Научная статья на тему 'Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы'

Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4364
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / DIAGNOSIS / VITALITY / PERSONAL POTENTIAL AND SOCIAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пушкарева Татьяна Григорьевна

На основе историографического обзора понятия «социальная компетентность» предлагается обоснование механизмов ее диагностики, описывается методика выявления уровня сформированности данного вида компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC TECHNIQUES FOR EVALUATION OF FORMATION LEVEL OF SOCIAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF RURAL SCHOOLS

In this paper, based on the review of the historiographical concept of social competence the author suggests mechanisms of the competence diagnosis, and also describes how to identify the level of formation of this type of competence.

Текст научной работы на тему «Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы»

УДК 371.4

Т. Г. Пушкарева

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

На основе историографического обзора понятия «социальная компетентность» предлагается обоснование механизмов ее диагностики, описывается методика выявления уровня сформированности данного вида компетентности.

Ключевые слова: социальная компетентность, диагностика, жизнестойкость, личностный потенциал, социальная мобильность.

В последнее десятилетие в российском образовании как в школьном, так и профессиональном, происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Основополагающим становится компетентност-ный подход. Выпускник любого образовательного учреждения рассматривается как целостная личность, обладающая общими, ключевыми, предметными компетентностями.

В федеральном государственном стандарте общего и среднего образования отдельно выделены общие (прим. автора: здесь общие понимаются как ключевые), профессиональные, предметные (ключевые) компетентности. В федеральном государственном стандарте среднего специального образования общие компетентности не определены. То есть предполагается, что эти компетентности должны сформироваться в школе.

Каким образом определить, сформированы данные компетентности или нет, а если сформированы, то на каком уровне? Разработчики стандартов предлагают учебным учреждениям самим выбрать диагностику уровня сформированности общих компетентностей. Если предметные знания и компетенции мы можем померить тестами ЕГЭ и ГИА, и эти тесты едины для всех, то вопрос, как померить общие компетентности, остается открытым. Необходимо отметить, что портрет выпускника в стандартах образования описан через характеристики общих компетентностей, т. е. по результатам выпускных экзаменов мы можем судить только об уровне образованности ученика по тому или иному предмету, а не о том, насколько соответствует выпускник школы запросам федерального стандарта.

В панельной дискуссии К. Н. Поливанова отмечает [1], что интеллект - это то, что мерится тестами, а компетентность - то, что мерится некоторой ситуацией. По ее мнению, можно выделить три результата сформированности компетентности: предметная (для измерения которой используется ЕГЭ, ГИА), личностная и социальная. Пока слабо понята технология мониторинга последних составляющих.

В своей работе Е. В. Земцова также обращает внимание на проблему процесса оценивания целостного результата профессионального образования [2].

Прежде чем измерять что-то, необходимо определить, что мы конкретно мерим. Так, Б. Д. Элько-нин [1] подчеркивал, что «...вне представления целей, результатов и критериев достижения невозможны никакие педагогические наблюдения, исследования и тем более невозможны их включения в образовательные проекты».

А. П. Тряпицина отметила три основные характеристики становления компетентностей [1]:

- развитие интегральной характеристики личности - решать задачи, опираясь на личный опыт, приобретенный в разных ситуациях;

- способность человека решать задачи (в том числе нестандартные), которая опирается на приобретенные и присвоенные знания и сформированные умения;

- способность адекватно оценивать себя в любой ситуации.

Интегральный подход к оценке компетентностей предложила И. А. Зимняя. За основу ею взят синтез профессиональных и социальных компетентностей. Если рассматривать интересующий нас социальный блок, то он представлен пятью ключевыми социальными компетентностями: здоровье-сбережением; гражданственностью; социальным взаимодействием; общением; информационными технологиями. Для каждой компетентности, согласно И. А. Зимней, фиксируется ее пятикомпонентная структура, включающая: 1) знание; 2) опыт применения (умения, навыки); 3) ценностно-смысловое отношение; 4) готовность; 5) эмоциональноволевую регуляцию. И. А. Зимняя указывает, что одним из важнейших принципов организации системы оценки становится вовлечение пользователей в оценивание качества образовательных услуг, где под «качеством» результата образования понимается совокупность существенных потребительских свойств, значимых для потребителя (производства, работодателей, органов исполнительной власти, общественности и т. д.), выраженных в условной количественной форме [2].

