Научная статья на тему 'Методика внедрения бережливого производства в электроэнергетической организации'

Методика внедрения бережливого производства в электроэнергетической организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1964
1419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / FRUGAL PRODUCTION / ELECTRIC ENERGY POWER ORGANIZATION / BUSINESS-PROCESS / OPTIMIZING PROJECTS / PERSPECTIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова А. В.

В статье рассмотрены современные технологии научной организации труда по "бережливому производству". Приведена методика внедрения и развития бережливого производства в электроэнергетической организации в виде "дорожной карты". Сформулирована концепция стимулирования деятельности сотрудников за реализацию предложений по обеспечению финансовой устойчивости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of frugal production and its implementation in electric power production organization (Russia, Kazan’)

The article focuses on contemporary technologies of labor organization known as “frugal production,” discusses methodology of its implementation and development in electric power production in the form of the “road map,” and discusses stimulation of employees for their initiatives aiming at better financial stability

Текст научной работы на тему «Методика внедрения бережливого производства в электроэнергетической организации»

МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИзВОДсТВА

в электроэнергетической организации

А.В. Абрамова,

экономист отдела развития ОАО«Татэнергосбыт», аспирант кафедры менеджмента предприятия

Казанского государственного энергетического университета

abramova19191@rambler.ru

В статье рассмотрены современные технологии научной организации труда по «бережливому производству». Приведена методика внедрения и развития бережливого производства в электроэнергетической организации в виде «дорожной карты». Сформулирована концепция стимулирования деятельности сотрудников за реализацию предложений по обеспечению финансовой устойчивости.

Ключевые слова: бережливое производство, электроэнергетическая организация, бизнес-процессы, оптимизационные проекты, перспективное развитие.

УДК 330.34.01 ББК 65.05

В настоящее время функционирование электроэнергетической отрасли РФ предопределила необходимость поиска механизмов оптимизации деятельности и перспективного развития входящих в нее организаций [1]. Сложившиеся предпосылки связаны с тенденциями, определяющими условия их хозяйствования.

Во-первых, происходит стремительное усиление конкуренции в демонополизированных секторах отечественной электроэнергетики (развивается распределенная генерация, увеличивается количество независимых энергосбытовых компаний).

Во-вторых, продолжает действовать жесткое законодательное регулирование в части ограничения темпов роста тарифов и недопущения возрастания уровня их рентабельности [2].

В-третьих, сохраняются тенденции перспективного увеличения потребления электрической энергии в год по Российской Федерации на 15% с 2012 года по 2018 год [3]. Данный аспект вызывает потребность вложения средств в переоснащение основных производственных фондов и развития организационных ресурсов.

Существующие тенденции обуславливают кризисное положение российских электроэнергетических организаций, так как создают ограничения для обеспечения роста их финансовой устойчивости и получения необходимой прибыли. При этом главной дилеммой в сложившихся условиях является: недопущение увеличения стоимости производимой продукции для предотвращения риска ухода потребителей и обеспечение необходимых затрат для выполнения работ в рамках основной и обеспечивающей деятельности.

Корректным решением существующей проблемы является внедрения современных технологий научной организации труда и внедрением процессного подхода к управлению их деятельностью. Такой технологией является повышение производительности за счёт «бережливого производства» (далее — БП), разработанная в середине XX века инженером-изобретателем, председателем Совета директоров компании «Toyota Motor Corporation» Тайити Оно [4]. С точки зрения БП, эффективное функционирование организации обеспечивается при использовании процессного подхода к управлению деятельностью и при перепроектировании бизнес-процессов с учетом требования максимизации клиентоориентирован-ности. Для электроэнергетических организаций процессный подход к управлению бизнес-процессов является одним из способов минимизации дебиторской задолженности, которая в настоящее время является одной из основных проблем, вследствие отсутствия в большинстве инфраструктурных организаций менеджеров ответственных за данный бизнес-процесс.

Внедрение БП в организациях электроэнергетической отрасли представляет собой эффективный малозатратный механизм оптимизации бизнес-процессов в производственно-хозяйственной и управленческой деятельности. Проведенный анализ показал, что в настоящее время отсутствует единая методология развития и внедрения БП в электроэнергетике, применяя которую отраслевые организации максимизируют возможность получения положительного результата и минимизируют возникновение негативных последствий на этапах внедрения и развития технологий бережливого производства на практике.

