Научная статья на тему 'Методика создания мультимедийных пособий и программ'

Методика создания мультимедийных пособий и программ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
246
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика создания мультимедийных пособий и программ»

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Сологуб В.А.

Зав. УМК Мультимедиатехнологий АПК и ППРО

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Уважаемые коллеги!

Если вы внимательно прочитали статью в первом номере журнала и желаете продолжить повышение квалификации в области мультимедиа технологий, то для получения удостоверения о прохождении курса вам необходимо зарегистрироваться по электронной почте по адресу sologub@apkro/ru.

ЗАНЯТИЕ 1

Мультимедиа технологии представляют собой принципиально новый уровень обработки информации. Это означает, что видеоряды, тестовая и аудиоинформация, компьютерная графика и анимация могут быть произвольным образом скомпонованы с учетом дидактических особенностей.

При помощи средств мультимедиа можно создать модель лекции, семинара, выступления на конференции и т.п. Мультимедийные средства интерактивны и потому предоставляют большие возможности для использования дидактических приемов. Составитель обучающей программы должен обладать профессиональными навыками в области художественного монтажа.

Запуск

1. Начните работу с нажатия кнопки «Пуск», которая находится на экране слева внизу

2. Выделите курсором «Все программы», а затем программу Microsoft Office и Microsoft Office Power Point 2003

3. Запустите эту программу, для чего выделите ее курсором + Enter и ждите..., или дважды щелкните по ней левой кнопкой мышки

3. Запустите эту программу, для чего выделите ее курсором + Enter и ждите., или дважды щелкните по ней левой кнопкой мышки

U пуск Q ^ Ш Е Е

После того, как вы вошли в программу, необходимо начать работу с выбора макета содержимого через «Разметку слайда» Выполните команды: «ФОРМАТ» - «РАЗМЕТКА СЛАЙДА»

J Разметка слайда

Приступая к работе

Справка

Поиск

Коллекция клипов Справочные материалы Буфер обмена

Создание презентации Справка по шаблону Общая рабочая область Обновления документов

| у | Разметка слайда Дизайн слайда

Дизайн слайда ■ Цветовые скемы Дизайн слайда - Эффекты анимации Настройка анимации Смена слайдов

Начните работу с выбора макета содержимого и разверните другие области задач через «Разметку слайда»

Для проявления творчества в создании программы выберите пустой слайд - это и будет вашим рабочим полем. Для этого щелкните по нему курсором мышки.

Разверните другие области задач через «Разметку слайда» и ознакомьтесь с некоторыми возможностями программы Power Point 2003/

Справа от развернутого меню, по мере выбора информации, будут появляться пояснения о возможных вариантах действий со слайдами.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

71

В верхней части основной программы находится меню: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Показ слайдов, Окно, ? . В каждом меню есть свои команды.

Ш Microsoft PowerPoint - [Презентация2]

Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Показ слайдов Окно Справка Введите вопрс

'iJ L^ld, •1® З:'™' -..1» J Ж fall В | |Е := | A" [W W [ЖКонструктор JC

Ознакомьтесь подробнее с командами в «Меню». Для этого нажимайте левой кнопкой мышки на черточку под названиями...

0 Microsoft PowerPoint - [Презентация?]

О Microsoft PowerPoint - [Презентация?]

.•!« * ёШЫШи

Через меню «Вид» можно выйти на «Панель инструментов», далее на «Настройку» и «Команды», которые частично вынесены на вторую строку Главного меню:

В нижней части экрана расположены «инструменты», которые помогут решать многие задачи при создании каждого слайда в отдельности.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать процесс обучения более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Повышается эффективность усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительнаяислуховаясоставляющие.

72

«Муниципальное образование:инновациии эксперимент» № 2, 2008

____________________ЗАОЧНАЯ^ШОЛ.А^МОЛ_________________________________________

ЗАНЯТИЕ2

Работу по созданию слайда начнем с размещением автофигур наслайде. Дляэтого в нижней части экрана разверните контекстное меню «АВТОФИГУРЫ» и выберите фигуру. Удерживая нажатой левую кнопку мышки, сделайте движение слева вниз. Если вы хотите сохранить пропорциональностьобъекта, то при рисовании удерживайте нажатой клавишу SHIFT.