А. А Демчук для определения уровня сформированности социальной компетентности использовала следующие пять методик:

- психологический тест социального интеллекта Дж. Гилфорда (оценка общего уровня и частных способностей понимания поведения людей);

- экспресс-диагностика социальных ценностей личности (определение ведущих ценностных ориентаций личности и иерархии личных, профессиональных и социально-психологических ценностей респондентов);

- диагностика социальной эмпатии (выявление эмоциональной отзывчивости на переживания других) (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов);

- экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) (диагностика общего уровня толерантности и таких ее видов, как этническая толерантность, социальная толерантность и толерантность как черта личности);

- опросник на определение стратегий поведения в конфликте К. Томаса (выявление склонности студентов к соперничеству, сотрудничеству, избеганию, приспособлению или компромиссу в конфликтных ситуациях).

Понятие «компетентный» пришло к нам из бизнеса. В связи с этим было бы интересно рассмотреть, как там мерят уровень компетентности специалистов. В. Ю. Корнюшин условно различает три метода оценки:

Количественный, основанный на оценивании результативности своего труда.

Качественный - оценивание конкретного набора качеств человека.

Комбинированный, основанный на оценке степени проявления некоторых качеств.

Если опираться на тезис К. Н. Поливановой «...компетентность - это то, что мерится некоторой ситуацией», то можно предположить, что для оценки уровня сформированности компетентности (любой) в большей степени подходит комбинированный метод. Мы можем сказать, каким потенциалом компетентностей владеет индивид. Выпускник школы (ссуза, вуза) есть потенциальный специалист, обладающий определенным набором сформированных качеств. То есть мы утверждаем, что если наш студент обладает определенным набором качеств, то он скорее всего будет компетентным специалистом.

Однако, обращаясь к определению социальной компетентности и ее структуре [3], заметим, что социальную компетентность легче мерить качественной оценкой. Ее можно рассматривать как набор неких компетенций, необходимых индивиду для успешной жизни.

Рассмотрим методики, которые мы предлагаем включить в диагностику социальной компетентности.

Одна из трех методик, используемых для определения уровня сформированности социальной компетентности, это методика изучения жизнестойкости [4].

Феномен жизнестойкости предложил американский психолог Сальвадоре С. Мадди. В практике социальной психодиагностики жизнестойкость может использоваться в качестве интегральной характеристики личности, заменяя диагностику отдельных или частных компонентов. Инструментарием диагностики жизнестойкости может служить адаптированный Опросник жизнестойкости С. Мадди.

Методика изучения жизнестойкости является экспериментальной. В связи с этим емких характеристик ее пока еще нет. Однако эта методика ценна тем, что позволяет диагностировать потенциальную способность человека, трансформировать проблемную ситуацию в новые возможности.

В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. Этим вопросом занимаются различные психологи Д. А. Леонтьев, Л. Н. Гумилев, А. Г. Маклаков и др.

Д. А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д. А. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости. Он отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ею усилий по работе над собой и обстоятельствами своей жизни [5].

Характеристика жизнестойкости содержит три компонента: включенность, контроль и вызов.

Включенность характеризует особенности взаимодействия человека с миром, дает ощущение причастности, силы и мотивирует его к реализации задуманного, лидерству, здоровому образу жизни. Она дает возможность человеку чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, а не отгораживаться от жизни, не бояться и не избегать ее [4].

Принято считать, что компонент жизнестойкости «контроль» мотивирует человека к поиску путей активного влияния на стрессогенную проблему в противовес впадению в состояние беспомощности и пассивности посредством контроля над своими личностными ресурсами и ресурсами жизнен-

ной ситуации. Характеристики этого компонента во многом сходны с понятием «локус контроля» Роттера [4].

