федеральной службы государственной статистики gks.ru [9].

Код ТН ВЭД ТС Товар ФТС России Форма №8-ВЭС-рыба (срочная) Всего

03 Рыба и ракообразные, моллюски 1507,01 351,55 1858,56

Из нее:

0301 рыба живая 0,01 0,00 0,01

0302 рыба свежая или охлажденная 1,00 0,00 1,00

0303 рыба мороженая 1372,80 326,90 1699,70

0304 филе рыбное 70,90 23,90 94,80

0305 рыба сушеная, соленая 6,80 0,60 7,40

0306 ракообразные 36,40 0,10 36,50

0307 моллюски 10,10 0,04 10,14

0308 водные беспозвоночные 9,00 0,01 9,01

Готовая или консервированная рыбная продукция 24,30 0,50 24,80

1604 Готовая или консервированная рыба 23,10 0,50 23,60

1605 Готовые или консервированные ракообразные, моллюски 1,20 0,00 1,20

Всего 1531,31 352,05 1883,36

Источник: Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству fish.gov.ru

Таблица 4. Экспорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов из Российской Федерации за 2013 год (по данным ФАР), тысяч тонн

ТН ВЭД ТС на основании таможенной статистики, а также сведений о взаимной торговле с государствами-членами Таможенного союза, формируемых на основании Статистической формы учета перемещения товаров. В экспорт включены товары из рыбы и других водных биоресурсов, выгруженные в иностранных портах или перегруженные с борта российских судов на борт иностранных судов в открытом море, то есть проданные вне зоны действия таможенного контроля, по данным формы федерального статистического наблюдения № 8-ВЭС (рыба). Объемы импорта и экспорта (см. табл. 4) из веса нетто пересчи-тываются Росрыболовством с применением коэффициентов перевода в живой вес (вес сырца) по отдельным товарным позициям в соответствии с кодами ТН ВЭД ТС. В расчете используются данные о количестве товаров из рыбы и других водных биоресурсов для пищевых целей.

Однако на официальном сайте Барен-цево-Беломорского территориального управления Росрыболовства (ББТУ) распространена следующая информация:

«Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства, в целях усиления противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу в конвенционных районах действия Комиссии по рыболовству в северовосточной части Атлантического океана (НЕАФК) и Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО), осуществляет процедуру Государственного портового контроля в отношении российских судов, намеревающихся осуществлять выгрузки или перегрузки рыбопродукции в назначенных иностранных портах.

Рыбопродукция, изготовленная из ресурсов рыболовства, добытых российскими судами в Конвенционном районе НЕ-

АФК и в районе Регулирования НАФО, в 2014 году выгружалась (перегружалась) в шести странах. Как и в предыдущие годы, наибольшее количество выгрузок пришлось на Норвегию — 331 формуляр ГПК (в 2013 году — 287) и Нидерланды — 278 формуляров ГПК (в 2013 году — 271), на третьей позиции Фарерские острова — 188 формуляров ГПК (в 2013 году - 164). Как и ранее, в норвежских портах в основном выгружались рыбопромысловые суда, где объем выгруженной рыбопродукции составил 81,42 тыс. тонн (в 2013 году — 74,12 тыс. тонн), а в нидерландских — напротив, в основном осуществляли выгрузку транспортные суда — 110,45 тыс. тонн (в 2013 году — 100,24 тыс. тонн). Фарерские острова лидируют по количеству рыбопродукции, перегруженной с рыбопромысловых судов на транспортные суда — 246,18 тыс. тонн (в 2013 году — 224,15 тыс. тонн). Общий объем заявленной к выгрузке в 2014 году в рамках ГПК рыбопродукции составил 452 тысячи тонн, что на 37 тыс. тонн превышает показатели 2013 года» [10].

Если подойти к вопросу формально, то из 352 тысяч тонн, отправленных на экспорт со всех бассейнов (по данным формы № 8-ВЭС) в 2013 году, только в зонах Западной и Восточной Атлантики российские предприятия, по данным портового надзора ББТУ, выгрузили в иностранные порты или перегрузили с борта российских судов на борт иностранных судов в открытом море 415 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, чего в реальности быть не может.

Форму 8-ВЭС-рыба (срочная) «Сведения об экспорте (импорте) рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов» сдают в территориальный орган Росстата все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, включая малые предприятия, а также некоммерческие организа-

ции всех форм собственности, являющиеся резидентами Российской Федерации и имеющие самостоятельно заключенные контракты с иностранными партнерами (нерезидентами) на экспорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов. Статистический отчет представляется ежемесячно.

