SCIENCE TIME
МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПРИНТЕРОВ
Шиндина Ирина Васильевна, Шамонин Виталий Анатольевич, Мордовский государственный педагогический Институт имени М.Е. Евсевьева
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается методика тренировочного процесса подготовки юных бегунов на короткие дистанции с применением комплексов ^ СПУ в годичном цикле. •
Ключевые слова: методика, спортивная подготовка, юные спринтеры специально-подготовительные упражнения.
Двигательные способности у всех бегунов на короткие дистанции определялись контрольно-педагогическими упражнениями (тестами), характеризующие скоростные и скоростно-силовые качества спортсменов.
Спортсмены использовали в своей подготовке разработанную нами схему применения СПУ по этапам годичного цикла. Кроме того, согласно договоренности с тренерами, в подготовке юных спринтеров было предусмотрено уменьшение объема выполнения беговой нагрузки в годичном цикле с интенсивностью 96-100 % на 10 %, а с интенсивностью 90 % и ниже, на 20 %.
Результаты контрольных испытаний (тестирование) до проведения основного педагогического эксперимента приняты нами за исходные значения (100 %).
258
о
SCIENCE TIME
Таблица 1
Динамика спортивных результатов бегунов на короткие дистанции (100 м) за период педагогического эксперимента с применением комплексов СПУ
Изучаемые показатели Исходные данные* Исходные данные После эксперимента % прироста результатов за 1 год
Бег на 100 м с н/с с 11,64±0,06 11,47±0,09 1,46
Бег на 60 м с н/с с 7,21±0,05 7,05±0,04 2,21
Бег на 20 м с н/с с 2,17±0,07 2,09±0,06 3,68
Прыжок в длину с/м см 275±13 285±12 3,63
* показатели без целенаправленного применения СПУ
Результаты педагогического эксперимента показали, что у спортсменов происходили положительные изменения в специальной работоспособности в беге на 100 метров.
Положительные изменения в функциональном состоянии нервномышечного аппарата и двигательных способностях испытуемых можно объяснить только с позиции того, что юные спринтеры в годичном цикле, при меньшем объеме выполнения скоростного бега с интенсивностью 96-100 % и 90 %, выполняли комплексы специально-подготовительных упражнений беговой и скоростно-силовой направленности.
Многолетнее отставание отечественных спринтеров от мировой элиты обязывает тренеров и научных сотрудников вести постоянный поиск эффективных и надежных путей системы подготовки спортсменов в данном виде спорта.
По мнению ведущих специалистов, главной и отличительной чертой спортивной подготовки должно быть выполнение таких тренировочных заданий, которые явились бы мощным рычагом преобразования и совершенствования двигательных возможностей занимающихся. Важно тренировать те системы, которые в первую очередь обеспечивают поступательный рост специальной работоспособности бегунов [2].
В свою очередь все средства подготовки подразделяются на группы в соответствии с поставленными задачами, т.е. воспитания, развития, и совершенствования физической, технической, тактической, психологической, морально-волевой подготовленности спортсменов.
Естественно, что в многолетнем тренировочном процессе не всегда удается провести разграничение по принадлежности того или иного средства к одноименной группе [3].
Важно учитывать взаимосвязи между предложенными упражнениями и их эффектами для развития специальной работоспособности. Уже не у кого не вызывает сомнения, что простое наращивание объемов и интенсивности
259
о
Щ SCIENCE TIME Щ
тренировочных нагрузок в процессе подготовки бегунов на короткие дистанции зачастую не приводят к планируемому результату. Для спортивной практики актуальными остаются вопросы определения эффективных соотношений между основными тренировочными средствами и специально-подготовительными упражнениями, а также их организации проведения учебно-тренировочных занятий не только на отдельных этапах подготовки, но и в годичном цикле.
На современном этапе развития методических положений в спортивной тренировке в беге на короткие дистанции специалисты рекомендуют обращать внимание на проведение специализированных воздействий на организм спортсмена специфическими специально-подготовительными упражнениями (СПУ), имеющих прямую взаимосвязь с соревновательным упражнением.
Однако разработки последних лет по применению СПУ в процессе подготовки спринтеров не в полном объеме могут быть взяты на вооружении тренеров из-за отсутствия научно-обоснованных рекомендаций в этом направлении. Это связано с тем, что среди тренеров нет единого мнения по объемам использования СПУ на отдельных этапах годичного цикла [1].
