Научная статья на тему 'Методика тренировочных занятий для обучения техническим приемам и действиям юных футболистов 8-9 лет'

Методика тренировочных занятий для обучения техническим приемам и действиям юных футболистов 8-9 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
824
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛИСТЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ТЕХНИКА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ДЕЙСТВИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозов Сергей Витальевич, Филиппова Елена Николаевна

Самое важное в начальной стадии подготовки, обучить технике футбола, заложить фундамент, это очень важно для дальнейшего обучения технике футбола. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием техники футбола, как умело и эффективно применяет их в вариативных условиях соревновательной деятельности, при противодействии со стороны игроков команды соперника, а часто при прогрессирующем утомлении, во многом зависит достижение высоких спортивных результатов. В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление оптимальной последовательности обучения технике футбола и организационно-методических основах совершенствования технической подготовки юных футболистов на начальных этапах обучения в ДЮСШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозов Сергей Витальевич, Филиппова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика тренировочных занятий для обучения техническим приемам и действиям юных футболистов 8-9 лет»



SCIENCE TIME

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИИ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ И ДЕЙСТВИЯМ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 8-9 ЛЕТ

Морозов Сергей Витальевич, Филиппова Елена Николаевна, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: lenyska-77@mail.ru

Аннотация. Самое важное в начальной стадии подготовки, обучить технике футбола, заложить фундамент, это очень важно для дальнейшего обучения технике футбола. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием техники футбола, как умело и эффективно применяет их в вариативных условиях соревновательной деятельности, при противодействии со стороны игроков команды соперника, а часто при прогрессирующем утомлении, во многом зависит достижение высоких спортивных результатов.

В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление оптимальной последовательности обучения технике футбола и организационно -методических основах совершенствования технической подготовки юных футболистов на начальных этапах обучения в ДЮСШ.

Ключевые слова: футболисты, тренировочные занятия, техника, технические приемы и действия, техническая подготовка.

Введение

Отставание в качестве усвоения техники футбола на этапе начального обучения отрицательно влияет на дальнейшую подготовку футболистов, поскольку, как показывает практика, приемы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться таковыми и в пору спортивной зрелости. В результате большинство футболистов, прошедших полный курс обучения в ДЮСШ, остаются в стороне от большого футбола, и лишь единицы достигают уровня мастеров международного класса. Поэтому повышение спортивного мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с улучшением качества подготовки резерва. Чем эффективнее будет осуществляться процесс обучения технике футбола на ранних этапах начальной подготовки в ДЮСШ, тем успешнее можно будет вести борьбу за высоты мирового футбола [1].

Методика

В педагогическом эксперименте принимало участие 2 группы: экспериментальная и контрольная. Обе группы состояли из пятнадцати юношей в возрасте 8-9 лет. Занятия проводились 3 раза в неделю по 90 мин.

Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ. Экспериментальная группа занималась по той же программе, но с добавлением комплексов специальных упражнений, направленных на обучение техническим действиям юных футболистов 8-9 лет на начальном этапе подготовки.

На основе анализа специальной литературы, были разработаны два комплекса упражнений, которые не менялись в течение четырех месяцев. Комплексы специальных упражнений выполнялись в начале основой части тренировки и чередовались через день.

Над каждым комплексом юноши работали 20-25 мин.

Основные результаты

В начале эксперимента было проведено тестирование, которое позволило определить уровень физической и технической подготовленности у юных футболистов.

На основании предложенных нормативных требований (табл.1) для определения уровня технической подготовленности, мы протестировали юных футболистов контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 1

Нормативные требования к тестам для футболистов 8-10 лет

Тесты Оценка

Удовлетворительно Хорошо Отлично

Обводка стоек (оценивается кол-во правильно обведенных стоек) 5 7 10

Удар по воротам с добиванием (кол-во забитых мячей) 5 7 10

Введение мяча по кругу с ударом в скамейку (на время, в одном теме) 10 13 16

В парах делать передачи мяча с ведением 8 11 15

В тестировании технических действий, юноши, как экспериментальной, так и контрольной группы показали практически одинаковые результаты (рис. 1).

SCIENCE TIME

Рис. 1 Уровень технической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента

В результате исследования было выявлено, что уровень физической подготовленности у юных футболистов контрольной и экспериментальной групп находился на среднем и ниже среднего уровне (рис.2, рис.3).

Рис. 2 Уровень развития физических качеств контрольной группы

■ низкий ■ средний I высокий

50.6 41,9 46.3 _ 40 Л

- 7,5 13,6

Бег с высокого старта 30 м Челночный бег 3x10 м

Рис. 3 Уровень развития физических качеств экспериментальной группы

По результатам исследования мы применили разработанную методику технической подготовки, которая должна повысить эффективность усвоения

учебного материала на начальных этапах обучения технике футбола.