Юридические лица представляют указанную форму федерального статистического наблюдения, как правило, по месту их государственной регистрации. Исключением из этого правила являются случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории какого-либо субъекта Российской Федерации, не осуществляет деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации. В этом случае форма федерального статистического наблюдения представляется по месту фактического осуществления деятельности.

Следует отметить, что, с высокой долей вероятности, экспортеры при подаче искажают в сторону уменьшения данные статистической отчетности. Только по Северному бассейну, доля которого в общероссийском улове составляет 29,7% (1 279 398 тонн из 4 309 128 тонн всего по РФ), экспорт вне зоны таможенного контроля на 63,4 тысячи тонн (или на 17,9%) больше, чем по РФ в целом, по отчетам № 8 ВЭС ФАР.

Таким образом, статистические данные по экспорту, представляемые Росстату Федеральным агентством по рыболовству по данным отчетности по форме № 8-ВЭС, могут и должны быть поставлены под сомнение из-за их прямого противоречия с информацией Государственного портового контроля.

Экспорт ВБР с таможенной территории Северного бассейна составил 105,5 тысячи тонн. Минуя таможенный контроль, было выгружено в иностранных портах и перегружено на транспортные суда 415 тысяч

тонн, соответственно, доля экспорта в Северном бассейне вне зоны таможенного контроля в общем экспорте составила 79,7%, тогда как по официальной информации на сайте ФАР эта доля по всем бассейнам составляет всего 18,9%.

Соответственно, данные по экспорту ВБР Федеральным агентством по рыболовству существенно занижены, соответственно, среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов Росстатом завышено на сумму не отраженного в отчетах предприятий по форме № 8-ВЭС (Рыба) экспорта вне таможенного контроля, деленного на численность населения РФ.

Объем запасов продукции по методологии, утвержденной приказом Росстата от 21.10.2013 №419, рассчитывается следующим образом:

— в организациях, осуществляющих переработку рыбы и других водных биоресурсов, оптовую и розничную торговлю, определяются Росстатом по данным форм федерального статистического наблюдения (форма №-П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг») с последующим пересчетом по переводным коэффициентам в живой вес (вес сырца);

— в сельскохозяйственных организациях — рассчитываются Минсельхозом России по данным отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса с распространением до полного круга организаций с последующим пересчетом по переводным коэффициентам в живой вес (вес сырца);

— у населения — формируются Росста-том по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств с распространением на все население и с последующим пересчетом по переводным коэффициентам в живой вес (вес сырца).

Таким образом, изменение подхода к оценке уровня потребления населением водных биологических ресурсов в РФ, нашедшее свое отражение в принятии Федеральной службой государственной статистики новой Методики расчета среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов, утвержденной Приказом Росстата от 21.10.2013 № 419, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Расчет по вышеуказанной методике, разработанной с учетом рекомендаций Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по составлению балансов продовольственных ресурсов, является сопоставимым с зарубежными аналогами и позволяет сравнивать среднедушевое потребление продуктов в РФ и других государствах в одной шкале координат.

Уместно отметить, что прямое копирование зарубежного опыта не всегда удается адаптировать к современным российским условиям.

Мировая практика ведения статистической отчетности предполагает достоверность первичной информации для составления балансов продовольственных ресурсов.

Выделим следующие основные факторы, существенно влияющие на конечный результат в виде среднедушевого потребления продукта:

1. Для расчета баланса рыбы и морепродуктов за год требуется оценить количество продукции, изготовленной из ВБР, на складах (судах) российских предприятий на начало и конец года. Исходная информация берется из статистической формы №-П-1, которую не заполняют малые предприятия. В отрасли рыболовства их доля в общей выручке составляет 31,5%. В рыбоперерабатывающей отрасли концентрация капитала еще меньше. По нашим данным,

в Вологодской области нет предприятий отрасли, являющихся средними и крупными, а, значит, остатки на складах региона не учитываются в расчете общероссийского баланса рыбы и морепродуктов.

2. Данные об улове рыбы и добыче других водных биоресурсов формируются Росрыболовством. Сравнение информации об улове ВБР, размещенной на официальных сайтах Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы государственной статистики, выявило их значительное расхождение (до 5,0% в 2012 году, что привело к завышению показателя среднедушевого потребления ВБР на 6,4%). Причину столь существенной разницы уточнить при запросе в ФСГС не удалось.

