Научная статья на тему 'Методика выбора фандрайзинговой стратегии сбора средств в системе высшего профессионального образования'

Методика выбора фандрайзинговой стратегии сбора средств в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ФАНДРАЙЗИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СУММА ПОЖЕРТВОВАНИЙ / ВЕРОЯТНОСТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / FUNDRAISING STRATEGY / METHODOLOGICAL TOOLS / OPTIMIZATION MODEL / THE AMOUNT OF DONATIONS / THE LIKELIHOOD OF DONATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серпенинов О. В., Тишина Ж. С.

Данная научная статья посвящена разработке методического инструментария выбора и обоснова-ния вариантов фандрайзинговых решений в современных условиях работы Высшего учебного за-ведения системы высшего профессионального образования. Практическая значимость предложенного инструментария определяется применимостью методи-ки для принятия и обоснования экономически эффективных организационных и управляющих решений по привлечению благотворительных средств высшими учебными заведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of selecting fundraising fundraising strategy in the higher education system

This research article is devoted to developing methodological tools of choice and justification of options fundraising solutions to current conditions of the system of higher education. The practical significance of the proposed instruments is determined by the applicability of the techniques for making and justification of cost-effective organizational and management decisions to raise charitable funds higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Методика выбора фандрайзинговой стратегии сбора средств в системе высшего профессионального образования»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

151

МЕТОДИКА ВЫБОРА ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СБОРА СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕРПЕНИНОВ О.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

е-mail: serpeninov53@mail.ru;

ТИШИНА Ж.С.,

аспирантка,

Ростовский государственный университет путей сообщения,

е-mail: isis-lo@mail.ru

Данная научная статья посвящена разработке методического инструментария выбора и обоснования вариантов фандрайзинговых решений в современных условиях работы Высшего учебного заведения системы высшего профессионального образования.

Практическая значимость предложенного инструментария определяется применимостью методики для принятия и обоснования экономически эффективных организационных и управляющих решений по привлечению благотворительных средств высшими учебными заведениями.

Ключевые слова: система высшего профессионального образования; высшее учебное заведение; фандрайзинговая стратегия; методический инструментарий, оптимизационная модель; сумма пожертвований; вероятность пожертвования.

This research article is devoted to developing methodological tools of choice and justification of options fundraising solutions to current conditions of the system of higher education.

The practical significance of the proposed instruments is determined by the applicability of the techniques for making and justification of cost-effective organizational and management decisions to raise charitable funds higher education institutions.

Keywords: system of higher education; higher education; fundraising strategy; methodological tools; optimization model; the amount of donations; the likelihood of donations.

Коды классификатора JEL: H75, I21, I22, I23.

На рынке образовательных услуг РФ порядок привлечения благотворительных средств в систему высшего профессионального образования (ВПО), помощь по международным программам сотрудничества и внебюджетного финансирования определен в нормах Закона РФ «Об образовании», а также в ряде иных Федеральных законов: от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Основными источниками финансирования вузов в системе ВПО являются предпринимательские структуры, благотворительные фонды, органы исполнительной власти и местного самоуправления, физические лица [1]. В условиях недофинансирования системы ВПО особенно возрастает значимость теоретического поиска и практического внедрения такого инструментарно-методического обеспечения стратегического планирования фандрайзинга, который позволит определить инструменты выбора и экономического обоснования соответствующих решений вузов, повышающих экономические результаты их деятельности на рынке образовательных услуг [3].

Одна из важных задач фандрайзинга заключается в составлении стратегического плана действий по сбору пожертвований. Это позволит согласовать ход кампании фандрайзинга и проведение различных организационных мероприятий по обучению и предоставлению консалтинговых услуг с наибольшей эффективностью [2].

Решение задачи по выбору оптимальной стратегии сбора средств при проведении кампании фандрайзинга будет включать в себя ряд этапов.

1 этап. На основе имеющейся информации о ранее проведенных кампаниях фандрайзинга определяется диапазон возможных пожертвований каждого из пожертвователей (П). С этой целью составляется таблица диапазона пожертвований для каждого из П (табл. 1).

© О.В. Серпенинов, Ж.С. Тишина, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

Рассмотрим порядок ее построения для г-го П.

Пусть к г-му П. за помощью обращались N. раз.

Таблица 1

№ обращения 1 2 К, N.

Сумма пожертвований, руб. Г„ г<«< г ^

Сумма затрат, руб.

Реальная сумма пожертвований, руб. СІ1 С? £ж

где г.и — сумма взноса при К -ом обращении (в случае отказа тт = 0);

d.К. — сумма затрат на проведение К .-го обращения;

с.К. = Г.ш- с[Кг, реальная сумма пожертвований при К. -ом обращении.