Общеизвестно, что прямой перенос методических рекомендаций без научного обоснования их применения зачастую приводит к несогласованности между предлагаемыми нагрузками и функциональными возможностями организма занимающихся. Установлено, что переход границ функциональной приспособляемости к физическим нагрузкам в большинстве случаев приводит к переутомлению вегетативных функций организма, опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата, перенапряжениям, травмам и, в конечном итоге, большим потерям одаренной молодежи [2].
Поэтому специалисты рекомендуют соблюдать принципы и методические требования общей теории и методики детского и юношеского спорта, на которых основывается управление подготовкой юных спортсменов, а именно, целевой направленности по отношению к спортивному высшему мастерству. Важно соблюдать соразмерность развития основных двигательных качеств в зависимости от возрастных особенностей, учета ведущих факторов на разных этапах подготовки многолетней тренировки, систематизации учебнотренировочного процесса, коррекции нагрузки функциональной различной направленности и т. д. [1].
Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы показывает, что мнения специалистов расходятся по вопросам организации эффективного применения специально-подготовительных упражнений (СПУ) в учебно-тренировочном процессе подготовки юных бегунов-спринтеров,
тренирующихся на этапах углубленной спортивной специализации.
Специальная работоспособность в беге на короткие дистанции во многом зависит от выполнения основных тренировочных средств подготовки и СПУ в
260
о
Щ SCIENCE TIME Щ
режиме многолетнего процесса, направленных на развитие и совершенствование двигательных способностей спортсменов.
Достижение высоких результатов в спринтерском беге тесно связано с техникой выполнения соревновательного упражнения и устойчивостью кинематических характеристик бега по участкам дистанции (20-30, 30-60, 6080, 80-100 м) 100 метров.
Обоснованные учеными достоверные корреляционные взаимосвязи кинематических и динамических характеристик СПУ с результатом бега на 100 метров позволили определить состав 5-ти комплексов. Каждый комплекс состоит из 5-ти упражнений (1-2-3-4-ый комплексы) и 6-ти упражнений (5-ый комплекс).
Первый комплекс содержит 5 упражнений (100 %) беговой направленности.
Второй комплекс содержит 5 упражнений (100 %) скоростно-силовой направленности. Третий комплекс содержит 5 упражнений, из которых 3 упражнения (60 %) беговой направленности и 2 упражнения (40 %) скоростносиловой направленности. Четвертый комплекс содержит 5 упражнений, из которых 2 упражнения (40 %) беговой направленности и 3 упражнения (60 %) скоростно-силовой направленности. Пятый комплекс содержит 6 упражнений, из которых 3 упражнения (50 %) беговой направленности и 3 упражнения (50 %) скоростно-силовой направленности.
По данным ученых использование повышенных объемов тренировочных нагрузок беговой направленности на начальных этапах углубленной спортивной подготовки юных бегунов на короткие дистанции в годичном цикле не способствует повышению функциональных возможностей организма. После выполнения в одном занятии больших тренировочных нагрузок беговой направленности (с интенсивностью 96-100 % и 90 % и ниже) полное восстановление функционального состоянию нервно-мышечного аппарата (НМА) наступает к 36 и 48 часу отдыха, соответственно. Переход границ функциональной приспособляемости юного организма от выполнения повышенных физических нагрузок приводит к перенапряжению НМА и возникновению специфических травм.
Достижение высоких показателей работоспособности у юных бегунов на короткие дистанции зависит не только от объема выполнения тренировочных нагрузок бегового характера, но и от использования комплексов специальноподготовительных упражнений (СПУ) скоростной и скоростно-силовой направленности. После выполнения комплексов СПУ в одном тренировочном занятии большого объема восстановление НМА наступает к 10 и 16 часу отдыха на фоне положительной функциональной приспособляемости организма к предлагаемым нагрузкам.
а
261
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Литература:
1. Бугаев, А.В. Инновационные пути подготовки юных легкоатлетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Бугаев. - М. : ФГОУВПО, 2009. - 62 с.
2. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов : учеб. пособие / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук. - Смоленск : ТО-Информ, 2013. - 219 с.
3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания : учеб. пособие / В.М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2011. - 199 с.
о
262