Методологии развития и внедрения БП представляют собой «дорожную карту», включающую комплекс мероприятий по оптимизации бизнес-процессов в электроэнергетике: генерация, передача, сбыт электрической и тепловой энергии, оперативно-диспетчерское управление [5]. Основные этапы «дорожной карты» определены на основе анализа опыта внедрения БП и приведены на рис. 1.

Этапы развития береж-

Рис. 1. Основные этапы «дорожной карты» по внедрению БП в электроэнергетической организации

Из представленной «дорожной карты» видно, что общий срок внедрения и развертывания технологий БП в организации составляет не менее 18 месяцев, по истечению которого можно судить о зрелости бережливого производства в организации.

На нулевом этапе внедрения и развертывания технологий БП базовым условием эффективного осуществления деятельности является поддержка со стороны высшего руководства организации. Побудительными мотивами принятия решения о необходимости оптимизации бизнес-процессов в соответствии с технологиями БП могут быть следующие:

— необходимость нивелирования кризиса в организации;

— потребность в детальном анализе и оптимизации деятельности;

— поиск альтернативных вариантов получения конкурентных преимуществ;

— необходимость определения путей перспективного развития;

— количественная оценка потенциального эффекта от внедрения БП.

На первом этапе в начале реализации решения о развертывании БП в организации необходимо определить принципиальную схему осуществления деятельности по оптимизации бизнес-процессов в соответствии с технологиями БП. На данном этапе производится подбор персонала для последующей работы по оптимизационным изменениям. Наиболее эффективной формой деятельности по анализу бизнес-процессов организации является формирование структурного подразделения компании — Лин-офи-са (с англ. «Lean» — «стройный, тощий, бережливый»). Общая схема деятельности Лин-офиса представлена на рис. 2.

На втором этапе внедрения БП необходимо определить источник получения знаний и выбрать программу обучения. Наиболее целесообразной формой обучения является сочетание теоретического обучение с формированием прикладных навыков посредством практического закрепления полученных знаний.

На третьем этапе проводится обучение философии и инструментам БП, выбранных на этапе № 2 специалистов и менеджеров высшего и среднего звена компании. На данном этапе производится теоретическое обучение с практической реализацией пилотных проектов на экспериментальных участках. В табл. 1 представле-

Рис. 2. Общая схема деятельности Лин-офиса

ны основные элементы программы обучения, включение которых обуславливает получение перспективной оптимизации и развития бизнес-процессов.

В целях оптимизации производственно-технологических бизнес-процессов в электроэнергетической организации могут быть внедрены следующие инструменты БП:

— система «Всеобщего ухода за оборудованием», связанных с эксплуатацией и ремонтом ОПФ;

— система «Быстрой переналадки», что позволит трансформировать бизнес-процессы в соответствии с постоянно изменяющимися потребностями внешней среды;

— система «Кайдзен»3, непрерывно оптимизирующая и совершенствующая бизнес-процессы организации [5].

По достижению завершения обучения по БП в электроэнергетической организации должны быть определены действия, включающие:

— реализацию плана оптимизационных мероприятий;

— подготовку методической базы;

— передачу знаний работникам организации;

— тиражирование прикладного использования инструмента в целях оптимизации проблемных бизнес-процессов организации.

По итогам реализации третьего этапа «дорожной карты» в организации формируется нематериальный актив в виде компетенций персонала по бережливому производству, которые в последствие могут быть использованы в целях осуществления оптимизационной деятельности.

На четвертом этапе развертывания бережливого производства в организации предлагается формирование групп качества в целях реализации оптимизационных проектов. Эффективность деятельности групп качества проявляется в трех основных направлениях: оптимизация бизнес-процессов на основе проведения детального анализа и целенаправленной разработки оптимизационных предложений, развитие человеческого капитала, улучшение социально-психологического климата.

Группы качества формируются по направлениям деятельности на постоянной основе и включают участников из числа топ-менеджмента, менеджмента среднего звена и рядовых сотрудников организации. Участники групп качества определяются исходя из актуальной потребности в оптимизации проблемного бизнес-процесса в развитии деятельности организации. Распределение функциональных ролей в группах качества представлено в табл. 2.

