Научная статья на тему 'Методологическая перспектива интеграции естествознания и социогуманитарных дисциплин в развитии современных социально-антропологических представлений'

Методологическая перспектива интеграции естествознания и социогуманитарных дисциплин в развитии современных социально-антропологических представлений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / СИСТЕМА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ИСТИНА / METHODOLOGY / MAN / PERSONALITY / SYSTEM / SELFORGANIZATION / INFORMATION / TRUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Песоцкая Елена Николаевна, Белова Людмила Александровна, Макарова Юлия Александровна, Ивлиева Елена Николаевна

Целью статьи является аналитическое исследование состояния разработанности средств методологического анализа естествознания и гуманитарных наук, содержащую перспективу их интеграции в социально-антропологической плоскости через оперативные понятия и общенаучные категории. Усложнение целостности человеческого поведения на уровне личности и социальных групп в социальном пространстве комплексно изучается средствами и методами синергетики. Практика использования категории информации как интегрирующей снимает противоречия сферы материального и идеального на уровне человеческой субстратности. Информация рассмотрена как вероятностный конструкт, имеющий отношение к истине и всему, что с ней связано на парадигмальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Песоцкая Елена Николаевна, Белова Людмила Александровна, Макарова Юлия Александровна, Ивлиева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metodological perspective of integration of natural science and social-humanitarian brancher of science in the development of modern social-anthropological notions

The aim of this article is analitic investigation of condition working means of methodological analysis of natural science and the humanities sciences, which have the prespective, their integration in the social antropological field through the understanding for minds act and operation and common science categories. Increasing the while man's behaviour an the level personality and social groups in social area of complex studying by synergetical means and methods. The practice using of categories of information which integrate take off contradictions of sphere matherial and ideal on the level man's substraction. Information is discussed as probable construct, having attitude to the truth and everything, what is connected with it on the paradigmatic level.

Текст научной работы на тему «Методологическая перспектива интеграции естествознания и социогуманитарных дисциплин в развитии современных социально-антропологических представлений»

И ¡псе

The jounnl o(;cicntilic urtidcs

ЕЫЩ

♦ & шШеошош

Educatioij

УДК 614.39: 005.591.6

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ

СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

E.H. Песоцкая, Л.А. Белова, Ю.А. Макарова, E.H. Ивлиева

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва» г. Саранск, Россия, 430005

Аннотация. Целью статьи является аналитическое исследование состояния разработанности средств методологического анализа естествознания и гуманитарных наук, содержащую перспективу их интеграции в социально-антропологической плоскости через оперативные понятия и общенаучные категории. Усложнение целостности человеческого поведения на уровне личности и социальных групп в социальном пространстве комплексно изучается средствами и методами синергетики. Практика использования категории информации как интегрирующей снимает противоречия сферы материального и идеального на уровне человеческой субстратности. Информация рассмотрена как вероятностный конструкт, имеющий отношение к истине и всему, что с ней связано на парадигмальном уровне.

Ключевые слова: методология, человек, личность, система, самоорганизация, информация, истина.

Современный этап интеграции научного знания содержит тенденцию к преодолению границ между сложившимися классическими разделами знаний. В этом процессе формируются объекты познания, включающие физико-химические, биосоциальные, психологические, технические составляющие. Подобные объекты представляют собой производные трансдисциплинарной интеграции знания, что предполагает постановку новых задач для методологии науки. Они касаются разработки концептуальных средств и методов интеграции и объединения в единую теорию описания существующих физических, биологических, психических, социальных, технических свойств объекта, а также таких языков описания как классический (физи-калистский), для которого оперативными являются понятия массы, энергии, пространственно-временных отношений, и социогуманитарный, где опера-

тивными становятся понятия интенциональности, смысла, цели, желания, интереса, воли и др. Между описательными системами понятий и категорий прямые логические связи не содержатся, что создаёт сложности языкового единства в описании объектов, в частности, живой, органической субстратной сложности. Таким объектом является человек.

Методологические подходы в области чело-векознания объединяют достижения естествознания и социогуманитарных дисциплин [6; 8]. На современном этапе развития формируется интегра-тивная антропология как «синтетическая» наука, сфокусированная на изучении соматопсихической, организменно-средовой и личностно-социокуль-турной целостности: существующих в их пределах иерархических уровней [1, с. 1297]. Она обеспечивает методологический синтез философского и на-

—--—

~ 473 ~

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

—■--—

учного знания о человеке в единую познавательную картину с помощью общенаучных методов, комплексного и системного подходов, формируя собственную методологию, благодаря интегральному подходу. Термин «интегральный» обозначает единый общенаучный взгляд на человека и подход, соединяющий разные методологические установки, когнитивные возможности [9] и использующий общенаучные категории как общесвязующие.