Определяется диапазон возможных пожертвований каждого из П - Аг. = ттах - ттт. Он разбивается на М поддиапазонов, количество которых определяется разработчиком кампании фандрайзинга.

2 этап. Определяется вероятность пожертвования соответствующей суммы для каждого из П.

По каждому из П имеется определенная статистика, что позволяет, используя методы статистических решений, определить наиболее существенные параметры (характеристики), влияющие на принятие решение на осуществление пожертвований и суммы пожертвования.[8]

Для определения вероятности Р.. (. = 1, М) пожертвования соответствующей суммы с.. (г = 1, Т, Т — количество пожертвователей) с учетом затрат на проведение кампании фандрайзинга строится гистограмма пожертвований для каждого из участников взносов и определяется вероятность пожертвования соответствующей суммы.

Р.=п./N (1)

где п. — количество пожертвований определенной суммы в заданном интервале;

N. — количество обращений.

3 этап. Строится таблица вероятностей возможных пожертвований (табл. 2).

Таблица 2

Пожертвователь Реальная сумма пожертвований, руб.

С 1 с, 1 -I С ••• 1 С..

Вероятность пожертвования

1 Р,, Р,2 Р Р

2 Р„ Р22 Р. Р

I Р,, РП Р.. Р.

Т Ра Р» Р Р —ш 1

где с. — реальная .-ая сумма пожертвований;

Р.. — вероятность взноса г-ым пожертвователем суммы в размере с.;

Т — количество пожертвователей.

При этом должно выполняться условие

£ Р. = 1, (г = Щ (2)

4 этап. Определяются возможные варианты сбора необходимой суммы.

Для сбора необходимой суммы Со определяются возможные варианты сбора согласно табл.2 следующим образом.

Составляется список возможных вариантов, общее количество которых определяется согласно выражению

В = пгл2,п3, ....пг. ...пт, (3)

где п. — количество различных вариантов взноса 1 - ым пожертвователем (г = 1, Т).

При заданной необходимой сумме Со определяются подходящие варианты из общего списка возможных вариантов исходя из условия

С - АС < С. < С + АС

о он — Ь — о о

МЕТОДИКА ВЫБОРА ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СБОРА СРЕДСТВ.

153

где

С = X С1 — возможная сумма пожертвований при b-ом варианте b = 1, B;

С1Ы — сумма пожертвования г-ым П (г = 1, Т) при его 1-ом варианте пожертвования (I = 1, Lг) в случае Ь-го варианта;

АСон, АСов — допустимые отклонения суммы пожертвований в сторону ее уменьшения или увеличения, соответственно;

Li - количество возможных сумм, выделяемых г-ым П.

Общее количество вариантов, удовлетворяющих условию (4), обозначим через S.

5 этап. Определяется вероятность реализации каждого из вариантов.

Решение задачи по определению вероятности успешного сбора средств при s - ом варианте (з = 1, S) может быть организовано по одной из двух схем. Определение вероятности по первой схеме заключается в том, что каждый пожертвователь оказывает помощь независимо от других. В этом случае пожертвование одним П не учитывается другими. Расчет вероятности по второй схеме заключается в том, что сумма пожертвования одним пожертвователем учитывается другими [4].

Результат реализации любого з из S вариантов зависит от многих случайных факторов и поэтому является случайным. Факт успешной реализации з-го варианта можно выразить через сумму случайных событий

а = £4, (5)

1=1

где Аз — случайное событие, состоящее в пожертвования определенной суммы при з-ом варианте г-ым П.

Вероятность успешного сбора средств при s - ом варианте определится по формуле [6]:

р(А) = £р(4)-£Р(4П4) + £ Р(ФП4Л 4) +...+(-1Г Р(4П4п-П 4) (6)

1=1 1< _/ 1< у<к

Вероятность совместного наступления двух и более событий в формуле (6) вычисляется как вероятность произведения независимых событий, если функционирование осуществляется по первой схеме. При функционировании по второй схеме эта вероятность вычисляется с учётом зависимости случайных событий А1з, (1Ф ]).

Вероятность Р(АЗ) находиться как Р!{ — вероятность взноса ьым пожертвователем определенной суммы при з-ом варианте (з = 1, S), Р(Аз) = Р..

Тогда в случае независимых событий выражение (6) принимает вид:

т

Р(А) = Р( ПА,5) = ПР . (7)

1=1' 1=1'

6 этап. Выбор наилучшей стратегии сбора пожертвований при организации кампании фандрайзинга.