3. Значительную погрешность в расчет баланса ВБР вносят показатели экспорта рыбы и морепродуктов, выловленных вне зоны таможенного контроля. Расчет такого экспорта осуществляется на основании данных форм статистической отчетности № 8-ВЭС-рыба (срочная) «Сведения об экспорте (импорте) рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов», собираемых с подведомственных предприятий Федеральным агентством по рыболовству. ФАР имеет возможность сравнивать полученные данные по форме № 8-ВЭС-рыба, в частности по Северному бассейну, с информацией Государственного портового контроля в отношении российских судов, намеревающихся осуществлять выгрузки или перегрузки рыбопродукции в назначенных иностранных портах. Однако сумма экспорта вне зоны таможенного контроля, по данным Государственного портового контроля, только по Северному бассейну превышает общероссийский экспорт по форме № 8-ВЭС-рыба на 63 тысячи тонн. Доля Северного бассейна в улове всех российских предприятий составляет 29,7%.

Вышеуказанные второй и третий факторы оказывают существенное влияние на итоговую цифру среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов в сторону формального завышения.

В предыдущей, использовавшейся еще в советское время методике расчета среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов за основу брали ВБР в виде готового продукта, а не сырца. Учитывая достаточно высокие коэффициенты перевода сырья в готовый продукт (например, для изготовления 1 кг трески свежемороженой требуется 1,52 кг сырца) [2], можно существенно повысить «показатели» потребления за счет применения Методики Росстата от 21.10.2013 г.

Логично предположить, что одной из основных целей введения новой методики было приукрасить существующее положение и даже при значительном снижении потребления ВБР в России декларировать его рост, показать соответствие потребления ВБР в стране рациональным нормам потребления рыбы и рыбопродуктов.

Признавая методику Росстата от 21.10.2013 г. как соответствующую требованиям Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), считаем возможным предложить:

1. Федеральной службе государственной статистики провести необходимый комплекс процедур, направленный на при-

менение в расчете среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов данных по годовому улову водных биологических ресурсов рыбодобывающими предприятиями РФ, согласованных с Федеральным агентством по рыболовству.

2. Федеральному агентству по рыболовству при расчете экспорта вне зоны таможенного контроля использовать данные не формы № 8-ВЭС-рыба, а информацию Государственного портового надзора, как более достоверную.

3. Министерству здравоохранения и социального развития РФ Приказ от 2 августа 2010 г. № 593н в части установления нормы рационального потребления рыбы и рыбопродуктов привести в соответствие с действующей Методикой Росстата, а именно пересчитать норму по сырцу, а не по готовому продукту, что сделает показатели из Методики и установленные нормы сопоставимыми.

В случае применения вышеуказанных рекомендаций повысится точность расчета среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов населением; при наличии корректных цифр, отражающих реальную картину обеспечения населения ВБР, соответствующие государственные органы управления смогут принимать решения, позволяющие правильно выбрать стратегию по развитию рыбохозяйственного комплекса страны.

Литература

1. Васильев, А.М. Основные направления повышения эффективности внешне-экономической деятельности рыбной отрасли Европейского Севера [Электронный ресурс] / А.М. Васильев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2015. — №4. — C. 75. — Режим доступа: http://esc.vscc.ac.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=5185.

2. Единые нормы отходов, потерь, выхода готовой продукции и расхода сырья при производстве пищевой продукции из морских гидробионтов [Электронный ресурс]: утверждены Госкомрыболовством РФ 29.04.2002 // КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Иванов, В.А. Совершенствование государственного регулирования аграрного сектора приарктических и арктических территорий в условиях ВТО [Электронный ресурс] / В.А. Иванов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2014. — №6. — C. 153. — Режим доступа: http:// esc.vscc.ac.ru/?module=Articles&action=view&aid=4400

4. Об утверждении методики составления баланса рыбы и рыбопродуктов для определения среднедушевого уровня их потребления [Электронный ресурс]: Приказ Росстата от 21.10.2013 № 419 // КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154136/.

5. Организационные и методологические положения по обследованию бюджетов домашних хозяйств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_101/IssWWW.exe/Stg/4-00.htm

6. Потребление основных продуктов питания (в расчете на душу населения) (значение показателя за год) 1990—2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31346.

7. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации за 2009—2014 годы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1286360627828.

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12179471.

9. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fao.org/economic/ess/fbs/en (Иностранный ресурс.)

10. Результаты осуществления Баренцево-Беломорским территориальным управлением Росрыболовства процедуры Государственного портового контроляв конвенционных районах Северной Атлантики за 2014 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bbtu.ru/index.php/novosti/472-rezultaty-osushchestvleniya-barentsevo-belomorskim-territorialnym-upravleniem-rosrybolovstva-protsedury-gosudarstvennogo-portovogo-kontrolya-v-konventsionnykh-rajonakh-severnoj-atlantiki-za-2014-god.html.