Методологическим центром теории управления в настоящее время является представление о ситуационности конструктивной деятельности человека, что означает её функциональное понимание только исходя из особенностей субъекта управления как живого организма, включенного в определённую ситуацию, с присущими ему нелинейными обратными связями. Синергия последних относится также к социальной организации [5, с. 194—195].

Процессуально личность, занимая определённое положение в социальном пространстве как системе координат, может определяться в терминах динамики развития социальной группы, характеризуясь при этом интенсивностью и эффективностью социального взаимодействия в различных его формах. Эффективность и интенсивность параметрически и процессуально характеризуют особенности сферы мировоззрения личности, посредством которой образуется все социальные связи. Вписываясь одновременно в совокупность социальных групп как в систему взаимодействия, личность как социально целеориентированная система вступает в большее количество социальных отношений. Это означает осуществление большей работы против равновесия в рамках целенаправленной деятельности. Кроме того, в состоянии подвижного равновесия социальных агрегатов и их ориентированной перегруппировки сложная природа личности тяготеет к постоянному изменению.

Исходя из информационно-вещественной парадигмы система общественных связей является иерархическим соподчинением диссипативных структур биосубстрата (либо социального комплекса, существующего в состоянии устойчивого неравновесия), обеспечивающем целостность по-

ведения на фоне информационного изменения. Человек сложнее социальной группы, поскольку его нелинейность выше, и воплощается в его свободе.

Принадлежность социального индивида к конкретным коллективным единствам (к семье, к государству, к церкви, к профессии, союзу, etc.) полно исследована П.А. Сорокиным [7, с. 381]. Показана его включенность во множество систем взаимодействия и коллективных единств [Там же. С. 594]. В итоге понятие сложного социального агрегата, которым является всякое население, используется как систематизирующее. Среда также содержит множество потенциальных состояний, актуализирующихся не без влияния и действия социальных субъектов.

Описание системы посредством параметров порядка и принципа подчинения отразило сущность модели функциональной системы в XX столетии. Позднее составляющей функциональной модели становится принцип циклической при-чин-ности, т.е. появляется определённая синергетиче-ская модель, включающая представление о параметрах порядка, принцип причинности, и, наконец, принцип циклической причинности. Антрологиче-ский срез процесса заключается в том, что параметры порядка представляют собой нахождение определённого конценсуса между отдельными элементами системы [5, с. 182]. В действительности же, только некоторые параметры порядка и некоторые связанные с ними возможности для осуществления определённых состояний отражают ситуацию наличия в сложных открытых системах только некоторых структур, согласованных с поведением элементов. С позиций функционального подхода параметры порядка в совокупности с циклическими процессами непосредственно становятся способом построения самоорганизующейся системы и типом включения отдельного элемента в целое (в процесс поведения, мышления и т.д.).

Всякое предпринимаемое действие определяется условиями окружающей природной среды и может оказаться, что оно отклоняется от того направления, которое было первоначально задано [5, с. 197]. В сложных сетях природного и социального взаимодействия установлена взаимная детерминация любого нелинейного действия с его

—--—

~ 474 ~

—--—-

результатом [Там же.]. Человек в социальной среде интерактивен, и здесь его возможности связаны с индивидуальными особенностями его самоорганизации.

Как показано П.К. Анохиным в его физиологических построениях, качество приспособительного эффекта определяет динамику объединения и направление деятельности функциональной системы [2, с. 77] и непосредственно связано с информацией в ЦНС. Философский анализ особенностей и разнообразия информации как основы самоуправляемости и любых систем, как и социопри-родных явлений, предложен в 2011 г. отдельными российскими учёными [3; 4]. Информация в ЦНС индивида была представлена: во-первых, как «необходимая и достаточная для формирования необходимого единства информации (абстракция тождества и различия) и формирования экономии средних кодов информации; во-вторых, как основание для синтезов в интеллекте...» [4, с. 350— 352]. Реальность всегда содержит огромный объём естественной и искусственной информации, что и обеспечивает информационность и устойчивость этой первой. Информация определяется как вероятностная характеристика возможности появления событий как событий случайных при определённых условиях [Там же. С. 350], становится системообразующим фактором самоорганизации и управляемости системы. Как когнитивный диссонанс в форме персональных концептов (выявляющих расхождение опыта и синтезов в интеллекте, опыта и восприятия) она требует переосмысления всей необходимой информации, её переоценки и переинтерпретации, что и есть процесс непрерывного изменения.

