Научная статья на тему 'Методика тестирования быстроты и точности в игровых видах спорта'

Методика тестирования быстроты и точности в игровых видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1070
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / БЫСТРОТА / ТОЧНОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фамильникова Наталья Вениаминовн, Полевщиков Михаил Михайлович, Роженцов Валерий Витальевич

Для тестирования быстроты и точности испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности. Период Т движения точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. Для каждого периода испытуемый выполняет заданное число остановов точечного объекта в области положения метки. По результатам тестирования вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значений ошибок несовпадения точечного объекта с меткой. Затем строят график функции t=f(Т), на графике отмечают зону значений времени реакции t, соответствующую времени реакции при периоде Т=2 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду оборота точечного объекта, при котором значение времени реакции t испытуемого находится в отмеченной зоне. Точность двигательных действий оценивают по величине отмеченной зоны значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of testing of speed and accuracy in team sports

To test rapidity and accuracy an examinee is presented with the circumference placed on the screen of the picture monitor on which the marker and the point object gyrating on it. T period of motion of the point object is set subsequently equating to 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 s. For every period the examinee does the specified number of stops of the point object in the area of the marker location. According to the testing results one calculates the value of reaction time t of an examinee to the moving object being the simple average of the errors of non-coincidence of the point object with the marker. Then the plot of the function t=f (Т) is made, on the plot one marks the area of values of time reaction t which corresponds with the time reaction at T period being equal to 2 s. Maximum velocity of motor actions of an examinee is considered to be the minimum period of the rotation of the point object when the value of time reaction t of an examinee is located in the specified area. The accuracy of motor actions is estimated according to the values of the marked area of the values of time reaction t of an examinee to the moving object.

Текст научной работы на тему «Методика тестирования быстроты и точности в игровых видах спорта»

практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 10-12.

5. Широбоков, Д.В. Применение системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов: обобщение практического опыта / Д.В. Широбоков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 230-235.

REFERENCES

1. Bondarenko, I.G. (2011), "The determination of the level of student's physical preparation: movement tests and the method of indexes", Physical Education of Students, No 2, pp. 10-13.

2. Gorlova, L.A., Sokunova, S.F. and Mikhalkina, E.E. (2013), "Dynamics of training loads and physical readiness of students in the course of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp.52-57.

3. Lysova, I.A. and Nechushkin, Yu.V. (2012), "The Diagnostics of the Physical Fitness of Students of Liberal Arts and Technical Higher Education Institutions", Knowledge. Understanding. Skill, No 3, pp. 270-275.

4. Grigoriev, V.I., Shubin, Yu.K., Panchenko, I.A. and Zinoviev, N.A. (2014), "Management of Physical Training of Students Based on the Use of Score Rating Control", Theory and practice of the physical culture, No 6, pp. 10-12.

5. Shirobokov D.V. (2014), "Application of the rating control system of the physical and sports student's activities: generalization of practical experience", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No.12, pp.230-235.

Контактная информация: ustinovfv@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2016

УДК 796.015:796.012

МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ

СПОРТА

Наталья Вениаминовна Фамильникова, старший преподаватель, Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный институт, г. Йошкар-Ола, Валерий Витальевич Роженцов, доктор технических наук, профессор, Межрегиональный открытый социальный институт, г. Йошкар-Ола

Аннотация

Для тестирования быстроты и точности испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности. Период Т движения точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. Для каждого периода испытуемый выполняет заданное число остановов точечного объекта в области положения метки. По результатам тестирования вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значений ошибок несовпадения точечного объекта с меткой. Затем строят график функции t=fT), на графике отмечают зону значений времени реакции t, соответствующую времени реакции при периоде Т=2 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду оборота точечного объекта, при котором значение времени реакции t испытуемого находится в отмеченной зоне. Точность двигательных действий оценивают по величине отмеченной зоны значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект

Ключевые слова: спортивные игры, быстрота, точность, тестирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p270-274

METHODS OF TESTING OF SPEED AND ACCURACY IN TEAM SPORTS

Natalya Veniaminovna Familnikova, the senior lecturer, MikhailMikhailovich Polevshchikov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Mary State University, Yoshkar-Ola, Valery Vitalievich Rozhentsov, the doctor of technical sciences, professor, Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola

Annotation

To test rapidity and accuracy an examinee is presented with the circumference placed on the screen of the picture monitor on which the marker and the point object gyrating on it. T period of motion of the point object is set subsequently equating to 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 s. For every period the examinee does the specified number of stops of the point object in the area of the marker location. According to the testing results one calculates the value of reaction time t of an examinee to the moving object being the simple average of the errors of non-coincidence of the point object with the marker. Then the plot of the function t=f (Т) is made, on the plot one marks the area of values of time reaction t which corresponds with the time reaction at T period being equal to 2 s. Maximum velocity of motor actions of an examinee is considered to be the minimum period of the rotation of the point object when the value of time reaction t of an examinee is located in the specified area. The accuracy of motor actions is estimated according to the values of the marked area of the values of time reaction t of an examinee to the moving object.