11. Ресурсы и использование рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца) по Российской Федерации за 2011—2014 годы. 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/ bal_8.xls.

12. Рыбий жир: состав, свойства и польза, показания и противопоказания к применению рыбьего жира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inflora.ru/diet/diet330.html

13. Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной продукции за январь—декабрь 2014 года (нарастающим итогом) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fish. gov.ru/files/documents/otraslevaya_deyatelnost/ekonomika_otrasli/statistika_analitika/f407-0_yanvar-dekabr_2014.pdf.

14. Утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/6752.

15. Цукерман, В.А. Проблемы и перспективы перехода от сырьевой к инновационной экономике Севера [Электронный ресурс] / В.А. Цукерман // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2008. — №2. — C. 27. — Режим доступа: http://esc.vscc.ac.ru/file.php?module=Articles&action =view&file=article&aid=86.

Сведения об авторе

Владимир Михайлович Селин — директор, Общество с ограниченной ответственностью «Торговый

дом АРТ-РЫБА» (160014, Россия, г. Вологда, ул. Гиляровского, 54, art-fish.svm@mail.ra)

Selin V.M.

Methodological Aspects of Analyzing and Assessing the Per Capita Consumption of Fish and Seafood in the Russian Federation

Vladimir Mikhailovich Selin — Director, Trading House ART-RYBA LLC (54, Gilyarovsky Street, Vologda,

160014, Russian Federation, art-fish.svm@mail.ru)

Abstract. Globalization of the economy and increased competition leads to the need to strengthen the functions of the Russian government to ensure food security of the country and, accordingly, the consolidation of mechanisms of state regulation of agricultural economy and food markets. The importance of solving the problems of information security, a high degree of reliability of the information provided by the Government of the relevant statistical authorities is growing. The relevance of obtaining high-quality statistical information for the adoption of timely and informed decisions by the government on the management of the national economy has increased significantly during the period ofpolitical and economic confrontation between Russia and the West in terms of sanctions and counter-sanctions. Taking fishing industry and its product — the water biological resources — as an example, the author of the present study carried out a structural analysis of the methodology for composing the balance of fish and fish products to determine the per capita level of consumption, described the different approaches to assessing the level of consumption of water biological resources, structured export indicators of water biological resources gathered from various official sources, on the basis of which the author revealed significant differences in the assessment of the situation. The subject of statistics as the problem was raised at the Presidium of the State Council from October 19, 2015 devoted to the development of the fishing industry of the Russian Federation and was reflected as a separate item in the Order of the President following the results of the State Council. Established by the Order ofthe Federal State Statistics Service dated October 21, 2013 No. 419, the new method of determining the level of per capita consumption of fish and fish products, based on the compilation of the balance of water biological resources, and composed after the requirements of the UN Food and Agriculture Organization (FAO), has the potential for improvement from a practical point of view. The author proves the necessity of changing the existing method of statistical reporting and analysis in order to improve its reliability.

Key words: fishing industry, aquatic biological resources, per capita consumption, export, import, methodology, food security, total allowable catch, quota.

References

1. Vasil'ev A.M. Osnovnye napravleniya povysheniya effektivnosti vneshne- ekonomicheskoi deyatel'nosti rybnoi otrasli Evropeiskogo Severa [Main Directions of Increasing Efficiency of Foreign Trade Activities of the Fishing Industry of the European North]. Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2015, no. 4, p. 75. Available at: http://esc.vscc.ac.ru/file.php?m odule=Articles&action=view&file=article&aid=5185.

2. Edinye normy otkhodov, poter', vykhoda gotovoi produktsii i raskhoda syr'ya pri proizvodstve pishchevoi produktsii iz morskikh gidrobiontov: utverzhdeny Goskomrybolovstvom RF 29.04.2002 [Uniform Standards of Waste, Losses, Output of Finished Products and Consumption of Raw Materials when Producing Food Products from Marine Hydrobionts: Approved by the State Committee of the Russian Federation for Fisheries on April 29, 2002]. Konsul'tantPlyus [Search and Reference System ConsultantPlus]. Available at: http://www.consultant.ru.