Третий составной компонент жизнестойкости -«вызов» помогает человеку быть открытым окружающему миру и обществу, способствуя восприятию жизненных событий и проблем как вызова и испытания лично для себя, позволяющий ему са-мораскрыться и узнать о себе нечто большее [4].

Суммируя, можно сказать, что «жизнестойкость» - это особый набор установок и навыков, позволяющих превратить изменения в возможности. Это своего рода операционализация введенного П. Тиллихом понятия «мужество быть», т. е. особого сочетания установок и навыков, помогающих личности превращать проблемные ситуации в новые возможности [5].

Человеку, обладающему большим показателем жизнестойкости, свойственен высокий эмоциональный интеллект, который характеризуется возможностью эффективного оценивания эмоционального состояния партнеров по общению и способностью адекватно управлять своими и чужими эмоциями.

М. В. Логинова определяет содержание жизнестойкости экстраверсией, пластичностью, активностью, искренностью, интернальной локализацией контроля. Автор отмечает, что жизнестойкость личности в учебно-профессиональной деятельности может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи, успешной адаптации в стрессовых ситуациях с выходом на уровень трансадаптации, связанной с самореализацией, самоутверждением и трансценден-цией личности [6].

В исследовании Т. В. Наливайко [7] представлен следующий рейтинг составляющих понятия жизнестойкости: сильный характер, целеустремленность, оптимизм, жизнелюбие (напрямую связано с включенностью), общение, направленность на других, стремление к победе, упорство, здоровье, преобразование действительности, жизненная позиция, принципиальность, приобретение опыта, знаний.

Здесь просматриваются две стороны жизнестойкости - психологическая и деятельностная и их составляющие: оптимизм и умение решать проблемы, сильный характер и целеустремленность.

В своей работе М. В Логинова [6] определила корреляцию показателей жизнестойкости с различными показателями других исследований:

- отрицание активности (чем выше жизнестойкость, тем меньше студент отрицает активность) и готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей;

- чем выше вовлеченность, тем чаще используется проблемно-ориентированный копинг (англ.

coping, coping strategy) - это то, что делает человек, чтобы справиться (to cope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы решить запросы обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, - переживание (см., например, Ф. Е. Василюк (1984));

- чем выше вовлеченность, тем реже избирается эмоционально-ориентированный копинг;

- показатели шкал контроля и принятия риска коррелируют с интернальностью в сфере неудач и профессионально-социальным аспектом интер-нальности (невысокая связь обратно пропорциональной направленности);

- показатели шкал вовлеченности и контроля обнаружили взаимосвязи с интернальностью в области достижений и готовностью к самостоятельному планированию и ответственностью (прямая связь);

- чем выше активность и экстраверсия, тем более выражены вовлеченность, контроль и принятие риска [4].

Т. В. Наливайко [7] провела корреляцию между понятием «жизнестойкость» и типологией индивидуально-личностного свойства личности (Л. Н. Соб-чик). Ею было выдвинуто положение о том, что жизнестойкость как личностный паттерн (совокупность) установок и навыков наиболее тесно будет связана со смысложизненными ориентациями, са-моотношением, стилевой саморегуляцией поведения и такими личностными свойствами, как экстраверсия, спонтанность.

В статье Т. Г. Пушкаревой «К вопросу о понятии социальной компетентности педагогов» [3] были уточнены структура и понятие социальной компетентности, под которой понимается достижение соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих ресурсов социального окружения и личностных ресурсов индивида. В социальной компетентности можно условно обозначить три блока. В табл. 1 показан блок социальной компетентности, связанной с социальной мобильностью, активностью человека. Выделенные составляющие могут мериться уровнем жизнестойкости, так как напрямую коррелируются с этим понятием, как доказано в работах Т. В. Наливайко [7], М. В. Логиновой [6].