Keywords: sport games, rapidity, accuracy, testing.

ВВЕДЕНИЕ

В современной спортивной тренировке физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения в конкретном виде спорта. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, выносливость, гибкость, быстрота, точность и др. [5].

Современные спортивные игры предполагают высокий уровень подготовки игроков, способных максимально точно играть в быстром и рваном темпе. Под быстротой понимается способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени [5]. Под точностью выполнения действий в спортивных играх подразумевается общая совокупность успешных действий, или же положительно оцениваемых свойств этих действий [7].

К общим проблемам, касающимся всех спортивных игр, относится все возрастающая сложность технико-тактического мастерства игроков, точность попадания при увеличении скорости полета спортивного снаряда: мяча, шайбы, волана и т.д. При этом точность рассматривается как один из основных критериев эффективности двигательной деятельности, а, соответственно, и как интегральный критерий освоенности технико-тактического мастерства в спортивных играх [6]. Однако, по мнению А.В. Ургапова и Д. Л. Миронова [6], при оценке освоенности элементов технико-тактического мастерства большое значение имеет такой показатель, как быстрота, с которой выполняется точностное действие. На их взгляд, учет этих двух параметров позволяет выявить более полную картину уровня технико-тактической подготовленности спортсменов в спортивных играх. Вопросы тестирования быстроты и точности в игровых видах спорта рассмотрены ранее в работах [1, 3, 4]. Цель работы - разработка методики тестирования быстроты и точности спортсменов в игровых видах спорта.

МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ

Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка 1 и точечный объект 2, движущийся по окружности, как показано на ри-

Г/ X \

'"":"............ ■

\ /

/

Рис. 1. Схема тестирования реакции на движущийся объект. Обозначения в тексте

сунке 1. Период Т движения точечного объекта 2 по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 сек.

При каждом периоде оборота точечного объекта 2 по окружности в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 испытуемый заданное число раз останавливает движение точечного объекта 2 по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта 2 и метки 1 - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.

Для каждого периода оборота точечного объекта 2 по окружности вычисляют оценку времени реакции 1 испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения. Затем строят график функции 1=:1(Т), на графике отмечают зону значений времени реакции 1 испытуемого, соответствующую значению времени реакции при периоде оборота точечного объекта, равном 2,0 сек.

Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Ттт оборота точечного объекта, при котором значение времени реакции 1 испытуемого на движущийся объект, характеризующее точность его двигательных действий, находится в отмеченной зоне. Точность двигательных действий оценивают по величине отмеченной зоны значений времени реакции 1 испытуемого на движущийся объект [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании участвовало 9 испытуемых, по 3 спортсмена 1 разряда игровых видов спорта: волейбол, баскетбол и бадминтон. Результаты тестирования волейболиста А., 17 лет, баскетболиста Л., 18 лет и бадминтониста В., 18 лет, показавших лучшие результаты среди спортсменов своих видов спорта, представлены в таблице, графики функции 1=: (Т) - на рисунках 2-4 соответственно.

Время реакции I испытуемого на движущийся объект, мс

Испытуемый Период оборота Т, с

2,0 1,7 1,5 1,3 1,1 0,9 0,7

А. 13,3 10,1 10,9 10,2 12,8 19,8 22,1

Л. 16,4 13,3 14,2 10,2 10,7 17,3 21,6

В. 17,7 14,8 13,9 15,2 13,7 15,9 19,0

25 20 15 10

А. По горизонтальной оси - период оборота точечного объекта по окружности, сек; по вертикальной оси - время реакции на движущийся объект, мс

5

0

0,7 0,9 1,1 1,3 1,5 1,7 2,0 Рис. 3. Результаты тестирования баскетболиста Л. Обозначения величин соответствуют рис. 2

На графиках функции 1=ДТ) отметили зону значений времени реакции 1 испытуемого на движущийся объект при Т=2 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого, при которой сохраняется их точность, приняли соответствующей минимальному периоду Тшш оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции 1 испытуемого на движущийся объект находится в отмеченной зоне. Для волейболиста А. Тшш=1,08 мс, для баскетболиста Л. - 0,95 мс, для бадминтониста В. - 0,78 мс. Оценка точности двигательных действий, соответствующая времени реакции при периоде Т, равном 2 сек, для волейболиста А. равна 13,3 мс, для баскетболиста Л. - 16,4 мс, для бадминтониста В. - 17,7 мс.