3. Ivanov VA. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya agrarnogo sektora priarkticheskikh i arkticheskikh territorii v usloviyakh VTO [Improvement of State Regulation of the Agrarian Sector of the Sub-Arctic and Arctic Areas under the WTO Membership]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2014, no. 6, p. 153. Available at: http://esc.vscc.ac.ru/?module= Articles&action=view&aid=4400

4. Ob utverzhdenii metodiki sostavleniya balansa ryby i ryboproduktov dlya opredeleniya srednedushevogo urovnya ikh potrebleniya: Prikaz Rosstata ot 21.10.2013 № 419 [About the Approval of the Methodology for Compiling the Balance of Fish and Fish Products to Determine the Per Capita Level of Consumption: the Order of Rosstat of October 21, 2013 No. 419]. Konsul'tantPlyus [Search and Reference System ConsultantPlus]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154136/.

5. Organizatsionnye i metodologicheskie polozheniya po obsledovaniyu byudzhetov domashnikh khozyaistv [Organizational and Methodological Principles for the Survey of Household Budgets]. Available at: http://www. gks.ru/bgd/regl/b09_101/IssWWW.exe/Stg/4-00.htm

6. Potreblenie osnovnykh produktovpitaniya (v raschete na dushu naseleniya) (znacheniepokazatelya za god) 19902012 [Consumption of Basic Foodstuffs (Per Capita) (Value of the Index over the Year) 1990-2012]. Available at: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31346.

7. Potreblenie osnovnykh produktov pitaniya naseleniem Rossiiskoi Federatsii za 2009-2014gody [The Consumption of Basic Foodstuffs by the Population of the Russian Federation in 2009-2014]. Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828.

8. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF ot 2 avgusta 2010 g. № 593n "Ob utverzhdenii rekomendatsii po ratsional'nym normam potrebleniya pishchevykh produktov, otvechayushchim sovremennym trebovaniyam zdorovogopitaniya" [The Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of August 2, 2010 No. 593n "On the Approval of Recommendations on Rational Norms of Consumption of Food Products that Meet Modern Requirements of Healthy Eating"]. Available at: http://base. garant.ru/12179471.

9. Prodovol'stvennaya i sel'skokhozyaistvennaya organizatsiya OON [Food and Agriculture Organization of the United Nations]. Available at: http://www.fao.org/economic/ess/fbs/en. Inostrannyi resurs.

10. Rezul'taty osushchestvleniya Barentsevo-Belomorskim territorial'nym upravleniem Rosrybolovstva protsedury Gosudarstvennogoportovogo kontrolya v konventsionnykh raionakh Severnoi Atlantiki za 2014god [The Results of the Implementation of State Port Control in Convention Areas of the North Atlantic by the Barents-White Sea Territorial Administration of the Federal Agency for Fishery in 2014]. Available at: http://bbtu.ru/index.php/ novosti/472-rezultaty-osushchestvleniya-barentsevo-belomorskim-territorialnym-upravleniem-rosrybolovstva-protsedury-gosudarstvennogo-portovogo-kontrolya-v-konventsionnykh-rajonakh-severnoj-atlantiki-za-2014-god.html.

11. Resursy i ispol'zovanie ryby i ryboproduktov v zhivom vese (vese syrtsa)po Rossiiskoi Federatsii za 2011—2014gody. 2012 [Resources and the Use of Fish and Fishery Products in Live Weight (Weight of Raw Fish) by the Russian Federation for the Period of 2011—2014. 2012]. Available at: gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/bal_8.xls.

12. Rybii zhir: sostav, svoistva i pol'za, pokazaniya i protivopokazaniya k primeneniyu ryb'ego zhira [Fish Oil: Composition, Properties and Use, Indications and Contraindications to the Use of Fish Oil]. Available at: http://www.inflora.ru/diet/diet330.html

13. Svedeniya ob ulove ryby, dobyche drugikh vodnykh bioresursov iproizvodstve rybnoiproduktsii za yanvar'—dekabr' 2014goda (narastayushchim itogom) [Information about the Fish Catch, the Extraction of Other Aquatic Biological Resources and Production of Fish Products in January—December 2014 (Cumulative)]. Available at: http://fish. gov.ru/files/documents/otraslevaya_deyatelnost/ekonomika_otrasli/statistika_analitika/f407-0_yanvar-dekabr_2014.pdf.

14. Utverzhdena Doktrina prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [The Food Security Doctrine of the Russian Federation Was Approved]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/6752.

15. Tsukerman V. A. Problemy i perspektivy perekhoda ot syr'evoi k innovatsionnoi ekonomike Severa [Problems and Prospects of Transition from the Raw Materials Based Economy to the Innovation Economy of the North]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2008, no. 2, p. 27. Available at: http://esc.vscc.ac.ru/file.php?module=Articles&action=view&file= article&aid=86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.