Таблица 1

Основные элементы программы обучения Б

Инструмент БП Цель внедрения инструмента Изучаемые теоретические аспекты Вид реализации «пилотного» проекта Перспективные результаты внедрения для организаций электроэнергетической отрасли

1 2 3 4 5

Система 5Э1 Повышение качества, производительности и безопасности деятельности. 1.Философия системы 5Э; 2.Этапы внедрения; З.Кон- трольные листы оценки и стандартная операционная карта. 1.Организация рабочих мест на «пилотном участке»; 2.Оценка потенциала экономии от внедрения 5Э; 3. Создание стандартной операционной карты. Рациональная организация рабочего пространства в части хранения материальнотехнических и информационных ресурсов; оптимизация временных ресурсов сотрудников; создание благоприятных условий труда; выявление резерва из неиспользуемых запасов рабочих принадлежностей.

КПСПЦ2 Оптимизация деятельности по результатам д е -тального анализа бизнес-процессов. 1.Структура карты потока создания потребительской ценности; 2.Этапы картирования; З.Правила проведения картирования. 1. Построение карты текущего состояния «пилотного» бизнес-процесса; 2. Определение потенциала повышения эффективности; 3. Построение карты будущего состояния. Снижение затрат в структуре себестоимости производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии; устранение непроизводственных затрат; сокращение трудозатрат.

Стандар- тизация Визуальное управление и стандартизация бизнес-процессов. 1. Сущность стандартизации и визуализации; 2. Принципы и этапы разработки и внедрения стандартизированной работы. 1.Разработка процессного стандарта и стандартной операционной карты; 2. Внедрение стандартизированной работы. Стандартизация бизнес-процессов, связанных с осуществлением производства продукции, ремонтных работ; визуализация бизнес-процессов в офисе и на производстве.

Штурм- прорыв Определение источника проблем и составление плана по их оптимизации. 1. Определение проблемных мест; 2Технология проведения мозгового штурма с применением причинно-следственной диаграммы Исикавы и принципа Парето. 1.Проведение мозгового штурма по выбору вариантов оптимизации «пилотного» бизнес-процесса; 2. Составление плана мероприятий по оптимизационным изменениям. Инициация предложений, разработка и внедрение новых бизнес-проектов в целях рационального использования имеющихся ресурсов и получения дополнительной прибыли; сокращение дебиторской задолженности.

1 1 2

Таблица 2

Распределение функциональных ролей в группах качества

№ п/п Наименование роли участника Функциональные роли

1 Лидер группы качества Ответственен за построение рабочего процесса в ходе оптимизации проблемных вопросов и исполнительскую дисциплину участников рабочей группы в целом

2 Ответственный секретарь группы качества Ответственен за обеспечение информационного обмена и связей со структурными подразделениями и документооборотом в ходе оптимизации проблемных вопросов, связанных с деятельностью группы качества

З Участники группы качества (сотрудники структурных подразделений организации Управления) Ответственны за выполнение плана оптимизации проблемных бизнес-процессов, связанных с деятельностью группы качества.

В плане работы по оптимизации проблемного бизнес-процесса необходимо указать наименование задачи, планируемое начало и окончание этапов реализации проекта, ответственных исполнителей.

На этапе распространения бережливого производства в организации необходимо определить механизмы стимулирования и мотивации деятельности работников организации, участвующих в группах качества и реализации оптимизационных проектов.

Одним из способов выявления потребностей работников и определения структуры мотивации является проведение анкетирования с использованием теста представителя школы поведенческих наук менеджмента, основателя двухфакторной теории мотивации Фредерика Герцберга [7], [8]. Проведение анкетирования позволяет выявить наиболее востребованные работниками побуждающие факторы к инициации и реализации предложений. Среди них могут быть определены следующие факторы: финансовые мотивы, карьеры роста, ответственность работы, достижение личного успеха, общественное признание, сотрудничество в коллективе, отношение с руководством и т.д. Наиболее эффективным механизмом является сочетание систем дополнительного материального стимулирования и нематериальной мотивации.

Материальное стимулирование может быть осуществлено путем включение в показатели эффективности дополнительных выплат. Предложен расчет материального стимулирования сотрудников за инициацию и реализацию предложений по оптимизации деятельности организации по формуле 1.

В = Х1 + Х2 + ХЗ (1),

где В—вознаграждение; Х1, Х2, ХЗ — виды деятельности по инициации и реализации предложений по оптимизации бизнес-процессов организации. Значения коэффициентов Х1, Х2, ХЗ приведены ниже:

Х1 — инициация и внедрение предложения по оптимизации бизнес-процессов. Инициаторам предложения выплачивается фиксированный бонус;

Х2 — практическое внедрение предложения с достижением положительного экономического эффекта в виде получения прибыли и/или экономии расходов. Участникам реализации практического предложения выплачивается фиксированный процент от достигнутого положительного эффекта;

ХЗ — практическое внедрение предложения с достижением внеэкономического качественного эффекта. Участникам реализации предложения выплачивается вознаграждение равное произведению процента от минимального размера оплаты труда, установленного в организации на коэффициенты достигнутого положительного эффекта, сложности и объема использования, в соответствии с формулой (2).