Анализ результатов тестирования свидетельствует, что минимальный период оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции испытуемого на движущийся объект находится в заданной зоне, у испытуемого В. (бадминтон) меньше, чем у испытуемых Л. (баскетбол) и А. (волейбол). Следовательно, максимальная скорость двигательных действий испытуемого В., при которой сохраняется их точность, выше, чем у испытуемых Л. и А.

Зона значений времени реакции испытуемого А. (волейбол) на движущийся объект, соответствующая значению времени реакции при периоде оборота точечного объекта, равном 2 с, меньше, чем у испытуемых Л. (баскетбол) и В. (бадминтон). Следовательно, точность двигательных действий испытуемого А. выше, чем у испытуемых Л. и В.

ВЫВОДЫ

Предложена методика оценки быстроты и точности двигательных действий спортсменов игровых видов спорта путем тестирования реакции на движущийся объект, защищенная патентом на изобретение. Тестирование показало, что наибольшая быстрота двигательных действий у бадминтонистов, далее по показателю быстроты следуют баскетболисты и волейболисты. Наилучшая точность двигательных действий у волейболистов, далее по показателю точности следуют баскетболисты и бадминтонисты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закамский, А.В. Оценка точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта / А.В. Закамский, М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3(85). - С. 86-90.

2. Патент 2537066 РФ, МПК А61В 5/16. Способ определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта / Песошин А.А., Фамильникова Н.В., Роженцов В.В. ; заявитель и патентообладатель Марийский государственный университет. - № 2013153709/14 ; заявл. 03.12.2013 ; опубл. 27.12.2014, Бюл. № 36. - 13 с.

3. Полевщиков, М.М. Оценка быстроты двигательных действий бадминтониста / М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов, А.В. Закамский // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Ч. 3 : Гуманитарные и педагогические, естественные и технические науки. - 2013. - № 4 (80). - С. 161-164.

4. Полевщиков, М.М. Тестирование быстроты и точности движений / М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. -№ 4-1. - С. 142-144.

5. Семенова, Н.В. Физическая активность студентов спортивного вуза / Н.В. Семенова, В.А. Ляпин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 564.

25 20 15 10 5

0 J | |

0,7 0,9 1,1 1,3 1,5 1,7 2,0 Рис. 4. Результаты тестирования бадминтониста В. Обозначения величин соответствуют рис. 2

6. Ургапов, А.В. Основные подходы к формированию целевой точности передвижения и ударов у юных теннисистов / А.В. Ургапов, Д. Л. Миронов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 1. - С. 258-263.

7. Шварц, А. Протокол наблюдений и оценки эффективности действий вратаря в футболе / А. Шварц, М. Хамера // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 4. - С. 161-166.

REFERENCES

1. Zakamskiy, A.V., Polevshchikov, M.M. and Rozhentsov, V.V. (2012), "Evaluation of accuracy of motor actions of the sportsman in team kinds of sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, pp. 86-90.

2. Pesoshin, A.A., Familnikova, N.V. and Rozhentsov V.V. (2014), "The way of evaluation of velocity and accuracy of the motor actions of the sportsman in team kinds of sport", Patent RF 2537066, Byul. 36, 13 р.

3. Polevshchikov, M.M., Rozhentsov and V.V. Zakamskiy, A.V. (2013), "Evaluation of rapidity of the badminton-player", The bulletin of the Chuvash state pedagogical university of I.Ya. Yakovlev, Part. 3, Humanitarian and pedagogical, natural and technical science, No. 4, pp. 161-164.

4. Polevshchikov, M.M. and Rozhentsov, V.V. (2015), "Testing of rapidity and accuracy of movements", International magazine of applied and basic researches, No. 4-1, pp. 142-144.

5. Semenova N.V. and Lyapin V.A. (2013), "Physical activity of the students of a sport university", Modern problems of science and education, No. 6, p. 564.

6. Urgapov A.V. and Mironov D.L. (2013), "Main approaches to formation of target accuracy of movement and hits of young tennis-players", News of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 1, pp. 258-263.

7. Shvarts A. and Khamera M. (2010), "The report of observations and evaluation of effectiveness of a goalkeeper's actions in football", Pedagogics, psychology and medical and biological problems of physical training and sport, No. 4, pp. 161-166.

Контактная информация: natalifam-78@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2016

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТРЕХ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Анна Александровна Шавензова, аспирантка, Московский городской педагогический университет (МГПУ), Москва

Аннотация

В статье описан эксперимент, результаты которого позволили выявить положительный эффект использования третьего урока физической культуры для успешного освоения и применения здорового образа жизни у младших школьников.

Ключевые слова: третий урок физической культуры, здоровый образ жизни, младшие школьники.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p274-277

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN TERMS OF THREE PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

Anna Aleksandrovna Shavenzova, the post-graduate student, Moscow City Teacher Training University, Moscow

Annotation

The article listed the experiment, the results of which revealed the positive effect of the third lesson of physical culture use for successful development and implementation of healthy lifestyles in primary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.