Информация рассматривается и как вероятностный конструкт, создающий когнитивный диссонанс и порождающий эмоциональные аффекты познания личности. Несоответствие опыта и восприятия продуцирует генез информации вообще в интенции к истине, экспрессии и мотивации познания истины [Там же. С. 351]. Принадлежность социальных субъектов (личности, коллективов и др. как специфически эмпирических объектов) к открытому классу систем означает применимость к ним частотной интерпретации вероятности с на-

чала XX в., субъективной и персоналистской со второй половины XX в. Научно-практическая интерпретация вероятности происходит по принципу взаимодополнительности и связана с прагматической оценкой деятельности (интерпретации опираются на формально-аксиоматическое построение теории вероятности).

Оригинальная философская интерпретация вероятности Б. Расселом целевая по сути, и толкуется таким образом, что «любое понятие, которое удовлетворяет требованиям аксиом, может рассматриваться как понятие, которое само есть математическая вероятность» [10, с. 326]. Логически различаются математическая и целевая вероятности, и их связь, соответственно, с пропозициональными функциями, статистикой (параметрический аспект, переменные, степень полноты), и с высказываниями [Там же. С. 363], что имеет праксео-логическое значение. По мнению автора, Б. Расселом представлено рассмотрение отношения вероятности и истины, или некоей «действительной вероятности» [Там же. С. 364] как собственно практическое руководство к деятельности и социальная ценность. Подобная вероятность учитывает нечто широкое, целиком лежащее вне сферы математической вероятности, неопределённое (как информационно многозначное), имеющее отношение к истине и всему, что связано с ней. Её признаком названа степень (полнота) объективного доверия, сопряжённая с человеческой рациональностью и эмпирической проверкой информации. Выделение в ряду вероятностей сомнительности, представление о вероятности как «рациональной вере» (производного от знания), а также вопроса об основаниях вероятности (принцип недостаточного или индифферентного основания) [Там же. С. 398] имеет отношение к рациональной и иррациональной сферам личности одновременно.

В гуманитарной парадигме широко исследуются вышеперечисленные сферы, индивидуальность и субъективный мир личности, диалектич-ность её мышления как условие самореализации субъекта. Данное условие отражает логику возникновения и развития объекта и связано с классическим пониманием вероятности как «меры физической возможности» [11, с. 243], или энер-

—--—

~ 475 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

гии, достаточной для реализации возможности. С позиции аксиоматического подхода вероятность — неотрицательная мера на некотором пространстве, подчинённом определённому условию нормировки [Там же. С. 271], т.е. динамический феномен.

Научная практика использования категории информации как интегрирующей, снимает противоречие понятий материального и идеального в мировоззрении, в трактовке эволюции социопри-родных явлений и феноменов, объединение естественнонаучной и гуманитарной парадигм. Разработки в опытном и теоретическом естествознании и гуманитарных науках В.И. Волченко, А.П. Дуброва и др. показали актуальность принятия парадигмы целостности вещественной и информационной реальности, что носит методологическое значение для целостного изучения его социопри-родных свойств и сознания. Открытие законов синергетики привело к пересмотру взглядов на фундаментальное взаимодействие в природе и обществе, на сценарии социального развития человека как объекта и источника информации. В целом это отражает потребность в более глубоком изучении и новой интерпретации процессов информационного обмена внутри общества. Исследование фундаментальных механизмов существования социальной деятельности означает выделение базовых элементов социального взаимодействия и изучение специфики носителя этой деятельности. Перспективной в человекознании и исследовании социальных феноменов является концепция социального взаимодействия как информационного обмена. Здесь элементарный межакторный обмен социальной информацией интерпретируется как базовый механизм социального взаимодействия, аналогичный другим видам взаимодействия в природе. Информация суть явления субстанции энергии, которые взаимосвязаны в процессе самоорганизации, управляемости системы и проду-цирования разнообразия, свободы конструирования, творчества и свободы человека.

Таким образом, анализ, моделирование и методологическая интеграция современных представлений о человеке и социальных феноменах содержит перспективу, связанную с применением естественнонаучных категорий и подходов, их философской интерпретацией, с применением категории информации и через оперативные понятия комплексного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев A.A. Интегративная (системная, семейная) соединительнотканная медицина: Т. 3. М.: ЛЕНАНД, 2005.

