Научная статья на тему 'Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике'

Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7202
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ГЕНЕТИКА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / SPORTS SELECTION / RHYTHMIC GYMNASTICS / BASIC TRAINING / HEREDITY / GENETICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колиненко Елена Александровна, Могилев Валерий Евгеньевич, Ашарина Анастасия Андреевна

Представлен экспериментальный материал по использованию современной комплексной методики отбора детей в группы начальной подготовки по художественной гимнастике с учетом генетической предрасположенности занимающихся, определяющейся методом пальцевой дерматоглифики. Разработанная методика отбора позволяет выявить более перспективных гимнасток, которые способны показывать высокие результаты в специальной физической подготовке и соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колиненко Елена Александровна, Могилев Валерий Евгеньевич, Ашарина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF SPORTS SELECTION AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Presents experimental data on the integrated use of modern methods of selection of children in groups of initial training in rhythmic gymnastics taking into account genetic predisposition involved, as determined hy the method of digital dermatoglyphics. The developed method of selection allows to identify the more promising gymnasts who are able to show good results in special physical training and competitive activities.

Текст научной работы на тему «Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике»

УДК 796.412

МЕТОДИКА СПОРТИВНОГО ОТБОРА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Е.А. Колиненко, В.Е. Могилев, А.А. Ашарина

Представлен экспериментальный материал по использованию современной комплексной методики отбора детей в группы начальной подготовки по художественной гимнастике с учетом генетической предрасположенности занимающихся, определяющейся методом пальцевой дерматоглифики. Разработанная методика отбора позволяет выявить более перспективных гимнасток, которые способны показывать высокие результаты в специальной физической подготовке и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: спортивный отбор, генетика. художественная гимнастика, начальная подготовка, физические качества.

В настоящее время победы российских гимнасток на чемпионатах мира, олимпийских играх вызывают рост популярности художественной гимнастики в стране.

Возрастают и требования, предъявляемые к спортсменкам. Первенство будет сохраняться за гимнастками, которые смогут сочетать разностороннюю сложность с виртуозным исполнением, особой эмоциональностью, артистизмом. При этом высокий уровень современных результатов требует как можно более ранней прогностической оценки физического потенциала гимнастки, а также и экстраординарных наследственных данных, определяющихся спортивным отбором [2, 6].

Спортивный отбор имеет свои особенности, главная из которых заключается в том, что обычно определяется пригодность к занятиям гимнастикой детей дошкольного возраста, организм которых интенсивно развивается. Поэтому для отбора в спорт высших достижений важна не только диагностика о соответствии природных задатков и способностей, но и объективный прогноз их развития, возможность на начальном этапе предвидеть те ведущие факторы, которые обеспечат высокий и стабильный результат

Особенностью спортивного отбора является необходимость осуществления поиска спортивно одарённых детей задолго до завершения в их организме биологических процессов роста и развития. Увеличение объемов и интенсивности физических нагрузок гимнасток, ранняя специализация и «омоложение» предъявляют повышенные требования к функционированию всех систем организма спортсменок. Неадекватный выбор вида спортивной деятельности сопровождается достижением менее высокого уровня спортивного мастерства, неутешительным прогнозом

перспективности и остановкой роста спортивного мастерства в связи с исчерпанием генетического резерва организма.

Одним из основных моментов, определяющих спортивные успехи ребенка, является обладание особенными морфологическими данными в сочетании с физическими и психическими способностями [1, 3, 4].

Важным условием повышения результативности спортивного отбора на начальном этапе подготовки является учет современных тенденций и возможность ориентации на конкретные критерии достижения спортивного мастерства. Одним из путей решения проблемы диагностики и отбора являются современные компьютерные программы, позволяющие на достаточно высоком научном уровне диагностировать врожденные особенности двигательной одаренности человека, а также повысить эффективность спортивного отбора за счет учета генетической предрасположенности занимающихся. Дерматоглифические показатели и ряд других морфологических параметров человека являются высоконадежными генетическими маркерами. Это объясняется тем, что они имеют высокую степень наследуемости, хорошо выражены и полностью проявляются от поколения к поколению, мало зависят от внешней среды, не меняются в течение жизни человека [7].

По мнению А.С. Кривцова, дерматоглифический метод является наиболее приемлемым при организации спортивного отбора по информативности, по доступности обследования и анализа данных, а также позволяет выявить специфику реализации генетически обусловленного развития физических способностей человека на разных уровнях - от энергетических особенностей, физических качеств до спортивной специализации. Физические способности во всех проявлениях в высокой степени подвержены влиянию наследственности. С возрастом влияние наследственных факторов проявляется более явно. В соответствии с классификацией F. Galton-E. Henry, учитывающей форму узора и количество трирадиусов (дельт) в художественной гимнастике преобладающим является фенотип WL, свидетельствующий о развитии координационных способностей с приоритетом к развитию выносливости и способности к ощущению относительного положения частей своего тела без зрительного контроля [5].