Раскройтекаждуюизкоманд:

- группиРовка понадобиться при объединении двух или несколькихобъектов;

- порядокопределит, какой объектможет быть наперво м плане, а что за этим объектом;

- сетка и направляющие помогут сориентироваться в размерахпомещаемыхобъеююв;

- сдвиг: влево, вправо, вверх, вниз помогут перемещать объекты( же функциювыполня-

ют икпавиши на клави^^’у|эе);

- повернуть (отразить) - можно, при необходимости, поворачиватьобъект.

ш Г руппироваггь й Разгруппировать ^ | Перегруппировать

Порядок

Сетка и направляющие...

Сдвиг

Выровнягь/распределигь

Повернугь/отразигь ’jjj] I Спрямить соединения

^ Начать изменение узлов

Изменить автофигуру ►

По умолчанию для авгофигур Действия т [ufr | Автофигуры т \ Ч

Если при работе с различными объектами Вас не5устраивает выбранное решение, то надо воспользоваться в меню «Правка» командами «Вырезать» или «Отменить», при этом поле удаляемогообъекта должно быть активным (выделите объект^рсором + щелч он: мышкой).

Поле активно - это значит, что при щелчке на объекте появляются обозначенные маленькими кружками (или квадратами) границы. Зеленый кружок помогает поворачивать объект,ажелтыйпрямоугольник-изменитьформуфигуры.

Для отмены команды или возврату к ранее выполненным действиям с объектомможно воспользоватьсястрелками,ко-торыемогут находиться вверху подмен ю в программе Power Р oint.

Выполните упражнение:

Например, в разделе«Автофигуры» выберите «цилиндр»» , за"^|^1\л,г^|эи нажатойлевой кнопке мышки, движением вправо-вниз;нарисуйте его. Не волнуйтесь - в этой работе Вампоможет компьютер.

При активном поле измените его цвет, для чего используйте «инструмент» - «Цвет заливки», который находится на панели внизу. Выберите пон равившейсяВамцвет, дляэтого курсор установи те на выбранном оттенке, нажмите левую кнопку мышки - «цилиндр» окрасится.

При работе с окрашиванием объекта помимо стандартных оттенков используйте «Дополнительные цвета» и «Способы заливки». Более подробно вопрос о способах заливки объектов будет рассмотрен позже.

Аналогичные действия проделайте с изменением цвета линий контура (Цвет линии), их толщины (Тип линии), создайте пунктирный контур (Тип штриха).

Особое внимание обратите на созданиетени объекта (Настройкатени), восприятие объема (Настройка объема). ВсеэтиупражненияпомогутВамприсозданииподвижныхобъектовв любомпособии.

I

К

j) о

^ о к

«Муниципала ое образование: инновации и эксперимент» №2, 2008

73

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Работа с командой «Действия» и ее составл я ю щими:

Поместите любую автофигуру так, чтобы она частично закрыла «цилиндр».

Откройте команду «Действия» (выделите курсором объект + щелчок мышкой) и выполните все возможные задания, которые там указаны. При этом выделяйте поле того объекта,которыйВыбудете перемещать согласно предложенным заданиям.

ш Г руппировать Разгруппировать Перегруппировать

Порядок

Сетка и направляющие... Сдвиг

Выровнягь/распределигь Довернуть/отразигь | Спрямить соединения 1j£ Начать изменение узлов Изменить авгофигуру

По умолчанию для автофигур Действия т |АвгоФигуры т\Ч

Раскройтекаждуюизкоманд: группировка понадобиться при объединении двух или несколькихобъектов; порядок определит,какой объект может быть на первомплане, ачтоза этимобъектом; сетка и направляющие помогут сориентировать ся 13 размерах п омещаемых обьеюгов; сдвиг: влево, вправо, вверх, вниз помогут перемещать объекты( же ф^щиювы™ня-

ют икпавиши на клави^^’у|эе);

11

повернуть (отразить) - можно, при необходимости, поворач иватьобъект.

Особаяроль отводиться команда м«Выровнять \ршрг^|:5(5де.^1^ть.»и «Изменить автофигуру»

При выравнивании объектов относительнодругих объектов флажок«Относительнослайда»должен быть сньт. Если этот флажокустановлен, объект будет выравниваться относительно слайда, а не другого объекта.