2. Анохин П. К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики // Биологические аспекты кибернетики. Сб. работ под ред. A.M. Кузина. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 74—91.

3. Бакаева Ж.Ю. Отражение и истина в феномене информации. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2009.

4. Гагаев A.A., Гагаев П.А. Эстетика. В 2 т. Саранск, 2011. Т. 2, Ч. 3—5.

5. Сорокин П. А. Система социологии / сост. и ком. В.В. Сапова. М.: Астрель, 2008.

6. Князева Е.А., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007.

7. Корольков A.A., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы и патологии в медицине. М.: Медицина, 1977. С. 358—360.

8. Песоцкая E.H. Естествено-научные основания теории социальной активности личности / Под ред. проф. A.A. Гагаева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002.

9. Песоцкая E.H., Слесарев В.О., Белова Л.А.. Макарова Ю.А. Проблема инактивации когнитивного потенциала мировоззрения личности и проблемы общей патологии в свете теории самоорганизации систем // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2; URL: http://www.science-education.ru/122-20668.

10. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. c англ. К.: Ника-Центр, 2001.

11. Философия математики и технических наук: учеб. пособ. для вузов / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006.

—--—

~ 476 ~

—---

MET HODOLOGICAL PERSPECTIVE OF INTEGRATION OF NATURAL SCIENCE AND SOCIAL-HUMANITARIAN BRANCHER OF SCIENCE IN THE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIAL-ANTHROPOLOGICAL NOTIONS

E.N. Pesotskaya, L.A. Belova, Y.A. Makarova, E.N. Ivlieva

Mordovia State university N.P. Ogarev Saransk, Russia, 430005

Annotation. The aim of this article is analitic investigation of condition working means of methodological analysis of natural science and the humanities sciences, which have the prespective, their integration in the social antropological field through the understanding for minds act and operation and common science categories. Increasing the while man's behaviour an the level personality and social groups in social area of complex studying by synergetical means and methods. The practice using of categories of information which integrate take off contradictions of sphere matherial and ideal on the level man's substraction. Information is discussed as probable construct, having attitude to the truth and everything, what is connected with it on the paradigmatic level.

Key words: methodology, a man, personality, system, selforganization, information, truth.

REFERENCES

1. Alekseev A.A. Integrative (system, family) combine-material medicine: Vol. 3. Moscow, LENAND, 2005.

2. Anohin P.K. Teoriya funktsionalnoy sistemyi kak predposyilka k postroeniyu fiziologicheskoy kibernetiki. Biologicheskie aspektyi kibernetiki. Sb. rabot. Ed. A.M. Ku-zina. Moscow, Izd-vo AN SSSR, 1962. P. 74—91.

3. Bakaeva Zh.Yu. Otrazhenie i istina v fenomene informatsii. Saransk, Izd-vo Mord. un-ta, 2009.

4. Gagaev A.A., Gagaev P.A. Estetika. V 2 t. Saransk, 2011. Vol. 2, Ch. 3—5.

5. Sorokin P.A. Sistema sotsiologii. Sost. i kom. V.V. Sapova. Moscow, Astrel, 2008.

6. Knyazeva E.A., Kurdyumov S.P. Sinergetika: Nelineynost vremeni i land-shaftyi koevolyutsii. Moscow, KomKniga, 2007.

7. Korolkov A.A., Petlenko V.P. Filosofskie prob-lemyi teorii normyi i patologii v meditsine. Moscow, Me-ditsina, 1977. P. 358—360.

8. Pesotskaya E.N. Estestveno-nauchnyie osnovaniya teorii sotsialnoy aktivnosti lichnosti. Ed. A.. Gagaeva. Saransk, Izd-vo Mordov. un-ta, 2002.

9. Pesotskaya E.N., Slesarev V.O., Belova L.A., Makarova Yu.A. Problema inaktivatsii kognitivnogo potent-siala mirovozzreniya lichnosti i problemyi obschey patologii v svete teorii samoorganizatsii sistem. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya, 2015, no. 2. URL: http://www.science-education.ru/122-20668.

10. Rassel B. Chelovecheskoe poznanie: Ego sfera i granitsyi: Per. s angl. K.: Nika-Tsentr, 2001.

11. Filosofiya matematiki i tehnicheskih nauk. Ed. S.A. Lebedeva. Moscow, Akademicheskiy Proekt, 2006.

L klhlbllP

m annul

INfOBA5E '

INDEX I

OAJI О ULRJCHSWEB

iBIliH ifieBil nc' ,---

GOUgle^CiteFactor ^ $

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.