На данном этапе уровень разработки тематики позволяет говорить о возможности использования метода пальцевой дерматоглифики с целью ранней ориентации и отбора в спорте. В связи с этим разработка методики отбора детей в группы начальной подготовки по художественной гимнастике является актуальной. Целью настоящего исследования стало научное обоснование методики отбора детей 6-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой на начальном этапе спортивной подготовки. В работе были поставлены следующие задачи: изучить требования к

перспективности детей для занятий художественной гимнастикой, с учетом современных тенденций развития данного вида спорта; разработать методику отбора детей для занятий художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки и экспериментально проверить эффективность методики спортивного отбора на начальном этапе спортивной подготовки детей 6-7 лет для занятий художественной гимнастикой.

Исследование, направленное на выявление эффективности системы комплексного тестирования для начального отбора детей в художественной гимнастике осуществлялось в течение шести месяцев тренировочных занятий. В тестировании принимали участие две группы гимнасток 6-7 лет по 18 чел. в каждой, занимающиеся в спортивно-оздоровительных группах в спортивном клубе «Грация».

Разработанная методика спортивного отбора на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике включала: дерматоглифическое тестирование испытуемых с использованием программно-аппаратного комплекса Genetiсtest для выявления перспективных спортсменок для занятий художественной гимнастикой, с учетом генетических маркеров; медицинский осмотр; антропометрические измерения: оценка параметров телосложения и пропорциональности тела гимнасток в соответствии с критериями; тестирование физических качеств.

Использование данных дерматоглифики было обусловлено тем, что оно дает информацию о наследственности испытуемых спортсменок и отличается доступностью, высокой информативностью, однозначностью и удобством хранения и передачи данных. Специфика двигательной деятельности в художественной гимнастике обусловливает неодинаковые требования к развитию различных двигательных качеств.

Тестирование физические качества занимающихся состояло из 12 контрольных упражнений. Из них 6 являлись стандартными для групп начальной подготовки - на оценку гибкости, подвижности тазобедренных суставов, оценку скоростно-силовых способностей, вестибулярной устойчивости. Для оценки специальной физической подготовленности на основании работ (Винер И.А, Карпенко Л.А., 2007; Карпенко Л.А., Румба О.Г., 2014), были отобраны 6 контрольных упражнений, которые отмечены как достаточно информативные показатели важных качеств в художественной гимнастике. При проведении тестирования на оценку физических качеств с целью учета влияния одних физических качеств на другие придерживались следующей последовательности заданий: упражнения для оценки гибкость; упражнения для оценки скоростно-силовых способностей; упражнения на координацию; упражнения для оценки вестибулярной устойчивости; упражнения для оценки силы; упражнения для оценки выносливости.

По результатам дерматоглифического тестирования, определения типа пальцевой формулы были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная. Формирование групп осуществлялось по показателям: предрасположенность и выраженные способности к реализации своего потенциала в художественной гимнастике, способность к сложно-координационным видам спорта, тип темперамента. В показателе «темперамент» отдавалось предпочтение детям, имеющим тип темперамента сангвиник, флегматик или смешанный тип.

Экспериментальную группу (ЭГ), составили занимающиеся, которые по результатам тестирования были выделены по тестам, как наиболее перспективные, а контрольную группу (КГ) составили дети, которые не были отмечены, как перспективные, но имели желание заниматься данным видом спорта. При этом показатель, характеризующий предрасположенность к виду спорта «Художественная гимнастика» в процентном соотношении в ЭГ составлял от 146 до 192 %, а в КГ - от 92 до 124 %. Предрасположенность к развитию координации в среднем составляла в ЭГ - 40 %, а в КГ - 12 %. Данный процентный показатель характеризует степень встречаемости пальцевой формулы в данном виде спорта, по сравнению со среднепопуляционным показателем. Так же в ЭГ у детей наблюдался тип темперамента как сангвиник (37%) и флегматик (63 %), а в ЭГ чаще встречался смешанный тип темперамента, такой как сангвиник-холерик (71 %). По уровню физического развития и антропометрическим данным дети КГ не отличались от детей ЭГ (Р>0,5), (табл.1).

Таблица 1

Результаты измерения антропометрических показателей гимнасток

до эксперимента

№ Показатели, ед.изм. ЭГ (п=18) КГ (п=18) Р

п/п М±т М±т

1 Масса тела, кг 18,99±0,41 19,04±0,84 р>0,05

2 Рост, см 119,6±1,13 117,8±1,62 р>0,05

3 Индекс Брока-Бругша, балл 3,6±0,32 3,4±0,32 р>0,05

В данных группах учитывался также Индекс Брока-Бругша (индекс нормального веса), который составлял не менее 2-х баллов из 5-ти баллов. В обеих группах проводились занятия художественной гимнастикой согласно расписанию по одной и той же методике и объему часов.