ХЗ = (А1 * А2 * АЗ * П) (2), где А1 — коэффициент достигнутого положительного эффекта;

А2 — коэффициент сложности оптимизации бизнес-процесса Общества;

АЗ — коэффициент объема использования.

Ранжирование коэффициентов А1, А2, АЗ происходит по уровням сложности.

П — установленный процент от минимального размера оплаты труда, установленного в организации.

В электроэнергетических организациях расходы на выплату дополнительного вознаграждения могут быть произведены из прибыли или за счет экономии и получения прибыли по статьям себестоимости в результате оптимизации бизнес-процессов.

В связи с государственным регулированием расходов электроэнергетических организаций может быть востребована форма нематериальной мотивации сотрудников. Установлены виды актуальной нематериальной мотивации: обеспечение места на автомобильной парковке, организация корпоративных мероприятий; направление на повышение квалификации; вручение кубков и грамот с отображением статистических показателей на стенде визуализации; предоставление дополнительных полномочий и возможность участия в проектах; свободный график работы; общение с руководством; дополнительные дни отпуска.

Внедрение и реализация бережливого производства в электроэнергетических организациях создает базовый фундамент для дальнейшего повышения их клиентоориентированности и конкурентоспособности за счет повышения инициативности работников в выдвижении и реализации перспективных идей, направленных на оптимизацию бизнес-процессов, снижение затрат и повышения рентабельности производства продукции. Применение электроэнергетическими организациями методологии внедрения БП обеспечивает достижение их организационного развития, повышение качества выпускаемой продукции, достижение надежного и качественного энергоснабжения потребителей.

Литература

1. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 (ред. от 30.12.2012) «Об Электроэнергетике». Справочно-правовая система по законодательству России Консультант Плюс www.consultant.ru. Дата запроса: 08.04.2013

2. Приказ Минэнерго России от 13.08.2012 № 387 «Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2012-2018 годы». Справочно-правовая система по законодательству России Консультант Плюс www.consultant.ru. Дата запроса: 22.04.2013

3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 30.12.2012) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Справочно-правовая система по законодательству России Консультант Плюс www.consultant.ru. Дата запроса: 06.05.2013

4. Практика дао Tayota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Tayota / Д. Лайкер, Д. Майер; Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Букс, 2007. — 584 с.

5. Вишнякова О.Н., Абрамова А.В. Внедрение концепции бережливого производства в управлении сбытовыми процессами энергетического кластера РТ //Энергетика Татарстана. — 2011. — № 4 (22). — С. 64-71.

6. Ротер М. Учитесь видеть бизнес-процессы: Практика построения карт потоков создания ценности / М. Ротер, Д. Шук; Пер. с англ., 20-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 144 с.

7. Сайт современного сообщества HR-профессионалов http://hrm21.ru/rus/tests/?action=show&id=28143. Дата запроса: 01.04.2013

8. Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — Вильямс, 2011. — 672 с.

1 Система 5S — базовый элемент бережливого производства. Позволяет создать визуальный контроль над рабочей зоной и состоит из пяти последовательных этапов: сортировка предметов и документов в рабочей зоне; создание для них постоянных мест хранения; содержание рабочей зоны в чистоте; стандартизация рабочих мест; соблюдение и непрерывное совершенствование стандартов. Обеспечивает повышение эффективности и качества выполнения рабочих заданий и высокую степень безопасности на рабочем месте [5] .

2 КПСПЦ (картирование потока создания потребительской ценности) — заключается в построении карты текущего и будущего (оптимального) состояния бизнес-процессов на основе анализа составляющих его элементов и времени их выполнения [6].

3 Система Кайдзен - философия, разработанная Масааки Имаи (председателем Совета директоров международной фирмы Cambridge Corporation, занимающейся консультированием в области менеджмента и рекрутингом топ-менеджеров). Предполагает максимальную автоматизацию бизнес-процессов и управление их качеством за счет стимулирования работников к проявлению высокой инициативности и дисциплинированности при осуществлении служебной и профессиональной деятельности, а также создания партнерских взаимоотношений между руководителями и сотрудниками в целях постоянного развития и совершенствования деятельности организации [5].

11З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.