Задача состоит в выборе наилучшей стратегии сбора пожертвований при организации кампании фандрайзинга

в зависимости от установленной суммы Со и заданной вероятности ее сбора Р(Со), а также с учетом затрат на проведение кампании.

Если в качестве показателя эффективности использовать функционал

J = F[Df D, D, D,D,..., Da] (8)

где D1 — цель пожертвования;

D2 — источник доходов П;

D3 — степень личностных отношений;

D4 — мотивация П;

D5 — частота обращений к П;

Da — а учитываемый фактор

то математическая запись задачи выбора наилучшей стратегии сбора пожертвований выглядит следующим образом.

Необходимо найти оптимальный вариант сбора пожертвований в условиях ограничения (4)

ехЬт J = ехЬтF[D], D^ D3, D^,D5,..., Da]. (9)

Воспользовавшись выражением (7) данное условие может быть представлено в виде:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

max J = max | | Psi (10)

i=V

Тогда решение задачи по выбору наилучшей стратегии сбора пожертвований будет состоять в выборе такого варианта seS, обеспечивающего максимальное значение вероятности реализации проекта по сбору заданной суммы С.

Рассмотрим пример использования данной методики на основе данных по сбору пожертвований определенных вузов ростовской области, тогда таблица вероятностей пожертвований представлена в виде табл. 3.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

Таблица 3

Реальная сумма пожертвований, тыс. руб.

Пожертвователь 10 30 50 100 150 500 1000 2500

Вероятность пожертвования

1 0,3 0,4 0,3

2 0,7 0,2 0,1

3 - - - 0,2 0,3 0,5

4 - - - 0,1 0,8 0,1

5 - - - 0,4 0,6 -

б - - 0,2 0,3 0,5 -

7 - 0,1 0,3 0,6 - -

8 - 0,4 0,4 0,2 - -

9 - 0,5 0,3 0,1 - -

10 0,5 0,5 - - - -

11 0,7 0,2 0,1 - - -

12 0,8 0,2 - - - -

Необходимая сумма С0 = 4900 тыс. руб, АСдн = 10 тыс. руб., АСов = 15 тыс. руб.

Рассмотрим различные варианты, где через р.. будем обозначать вероятность пожертвования j-ой суммы j = 1, 8) i-ым пожертвователем (i = 1, 12).

Общее количество вариантов удовлетворяющее условию (4) определяется согласно выражению (3).

Примеры формирования вариантов.

В1 = Pis * Р27.Р36. Pi6. Р55. Р65. Р74

В2 = P17 * P28 * P36 * P46* P55 * P65 * P74

В3 = Pis * P27*P36* P46* Pss* P6S* Ps4

В4 = Pis * P27*Рз6* Р46* Pss* P6S* P74

S5 = Pis * P27*Рз6* P46* P54* P74* PS4 РбЗ* Pi02* Pi21

Таким образом, анализ полученных вариантов с учетом условия (10) показал, что оптимальным будет вариант сбора В = р18 * р27*р36* р46* р55* р65* р74, реализация которого обеспечит сбор заданной суммы с наибольшей вероятностью.

Для обеспечения прозрачности финансовой отчетности потенциальных пожертвований на этапе планирования бюджета проекта рекомендуется использовать метод Ласуэлла. Используя вопросы [9]:

— (Who?) Кто? Для кого? - Определяется целевая группа фандрайзингового проекта и благотворителей, их роль и взаимодействие в проекте, мнение о проекте, сильные и слабые стороны их взглядов и взаимоотношений.

— (What?) Что? - Определяются организованные мероприятия проекта. При этом определяются социальные, экономические, культурные, политические и образовательные измерения проекта.

— (Why?) Для чего? - Оговариваются реализуемые в процессе проекта благотворительные нужды, определяются варианты финансирования проекта и интересы участников;

— (Where?) Где? - Прописывается социальный контекст проекта и социальное положение участников.

— (When?) Когда? - Определяется срок реализации проекта.

— (How?) Как? - С помощью каких средств, методов и технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

2. Александер Дж.Д., Кристина Дж.К. Основные принципы фандрейзинга: Секреты привлечения денежных средств для неприбыльных организаций / Пер. с англ. О.В. Теплых. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.

3. Михайлова М. Написание заявки на финансирование // PR в образовании. 2005. № 5.

4. Чепурко Ю.А. Международный фандрайзинг как эффективная модель финансирования образования и науки // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 4.

5. ШиряевА.Н. Вероятность: в 2-х кн. М.: МЦНМО, 2007.

6. Приемы фандрайзинга (материалы сайта «Дикое поле») // http://www.wildfield.ru.

7. http://www.vladmpg.hrworld.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.