Над каждым комплексом юноши работали 20-25 мин.

1. Комплекс № 1.

1. И. П. - О. с. мяч на 11 метровой отметке.

По команде тренера, нанести удар по воротам в правую сторону, потом в другую сторону.

2. И. П. - О. с.

Ведение мяча подошвой с разворотом, выполнять ведение вперед до стойки, от стойки развернуть мяч под себя и вести обратно.

3. И. П. - мяч перед собой.

Подкинуть мяч вверх, принять мяч в первый отскок.

4. И. П. - О. с.

Ведение мяча до стойки и обратно, при этом мяч должен в ногах передвигаться от одной ноги к другой.

2. Комплекс № 2.

1. И. П. - О. с. мяч внизу перед собой.

Ведение мяча внешней стороной стопы, до стойки, от стойки делать резкий разворот на 180 градусов, в правую сторону и обратно двигаться.

2. И. П. - О. с. поставить ногу на мяч

Перекаты из стороны в сторону подошвой, ведение мяча, подошвой правой ногой, на первое касание, на второе касание левой ногой.

3. И. П. - О. с.

В парах стоя на месте, передавать мяч друг другу в два касания, принять правой ногой подошвой, и выполнить передачу обратно

4. И. П. - О. с. мяч поставить к углу штрафной линии

Стоя у угла штрафной линии продвигаться к 11 метровой отметки и нанести удар по воротам.

Далее после четырех месяцев занятий по специально разработанным комплексам, было проведено повторное тестирование уровня физической и технической подготовленности. Результаты тестирования уровня технической подготовленности представлены на рис.4, а результаты уровня физической подготовленности представлены в табл.2.

SCIENCE TIME

Рис. 4 Уровень технической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

Таблица 2

Сравнительная характеристика уровня физической подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента

Название теста Контрольная группа Экспериментальная группа

В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента

Бег 30 м, с 6,11 6,1 6,11 5,25

Челночный бег 3х10 м, с 9,7 9,1 9,9 5,4

После окончания эксперимента средние показатели уровня технических действий у юношей в экспериментальной группе увеличились больше, чем средние показатели технических действий футболистов контрольной группы.

Экспериментально доказано, что освоение основ техники игры футбол в единстве с содержанием образовательной программы в экспериментальной группе приводит к существенному повышению уровня развития физических способностей.

При сравнении результатов на начало и конец эксперимента было выявлено, что показатели уровня технических действий у юношей, после проведения эксперимента у экспериментальной группы выше, чем у испытуемых контрольной группы. На конец эксперимента прирост показателей в контрольной группе был в тесте «Обводка стоек» - 12,5 %, в тесте «Удар по воротам с добиванием » - 12,5 %, в тесте «Ведение мяча по кругу с ударом в скамейку » - 8,3 %, в тесте «Передача мяча в парах с ведением » - 18,2 %.

На конец эксперимента прирост показателей в экспериментальной группе был в тесте «Обводка стоек» - 11,1 %, в тесте «Удар по воротам с добиванием » - 11,1 %, в тесте «Ведение мяча по кругу с ударом в скамейку» - 16,6 %, в тесте

«Передача мяча в парах с ведением » - 25 %.

В среднем результат в контрольной группе улучшился на 1,2 раза, а в экспериментальной группе - на 2 раза. При этом в контрольной группе у 60 % юношей результаты почти не изменились по сравнению с исходными данными, в экспериментальной группе прирост в показателях демонстрировали все испытуемые.

Поскольку в экспериментальной группе прирост был выше, можно говорить об эффективности разработанных комплексов упражнений для обучения техническим действиям юных футболистов 8-9 лет на начальном этапе подготовки.

Заключение

Таким образом, на начальных этапах многолетней подготовки, уровень технического мастерства и спортивный результат в целом определяется совершенством базовых движений и действий [3].

Техническое мастерство, как известно, характеризуется объемом и разносторонностью технических приемов, которыми владеет футболист, а также умением эффективно применять эти приемы в условиях игры. Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы приемов и способов обращения с мячом, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с меньшей затратой времени и усилий большое значение имеют систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике [2].

Литература:

1. Голомазов, С. В. Теория и методика футбола. Техника игры : учеб.-метод. пособие / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 472 с.

2. Золотарев, А. П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе / А. П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 12-16.

3. Юный футболист : учеб. пособие для тренеров / под ред. А. П. Лаптева, А. А. Сучилина. - М. : Физкультура и спорт, 2013. - 225 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.