Следующая методика - это методика личностного дифференциала (ЛД) [8]. Ее можно использоваться в тех случаях, когда необходимо иметь информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или другим людям. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности могут быть диагно-

Таблица І

Компетенции, связанные с социальной мобильностью, активностью человека

Социальные компетенции Составные компоненты методики жизнестойкости

Самостоятельность мышления, оригинально сть Включенность

Критическое мышление Контроль

Готовность решать сложные вопросы Контроль

Готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство Контроль

Исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих) Вызов

Готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск Включенность

Отсутствие фатализма Контроль

Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели Контроль

Знание того, как использовать инновации Вызов

Уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям Вызов

Установка на взаимный выигрыш и широта перспектив Контроль

Способность принимать решения Включенность

Персональная ответственность Включенность

стированы с применением методики личностного дифференциала. Д. А. Марьяненко [9] использует эту методику для определения связи личностных характеристик с уровнем и адекватностью самооценки. Черты личности понимаются как устойчивые диспозиции индивида к определенному поведению в широком или узком классе ситуаций. Для сформиро-ванности высокого уровня социальной компетентности необходимо наличие следующих черт: уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, настойчивость, использование ресурсов, доверие.

Методика личностного дифференциала предполагает изучение трех факторов. Первый, выделяющийся в методике, - фактор Оценки. Его результаты свидетельствуют об уровне самоуважения, принятии себя как личности, носителя позитивных социально желательных характеристик (удовлетворенность собой). Можно использовать эту методику для измерения взаимных оценок. Фактор Оценки интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого.

Фактор Силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения го-

ворят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Во взаимных оценках фактор Силы выявляет отношения доминирования - подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоциональносмысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто имеют первостепенное значение [10]. В табл. 2 представлены составляющие социальной компетентности, которые коррелируются с факторами методики личностного дифференциала.

Таблица 2

Компетенции, связанные с наличием личностного дифференциала человека, качеств личности, способствующих формированию социальной компетентности

Социальные компетенции Составные компоненты методики личностного дифференциала (ЛД)

Уверенность в себе Оценка

Самоконтроль Сила

Адаптивность: отсутствие чувства беспомощности Сила

Настойчивость Активность

Использование ресурсов Активность

Доверие Сила

Последняя методика - это Опросник самоорганизации деятельности [9], который отражает степень самоорганизации и саморегуляции деятельности посредством структурирования личного времени, построения планов, целеполагания; описывает степень сформированности способностей к тактическому планированию и стратегическому целеполаганию.

В Опроснике для анализа выделяются следующие факторы, которые измеряют [9]:

- планомерность - степень вовлеченности субъекта в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам;

- целеустремленность - чувство цели в жизни субъекта и стремление к ее достижению;

- настойчивость - склонность субъекта к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности;

- фиксация - склонность субъекта к фиксации на заранее запланированной структуре, привязанность к ней, ригидность в отношении планирования;

- самоорганизация - склонность субъекта при самоорганизации обращаться к помощи внешних средств;

- ориентация на настоящее - временную ориентацию на настоящее.

Составляющие элементы компетентности, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать, которые мы выделили в структуре социальной компетентности (табл. 3), могут мериться описанными методиками.

Таблица 3

Компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать

Социальные компетенции Составные компоненты методики «Опросника самоорганизации деятельности»

Тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели Целеустремленность

Тенденция контролировать свою деятельность Планомерность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поиск и использование обратной связи Самоорганизация

Склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию Фиксация

Внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей Настойчивость

Умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах Ориентация на настоящее

Таким образом, социальную компетентность можно мерить тремя описанными выше методиками (табл. І-З).

Определим уровни сформированности социальной компетентности.

В различных работах исследователи предлагают разные ее варианты.

В. Ю. Корнюшин в работе «Оценка и аттестация персонала» описал пять уровней оценки компетенций специалистов (работников):

Е - компетенция не развита, работник не владеет необходимыми навыками, не старается их применить и не понимает важности развития навыков.

D - компетенция недостаточно развита, работник частично проявляет навыки, входящие в состав компетентности; пытается проявлять нужные

навыки, понимает их необходимость, но у него это не всегда получается

С - базовый уровень, необходимый и достаточный для специалиста. Он дает представление о том, какие именно способности предполагаются данной компетенцией.