РЁД Группировать Разгруппировать

Порядок

Выровнять/распределить

Повернугь/отразигь Изменить автофигуру

V

Is Выровнять по левому краю Ф Выровнять по центру sl Выровнять по правому краю

DQt Выровнять по верхнему краю ■оО1 Выровнять по середине

“Ш Выровнять по нижнему краю

oDn Распределить по горизонтали Распределить по вертикали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Относительно слайда

| Действия-

Авгофигуры - \ \ I I О И1 -^1 [й1 Ф ^ ^ - — Н.-.у

ш

Если на слайде уже имеется автофигура, но она вас не очень устраивает, то совсем необязательно ее удалять. Выделите автофигуру, далее «Действия», «Изменить автофигуру». Сделайте выбор объекта, и Ваш рису-нокизменится.

При построении графиков или рисунка на слайде может быть использована команда «Начать изменение узлов»Нарисуйтепрямуюили кривуюлинию,азатемпотянитееезалюбыеточки.

ЗАНЯТИЕ3

РАБОТАСТЕКСТОМ

Установите курсор на команде «Надпись» (смотрите на экране внизу) или в меню «Вставка» — «Надпись», а затем движением вправо и чуть-чуть вниз обозначьте на листе прямоугольник, ширина которого будет соответствовать размеру строки.

Пусть Вас не беспокоит, что весь подготовленный текст может не уместиться в этом прямоугольнике. Его размеры в длину будут увеличиваться по мере печатания текста. Если Вы уже подготовили поле для текста, то, открыв меню «Формат» и выделив «Шрифт», можно изменить размеры букв, их цвет, оттенить шрифт, подчеркнуть

74

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

буквы и текст, создатьрельеф. Для переключения шрифта клавиатуры с русского языка на английский нажмите одновременно клавиши Shift + Alt.

Щелкнуть мышкой на значке «Надпись»

I ■ Действия'

, Автофигуры т\ А-= С J i\

Удерживая нажатой ле вуюкнопку мышки, провести по рабочему полю слева - направо и напечатать текст.

Выполните упражнения:

- выберите цвет и размер заголовка;

- измените размеры «поля» текста. Переведите горизонтальное расположениезаголовка в вертикальное за счет уменьшения«поля»текстадо размера одной буквы и решите длясебя,когдаэтоудобноделать;

- вы берите новый размер шрифта для печатания текста или предоставьтеэту возможность комп ьютеру само -муопределить размеры шрифта;

- изучите возможность исправления букв в тексте, замене или вставке слов, предложений. Если Вы хотите удалить текст, слово или букву, надо установить курсор «за» удаляемой буквойи воспользоваться юювишей Backspace.

П ри желании полностью изменить размер, цвет текстаили слова, поместите курсор в начал е те кета или слова, не отпуская левую кнопку мышки, проведитекурсороа по лове;рхности букв, а затем вводите новыеданные.

Если Вы сомневаетесь вправильности на писания слова, то после выделения его, в меню «Сервис» выполните команды «Проверка стиля», «Орфография», и компьютер обязательно Вам поможет. Только не забудьте нажать «ОК» (илиЕп1ег) , если Высогласныскомпьютером.Выйдете изпрофаммы и сновасоздайтепустойслайд.

Вопросоработе с текстовой программой Word Art будет рассмотрен позже в связи с использованием анимационных эффектов.

Оче н ь часто тот или иной текст помещается в автофигуру. Для этого надо рядом с текстом расположить выбранный объект.

Цвет - это дитя света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, отк[ывает нам через цветегоживую ду шу.

У 1

О -Jo

jjj Цвет- это дитя света, jjjj |!| и свет - его мать. Свет, jjjj Щ как первый шаг в || Щ создании мира, Цу jjj открывает нам через jjjj Ц: уушу. jjlj

Например,вывыбралискругленныйпрямоугольникиподготовилитекст. Выделитеобаобъекта.

|^> Выровнять по левому краю

£ Выровнять по центру

-^| Выровнять по ” Выровнять по ■оО* Выровнять по jJ-I- Выровнять по Распределить Распределить

правому краю верхнему краю середине нижнему краю

по горизонтали по вертикали

Относительно слайда

Выполните два действия:

1) «Выровнять \ распределить по центру»

2) «Выровнять \ распределить по середине»

В этом случае текст распределяется внутри фигуры как по середине, так и по центру.

Цвет- это дит я света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №2, 2008

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.