Через шесть месяцев занятий проводилось контрольное тестирование обеих групп по показателям общей и специальной физической подготовленности. В результате тестирования занимающихся, были

выявлены достоверно значимые (р<0,05) различия между ЭГ и КГ в оценке общей физической подготовленности, но более выраженные отличия зарегистрированы в показателях специальной физической подготовленности (табл.2).

Таблица 2

Результаты тестирования общей и специальной физической подготовленности занимающихся ЭГ и КГ в конце эксперимента

№ Контрольное упражнение (тест), баллы ЭГ (п=10) М±т КГ (п=10) М±т P

1 Выкрут со скакалкой 4,3±0,22 3,8±0,22 <0,05

2 «Складка» 4,1±0,22 3,9±0,32 >0,05

3 «Лягушка» 4,2±0,22 3,8±0,22 <0,05

4 Разгибание в голеностопном суставе 3,5±0,32 3,4±0,32 >0,05

5 Разгибание в коленном суставе 3,8±0,32 3,7±0,32 >0,05

6 «Рыбка» 4,2±0,22 4,0±0,22 >0,05

7 Мост 4,0±0,22 3,9±0,22 >0,05

8 Шпагаты 4,5±0,11 4,2±0,22 <0,05

9 Прыжки через скакалку 4,6±0,11 4,1±0,22 <0,05

10 Равновесие 4,4±0,11 3,7±0,22 <0,05

11 Ловля гимнастического мяча 4,6±0,11 3,8±0,32 <0,05

12 Воспроизведение ритмических рисунков 4,4±0,22 3,8±0,32 <0,05

Наибольшее увеличение показателей в ЭГ по сравнению с КГ было выявлено в таких тестах как: «лягушка» - на 10 %, прыжки через скакалку - на 12 %, равновесие - на 19 %, ловля гимнастического мяча - на 21 %, воспроизведение ритмических рисунков - на 15 %. В соревновательной деятельности при выполнении упражнений гимнастками ЭГ были показаны более высокие результаты (в среднем выше на 2,18 баллов), по сравнению с результатами гимнасток КГ.

Прирост результатов составил 16 %. При этом из 18 спортсменок экспериментальной группы 15 чел. выполнили норматив третьего юношеского разряда, в то время как из контрольной группы только 9 гимнасток выполнили данный норматив.

Таким образом, разработанная методика спортивного отбора детей 6-7 лет для занятий художественной гимнастикой является достаточно эффективной. В результате занимающиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты в специальной физической подготовке и соревновательной деятельности. Данная методика может быть использована в ДЮСШ.

Список литературы:

1. Карпенко Л.А., Винер И.А., Сивицкий В.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: учеб. пособие. М., 2007. 76 с.

2. Платонов В. Н., Запорожанов В.Л. Отбор и прогнозирование перспективных спортсменов. Киев: Здоров'я, 1994. 52 с.

3. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2013. 1048 с.

4. Серова Л.К. Профессиональный отбор в спорте: учеб. пособие для высших учебных заведений физической культуры. М.: Человек, 2011. 160 с.

5. Шинкарук О.А. Отбор спортсменов и ориентация их подготовки в процессе многолетнего совершенствования (на материале олимпийских видов спорта). Киев: Олимпийская литература, 2011. 360 с.

6. Тамбовцева Р.В., Загорская А.В. Прогнозирование развития физических качеств методом пальцевой дерматоглифики спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике // Научный медицинский вестник. Вып. №1 (3). 2009. С. 133-140.

7. Muscle, Genes and Athletic Performance / Jl. Andersen ^te] // Scientific Amer., 2000. P. 31-37.

Колиненко Елена Александровна, канд. пед. наук, доц, kolinenko. lena@yandex. ru. Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Могилев Валерий Евгеньевич, канд. мед. наук, проф., mogilev4141@,mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Ашарина Анастасия Андреевна, магистрант, asharinatg@,khabarovskadm.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры

TECHNIQUE OF SPORTS SELECTION AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION

IN RHYTHMIC GYMNASTICS

E.A. Kolinenko, V.E. Mogilev, A.A. Asarina

Presents experimental data on the integrated use of modern methods of selection of children in groups of initial training in rhythmic gymnastics taking into account genetic predisposition involved, as determined by the method of digital dermatoglyphics. The developed method of selection allows to identify the more promising gymnasts who are able to show good results in special physical training and competitive activities.

Key words: sports selection, rhythmic gymnastics, basic training, heredity, genetics.

Kolinenko Elena Alexandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, kolinenko.lena@yandex.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Mogilev Valery Evgenievich, candidate of medical Sciences, professor, mogilev4141@,mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Asarina Anastasia Andreevna, undergraduate, asharinatg@,khabarovskadm.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.