В - сильный уровень развития компетенции. Предполагает особо высокий уровень развития навыков. Сотрудник владеет сложными навыками, способен активно влиять на происходящее, проявлять соответствующие навыки в ситуации повышенной сложности.

А - лидерский уровень развития компетентности, необходим только для руководителей.

Эти уровни могут быть применены как к определению сформированности каких-то конкретных компетентностей, так и к определению «компетентного человека вообще».

Можно выделить три уровня сформированно-сти социальной компетентности:

1. Начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований.

2. Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне. При этом могут быть различные сочетания степени сформированно-сти составляющих социальной компетентности.

3. Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, т. е. высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности.

Тремя критериями уровня сформированности компетенции ограничивается и А. А. Демчук. Она выделяет у студентов низкий, средний, высокий уровни.

В соответствии с анализом предложенных градаций определим следующую шкалу оценивания уровня сформированности социальной компетентности [ІІ].

Низкий уровень - социальная компетентность субъекта фактически не сформирована. У субъекта отсутствуют личностно значимые цели и смысл жизни, коммуникативная компетентность низкая. Он максимально чувствителен к различным мелочам и жизненным трудностям и, как следствие, подвержен хроническому стрессу, физическому и психическому истощению. Возможны невротические или иные проблемы, связанные с ощущением малой ценности своей личности. Субъект обладает повышенной тревожностью, пассивностью.

Уровень ниже среднего - компетенция недостаточно развита, субъект частично проявляет навыки, входящие в состав компетентности; пытается показать нужные навыки, понимает их необходимость, но у него это не всегда получается.

Средний уровень - необходимый и достаточный уровень. Субъект может адекватно оценить свои дефициты для достижения поставленной цели.

Выше среднего - сильный уровень компетенции. Предполагает особо высокий уровень развития навыков. Субъект владеет сложными навыками, способен активно влиять на происходящее,

проявлять соответствующие навыки в ситуации повышенной сложности.

Высокий уровень - присутствует только у субъектов, проявляющих лидерские наклонности. Им свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к их достижению.

Таким образом, используя данные методики, можно определить уровень сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы.

Список литературы

1. Проблемы компетентности и результатов образования (панельная дискуссия по теме конференции) / Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах: материалы конференции / отв. за выполнение Б. И. Хасан; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2004. 215 с.

2. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов/ исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Компетентность специалиста. URL: http://www.logosbook.ru/ VOS/05_2008/14-19.pdf

3. Пушкарева Т. Г. К вопросу о понятии социальной компетентности педагогов // Всерос. науч.-практ. конф. «Научно-теоретические основания организации профильно-профессионального обучения в сельской школе». Томск: Изд-во ЦНТИ, 2010. С. 246-251.

4. Лукина А. К., Богданов Р. В. Внеучебная деятельность в развитии социальной компетентности будущего социального педагога. URL: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2010/problemy_sovremennogo_obrazovanija/vneuchebnaja_dejatelnost_v_razvitii_socialnoj_ kompetentnosti_budushhego_socialnogo_pedagoga/6-1-0-142

5. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии. URL: http://hpsy.ru/public/x2636.htmlengu.ru/media/File/Referat/Voilokova. doc?wb_session_id...

6. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.

7. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связи со свойствами личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006.

8. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 20-21.

9. Марьяненко Д. А. Черты личности и особенности актуальной самооценки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2007. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=104616

10. Методика изучения личностного потенциала личности. URL: http://azps.ru/tests/2/tt10.html

11. Шишова И. Е. Формирование социальной компетентности в процессе обучения иностранным языкам // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 9. С. 110-113.

Пушкарева Т. Г., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, б0, Томск, Россия, бЗ40б1.

E-mail: tanapuch@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 22.11.2011.

T. G. Pushkareva

DIAGNOSTIC TECHNIQUES FOR EVALUATION OF FORMATION LEVEL OF SOCIAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF RURAL SCHOOLS

In this paper, based on the review of the historiographical concept of “social competence” the author suggests mechanisms of the competence diagnosis, and also describes how to identify the level of formation of this type of competence.

Key words: social competence, diagnosis, vitality, personal potential and social mobility.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: tanapuch@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.